Статья 'Профессиональная подготовка сотрудников полиции в России: верной ли дорогой идем?' - журнал 'Полицейская и следственная деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью:

Профессиональная подготовка сотрудников полиции в России: верной ли дорогой идем?

Долгих Игорь Петрович

независимый ученый

394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Антокольского, 14

Dolgikh Igor' Petrovich

Senior Lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

394065, Russia, Voronezhskaya oblast', g. Voronezh, ul. Antokol'skogo, 14, kv. 134

idol_2008@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7810.2016.4.18934

Дата направления статьи в редакцию:

25-04-2016


Дата публикации:

31-01-2017


Аннотация: Предметом исследования являются принципы, закономерности, содержание и организация профессиональной подготовки сотрудников полиции в Российской Федерации. Объектом исследования выступает первоначальная профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов ведущих мировых держав и России. Цель исследования - совершенствование профессиональной подготовки сотрудников полиции. Задачами исследования являются: 1. Анализ современного состояния профессиональной подготовки сотрудников полиции в России, выявление тенденций его развития и имеющихся недостатков. 2. Выработка предложений по оптимизации профессиональной подготовки сотрудников полиции. Методологической основой исследования служит теория познания и научные разработки ее внедрения в систему профессионального образования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы. Новизна исследования заключается в том, что в нем: 1. Дан объективный анализ современного состояния системы профессиональной подготовки лиц, впервые принятых на службу в полицию. 2. Впервые в научной литературе дана принципиальная оценка организации и качества подготовки сотрудников полиции на факультетах профессиональной подготовки образовательных учреждений МВД России. 3. Разработаны предложения по оптимизации профессиональной подготовки сотрудников полиции.


Ключевые слова:

профессиональная подготовка, центры профессиональной подготовки, сотрудники полиции, образовательные организации МВД, ученые в погонах, национальная гвардия, программы профессиональной подготовки, факультеты профессиональной подготовки, органы внутренних дел, педагогические работники МВД

Abstract: The subject of the research is the principles and patterns, contents and organisation of training police officers in the Russian Federation. The object of the research is the primary training of law enforcement officers of the world's leading powers and Russia. The purpose of the research is to improve the training of police officers. Goals of the research include: 1) to analyze the modern condition of training police officers in Russia and to define developmnent trends and drawbacks of the current system of training; 2) to develop recommendations on how to improve vocational training of police officers. The methodological basis of the research is the theory of knowledge and research results related to application of the knowledge theory to the system of training. To achieve the research goals and objectives, the author has used theoretical and empirical methods. The novelty of the research are caused by the following facts: 1. The author gave an objective analysis of the current state of the vocational training for persons newly recruited to the police. 2. For the first time in the academic literature the author gave a principled assessment of the organisation and the quality of police training in the faculties of vocational training at educational institutions of the MIA of Russia. 3. The author developed offers on optimization of vocational training of police officers.


Keywords:

training, vocational training centres, police, educational organizations of the Ministry of Inter, scientists in uniform, national guard, training programmes, faculties training, bodies of the Ministry of Internal Affairs, teaching staff of the Ministry of Internal Affairs

Пожалуй, никто не станет спорить, что все мы, россияне, сейчас переживаем пусть и не самый спокойный и комфортный в экономическом и политическом плане, но, безусловно, один из самых интересных периодов отечественной истории. Поставленная в жесткие условия совокупностью объективных и субъективных внешних и внутренних факторов, Россия фактически решает вопрос о своей государственности. Опорой любого государства, гарантией стабильности его общественного развития всегда являлись и являются органы внутренних дел. В наши дни именно органы внутренних дел – это, пожалуй, единственный действенный инструмент влияния власти на различные общественные отношения. Совместно с иными правоохранительными органами органы внутренних дел, во-первых, призваны гарантировать соблюдение прав и законных интересов граждан, а во-вторых, они олицетворяют собой государственное принуждение как один из основных методов государственного управления [1]. В связи со сказанным все более серьезное значение приобретают проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции.

В мае 2013 года большая часть центров профессиональной подготовки (Г)УМВД России по субъектам Российской Федерации (далее – ЦПП, Центры) была ликвидирована волевым решением Министерства внутренних дел [2], а их функции переданы образовательным учреждениям (академиям, университетам и институтам). Помимо формальной стороны вопроса, связанной с реализацией положений Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3], данное решение, по словам его сторонников, было продиктовано отсутствием у ЦПП необходимой учебно-материальной базы. В том числе инициаторы анализируемых структурных преобразований указывали на нехватку в региональных Центрах спортивных залов, учебных полигонов, специальных библиотек, тиров для проведения стрельб, столовых, а также общежитий для проживания обучаемых.

Автор настоящей статьи, много лет занимающийся проблемой профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, с уверенностью заявляет, что данные утверждения, мягко говоря, не соответствуют действительности. Несмотря на, подчас, ощутимую нехватку финансирования, большая часть ЦПП обладало надежной материальной базой и с успехом решало поставленные задачи по подготовке профессиональных кадров [4].

Поразительно, что сегодня, спустя три года после проведения реформы, ведомственное научное сообщество не пытается проанализировать ее ход и первоначальные результаты. Безусловно, столь масштабные преобразования требуют определенного временного промежутка и осмысления. Однако материалы для проведения исследований уже имеются. Поскольку средний срок обучения слушателей на факультетах профессиональной подготовки составляет всего 6 месяцев, а наборы, как правило, осуществляются ежемесячно, то и количество выпускных квалификационных экзаменов по среднестатистическому вузу должно измеряться десятками. Немалую роль в оценке качества обучения должны играть регулярные анкетирования обучаемых. Причем, объективности ради, проводится они должны анонимно и по завершению всех форм контроля. Нам известно, что в отдельных вузах такая работа проводится, но имеет она кулуарный характер и не может принципиальным образом повлиять на общепринятую ведомственную концепцию.

Попробуем, несмотря на скудность имеющегося материала, оценить, что прогрессивного дала обществу, государству и МВД анализируемая реформа.

Как правило, в заслугу реформаторам полицейского образования сегодня принято ставить рост уровня ведомственных педагогических кадров. На самом деле в ЦПП не часто работали специалисты (преподаватели), отягощенные учеными званиями и учеными степенями. Однако это не является показателем их низкого образовательного уровня или отсутствия у них желания достичь профессиональных вершин. Просто ведомственные подзаконные акты этого не требовали. Проявлять же инициативу в данном вопросе решались немногие.

Неоспоримым является тот факт, что ученое звание и ученая степень – яркий показатель высокого уровня знаний ученого в той или иной сфере, а также характеристика его научного авторитета. Но, давайте задумаемся, насколько это является принципиальным в работе по подготовке сотрудников полиции, впервые пришедших на службу? Следует подчеркнуть, именно в подготовке, а не в обучении. Печально, что в нашей стране сегодня не разграничивают эти очевидные понятия.

Для примера остановимся на системе подготовки полицейских в Соединенных Штатах Америки. Несмотря на довольно-таки агрессивную критику этой системы в российских средствах массовой информации, для профессионалов очевидно, что она сегодня является одной из самых эффективных на планете. В отличие от России, правовая наука в США не отождествляет словосочетания «подготовка полицейского» и «образование полицейского». Под первоначальной подготовкой там принято понимать получение офицером полиции практических и теоретических знаний по профессии «полицейский» в полицейской академии штата, которая обладает соответствующим сертификатом. Окончив академию, полицейский вправе начать исполнять свои профессиональные обязанности. Такая подготовка обязательна для всех без исключения офицеров полиции.

Образование же полицейского в США (высшее или среднее специальное) подразумевает под собой процесс его обучения в гражданском образовательном учреждении. Чаще всего полицейский получает такое образование уже после обучения в полицейской академии. По результатам обучения он получает диплом по уголовному правосудию, экономики, бухгалтерии, компьютерным технологиям и т.д.

Однако вероятна и иная ситуация, когда уже после получения среднего специального или высшего гражданского образования гражданин решает поступить в полицию. Но и в этом случае он не избавляется от дальнейшего направления для прохождения профессиональной подготовки в полицейскую академию.

В отличие от Российской Федерации, в США высших полицейских учебных заведений нет. Из-за этого полицейский офицер вынужден для получения соответствующего образования обращаться к услугам гражданских образовательных организаций.

Система профессиональной подготовки кадров в Соединенных Штатах Америки имеет трехзвенную структуру:

- профессиональная подготовка для лиц, которые впервые поступают на службу в полицию;

- подготовка и повышение квалификации действующих полицейских;

- служебная подготовка и повышение квалификации сотрудников, которые занимают должности руководящего звена [5, с. 207–213].

Базовая и самая непростая ступень обучения американского полицейского - это первоначальная подготовка. Следует обратить внимание на две ключевые особенности этой стадии – стандартизацию и дифференциацию.

Стандартизация первоначальной полицейской подготовки состоит в существовании обязательных для исполнения нормативно-правовых актов, которые содержат минимальные требования и стандарты такой подготовки.

Дифференциация полицейской подготовки заключается в вариативности стандарта минимального количества часов, которые отводятся на первоначальную подготовку в различных штатах: от 320 часов в Южной Дакоте, Канзасе и Теннеси и до 1040 часов в штате Гавайи [6, с. 38].

Не менее важное значение в подготовке американских полицейских играет обучение сотрудников, которые имеют тот или иной опыт полицейской работы. Оснований для подобной подготовки множество: совершенствование методов экспертизы и приемов использования новейших технических средств; частое изменение правовой базы; возникновение инновационных аспектов процедурных операций; необходимость перманентного обновления навыков работы [7, с. 55–64].

Следует сделать вывод о том, что следующие особенности профессиональной подготовки американских полицейских, впервые приходящих на службу, вполне могли бы быть использованы и в нашей стране:

- максимальная ассимиляция процесса подготовки с практической деятельностью сотрудника полиции;

- активная ориентация сотрудника полиции на получение высшего образования в гражданских вузах, позволяющая экономить немалые средства на содержание ведомственных образовательных организаций.

Нельзя не согласиться с В.В. Титовым, считающим, что в силу усложнения правоохранительной деятельности и усиления ее социальной направленности американский опыт профессионального образования приобретает особую значимость для современной России. При этом особый интерес представляют сложившаяся в США децентрализованная система подготовки кадров, позволяющая максимально учитывать региональные особенности правоохранительной деятельности, а также практика обучения будущих сотрудников в местных колледжах и университетах [8].

Если кому-то претит опыт США, давайте обратимся к системе профессиональной подготовки полицейских в Федеративной Республике Германии. В соответствии с законодательством ФРГ, полицейская служба и правомочность полиции определяются самостоятельно федеральными землями. Необходимо заметить, что и в ФРГ полицейские учебные заведения занимаются именно подготовкой, а не обучением сотрудников полиции, которые не получают здесь дипломов о высшем юридическом образовании. Структура профессиональной подготовки немецких полицейских состоит из трех уровней:

- полицейский образовательный институт;

- институт повышения квалификации;

- высшая академия полиции.

К примеру, на территории Земли Северный Рейн-Вестфалия расположено несколько полицейских образовательных организаций. Базовым принципом учебного заведения такого уровня является обеспечение неразрывной связи учебы с полицейской практикой. Иначе говоря, содержательность и практическая направленность обучения в неразрывном единстве с качеством знаний способствуют двустороннему корректирующему влиянию на формирование молодого сотрудника полиции.

В ноябре 2013 года сотрудники Воронежского института МВД России в составе делегации Министерства внутренних дел посетили Институт повышения квалификации полицейских земли Северный Рейн-Вестфалия, где приняли участие в научно-практическом мероприятии на тему: «Преступность среди несовершеннолетних (формы проявления, профилактика)» [9]. На заключительном занятии, которое проводилось руководителем учебно-методического отдела фрау Фоссен в г. Кельне, воронежскими полицейскими был задан вопрос по поводу научного обеспечения учебного процесса у их германских коллег. Ответ фрау Фоссен изрядно шокировал наших земляков. Оказалось, что даже на втором уровне профессиональной подготовки будущие сотрудники немецкой полиции не сочиняют бесчисленные научно-исследовательские работы, а преподаватели в плановом порядке не занимаются написанием научных статей, пытаясь тем самым повысить свой индекс цитируемости в ученом сообществе. А ведь когда-то аналогичная практика существовала и на нашей отчечественной земле и в полной мере себя оправдывала. Однако вернемся к нашим «ученым в погонах».

Закрытие ЦПП привело к тому, что один из первостепенных критериев оценки уровня образовательного учреждения – количество лиц профессорско-преподавательского состава, которые имеют ученую степень, – стал неотъемлемой частью оценки деятельности факультетов профессиональной подготовки. И если в ЦПП, к примеру, на цикле юридической подготовки могли работать лишь преподаватели (специалисты), которые имели высшее юридическое образование и длительный стаж практической работы в профильных должностях (дознаватели, следователи, инспектора подразделений по исполнению административного законодательства и т.д.), то ныне образовательной организации ни коим образом не выгодно иметь преподавателя без ученой степени, даже если он – профессионал своего дела и отличается высоким педагогическим мастерством. При этом, в каком направлении защищал свою диссертацию преподаватель – совсем неважно. Ещё в меньшей степени интересует руководителей вузов МВД факт наличия (или отсутствия) у него опыта практической службы в органах внутренних дел.

Далеко за примерами ходить не надо. Обратимся к официальному сайту Воронежского института МВД России. Смотрим расписание занятий для лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (взвод №П16М1) [10]. Дисциплина – «Прохождение службы в ОВД», занятия проводит старший преподаватель кафедры административного права – кандидат педагогических наук. Дисциплина – «Правовая подготовка», занятия проводит старший преподаватель кафедры административного права – кандидат экономических наук. Имеются в институте на кафедрах юридического профиля также и кандидаты филологических, исторических и прочих наук, весьма далеких от юриспруденции. Если рассказать об этом в тех же Соединенных Штатах Америки или в Федеративной Республике Германии – засмеют. У нас же – никаких проблем. Сегодня подобная анекдотичная ситуация в ведомственных вузах распространена повсеместно [11].

Анализ педагогического состава полицейских образовательных организаций в Российской Федерации наводит на мысль о том, что всякая ротация здесь невозможна в принципе. Это своего рода закрытые учреждения, которые варятся в собственном соку. Многие выпускники подобных вузов, не проработав «на земле» ни дня, остаются в своих альма-матер и весь свой дальнейших карьерный рост связывают только с ними. За последние годы появилось целое поколение преподавателей, которые видели «живого» правонарушителя лишь на экране телевизора. Часто в образовательных организациях системы МВД работают целыми семьями: дети и родители, жены и мужья и т.д. Ни о какой «свежей крови» и речи не идет. Подобную тенденцию вряд ли можно оценить положительно.

Следовательно, заявления о том, что в системе профессиональной подготовки полицейских в нашей стране вырос авторитет педагогических кадров и их уровень, выглядят несколько опрометчивыми. Правдивее говорить о том, что эта подготовка стала для государства более накладной, так как денежное довольствие преподавателя вуза, к тому же имеющего ученое звание и ученую степень, на два порядка выше денежного довольствия преподавателя (специалиста) ЦПП.

Поскольку мы коснулись финансового вопроса, весьма актуального в кризисный период, уместно будет затронуть ещё один аспект. Являясь структурным подразделением соответствующего регионального главка МВД, ЦПП в полном объеме удовлетворял его нужды в части кадрового обеспечения. Слушатели подбирались, стажировались, а в последствии и обучались на территории одного и того же субъекта Российской Федерации, что в значительной степени экономило ведомственные (читай – государственные) деньги. После ликвидации ЦПП проблема обучения и подготовки молодых полицейских особенно остро обозначилась в тех субъектах, где образовательные организации МВД России отсутствуют (а таких регионов немало). Как же решается вопрос? Да очень просто. Для прохождения профессионального обучения слушатели отправляются в другие субъекты Федерации.

Так, в настоящее время в Воронежском институте МВД России походят обучение слушатели не только из местного региона, но и начинающие службу сотрудники из УМВД по Липецкой области, а в 2014-2015 году в стенах воронежского вуза обучались полицейские из Краснодарского края. И это при том, что расстояние между Воронежем и Краснодаром составляет около восьмисот километров. Возникает резонный вопрос: не слишком ли расточительно для нынешних времен?

Особую озабоченность вызывают программы, разработанные для обучения лиц, впервые поступивших на службу в полицию. Главный их недостаток – это отсутствие адаптации к специфике конкретных должностных категорий сотрудников полиции. Многопрофильный характер программ вынуждает обучаемых тратить драгоценное учебное время на изучение дисциплин, которые навряд ли будут востребованы в их практической деятельности. К примеру, по единой программе ныне обучаются лица среднего и старшего начальствующего составов органов внутренних дел, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел на должности участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора по исполнению административного законодательства, инспектора по лицензионно-разрешительной работе. По мнению автора, многопрофильные программы не способствуют формированию настоящих профессионалов своего дела и крайне нерациональны в плане использования учебного времени.

Имеющаяся практика реализации программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников полиции показывает, что преподаватели вузов МВД зачастую не желают «опускаться» до уровня слушателей факультетов профессиональной подготовки и преподносят последним учебный материал также, как и курсантам, образовательный уровень которых гораздо выше. В итоге получается некое подобие разговора слепого с глухим: один не видит предмет разговора, другой – не в состоянии ничего услышать.

Автор уверен, что подобный подход к профессиональной подготовке сотрудников полиции в нашей стране бесперспективен. Кроме того, в связи с созданием в России национальной гвардии, возникает резонный вопрос: кто будет заниматься обучением служащих новой структуры - профессионалы или вновь девочки с учеными званиями и степенями?

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.