PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика Общая теория музыки
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "Общая теория музыки"
Общая теория музыки
Энфиаджян А.С. - Так что же это такое - «симфоническая музыка»? c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.16947

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблематика, связанная с отечественной, европейской и общемировой практикой использования искусствоведческого понятия «Симфоническая Музыка» (СМ). Отмечается различие версий и особенностей интерпретации термина СМ как в лите-ратуре сугубо музыковедческого профиля, так и в более широком культурологическом дискурсе. Устанавливается и анализируется степень эстетической, семантической и референтной соотнесённости СМ с исполнительской атрибутикой симфонического оркестра. Приводятся мно-гочисленные примеры музыкальных произведений, очевидная принадлежность которых к СМ ни в коей мере не обусловлена спецификой выразительных средств и возможностей симфонического оркестра. В процессе лоцирования различных музыковедческих аспектов понятия СМ, проводится его адекватная этимологическая и культурно-историческая корреляция со стержневой в русле заданной тематики лексемы «симфония». Показана ключевая и «цементирующая» роль в этом процессе конститутивной категории «симфонизм». Констатируется тот факт, что «симфоничность формы» музыкальных произведений определя-ется не какими-то устоявшимися «каноническими» схемами, а сложной внутренней организацией их музыкальной фактуры, связанной, в первую очередь, с непрерывностью развития и общей процессуальностью формообразования. Дополнительным признаком принадлежности к жанрам СМ признаётся колористичность звучания музыкальных произведений, обусловленная в том числе широтой и богатством их тембральной палитры. Осуществлено корректное искус-ствоведческое дефинирование понятия СМ в той его расширительной формулировке, универсальный характер которой позволяет обеспечивать адекватную идентификацию и верификацию всех произведений мировой музыкальной литературы, в полной мере соответствующих по ряду приоритетных критериев коренной жанровой атрибутике СМ. Введены вспомогательные музыковедческие понятия «условно симфоническая музыка» и «квазисимфоническая музыка».
Azarova V.V. - Oratorio-trilogy of Hector Berlioz “The Childhood of Christ” – the concept of eternity of Christian love c. 1-96

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.17032

Abstract: The subject of research in this article is the vocal-symphonic concept of the oratorio-trilogy by Hector Berlioz “The Childhood of Christ” Op. 25, which is being viewed as a prime example of creative thought of that era (middle of XIX century), and being examined in form of analysis of musical composition, musical dramaturgy, fundamental plots and characters of Christianity, as well as emotional-psychological side of the musical content. Based on examination of the letters and Mémoires of Hector Berlioz the article presents a hypothesis on the genesis of the creative concept of the oeuvre, and offers facts from the history of its creation and performance. The plot motifs of Berlioz’s poetic libretto presented as units of the overall structure of the creative text. The author analyzes the particular aspects of the oratorio-theatrical embodiment of the space-time spiritual concept of eternity of Christian love, examines the fusion of spiritual and secular elements within the semantics of the creative text, gives attention to the specificity of the composition, musical dramaturgy, principles of polyphonic thought of the composer, synthesis of genre elements (oratorio, symphony, mystery play, and others), and reveals the correlation between Berlioz’s innovative musical thinking and the creative practice of the psychological realism within the French art and literature of 1850’s. Research methodology:- Musical-philosophical hermeneutical reconstruction of the process of structuring the creative idea and the aspects of its realization within the programmatic vocal-symphonic concept of the oratorio-trilogy.- Analysis pertaining to the musical philosophy of the score of “The Childhood of Christ” as a creative canon, which reflected the phenomenon of the topology of the path- Analysis of the musical and aesthetical aspects of the psychological realism within intonation-dramaturgical development of the work.Scientific novelty of the research consists in:- Discovery of Berlioz’s individual approach towards the critical perception of Christianity in France during 1850’s- Analytical justification of the position that composer’s interpretation of the Christian spiritual values, including the eternity of Christian love, presented in the oratorio-trilogy of “The Childhood of Christ” is relevant in the XXI century- Determination of the musical and aesthetical phenomenon of realistic vocal intonation, which is in a state of development of psychological and critical realism in the French art and literature of 1850’s- Musical and philosophical understanding of the functionality of spiritual and semantical concepts of the Christian “storge” and Christian “agape” in the musical dramaturgy of these parts of the work: “Herod’s Dream”, “Flight into Egypt”, and “The Arrival at Sais”.Main conclusions:1. The specificity of composer’s individual understanding of the psychological mystery of communication between human soul and God is reflected in the deep structure of the oratorio-trilogy “The Childhood of Christ” – the concept of eternity of Christian love2. The perception on this concept is relevant for the modern Christian world, and prompts us to change our attitude towards the life and creative heritage of Berlioz3. “The Childhood of Christ” is a great example for the French composers of the XIX-XX centuries, who created oratorio-theatrical works and significant forms of vocal-symphonic music based on the synthesis of arts and genres; among them are works by Charles Gounod, Jules Massenet, César Franck, Claude Debussy, Vincent d'Indy, Arthur Honegger, Francis Poulenc, and Olivier Messiaen.
Холопова В.Н. - Specialized and Non-Specialized Musical Content

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.12535

Аннотация: The object of this work is one of the newest Russian theories – the theory of musical content, which the author of the present articles is one of the generators. This method of research has a musicological direction, but is contiguous to philosophy. The author considers the well-known philosophical dyad “form-content” inapplicable to the art of music, since in practice these notions turn out to be poorly differentiated from each other, which leads to confusion. In their place a dichotomy of conceptions of a notional type is offered, which the author called the “specialized and non-specialized content” of music. Content is the expressive-notional essence of music. Specialized content belongs solely to music; it is formed by the content of sound, intervals, chords, modes and tonality, melody, rhythm, texture, timbre, sonority, thematicism, musical form, etc. Non-specialized content is present both in music and beyond it: human emotions, depicted objects (birds, the movement of sea waves, the warbling of the brook, the noise of the approaching train, the sound of a clock, movement of human beings – steps, running, etc.), as well as various ideas. Both the described concepts and terms and the theoretical elaboration of the ability to analyze the art of music from the position of broad notional categories present a new phenomenon in music theory.
V.N. Kholopova - Specialized and Non-Specialized Musical Content c. 4-13

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.65333

Аннотация: The object of this work is one of the newest Russian theories – the theory of musical content, which the author of the present articles is one of the generators. This method of research has a musicological direction, but is contiguous to philosophy. The author considers the well-known philosophical dyad “form-content” inapplicable to the art of music, since in practice these notions turn out to be poorly differentiated from each other, which leads to confusion. In their place a dichotomy of conceptions of a notional type is offered, which the author called the “specialized and non-specialized content” of music. Content is the expressive-notional essence of music. Specialized content belongs solely to music; it is formed by the content of sound, intervals, chords, modes and tonality, melody, rhythm, texture, timbre, sonority, thematicism, musical form, etc. Non-specialized content is present both in music and beyond it: human emotions, depicted objects (birds, the movement of sea waves, the warbling of the brook, the noise of the approaching train, the sound of a clock, movement of human beings – steps, running, etc.), as well as various ideas. Both the described concepts and terms and the theoretical elaboration of the ability to analyze the art of music from the position of broad notional categories present a new phenomenon in music theory.
Asafiev B.V. - Music in “Woe To Wit”

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.15180

Abstract: The subject of this work is the article of B. V. Asafiev about the comedy production of Alexander Sergeevich Griboyedov “Woe from Wit” realized by Vsevolod Meyerhold in 1928. Asafiev, a famous Russian and Soviet historian and theoretician of music and renowned composer, also took part in creation of this spectacle: he was selecting music that would illustrate the inner image of the characters. The goal of this article became his argumentation of this selection, especially the forming of the psychological likeness of the main character – Chatsky. The key point became Asafiev’s claim about musical characteristics as most active in manifestation of the essence of the character. The author compares the Sturm und Drang era with the times of Mozart, Beethoven, Shubert, and German Lied. Going analytically deeper into the music of Beethoven, the author highlights its multifacetedness, while turning to Mozart – he underlines in it not brightness, but the opposite, the features of the “world-pain”. In theatrological sense Asafiev counterposes the images of Chatsky and Famusov as irreconcilable, gives attention to the logic of the dialogues and ensembles, and the tempos of development of the play. He demonstrates, for example, the tones of French “happy” songs, to convey the street and drawing room vulgarity. As a result, characterizing Griboyedov’s famous comedy through music, Asafiev unfolds a broad musical panorama that includes in addition to the mentioned composers works of Bach, Field, and Wagner. The publication of this forgotten article sheds light on the collaboration between Asafiev and Meyerhold in both, the theatrical aspect, as well as the stage in development of the Asafiev’s intonation theory.
B.V. Asaf’ev - Music in “Woe To Wit” c. 5-8

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.66492

Аннотация: The subject of this work is the article of B. V. Asafiev about the comedy production of Alexander Sergeevich Griboyedov “Woe from Wit” realized by Vsevolod Meyerhold in 1928. Asafiev, a famous Russian and Soviet historian and theoretician of music and renowned composer, also took part in creation of this spectacle: he was selecting music that would illustrate the inner image of the characters. The goal of this article became his argumentation of this selection, especially the forming of the psychological likeness of the main character – Chatsky. The key point became Asafiev’s claim about musical characteristics as most active in manifestation of the essence of the character. The author compares the Sturm und Drang era with the times of Mozart, Beethoven, Shubert, and German Lied. Going analytically deeper into the music of Beethoven, the author highlights its multifacetedness, while turning to Mozart – he underlines in it not brightness, but the opposite, the features of the “world-pain”. In theatrological sense Asafiev counterposes the images of Chatsky and Famusov as irreconcilable, gives attention to the logic of the dialogues and ensembles, and the tempos of development of the play. He demonstrates, for example, the tones of French “happy” songs, to convey the street and drawing room vulgarity. As a result, characterizing Griboyedov’s famous comedy through music, Asafiev unfolds a broad musical panorama that includes in addition to the mentioned composers works of Bach, Field, and Wagner. The publication of this forgotten article sheds light on the collaboration between Asafiev and Meyerhold in both, the theatrical aspect, as well as the stage in development of the Asafiev’s intonation theory.
Асафьев Б.В. - О музыке в «Горе уму»

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.15216

Аннотация: Предметом рассмотрения стала статья Б.В. Асафьева по поводу постановки комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», осуществленной В.Э.Мейерхольдом в 1928 г. Асафьев, знаменитый российский и советский историк и теоретик музыки, известный композитор, также принимал участие в создании этого спектакля: он подбирал музыку, рисующую внутренний облик героев. Задачей публикуемой статьи стала его аргументация этого подбора, в наибольшей степени того, как складывался психологический облик главного героя - Чацкого. Особо важным доводом стало утверждение Асафьева о музыкальных характеристиках как наиболее действенных в проявлении характера героя. Методы, которыми пользуется автор статьи, - и исторические, и музыкально-аналитические, и театроведческие. Сопоставляются эпоха Sturm und Drang, времена Моцарта. Бетховена, Шуберта, немецкой Lied. Аналитически углубляясь в музыку Бетховена, автор подчеркивает ее многообразие, а обращаясь к Моцарту, выделяет в ней не солнечность, а, наоборот, черты «мировой скорби». В театроведческом плане Асафьев сопоставляет как непримиримые образы Чацкого и Фамусова, уделяет внимание логике диалогов и ансамблей, темпам развития сценического действия. Свойственным Асафьеву методом выступает и интонационный анализ. Он демонстрирует, например, интонации французских «веселеньких» песенок, отобранных для передачи уличной и салонной пошлости. В итоге, характеризуя знаменитую комедию Грибоедова через звучание музыки, Асафьев развертывает широкую музыкальную панораму, куда входят помимо названных композиторов, также И.С.Бах, Фильд, Вагнер. Публикация этой забытой статьи проливает свет на сотрудничество Асафьева с Мейерхольдом и в театральном плане и как этап в развитии интонационной теории Асафьева.
Асафьев Б.В. - О музыке в «Горе уму» c. 9-12

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.66493

Аннотация: Предметом рассмотрения стала статья Б.В. Асафьева по поводу постановки комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», осуществленной В.Э.Мейерхольдом в 1928 г. Асафьев, знаменитый российский и советский историк и теоретик музыки, известный композитор, также принимал участие в создании этого спектакля: он подбирал музыку, рисующую внутренний облик героев. Задачей публикуемой статьи стала его аргументация этого подбора, в наибольшей степени того, как складывался психологический облик главного героя - Чацкого. Особо важным доводом стало утверждение Асафьева о музыкальных характеристиках как наиболее действенных в проявлении характера героя. Методы, которыми пользуется автор статьи, - и исторические, и музыкально-аналитические, и театроведческие. Сопоставляются эпоха Sturm und Drang, времена Моцарта. Бетховена, Шуберта, немецкой Lied. Аналитически углубляясь в музыку Бетховена, автор подчеркивает ее многообразие, а обращаясь к Моцарту, выделяет в ней не солнечность, а, наоборот, черты «мировой скорби». В театроведческом плане Асафьев сопоставляет как непримиримые образы Чацкого и Фамусова, уделяет внимание логике диалогов и ансамблей, темпам развития сценического действия. Свойственным Асафьеву методом выступает и интонационный анализ. Он демонстрирует, например, интонации французских «веселеньких» песенок, отобранных для передачи уличной и салонной пошлости. В итоге, характеризуя знаменитую комедию Грибоедова через звучание музыки, Асафьев развертывает широкую музыкальную панораму, куда входят помимо названных композиторов, также И.С.Бах, Фильд, Вагнер. Публикация этой забытой статьи проливает свет на сотрудничество Асафьева с Мейерхольдом и в театральном плане и как этап в развитии интонационной теории Асафьева.
Холопова В.Н. - Специальное и неспециальное музыкальное содержание

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.12401

Аннотация: Предметом авторского исследования является новейшая российская теория музыкального содержания, в которой автор данной статьи выступает одним из создателей. Метод исследования имеет музыковедческую направленность, но соприкасается с философией. Автор считает неприменимой к музыкальному искусству известную философскую диаду «форма/содержание», так как практически эти понятия оказываются в музыке плохо дифференцируемыми и приводят к путанице. Вместо них предлагается дихотомия понятий смыслового порядка, названная автором «специальное и неспециальное содержание» музыки. Содержание (content) – это выразительно- смысловая сущность музыки. Специальное содержание принадлежит только музыке: содержание звука, интервалов, аккордов, ладов и тональности, мелодии, ритма, текстуры, тембра, сонора, тематизма, музыкальной формы и т.д. Неспециальное содержание присутствует и в музыке, и вне музыки: человеческие эмоции, изображаемые предметы (птицы, движение морских волн, журчанье ручья, шум приближающегося поезда, бой часов, движения человека - шаг, бег и т.д.), различные идеи. Новыми являются и сами указанные понятия и термины, и теоретическая разработка возможности анализировать музыкальное искусство с позиции широких смысловых категорий.
В.Н. Холопова - Специальное и неспециальное музыкальное содержание c. 14-25

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.65343

Аннотация: Предметом авторского исследования является новейшая российская теория музыкального содержания, в которой автор данной статьи выступает одним из создателей. Метод исследования имеет музыковедческую направленность, но соприкасается с философией. Автор считает неприменимой к музыкальному искусству известную философскую диаду «форма/содержание», так как практически эти понятия оказываются в музыке плохо дифференцируемыми и приводят к путанице. Вместо них предлагается дихотомия понятий смыслового порядка, названная автором «специальное и неспециальное содержание» музыки. Содержание (content) – это выразительно- смысловая сущность музыки. Специальное содержание принадлежит только музыке: содержание звука, интервалов, аккордов, ладов и тональности, мелодии, ритма, текстуры, тембра, сонора, тематизма, музыкальной формы и т.д. Неспециальное содержание присутствует и в музыке, и вне музыки: человеческие эмоции, изображаемые предметы (птицы, движение морских волн, журчанье ручья, шум приближающегося поезда, бой часов, движения человека - шаг, бег и т.д.), различные идеи. Новыми являются и сами указанные понятия и термины, и теоретическая разработка возможности анализировать музыкальное искусство с позиции широких смысловых категорий.
Серов Ю.Э. - Уничтоженный шедевр: черты позднего оркестрового стиля П.И. Чайковского на примере его симфонической баллады "Воевода" c. 37-47

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.6.69555

EDN: QTGXUI

Аннотация: Предметом настоящего исследования является позднее оркестровое произведение величайшего русского композитора П.И. Чайковского – симфоническая баллада по стихотворению А.С. Пушкина «Воевода». Объектом исследования становятся черты оркестрового стиля композитора, его художественная трансформация в позднем периоде творчестве, неодолимая тяга к развитию, самосовершенствованию, познанию. Уничтоженная автором и восстановленная по голосам партитура таит в себе множество интересных профессиональных деталей, открытий, интенсивно перекликается с сонорными идеями ХХ века. Автор подробно рассматривает композиционную структуру баллады, ее тонально-гармонический план, динамические указания автора, ее оркестровку. Особое внимание уделяется новаторским композиторским методам Чайковского, его мастерству, его вниманию к мельчайшим инструментальным деталям, ко всему, что должно помочь исполнителю раскрыть замысел творца, прочесть произведение так, как оно задумано автором. В статье использованы следующие методы научного исследования: сравнительно-аналитический, структурно-функциональный, а также культурологический метод. Автор статьи привлекает к исследованию литературно-текстологический и музыкально-текстологический методы, а также опирается на фундаментальные положения общеисторической методологии научного исследования, в частности, – социокультурного, историко-хронологического, биографического. Основными выводами проведенного исследования становится мысль о неисчерпаемости симфонической партитуры как авторского текста, как художественного высказывания, требующего тщательной и всесторонней проработки, как книги, которую необходимо внимательно прочесть перед началом репетиционного процесса. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ симфонической баллады Чайковского сквозь призму современного исполнительского восприятия. Точка зрения и профессиональные оценки практикующего дирижера, опора на малейшие и тончайшие знаки и символы музыкального текста необычайно важны в наше время, когда качество исполнения симфонического произведения не всегда соответствует авторскому замыслу. Новизна исследования заключается в пристальном рассмотрении ранее недостаточно хорошо изученной части творческого наследия гениального отечественного композитора. Симфоническая баллада Чайковского «Воевода» трудно рождалась, но заслуживает внимания музыкантов и исследователей музыки в не меньшей степени, чем другие его широко известные программные оркестровые сочинения.
Азарова В.В. - Ораториальная трилогия Г. Берлиоза «Детство Христа» – концепция вечности христианской любви. c. 97-188

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.17167

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является вокально-симфоническая концепция ораториальной трилогии Гектора Берлиоза «Детство Христа» ор. 25, рассматриваемая как особое явление художественного мышления эпохи (середина XIX в.) и в плане анализа музыкальной композиции, музыкальной драматургии, фундаментальных сюжетов и образов христианства, а также эмоционально-психологической стороны музыкального содержания. На основе изучения писем и Мемуаров Берлиоза в статье изложена гипотеза об истоках художественного замысла произведения, приведены факты из истории его создания и исполнения. Сюжетные мотивы стихотворного либретто Берлиоза представлены как единицы общей структуры художественного текста; обозначен диалог изобразительных аспектов литературной программы сочинения Берлиоза с изображениями тех же сюжетов на картинах мастеров западноевропейской живописи XIV – XVI веков. Автор статьи анализирует особенности ораториально-театрального воплощения пространственно-временного духовного концепта вечности христианской любви, рассматривает соединение духовного и светского элементов в семантике художественного текста, обращает внимание на особенности композиции, музыкальной драматургии, на принципы полифонического мышления композитора, синтез жанровых элементов (оратория, симфония, старинная мистерия и др.), выявляет соотношение новаторского музыкального мышления Берлиоза с художественной практикой психологического реализма в литературе и искусстве Франции 1850-х годов. Методы исследования: - Музыкально-философская герменевтическая реконструкция процесса формирования художественного замысла и особенностей его воплощения в программной вокально-симфонической концепции ораториальной трилогии. - Связанный с философией музыки анализ музыкального текста (партитуры) «Детства Христа» как художественного канона, отразившего феномен топологии пути, а также категории поэтики пространства. - Анализ музыкально-эстетических аспектов психологического реализма в интонационно-драматургическом развитии произведения. Новизна исследования заключается – в обнаружении индивидуального отношения Берлиоза к критическому пониманию христианства во Франции 1850-х годов – в аналитическом обосновании положения: композиторская интерпретация духовных ценностей христианства, в частности – вечности христианской любви, представленной в ораториальной трилогии «Детство Христа», – актуальна в XXI веке. – в выявлении музыкально-эстетического феномена реалистической вокальной интонации, которая находится в русле развития психологического и критического реализма во французской литературе и искусстве 1850-х годов. – в музыкально-философском осмыслении функционирования духовных, семантических концептов христианской «сторгэ» и христианской «агапэ» в музыкальной драматургии частей произведения: «Сон Ирода», «Бегство в Египет» и «Приход в Саис» Основные выводы: 1. Особенности индивидуального композиторского понимания психологической тайны общения души человека с Богом отражены в глубинной структуре ораториальной трилогии «Детство Христа» – концепции вечности христианской любви 2. Восприятие названной концепции, актуальной для современного христианского мира, приводит к изменению отношения к судьбе и творческому наследию Берлиоза. 3. «Детство Христа» – высокий образец для французских композиторов XIX – XX веков, создавших ораториально-театральные произведения и крупные формы вокально-симфонической музыки на основе синтеза искусств, жанровых признаков; среди них – произведения Ш. Гуно, Ж. Массне, С. Франка, К. Дебюсси В. д’Энди, А. Онеггера, Ф. Пуленка, О. Мессиана.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.