Статья 'Ценностные ориентации современного москвича в представлениях российских мигрантов' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Ценностные ориентации современного москвича в представлениях российских мигрантов

Прокофьева Анастасия Михайловна

аспирант, кафедра истории и теории социологии, Московский Государственый Университет имени М. В. Ломоносова

119234, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1/33

Prokofeva Anastasiya Mikhailovna

Post-graduate student, the department of History and Theory of Sociology, M. V. Lomonosov Moscow State University

119234, Russia, g. Moscow, ul. Leninskie Gory, 1/33

nastya.prokofeva@inbox.ru
Крошкина Мария Сергеевна

аспирант, кафедра социальных технологий, Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

119234, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1/33

Kroshkina Mariya Sergeevna

Post-graduate student, the department of Social Technologies, M. V. Lomonosov Moscow State University

119234, Russia, g. Moscow, ul. Leninskie Gory, 1/33

mary-ka93@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2018.5.26209

Дата направления статьи в редакцию:

07-05-2018


Дата публикации:

24-05-2018


Аннотация: Статья посвящена проблематике ценностей москвичей в представлениях жителей регионов России. Москва предоставляет большой спектр возможностей, благодаря чему, уровень миграции в столице достаточно высок. В данных условиях представления о ценностных ориентациях московских граждан формируются, в частности, на основе мнений мигрантов. Проанализированы доминирующие ценностные ориентации москвичей с точки зрения мигрантов, рассмотрены представления мигрантов о москвичах до и после приезда в столицу, выявлены ценности москвичей по мнению жителей других регионов. В качестве эмпирической базы было использовано социологическое исследование, включающее в себя два этапа. На первом этапе была реализована стратегия качественного исследования (проведено 20 глубинных интервью с мигрантами из 10 регионов России). Второй этап - количественный (опрошено 250 внутренних мигрантов). По результатам исследования отмечается, что основными ценностными ориентациями московских жителей с точки зрения мигрантов являются: «материальное благополучие», «профессиональная самореализация» и «активная деятельная жизнь». Среди инструментальных ценностей на первых позициях оказалась категория «жизнерадостность». «Семья» как ценность москвичей заняла низкие позиции, в то время как, «любовь» оказалась на более высоком уровне. Новизна исследования заключается в рассмотрении ценностных ориентаций столичных жителей через призму восприятия мигрантов. Кроме того, в ходе исследования была применена методика М. Рокича для оценки ценностных ориентаций москвичей мигрантами, которая, в последующем, позволила разработать классификацию ценностных ориентаций москвичей с точки зрения мигрантов. Материалы статьи представляют практическую ценность для специалистов, занимающихся проблемами миграции и ценностных ориентаций.


Ключевые слова:

ценностные ориентации, миграция, российское общество, мигрант, трансформация ценностей, москвичи, представления мигрантов, инструментальные ценности, терминальные ценности, классификация ценностей

Abstract: This article is dedicated to problematic of the values of Muscovites in representations of residents of the Russian regions. Moscow provides a broad range of opportunities, thus leading to high level of migration. Under the circumstances, the representations on the value orientations of Moscow citizens form with consideration of the opinions of migrants. The author analyzes the dominant value orientations of the Muscovites from the perspective of migrants, examines the representations of migrants about the Muscovites before and after moving to the capital, and determines the values of Muscovites in accordance with the residents of other regions. As an empirical base, the author used a sociological survey, which included two stages: implementation of the strategy of qualitative research, conducting 20 in-depth interviews with the migrants from 10 Russian regions; quantitative, surveying 250 local migrants. The results demonstrate that the key value orientations of Muscovites from the perspective of migrants are the following: financial security, career success, and active lifestyle. Among the instrumental values, one of the leading position was “joy of life”. Family as a value of Muscovites has taken a much lower place, while “love” held much higher positions. The scientific novelty consists in consideration of value orientation of the capital citizens through the prism of migrants’ perception. In the course of research was also applied the Rokeach Value Survey, which allowed developing the classification of value orientations of the Muscovites from the perspective of migrants. The materials of the article carry practical relevance for the experts dealing with the problems of migration and value orientations.


Keywords:

value orientations, migration, Russian society, migrant, transformation of values, Moscow residents, representations of migrants, instrumental values, terminal values, classification of values

Глобализация, информационная революция, рост экстремизма и международного терроризма – это одни из основных изменений, которые происходят сегодня на мировой арене. В связи с этим в современных условиях происходят преобразования в приоритетах ценностных ориентаций общества. [1]

Современное российское общество находится на стадии серьезных социально-экономических трансформаций. Это выражается в смене хозяйственных идеологий, серьезных структурных изменениях в сфере занятости, а также, в стремительном увеличении масштабов межкультурного взаимодействия. [2, с.4] Подобные трансформации берут свое начало в крупных городах, в особенности в столице страны.

Кроме того, темпы жизни современного общества значительно ускорились: работа, семья, образование, большое разнообразие досуга – все это формирует достаточно плотный график современного москвича. [3]

Безусловно, подобные изменения приводят к трансформации аксиологических приоритетов жителей города. Ведь, формирование ценностных ориентаций личности происходит не в безвоздушном пространстве, а в конкретном обществе, со всеми его специфическими особенностями. [4, с.5]

Процесс формирования ценностных ориентаций характеризуется противоречивостью и сложностью, причиной чему является множество разнонаправленных тенденций, влияющих друг на друга. Этот процесс очень интересует современных исследователей, однако, полного освещения в научной среде он еще не нашел. [5]

На формирование ценностных ориентаций городского жителя оказывают влияние экономические (конкурентоспособность государства, потребность в квалифицированных кадрах, спрос и предложение на рынке услуг, оплата труда и другое), социальные (государственная политика, конфликт ценностей различных социальных групп и т.д.) и технологические (стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий, развитие информационной инфраструктуры и т.д.) факторы. [2, с.9]

Поскольку столицы государств предоставляют широкий спектр материальных, рекреационных, культурных и других возможностей – они являются объектами высокого уровня миграции. В данных условиях представления о ценностных ориентациях столичных жителей формируются, в частности, благодаря мнению жителей из других городов страны. [3]

Несмотря на то, что существует огромное разнообразие различных определений мигранта, в основу данной статьи заложено определение, предложенное Т. Н. Юдиной: «мигранты в социологическом понимании – это социальные группы, члены которых осознают себя целостным субъектом поведения на новом месте жительства и обладают чувством групповой солидарности». [6, с.106]

У большинства жителей из других городов негативное представление о москвичах. Так, согласно общероссийскому исследованию за 2006 год «Отношение россиян к Москве и москвичам» 43% опрошенных жителей из иных регионов России, в основном, назвали отрицательные качества москвичей, а положительные характеристики дали лишь 27%. [7] Поскольку менталитет российских граждан отличается от менталитета зарубежных - в статье рассматривается отношение внутренних мигрантов к жителям столицы. Кроме того, в нучной литературе мало внимания уделено внутренней миграции. [8]

Именно необходимость изучения представлений мигрантов о ценностных ориентациях москвичей, с целью выявления отношения мигрантов к столичным жителям (посредством классификации ценностных ориентаций москвичей по мнению граждан иных регионов России), а также недостаток знаний в области внутренней миграции в современных условиях России обуславливают актуальность данной проблемы.

В рамках данной статьи представлены результаты исследования, которое проходило в два этапа: на первом этапе реализована стратегия качественного исследования, на втором – количественного.

Цель исследования заключалась в изучении процесса адаптации внутренних мигрантов в условиях современного российского общества. В ходе исследования были рассмотрены такие аспекты внутренней миграции как: условия проживания, статус, ценностные ориентации мигрантов, цели переезда в Москву, трудоустройство, а также образ москвича через призму восприятия мигрантов.

Однако в рамках данной статьи рассматривается один аспект исследования, а именно, изучение ценностных ориентаций, которые доминируют среди жителей Москвы с точки зрения внутренних мигрантов России.

В качестве классификации ценностных ориентаций, за основу была принята модель, предложенная Милтоном Рокичем, включающая в себя два больших блока терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности включают в себя убеждения как конечную цель существования личности, в то время как инструментальные – убеждения как образ жизни или действия. [9]

Оба этапа исследования проводились в Москве в августе-октябре 2017 года. На качественном этапе исследования было проведено 20 глубинных интервью, на количественном этапе было опрошено 250 респондентов из разных регионов России.

20 глубинных интервью проводилось с мигрантами из следующих населенных пунктов России: г. Красноярск, г. Махачкала, г. Краснознаменск, г. Калуга, г. Чебоксары, г. Волоколамск, г. Коломна, г. Смоленск, г. Саранск, Республика Карелия, Брянская область.

В выборку исследования было включено 10 женщин и 10 мужчин разной возрастной категории и профессиональной сферы деятельности. В исследовании принимали участие вахтовые и оседлые мигранты.

Согласно полученным результатам большинство респондентов отметили, что москвичи – высокомерные, много времени уделяют работе, ориентированы на достижение индивидуальных целей, у них отсутствуют семейные и дружеские ценности, а также москвичей характеризует слабое физическое здоровье. Мнения респондентов о степени открытости москвичей разошлись: две трети опрошенных отметили, что москвичи более замкнуты, нежели жители других городов России; одна треть считает, что москвичи ведут себя более раскованно и свободно, чем мигранты.

«До переезда в Москву складывалось ощущение, что москвичи озабочены столько своими целями, работой, что на настоящую и искреннюю дружбу они не способны. Они вообще какие-то закрытые, а вот наши жители более раскрепощенные» (женщина, 37 лет, Саранск).

На вопрос о том, изменилось ли мнение мигрантов о жителях Москвы после переезда в столицу, большинство респондентов ответило, что их мнение поменялось относительно личностных характеристик москвичей, однако образ жизни оказался соответствующим их ожиданиям.

«Да, я, конечно, по-другому представлял себе москвичей, более негативно сказал бы. Но, когда я пообщался с некоторыми людьми в Москве и столкнулся с ними в рабочих делах, то заметил, что за их занятостью, стремлению к развитию и высокомерием скрывается открытость, доброта» (мужчина, 29 лет, Махачкала).

Мигранты обратили внимание на то, что за время проживания в Москве они начали замечать другие качества жителей столицы, в частности: приветливость, дружелюбие и воспитанность. Однако, такие качества как трудолюбие и постоянная спешка действительно являются характерными чертами современного московского жителя.

«Я была ошеломлена, когда увидела, что все в Москве все придерживают друг другу двери, всегда подсказывают дорогу. Хоть москвичи будто на своей волне и не обращают на то, что происходит вокруг, все равно они мне стали казаться более дружелюбными» (женщина, 27 лет, Красноярск).

Также респондентам было предложено перечислить ценности москвичей, которые на их взгляд доминируют среди московских жителей. Наиболее часто встречающиеся ответы мигрантов – это активный образ жизни, материальное благополучие, саморазвитие, уверенность в себе, профессиональная самореализация. Несмотря на то, что сначала респонденты говорили про значимость личных целей москвичей, что необходимо «идти вперед», быть активным, зарабатывать, быть материально обеспеченным, то после приезда в столицу опрошенные отметили, что крепкие дружеские отношения не менее важны для москвичей при постоянном жизненном стрессе и большом объеме работы.

«После того, как я пожила какое-то время в Москве, то сама для себя открыла удивительную вещь, насколько москвичам в постоянно рабочем режиме, не хватает какого-то тепла и заботы» (женщина, 44 года, Республика Карелия).

Среди ценностей, которые занимают далеко не первые позиции в жизни москвича, мигранты отметили семью. В данном контексте, респонденты делали акцент на отсутствие крепких семейных традициях и на ограниченное совместное времяпрепровождение. После пребывания в столице их мнение не поменялось.

В ходе интервью также были выявлены характерные черты города Москвы, на которые обратили внимание мигранты.

Так, жители других регионов отмечают наличие большого спектра перспектив и возможностей в Москве – столица, для них, фундамент для саморазвития и профессионального становления.

«Если ты студент, если ты молодой человек и у тебя нет еще семьи, то в таком варианте лучше всего выбирать Москву. Потому что в Москве больше возможностей. И в плане отдыха, и в плане работы, и в плане общения с людьми, социализацией. Если у тебя появилась семья, то возможно даже если ты москвич, то не так плохо переехать ко мне в город, потому что у меня в городе чисто оазис для молодых семей» (мужчина, 26 лет, Краснознаменск).

Однако, возможностей для душевного спокойствия и расслабления этот город не предоставляет. Абсолютно все респонденты отметили стремительный и быстрый темп жизни города.

«Постоянные перемещения из одной точки в другую, мысли только о работе и заработке, отсутствие момента для наслаждения жизнью – мегаполис для работы, а не для жилья» (мужчина, 25 лет, Калуга).

В заключение качественного этапа исследования респондентам было предложено сравнить образ москвича в советский период и образ в настоящее время посредством сформированных образов в советских фильмах.

Большинство респондентов отметило, что нынешний образ москвича кардинально отличается от того образа, который был отражен в советских фильмах. Мигранты подчеркнули, что советский образ несет в себе такие преобладающие ценности как коллективизм, взаимопомощь, умение «жить», семейные традиции, дружба и любовь. В значительно меньшей степени советский образ несет в себе такие ценности как профессиональная самореализация, индивидуализм и материальное благополучие.

«В советских фильмах москвичи энергичные, они живые, чувственные, не знаю даже как объяснить. Для них важны семейные традиции, обязательно есть искренняя и чистая любовь. Современный москвич в большей степени нацелен на саморазвитие, хороший заработок» (женщина, 24 года, Коломна).

Таким образом, стратегия качественного исследования дала возможность сформировать ценностные ориентации жителей столицы посредством описания образа москвича и его ценностей мигрантами, также первый этап исследования предоставил достаточно информации, для того, чтобы сделать вывод о москвичах в представлении мигрантов, как об индивидуалистах, с ярко выраженной ориентацией на материальное благополучие и профессиональную самореализацию. Нужно отметить, что диффернциация мнений вахттовых и оседлых мигрантов практически отсутствует.

Однако, в ходе первого этапа было обнаружено, что представления мигрантов о жителях столицы до приезда в Москву и после несколько отличаются. Так, например, исследование показало, что после приезда в Москву многие мигранты обнаружили «совершенно несвойственные», на первый взгляд, качества москвичей (воспитанность, дружелюбие, приветливость).

Качественный этап также позволил увидеть смену образа ценностых ориентаций москвича. Безусловно, это является основой, для новых исследований, посвященных изучению изменений и трансформации ценностных ориентаций жителей столицы.

На количественном этапе исследования был проведен анкетный опрос среди приезжих жителей России. В опросе приняли участие респонденты, которые приехали учиться или работать в Москву.

Всего было опрошено 250 мигрантов. Выборка исследования квотная по полу (40% женского пола и 60% мужского), по возрасту (до 30 лет – 60%, от 31 до 50 лет – 30%, более 51 года – 10%) и по родным городам (разброс по городам – не более 10 респондентов из одного города). В опросе приняли участие вахотовые и оседлые мигранты.

Небольшой перекос выборки в сторону мужского пола обусловлен тем, что мигранты-мужчины более доступная категория граждан, нежели приезжие граждане женского пола.

Значительный перевес выборочной совокупности в сторону респондентов до 30 лет объясняется тем, что «в старшем возрасте наступает резкое снижение пространственной подвижности. Когда человек завершил образование, получил специальность, обзавелся семьей и устроился на работу, ему нужно делать карьеру, а это легче, если не «прыгать» с места на место. Особенно снижается мобильность после того, как дети пошли в школу». [10]

В рамках количественного этапа мигрантам было предложено пройти тест М.Рокича «Ценностные ориентации», однако, задача состояла в том, чтобы присвоить ранг ценностям московских жителей, а не своим собственным.

Методика включает в себя два блока ценностных ориентаций: терминальные и инструментальные. К терминальным ценностям относятся следующие: активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусство, любовь, материальная обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, продуктивная жизнь, развитие, развлечения, свобода, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность в себе.

К инструментальным ценностям относятся: аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, независимость, непримиримость к недостаткам в себе и других, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов, твердая воля, терпимость, широта взглядов, честность, эффективность. [9]

В рамках опроса респондентам было предложено указать ранги не по всем ценностям, которые выделил М. Рокич, а только по тем, которые были выявлены на качественном этапе.

По результатам опроса большинство мигрантов на первое место среди терминальных ценностей москвичей поставили материальную обеспеченность – 73% и активную деятельную жизнь – 68%. На втором месте оказались здоровье – 49% и любовь – 46% . Третье место заняли интересная работа – 34% и уверенность в себе – 29%.

Если рассматривать инструментальные ценности москвичей, с точки зрения мигрантов российского общества, то доминирующими ценностями москвича являются: независимость – 79%, образованность – 72% и жизнерадостность – 70%.

На второе место мигранты расположили такие ценности как «терпимость» - 63% и «твердая воля» - 61%. Третье место занял рационализм – 46%.

Таким образом, результаты второго этапа исследования продемонстрировали достаточно большой акцент на материальной составляющей жизни москвича в глазах мигрантов.

Однако, интересным оказалось то, что на второе место после материального благополучия – 73%, мигранты поместили такую ценность, как любовь – 67%. Данный факт свидетельствует о том, что, все-таки, с точки зрения мигрантов среди ценностей москвичей есть место не только рациональным.

Результаты по инструментальному блоку ценностей оказались вполне ожидаемыми, за исключением позиции «жизнерадостность». Несмотря на то, что на качественном этапе мигрантами были отмечены такие черты москвича как: приветливость, дружелюбие и воспитанность, абсолютно неожиданно было увидеть позицию «жизнерадостность» на первом месте среди инструментальных ценностей москвича.

Таким образом, результаты исследования показывают, что основными ценностями москвичей по мнению мигрантов, безусловно, являются материальное благополучие, профессиональная самореализация и активная деятельная жизнь. Данные ценности столичных жителей, с точки зрения внутренних мигрантов, подтвердились на обоих этапах исследования, в том числе, эти ценности москвичей мигранты отметили до и после переезда в Москву.

По мнению мигрантов, одной из основных инструментальных ценностей москвичей является их жизнерадостность. Появление данной позиции среди ценностных ориентаций москвичей оказалось неожиданным, поскольку до приезда в Москву большинство мигрантов описывало москвичей как людей высокомерных. Наличие у москвичей такой инструментальной ценности как жизнерадостность, с точки зрения жителей других городов России, подтвердилось на двух этапах.

Если рассматривать семью как ценность москвича, то она занимает невысокие позиции. Ни на одном их этапов эта ценность не фигурировала. Более того, на качественном этапе она отсутствовала.

Вместе с тем, на количественном этапе на втором месте оказалась «любовь» как ценность москвича. В данном контексте разумно предположить, что речь идет не о семейных связях с последующим обустройством совместного жилья, рождением детей, созданием семейных традиций и т.п. Любовь, скорее, рассматривается как совместное времяпрепровождение в свободное от основной занятости время.

Данное исследование позволило сформировать классификацию ценностных ориентаций москвича, которая опирается на классификацию М. Рокича, с точки зрения мигранта до и после приезда в Москву.

Взгляд мигрантов на инструментальные ценности москвичей поменялся в более позитивную сторону, терминальные ценности дополнили такие понятия как любовь и дружба.

Таблица №1. Инструментальные ценности москвичей по мнению мигрантов из других регионов России

55

Таблица №2. Терминальные ценности москвичей по мнению мигрантов из других регионов России

11

Новизной данной статьи является рассмотрение ценностных ориентаций москвичей через призму восприятия мигрантов; применение методики М. Рокича для оценки ценностей жителей столицы мигрантами и разработка собственной классификации ценностных ориентаций москвичей с точки зрения мигрантов (до и после приезда в Москву).

Проведенное исследование позволило получить содержательные результаты, которые, безусловно, станут основой для дальнейшей научной разработки представленной тематики.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.