Социодинамика - рубрика Местное самоуправление
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Местное самоуправление"
Местное самоуправление
Одинцов А.В. - Основные риски реализации концепции «умного города» c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.10.30636

Аннотация: Статья посвящена изучению концепции «умного города» (“smart city”) как частного случая электронного правительства (“e-government”). Анализируется специфика исследования и описания феномена электронного управления и электронного правительства (“e-government”) в различных исследовательских подходах. Особое внимание уделяется изучению концепта «умного города», его ключевых характеристик, связи с феноменом «больших данных», а также основным задачам, на решение которых направлена реализация «умного города». Автором подробно рассматриваются основные риски, возникающие в рамках внедрения концепции «умных городов» в реальную практику. Выводы статьи построены на анализе актуальных отечественных и зарубежных статей, посвященных проблематике «умного города» и «цифрового правительства». Проведенное исследование позволило выявить связь категорий «умный город» и «цифровое правительство». Основными угрозами реализации «умного города», выделенными в рамках проведенной работы, являются: рост цифрового неравенства и появления нового жесткого инструмента контроля; риск исключения горожан из процесса принятия решений; риск подмены реальной повестки интересами элит; риск замены социальной и политической повестки техническими вопросами; игнорирование особенностей каждого отдельного города; технические риски.
Майкова Э.Ю., Симонова Е.В. - Потенциал развития института сельских старост в современных российских муниципалитетах (на примере социологических исследований в Тверской области) c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.1.34801

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является анализ показателей, характеризующих потенциал развития института сельских старост в современных российских муниципалитетах. К таким показателям относятся представления, мнения и установки жителей различных типов муниципальных образований относительно института старостата. Исследование подобных представлений позволяет выявить особенности управленческих и самоуправленческих процессов, происходящих на локальном уровне, а также определить дальнейшие перспективы развития института сельских старост в России. Объект исследования – жители различного типов муниципалитетов Тверской области. Представлены данные социологического мониторинга, осуществлявшегося в Тверском регионе в 2018-2019 гг. методом формализованного интервьюирования, а также результаты социологического исследования, проведенного в сельских муниципалитетах по специально разработанному инструментарию (2019 г.). Исследовано отношение населения региона к введению должности старосты в сельских поселениях. Изучена информированность сельских жителей об институте старостата, их представления о природе социальной позиции старосты, о его правовом статусе и социальных функциях, исследованы установки граждан к работе в системе МСУ в качестве старосты сельского населенного пункта. Особым вкладом авторов в исследование темы является выявление характеристик, формирующих социальные портреты категорий граждан, ориентированных на развитие института сельских старост и участие в его функционировании. Полученная информация может быть использована органами государственной и муниципальной власти в процессе организации работы с населением по его вовлечению в самоуправленческие практики.
Рослякова М.В. - Социальные сети как инструмент вовлечения граждан в управление (на примере официальных страниц местных администраций городов ЦФО) c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.7.43708

EDN: UEIIAL

Аннотация: Социальные сети рассматриваются населением как ведущий способ коммуникации, поэтому публичные органы используют новые технологии для информирования и вовлечения граждан в управление. Цель работы – оценить взаимодействие граждан и органов власти с использованием официальных страниц местных администраций в социальной сети «ВКонтакте». Предмет исследования – социальные сети как инструмент взаимодействия органов власти и граждан. В статье проведен анализ официальных страниц (госпабликов) 7 крупных городов, которые являются административными центрами субъектов ЦФО. Основные методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, методы описательной статистики. В работе изучены работы российских и зарубежных исследователей по проблеме использования социальных сетей в деятельности органов публичной власти. Исследовались показатели, отражающие эффективность официальных сообществ: активность граждан на страницах, уровень вовлеченности, публикационная активность администрации, форматы контента. Данные собирались и обрабатывались вручную и с помощью специализированных сервисов. Исследования, в которых проводится сравнительный анализ взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами в социальных сетях, немногочисленны, поэтому статья дополняет текущую литературу по цифровым коммуникациям в публичном секторе. Анализ показателей, которые характеризуют активность и вовлеченность на официальных страницах местных администраций, свидетельствует, что практика использования социальных сетей в регионах отличается. Все официальные страницы активны, владельцы страницы (местные администрации) и подписчики (граждане) находятся в процессе адаптации к новым способам взаимодействия в сети. Сравнение страниц позволяет выявить лучшие практики, разработать рекомендации для повышения вовлеченности подписчиков, тем самым совершенствовать стратегии в управлении официальными страницами в социальных сетях.
Филипова А.Г., Скрыпникова Е.М. - Практики и ресурсы включения подростков в жизнь города: экспертный взгляд c. 11-23

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.7.38201

EDN: LCXOBE

Аннотация: Предметом исследования выступает городская среда. Городская среда, в которой растет подросток, влияет на его социализацию через пространственные, архитектурные, функциональные характеристики города. Специфика данных характеристик может обеспечивать возможности для включения подростка в городскую жизнь и его активное участие в ней, либо действовать с противоположным эффектом. В статье авторы отмечают ряд противоречий, характеризующих реализацию участия подростка в жизни города. Основные противоречия связаны с готовностью подростка высказывать свое мнение, готовностью взрослых воспринимать это мнение всерьез и нормативной проработанностью вопроса участия детей в жизни города. В качестве основного метода сбора данных использовано экспертное интервью. Всего были опрошены 27 экспертов. Им задавались вопросы, касающиеся возможностей и ограничений включения подростков в соучаствующее проектирование городской среды Эксперты отмечают отсутствие у детей своих пространств в городе, что осложняет процесс персонализации городского пространства, его активного освоения и в последствии — преобразования. Также в экспертных интервью зафиксирована проблема, с одной стороны, игнорирования мнения ребенка, с другой — расширения практик вовлечения детей в высказывание своего мнения. Авторами обозначены практики включения детей в жизнь города, характеризующие постепенность данного процесса, начинающегося с высказывания мнения с переходом к его учету и далее - активному деятельностному участию подростков в преобразовании городской среды. На основании анализа экспертных интервью и научных публикаций описаны ресурсы участия подростков в жизни города. К ним отнесены: зарубежный опыт, деятельность энтузиастов по вовлечению детей и методические разработки.
Рогач О.В. - Социальный капитал: новые возможности развития местных сообществ. c. 25-39

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.9.30550

Аннотация: В статье ставится задача изучить ключевые теории и подходы к интерпретации сущности социального капитала в целях определения новых возможностей развития местных сообществ. Особое внимание уделено изучению характерных черт социального капитала: его немонетарности, способности к самовозрастанию при увеличении частоты использования, учета радиуса доверия и качественных характеристик контактов социальных акторов. Особое внимание уделено "доверию" как фундаменту организации социального взаимодействия, индикаторам измерения устойчивости социальных сетей, деструктивности феномена социального капитала. В качестве ведущего метода исследования используется метод анализа документов. Автором также используется комплекс общенаучных исследовательских методов: описание, сравнительный анализ и пр. Сравнение концепций социального капитала позволяет заключить, что общим тезисом, разделяемым сегодня в социологическом дискурсе, является не только установка на построение доверительных отношений, но и необходимость инвестирования в них, участия в социальном обмене. Исходя из материалов проведенного анализа, можно предположить необходимость институционального подкрепления процессов формирования социального капитала как механизма снижения деструктивных проявлений: закрытость социального капитала, «нахлебничество» малоресурсных членов социальных сетей, сокрытие участниками потенциальных выгод от взаимодействия. Возможное страхование рисков потерь в социальном обмене через участие муниципальных органов власти в поддержании устойчивости социальных сетей, подкреплении межмуниципальных форм сотрудничества, может стать тем механизмом, который обеспечит развитие социального капитала не как побочного эффекта от взаимодействия представителей местных сообществ, а через подкрепление личной мотивации акторов социальной сети.
Майкова Э.Ю., Симонова Е.В. - Вовлеченность российских граждан в социальные практики местного самоуправления: реальность и потенциал c. 34-60

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.12.1719

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является изучение реальной и потенциальной социально-политической активности российских граждан. Исследуются формы участия граждан в социальных практиках местного самоуправления, выявляются факторы, активизирующие и лимитирующие участие населения в территориальных самоуправленческих практиках. Особое внимание уделено выделению социальных групп в российских местных сообществах, характеризующихся наиболее высоким уровнем реальной и потенциальной гражданской активности. Объект исследования - жители городов, поселков городского типа и сельских поселений Тверской области. Представлены данные социологического мониторинга, проводившегося в Тверском регионе в 2009-2014 гг. Выборочная совокупность формировалась с использованием квот (пол, возраст, тип поселения). Исследование было проведено методом формализованного интервьюирования. Выделена система индикаторов, позволяющих проанализировать самоуправленческий потенциал населения. Выявлен уровень и изучены основные формы участия российских граждан в существующих практиках местного самоуправления. Определена потенциальная готовность населения к гражданскому участию. Выявлены факторы, лимитирующие участие граждан в местном самоуправлении. Особым вкладом авторов в исследование темы является выделение четырех категорий респондентов, в сознании которых в разной степени представлены ценности подданнического и активистского типов политической культуры: неактивные, потенциально активные, активные и инициативные граждане. Две последних группы характеризуются более высоким самоуправленческим потенциалом по сравнению с другими категориями граждан и потенциально представляют собой социальную базу и инициативное ядро местного самоуправления.
Малышкина Д.А. - Вопросы участия населения в управлении развитием городского пространства c. 41-48

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.5.40890

EDN: ARMTLA

Аннотация: Предметом исследования является общественное участие в решении вопросов развития городской среды. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как: роль, значимость и преимущества общественного участия в городском планировании, формы участия населения в развитии городской среды и факторы, позитивно влияющие на уровень вовлеченности жителей, а также ограничения участия. Автор отмечает, что эффективное взаимодействие между органами власти и населением может помочь качественно определять основные проблемы и задачи управления в сфере развития городской среды, выявлять потребности местных сообществ, общественные настроения и в перспективе минимизировать городские конфликты. Вкладом автора в исследование темы является проведение опроса жителей в городе Тюмень для изучения их готовности к участию решения вопросов развития городской среды. Опрос респондентов продемонстрировал, что больше половины опрошенных заинтересованы в участии в городском планировании и благоустройстве. Также опрос позволил выявить основные причины, ограничивающие участие, такие как: неуверенность, что мнение жителей будет учтено и повлияет на итоговое решение, непонимание форм и способов участия. Выявлена разница между реальной и потенциальной активностью жителей в отношении вопросов благоустройства своего двора, района проживания. Выделены факторы, которые могут способствовать увеличению доли горожан, участвующих в проектах развития и благоустройства городской территории.
Майкова Э.Ю., Симонова Е.В. - Выборы как инструмент формирования органов местного самоуправления в современной России: реальные муниципальные практики и перспективы использования c. 76-92

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.2093

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является изучение возможностей использования выборного механизма в процессе формирования муниципальных органов в рамках различных реальных и перспективных моделей организации системы местного самоуправления (управления) в зависимости от уровня развития самоуправленческого потенциала населения и локальных особенностей территории. Объект исследования – жители городов, поселков городского типа и сельских поселений Тверской области, а также представители экспертного сообщества региона. Исследовано отношение респондентов к использованию выборного механизма в системе МСУ. Выявлен уровень электоральной активности населения при проведении муниципальных выборов и факторы, оказывающие на него влияние, а также на характер отношения граждан к муниципальным выборам. Особое внимание уделено выявлению отношения респондентов к моделям избрания глав МСУ и определению перспективных моделей организации управления на местном уровне. Представлены данные социологического мониторинга, проводившегося в Тверском регионе в 2009-2015 гг. методом формализованного интервьюирования. Также использованы эмпирические данные, полученные при проведении глубинного интервьюирования членов экспертного сообщества региона в апреле–августе 2015 г. (45 человек). Особым вкладом авторов в исследование темы является выделение трех основных моделей местного самоуправления (управления), применение которых возможно для разных типов российских территорий: 1) патерналистская модель; 2) модель с использованием института старост (но сохранением основных элементов классической модели местного самоуправления); 3) классическая модель местного самоуправления, основанная на активистской политической культуре.
Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. - Информационное неравенство в информатизации муниципального управления c. 93-105

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.9.16225

Аннотация: Предметом данного исследования является изучение роли информационного неравенства в реализации государственных программ информатизации муниципального управления. Информатизация муниципального управления проходит в нашей стране в рамках Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и административной реформы. Однако существующее информационное неравенство между федеральными, региональными и муниципальными центрами не позволяет эффективно проводить информатизацию муниципального управления. В частности, в статье акцент сделан на проблемах реализации государственной программы "Электронное правительство" на муниципальном уровне. В качестве основных методов исследования применялся метод анализа, обобщения, анализа статистических данных. Исследование проводилось по принципам от общего к частному. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что информационное неравенство муниципалитетов относительно региональных и федеральных центров тормозит развитие информатизации муниципального управления. Причинами информационного неравенства является низкий уровень качества жизни населения муниципальных районов, низкий уровень информационной культуры управленческих кадров муниципальных образований и населения.
Рогач О.В., Фролова Е.В. - Институциональные условия конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований. c. 112-121

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.11.29259

Аннотация: Предметом исследования выступают институциональные условия конвертации социального ресурса местных сообществ в процессы развития туристической привлекательности российских территорий. Авторами подробно рассматриваются исходные теоретико-методологические предпосылки изучения институциональных условий (ключевые положения теории социальных институтов, социально-экономические положения институциональной среды); определяется значимость влияния институциональных условий на вектор развития муниципальных образований; изучается структурно-содержательное представление институциональных условий. Особое внимание уделяется возможностям и ограничениям конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований, экплидуцированных в сложившихся институциональных условиях. Методологическое ядро исследования составили положения системного, ситуационного и процессного подходов; а также идеи, заложенные в теории социальных институтов Д.Норта. В своем исследовании авторы использовали комплекс методов, в число которых вошли анализ документов, сравнительный анализ, структурно-функциональный анализ и моделирование. Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующих положениях: конвертация социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности территории требует создания институциональных условий, обеспечивающих населению стимулы к заданному социальному действию с учетом трансформации формальных правил, норм и параметров взаимодействия. С этой точки зрения, институциональные условия обеспечивают возможность исполнения неформальных практик, которые предстают в качестве компенсаторов неизбежной ограниченности институционализированных систем, придавая им гибкость, адаптивность и вариативность развития. Научная новизна исследования заключается в определении институциональных условий, инициирующих процессы формализации социальных отношений, переход к созданию организационных структур мобилизации внутренних источников территориального развития в целях формирования конкурентных преимуществ и адаптивных возможностей социально-экономических систем.
Безгин В.Б., Юдин А.Н. - Крестьянская община и сельсовет в 1920-е годы c. 119-160

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.2.403

Аннотация: В статье дан анализ судьбы крестьянской общины в контексте аграрной политики советского государства 1920-х гг. Выяснены соотношение функций земельного общества и полномочий сельсовета. Установлены объективные причины перехода общинных функций к структурам государственной исполнительной власти. Институализация функций общины в должностях советской администрации привела к всевластию бюрократического аппарата.
Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. - Проблемы информатизации управления образованием c. 144-157

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.11.1686

Аннотация: Целью данной статьи является изучение процесса информатизации управления образованием и выявление существующих проблем и перспектив его развития в условиях модернизации системы образования. В ходе исследования авторы анализируют нормативно-правовую базу, регламентирующую информатизацию управления образования, изучают научные работы по проблемам информатизации образования и выявляют существующие проблемы и перспективы реализации информатизации управления образованием в современной России. В статье приводятся примеры деятельности в области информатизации управления образованием Департамента образования г. Москвы и др. регионов. В качестве основных методов исследования используются анализ, сравнение, обобщение, изучение нормативно-правовой литературы, принципы системности и конкретности. Изучение проблем информатизации управления образованием показало, что в условиях модернизации системы образования изменяется не только ее структура и функционал, но и система управления, что предъявляет особые требования и к процессу информатизации. Информатизация затрагивает не только техническую сторону вопроса, но в большей степени касается человеческого фактора. Речь идет о роли информационной культуры в информатизации управления образованием.
Николаева М.В. - Территориальное общественное самоуправление: особенности функционирования в России и зарубежный опыт c. 213-229

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17493

Аннотация: Предметом исследования является организация местного самоуправления в Российской Федерации в настоящее время. Объектом исследования выступает институт территориального общественного самоуправления. Автор подробно рассматривает такие аспекты как правовое положение территориального общественного самоуправления, зарубежный опыт организации территориального общественного самоуправления. Также в статье рассмотрены существующие модели территориального общественного самоуправления и схема регистрации ТОС. Особое внимание уделяется современной практике функционирования территориального общественного самоуправления в разных субъектах и городах Российской Федерации. При проведении исследования были применены следующие методологические подходы: общенаучный (системный, материалистический) и методы научного познания (анализа, синтеза, системного сравнения). Научная новизна исследования заключается в рассмотрении автором зарубежного опыта и широкого круга примеров практического функционирования организаций территориального общественного самоуправления. Исследование позволило сделать вывод, что в Российской Федерации в настоящее время наблюдается активное развитие территориального общественного самоуправления, а деятельность ТОС дает масштабный социальный эффект.
Кодан С.В., Февралёв С.А. - МЕСТНОЕ ПРАВО ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО: ФОРМИРОВАНИЕ, ИСТОЧНИКИ, ТРАНСФОРМАЦИИ (1815-1917 гг.) c. 246-295

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.468

Аннотация: В статье рассматриваются истоки, процессы формирования, развития и трансформации местного права Царства (Королевства) Польского в период его нахождения как национально-автономистского образования в составе Российской империи в период 1815-1917 гг. Авторы показывают влияние разделов Польского государства между Австрией, Пруссией и Россией второй половины XVIII в. на изменения в правовом регулировании на польских землях. Рассматривается ход введения французского законодательства - Кодекса Наполеона (гражданского кодекса) и Торгового кодекса в Варшавском герцогстве, созданном в 1807 г. Наполеоном Бонапартом. Особое внимание уделяется анализу местного права Царства Польского и процессам его интеграции правовую систему Российской империи и трансформациям источников права - Конституционному уставу (хартии) 1815 г. и его замене Органическим законом 1832 г., изменениям гражданского законодательства, подготовке и изданию Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1847 г. и др.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.