Социодинамика - рубрика Религия и политика
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Религия и политика"
Религия и политика
Гаврилов О.Ф., Жукова О.И. - Сакральность истории как предмет теоретических дискуссий и социокультурной практики c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.5.40592

EDN: XPKSNH

Аннотация: Предметом исследования является корреляция между вариантами отношения к сакральному как феномену восприятия прошлого и практическими воплощениями этих модальностей в различных социокультурных формах. В качестве методологического основания использован принцип разделения истории (исторической науки) и коллективной памяти, реализованный в «memory studies», в частности, М. Хвальбваксом и П. Нора. Оригинальное применение этого принципа в данном исследовании позволило установить две взаимозависимости между внутренне дифференцированными ценностно-идейными установками (секулярная / сакральная) по поводу исторического прошлого и их объективациями в нормах права и научного этоса, особенностях системы образования и воспитания, в развитии искусства. Секулярная оценка сакрального предполагает его элиминацию из области бытия, механизмов духовного освоения прошлого и находит выражение либо в использовании строгих, формализованных инструментов исторического познания, в требовании максимальной деидеологизации последнего, либо в таком отношении к прошлому, при котором оно превращается в материал субъективных интерпретаций. В противоположной установке сакральное понимается в качестве необходимой и неустранимой части коллективной памяти, источником которого в одной трактовке выступает трансцендентный план бытия, а в другой — трансцендентальные универсалии культуры. Такая установка оказывается препятствием на пути полного устранения сакрального и из практики специализированного исторического познания, что находит нормативное выражение во встраивании теологического дискурса в структуру научного знания.
Незнанова В.С., Третьякова М.О. - Влияние воцерковленности на социально-политическое сознание россиян c. 11-21

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.4.40458

EDN: MJSTVT

Аннотация: Предмет данной статьи – процесс влияния воцерковленности на социально-политическое сознание россиян. Цель работы раскрыть роль влияния религиозных ценностей, присущих верующему и воцерковленному человеку на его социально-политическое сознание. Работа опирается на религиозные догматы Русской православной церкви, социологические исследования, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», данные общественной палаты Российской Федерации, общественной палаты Санкт-Петербурга и т.д. При проведении исследования применялись следующие методы: историко-философского анализа, сравнительного анализа, междисциплинарный подход. Научная новизна заключается в том, что раскрыта роль влияния воцерковленности на социально-политическое сознание россиян.    Сегодня тема влияния воцеркволенности на социально-политическое сознание россиян мало изучена. Как правило, в данном контексте рассматриваются более общие понятия, такие как гуманность, мораль и нравственность без существенной привязки именно к религиозным началам и без должного осмысления данного вопроса в контексте социально-политического сознания. В данном исследовании проводится анализ с исторической и современной точек зрения. Основными выводами исследования являются следующие: 1. Исповедуя религию, человек перенимает те ценности и морально-нравственные ориентиры, которые присущи данной религии. 2. Религиозное представление так или иначе начинает проецироваться на окружающий мир, в том числе и в светской обыденной жизни. 3. Исходя из результатов исследования можно утверждать о влиянии воцерковленности на социально-политическое сознание россиян.
Цюй Ц., Гао С. - Эволюция вопроса латинизации униатской церкви и ее причины c. 15-27

DOI:
10.25136/2409-7144.2024.3.69936

EDN: JJECMY

Аннотация: Объектом исследования является униатская церковь, основанная по Брестской унии в 1596 году. Тогда православные епископы Речи Посполитой решили объединиться с Папой Римской при условии сохранения восточных традиций. Однако после Брестской унии практика Латинской церкви быстро начала размывать восточные традиции униатской церкви, появилось явление латинизации. Предметом исследования являются процессы и причины латинизации и делатинизации униатской церкви. Основание и развитие униатской церкви имели сильные политические факторы, поскольку в статье ее латинизация также рассматривалась как с религиозного, так и с политического аспектов. Особое внимание автор уделяет мотивам делатинизации униатской церкви за последние 100 лет, связанной с распространением католической веры среди православных народов.   На методологическом уровне автор объединяет историко-политическую подоплеку для анализа материалов, относящихся к теме исследования. Основной вывод исследования состоит в том, что из-за противоречия между римско-католическим учением и восточными традициями уния с Римом обречена привести к латинизации униатской церкви.Кроме того, латинизация униатской церкви имеет сильное политическое влияние. Особый исследовательский вклад автора в тему состоит в том, что он заметил противоречие в униатской церкви. Униатская церковь — это инструмент, используемый Западом для распространения католицизма на русской земле и отделения народа от русской православной традиции. Латинизация приведет к тому, что униатская церковь потеряет свою привлекательность для православных людей и повлияет на ее распространение. Однако без латинизации униатская церковь не смогла бы отделить своих верующих от православия и русской традиции, не смогла бы выполнять свои политические функции.
Силантьева Т.С. - Аксиолого-культурная специфика интерпретации понятия «грех» в современном католицизме (на примере оцифрованных проповедей российского католического духовенства) c. 19-29

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.7.43979

EDN: VKVAUV

Аннотация: Объектом исследования является процесс коммуникации социальных групп, рассматриваемый с точки зрения его ценностных оснований. Предмет исследования – концептуализация понятия «грех» в (оцифрованных) проповедях российских католических пастырей, представляющих собой тексты, прецедентные для среды российских католиков. Цель работы состоит в установлении доминирующих тенденций интерпретации понятия «грех», бытующих в данном сообществе. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1)выделить конкретные религиозные группы, анализ дискурса которых позволит уточнить бытующие интерпретации данного понятия; 2) подобрать релевантную методологию, позволяющую приступить к анализу этих интерпретаций; 3)соотнести полученные результаты с базовым текстом, устанавливающим рамочные интерпретации (в данном случае это будет катехизис Католической церкви). Методология исследования основана на применении комплексного философско-культурологического метода, опирающегося на аксиологический, антропологический и герменевтический подходы. В качестве конкретных методов использованы контент-анализ и дискурс-анализ. Научная новизна работы состоит в установлении возможностей и границ аксиологической «растяжимости» понятия «грех» на примере конкретных материалов, имеющих потенциально широкую аудиторию (в нее, помимо представителей сообщества российских католиков, могут входить любые пользователи сети Интернет). Вводя понятие «грех» как одну из культурных констант христианства в целом, рассмотренные проповеди транслируют его устойчивые канонические интерпретации. Ценностных реверсов, связанных с возможными откликами на трансформацию общественных отношений и отражения этого процесса в ценностном сознании авторов изученных проповедей, не обнаружено. Вместе с тем, в результате научного анализа собранного материала выявлены неожиданные результаты. Во-первых, сема «грех» встречается в оцифрованных проповедях российского католического духовенства сравнительно редко. Во-вторых, при сохранении негативной оценки греха, содержательный разбор этого понятия практически отсутствует. Вместо этого сопряженным семантическим полем становится констелляция понятий, выстроенная вокруг «любви» и «милосердия».
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Социально-антропологические основания взаимодействия церкви и государства в современной России c. 41-74

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.2.10777

Аннотация: В данной статье рассматривается взаимодействие между церковью и государством в современной России. Возможность диалога религии и науки. Сложившаяся в России ситуация религиозной свободы, которой так долго добивались все представленные религиозные организации, образовала чрезвычайно насыщенное и разнородное конфессиональное пространство, о котором шла речь выше. Эта религиозная свобода ставит каждого россиянина, имеющего религиозные потребности, особенно из числа впервые обращающихся к вере, в ситуацию непростого выбора, а религиозные организации – в ситуацию жесткой конкуренции за привлечение этих людей к себе. Многоконфессиональным отношениям в России в новых условиях необходим новый импульс, при котором каждый народ, каждая культура, религия, должны иметь возможность проявить свою самобытность, свой потенциал в гармоничном единстве со всем российским обществом. В качестве выводов следует выделить следующие положения: 1. При организации, проведении и методическом сопровождении любой практики изучения религии в российских светских образовательных учреждениях специалистам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, и непосредственно преподавателям важно не допускать нарушений законодательства об образовании. 2. Не следует допускать искусственных ограничений изучения религии в светских образовательных учреждениях, так как такие ограничения противоречат нормам международного права и российского законодательства. 3. Необходимо обеспечить повышение правовой культуры работников образовательной сферы. 4. Необходимо интенсифицировать теоретические и прикладные разработки по проблемам взаимодействия государства и церкви в области образования, создать для этой цели соответствующие региональные научно-исследовательские подразделения и центры.
Санкаров А.О. - Проблема формирования мусульманской идентичности в республике Башкортостан c. 42-49

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.9.35497

EDN: ZEGENK

Аннотация: В статье анализируется идентичность последователей ислама в Республике Башкортостан с точки зрения дискурсивной традиции.Целью настоящего исследования является установление особенностей формирования мусульманской идентичности на территории современного Башкортостана. Предметом исследования является формирование мусульманской идентичности в современном Башкортостане. Объектом исследования являются отдельные жители РБ, исповедующие ислам. Для проведения исследования был применён комплекс методов полевых исследований: непосредственное наблюдение объекта исследования, опрос, анкетирование. В ходе исследования автором проводится разграничение между различными группами мусульман Башкирии. Автор статьи подробно рассматривает различные типы религиозной идентичности мусульман Башкортостана.   Актуальность данного исследования заключается в том, что в условиях модернизации российского общества происходит усиление его религиозности. В то же время происходит определенное размытие религиозной идентичности российских мусульман вследствие глобализации культуры. Автором статьи выдвигается предположение о незавершенности формирования религиозной идентичности в силу ряда объективных факторов, в частности, из-за отсутствия четкой дифференциации между религиозной и этнической идентичностью, а также различий в идеалах и ценностях разных поколений. Новизна исследования заключается в установлении новых факторов, влияющих на формирование мусульманской идентичности жителей современного Башкортостана.
Баринова С.Г. - История развития духовных школ в России в начале XVIII века (проекты духовных школ и влияние схоластики) c. 50-56

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.9.44050

EDN: YVUUIN

Аннотация: В статье анализируется история развития духовного образования в России в начале XVIII века. Открытие духовных школ относилось к эпохе Петра I и имело важное значение для подготовки кадров церковных должностей. И если Древняя Русь имела только элементарное школьное обучение, состоявшее в чтении и писании, то во второй половине XVII века в Москве появились киевские ученые, оказавшие схоластическое влияние на подготовку будущих священников. Открытие духовных школ в России традиционно связано с именем Петра I, его идеями насаждения европейского просвещения и влиянием киевских ученых, латинизировавших процесс обучения.    Попытка Петра I перестроить систему духовного образования удалась не сразу, однако уже к 30-ым годам XVIII века в духовных школах был введен полный латинский курс по образцу Киевской академии. Под покровительством Петра I была сформирована общая цель – поднять уровень религиозно-нравственного развития клира. Именно со времен Петра Великого во второй половине XVII века появляются ученые-киевляне. Эпоха Петра I предполагала крутые реформы и нововведения, которым напрямую следовал дух Киевской коллегии, а ее воспитанники привнесли совершенно новый, современный идеал образования.
Аникин Д.А., Линченко А.А. - Русская православная церковь как актор политики памяти: опыт исследования локальных теологических дискурсов c. 52-67

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.1.39396

EDN: DXKBXW

Аннотация: Статья посвящена изучению локальных теологических дискурсов Русской православной церкви в условиях специфики «молодых регионов» России. На материале Липецкой области и деятельности Липецкой митрополии показано сочетание официального дискурса РПЦ с его локальными вариациями, приспособление теологических дискурсивных стратегий к конкретной региональной специфике с целью обозначения своих символических приоритетов и ориентиров. Применение методологических идей П. Бурдье, Б. Латура и З. Йегера позволило нам проанализировать специфику взаимодействия основных акторов символической политики в Липецкой области, а также выявить место и роль Липецкой митрополии с каждым из них в контексте реализации ее основных дискурсивных стратегий.   Было выявлено, что Липецкая митрополия стремится не столько к конкуренции и доминированию в символическом пространстве области, сколько пытается усилить религиозное измерение и интерпретацию всех основных событий истории региона, развивая взаимодействие с каждым из акторов политики памяти. Это позволяет в еще большей степени усиливать потенциал РПЦ в быстрой мобилизации ресурсов для продвижения собственных мемориальных проектов, которые в Липецкой области в первую очередь связаны с восстановлением храмов и монастырей. Исследование выявило пять основных дискурсивных стратегий Липецкой митрополии как актора политики памяти, связанных с стремлением представить историю Липецкой области как историю становления православия в регионе, представить православную Липецкую землю как защитницу России, с активным участием в военных коммеморациях (Великая Отечественная война, современные военные конфликты), стремлением интерпретировать важную роль эпохи Петра I в становлении российского православия, а также избирательной критикой советского исторического опыта.
Мухаметзянова-Дуггал Р.М. - Религиозные традиции как фактор формирования гендерных стереотипов (на примере индийского общества) c. 66-73

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31202

Аннотация: Целью данной статьи является исследование положения индийских женщин, предметом − формирование гендерных стереотипов под влиянием религиозных традиций, продолжающих играть важную роль в социально-политическом развитии современной Индии. Отмечается, что положение индийской женщины в современном индийском обществе значительно изменилось; органами государственной власти создаются правовые механизмы обеспечения гендерного равенства и правовой ответственности за его нарушение. Проведенное исследование показало, что, несмотря на предпринятые меры по широкому вовлечению женщин в различные сферы жизнедеятельности, продолжают иметь место дискриминация женщин и гендерный дисбаланс, причины которых кроются в религиозных традициях индуистов. Выводы статьи построены на анализе данных переписей населения Индии (религиозный и половой состав), социологических опросов, актуальных отечественных и зарубежных статей по данной проблематике. Сформулирован вывод, что в условиях фактически тотально религиозного общества стереотипные установки по отношению к гендерным ролям не только сохраняются, но и часто поддерживаются. Дискриминация по половому признаку находит свое яркое отражение в росте числа абортов среди индийских женщин, беременных девочками.
Щупленков Н.О. - Внецерковные молодежные движения в Советской России и Русском Зарубежье (1917–1930-е гг.) c. 68-80

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.17611

Аннотация: Актуальность исследования вызвана необходимостью изучения роли молодого поколения в государственно-конфессиональных отношениях. Политические и внецерковные объединения на протяжении нескольких столетий обращались к подрастающему поколению как резерву своего будущего существования. История внецерковных молодежных движений в Советской России и Русском Зарубежье 1917–1930-е гг. показывает насколько важно правильно расставлять акценты в молодежной политике, чтобы завоевать авторитет в молодежной среде. Данный период в отечественной истории считается переломным в отношении советского государства к церкви, окончательного отделения светскости от религиозного. Принципы системности и альтернативности позволяют создать объективную историческую картину зарождения молодежных организаций в Советской России и Русском Зарубежье 1917–1930-х годов. В первой трети XX в. социокультурное пространство русского мира охватило все обжитые территории земного шара. Национальные чувства духовного единства и моральной ответственности связывали русский народ в единое цивилизационное пространство, объединенное общим национальным самоощущением и самосознанием. Для русского народа характерно чувство любви и привязанности к своей земле, дому, родным и близким. Народы, проживающие на территории РФ воспринимают русскую культуру как часть своего целого, не отделяя собственное миропонимание от общенационального.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Некоторые социальные функции религии (православия) в современной России c. 69-111

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.11.1049

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы взаимодействия общественного и личного развития; исследованы пути формирования институтов социума, в котором важное внимание уделено системе ценностей. В течение последних двух десятилетий эмпирические исследования связи между человеком, религией и церковью в России недвусмысленно показывает возрождение религии и религиозности, особенно православия. В работе будут рассмотрены некоторые общественные функции православия, а именно: религия как коллективный ресурс сопротивления, религия как этнорелигиозная мобилизация и гомогенизация, религиозная защитно-интегративная функция, религия как системная институция и легитимация. Рассматриваются вопросы, связанные как со светским, так и с религиозным образованием, возможности использования светских преподавателей, в том числе социологов, в религиозных учебных заведениях для формирования разносторонне образованных, широко эрудированных священнослужителей. Легитимирующая функция религии заключалась в «узаконивании», одобрении общественных порядков, институтов и отношений. Православная религия способствовала политической лояльности, обеспечивала признание власти. Благодаря присущим РПЦ особенностям вероучения и традиции, устоявшимся образцам государственно-церковных отношений, моральным установкам, священным символам и нормам поведения, православие способствует сохранению существующего распределения власти и институциональному господству политический элиты.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Русская Православная церковь в образовательной политике в пореформенной России (1990-е гг.) c. 71-79

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.5.11887

Аннотация: В статье анализируется деятельность Русской Православной церкви в плане складывания системы православного образования и просвещения и состояние православного образования в России в условиях религиозного «возрождения»: динамика открытия новых православных учебных заведений различного уровня, проблемы становления образовательной системы (децентрализация управления, недостаточное финансирование учебных заведений, отсутствие необходимого правового статуса образовательных учреждений, дефицит преподавательского состава и богословской литературы, низкий уровень подготовки научных богословских кадров и т.д.). Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы объективности, историзма, системности, комплексного учета социально-субъективного в предмете изучения и максимально возможная нейтральность отношения исследователя к интерпретации и оценке фактического материала. При возможности были применены принципы социально-психологического подхода и корректности и тактичности в оценке фактов и событий. В конце 1980 - 1990-е гг. происходило массовое открытие новых духовных учебных заведений, что, в свою очередь, породило и новые проблемы. Порою открытые духовные училища и семинарии имели «факультативный» характер, то есть в них отсутствовал штатный освобожденный человек, в обязанности которого входила бы организация и контроль за учебным процессом и заведением в целом. Возрождающейся система российского религиозного образования в полной мере испытала на себе трудности становления, основными из которых были дефицит преподавательского состава, недоукомплектованность библиотек, недостаток учебных пособий, нехватка зданий, отсутствие необходимого статуса. Ситуация осложнялась децентрализацией, поскольку финансирование новых религиозных учебных заведений и училищ осуществлялось не из Учебного комитета, а напрямую из епархий; некоторые учебные заведения вообще не получали никакого – ни центрального, ни местного финансирования, находясь в условиях самообеспечения. Только к 2000 г. в принципе был решен вопрос централизации религиозного образования в России: проведены массовые инспекционные проверки Учебным Комитетом, обозначен вопрос об обязательном лицензировании духовных академий, семинарий и училищ и последующей их аккредитации.
Бабич И.Л. - Российские монастыри накануне Октябрьской революции (на примере деятельности настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни архимандрита Валентина) c. 102-119

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.2.19356

Аннотация: Предметом исследования стала деятельность последнего перед революцией 1917 г. настоятеля одного из подмосковных мужских монастырей - Вознесенской Давидовой пустыни - архимандрита Валентина (Егорова). Он сумел привести свою обитель к расцвету, как духовному, так и финансовому. В статье подробно рассмотрены основные методы руководства монастырем, ключевые строительные планы настоятеля, а также основы монашеской жизни и хозяйственной деятельности обители. Все это помогло архим. Валентину в 1915 г. получить для монастыря новый статус - из заштатного он был переведен в штат с получением 2-ого класса. Статья подготовлена на основе архивных материалов, собранных в Центральном государственном архиве г. Москвы и впервые вводимых в научный оборот. Приведенный в статье материл свидетельствует о том, что накануне Октябрьской революции, в действительности, православные монастыри и церкви Российской империи находились в разном положении: были те, кто оказался в духовном и финансовом упадке, а были те, кто процветал и лишь революция и последующая политика советской власти привела к разорению в конце 1920-х годов.
Скоропад А.Э. - Антирелигиозная деятельность комсомола как звено советской системы политического контроля (1918-1929 гг.) c. 112-131

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.8.12774

Аннотация: В статье показано взаимовлияние становления советской системы политического контроля и антирелигиозной деятельности комсомола в 1918-1929 гг. Само обращение политического контроля в сторону антирелигиозной деятельности комсомола автор признает целесообразным. Коль сама эта деятельность носила не просто научно-просветительский характер, а была одним из основных направлений общественно-политической деятельности массовой молодежной организации, вовлекала в свою сферу огромные массы не только союзной молодежи, но и населения всех возрастов, государство обязано было осуществлять политический контроль в этой сфере. Опыт деятельности комсомола в первую очередь оценивается автором с государственных позиций. Автор, как и другие члены сложившейся при Тамбовском государственном техническом университете научной школы «История молодежного движения в России», придерживается теории огосударствления комсомола, согласно которой комсомол рассматривается как своеобразное «министерство молодежи», связующее звено между государством и молодежью Показано, что в середине 1920-х гг. политический контроль, как разновидность управления в молодежной среде, осуществлялся в духовной сфере довольно успешно. Автор утверждает, что повышению эффективности осуществления политического контроля на местах способствовала разработка центральными советскими органами «Программ обследования деревни (села)». Объективно оценивая весь изучаемый период, автор признает, что политический контроль в духовной сфере был направлен не столько против экстремистских действий комсомольцев или, наоборот, верующих, сколько против инакомыслия как такового. Практика осуществления государственной функции политического контроля носила преимущественно репрессивный характер.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н., Мельниченко О.В. - Русская Православная церковь и политическая деятельность (вторая половина 1980-х – 1990-е гг.) c. 126-133

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.10.9379

Аннотация: В статье анализируется позиция Русской Православной церкви по вопросу участия в политической деятельности, в целом, в выборах различного уровня, в частности. В конце 1980-х гг. принципиально новым для религиозных конфессий СССР стал вопрос об участии или не участии в выборах народных депутатов. В 1989 г. шесть религиозных деятелей от Русской Православной церкви были избраны депутатами. Но они были избраны не как представители религиозных организаций, а как кандидаты от союзных и республиканских общественных организаций. На выборах народных депутатов РСФСР 1990 г. в окружные городские и районные сельские советы народных депутатов были избраны 48 священников РПЦ; в областные советы народных депутатов - 5 архиереев и 11 священников. В декабре 1989 г. в связи с выборами народных депутатов РСФСР и местных советов Советом по делам религий при Совете Министров РСФСР был обнародован документ «Выписка из Определений Архиерейского Собора Русской Православной церкви». Суть рекомендаций сводилась к тому, что в каждом конкретном случае вопрос о целесообразности участия в выборах органов власти должен был решаться главой конфессии. После событий 1993 г., когда православное духовенство оказалось по разные стороны баррикад, что могло бы привести к расколу в РПЦ, Алексий II принял решение о запрете священнослужителям участвовать в выборах в государственные законодательные структуры. В 1995 г. было опубликовано «Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с попытками вовлечения религиозно-общественных организаций в предвыборную борьбу». Деятельность священнослужителей в органах власти затем была осуждена Архиерейским собором 1997 г.
Замараева Ю.С., Антипина А.В., Павлова К.В., Юсупов А.М. - К вопросу об отношении к исламу в современном обществе (на материале исследований в городе Красноярске) c. 163-174

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.2.17663

Аннотация: Предметом исследования является отношение жителей города Красноярска и пользователей сети ИНТЕРНЕТ к мировой религии исламу. В настоящее время с исламской религией связано достаточное количество теоретических и прикладных исследований, активно развивается отечественное исламоведение. В русле данной научной традиции авторы статьи показывают возможности современных теоретических и эмпирических методов исследования для конкретизации вопроса об отношении к исламу в современном российском обществе. К исследованию привлечены представители российской молодежи - студенты Сибирского федерального университета. В работе применялись три основных метода исследования: критический анализ некоторых релевантных источников, связанных с современным состоянием ислама, анкетирование и контент-анализ. Применялся общенаучный метод интерпретации. ислам в представлении современных СМИ – это религия, тесно связанная с политикой.«Ислам» воспринимается большинством как религия политизированного характера. Многие воспринимают различные террористические акты как способ / средство принуждения. На почве последних событий, о которых говорится в СМИ, мир и культура ислама вызывает панику в массовом сознании.
Бабич И.Л. - Социокультурные и политико-правовые аспекты модернизации монашеской жизни в начале ХIХ в. (введение общежительства как новый этап в жизни российских монастырей - на примере Вознесенской Давидовой пустыни) c. 230-261

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17510

Аннотация: Статья посвящена социо-культурным и политико-правовым аспектам модернизации монашеской жизни в начале ХХ в. В конце ХVIII – начале ХIХ в. Синод принял решение о введении в нескольких монастырях России нового типа монашеской жизни – так называемого общего жития. Ранее большинство российских монастырей следовали иному принципу проживания монахов - "особножительскому" Уставу. В статье на примере одного подмосковского монастыря – Вознесенской Давидовой пустыни показан процесс перехода от одного образа жизни к другому. В статье применяется исторический метод. Автор собрал архивные материалы из ряда архивов Москвы - Центральный Государственный архив г. Москвы, Российский государственный архив древних актов Основными выводами статьи являются: процесс введения общежительного Устава в монастыре Вознесенская Давидова пустынь проходил постепенно, многие монахи не выдерживали более сложного и жесткого расписания монастырской жизни в рамках общежития, тем не менее к середине ХIХ в данный процесс был успешно завершен.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.