Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №1 за 2016 год - Содержание, список статей - ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 01, 2016
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 11-04-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2016
Музыкальная эстетика
Солодовникова А.Г. - Эстетика экспрессионизма в балете-пантомиме «Чудесный мандарин» Белы Бартока c. 1-8

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.18721

Аннотация: Предметом исследования в статье стал балет-пантомима Белы Бартока «Чудесный мандарин», рассматриваемый как образец проявления экспрессионистской эстетики в творчестве композитора. Долгое время в отечественном музыкознании композиторское творчество Бартока рассматривалось сквозь призму изучения и претворения им венгерского фольклора, о принадлежности его музыки к экспрессионистскому направлению не могло быть и речи. Лишь с большой осторожностью некоторые исследователи считали экспрессионистским балет «Чудесный мандарин». В данной статье предпринята попытка рассмотреть это сочинение с точки зрения его принадлежности к экспрессионистской эстетике и выявить её черты в музыкальном языке композитора. В работе использовался комплексный подход, объединяющий методы традиционного музыковедческого анализа с привлечением стилевого и стилистического анализов. В процессе исследования выявлены некоторые особенности переосмысления композитором использованного литературного сюжета, свойства музыкальной характеристики персонажей, а также определённая специфика музыкально-выразительных средств, позволяющая считать балет настоящим образцом экспрессионистского искусства. Приведены примеры музыкального решения, рассмотрены многие параметры драматургии: различные трактовки композиционной структуры балета, характерные проявления принципов симметрии, особая система драматургических кульминаций, конструктивно связанная с пропорциями «золотого сечения».
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Собакина О.В. - Интерпретация мифа в творчестве Кароля Шимановского: от модерна к неофольклору c. 9-16

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.18288

Аннотация: Польское искусство начала ХХ века отличается преодолением жанровых ограничений, обогащением технических приемов благодаря синтезу выразительных средств литературы, живописи и музыки. Благодаря переосмыслению сюжетов античности в контексте модерна и символизма появились их новые интерпретации, другой частью этого процесса стал интерес к древним пластам национального фольклора. Написанные Каролем Шимановским в 1910–1920-х годах произведения продемонстрировали интенсивные поиски новых технических средств, характерные качества музыкального символизма, модерна, выразив в итоге представление композитора о национальном польском стиле. В работе использовались принципы стилевого и исторического подходов, стилистического и семантического анализа. При интерпретации музыкальных текстов использовались принципы герменевтики. Переосмысливая античную или средневековую мифологию, польские художники тяготели к постижению извечных проблем мироздания и одновременно обращались к национальным темам. Балет "Харнаси" и кантата Stabat Mater Шимановского выразили не только художественные тенденции своего времени, но и убедительно воплотили национальное самосознание, проявленное в форме обрядов и легенд.
История музыкальной культуры
Petrov V.O. - Performance Art: Genesis and Evolution c. 17-28

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.15649

Abstract: This article is devoted to one of the most common phenomena in contemporary art – the actual performance of the work of art. The article deals with the issues of its origin. In this respect, it covers different forms of art of the past, such as syncretic ritual, medieval street theater, commedia dell'arte, and some synthesized works of the Renaissance and the Baroque period, and their modifications in the XXth – early XXIst century. Some common features in the well-known performance pieces of the past and the present are compared. The works by Tan Dun, L. Lipkis, K. Stockhausen, I. Xenakis, J. Cage and others are given as an example. Performance is considered as a single phenomenon of modern culture that reveals the main constant of postmodernism - a synthesis of the arts. In this connection, a method of holistic analysis is used in addition to the analytical method of presentation. The conclusions demonstrate the main genre features of performance, which appeared in the past eras (works by da Vinci, L. Bernini, etc.), and represent performance as a genre in the twentieth century.
Петров В.О. - Перформанс в искусстве: генезис и эволюция c. 29-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.17073

Аннотация: Статья посвящена одному из самых распространенных явлений современного искусства – перформансу. Объектом статьи стало рассмотрение вопросов его возникновения (в данном аспекте затронуты такие формы бытования искусства прошлого, как синкретический ритуал, площадный театр эпохи средневековья, комедия dell’ arte, некоторые синестезийные произведения Возрождения и барокко) и модификации в ХХ – начале ХХI веке. Производятся параллели между известными образцами перформансных представлений прошлого и современности. В качестве примеров приводятся произведения Тан Дуна, Л. Липкиса, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Д. Кейджа и других. Перформанс рассмотрен как единый феномен современной культуры, раскрывающий главную константу постмодернизма – синтез искусств, в связи с чем, помимо аналитического метода подачи материала, привлечен метод целостного анализа. В качестве вывода смоделированы основные жанровые признаки перформанса, которые проявились в представлениях прошлых эпох (в постановках да Винчи, Л. Бернини) и которые знаменуют собой перформанс как жанр в ХХ столетии.
Собакина О.В. - Ян Циккер. Творческий путь c. 42-55

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.17861

Аннотация: Предметом статьи стало творчество Яна Циккера (1911–1989), которое остается практически неизвестным в России, несмотря на то, что композитор по праву признан наряду с Эугеном Сухонем основоположником современной композиторской школы, не случайно из его класса вышли почти все крупные композиторы Словакии. Его творчество отмечено особым интересом к опере, что для музыки ХХ века является довольно редким феноменом, кроме того, своей задачей он ставил создание такого музыкального языка, который бы сочетал современные формы с национальным материалом. Автор подробно рассматривает этапы жизненного пути и формирование творческих принципов одного из крупных композиторов ХХ века. В работе использовались принципы исторического и компаративного подходов, стилистического анализа и других аналитических музыковедческих процедур. Основные выводы исследования заключаются в том, что творческий почерк Яна Циккера отличают ясность замысла, яркая образность и склонность к лирике. Главная тема его творчества – тема человеческой личности, развитая во многих произведениях разных жанров. Композитор воплотил национальную тему и претворил национальный фольклор на высочайшем уровне композиторского мастерства, однако особое значение для словацкой культуры имеют его оперы.
Sobakina O.V. - The creative path of Ján Cikker c. 56-68

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.18739

Abstract: The subject of this research is the work of Ján Cikker (1911-1989), which remains virtually unknown in Russia, despite the fact that this composer is rightly acknowledged alongside Eugen Suchoňto be the founder of the modern composition school; it is no coincidence that out of his class graduated almost all notable composers of Slovakia. His work is marked by a special interest to opera, which remains a fairly rare phenomenon for the music of the XX century. Moreover, as his task he set the creation of such musical language that would combine modern forms with the national material. The author carefully examines the stages of life and formation of the creative principles of one of the renowned composers of the XX century. The main conclusions of the research consist in the fact that the creative style of Ján Cikker is distinguished by the clarity of idea, bright imagery, and inclination towards lyricism. The main theme of his work is the theme of human personality, developed in many works of various genres. The composer embodied the national theme and realized the national folklore on the highest level of composing mastery, but a special place for the Slovak culture is held by his operas.
Музыкальная индустрия
Синеокий О.В. - Рок-группа как товарный знак: обладатели прав на название (анализ практики по решению проблем совпадения в интеллектуально-правовой модели «Trademark A Band’s Name») c. 69-95

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.17972

Аннотация: В статье впервые в отечественной научной литературе с системной точки зрения проанализирована рок-группа как товарный знак. Автор подробно рассматривает категорию «право на название рок-группы» как неотъемлимую часть метасистемы музыкальных коммуникаций. Особое внимание уделено рассмотрению рок-группы в динамике внутренних и внешних коммуникаций с представлением в виде особой гиперструктуры с горизонтальными и вертикальными связями в социокультурном пространстве. Хронологические границы охватывают период с 1965 по 2015 гг. (50 лет). Теоретическим стержнем, вокруг которого группируются методологические основы исследования, является теория коммуникации в разрезе культуролического знания с элементами права интеллектуальной собственности. Теоретико-методологическим основанием исследования является междисциплинарность при доминантной значимости её информационно-коммуникационной составной с широким привлечением правовых, музыковедческих и культурологических знаний. Приоритетами выступают общеметодологические подходы к анализу социальных явлений: конкретно-исторический и описательный методы, сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что динамика интеллектуально-правовой модели «Trademark A Band’s Name» несёт на себе помимо музыкально-правовых признаков, и особенности исторического времени и регионально-национальных особенностей. Все теоретические утверждения и выводы обоснованы и иллюстрируются примерами из истории музыкальной индустрии и практики рок-музыки. Одним из краеугольных новаций является констатация заключительного тезиса о том, что в мировой музыкальной индустрии сформировались различные варианты и школы по использованию «права на название рок-группы», которые могут быть представлены в виде «мозаичной системы», не всегда действующей по единообразно понимаемым всеми субъектами этих правоотношений юридическим правилам (в частности, т.н. «случайные совпадения названий групп»).
Synieokyi O.V. - Rock band as a trademark: the owners of the right to the name (analysis of the practice on resolution of the problems of coincidence in the intellectual law model “trademark a band name” c. 96-120

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.18740

Abstract: In this article, the rock band as a trademark is being analyzed from the systemic point of view for the first time in the Russian scientific literature. The author carefully examines the category “right to the band name” as an intrinsic part of the metasystem of musical communications. A special attention is given to the examination of the rock band within the dynamics of the internal and external communications with presentation in form of a special hyperstructure with horizontal and vertical connections within the sociocultural space. The chronological boundaries cover the period from 1965 to 2015 (50 years). As a result of the conducted research, the author concludes that the dynamics of the intellectual law model “trademark a band name” carries not only musical legal characteristics, but also the peculiarities of the historical time and regional-national specificity. All theoretical claims and conclusions are based on and illustrated by the examples from the history of musical industry and the practice of rock music. One of the corner stones of innovations is the statement of the final thesis on the fact that there are various versions and schools on the use of the “right to the band name” that have formed in the musical industry, which can be presented in the form of a “mosaic system” that does not always act according to legal precepts equally understood by all subjects of these legal relations (including the so-called “random coincidental band names”).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.