Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №4 за 2016 г - Содержание, список статей. ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 04, 2016
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 09-09-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2016
Проблемы теоретического музыкознания
Райс М. - Вероятностная функциональность в мультимедиа c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.4.23154

Аннотация: Функциональностью в музыке называют «ожидание появления определенных элементов музыкального произведения с той или иной степенью вероятности» (А. П. Милка). Обычно её выражают как систему тяготений неустойчивых элементов лада в устойчивые. Данная статья посвящена математическому анализу этого аспекта в жанре мультимедиа, где, кpoме звуков и тишины, имеющихся в каждом музыкальном произведении, присутствует также визуальный ряд (движения, рисунки, фильмы и пр.). Его элементы могут повторяться, как и звуки, а при их главенствующей роли в произведении быть и более устойчивыми, чем они. В статье определены общие принципы функциональности в мультимедиа, а также показаны формы их проявления в перформансе и хэппенинге. Основой анализа является теория вероятностей. С её помощью можно найти закономерности отношений устойчивости и неустойчивости в произведениях, где присутствует жест. Главным выводом произведения является доказательство того, что в мультимедиа, где длина сочинения часто не обозначена композитором, наиболее устойчивыми являются элементы, вероятность повторения которых выше. Статья впервые описывает в точных терминах закономерности функциональности в жанре мультимедиа, где музыковедческий анализ до сих пор обычно подменяется образными описаниями.
Современная композиция
Петров В.О. - Алеаторика Джона Кейджа: к вопросу об исполнительской интерпретации текста c. 11-25

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.4.21690

Аннотация: Статья посвящена одному из лидеров музыкального авангарда постмодернистской эпохи - Джону Кейджу. Рассматриваются способы алеаторического оформления его партитур, принципы индетерминизма, свойственные многим опусам композитора. Наиболее значимые произведения Кейджа анализируются с точки зрения проявления в них принципа алеаторики - среди них «Music for Changes», «Seven Haiku», «Music for Carillon № 1», «Music for Carillon № 2», «Music for Carillon № 3», «Music for Piano», «Solo for Piano», Concerto for Piano and Orchestra, «Fontana Mix», «Aria», «Variations I» и «Variations II», «Etudes Australes». Основным методологическим подходом к изучаемому материалу стал контекстуальный подход, подразумевающий изучение наследия композитора в контексте доминирующих техник и стилей второй половины ХХ столетия. Новизна представленного материала заключена в анализе принципов алеаторической организации музыкальной ткани произведений Джона Кейджа. Исходя из этого анализа представляется возможным говорить о контекстной природе опусов композитора, о том, что его сочинения являются знаковыми в распространении алеаторической нотации, в утверждении индетерминизма как важной составляющей оформления партитур музыки второй половины ХХ века.
Музыкальный театр
Девятова О.Л. - Русский "Король Лир" ХХI века: культурные традиции и новации в опере Сергея Слонимского c. 26-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.4.22681

Аннотация: Предметом исследования служит новая опера Сергея Слонимского "Король Лир" по трагедии Шекспира (2001), впервые в современном русском музыкальном театре опирающаяся на старинный жанр dramma per musica. В статье на основании партитуры и премьерных спектаклей в Москве и Петербурге анализируются культурные смыслы творческого замысла. Раскрываются особенности претворения в драматургии, музыкальной стилистике оперы концепции шекспировской трагедии, дается анализ характеристик героев и их исполнительской интерпретации в премьерных спектаклях. В статье применена методология культурологического исследования, комплексный и междисциплинарный подходы; использованы методы историко-сравнительного анализа, культурологической и музыковедческой интерпретации. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней впервые дается объемный, целостный, теоретико-культурологический анализ новой оперы "Король Лир" патриарха отечественной музыкальной культуры Сергея Слонимского. Содержится характеристика премьерных спектаклей 2016 года и их художественная оценка. На примере сочинения Слонимского делаются выводы о ярком новаторстве русской оперы в ХХI веке, опоре композитора на традиции шекспировского драматического театра и музыкального театра XVI-XVII веков, обогащенные открытиями ХХ века, органично синтезирующими черты элитарной и массовой культур.
Музыка и цифровые технологии
Липов А.Н. - Карлхайнц Эссл. Изменения в электроакустической музыке. Статья из издания "Между экспериментом и коммерцией. К эстетике электронной музыки". Ежегодник музыковедения. Том 2 под ред. Томаса Дéзси, Стефана Йена и Дитера Toкевитца (Вена, 2007. С. 37-84. Издатели: Корнелия Сцабо, Kнотик и Маркус Грассл) c. 42-75

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.4.20994

Аннотация: Настоящая публикация, представляющая перевод статьи, опубликованной венским издательством, оформлена в соответствии с оригинальным изданием на основании положений об авторском праве и пожеланием автора. Однако, учитывая особенности выпуска нашего журнала, мы вынуждены перенести комментарии в сносках в текст и поместить их в круглые скобки. Ссылки даются только на публикации и соответствуют авторской версии. В публикации также сохранены шрифты и оформление текста оригинального издания. Карлхайнц Эссл (род. 1960, Вена) – австрийский композитор, исполнитель, импровизатор и «художник звука». В Венском университете изучал музыковедение, в 1989 году защитил докторскую диссертацию. В 1992–1993 годы работал в комиссии IRCAM в Париже. С 1994 года был музыкальным куратором коллекции в Клостернейбург (Вена). Между 1995–2006 годами он преподавал алгоритмическую музыку в студии перспективной музыки и медиа – технологий имени австрийского композитора, органиста Антона Брукнера в частном университете музыки, драмы и танца в Линце (Австрия). С 2007 года Эссл – профессор композиции по электро-акустической и экспериментальной музыке в Университете музыки и исполнительских искусств (Вена). Работа Карлхайнца Эссла с компьютерами с акцентом на алгоритмических композициях и воспроизводстве музыки оказала формирующее влияние на его композиционное мышление. Кроме написания инструментальной музыки, Эссл также работает в области электронной музыки, интерактивных композиций в реальном времени и звуковых инсталляций. С начала 1990-х годов он разработал различные программные среды для композиции в реальном времени, которые он использует в своих живых музыкальных выступлениях, а также в сотрудничестве с художниками из других областей – хореографами, танцовщиками, художниками и поэтами. В 1998 году Эссл приступил к разработке компьютерного электронного инструмента под названием M @ ZE 2, который он использует в качестве импровизатора в живых выступлениях. В статье, реализующей междисциплинарный метод исследования современных электронных музыкальных технологий, представлены также и результаты работы самого К. Эссла, который изучает и создает электронную и интерактивную музыку, сочиняя многочисленные композиции и звуковые инстилляции в режиме реального времени. Музыкальные работы композитора реализуются в результате столкновений между упорядоченными, абстрактными моделями и оригинальными тональными, выразительными структурами. Новизна определяется тем, что перевод статьи восполняет все еще существующий пробел в отечественной научной литературе об исследованиях по философии и эстетике музыки, посвященных проблеме исторического развития электроакустической музыки как, по выражению самого К. Эссла, формирующего, генерирующего и далеко идущего музыкального потенциала, а также содержит подробное описание исследовательской работы самого композитора с акцентом на алгоритмические композиции и генеративную музыку.
Рецензии и критика
Федотова В.Н. - Концерты болгарских артистов в Москве. c. 76-81

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.4.23162

Аннотация: Данная статья - рецензия на выступления болгарских музыкантов в нашей столице. В ней упоминаются концерты известных в Европе и США музыкантов - Стефана Драгостинова и его фольклорного коллектива, инструментального трио Владигеровых, скрипача Павла Минева. Кратко характеризуется выступления пианистки Виктории Василенко, певиц Марианны Цветковой и Марии Жековой.Основной акцент рецензии – на концерте певца Пламена Бейкова и пианистки Божены Петровой под названием “Шостакович. Послесловие” с подзаголовком “Шостакович, Микеланджело и Достоевский в музыке, стихах и образах” представленном в формате мутимедийного проекта. В рецензии применяется историко-искусствоведческий метод, позволяющий наиболее точно проанализировать исполнение поздних сочинений Шостаковича болгарскими музыкантами. В Москве эти произведения Шостаковича были исполнены болгарами впервые. Особого внимания заслуживает использование артистами инновационного мультимедийного формата концерта с привлечением изобразительных материалов произведений Микеланджело Буонаротти, рисунков Достоевского и самого Шостаковича. Данный подход позволяет расширить возможности современной исполнительской интерпретации музыки ХХ века.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.