PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика Музыкальная эстетика
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "Музыкальная эстетика"
Музыкальная эстетика
Солодовникова А.Г. - Эстетика экспрессионизма в балете-пантомиме «Чудесный мандарин» Белы Бартока c. 1-8

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.18721

Аннотация: Предметом исследования в статье стал балет-пантомима Белы Бартока «Чудесный мандарин», рассматриваемый как образец проявления экспрессионистской эстетики в творчестве композитора. Долгое время в отечественном музыкознании композиторское творчество Бартока рассматривалось сквозь призму изучения и претворения им венгерского фольклора, о принадлежности его музыки к экспрессионистскому направлению не могло быть и речи. Лишь с большой осторожностью некоторые исследователи считали экспрессионистским балет «Чудесный мандарин». В данной статье предпринята попытка рассмотреть это сочинение с точки зрения его принадлежности к экспрессионистской эстетике и выявить её черты в музыкальном языке композитора. В работе использовался комплексный подход, объединяющий методы традиционного музыковедческого анализа с привлечением стилевого и стилистического анализов. В процессе исследования выявлены некоторые особенности переосмысления композитором использованного литературного сюжета, свойства музыкальной характеристики персонажей, а также определённая специфика музыкально-выразительных средств, позволяющая считать балет настоящим образцом экспрессионистского искусства. Приведены примеры музыкального решения, рассмотрены многие параметры драматургии: различные трактовки композиционной структуры балета, характерные проявления принципов симметрии, особая система драматургических кульминаций, конструктивно связанная с пропорциями «золотого сечения».
Лаврова С.В. - Пространство звука и понятие «гештальта» в новой музыке c. 1-11

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.3.25012

Аннотация: Статья посвящена визуализации звукового образа в Новой музыке. Визуальный образ соотносится с понятием гештальта, а звуковое восприятие — с гештальт-психологией. Гештальт даже в большей степени принадлежит искусству, нежели наука. Каждый рецепиент может практиковать его в своем собственном ключе, в котором выражаются его личность, опыт и жизненная философия. В процессе исследования автор обращается к различным примерам визуализации звука в Новой музыке (Я. Ксенакис, К. Штокхуазен, С. Шаррино) и к специфическим концепциям звукового восприятия, описанным в трудах композиторов новой музыки. Предпринят целостный подход к изучаемому явлению, что повлекло применение различных аналитических методов. Выводом из проведенного исследования становится наличие принципа изоморфизма как выражением структурного единства физического, физиологического и психологического миров. Статья посвящена музыкантам-профессионалам, занимающимся эстетикой и техникой современной музыкальной композиции, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами музыкального искусства в целом.
Денисов А.В. - Поэтика абсурда в музыкальном искусстве ХХ века c. 1-9

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.24970

Аннотация: Показано, что фундаментальное свойство абсурда заключается в тотальной дезинтеграции ожидаемых отношений. Она приводит к инверсии причинно-следственных связей, в общем плане — нарушению их логической упорядоченности, а также смещению в шкале релевантности событий, степени их предсказуемости. Идея преодоления инерции восприятия в тексте, построенном в системе этого мышления доводится до предельной точки — такой текст рождается в зоне структурно-смыслового распада, возникающего за счет рассогласования внутри- и/или внетекстовых отношений. Конкретные средства абсурдистской поэтики в музыке образуют три группы: средства, реальное воплощение которых противодействует той функции, которую они должны выполнять (например, гиперколлаж, виртуальная цитата); рассогласование разных компонентов текстовой структуры — за счет алеаторики внешней формы, хаотичном нарушении разделов композиции; использование в художественном контексте нехудожественного материала, или наоборот. В заключении рассмотрены причины, обуславливающие роли абсурдистского мышления в культуре последних десятилетий.
Литвинова О.А. - «Революция сложных звуков» Тристана Мюрая c. 1-6

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.3.27832

Аннотация: В данной статье рассматривается один из основных трудов известного французского композитора, представителя спектральной музыки Тристана Мюрая - "Революция сложных звуков". Предпринята попытка комплексно обосновать эстетические взгляды композитора и ученого и указать главные принципы его отношения к звуку и звуковой среде современного музыкального искусства в целом. Среди таковых: влияние электроакустической техники на создание нового звука, то есть написание композиции с помощью студийной техники; новый взгляд на свойство звука – новые способы создания звука; использование обертонов; обогащение композиционной техники с помощью новых звуковых материалов, к примеру, таких как шум, ударные инструменты. Новизна исследования заключена в том, что до сих пор в отечественном музыкознании работы Тристана Мюрая не становились объектом должного внимания. Впервые основные эстетические позиции Мюрая рассматриваются в контексте его музыкального творчества. Статья адресована профессиональным музыковедам и исполнителям и широкому кругу читателей.
Петров В.О. - "Всевластна смерть!": последние произведения Дмитрия Шостаковича c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30510

Аннотация: Жизнь Дмитрия Шостаковича противоречива и полна различного рода, с одной стороны, патриотических всплесков, с другой, – трагических концепций, полных горечи созидания происходящих в мире событий Последние усиливают свое присутствие в последние годы творчества композитор. Именно они становятся основой статьи, характеризуя композитора как глубоко философско мыслящего автора, обреченного, но достойно смиряющегося с действительностью. Предмет исследования обусловлен малоизученностью этих сочинений в контексте исторических событий и отдельных событий жизни самого Шостаковича. Предпринят комплексный подход к изучаемому предмету - последним опусам композитора. Исторический метод позволяет понять специфику написания авторских произведений, особенности их особо трагической образности, определенного структурного и содержательного планов. Научная новизна заключена помимо этого в широком использовании литературных высказываний как самого композитора, так и его личных друзей и врагов, что позволило более отчетливо выразить контекст бытия художественных сочинений в мире шостаковических образов.
Ван Б. - Роль Е. Мравинского в триумфе Пятой симфонии Д. Шостаковича c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36033

Аннотация: Публикуемая статья посвящена переосмыслению трактовки содержания Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича, исходя из того, что это произведение было написано композитором в условиях сталинского террора 30-х годов XX века, а также после жестокой критики его произведений партией и правительством СССР в начале 1930-х годов. Во времена написания симфонии №5 советские музыковеды очертили ее содержание как прославление «счастливой» жизни советских людей. Однако, по мнению автора, в ней заложено другое содержание. Исследователем отмечается, что триумф симфонии №5 Д. Шостаковича в мировой культуре смог случится только благодаря дирижерской интерпретации Евгения Мравинского на премьере в Ленинградской филармонией 21 ноября 1937 года, после которой симфония была исполнена по всему миру и стала образцом того, какой может и должна быть советская музыка. Возможно, Шостакович и имел целью закончить симфонию оптимистично. Но история знает немало примеров того, что намерение, замысел композитора иногда не совпадает с конечным результатом.   Исследователь приводит доводы, что почти все музыковеды, которые анализируют эту симфонию, применяют абстрактные выражения: контрастные темы, лирический образ, враждебная сила и др. Но подтвержденным фактом остается одно: «механистический» марш — это тяжелая, мощная поступь власти тирана, который уничтожает все, что считает необходимым, причем действует по принципу: кто не с нами, тот против нас. Эта мысль пронизывает и Четвертую, а потом и Седьмую симфонию Д. Шостаковича. Сегодня симфония продолжает быть украшением и наследием мира симфонической музыки, но социокультурные новые интерпретации современных дирижеров каждый раз раскрывают все новые грани этого произведения.
Чжао Ц. - Сравнение эстетики камерной музыки Китая и Запада c. 1-8

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.6.37395

Аннотация: Камерная музыка притягивает слушателей своим широким диапазоном, разнообразным звучанием и богатой выразительностью. Из за влияния географии, этнической принадлежности и культуры, даже если это одна и та же камерная музыка, стили и характеристики китайской и западной камерной музыки сильно различаются. Путем сравнения китайских произведений камерной музыки и произведений западной камерной музыки можно обнаружить, что китайская камерная музыка фокусируется на выражении художественной концепции через мелодию, в то время как западная камерная музыка уделяет больше внимания логике и торжественным жанрам. В аспекте китайской музыкальной эстетики, находящейся под влиянием произведения «Дао дэ цзин» Лао-цзы проявляется взгляд на «музыка без радости и печали», который считает, что музыка сама по себе не эмоциональна и объективна, музыка является лишь побуждением и средством эмоций. На Западе музыкальное искусство обращает внимание на технику, считает музыку реальной и значимой сущностью и более склоняется к «автономной» точке зрения. В данной статье основное внимание уделяется анализу эстетических различий между китайской и западной музыкой, а также творческих различий, вызванных влиянием эстетических различий. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что музыку Китая и Запада необходимо сравнивать, исходя из представлений об эстетике и их подробного анализа. В данной статье рассматриваются характерные черты и свойства музыкальной эстетики Запада и Китая, их многообразие и влияние на творчество в камерной музыке, проводится сопоставительное исследование, предлагаются новые модели и направления развития. Основной темой традиционной китайской камерной музыки является поэзия, а аранжировка более свободная и уделяет больше внимания передаче художественного замысла. Западная камерная музыка имеет строгий творческий режим, больше внимания уделяется характеристикам самой музыки.
Лаврова С.В. - Метод фонореализма в творчестве Петера Аблингера: музыка как инструмент анализа реальности c. 10-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.24977

Аннотация: Статья посвящена концепции фонореализма, ставшей основой художественного метода австрийского композитора Петера Аблингера. Целью исследования, проведенного в рамках данной статьи, становится выявление аналогий в технологических приемах цифровой эпохи. Фотография и акустическая фонорафия, метод 3-D моделирования и пикселизация Аблингера, грануллярный синтез, применяемый Ксенакисом — все эти грани художественного творчества в рамках современных технологий подлежат сравнительному анализу. Автор анализирует различные сочинения Аблингера, созданные с использованием метода фонореализма: вокальный цикл «Голоса и Фортепиано», цикл звуковых инсталляций «Quadraturen», а также циклы «Книга песен» и «Инструменты и фонографии». В рамках специфической методологии работы с белым шумом рассматривается цикл работ «Weiss/Weisslich». В процессе анализа автор приходит к выводу, что художественные методы музыкального, литературного и изобразительного искусства идентичны: они способствуют переосмыслению реальности в новом контексте. Музыка, как предполагает Аблингер служит анализатором реальности и провоцирует кардинальные изменения в восприятии реципиента, основывающиеся на принципиально ином отношении между шумом и музыкальным звуком. Статья адресована как музыкантам-профессионалам, стремящимся более глубоко изучить музыкальные явления ХХ века, так и широкому кругу читателей, интересующемуся современной музыкаой.
Чеботарева Ю.В. - Принципы музыкальной драматургии скрипичных концертов Анри Вьётана как отражение романтической эстетики c. 11-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.16833

Аннотация: В статье рассматривается проблема стилевого определения творчества выдающегося бельгийского скрипача-виртуоза и композитора XIX века Анри Вьётана. Предметом исследования являются концерты для скрипки с оркестром Анри Вьётана, рассматриваемые с позиции определения принципов «симфонизации» музыкальной драматургии данных произведений. Теоретическому анализу подлежат Первый, Четвертый и Пятый скрипичные концерты, в которых на основе синтезирования виртуозно-романтического и симфонического начал наиболее ярко раскрываются принципы драматургического развития, отражающие суть музыкальной эстетики эпохи романтизма. Используя метод сравнительного анализа и обобщения, автор обосновывает гипотезу о романтической направленности композиторского творчества Анри Вьётана. Теоретическому осмыслению подвергается драматургия скрипичных концертов Анри Вьётана, выясняется значение творческого наследия композитора в развитии жанра скрипичного концерта. Научная новизна данной статьи определяется несколькими факторами: в ней впервые на основе анализа творчества Анри Вьётана дается типология стилевых координат творчества композитора, вводятся в научный обиход сведения об особенностях музыкальной драматургии его концертов, позволяющие обосновать выводы о новаторских чертах трактовки жанра скрипичного концерта в творчестве Анри Вьётана. В статье выявлено, что романтический стиль в скрипичных концертах Анри Вьётана проявляется в усилении авторского, индивидуального начала в процессе творчества, изменении логики концертного цикла. В результате проведенного исследования создана аналитическая база, содержащая выводы о приемах симфонизации музыкальной драматургии скрипичных концертов А. Вьётана. Полученные результаты являются важным теоретическим источником для дальнейших исследований, посвященных изучению путей развития европейского скрипичного искусства.
Lebedeva E.G. - Soul-image and an image in the creation of English pop musicians (70 to 80 years of XX century).

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.15027

Abstract: The subjects of study in this article are two concepts: soul-image and image. Offers the author's view on understanding the differences and similarities of these concepts. An attempt to explain the motivation of the choice. What meaning lies in them and that mean people who choose specific a soul- image, and creating a particular image. How important is it to have a creative soul-image and creative image for a popular artist, in particular, in English musical culture. The methodology of the study lies in the comparative analysis of these concepts using the known writings on the subject and personal observations of the author. The novelty of this work consists in introducing into the scientific circulation of creative soul-image and creative image, using as an example the images of popular English artists 70-80 years of XX century. However, the problem understanding of image has created a demand for an ongoing philosophical reflection, and the concept of "soul-image" requires further research.
E.G. Lebedeva - Soul-image and an image in the creation of English pop musicians (70 to 80 years of XX century). c. 13-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.66494

Аннотация: The subjects of study in this article are two concepts: soul-image and image. Offers the author's view on understanding the differences and similarities of these concepts. An attempt to explain the motivation of the choice. What meaning lies in them and that mean people who choose specific a soul- image, and creating a particular image. How important is it to have a creative soul-image and creative image for a popular artist, in particular, in English musical culture. The methodology of the study lies in the comparative analysis of these concepts using the known writings on the subject and personal observations of the author. The novelty of this work consists in introducing into the scientific circulation of creative soul-image and creative image, using as an example the images of popular English artists 70-80 years of XX century. However, the problem understanding of image has created a demand for an ongoing philosophical reflection, and the concept of "soul-image" requires further research.
Панаиотиди Э.Г. - О трудностях музыкального эраузализма c. 18-38

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26252

Аннотация: В статье рассматривается один из наиболее влиятельных в аналитической философии музыки подходов к проблеме эмоциональной выразительности музыки – эраузализм, или эвокационизм, согласно которому конститутивным моментом музкального выражения эмоций является порождаемая музыкой аффективная реакция. Внимание сосредоточено на двух наиболее уязвимых моментах этого подхода: обоснование (1) связи между порождаемой музыкой каузальным способом слушательской реакцией и приписываемой музыке эмоцией и (2) идентичности возбуждаемой/выражаемой музыкой эмоции. Анализу подвергаются попытки разрешения этих вопросов, основывающиеся на постулировании интенциональных аффективных реакций, порождаемых музыкой (Мью, Гринспен, Мэделл), и альтернативная, базирующаяся на аналогии с восприятием цвета, последовательно отстаивающая каузальный принцип концепция Матраверса. Основным методом исследования является анализ понятий и аргументативных стратегий, реконструкция позиций отдельных авторов. В статье также использован сравнительный метод. Введен в научный оборот в русскоязычной литературе и подвергнут анализу корпус исследований в аналитической философии музыки последних двух десятилетий, разрабатывающих проблему эмоциональной выразительности музыки в русле эраузализма. Выявлен экспликативный потенциал альтернативных версий этого подхода с привлечением данных современных, преимущественно англоязычных, эмпирических исследований.
Лебедева Е.Г. - Образ и имидж в творчестве английских поп-музыкантов (70-80 – годы XX века).

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.15018

Аннотация: Предметом исследования в данной статье стали два понятия: образ и имидж. Предлагается авторский взгляд на осмысление проблемы различия и схожести этих понятий. Предпринята попытка объяснения мотивации выбора. Какой смысл кроется в них и что подразумевают люди, выбирающие себе тот или иной образ, и создающие себе тот или иной имидж. Насколько важно иметь творческий образ и творческий имидж для популярного артиста, в частности, английской музыкальной культуры. Методология исследования заключается в сравнительном анализе этих понятий с использованием уже известных трудов по этой теме и личных наблюдений автора. Новизна этой работы заключается во введении в научный оборот понятий творческий образ и творческий имидж, используя в качестве примера образы популярных английский исполнителей 70-80 годов XX века. Однако проблема понимания имиджа обозначила потребность в постоянной философской рефлексии, а понятие «образ» требует дальнейших исследований.
Цюй С. - Образные характеристики перпетуум мобиле и его дирижерская интерпретация (на примере музыкальных произведений Д. Шостаковича) c. 23-33

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36350

Аннотация: В статье осуществлено теоретическое обоснование и предложены пути определения художественных образов перпетуум мобиле в европейской музыке XIX–первой половины XX века. В исследовании рассмотрены общие формообразующие характеристики образа (монотематизм, вариационность, подчинения непрерывном сквозном темпа), интонационные составляющие (шумовые и звукоподражательные эффекты, остинатность, повтор ритмических, фактурных и мелодических формул). Выявлены индивидуальные стилевые особенности в реализации перпетуум мобиле в процессе дирижирования музыкального произведения: саркастические инварианты темы (Д. Шостакович). На материале музыкальных произведений обоснована и раскрыта универсальность образа перпетуум мобиле, его мощный потенциал. Трансформации образа отражают развитие европейской музыки от пантеизма романтиков до новейших техницистских тенденций ХХ в. и представляют сложные конфликтные процессы духовной жизни человека в эпоху техногенной цивилизации. Исследование образа перпетуум мобиле предыдущих эпох не исчерпывает всех особенностей явления и обусловливает необходимость дальнейших научных изысканий в постмодернистском музыкальном искусстве конца ХХ–начала XXI в. На основании предлагаемых образцов образов перпетуум мобиле в музыке выявлено их трансформацию от звукообразов XIX в. к техногенным аллюзиям первой половины ХХ в. Доказано, что в музыке начала ХХ в. перпетуум мобиле является одной из реализаций образа «человек-машина» – в музыкальной культуре приобретает черты противоречия в связи с войнами и противостоянием в мире, поэтому звукообразы перпетуум мобиле отражают милитаризованный конфликт (яркий пример Симфония №7 Д. Шостаковича). Охарактеризованы художественно-стилевые аспекты перпетуум мобиле в инструментальной музыке ХХ века. Отмечено, что в начале века образ перпетуум мобиле приобрел черты техницизмы, что способствует развитию значительно иной интерпретации и средств дирижирования музыкальным произведением.
Лебедева Е.Г. - Образ и имидж в творчестве английских поп-музыкантов (70-80 – годы XX века). c. 23-33

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.66495

Аннотация: Предметом исследования в данной статье стали два понятия: образ и имидж. Предлагается авторский взгляд на осмысление проблемы различия и схожести этих понятий. Предпринята попытка объяснения мотивации выбора. Какой смысл кроется в них и что подразумевают люди, выбирающие себе тот или иной образ, и создающие себе тот или иной имидж. Насколько важно иметь творческий образ и творческий имидж для популярного артиста, в частности, английской музыкальной культуры. Методология исследования заключается в сравнительном анализе этих понятий с использованием уже известных трудов по этой теме и личных наблюдений автора. Новизна этой работы заключается во введении в научный оборот понятий творческий образ и творческий имидж, используя в качестве примера образы популярных английский исполнителей 70-80 годов XX века. Однако проблема понимания имиджа обозначила потребность в постоянной философской рефлексии, а понятие «образ» требует дальнейших исследований.
Полищук А.Э. - Проявление эстетики жанра инструментального театра в произведениях композиторов третьего течения (на примере сочинений Г. Шуллера, Д. Аргью, Д. Глатцеля, Т. Маккинли) c. 28-35

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.31813

Аннотация: Предметом исследования являются виды музыкального акционизма – инструментальный театр, дирижерский акционизм, инструментальное мультимедиа. Объект исследования - сочинения ряда композиторов третьего течения второй половины XX – начала XXI в., в чьих произведениях различных жанров проявляются характерные признаки музыкального акционизма. Основываясь на типологии, предложенной исследователем В. О. Петровым, автор подробно рассматривает вопросы, связанные с синтезом музыки, слова, элементов театральности и мультимедиа. Особое внимание уделяется жанру инструментального театра. В исследовательском поле анализируются: синтетический опус теоретика третьего течения Г. Шулера Journey into Jazz; многочастный оркестровый цикл современного бруклинского бэнд-лидера Д. Аргью Real Enemies; оркестровая пьеса W. A. Mozart Vs Random Generator из творческого проекта Live on Planet Earth берлинского композитора и руководителя биг-бэнда Andromeda Mega Express Orchestra Д. Глатцеля; двойной концерт R.A.P. ученика и младшего коллеги Г. Шуллера в Консерватории Новой Англии в Бостоне американского композитора Т. Маккинли. В результате аналитического исследования в рассмотренных сочинениях выявляются черты синтеза музыки, слова, визуального мультимедийного действа, отдельных элементов театрализации. Во всех избранных произведениях идентифицируются эстетические принципы жанра инструментального театра, что подтверждает его значимость и актуальность на протяжении развития музыкального искусства второй половины XX – начала XXI в.
Королевская Н.В. - Геометрия смысла c. 31-42

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30777

Аннотация: Смысловое содержание музыки — предмет настоящего исследования, представленный в диалоге с методом имманентного анализа музыкального текста Л. О. Акопяна. Цель работы — показать, что система парадигматико-синтагматических отношений Ф. де Соссюра как основа «чистого» структурного анализа музыкально-художественного текста может быть результативно применена к процессам музыкального смыслообразования в качестве действенного инструмента анализа. Последовательное сравнение двух методов на материале Ноктюрна H-dur ор. 32 Ф. Шопена позволяет увидеть ограничительный характер «чистого» структурного подхода к музыкальному тексту, не только оставляющего за скобками семантический слой произведения, но отрицающего его наличие, рассматривающего замысел художника как обезличенную структуру. Напротив, смыслообразовательный дискурс, в рамках которого абстрактная соссюровская модель обретает значение хронотопа как внутренней формы смысла, может быть осуществима только в единстве содержания и формы. В сопряжении с методологией смыслового взрыва Ю. М. Лотмана анализ смыслообразования вкладывает в руки музыковедов и исполнителей инструмент, обеспечивающий проникновение в глубинные смысловые пласты произведений, соотносимые с «текстами сознания», способствуя открытию индивидуального своеобразия музыкально-художественного текста как сокровенного высказывания, предопределяющего эксклюзивный облик его смысловой структуры. Репрезентируемый метод может быть эффективно использован как инструмент целостного анализа произведений ХХ и ХХI века, продолжающих традиции классико-романтической музыки в условиях доминирующего типа индивидуально-творческого сознания.
Шапинская Е.Н. - Архетипичный сюжет и его интерпретации: "Танец смерти" в живописи Бернта Нотке и музыке Томаса Адеса c. 37-44

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.19470

Аннотация: Предметом исследования является творческая интерпретация архетипического сюжета в различных историко-культурных контекстах. На примере работы средневекового живописца Бернта Нотке «Пляска смерти» и сочинения современного композитора Томаса Адеса «Тотентанц» автор показывает, что, несмотря на ограничения, накладываемые культурными кодами той или иной эпохи, творческая личность находит возможности как для самовыражения, так и для раскрытия новых смыслов архетипического сюжета. Автором рассмотрены особенности художественного творчества в различных историко-культурных контекстах и в различных формах творческой выразительности. При помощи текстуального анализа, дескриптивного метода, а также сопоставительного анализа автор проводит исследование предмета своей статьи на материале различных культурных форм. Материал статьи впервые вводится в российский академический дискурс. Особое внимание уделяется проблеме творчества в «посткультурную» эпоху, для которой характерно истощение творческого импульса и утверждение исчерпанности культуры. В статье показано, что творческое начало является антропологически универсальной категорией, которое находит возможности выразить новым художественным языком вечные экзистенциальные проблемы человека, в частности отношение к смерти. Делается вывод, что различные виды интерпретации архетипичного сюжета несут в себе творческое начало, являющееся выражением глубинной потребности человека.
Shapinskaia E.N. - Archetypal Plot and its Interpretations: “Dance Macabre" by painter Bernt Notke and “Totentaz” by composer Thomas Ades c. 45-52

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.19472

Abstract: The paper examines the problem of creative interpretation of an archetypal plot in different historical and cultural contexts. Basing on the work by a Mideaval painter Bernt Notke “Danse macabre” and on the work “Totentaz” by a modern composer Thomas Ades the author shows that, despite the limitations imposed by cultural codes of a period, creative personality finds possibilities both for self-expression and for disclosing new meanings of an archetypal plot. Special attention is paid to the problem of creativity in “post-cultural” epoch, which is characterized by diminishing of creative impulse and insistence of exhaustion of culture. It is shown in the paper that creativity is a universal anthropological category which finds possibilities to express by a new artistic language existential problems of mankind, including the attitude to death.With the help of textual analysis, descriptive and comparative methods the author conducts research of the subject on the basis of the material of different cultural forms. The material of the article is new to Russian academic discourse. Special attention is given to the problem of creativity in “post-cultural” epoch which is characterized by diminishing of creative impulse and declaration of exhaustion of culture. It has been shown that creativity is a universal anthropological category which finds possibilities to express eternal existential problems of people, in particular the attitude to death, in a new artistic language. The conclusion is made that different interpretations of an archetypal plot contain creative impulse expressing the deepest necessities of human beings.
Тюмбеева Г.Э. - О хронотопе этномузыкальной картины мира калмыков c. 69-81

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.3.35588

Аннотация: Предметом статьи являются национальные параметры хронотопа калмыцкой этномузыкальной картины мира. В мировоззрении монголоязычных народов пространство и время неразрывно слиты, взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Хронотоп образует своеобразную систему координат, на которую в дальнейшем накладываются остальные компоненты национальной картины мира. Этим обосновывается актуальность предмета статьи. Цель исследования – выявление музыкальных особенностей национального хронотопа. В достижении цели автор опирается на ранее изученные проявления национального хронотопа в целом (исследованием филолого-лингвистического аспекта калмыцкого хронотопа занимаются Аюшова Ц. Н., Голубева Е. В., Омакаева Э. У., Салыкова В. В. и др.), систематизирует их и выделяет наиболее значительные его характеристики. В понимании и ощущении номада, степняка, калмыка пространство – категория безграничная, обширная, протяжённая, измеряемая им не только в горизонтальном, но и в вертикальном векторах. При изучении закономерностей музыкального пространства наиболее существенными представляются свойства звука, его пространственно-акустические характеристики. Главной доминантой в трактовке времени в калмыцкой картине мира является цикличность, проявляющаяся в двенадцатизначном периоде национального календаря и не только. Темпоральные качества национального хронотопа сосредоточены в бинарной оппозиции двух песенных жанров: Ут дун (долгая песня) и Ахр дун (короткая песня). Музыкальная культура калмыков является одним из способов семиотизации пространства и времени степного мира.
Лебедева Е.Г. - The aesthetics of the “new romantics” in the musical culture the second half of the XX century

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.13699

Аннотация: The article offers the author's opinion on the popular music of the second half of the twentieth century, as the expression “new romantic” tendencies in the culture. Deals with the formation and development of musical culture in the context of subcultural movements. The protests, the associated General spiritual climate of Europe in the 60-80-ies of XX century. Investigated virtualization political processes through the introduction of certain dogmas in a musical environment. The author analyzes the process of nucleation of a new direction in the musical culture. The development of new aesthetics and club movement, media culture. Determines what is the role of video in development of these processes . Explores the phenomenon of the flagships of the “new romantics”. The period of the “new romantics” in the world of art and culture by the standards of history was very short, but, nevertheless, he became eras, the echoes of which still appear in the world of music and cultural space in General and deserve more detailed study.
Е.G. Lebedeva - The aesthetics of the “new romantics” in the musical culture the second half of the XX century c. 219-227

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.65759

Аннотация: The article offers the author's opinion on the popular music of the second half of the twentieth century, as the expression “new romantic” tendencies in the culture. Deals with the formation and development of musical culture in the context of subcultural movements. The protests, the associated General spiritual climate of Europe in the 60-80-ies of XX century. Investigated virtualization political processes through the introduction of certain dogmas in a musical environment. The author analyzes the process of nucleation of a new direction in the musical culture. The development of new aesthetics and club movement, media culture. Determines what is the role of video in development of these processes . Explores the phenomenon of the flagships of the “new romantics”. The period of the “new romantics” in the world of art and culture by the standards of history was very short, but, nevertheless, he became eras, the echoes of which still appear in the world of music and cultural space in General and deserve more detailed study.
Лебедева Е.Г. - Эстетика «новой романтики» в музыкальной культуре второй половины XX века.

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.13576

Аннотация: В статье предлагается авторский взгляд на популярную музыку второй половины XX века, как на выражение неоромантических тенденций в культуре. Рассматривается становление и развитие музыкальной культуры в контексте субкультурных движений. Протестные настроения, связанные с общим духовным климатом Европы 60-80-х годов XX века. Исследуется виртуализация политических процессов путем внедрения определенных догматов в музыкальную среду. Анализируется процесс зарождения нового направления в музыкальной культуре, развитие новой эстетики и клубного движения, медиакультуры. Исследуется феномен флагманов «новой романтики». Используется метод выявления стилевой ассоциации как вторичного средства музыкальной выразительности, поиска стилевого единства и стилевых сопоставлений. Научная новизна данного исследования заключается в самом предмете исследования - "новой романтике". Этот интересный и многообразный пласт современной культуры воспринимается зачастую, как некий побочный продукт музыкальной культуры, в отличии, например, от рока и даже панка. В статье автор отдает дань движению "новой романтики", которое по мнению исследователя, до сих пор подпитывает своими соками многие направления в современной музыкальной культуре.
Е.Г. Лебедева - Эстетика «новой романтики» в музыкальной культуре второй половины XX века. c. 228-237

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.65760

Аннотация: В статье предлагается авторский взгляд на популярную музыку второй половины XX века, как на выражение неоромантических тенденций в культуре. Рассматривается становление и развитие музыкальной культуры в контексте субкультурных движений. Протестные настроения, связанные с общим духовным климатом Европы 60-80-х годов XX века. Исследуется виртуализация политических процессов путем внедрения определенных догматов в музыкальную среду. Анализируется процесс зарождения нового направления в музыкальной культуре, развитие новой эстетики и клубного движения, медиакультуры. Исследуется феномен флагманов «новой романтики». Используется метод выявления стилевой ассоциации как вторичного средства музыкальной выразительности, поиска стилевого единства и стилевых сопоставлений. Научная новизна данного исследования заключается в самом предмете исследования - "новой романтике". Этот интересный и многообразный пласт современной культуры воспринимается зачастую, как некий побочный продукт музыкальной культуры, в отличии, например, от рока и даже панка. В статье автор отдает дань движению "новой романтики", которое по мнению исследователя, до сих пор подпитывает своими соками многие направления в современной музыкальной культуре.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.