Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №6 за 2019 г - Содержание, список статей. ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 06, 2019
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 30-12-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2019
Философия музыки
Денисова З.М. - Монтажная организация вербального текста музыкального произведения c. 1-7

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.31165

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются музыкальные тексты с монтажной организацией вербального текста. Исследование охватывает ряд сочинений отечественных композиторов второй половины XX столетия, среди которых Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича, «Светлая печаль», реквием «Стикс» Г. Канчели, реквиемы В. Сильвестрова, В. Артемова, А. Попова, В. Платонова. Обращаясь к анализу работы композиторов XX столетия со словом, особое внимание автор настоящей статьи уделяет отношению к слову западного композитора Лючано Берио. Основные принципы монтажной организации вербального текста сформулированы автором на основе исследований Ю. Лотмана, М. Ямпольского, Р. Барта, К. Леви-Стросса. Эти работы служат своеобразной методологической платформой, позволяющей выявить специфику вербального текста, выстроенного монтажно. В результате, подобный текст предстает не как носитель единого смыслового кода, а как пересечение множественности кодов, что, в свою очередь, определяет его характерные признаки — дробность, лаконичность, ассоциативность, парадоксальность соотношения вербальных фраз. Новизна настоящего исследования заключается в обращении к малоизученной проблематике подобного рода, в выборе методологии исследования, а также в выявлении особых черт вербального текста, функционирующего в условиях монтажной драматургии. В выводах, сформулированных в статье, систематизируются и обобщаются результаты анализа музыкальных текстов с монтажной организацией вербального текста.
История музыки
Соболева Е.А. - Музыка опять возвращается… (Интервью с астраханским композитором Ю.П.Гонцовым) c. 8-16

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.31113

Аннотация: Предметом исследования данной статьи-интервью является творчество современного астраханского композитора Ю. П. Гонцова, объектом — история астраханской музыкальной культуры. Жанр интервью позволяет глубже познакомиться с взглядом на музыкальное творчество «изнутри», через видение композитора тех влияний, которые на него оказывает музыкальная и внемузыкальная среда. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению стилевых индивидуальных особенности Ю. Гонцова (мелодика, интервалика, ритмика, гармонический план и т.д.), определяющих стиль его письма, производится попытка тематической классификации его вокальных сочинений. При работе над материалом статьи автор использовал следующие методы: интервьюирования (свободное интервью), идеографический – при подготовки материала беседы с композитором, систематизации – при анализе сочинений композитора. Так как статья написана в форме интервью, в самом тексте явно не прописана проблемная составляющая исследования, которая заключается в рассмотрении композиторского творчества как единого процесса социальных взаимосвязей. Особую роль в этом ключе играют составленные для беседы вопросы, которые затрагивают динамику становления композитора – от прямых влияний до самостоятельной деятельности. Особым вкладом автора в исследование является попытка систематизации стилевого языка композитора, а также тематической классификации его вокальных сочинений. Новизна исследования заключается в том, что приведенный выше музыкальный материал впервые исследуется подобным образом.
Современная композиция
Петров В.О. - Триптих «О Кейдже» Ивана Соколова: к проблеме синтеза музыки и слова c. 17-21

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.31458

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является фортепианный цикл московского композитора Ивана Соколова "О Кейдже". В статье путем комплексного подхода к рассмотрению сочинения выявляются его основные композиционные и исполнительские закономерности, главными из которых являются: сочетание музыкального и вербального начал, акцентирующего проявление инструментального театра, импровизационность, синтез средств музыкальной выразительности, характерных обоим композиторам — тому, которому посвящен анализируемый фортепианный цикл и тому, кто его сочинил и представил широкой общественности. Методологическая основа статьи также базируется на аналитическом методе, позволяющем понять специфику произведения Ивана Соколова в контексте авангардных идей американского композитора-новатора Джона Кейджа. Предпринята попытка сопоставить композиционные новации обоих авторов, так ярко воплощающих в своем творчестве черты одного из самых актуальных жанров второй половины ХХ века — инструментального театра. Статья адресована как музыкантам-профессионалам, так и любителям музыки, увлекающимся современной музыкой.
Музыкальный театр
Соколова А.Н. - Оперный эксперимент или образец нового жанра? c. 22-31

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.31154

Аннотация: Рассматривается одна из пяти опер, представленных в 2019 году в рамках фестиваля «Архстояние», проходившем в деревне Никола-Ленивец Калужской области. На территории арт-парка в естественной среде среди полян, деревьев, пригорков, водоемов художники выстраивают арт-объекты, в пределах которых молодые композиторы показывают свои сочинения. Артем Пысь, недавний выпускник Московскоцй консерватории, представил полуторачасовую оперу «Тео / TEO / THEO». В статье анализируется идея, концепция сочинения, проводится анализ музыкального текста, ставится вопрос о будущем оперы как музыкального жанра. В работе использован метод целостного анализа, включающий краткую характеристику творчества молодого композитора, структурно-композиционный и содержательный разбор музыкального текста. Новизна исследования заключается в первой и единственной на сегодняшний день рефлексии на один из проектов Лаборатории современной музыки, в представлении неординарного сочинения, имеющего немало оснований стать в авангарде художественных достижений нашей страны. На основании исследования делается предположение об открытии нового направления в оперном искусстве, связанного как с сюжетными поворотами (главный герой оперы - виртуальный Тео / TEO / THEO), так и с постмодернистским "смешением" музыкальных жанров, оперных штампов и звуковых экспериментов, в том числе, связанных с человеческим голосом.
История и теория исполнительского искусства
Шамов С.Б. - Сигналы из прошлого: «Наставления» полкового барабанщика. c. 32-43

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.30984

Аннотация: Предметом исследования является одна из первых изданных школ по обучению игре на барабане, которое прежде переходило от одного поколения исполнителей к другому изустно. Именно поэтому первые методические книги являются особенно ценными. В статье представлен не только перевод с немецкого языка трактата «Краткое руководство по игре на барабане для изучения простейшим способом наряду с семью пьесами и маршами, записанными нотами, с пояснениями музыканта (Издание вдовы Людвига Винтера, Берлин, 1777 год), но и комментарии к нему с точки зрения современного исполнителя. В нем детально описываются технические и стилистические приемы игры Западной Европы середины XVIII века. Этот трактат может быть интересен практикующим музыкантам и «всем любителям барабанов». Метод данного исследования лежит на пересечении филологических, культурных и педагогических изысканий. Поиск аналогий в современных традициях различных культур, а также приведение к общему знаменателю теоретической и практической частей исследования. Основными выводами проведенного исследования является возможность заимствования основ и приемов обучения полкового барабанщика середины XVIII века в современных реалиях. Основной вклад автора статьи связан не только с первым литературным переводом издания на русский язык, но и обобщение полученных сведений применительно к современному исполнителю-практику и педагогу. Новизна исследования заключается в возможности ознакомления современного исполнителя с основами обучения спустя почти два с половиной века. Данная статья заполняет существующий пробел в истории отечественного исполнительского искусства.
Музыкальная педагогика и психология
Чепеленко К.О., Чепеленко Н.Ю. - К вопросу о профессиональных стратегиях: концертмейстер в классе хорового дирижирования c. 44-50

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.31029

Аннотация: Проблемно-тематическим фокусом данной статьи является фигура концертмейстера – специалиста современного музыкального вуза, исследованная в аспекте коммуникативно-деятельностного анализа. Для характеристики профессиональной деятельности вузовского концертмейстера используется актуализируемое авторами понятие стратегия; вводится терминологическое словосочетание стратегии концертмейстера, на сегодняшний день недостаточно отрефлексированное в музыкально-педагогической науке. В статье обосновывается тезис, согласно которому комплекс профессиональных стратегий концертмейстера-хоровика обусловлен коммуникативностью – актуальным доминантным свойством современной учебно-образовательной практики. В статье применяется метод дескрипции. Представленный опыт научной дескрипции стратегической деятельности концертмейстера осуществлен на примере анализа работы концертмейстера класса по специальности дирижер академического хора. В работе устанавливается связь между категориями стратегия и компетентность, отвечающими за качественную сторону стратегического поведения, акцентируется внимание на процессуальном характере стратегической деятельности. Деятельность концертмейстера дирижерско-хорового класса раскрывается с точки зрения специфики, содержания и структуры обусловленных ею важнейших профессиональных стратегий.
Музыкальная этнография и фольклор
Shubina O.A. - The origins of wedding folk music in the composer art of the late 20th century
c. 51-56

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.31605

Abstract: The study of music in its relation to folklore is of indisputable interest. The present article considers one of the priority directions in musicology - the composer/folklore problem. However, some aspects of this problem haven’t been studied thoroughly enough yet, the more so since the choral pieces of Russian composers, embodying the Russian wedding music, have outlined a new level of composer/folklore relations. The synthesis of various style tendencies with ceremonial wedding songs leads to the new quality of artistic thinking and characterizes a thematically specific folklore direction as an essential field of creativity marked with genre-style and structural diversity, variability of sources and originality of the methods of their performing. This problem, being one of the key problems of Russian musicology, had been studied in detail in the publications of G. Golovinsky, I. Zemtsovsky, L. Christiansen, G. Grigorieva, L. Ivanova, etc., whose fundamental works were used for the study of the specificity of the modern composer art. The performance of Russian wedding folklore in choral works of modern Russian composers is a poorly studied field of musicology which forms the scientific novelty of this work. Thus, the author states that the latitude of style quest along with adherence to traditions is typical for modern composers. These features are connected with the graphic structure - the circle of the wedding subject, moods, and favourite statement forms.   
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.