Электронный журнал Современное образование - №3 за 2017 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8736 - Издательство NotaBene
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 03, 2017
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 28-09-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Неволина Виктория Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, nevolina-v@yandex.ru
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2017
Образование
Скоробогатов Я.О. - Об особенностях реализации курса обучения программированию школьников 7-11 классов в форме смешанного обучения c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23185

Аннотация: Предметом исследования является реализация такой формы организации процесса обучения как смешанное обучение. Автор рассматривает особенности и анализирует структуру учебного курса при обучении программированию школьников в форме смешанного обучения, обращает особое внимание на распределение материала для самостоятельного и очного изучения. В статье приводится программа учебного курса «Программирование на языке Python», реализованного в форме смешанного обучения и ориентированного на школьников 7 – 11 классов. Автор делится собственным опытом обучения школьников программированию в трёх наиболее распространённых формах организации учебного процесса: классно-урочная система, дистанционная форма обучения, смешанная форма обучения и сравнивает результаты такого обучения. Основными методами исследования являются изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы, а также периодических изданий, посвященных вопросам использования смешанной формы организации процесса обучения и классификации учебных задач, а также метод научного моделирования при создании программы учебного курса и учебных задач и метод научного эксперимента. Основным выводом проведённого научного исследования является утверждение, что смешанная форма обучения является наиболее эффективной в достижении поставленных учебных целей. Это подтверждается сравнительными результатами при проведении эксперимента в трёх наиболее распространённых формах организации учебного процесса: классно-урочная система, дистанционная форма обучения, смешанная форма обучения. По мнению автора, использование смешанной формы обучения способствует лучшему усвоению изучаемого материала, а также развивает такие метапредметные компетенции, как коммуникативность, самообучение, самоорганизация и информационную компетентность.
Ценности и цели образования
Зебзеева В.А. - Педагогическое сопровождение методической подготовки воспитателя c. 10-17

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.19403

Аннотация: Предметом исследования является методическая подготовленность будущих воспитателей к работе с детьми дошкольного возраста в условиях гуманизации педагогического процесса, обращения к личности ребенка. Актуальность исследования связана с активизацией инновационных процессов в образовании, в том числе в области дошкольного образования, что требует изучения новых подходов к методической подготовке будущих воспитателей детей дошкольного возраста. Конкурентоспособность педагога сегодня определяется современностью его взглядов на процессы развития и обучения детей. В педагогическом сопровождении будущих воспитателей появляются новые направления работы, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе. Методология исследования строится на изучении знаний будущих воспитателей в области эколого-гуманистического образования, общепрофессиональных умений, и умений создавать эколого-гуманистическую среду в дошкольном учреждении. В качестве методов исследования использовались анализ и обобщение литературных данных, а также анкетирование на выявление знаний испытуемых. Результаты исследования показали, что положительная динамика в методической подготовке будущих воспитателей достигается за счет выработки нового стиля взаимодействия с детьми, новой личностной позиции, новых методов организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ, использования широких возможностей культурных практик ребёнка, овладения новыми технологиями, основанными на творческом самоопределении и саморазвитии, наполнении социализации ребенка культурным смыслом. Результаты исследований могут быть использованы при составлении авторских курсов для подготовки и переподготовки будущих воспитателей.
Современные стратегии и модели образования
Неволина В.В., Белоновская И.Д. - Классификация стратегий профессионального саморазвития студента в медицинском образовании c. 18-27

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23917

Аннотация: Стратегии профессионального саморазвития будущего медика определяются вызовами современного общества. Разработка стратегий профессионального саморазвития, отвечающих приоритетам развития общества, обеспечивается современным медицинским образованием, которое ориентировано на потребности здравоохранения и направлено на подготовку врача, обладающего чувством ответственности перед обществом, обученного проведению научных исследований, имеющего активную общественную позицию. Практика непрерывного медицинского образования на протяжении всей социально активной жизни предполагает разработку и реализацию стратегий профессионального саморазвития, выбор перспективных линий профессионального роста, а также способов, уровней и направлений подготовки. В качестве методологии исследования выступили теоретический историко-педагогический анализ, экспериментальное исследование, включающее факторный анализ и форсайт-технологии. Опыт работы в рамках сетевой экспериментальной Форсайт-площадки позволил авторам разработать новые педагогические классификации стратегий профессионального саморазвития студента в медицинском образовании. Авторы предлагают рассматривать три класса стратегий: традиционные (классические) стратегии, инновационные и форсайт-стратегии профессионального саморазвития студента в медицинском образовании.
Развивающиеся педагогические технологии
Санина С.П. - Роль проблемно задачной технологии в развитии компетенций обучающихся (на примере учебного предмета географии) c. 28-35

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23658

Аннотация: Предметом исследования является развитие компетенций учащихся основной школы в условиях проблемно–задачной организации образовательной деятельности на уроках географии. Автор подробно рассматривает проблемно–задачную технологию как форму по освоению обучающимися деятельностного содержания образования. В статье представлена модель проблемно-задачной организации образовательной деятельности в схемно-графической форме. Описаны различия между проблемой, задачей и средством. На примере одной темы учебного предмета географии показана реализация проблемно–задачной технологии. Приведены примеры трех задач по теме «Масштаб» географии 6 класса. В работе использованы методы исследования первоисточников, включая контент-анализ, метод моделирования и формирующего эксперимента. Для определения уровня развития компетенций учащихся была выбрана методика Е.В. Чудиновой «Экспресс-диагностика основных образовательных результатов в начальной и основной школе». Основными выводами проведенного исследования являются: использование проблемно–задачной технологии в обучении способствует изменению содержания образования, оно становится деятельностным; в условиях проблемно–задачной организации образовательной деятельности учащиеся лучше овладевают основными понятиями курса, у них развиваются компетенции. Описанная модель обучения может найти применение в деятельности педагогов по реализации деятельностного подхода в образовательном процессе.
Человек и человечество
Киселев И.В. - О сетевой и традиционной формах образования c. 36-53

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.20025

Аннотация: Особое внимание в статье уделяется феномену сетевого образования. В данной статье ставится задача предложить экспертному сообществу, специализирующемуся на исследовании проблемного поля генезиса феномена сетей, авторское критическое осмысление нового типа образовательных систем, онтологическая база которого стала формироваться под влиянием распространения информационно-коммуникационных технологий, выстроенных по сетевому принципу, так называемого сетевого образования. Сетевое образование, как одна из самых продуктивных и перспективных альтернатив традиционным, т.е. системным формам педагогических практик, заслуживает особого внимания. Для наиболее полного раскрытия содержания рассматриваемого концепта, а также всех его особенностей была осуществлена попытка использования гибридной методологии, системно-сетевого подхода. Основная новизна статьи заключается в том, что именно сетевое образование становится центральным концептом данной статьи, а не сами сетевые структуры или технологии, на основании которых оно и выстраивается. Ведь за последние несколько десятков лет было написано сотни научных статей, монографий, исследовательских работ, посвящённых многоаспектности природы сетевых структур, а также способам их рационального применения. В этих работах поднимались различные вопросы применения сетевых технологий, начиная от сферы общего досуга, плавно переходя в сферу маркетинговых исследований и экономической теории, и заканчивая областью политического взаимодействия различных партий или целых стран, но при этом образовательная сфера если и рассматривалась в качестве проблемного поля другими исследователями, то в самой незначительной степени, что необходимо исправить.
Воспитание и его формы
Коротких О.В. - Устное народное творчество как средство нравственного воспитания в русской народной педагогике c. 54-65

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.19820

Аннотация: В статье рассматривается опыт бытования устного народного творчества в традиции русской народной педагогики и возможности его использования в практике современной педагогики. Анализируется воспитательный потенциал колыбельных и лирических песен, пословиц и поговорок, сказок. Специальное внимание уделяется нравственному содержанию фольклорных произведений, их художественно-эстетическим особенностям, историческим и социально-культурным обстоятельствам их возникновения и использования в народной педагогике, специфике восприятия ребёнком песен, пословиц и поговорок, сказок. Необходимость актуализации опыта нравственного воспитания, накопленного в народной педагогике, обосновывается кризисным состоянием эмоционально-ценностной сферы современного общества. Методология исследования основывается на историко-культурной реконструкции арсенала средств народной педагогики, анализе их нравственного содержания и воспитательных возможностей, моделировании условий использования в современной педагогике. Новизна исследования состоит в выявлении связи средств нравственного воспитания русской народной педагогики с историей и культурой народа и комплексном анализе содержания и художественно-эстетических особенностей основных элементов народной педагогики. Обосновывается вывод о необходимости возрождения традиций народной педагогики в нравственном воспитании детей в современных условиях.
Духовно-нравственные искания
Блейх Н.О. - Педагогический ресурс ислама северокавказских народов в воспитательной практике современной школы c. 66-72

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23305

Аннотация: Автор на основе вновь вводимых источников рассматривает применение педагогических идей мусульманских народов Северного Кавказа в работе современной школы. Актуальность изучения темы связана с социальным запросом и обусловлена следующими моментами: недостаточной разработанностью; необходимостью в эмпирическом осмыслении предмета исследуемого вопроса, заключающегося в познании природы педагогических принципов северокавказского исламского воспитания в современном состоянии светского общества; актуальностью использования богатого мусульманского педагогического опыта народов Северного Кавказа, в котором сосредоточены успехи и специфика национальной школы; методологической и научно-практической важностью разрабатываемой проблемы в обстановке нынешнего социума. Для ответа на поставленные задачи использовались соответствующие методы исследования, представленные психолого-педагогическим, теоретическим анализом научной и методической литературы по заявленной проблеме, общенаучным, диалектическим методом познания социальных явлений и процессов. На основе проведенного анализа автор пришел к выводам о том, что: современный воспитательно-образовательный процесс необходимо проводить, ориентируясь на достоинства северокавказской исламской культуры, представленной нравственно-духовным компонентом и в корреляции со светской программой воспитания и обучения; необходимо учитывать мусульманские традиционные ценности народов Кавказа при воспитании молодежи, адекватные современным нравственным общественным установлениям; целенаправленно использовать драгоценный педагогический опыт прошлого горских народов, в котором с аккумулированы достижения и специфика исламской педагогики для воспитательного потенциала будущего.
Новые методики и технологии
Nikolaeva N.A., Zonova M.V., Sosnina N.G. - Project work in English language as a method for developing the managerial skills of the future managers of service industry c. 73-82

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23739

Abstract:  The object of this research is the formation of managerial skills using the method of project. The subject of this research is the formation of managerial skills of the future managers in the area of service industry with the help of project work in the English language classes. Involvement in projecting of the object of service suggests the students the opportunity for self-realization and professional self-identification, ensures the deeper understanding of the problems in professional sphere, better understanding the existing tools and techniques, and advanced skills in planning and organization of the activity. In the course of this work, the author examines the normative legal documents for the “Service” training program, analyzes the psychological and pedagogical literature regarding the questions of development of the managerial skills alongside the organization of project activity at the foreign language classes. The article describes certain substantially important skills of managerial activity for the future specialists in the area of service industry. Special attention is given to the stages of work aimed at development of such skills and corresponding stages of the project work. The author also demonstrates the practical experience of realization of the project with the students of “Service” specialty at the English language lessons for the purpose of development of the managerial skills, which implies listing of the approaches and methods suitable for the use at various stages of the project and forming of skills.
Эффективность обучения
Пеша А.В., Коропец О.А. - Анализ релевантности существующих моделей оценки эффективности корпоративного обучения и развития персонала c. 83-95

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.24000

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является анализ моделей оценки эффективности корпоративного обучения и развития персонала, значимость которых увеличивается в корреляции с ключевыми глобальными трендами в этой области. После детального анализа, авторами выделены ключевые глобальные тренды в области корпоративного обучения и развития персонала, которые, по мнению авторов, имеют как теоретическое, так и практическое значение для управления человеческими ресурсами организации. Авторы раскрывают сущность, преимущества, недостатки моделей: Дональда Киркпатрика, Бенджамина Блюма, Ральфа Тайлера, Даниэля Л. Стафлебима. Авторами подчеркивается необходимость всестороннего и комплексного анализа потребностей стейкхолдеров при выборе форм, методов и видов обучения и развития сотрудников. Методы, которые используют авторы во время своего исследования: контент-анализ данных печатных и электронных источников текстовых данных эмпирических и практических исследований авторов, анализ существующих моделей. Основной вывод, который делается авторами, констатирует, что существующие модели оценки эффективности обучения и развития персонала в целом релевантны существующим запросам корпораций, но требуют большего временного и финансового вложения в связи с тенденциями персонализации, распространения цифрового обучения и внедрения новых образовательных технологий. В тоже время, самым объективным показателем эффективности обучения остается оценка показателей производительности и качества труда обученных специалистов и как следствие их конкурентоспособность на рынке труда.
Серьезный разговор
Романов Е.В., Дроздова Т.В. - Формирование системы устойчивого воспроизводства кадров для научно-технологического развития России: прогнозы и риски. Часть I c. 96-108

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23062

Аннотация: В Стратегии научно-технологического развития России поставлена цель построения национальной инновационной системы. Реализация этой цели предусматривает на первом этапе (2017-2020 годы) формирование целостной системы воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития страны. Высшее образование рассматривается в качестве системообразующего социального института, способного обеспечить решение этой задачи. Цель исследования состоит в выявлении потенциальных угроз для воспроизводства кадров в высшей школе и определении перспектив по сохранению и приумножению человеческого капитала. Представлен долгосрочный прогноз развития высшего образования до 2026 года. На основе прогнозируемого изменения численности населения в возрасте от 17 до 30 лет по однолетним возрастам и тенденций развития высшего образования выявлены противоречия финансового обеспечения высшего образования и перспективы сохранения кадров высшей школы. Установлено, что в современных условиях реальное финансирование высшего образования не соответствует нормативам, установленным законом «Об образовании в Российской Федерации». Так численность населения в возрасте от 17 до 30 лет в 2014 году (29321 тыс. человек) и в 2015 году (28579,9 тыс. человек) предполагает, что за счет ассигнований федерального бюджета должно было обучаться 2345,7 и 2286,4 тыс. человек соответственно. По факту в 2014 и 2015 году за счет средств федерального бюджета обучалось 1990,5 и 1859,9 тыс. человек соответственно. В стратегической перспективе численность населения в возрасте от 17 до 30 лет будет снижаться до 2025 года, при этом после 2018 года численность студентов начнет увеличиваться. Данное противоречие должно быть разрешено внесением соответствующих поправок. Численность студентов государственных вузов, достигнув минимального значения в 2018/19 учебном году (3682,0 тыс. человек), к 2025 году превысит численность студентов в 2015/ 16 учебном году и составит 4132,0 тыс. человек. Представлены негативный и умеренный сценарий изменения численности ППС государственных вузов. В негативном сценарии численность ППС рассчитана в соответствии с показателем «численность студентов в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава», определенным в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Численность ППС может снизиться до 192,9 тыс. человек к 2018/19 году, увеличившись к 2026 году до 227,7 тыс. человек. Умеренный сценарий базируется на том, что показатель «численность студентов в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава» будет увеличиваться, но не таким темпом, как это определено в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Доказано, что с учетом динамики развития высшего образования численность ППС государственных вузов в среднесрочной перспективе не должна быть ниже 240 тыс. человек.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.