Электронный журнал Современное образование - №1 за 2017 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8736 - Издательство NotaBene
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 01, 2017
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 23-04-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Неволина Виктория Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, nevolina-v@yandex.ru
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2017
Современные стратегии и модели образования
Прончев Г.Б., Гончарова И.В. - Математическая подготовка студентов-социологов в условиях глобализации c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22277

Аннотация: Статья посвящена обсуждению проблем высшей школы, связанных с глобализацией. Вступление России в Болонский процесс и переход на трехуровневую систему образования «бакалавриат – магистратура – аспирантура» с целью повышения рейтинга российского образования за рубежом, оказания образовательных услуг иностранным гражданам в российских вузах, расширения и укрепления позиций страны в мировом образовательном пространстве, можно рассматривать как процесс глобализации образования в нашей стране. На примере математической подготовки студентов-социологов анализируются возникающие при этом проблемы. Обсуждаются возможные пути решения. Методологическую основу исследования составили классические и современные теоретические положения социально-гуманитарных отраслей научного знания, позволившие проанализировать Федеральную программу развития образования на 2016-2020 гг. и содержание программы подготовки бакалавров-социологов по стандарту ФГОС. Авторы приходят к выводу, что влияние процессов глобализации на образование имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Негативные стороны, такие как, например, нехватка аудиторных часов для получения новых знаний, выходящих за рамки стандарта, могут быть компенсированы разработкой и применением дистанционных форм обучения. Балльно-рейтинговая система оценки знаний как сопутствующий фактор глобализации образования должна внедряться с учетом национальных педагогических достижений. Выполнение этих требований приведет к успешному освоению стандартов, и, в конечном счете, к конкурентоспособности будущих отечественных социологов.
Развивающиеся педагогические технологии
Криштофик И.С. - Организация процесса освоения основ педагогической коммуникации будущими педагогами c. 10-18

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22420

Аннотация: Предметом исследования в статье является подход к разработке учебного курса, направленного на формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов. Объектом исследования является проблема формирования в образовательном процессе вуза комплекса профессиональных компетенций будущих педагогов, обеспечивающих эффективное выполнение трудового действия, нацеленного на развитие обучающихся. Подробно рассматриваются различные аспекты понятия «педагогическая коммуникация». Особое внимание уделяется вопросу о выстраивании образовательно-педагогического дискурса на основе анализа специально отобранных текстов, отражающих особенности коммуникативных ситуаций в деятельности педагога, требующих от него проявления коммуникативной компетенции. Методы проведенного исследования: анализ нормативных документов, дискурсивный анализ образовательного процесса, интерпретация и конструирование понятий, научно-методическое и педагогическое моделирование. Основными выводами проведенного исследования являются принципы, определяющие особенности педагогической технологии формирования коммуникативной компетентности будущего педагога. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка содержания понятия «образовательно-педагогический дискурс». Новизна исследования заключается в обосновании педагогической технологии, обеспечивающей «погружение» студентов в проблему коммуникации в образовании, представленную с различных точек зрения, отражающих смысловые и функциональные аспекты самого понятия «педагогическая коммуникация».
Современные стратегии и модели образования
Руденко В.А., Агапова С.П., Томилин С.А., Ухалина И.А., Цуверкалова О.Ф., Головко М.В., Ефименко Н.А. - Факторы и вектор стратегического развития вуза в контексте реализации инновационного потенциала региона c. 19-31

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22513

Аннотация: Предметной областью исследования в данной статье является образовательная организация и ее место в региональном пространстве создания инноваций. С этой целью определены основные направления и барьеры инновационного развития государства и его регионов, обозначены роль и значение кадрового потенциала для обеспечения необходимого уровня инновационной активности предприятий. На конкретном примере рассмотрены формы и результаты взаимодействия вуза, промышленных предприятий и региона, определены направления повышения эффективности сотрудничества всех сторон, заинтересованных в инновационном развитии. В основу методов исследования лег системный подход, позволяющий определить взаимозависимость и взаимообусловленность всех элементов региона как социально-экономической системы, а также аналитический и статистический методы. Новизна данной работы заключается в рассмотрении инновационного потенциала региона и определении роли образовательных организаций в его реализации. Сделанные в результате выводы определяют реальные направления и эффективные инструменты управления взаимодействием основных субъектов инновационного пространства. К ним следует отнести: необходимость обновления научно-исследовательской и лабораторной базы вуза в соответствии с требованиями инновационных разработок предприятий, расширение тематики научных изысканий для преодоления узкоотраслевой специфики, а также поиск путей сокращения дисбаланса спроса и предложения кадров на региональном рынке труда.
Ценности и цели образования
Лобковская Н.И., Евдошкина Ю.А. - Профессиональное целеполагание как составляющая культуры безопасности будущего специалиста-атомщика c. 32-38

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22498

Аннотация: В статье рассматривается профессиональное целеполагание студентов образовательной организации высшего образования технической направленности, его сущность и проблема формирования. Таким образом, объектом исследования является профессиональное целеполагание студентов, предметом исследования – оценка профессионального целеполагания у студентов, проблема его формирования при подготовке специалистов для атомной отрасли. Целеполагание позволяет отследить влияние осознанных ценностей личности на стабильную мотивацию его деятельности и является регулятором профессионального самосознания, выражающимся в готовности к грамотным и ответственным действиям. Авторами представлены материалы исследований по оценке целеполагания у студентов-атомщиков. В качестве одного из основных условий формирования профессионального целеполагания предлагается ее организация на основе реализации процесса личностно-профессионального развития. Следует помнить о необходимости стимулировании профессиональной мотивации и своевременной адаптации к изменениям в образовательном пространстве профессорско-преподавательского состава, так как именно они формируют у студентов понимание важности культуры безопасности и обеспечивают процессы качественной трансформации профессиональных ожиданий и целеполагания. Для поступивших в образовательную организацию высшего образования студентов характерен адаптивный уровень профессионального целеполагания, для студентов третьего курса – профессионально-репродуктивный, а для студентов-выпускников – уровень профессионального целеполагания и приверженность принципам культуры безопасности.
Образование
Абрамов Р.А., Деревянко С.В. - Проблемы гармонизации (унификации) систем высшего образования Союзного государства c. 39-46

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.20549

Аннотация: Объектом исследования являются системы высшего образования Союзного государства. Предметом исследования являются механизмы государственного регулирования, а так-же социально-экономические отношения влияющие на гармонизацию систем образования двух стран. особое внимание в статье уделяется путям возможного объединения систем высшего образования России и Беларуси в рамках Союзного государства. В качестве актуальности исследования показывается, что интеграция образовательных систем, технологий при схожих принципах дает дополнительный стимул для формирования единой платформы для дальнейшего развития интеграционной структуры. Проанализированы основные факторы, которые затрудняют интеграцию между государствами в образовательной сфере – политические, экономические, информационные и традиционалистические, а также рассматриваются пути создания синергетической образовательной парадигмы. Целью работы является определение путей преодоления структурных и организационных проблем во взаимодействии систем образования Российской Федерации и Республики Беларусь. Результатом исследования выявлено то, что реализация подобной интеграции приведет к появлению базы для воспитания молодежи и синергетическому эффекту в экономической среде за счет кооперации интеллектуальных, финансовых ресурсов, что в целом должно отразиться на общем социально-экономическом развитии РБ и РФ. В статье использовались следующие методологические принципы: научность, системность, объективность, социальный подход, комплексность, единства теории и практики, творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме. Данные принципы приняты в качестве основных для изучения социально-экономических процессов, происходящих в образовательной сфере Союзного государства. Основными общенаучным методами, используемыми при выполнении проекта, стали методы: классификации, анализа, синтеза, экономико-статистический, структурно логический, эконометрический, графический методы. А также как вспомогательные методы прогнозный, аналитический и метод сравнения потенциалов. Полевые исследования проводились методом опроса студентов и работодателей. Новизной и в то же время оригинальностью данной статьи проекта является методологический подход к оценке качества образовательных услуг со всех заинтересованных сторон на всех этапах обучения приеме в вуз, бакалавриате, магистратуре и аспирантуре ., что позволит усилить взаимосвязь и взаимовлияние улучшения практикориентированной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в высших образовательных организациях Союзного государства позволит капитализировать бренд образовательных организаций как фактора успешного позиционирования ВУЗов на конкурентном мировом рынке. Преимуществом методологического подхода является: • эффективное взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда, что позволит готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда; • повышение качества образовательных услуг влияет на позиционирование образовательной организации и ее бренда на рынке, что позволит, в конечном счете, привлекать абитуриентов с повышенным средним баллом ЕГЭ. Кроме того новизна исследования определяется в том, что предложены не только пути разрешения ситуации и преодоления всех факторов, которые не позволяют создать единое образовательное пространство, но также проведен последовательный анализ всех уровней обучения.
Педагогика
Гришина Ю.В. - Качество довузовского образования: сущностно-содержательная характеристика понятия c. 47-57

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.19049

Аннотация: Целеобразующим элементом системы образования является его качество. Переход России на многоуровневую систему образования, а также декларирование принципа непрерывности как ведущей идеи организации процесса образования требует структурно-функциональных преобразований на всех уровнях образования. Изменение требований к результатам среднего общего и высшего образования, обусловленные внедрением компетентностного подхода и введением федеральных государственных образовательных стандартов, актуализирует задачу рассмотрения сферы довузовского образования как компонента непрерывного образования, наиболее полно и адекватно обеспечивающего их системную взаимосвязь и преемственность. При этом обзор педагогических источников демонстрирует фрагментарность обращения к проблеме обеспечения качества довузовского образования, в качестве предмета исследования. В статье на основе анализа различных контекстов, выявления существенных и отличительных признаков излагаются результаты дефиниции понятия «качество довузовского образования», определяется его место в существующей системе понятий педагогики. Качество довузовского образования рассматривается как соответствие отраженных в его результате, процессе и условиях сущностных свойств довузовского образовательного пространства многообразным целям и требованиям участников отношений в сфере довузовского образования. Приведенное определение позволит эффективно проектировать процессы оценки и управления качеством довузовского образования как системы, процесса, результата, способствуя повышению качества как институционального довузовского образования, так и личностно ориентированного довузовского образования обучающихся.
Педагогический идеал
Соколов М.С., Абрамов Р.А. - Повышение качества образовательной деятельности на основе мониторинга и ранжирования высших учебных заведений c. 58-64

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.20902

Аннотация: Предметом исследования являются показатели мониторинга качества образовательной деятельности в российских вузах. Объектом является сфера образования в России. В статье раскрыта взаимосвязь между состоянием системы мониторинга в образовательной сфере и качеством обучения в вузах. В статье определены формы и методы содействия развитию учебного процесса в свете формирования пула учебных заведений, которые будут представлять Российскую Федерацию на международном уровне. Определен набор параметров, обеспечивающих повышение качества аттестации вузов и мониторинга их эффективности. Методическую основу исследования составил анализ показателей эффективности образовательной деятельности и результаты мониторинга российских вузов, ставшие основой для разработки авторских предложений и рекомендаций. Особый интерес вызывают авторские рекомендации по изменению Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, которые могли бы позволить ранжировать учебные заведения и расширить представление об эффективности их деятельности. Новизной является то, что предлагаемый методический подход может позволить постепенно трансформировать систему мониторинга и аттестационных процедур, существенно повысив их эффективность. Использование предложенных авторами показателей и приближенность выбранного методического подхода к мировым стандартам должны способствовать качественной интеграции вузов страны в международное образовательное пространство.
Ценности и цели образования
Кошкин А.П., Новиков А.В. - Социальный капитал студентов и преподавателей как ресурс повышения качества образования c. 65-87

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.21801

Аннотация: В статье раскрывается характер формирования социального капитала студентов и преподавателей в условиях взаимодействия в учебном и в личном общении, как ресурса повышения качества образования. Сегодня актуальность концепции социального капитала вызвана следующими обстоятельствами. Во-первых, профессиональный успех студентов будет в большей степени зависеть от степени развития их коммуникационных качеств и социального капитала. Во-вторых, поддержка гражданской и социальной активности зависит от умения выстраивать межличностные и межгрупповые доверительные отношения . В-третьих, на взаимопомощь в образовательной среде не всегда акцентируется достаточного внимания. Для участия в исследовании были привлечены 250 студентов первого и четвертого курсов и 86 преподавателей. Для реализации целей исследования была создана анкета, содержащая 60 вопросов. Были выявлены положительные и отрицательные стороны воздействия социального капитала на личное и профессиональное развитие студентов и преподавателей. Определена целесообразность совместной коммуникации для студентов и преподавателей, коллектива студентов и коллектива преподавателей. Дана характеристика формирующейся между студентами и преподавателями степени доверия. Оценена степень готовности студентов и преподавателей оказывать друг другу помощь в учебной и внеучебной сфере. Раскрыты основные механизмы формирования социального каптала: постоянное разрешение противоречий в процессе учебной и внеучебной коммуникации в существующем уровне доверия между студентами и преподавателями и готовности оказывать взаимопомощь.
Современные стратегии и модели образования
Литвинов В.А., Баумтрог В.Э. - Оценка сформированности компетенций обучающегося на основе его портфолио c. 88-98

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.19386

Аннотация: Предметом исследования является оценка сформированности компетенций обучающегося, как составного элемента портфолио, представленного в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации. Обсуждаются методы оценки уровня сформированности компетенций обучающегося на основе результатов промежуточных аттестаций и творческих работ обучающегося за весь период обучения. Рассмотрено использование матрицы компетенций основной образовательной программы при оценке уровня сформированности отдельных компетенций обучающегося. Обсуждается применение информационных ресурсов, используемых при организации образовательного процесса, для автоматизации построения портфолио обучающихся. Методом и методологией исследования является системный анализ информационных ресурсов, используемых и образующихся при осуществлении образовательного процесса. Основными выводами приведенного исследования являются утверждение о том, что для учета результатов промежуточных аттестаций по дисциплинам основной образовательной программы при оценке уровня сформированности компетенций необходимо в матрицу компетенций вводить весовые коэффициенты. При трехуровневой оценки компетентности обучающегося результаты творческих работ, участие в конкурсах предлагается учитывать только для внесения изменений между вторым и третьим уровнями.
Типы обучения
Мельников Ю.Б., Боярский М.Д., Локшин М.Д. - Формирование математической культуры выпускника экономического университета как средство повышения его профессиональной компетентности c. 99-111

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22616

Аннотация: Объектом исследования является весьма важный и актуальный вопрос современного образования – подготовка компетентных специалистов, умеющих принимать взвешенные управленческие решения в различных сферах деятельности. Предметом исследования является роль и значение математической культуры в повышении профессиональной компетентности студентов экономических и смежных направлений подготовки. Особое внимание уделяется исследованию связи математической культуры и профессиональной компетентности. Описывается современное состояние математического образования, анализируется соотношение математики и информатики, применение информационно-компьютерных технологий в математическом образовании. Методология исследования основана на теории моделирования, базирующейся на формально-конструктивной трактовке модели. Методы исследования: анализ собственной педагогической практики математического образования, анализ и обобщение передовых российских и зарубежных исследований, моделирование. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Математическая культура выпускника и специалиста остается одним из ключевых компонентов культуры современного общества. 2. Профессиональная компетентность выпускника и специалиста включает в себя культурный компонент, неотъемлемой частью которого является математическая культура. 3. Специальным образом организованное математическое образование в экономическом университете позволяет успешно решать задачу повышения профессиональной компетентности выпускника. Новизна исследования состоит в том, что за основу этой специальной организации взята модель математической культуры как инфраструктуры восприятия, обработки информации и обмена информацией, состоящей из системы феноменов, системы отношений, системы интерфейсов и системы управления.
Развивающиеся педагогические технологии
Гавришина О.Н., Певнева И.В. - Вызовы и требования к эффективной реализации инклюзивного образования в вузе c. 112-117

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.21928

Аннотация: Предметом исследования является современное состояние инклюзивного обучения студентов с ограниченными физическими возможностями в вузе. Рассматриваются основные проблемы, связанные с интегрированным подходом в обучении, основными среди которых являются предрассудки , физические ограничения к доступу мест обучения, структура учебных планов вузов, психологическая неготовность педагогов, социально-экономические факторы и недостаток финансирования. Статья рассматривает существующие в настоящее время возможности применения технологий, используемые для обучения особых студентов, а также рекомендации для эффективного применения подхода к студентам с ограниченными физическими возможностями. Для выявления ключевых проблем в работе вуза со студентами-инвалидами применялся опрос и метод описания. Основные выводы исследования текущего этапа в развитии инклюзивного обучения на примере КемГУ являются следующие: развитие технических и мультимедийных средств обучения, а также дистанционного образования способствуют эффективному развитию инклюзивного обучения. Среди основных проблем называются недостаточная разработка специальной литературы, психологические и физические особенности студентов, недостаточная готовность педагогов к работе в рамках инклюзивного обучения.
Философия и педагогика
Красиков В.И. - Интеллектуальная провокация как способ активизации интереса к освоению философии c. 118-126

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22591

Аннотация: Объектом рассмотрения в статье являются методики обучения искусству мышления, прославившиеся и зарекомендовавшие себя в истории философии. Предметом исследования выбрана методика интеллектуальной провокации: ее суть, основные этапы развертывания и особенности поведения участников подобной ролевой игры. Автор подробно рассматривает историко-философский аспект использования этой методики, особенно у Сократа в его знаменитой майевтике. В статье приводится перечень вопросов, хорошо зарекомендовавших себя в качестве действенных интеллектуальных провокаций в опыте преподавания. В качестве методологических средств мы используем типизацию, сравнение, анализ и конструирование, элементы философской рефлексии и социальной перцепции. Результатами статьи можно считать следующее. Автором предложен один из возможных вариантов применения методики интеллектуальной провокации на семинарских занятиях. Особым вкладом автора в исследование темы можно назвать этапирование этого вида ролевой игры и характеристику каждого из этапов. Новизна исследования заключается в выявлении общей логики и основных закономерностей методики интеллектуальной провокации в современном контексте.
Дидактика
Pevneva I.V., Ramazanova S. - Russian as foreign language: to the problem of formation of speech competencies c. 127-133

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.21126

Abstract: This article is dedicated to the question of formation of the speech competencies of students who study Russian as foreign language in the foreign college. The author examines the key problems in formation of the language skills, as well as suggests the methodologies that encourage the development of foreign speech skills formulated in the department of Russian Language and Literature in the Turkish college. Attention is given to the specificity of presentation of material for the Turkish students substantiated by the peculiarities of mentality and culture. The article provides the methodologies that allow enhancing the mechanisms responsible for speech activity in the Russian language outside the language environment. With the help of survey among the students studying the Russian language as foreign outside the language environment, the authors determined the principal difficulties in formation of the speech skills. The conclusion is made that the methodology of teaching Russian language as foreign must carry an ethno-specific orientation. In such education process, the efficiency of pedagogical activity can depend on the specificity of establishment of motivation among the Turkish students, as well as peculiarities of interpersonal communication within the class, organization of self-control and independent work, as well as priority of verbal communication over the formation of writing skills.
Новые методики и технологии
Алдошина М.И. - Интерактивные диалоговые методы в формировании этнокультурной компетентности студентов университета c. 134-143

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.21988

Аннотация: В современной социокультурной ситуации многонациональной России особенно актуальна проблема формирования этнокультурной компетентности студентов в образовательном процессе университета. Предметом данной статьи является процесс формирования этнокультурной компетентности студентов в образовательном процессе опорного университета. Объектом – культурно-диалоговые методические приемы и интерактивные методы университетского образования. Особое внимание уделяется процессуальным характеристикам, региональным особенностям и возможностям поэтапного оценивания формирования этнокультурных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование в современном университете. Методологическими основаниями выступают культурологический и компетентностный подходы. Методом структурного анализа, сравнения и группировки серии опросов 5 преподавателей и 40 студентов младших курсов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование выявлены перспективные культурно-диалоговые методические приемы и интерактивные методы университетского образования, повышающие учебную мотивацию студентов и обеспечивающие формирование этнокультурной компетентности. Основными выводами исследования выступают доказанные возможности использования культурно-диалоговых методических приемов и интерактивных методов университетского образования (иллюстрации, персонификации и драматизации) для формирования этнокультурной компетентности студентов, которые заключаются в разнице позиций субъекта педагогического взаимодействия, в умении интонирования материала, в понимании необходимости и целенаправленном создании образного и эмоционального подкрепления погружения в содержание материала.
Литвинов В.А., Баумтрог В.Э. - К вопросу об автоматизации измерения умений по дисциплинам практической направленности c. 144-152

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22521

Аннотация: Предметом исследования является процесс оценки степени сформи-рованности умений обучающихся по дисциплинам практической направленности, с применением активных форм обучения. Объектом исследования являются способы автоматизации процесса измерения умений, форма тестовых заданий, применяемых для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Авторы рассматривают традиционные методы измерения степени умений с получением результата измерения в балльной системе и автоматизацию процесса измерения умений путем компьютерного тестирования. Особое внимание уделено использованию мультимедийных средств, как инструмента контроля наличия умений у обучающегося. Как дополнение к мультимедийным тестам предлагается использовать компьютерные симуляторы и программы тренажеры. Результаты работы получены на основе применения системного анализа проблем, возникающих при оценке компетенций обучающихся образовательных организаций Предложены формы автоматизации процесса измерения степени сформированности умений по дисциплинам практической направленности. Авторы предлагают использовать компьютерные симуляторы для оценки умений работы со сложным дорогостоящим оборудованием. Для составления тестовых заданий, получение правильного ответа на которые, требует наличия у тестируемого определенных умений, предложено использовать мультимедийные материалы.
Эффективность обучения
Титова А.Ю. - Особенность построения урока хореографии для достижения наилучшего результата c. 153-160

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.20210

Аннотация: В статье описывается специфика хореографического обучения, возникающая при посещение студии танца в досуговом центре дополнительного образования. Дается общая характеристика обучения в хореографическом коллективе, описывается влияние хореографии на личность ребенка. Подробно описано построение целей и задач при формировании урока хореографии. Описываются источники отрицательных и положительных результатов в образовательном процессе. Показывается, что при построении урока, педагог должен четко представлять свою цель, для достижения которой можно руководствоваться теми или иными способами методики. Также показано, что практически все источники положительных эмоций сохраняются и при обучении в строгом хореографическом коллективе, где одни из важных критериев воспитания всегда считалась дисциплина и строгость в требовании исполнения движений. Благодаря анализу стало возможно выделить несколько пунктов, на которые педагог хореографического коллектива сможет опираться для организации успешного образовательного процесса. Автор отмечает, что каждый педагог, прежде чем заниматься с детьми, должен иметь план работы, программу формирования определенных навыков. Знание только своего предмета в настоящее время не отвечает качеству предоставления услуги проведения дополнительных занятий. Новизна исследования заключается в предложении автором принципов работы с детским хореографическим коллективом, которые можно применять в любом танцевальном направлении. Также отмечается, что для любого педагога, тренера, воспитателя, залогом успеха является - творческое чутьё и интуиция, самоорганизация и постоянное стремление к саморазвитию.
Знание и понимание
Розин В.М. - Один из механизмов становления творчества и видения новой реальности c. 161-171

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.21688

Аннотация: В статье рассматривается один из механизмов творчества. Выдвигается следующая гипотеза: экзистенциальные проблемы личности, находят свое разрешение в новом видении, которое первоначально непонятно и неприемлемо, но затем осмысляется, т.е. интерпретируется и схематизируется и поэтому становится понятным. Для подтверждения этой гипотезы анализируются три кейса, обсуждаются понятия видение, реальность, существование, используется авторская концепция сновидения. Творчество начинается с интерсубъективных ситуаций и субъективных проблем, предполагает помимо поиска и реализации определенной методологии новое видение, схематизацию и ряд других процедур, завершается существованием и обнаружением новой реальности. При этом была реализована следующая методология: постановка проблем, анализ кейсов, различение изучаемых явлений, конструирование понятий. В результате исследования удалось показать, что важным механизмом творчества выступают экзистенциальные проблемы, которые личность разрешает, изобретая схемы. На их основе складывается новое видение действительности и понимание происходящего, которое первоначально выглядит парадоксально. Завершается акт творчества осознанным полагаем новой реальности, при этом осуществляется ее категоризация.
Массово-информационные процессы в обучении
Романов Е.В., Дроздова Т.В. - Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации c. 172-195

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22044

Аннотация: Обоснование необходимых и достаточных условий эффективной реализации дистанционного обучения осуществляется в контексте стратегических приоритетов модернизации образования, связанных с обеспечением его доступности и непрерывности. Дистанционное обучение рассматривается как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению «спрессованным» человеческим опытом, приобретению опыта творческой деятельности и развитию способностей с целью применения и приобретения знаний в течение всей жизни на основе использования дистанционных технологий обучения. Информационные технологии и их использование в процессе опосредованного взаимодействия обучающихся и педагогических работников только косвенно могут способствовать формированию соответствующих ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, что в перспективе делает востребованными исследования, посвященные «встраиванию» дистанционного обучения в образовательный процесс таким образом, чтобы была актуализирована воспитательная функция образования. На основе категориально-понятийного анализа уточнено понятие «дистанционное обучение». На основе анализа институциональных оснований реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обоснованы достаточные условия эффективной реализации дистанционного обучения. Обоснование необходимых условий осуществлено на основе анализа существующей образовательной практики высшего образования. К определяющим научную новизну исследования необходимым условиям, относятся потребность в законодательной регламентации предельного уровня аудиторной нагрузки преподавателя и нагрузки, связанной с выполнением научно-исследовательской, учебно-методической, организационной и воспитательной работы (что предполагает изменение подхода к финансированию); наличие соответствующего технического оснащения и компетенций для разработки дистанционных технологий обучения. Институциональными основаниями регламентации образовательной деятельности (достаточными условиями эффективной реализации дистанционного обучения) являются документы, регламентирующие деятельность базовых подразделений образовательных организаций и варианты сетевого взаимодействия (интеграция образовательных программ или использование ресурсов других организаций). Выводы: Применение дистанционных технологий обучения должно способствовать выработке новых подходов к оценке продуктивности труда преподавателя высшей школы на основе создания единой (всероссийской) методики расчета рейтинга преподавателя вуза. В нем должна найти отражение мера эффективности учебной, научно-исследовательской, учебно-методической, организационной и воспитательной деятельности, которую осуществляет преподаватель. Обоснованная необходимость законодательной регламентации нагрузки преподавателя высшей школы предполагает изменение подходов к финансированию вузов: в раздел государственного задания следует включить работы, связанные с разработкой дистанционных технологий обучения и созданием объектов интеллектуальной собственности для использования в учебном процессе. Показатели мониторинга эффективности деятельности вузов следует дополнить показателями, по которым можно судить о деятельности вуза в части повышения доступности высшего образования и созданных условий для реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Приоритетными показателями эффективности научно-исследовательской деятельности должны стать «удельный вес средств, полученных образовательной организацией от использования результатов интеллектуальной деятельности, в общих доходах образовательной организации» и «количество созданных результатов интеллектуальной деятельности, имеющих правовую охрану в России и за ее пределами».
Поиски смысла
Родионова Д.Д. - Расширение возможностей практико-ориентированного обучения посредством внедрения современных информационных-коммуникационных технологий (на примере профессиональной подготовки музеологов) c. 196-202

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22640

Аннотация: Предметом исследования является интеграция современных информационно-коммуникационных технологий и практико-ориентированного обучения в процессе профессиональной подготовки студентов-музеологов. Объектом исследования выступает профессиональная подготовка бакалавров по направлению "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия". Акцентируется внимание на том, что модель практико-ориентированного продуктивного обучения является деятельностной по своему характеру и содержанию, а также соответствует дидактическим подходам, применяемым в высшем образовании с учетом внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. Основой исследования стал проектный метод, используя инструментарий которого был выявлен алгоритм создания электронного музейного каталога "Традиционное косторезное и камнерезное искусство сибирских народов в собрании музея". Основным выводом данного исследования является обоснование преимуществ взаимовыгодного сотрудничества между профильной выпускающей кафедрой, осуществляющей практико-ориентированную подготовку по направлению "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" и конкретного музея в соответствии с принципом продуктивного обучения и с учетом требований рынка труда и развитием музейной профессии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.