по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 06, 2021
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 10-02-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2021
Музыкальная эстетика
Чжао Ц. - Сравнение эстетики камерной музыки Китая и Запада c. 1-8

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.6.37395

Аннотация: Камерная музыка притягивает слушателей своим широким диапазоном, разнообразным звучанием и богатой выразительностью. Из за влияния географии, этнической принадлежности и культуры, даже если это одна и та же камерная музыка, стили и характеристики китайской и западной камерной музыки сильно различаются. Путем сравнения китайских произведений камерной музыки и произведений западной камерной музыки можно обнаружить, что китайская камерная музыка фокусируется на выражении художественной концепции через мелодию, в то время как западная камерная музыка уделяет больше внимания логике и торжественным жанрам. В аспекте китайской музыкальной эстетики, находящейся под влиянием произведения «Дао дэ цзин» Лао-цзы проявляется взгляд на «музыка без радости и печали», который считает, что музыка сама по себе не эмоциональна и объективна, музыка является лишь побуждением и средством эмоций. На Западе музыкальное искусство обращает внимание на технику, считает музыку реальной и значимой сущностью и более склоняется к «автономной» точке зрения. В данной статье основное внимание уделяется анализу эстетических различий между китайской и западной музыкой, а также творческих различий, вызванных влиянием эстетических различий. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что музыку Китая и Запада необходимо сравнивать, исходя из представлений об эстетике и их подробного анализа. В данной статье рассматриваются характерные черты и свойства музыкальной эстетики Запада и Китая, их многообразие и влияние на творчество в камерной музыке, проводится сопоставительное исследование, предлагаются новые модели и направления развития. Основной темой традиционной китайской камерной музыки является поэзия, а аранжировка более свободная и уделяет больше внимания передаче художественного замысла. Западная камерная музыка имеет строгий творческий режим, больше внимания уделяется характеристикам самой музыки.
История музыки
Бурматов М.А. - Тема труда в советской массовой песне 1930-х гг. c. 9-19

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.6.36655

Аннотация: Статья посвящена анализу темы труда в советской массовой песне 1930-х гг. Цель исследования – раскрыть поэтику труда массовой песни в контексте отечественной музыкальной культуры 30-х гг. ХХ в. Автор указывает, что массовая песня представляет собой один из наиболее интересных феноменов советской культуры. Справедливо отмечается, что являясь продуктом социалистической эпохи, массовая песня была призвана решать задачи мобилизации значительного числа людей на трудовой подвиг, без которого было немыслимо успешное строительство новой жизни в молодом советском государстве в первые десятилетия его становления после Октябрьской революции 1917 г. Констатируется, что песня тех минувших лет отражала типичные черты песенного искусства, направленого на развитие у советских граждан оптимистичного духа, твердой воли и уверенности в собственных силах. В статье рассматриваются характерные черты массовой песни 1930-х гг., анализируются цели ее распространения, основные образы, популяризируемые в текстах данного вида песен, а также их влияние на сознание советского народа. Теоретическая значимость проделанного исследования определяется его вкладом в разработку проблем эстрадного музыкального искусства как неотъемлемой части отечественной культуры.
Музыкальный театр
Шониёзова Д.М. - Чеховская проза в опере конца XX-нач. XXI вв. c. 20-27

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.6.37354

Аннотация: Как показывает мировая театральная практика последних десятилетий именно наследие А.П. Чехова является неисчерпаемым источником вдохновения многих режиссёров и композиторов. Существует огромное количество работ, посвящённых теме «Чехов и музыка». Музыкальность чеховской прозы - одна из самых частых тем в филологических и музыковедческих исследованиях. Пьесы, повести, рассказы автора не раз становились поводом для новых творений в оперном театре. В данной статье автор рассматривает известные оперы композиторов рубежа XX-XXI вв. по прозе А. Чехова. Произведения расположены по принципу отличий сюжетной фабулы и либретто опер от литературного первоисточника. В зарубежном музыкознании жанровая трансформация оперы, в которой основным фактором централизующего единства становится литературная составляющая, получила название литературной (термин К. Дальхауза). В самом общем смысле под этим жанром следует понимать достоверную музыкальную версию в точности или в сокращении литературного первоисточника. В отечественном музыкознании литературная опера представляет собой малоизученную область истории музыки, что позволяет говорить о научной новизне представленного материала. Так, в статье автор приходит к выводу, что оперы по А.П. Чехову стоят особняком в претворении жанра литературной оперы в отечественном театре выделенного периода. На основе анализа автор выделяет три типа литературной оперы, позволяющие охарактеризовать метод работы композиторов с литературным первоисточником.
Музыкальная этнография и фольклор
Тимошенко А.А. - А.С.Фаминцын и интеллектуальная среда Петербурга второй половины XIX века: влияния и идеи c. 28-38

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.6.37000

Аннотация: Статья посвящена научному наследию основоположника отечественного этноинтрументоведения Александра Сергеевича Фаминцына. Цель исследования – анализ интеллектуальной среды, в которой формировался Фаминцын-ученый и отражение идей, методов и достижений гуманитарной науки XIX века в его работах. Задача предлагаемой статьи – рассмотрение основных трудов ученого "Божества древних славян" и "Скоморохи на Руси" в контексте научных идей своего времени и как основы его более поздних инструментоведческих работ. Актуальность заключается в необходимости изучения периода начала формирования отечественного этноинструментоведения, его методологических основ, которые были заложены в трудах Фаминцына. Анализируются особенности научного метода А.С.Фаминцына, заключающегося в использовании сравнительного метода, сформированного в религиоведении и литературоведении, присутствии герменевтического прочтения источников. Методология: автор применил к изучению темы источниковедческий, сравнительно-исторический, системно-этнофонический методы. Рассмотрены предпосылки формирования научной картины мира ученого (гимназические годы), влияние на концепцию Фаминцына отечественной школы литературоведения (А. Н. Веселовский, И. И. Срезневский), немецкой сравнительно-мифологической школы (М. Мюллер). Автор приходит к заключению о принципиальной новизне подхода, которая присутствовала в музыковедческих (инструментоведческих) работах А. С. Фаминцына – и по выбору объекта исследования (песенные и инструментальные пласты традиционной культуры), и по методологии, сформированной в рамках сравнительного метода языковедения и религиоведения. Научная новизна заключена в самом предмете - научном наследии А.С.Фаминцына, до настоящего времени не бывшего объектом отдельного исследования. Автор приходит к выводу о том, интеллектуальная среда, в которой формировался Фаминцын-ученый оказала прямое влияние на специфику его инструментоведческих трудов, их методологию, направленность, источниковую базу. Важная роль в этом принадлежала смежным гуманитарным наукам - филологии, истории, религиоведению, этнографии.
Искусство джаза
Ван Б. - «Академизация» саксофона: генезис, основные вехи и актуальные тенденции c. 39-50

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.6.35933

Аннотация: Ведущей темой исследования в данной статье служит анализ специфики развития саксофонного искусства в симфоническом оркестре. Выбранная проблематика требует изучения данного направления с позиции более широкого социоисторического контекста, в рамках которого оказывается возможным выявить особые приметы музыкальной культуры, как в общем контексте, так и в отдельных жанрах. В этом ключе исследование саксофонной музыки в симфоническом оркестре позволяет очертить, во-первых, истоки зарождения интереса и внедрение особого инструмента в культурную панораму, во-вторых, проследить пути и импульсы его распространения, в-третьих, выяснить проблемы саксофона как части симфонического оркестра. Музыка для саксофона для полного понимания своего особого места в культурном континууме определенного места и эпохи должна рассматриваться не просто как конкретный артефакт, который получил свое воплощение в творчестве, исполнительстве, образовании, а как многоуровневое и объемное понятие в музыкальном искусстве ХІХ-ХХІ вв.   Раскрытие роли саксофона как части симфонического оркестра в статье осуществляется не просто сквозь призму представления определенного количества фактов, имен, событий, а прослеживается как соответствие развития инструмента до тех исторических, политических, социально-экономических и, прежде всего, культурно-художественных процессов, которые составили разновидность творческого переосмысления одного из самых популярных современных инструментов. Цель исследования заключается в обосновании генезиса, тенденций развития и современного состояния саксофонного искусства в общем, а также, в частности, в составе симфонического оркестра. В исследовании автор концентрирует внимание на знаковых исполнителях и педагогах, личные достижения которых в сфере концертной, научно-исследовательской и музыкально-общественной деятельности имели существенное влияние на формирование саксофона как части симфонического оркестра.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.