Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №4 за 2015 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 04, 2015
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 06-01-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2015
Общая теория музыки
Энфиаджян А.С. - Так что же это такое - «симфоническая музыка»? c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.16947

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблематика, связанная с отечественной, европейской и общемировой практикой использования искусствоведческого понятия «Симфоническая Музыка» (СМ). Отмечается различие версий и особенностей интерпретации термина СМ как в лите-ратуре сугубо музыковедческого профиля, так и в более широком культурологическом дискурсе. Устанавливается и анализируется степень эстетической, семантической и референтной соотнесённости СМ с исполнительской атрибутикой симфонического оркестра. Приводятся мно-гочисленные примеры музыкальных произведений, очевидная принадлежность которых к СМ ни в коей мере не обусловлена спецификой выразительных средств и возможностей симфонического оркестра. В процессе лоцирования различных музыковедческих аспектов понятия СМ, проводится его адекватная этимологическая и культурно-историческая корреляция со стержневой в русле заданной тематики лексемы «симфония». Показана ключевая и «цементирующая» роль в этом процессе конститутивной категории «симфонизм». Констатируется тот факт, что «симфоничность формы» музыкальных произведений определя-ется не какими-то устоявшимися «каноническими» схемами, а сложной внутренней организацией их музыкальной фактуры, связанной, в первую очередь, с непрерывностью развития и общей процессуальностью формообразования. Дополнительным признаком принадлежности к жанрам СМ признаётся колористичность звучания музыкальных произведений, обусловленная в том числе широтой и богатством их тембральной палитры. Осуществлено корректное искус-ствоведческое дефинирование понятия СМ в той его расширительной формулировке, универсальный характер которой позволяет обеспечивать адекватную идентификацию и верификацию всех произведений мировой музыкальной литературы, в полной мере соответствующих по ряду приоритетных критериев коренной жанровой атрибутике СМ. Введены вспомогательные музыковедческие понятия «условно симфоническая музыка» и «квазисимфоническая музыка».
Музыкальная эстетика
Чеботарева Ю.В. - Принципы музыкальной драматургии скрипичных концертов Анри Вьётана как отражение романтической эстетики c. 11-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.16833

Аннотация: В статье рассматривается проблема стилевого определения творчества выдающегося бельгийского скрипача-виртуоза и композитора XIX века Анри Вьётана. Предметом исследования являются концерты для скрипки с оркестром Анри Вьётана, рассматриваемые с позиции определения принципов «симфонизации» музыкальной драматургии данных произведений. Теоретическому анализу подлежат Первый, Четвертый и Пятый скрипичные концерты, в которых на основе синтезирования виртуозно-романтического и симфонического начал наиболее ярко раскрываются принципы драматургического развития, отражающие суть музыкальной эстетики эпохи романтизма. Используя метод сравнительного анализа и обобщения, автор обосновывает гипотезу о романтической направленности композиторского творчества Анри Вьётана. Теоретическому осмыслению подвергается драматургия скрипичных концертов Анри Вьётана, выясняется значение творческого наследия композитора в развитии жанра скрипичного концерта. Научная новизна данной статьи определяется несколькими факторами: в ней впервые на основе анализа творчества Анри Вьётана дается типология стилевых координат творчества композитора, вводятся в научный обиход сведения об особенностях музыкальной драматургии его концертов, позволяющие обосновать выводы о новаторских чертах трактовки жанра скрипичного концерта в творчестве Анри Вьётана. В статье выявлено, что романтический стиль в скрипичных концертах Анри Вьётана проявляется в усилении авторского, индивидуального начала в процессе творчества, изменении логики концертного цикла. В результате проведенного исследования создана аналитическая база, содержащая выводы о приемах симфонизации музыкальной драматургии скрипичных концертов А. Вьётана. Полученные результаты являются важным теоретическим источником для дальнейших исследований, посвященных изучению путей развития европейского скрипичного искусства.
История музыкальной культуры
Собакина О.В. - О творчестве Анджея Пануфника и Романа Палестера в годы эмиграции c. 23-52

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.17399

Аннотация: Предметом статьи является сопоставление творчества известных польских композиторов ХХ века Анджея Пануфника (1914 – 1991) и Романа Палестера (1907 – 1989). К началу 50-х годов оба композитора успешно работали не только на родине, но и в странах Западной Европы. Однако стремление к свободе творческого выражения побудило их избрать нелегкий путь эмигрантов. С середины 50-х годов творчество Пануфника и Палестера оказалось под запретом в Польше, а все их последующие произведения ждал трудный путь к новым слушателям вначале в Англии и Швейцарии, а затем, начиная с 80-х годов, и на родине. Методология исследования основана на историко-культурном подходе и сравнительном анализе, привлекаются традиционные методы музыковедческого анализа. Новизна исследования заключается в сопоставлении творческих путей и композиторских принципов обоих композиторов, представлении их творчества российским читателям. Особенно подчеркивается, что, продолжая творческий путь в эмиграции, композиторы обращались не только к новым техникам композиции, но и к традициям польской музыки. Предпочитая традиционные жанры симфонической музыки, оба проявили незаурядную творческую изобретательность в индивидуальном подходе к додекафонии. Можно констатировать, что произведения Пануфника и Палестера, написанные в эмиграции, существенно обогащают картину развития современной польской музыки.
Голоса и хоровые ансамбли
Зайцева М.Л., Чекменев А.И. - Особенности трактовки хоровых жанров в творчестве Артура Лурье c. 53-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.16924

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей трактовки хоровых жанров в творчестве Артура Лурье. Авторами в результате проведенного музыковедческого анализа выявлена роль творчества композитора в музыкальной культуре начала XX века, определены новаторские приемы сближения выразительных возможностей симфонической и хоровой партитур, направленные на усиление колористических и экспрессивных возможностей хорового звучания. Обосновано, что симфонизм является доминирующим принципом развития музыкальной драматургии симфонической кантаты для смешанного хора a cappella «В кумирне золотого сна» А. Лурье. Исследователями использован метод системного анализа и обобщения для выявления особенностей музыкального мышления А. Лурье как одного из ярких представителей отечественного музыкального авангарда, для обоснования перспективности идей композитора в области музыкального языка и драматургии. Доказано, что в кантате лирико-драматический принцип симфонизма реализуется на уровне музыкальной драматургии и системы выразительных средств. Обосновано, что А. Лурье использует приемы монотематического развития, создает систему тематических арок, способствующих структуризации музыкального материала и закреплению исходной интонации-импульса, а также применяет новаторские приемы, способ-ствующие сближению выразительных возможностей хоровой и оркестровой партитур. Авторами сделан вывод о том, что результатом активизации внимания композитора к сонористическому звучанию музыкальной горизонтали является трансформация взглядов природу голоса, который все больше сближается с характером звучания музыкального инструмента.
Сокольникова Е.Ю. - Об "идиостиле" Алексея Ларина в зеркале приемов хоровой композиции (на примере сочинений 2000-х годов) c. 67-77

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.17251

Аннотация: В публикации рассматриваются особенности музыкального языка композитора, обособляющие от музыки современников, и стилевые отличия современных хоровых произведений от предшествующего творчества. Рассматривая вопросы музыкальной композиции, более подробно останавливаемся на «плане содержания» и «плане выражения», выявляя особенности применения музыкально-выразительных средств. В центре исследуемого музыкального материала являются хоровые сочинения, основанные на материале русских народных песен. При этом важно установить, каковы индивидуально-стилевые черты сочинений, созданных на текст первоистончика, от других хоровых произведений, созданных в 2000-е годы. В статье применены научные методы, опирающиеся на знания лингвистики, литературоведения, касающиеся предметов авторского стиля, «идиостиля» / «идиолекта». Важны и музыковедческие работы, освещающие вопросы музыкального стиля, поэтики музыкальной композиции. «Идиостиль» хоровой музыки А.Ларина проявляется в жанровом разнообразии фольклорных источников. В статье пытаемся классифицировать жанры используемых песен по инициационному признаку, принадлежности крестьянской и городской среде, этномузыкальной ориентации тематики и музыкальных решений. Индивидуально-авторский подход проявляется по некоторым признакам. В отношении композитора к тексту первоисточника отражена степень модификации ритмического и интонационного рисунка. Для «идиостиля» характерно преобладание фактурно-тембровой составляющей. Тембризация представлена сонорностью хорового состава, которая формируется посредством варьирования тембрового состава хора, и разделением каждой тембровой группы певцов. Важная роль тембровой и фактурной сторон проявляется как в конструктивной роли способов музыкального синтаксиса (а именно, распределения мелодии между хоровыми партиями), так и различных способов многоплановой фактуры, проявленных в наслоении.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.