Электронный журнал Социодинамика - №3 за 2017 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-7144 - Издательство NotaBene
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 03, 2017
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 16-05-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2017
Актуальный вопрос
Простотина Ю.В. - Гендерные стереотипы: формирование и детерминанты. c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.22364

Аннотация: В статье дано определение гендерных стереотипов, указаны их сущность и главные свойства, на основании которых выявлены их детерминанты и разновидности. Прослежена связь между гендерными стереотипами и особенностями психики мужчин и женщин. Детерминантами гендерных стереотипов следует считать физический пол, традиционные культурные ценности, а также социокультурную динамику, в процессе которой могут видоизменяться ценности, формироваться новые социальные статусы и нормы. Ядро гендерных стереотипов составляют особенности психики мужчин и женщин, поведенческие особенности и их проявление в межличностных отношениях в частной сфере и, прежде всего, в семье. Сделаны выводы о том, что гендерные стереотипы – это не только социальные нормы, которые достаточно конкретны, но и обобщенные представления о поведении мужчин и женщин, которые подразумевают множество вариантов и сочетаний статусно-ролевых образцов. Можно сказать, что гендерные стереотипы формируются на пересечении биологических и культурных факторов.
Общественный диалог
Дианина Е.В. - Российская и зарубежные системы управления профессиональной ориентацией учащейся молодежи: сравнительный анализ c. 10-17

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.22349

Аннотация: В статье дается сравнительный анализ зарубежных и российской (на примере г. Москвы) системы профориентации молодежи. Особое внимание уделяется рассмотрению систем управления профориентацией в зарубежных странах, где она построена на мощной теоретико-методологической базе, которая постоянно совершенствуется. По мнению многих исследователей, отечественная система профориентации молодежи уступает зарубежной по многим критериям. Для столичного мегаполиса профориентация и профессиональное самоопределение приобретают особое значение, поскольку Москва предоставляет обширные возможности и благоприятные условия для реализации передового зарубежного опыта профориентационной работы с молодежью. В статье использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сравнения. Анализ московской системы профориентации подкрепляется результатами экспертного интервью с ответственными за ее проведения в столичных школах, а также опросом учащихся старших классов г. Москвы. Основной вывод по результатам проведенного сравнительного анализа заключается в необходимости дальнейшего совершенствования системы социального управления профориентацией в московском регионе. Профориентационная деятельность должна носит системный характер, который выражается в государственном регулировании, четком определении продолжительности профориентации, применении инновационных форм и методов ее проведения, а также в подготовке и привлечении квалификационных специалистам в этой области.
Хорошкевич Н.Г., Резер Т.М. - Исследование политической культуры в современной зарубежной социологии c. 18-34

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.22291

Аннотация: Предметом исследования является изучение политической культуры с современной зарубежной социологии. Нужно отметить, что западные социологи не оперируют данным понятием. Однако на сегодняшний день в плане изучения тех или иных сторон политической культуры сделано достаточно много. Авторы статьи подробно рассматривают такие аспекты темы как: глубину и диапазон исследования политической культуры в зарубежной социологической литературе, общее состояние политической культуры, общее состояние изученности политической культуры на данном этапе развития зарубежной социологии. В статье в качестве методов исследования были использованы: анализ, индукция, синтез. Если рассматривать социоогические методы сбора информации, то - анализ документов (классический). Научная новизна статьи заключается в анлизе состояния изучения аспектов политической в зарубежной социологии. Было выявлено следующее: - продолжено изучение основных понятий политической культуры, начатое в классический период в западной соцуиологии; - введены новые понятия, дается анализ методов оценки политических явлений; - рассматривается дисфункцональная сторона политического взаимодействия.
Актуальный вопрос
Одинцов А.В. - Коррупция, неформальность и восприятие справедливости в современном российском обществе: по результатам социологического исследования c. 35-46

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.22135

Аннотация: Современные социологические исследования коррупции и неформальности, как правило, концентрируют свое внимание на масштабах распространения этих феноменов и способах борьбы с ними. При этом игнорируются функции, которые они могут выполнять в обществах, находящихся в состоянии транзита (общества "квази-модерна", "сословные общества" и т.п.). В данном исследовании неформальность и коррупцию предлагается рассмотреть с точки зрения их роли в поддержании социального порядка, которую можно выявить с помощью концептов «оправданности» и «справедливости». Гипотезы были апробированы в результате социологического исследования, состоящего из двух этапов: качественного (n=50) в виде глубинного интервью и количественного (n=700), осуществленного с помощью CATI. В ходе исследования было установлено, что восприятие общества коррумпированным и представление об оправданности коррупции в общественном мнении находятся в прямой зависимости. Отчасти нашла свое подтверждение гипотеза С. Кордонского о восприятии российского общества как «сословного общества» с его своеобразном ролью коррупции в виде «сословной ренты»
Семья и общество
Цуриков В.И. - О традиционной семье и причинах трансформации брачно-семейных отношений c. 47-67

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.20717

Аннотация: Предметом исследования являются причины трансформации брачно-семейных отношений в христианском мире. В статье оспариваются взгляды и концепции, согласно которым основные причины этой трансформации можно отыскать либо в трагическом забвении традиционных ценностей и установок, повлекшем за собой деформацию представлений о любви, долге и отношении между полами, либо в автономности демографических процессов, выступающих в роли ключевого фактора, определяющего изменения в экономической и социальной сферах. Особое внимание уделяется выявлению и анализу тех факторов, которые оказывали стабилизирующее влияние на традиционную семью в доиндустриальном периоде, и тех, которые вызывали определенную внутреннюю напряженность. Исследование носит междисциплинарный характер с использованием экономического подхода. Показано, что в результате экономического роста и реализации женщиной той возможности самой зарабатывать себе на жизнь, которую ей предоставила индустриализация, степень ее материальной зависимости от мужчины сильно понизилась. Дальнейший экономический рост и обретение женщинами экономической независимости повлекли за собой революционную либерализацию половой морали и кардинальные изменения приоритетов в системе семейных ценностей и отношении к браку. Основной вывод состоит в следующем. Анализ тенденций позволяет предположить, что сложившаяся в результате индустриализации и урбанизации нуклеарная малодетная семья представляет собой некоторый переходной тип от традиционной (патриархальной) семьи к новому типу семьи, для которого характерно многообразие семейных форм и моделей отношений.
Социальные исследования и мониторинг
Паращевин М.А. - Место религии в представлениях о смысле жизни: российский и украинский контекст c. 68-79

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.19798

Аннотация: Предметом исследования является роль религии в определении смысла жизни верующих современных России и Украины. Религия, в частности христианство, всегда было (и должно быть) источником смысла жизни для своих последователей. Реализация религией такой смыслобразующей и смыслотранслирующей функции является важным условием социальной значимости и влияния религии. В модерных обществах масштабы социальной роли религии неочевидны и являются предметом дискуссии. Для более точного понимания проблемы функциональности религии для современных обществ необходим всесторонний анализ включенности религии в социальные процессы и сознание широких масс населения. Одной из возможных сторон анализа является оценка включёности религии в смысловые структуры массового сознания. Основным методом исследования в данной статье выступает анализ массовых опросов населения Украины и России, с использованием частотного и кросс-табуляционного анализа. На основе осуществлённого анализа делается вывод, что способность православия стать реальной альтернативой доминирующим в модерных обществах "западным" ценностным комплексам существенно ограничена, поскольку транслируемые православием ценности (в частности ориентация на привязку жизненных целей к трансцендентному источнику), не находят массового отклика. Продемонстрировано, что для большинства верующих россиян и украинцев религия в значительной мере перестала быть основой смысловой структуры. Это, в свою очередь, наряду с низкой воцерковленностью, слабым знакомством с православной догматикой, готовностью к самостоятельному формированию смыслов своей религии, готовностью к включению в эти смыслы элементов из других религий и из светских идеологий, чрезвычайно ограничивает ориентацию на транслируемые Церковью смыслы и ценности.
Попов Е.А. - Триумвират наук в осмыслении феноменов духовности: социология культуры, социология духовной жизни и социология искусства c. 80-89

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.20787

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы осмысления феноменов духовности в рамках социологического знания. Междисциплинарный аспект исследования духовности и ее феноменов предполагает доминирование в этом вопросе философии. Однако с точки зрения социологии при объединении потенциалов социологии культуры, социологии духовной жизни и социологии искусства может быть выработан самостоятельный подход относительно анализа духовного мира человека. При таком взаимодействии речь идет о триумвирате отраслей социологии. И если каждая из них по отдельности решает вопрос о социальном бытии культуры, различных форм духовной жизни и искусства, то их триумвират или теоретико-методологическое взаимодействие обеспечивает высокий уровень участия именно социологии в изучении духовности и получении эвристичных результатов. Это имеет принципиальное значение для результативности междисциплинарного осмысления сложного научного объекта. Таким образом, в статье подчеркнута необходимость рассмотрения сотрудничества трех отраслей социологии для повышения эффективности участия социальных наук в осмыслении феноменов духовности. Методология исследования предполагает обращение к системному анализу, позволяющему изучить феномены духовности как самодостаточные социальные и индивидуальные образования. Основными выводами проведенного исследования являются следующие научные положения: 1) исследование феноменов духовности необходимо осуществлять в тесном взаимодействии различных отраслей науки; 2) сотрудничество социологии культуры, социологии духовной жизни и социологии искусства способно обеспечить исследование феноменов духовности на высоком эвристичном теоретико-методологическом уровне.
Наследие и трансформации
Илларионов Г.А., Мосиенко М.К. - Проблема рисков дисфункции обыденного сознания в контексте посттрадиционного общества. c. 90-100

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.22417

Аннотация: Предметом исследования выступает специфика функционирования обыденного сознания в условиях посттрадиционности. Обыденное сознание - это режим функционирования сознания в медленно изменяющихся условиях, опирающийся на интуицию, основанную на прецеденте. Под прецедентом мы понимаем совокупность значимой типовой проблемной ситуации и её приемлемого решения. Существуют разные уровни прецедентов - мы выделяем индивидуально-психический прецедент, онтогенетический прецедент, социально-психический прецедент и филогенетический прецедент. Данная типология опирается на скорость формирования прецедента в качестве основания классификации. Такая двухслойная организация прецедентной памяти значительно повышает адаптивные способности человека за счёт того, что биологический уровень удерживает от нестабильности и обеспечивает адаптацию к наиболее устойчивым и медленно меняющимся условиям среды, а психический уровень позволяет стремительно адаптироваться к возникающим и исчезающим условиям здесь и сейчас. Медленность изменений среды – фактор, подвергающийся на текущем историческом этапе наибольшей трансформации. Вследствие ускорения исторического времени процесс воспроизводства, отбора, стереотипизации опыта становится затруднителен. В таких условиях прецедентность, как способ функционирования обыденного сознания, утрачивает способность к осуществлению собственной регулятивной функции, поскольку растет разрыв между актуальностью прецедента и актуальностью условий среды. Адекватный способ реагирования обыденного сознания не успевает сформироваться до того, как изменения среды уже превращает его в неадекватный, не соответствующий изменившимся условиям. Именно среду изменчивости социального бытия, в которой крупные элементы социального бытия возникают, актуализируются и теряют актуальность, препятствуя формированию четкой преемственности, мы обозначим как посттрадиционность. Неспособность обыденного сознания формировать адекватные адаптивные стратегии подведения приводит к возникновению среды антропогенных рисков, что нашло отражение в социологической теории «общества риска». Специфика объекта и предмета исследования определили выбор основных методов исследования: исторический метод, герменевтический метод, аналитический и синтетический методы, метод системного анализа. Концептуальной основой исследования являются концепции обыденного сознания (С. Т. Баранов[11], И.Т. Касавин, С.П. Щавелев[16]), концепт «общества риска», развиваемый в работах У. Бека[12], Э. Гидденса[3], Н. Лумана[17], а также концепт «ускорения исторического времени», рассматриваемый на основе работы академика Н.С. Капицы[15]. Научная новизна статьи состоит в метапредметном синтезе социльной философии и философии сознания в рассмотрении проблемного вопроса о функционировании обыденного сознания в исторически актуальных условиях. Мы можем сформулировать следующие выводы: 1. В условиях ускоряющегося исторического времени обыденное сознание продолжает функционировать тем же образом, которым оно функционировало в традиционном обществе: стремится отыскивать или формулировать для себя прецеденты и принимать решения по аналогии, опираясь на них. Эта стратегия была приемлемой в ситуации медленно меняющихся условий, однако, в «обществе риска» она приводит к неудачным решениями. Ощущая свою дезадаптированность в быстро меняющейся современности, обыденное сознание обращается к опыту традиции или творчески создаёт для себя то, что могло бы восприниматься как традиционность. Такое решение, однако, не всегда можно признать удачным из-за того, что оно не учитывает или недостаточно учитывает именно специфические современные вызовы, с которыми как раз и предстоит справляться обыденному сознанию. 2. Обыденное сознание, будучи неспособно адекватно реагировать на изменчивость условий, становится рискогенным фактором. Для общества это означает опасности использования всего богатого технического инструментария современного мира обыденным сознанием, неспособным адекватно ориентироваться в нем. Это создает опасности социально-политических катастроф(из-за обыденного использования политтехнологии) и техногенных катастроф(примером чего может быть человеческий фактор, приведший в 1986 г. к катастрофе на Чернобыльской АЭС).
Антропология и энтогенез
Бобков А.И., Кармадонов О.А. - Религиозный опыт как фундирующее начало этнической субъектности c. 101-117

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.22155

Аннотация: Объектом исследования является современный философский дискурс вокруг проблемы объективности и субъектности этноса. Предметом исследования выступает категория «этнос», как субъект социального бытия. Актуальность исследования определяется неоднозначностью оценки сценариев самоактуализации этнической субъектности в условиях глобализации. С одной стороны возрождение этничности происходит по сценарию этноархаической объективации, а с другой все более отчетливым представляется религиозно-философский дискурс этнического бытия, как бытия субъектного, обозначенный еще в русской религиозной философии. Первый дискурс указывает лишь на допущение этноса, как экзотического объекта не мешающего тотальному господству массового гомогенного социума, второй настаивает на гетерологической трактовке социального бытия или полисубъектной социальности. Методологическую базу статьи составили сравнительно-исторический, диалектический методы анализа. Кроме этого на основании феноменологического обозначения этнической субъектности была выявлена связь последней с религиозным опытом. Показан механизм развития квазирелигиозной этноархаики, содержащий в своей основе исключение этнической субъектности из полисубъектной социальности путем идеологизации ее связи с религиозным опытом. В работе подробно разбираются объективирующие подходы к феномену этноса. На основании их анализа выявлено стремление к снятию вопроса об этнической субъектности, как результата неправомерного вмешательства философского дискурса в разграниченные сферы познания этноса. Для опровержения такой непродуктивной позиции используется концепция хронотопа, выявляющая присутствие этнической субъектности в историческом времени пост-модерна, что позволяет по иному определить развитие социального бытия в будущем. В итоге делается вывод о том, что отсутствие этнической субъектности, как необходимой категории постижения полисубъектной социальности, не может привести к необходимости ее утверждения как фундаментальной парадигмы анализа социального развития.
Политический конфликт
Торохова Ю.С. - Анализ эффективности «политики признания» Ч.Тейлора как возможной стратегии для решения современных этнокультурных конфликтов c. 118-124

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.20716

Аннотация: Предметом настоящего исследования является «политика признания» Ч.Тейлора и целесообразность её реализации в контексте современных этно-культурных конфликтов. Раскрывается вопрос о влиянии современности на трансформацию идентичности. Освещена проблема диалогичности природы личности и степени влияния культуры на развитие идентичности людей. Рассматривается возможность нахождения баланса между потребностью во всеобщем равенстве и признанием различий в современных либерально-демократических государствах. Освещается понятие «политики признания» в её связи с «политикой универсализма» и различием индивидов. Основным методом проведения исследования является теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий, посвященных теме «политики признания». В современном мире эффективность политика мультикультурализма, проводимой в последние десятилетия в Европе, поставлена под сомнение. Вследствие этого, подвергаются критике теоретические построения Ч.Тейлора, как мыслителя, оказавшего значительное влияние на развитие теории мультикультурализма. В статье предлагается рассмотрение трудов канадского философа как эффективных именно по отношению к этнокультурным меньшинствам, являющимся представителями одной родственных культур или живущими в союзе продолжительное время. А применение работ Ч.Тейлора к решению современного миграционного кризиса в Европе, когда наблюдается значительный рост числа иммигрантов, носителей отличающихся от европейской культур – предлагается считать неэффективным. Поскольку результаты «политика признания» в данных условиях будут в значительной степени отличаться от того, что предполагал Ч.Тейлор в своих теоретических построениях.
Правовая и политическая культура
Колпаков В.В. - Политическая культура и её типология: традиция и современные подходы c. 125-134

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.22200

Аннотация: Статья посвящена анализу понятия «политическая культура». Целью статьи является выделение новых типов политической культуры – онлайнового и оффлайнового. Задача заключается в рассмотрении существующих определений политической культуры и сравнении концепций зарубежных и отечественных ученых. В данной статье особое внимание уделяется анализу типологии политической культуры. Автор подробно рассматривает классические типы политической культуры классиков политологического сообщества Г. Алмонда и С. Верба, а также классификации У. Розенбаума, Е. Вятра, Э. Баталова и ряд иных авторских подходов. Методологию исследования составили компаративный метод, который позволил сравнить определения политической культуры, а также метод политико-правового анализа, позволивший провести исследование опираясь на нормы российского права и дедуктивно-индуктивный метод, предоставивший возможность перейти в анализе от общего к частному. Подчеркивается отсутствие исследований влияния Интернета на политическую культуру и необходимость изучения данного фактора, т. к. рост российской Интернет-аудитории и запуск проекта «Российская общественная инициатива» усиливают роль виртуального пространства в политическом процессе. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, при чтении курсов по политологии, а также политическими субъектами, органами власти и гражданским обществом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.