Статья 'Деятельность кафедры народного пения и этномузыкологии СГК им. Л.В. Собинова: история и современность (к 55-летию со дня основания)' - журнал 'PHILHARMONICA. International Music Journal' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:

Деятельность кафедры народного пения и этномузыкологии СГК им. Л.В. Собинова: история и современность (к 55-летию со дня основания)

Шубина Ольга Анатольевна

кандидат искусствоведения

доцент, кафедра народного пения и этномузыкологии, Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова

410012, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Кирова, 1

Shubina Ol'ga Anatol'evna

PhD in Art History

Associate Professor at the Department of Folk Singing and Ethnomusicology of Saratov State Conservatoire

410012, Russia, Saratovskaya oblast', g. Saratov, ul. Kirova, 1

osha63@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Михайлова Алевтина Анатольевна

доктор искусствоведения

профессор, кафедра народного пения и этномузыкологии, Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова

410012, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Проспект Имени Петра, 1

Mikhailova Alevtina Anatol'evna

Doctor of Art History

Professor, Department of Folk Singing and Ethnomusicology, Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

410012, Russia, Saratov region, Saratov, Prospekt Imeni Petr str., 1

jareshko@mail.ru
Азиханов Марат Фяритович

аспирант, кафедра народного пения и этномузыкологии, Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова

410012, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Проспект Имени Петра, 1

Azikhanov Marat Fyaritovich

Postgraduate, Department of Folk Singing and Ethnomusicology, Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov»

410012, Russia, Saratov region, Saratov, Prospekt Imeni Petr str., 1

marik.azikhanov@mail.ru

DOI:

10.7256/2453-613X.2022.6.39603

EDN:

CFGXMH

Дата направления статьи в редакцию:

12-01-2023


Дата публикации:

31-01-2023


Аннотация: Статья посвящена истории кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова. Подробно рассматривается роль педагогической, методической и научной деятельности Л.Л. Христиансена как основоположника народно-певческого образования в Саратовской консерватории. Также внимание обращено на основателя отделения сольного народного пения, народную артистку России Е.А. Сапогову, освещены основные принципы обучения народному вокалу в её классе. Отдельный раздел посвящен многоплановой деятельности А.С. Ярешко в качестве заведующего кафедрой до 2018 года. С его именем связан современный период её развития, включивший много практических и научно-издательских проектов. В представленной работе впервые исследуется деятельность кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова за 55 лет её существования. Выявляется роль кафедры в становлении народно певческого образования в России, а также сохранения фольклорного достояния через профессиональный процесс обучения. Указываются основные творческие и образовательные достижения, уникальность структуры кафедры, подчеркивается разновекторная направленность в обучении студентов (народное пение и этномузыкология), позволяющая говорить о комплексном понятии – саратовская школа музыкальной фольклористики, зарекомендовавшая себя высоким уровнем подготовки специалистов-практиков, широким спектром тематики и географии реализующихся исследовательских проектов и направлений деятельности.


Ключевые слова:

фольклор, народно-певческое образование, традиция, профессионализация, народное пение, методика, репертуар, этномузыкология, фольклорные экспедиции, консерватория

Abstract: The article is dedicated to the history of the Department of Folk Singing and Ethnomusicology of the Saratov State Conservatory named after L.V. Sobinov. The role of the pedagogical, methodological and scientific activities of L.L. Christiansen as the founder of folk singing education at the Saratov Conservatory is described. The article also draws attention to the founder of the department of solo folk singing, People's Artist of Russia E.A. Sapogova and the basic principles of teaching folk vocals in her class. A special section is dedicated to the multifaceted activities of A.S. Yareshko as head of the Department until 2018. His name is associated with the modern period of the Department’s development, which included many practical and scientific publishing projects. The article reveals the role of the Department of Folk Singing and Ethnomusicology of the Saratov Conservatory in the establishing of folk singing education in Russia, as well as the preservation of folk heritage through the professional learning process. The main creative and educational achievements, the uniqueness of the structure of the department are described, the multi-vector orientation in teaching students (folk singing and ethnomusicology) is emphasized, which makes it possible to determine of a complex concept - the Saratov school of musical folkloristics.


Keywords:

Folklore, folk singing education, tradition, professionalization, folk singing, methodology, repertoire, ethnomusicology, folklore expeditions, Conservatory

Современная система народно-певческого образования в России и подготовка исполнителей данного жанра прошла уже более полувековой путь становления и развития. Проделанная на протяжении столетий собирательская работа, аутентичное и зарождение сольного и хорового концертного сценического исполнительства – всё это в совокупности явилось накоплением фактологического материала, основой и базовыми предпосылками, которые в дальнейшем дали возможность открыть новое исполнительское направление – искусство хорового и сольного народного пения. В академической образовательной системе это беспрецедентный опыт, когда формировалась новая дисциплина, где основополагающими являются репертуар, певческая манера, методика обучения пению, нотирование и анализ народной песни, не имеющий аналогов. Именно в аутентичной среде сформировался тот певческий исполнительский стиль – «открытая» манера пения, которая отражает народную традицию. Этот новый материал явился своего рода первоисточником и использовался в учебных программах профессиональных дисциплин по народному творчеству и народно-песенному искусству, помог сформировать методику обучения народному пению и исполнительский репертуар певца данного жанра.

В настоящее время практически в каждом музыкальном учебном заведении есть специализированные отделения и кафедры фольклорного воспитания, растет количество молодёжных фольклорных коллективов, организованных народно-певческих и инструментальных конкурсов, фестивалей, концертов, где участвуют все возрастные группы – от младших детей до «возрастных» коллективов. В этом ряду деятельность кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, занимает особое место, являясь первооткрывателем данного направления.

В рамках предоставленной статьи попытаемся проследить формирование методических и педагогических основ в работе педагогов кафедры в процессе воспитания исполнителя традиционного музыкального искусства. При этом постараемся сосредоточить внимание на деятельности ведущих педагогов: определить вклад Л.Л. Христиансена в открытии и становлении данной специальности; проанализировать роль Е.А. Сапоговой в работе отделения сольного народного пения и подготовке специалистов данного профиля; рассмотреть деятельность А.С. Ярешко по формированию современного облика кафедры и его педагогические принципы по воспитанию специалистов народно-певческого искусства на современном этапе.

Кафедра народного пения и этномузыкологии

Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, наряду с Государственным музыкально-педагогическим институтом (ныне – Российская Академия музыки) им. Гнесиных – один из первых музыкальных вузов России, в котором была введена новая специальность: в 1967 году на кафедре хорового дирижирования было открыто отделение руководителей народного хора. Его основателем стал Заслуженный деятель искусств РСФСР, кандидат искусствоведения, профессор Лев Львович Христиансен. В Саратовской консерватории Л.Л. Христиансен был ректором, заведующим кафедрой истории музыки, а с 1967 года возглавил созданное им новое отделение. В 1987 г. отделение руководителей народного хора было преобразовано в самостоятельную кафедру, а в 2002 году на её базе открыто отделение сольного народного пения. В 2009 г. она структурировалась в кафедру народного пения и этномузыкологии, которую возглавил ученик Л.Л. Христиансена – доктор искусствоведения, профессор А.С. Ярешко, что было вызвано многогранностью её творческой деятельности и значительным объёмом научно-исследовательской работы. Совмещение научного и исполнительского направлений позволяет выпускникам получать комплекс знаний и видеть себя в дальнейшем исполнителем и исследователем-этномузыкологом.

Большое значение в работе кафедры в настоящее время отводится хоровому и ансамблевому пению. С первых лет основания отделения «Руководителей народного хора» существует хоровой коллектив кафедры, его художественное руководство осуществлял профессор Л.Л. Христиансен. Хором в разное время руководили: Н.В. Богданова, Е.Л. Сверлова, Н.А. Закатова, М.А. Закатова – хормейстер мужской группы хора, с 2014 года художественным руководителем хора является Г.Н. Бурданова, хормейстер А.Ю. Малина, а с 2017 года – М.В. Бондаренко.

Народный хор консерватории и курсовые ансамбли («Вереск» – рук. Г.Н. Бурданова, «Артель» – рук. М.В. Бондаренко, «Родник» – рук. И.Л. Егорова, «Раменье» – рук. А.Ю.Малина) – лауреаты многочисленных всероссийских и международных конкурсов, вот уже полвека являются одними из самых известных и востребованных в Саратове и России. Данная структура, позволяющая сохранять преемственность певческого мастерства и традиций, была заложена Л.Л. Христиансеном. В настоящее время в программах также широко используется хореография (рук. В.В. Евдокимова), народные инструменты фольклорной традиции (рук. А.А. Михайлова), режиссура (рук. В.А. Самохина). Хоровой коллектив выполняет важную задачу по духовному и нравственному воспитанию молодёжи проводя просветительские концерты, творческие встречи на различных площадках города и области. Занятия в хоровом классе способствуют воспитанию культуры межнационального общения, так как на его базе ставятся национальные программы из фольклора Чувашии, Мордовии, Калмыкии, Татарстана, Удмуртии, Абхазии, Грузии, Молдовы, Украины и др.

Важная роль в создании и поддержании атмосферы научно-исследовательской инициативы принадлежит педагогическому коллективу кафедры, которую в значительной степени инициировал А.С. Ярешко. Он проводил фольклорно-этнографические экспедиции в рамках учебной программы, которые яркими страницами остаются в памяти студентов как образец подлинно научного подхода, неподдельного интереса в общении с информантами. Все это делает полевую работу увлекательной и результативной.

Будущие специалисты в течение всех лет обучения записывают и нотируют фольклор избранного ими региона, изучают его традиционную культуру, постигают на практике понятие синкретизма народного искусства. Собранный материал становится объектом теоретического осмысления, что даёт возможность студенту-выпускнику заложить основу дипломного исследования. Это реализуется в виде участия в конференциях: «По следам фольклорных экспедиций», «Фольклор в исследованиях молодых ученых», «Слово молодым ученым», изданий сборников народных песен, подготовке и защите в будущем кандидатских диссертаций.

Богатейший фонд фольклорных записей песен, собранных на протяжении пятидесяти лет в Лаборатории народного творчества и материалы собственных экспедиций являются полем для научной деятельности педагогов. Не случайно объектом большинства исследований становится фольклор Саратовского Поволжья. Под руководством А.С. Ярешко за последние два десятилетия состоялась серия успешных диссертационных работ, тематика которых заявлена впервые и имеет статус научных открытий. Так, исследование И.Л. Егоровой посвящено осмыслению исполнительского стиля уникальной народной певицы Л.А. Руслановой, основанного на волжской традиции и рассмотренного в контексте художественной интерпретации народной песни; исследование Е.Л. Сверловой посвящено погребальным духовным стихам саратовского Поволжья; М.В. Бондаренко (Хохлачёва) на материале собственных фольклорных экспедиций защитила диссертацию о сохранности саратовского свадебного обряда. Научная проблематика работ А.А. Михайловой охватывает спектр проблем в области музыковедения (вопросы претворения фольклора в музыке отечественных композиторов для баяна), а также специальное исследование в сфере бытования фольклорного инструментария и изучения традиционного искусства игры на саратовской гармонике в полиэтническом регионе Поволжья. Тема Н.А. Закатовой – фольклор саратовского Поволжья: традиции и современное состояние; А.Ю. Малина работает над исследованием хороводно-игровых и плясовых песен Саратовской области; О.А. Шубина занимается изучением фольклора российских немцев Поволжья и претворением свадебного фольклора в хоровых произведениях современных композиторов.

С 2005 года по инициативе А.С. Ярешко кафедрой проведено семь Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена «История, теория и практика фольклора», которые стализаметным явлением в среде этномузыкологов Поволжья и России. В рамках Лаборатории изданы сборники статей педагогов кафедры «Поэтика и семантика фольклора», семь выпусков «История, теория и практика фольклора», «Проблемы фольклора в современном мире», тематика которых отражает современные подходы к анализу фольклорных процессов, методические пособия педагогов по региональным певческим стилям.

Также студенты кафедры углубленно занимаются изучением традиционного певческого искусства. По инициативе Н.А. Закатовой и творческой группы студентов в 2008 году был создан ансамбль «Хвалынь» (с 2015 г. рук. М.В. Бондаренко), изучающий и пропагандирующий Саратовскую песенную традицию. В 2010 году в Саратовской консерватории был создан ансамбль древнерусского певческого искусства (рук. А.Г. Хачаянц), в составе которого студенты кафедры народного пения и этномузыкологии. Его репертуар составляют знаменная монодия, раннерусское многоголосие, образцы духовных стихов и старообрядческое певческое наследие.

Таким образом за последние 20 лет плодотворной учебной, научной и творческой работы при активном участии педагогов и студентов в различных всероссийских и международных мероприятиях сформировался современный облик кафедры. Это насыщенный учебный процесс по новым скорректированным программам, серии концертов, участие в престижных конкурсах и фестивалях, конференциях и симпозиумах, конгрессах фольклористов России, проведение мастер-классов и открытых лекций, участие в работе диссертационных советов вузов. Деятельность кафедры высоко оценивается общественностью. За значительный вклад в развитие отечественной этномузыкологии, педагогическую, творческую, воспитательную и научную деятельность, выражающейся в регулярном проведении концертов и фестивалей народного искусства, всероссийских научных чтений, публикацию научных сборников, статей, книг, сборников фольклора, за большую просветительскую работу по популяризации фольклора, решением президиума Российской Академии Естествознания от 31 августа 2012 года, в номинации «Золотой фонд отечественной науки», коллективу кафедры присвоено почётное звание – «Золотая кафедра России» (фото 1).

Саратовская школа фольклористики известна в стране прежде всего благодаря деятельности педагогов – выдающихся личностей народно-певческого образования: Л.Л. Христиансена (фото № 2) – первооткрывателя данного направления в образовательной структуре и его учеников-последователей.

Лев Львович Христиансен(1910-1985)

Л.Л. Христиансен для Саратовской консерватории – личность знаковая. Он является одним из создателей отечественной научной фольклористической школы. Его деятельность была всеобъемлющей. В архиве консерватории хранятся материалы, характеризующие его многогранный талант собирателя, исследователя, лектора, педагога, который складывался под влиянием многочисленных наблюдений за творчеством аутентичных исполнителей и профессиональных хоровых коллективов. Лев Львович – выдающийся фольклорист, крупный музыкально-общественный деятель, теоретик и практик в области исследования русского народного творчества.

В 60-х годах прошлого века А.А. Юрлов и Л.Л. Христиансен – видные фигуры в музыкальном искусстве, создали отделение руководителей народного хора в ГМПИ имени Гнесиных и в СГК имени Л.В. Собинова, что явилось стержневым переломным моментом в образовательном процессе в России. Инициативу поддержал ряд ведущих фольклористов страны и с этого времени обучение народному искусству приобрело профессиональную основу. По словам А.С. Ярешко «только с участием профессиональной деятельности мы можем сохранить художественные богатства, созданные человеческим обществом за тысячелетия» [13, с. 17]. На педагогической работе Л.Л. Христиансен щедро делился знаниями, опытом со своими учениками и коллегами. На протяжении нескольких лет он читал лекции и проводил практические занятия со студентами ГМПИ имени Гнесиных. Таким образом была заложена основа методики и методологии новой специальности, что было принципиально важно для роста и развития молодых отделений.

Являясь создателем и художественным руководителем Уральского государственного русского народного хора (1943-1959), он стоял у истоков формирования современной исполнительской фольклористической школы, которая на протяжении многих лет оправдывает себя высокими результатами. Именно его огромный опыт и незаурядный талант исследователя, музыканта, педагога – позволили создать в Саратове самостоятельное направление в профессиональном обучении фольклористов, руководителей народных хоров – «фольклорную школу Христиансена». Лев Львович сумел объединить в систему самобытное народное музицирование с универсальной методикой обучения искусству народного пения.

Немалое значение придавал Л. Христиансен экспедиционной работе. Со слов его учеников, он был внимателен и въедлив на обсуждении результатов поездок своих молодых коллег. Интенсивная собирательская деятельность фольклориста на Урале началась именно с руководства хоровым коллективом. Его консультации и совместное обсуждение проблем хорового пения с В.Г. Захаровым, незабываемые встречи с аутентичными певцами и их творчеством, непосредственная репетиционная и исполнительская работа в хоре – всё это создало тот фундамент знаний в области народного искусства, который Л. Христиансен впоследствии развивал и преумножал, создавая глубокую и прочную профессиональную базу. Научные исследования Л. Христиансена ставят серьёзные проблемы художественного воспитания молодёжи, свидетельствуют о поисках методики изучения народного творчества России, о попытках влиять на сложившуюся ситуацию. Его научные труды стали настоящей школой для начинающих фольклористов и учебным пособием для педагогов. Ключевой позицией авторской школы является аутентичный принцип народного исполнительства, осмысление художественных ценностей фольклора. Он утверждал, что «все эстетические категории – прекрасного, трагического, безобразного, страшного, смешного, возвышенного и т.д. – заключены в музыкально-поэтическом содержании народных песен и претворяются в звуковых качествах их исполнения» [9, c. 19].

Множество точных, подчас тонких наблюдений над современными процессами народного творчества и музыкального образования отражено в книге Л. Христиансена «Современное народное песенное творчество Свердловской области» [10], созданной на материале кандидатской диссертации, где автор, впервые в истории отечественной фольклористики, открыл перспективу выхода на новый уровень механизмов системы музыкального мышления народных певцов. Результаты данного исследования послужили основанием для разработки методических материалов к курсу лекций «Современное русское народное музыкально-поэтическое творчество» (рукопись) [11].

В своей педагогической и научной работе Л. Христиансен последовательно проводил линию, направленную на широкое образование будущих фольклористов – руководителей народных певческих коллективов, следовал принципам комплексного подхода: обучение ремеслу; тщательная подготовка к экспедициям; бережное отношение к оригиналам звукозаписей; критическое отношение к печатным источникам; требовательность к литературному оформлению научных работ, нетерпимость к небрежностям стиля.

Подлинным открытием Льва Львовича стало молодёжное песенное творчество под гитару, которое в 60-х годах ХХ столетия достигло своего расцвета, увидев в нём новую форму художественного выражения жизненной практики, черты нового стиля в народном исполнительстве, благодаря чему мы сейчас имеем фактологическое собрание записей и расшифровок ранних образцов «гитарных песен», которые, «несомненно, станут ценнейшим историко-музыкальным материалом» [15, с. 21]. Первая научная публикация на эту тему «Петь хотят все» (1970), была напечатана в журнале «Советская музыка».

Главным, заключительным этапом научной деятельности Льва Львовича в фольклористике явился его фундаментальный труд «Ладовая интонационность русской народной песни» [8]. Данное исследование посвящено неразработанной, «совершенно неизведанной в музыкальной науке области – связи ладовой интонационности народных песен с содержанием текста» [8, с. 3]. По итогам своих наблюдений учёный обращается к живому процессу аутентичного творчества, к смысловым ассоциациям, рассматривая в семантическом ключе структуру напевов, принципы формообразования, ритм, гармонию. В монографии впервые поднимаются вопросы диалектики в развитии музыкально-выразительных средств народной песни. Автором разработан «уникальный многоплановый метод целостного интонационно-смыслового анализа» песенного фольклора [1, с. 103].

По ёмкому мнению, А.С. Ярешко, «Концепция поиска истины – смысла обобщённой идеи, таящейся в неразрывной связи музыки и текста русской народной песни, разработанная Л.Л. Христиансеном, может рассматриваться как с научной точки зрения, раскрывающей теоретический аспект проблемы, так и с точки зрения этнопедагогики и концертного исполнительства, выходящей на её практическое использование» [14, с. 14]. Научно-практические методы и подходы Л.Л. Христиансена остаются актуальными и в настоящее время, они требуют нового осмысления с целью дальнейшего развития саратовской «школы народного пения». В этом видятся дальнейшие перспективы совершенствования народно-хорового искусства по сохранению, развитию и сценической актуализации русской традиционной культуры.

Елена Андреевна Сапогова (1942 г.р.)

Сапогова Е.А., Народная артистка России (1986), профессор, Лауреат премии «Глас ангельский России», «Золотой Аполлон» фонда П.И. Чайковского, академик Российской народной академии наук – первая выпускница Л.Л. Христиансена, получившая опыт работы в качестве солистки народно-песенного жанра в Свердловской государственной филармонии. По словам А.С.Ярешко, «её опыты в исполнении произведений народной музыки впечатляли своей продуманностью, эмоциональностью, неординарным подходом. Именно Елена Андреевна «открыла» для слушателей древнерусский эпос, а также и «малую» форму – колыбельные, частушки, потешки, прибаутки, календарные» [12 с. 9-10]. Она возвратилась в консерваторию в 2001 году чтобы открыть отделение сольного народного пения. К настоящему времени с квалификацией «Концертный исполнитель. Солист ансамбля. Преподаватель» ей подготовлено 15 выпускников.

Елена Андреевна со своими учениками продолжает певческие традиции выдающихся народных исполнителей России. Яркая, самобытная певица гастролировала во многих регионах России и за границей. Среди её учеников – победители всероссийских и международных конкурсов исполнителей народной песни. Елена Андреевна продолжает свою сценическую деятельность в залах консерватории и на различных концертных площадках страны с яркими и интересными программами, в которых принимают участие её студенты. О жизни и творчестве Е.А. Сапоговой вышла её биографическая книга «Песней наполнено сердце моё…» [6].

Е.А. Сапогова родилась 3 октября 1942 года в селе Бряндино Ульяновской области в многодетной крестьянской семье. Любовь к русской народной культуре зародилась у неё ещё в детстве. В семье Сапоговых пели все: отец, мать, сёстры, они и открывали ей красоту русской песни. «Моя песня началась в детские военные годы с песен-плачей вдов и матерей, писала в автобиографической книге «На привольной стороне» (2011) Елена Андреевна, – Вижу свою маму, озарённую пламенем топившейся печи и то ли поющую, то ли плачущую…» [5, с 8]. В послевоенное время жизнь была трудной, но богатой и наполненной песнями. Уже в 4 года Лена во всю пела частушки, и до сих пор знает их великое множество. Из родного села Лена уехала на Урал, когда ей было 14 лет. Училась в вечерней школе и строительном училище, свои первые творческие шаги делала в художественной самодеятельности. В 1960 году прошла по конкурсу в Уральский народный хор, с которым гастролировала по многим городам Советского Союза и за рубежом.

В 1967 году Елену, как активную участницу художественной самодеятельности, отправили в Саратов на смотр, где председателем жюри был заведующий отделением руководителей народного хора Саратовской консерватории Л.Л. Христиансен. Послушав, предложил поступать в консерваторию. В этом же году, получив аттестат об окончании вечерней школы, Елена поступила в консерваторию в класс ко Льву Львовичу, который впоследствии оказал огромное влияние на творческую манеру и становление индивидуальности Елены Андреевны. Так в жизни юной певицы начался новый этап, определивший дальнейшее её творчество, ставший основой её главной будущей профессии.

Елена с увлечением и одержимостью занималась у Льва Львовича, буквально «впитывая» все замечания и советы педагога. Он помог ей прийти к осознанию особого отношения к песне. «Песня – это маленький спектакль» – часто говорил на уроках своим студентам Лев Львович. В 1972 году получила диплом, в котором были записаны две квалификации: «хормейстер народного хора», «исполнитель русских народных песен». И после выпуска Л.Л. Христиансен заботливо следил за творческим ростом своей воспитанницы. В письмах советовал: как построить программу, какие номера включать в концерты. Елена писала ему о своих достижениях, присылала магнитофонные записи своих выступлений, приезжала с концертами в Саратов.

В настоящее время Е.А. Сапогова представляет консерваторию и область в жюри фестивалей и конкурсов разных уровней, публикуется в научной и популярной печати и организует лекции, открытые уроки, мастер-классы.

О методике воспитания певца в классе Е.А. Сапоговой

Е.А. Сапогова, используя свой богатый творческий опыт – как артистки филармонии и как педагога, в своих художественных, педагогических установках продолжает методы и принципы работы, завещанные Л.Л. Христиансеном, которые и сама много лет постепенно постигала в своей творческой жизни.

Обучение искусству народного пения в классе Е.А. Сапоговой протекает комплексно. Основные принципы воспитания певцов заключаются в постепенном и последовательном процессе обучения (от простого к сложному), в единстве художественного и технического развития, в индивидуальном подходе к ученику. Не случайно существует понятие, что песня «впевается» постепенно, ведь любой навык требует времени для формирования. Так в классе Елены Андреевны существует сформулированное ею «правило трёх П»: «Правильно. Постепенно. Постоянно». Освоение техники постановки народного голоса начинается с работы над певческим аппаратом, где наибольшие усилия направляются на дыхание, закрепление правильной певческой установки, где особое внимание уделяется артикуляции, чёткой дикции, звучанию каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом, координации звука и слова и т.д. Все вышеуказанные принципы являются залогом правильного пения, как говорит на уроках Елена Андреевна: «Есть одна манера пения – правильная. Главное донести до зрителя смысл песни, точно знать, что этим хочешь сказать».

Многие педагоги, занимающиеся разработкой методик народного пения, пришли к единому мнению о том, что народная манера пения – разговорная, поэтому в пении важна установка: «Поём – как говорим». Пение – это способность человека при помощи голоса передавать смысловые интонации живой человеческой речи. По мнению Л.Л. Христиансена: «В народном пении певцы пользуются разговорным состоянием всего голосового аппарата <…> "Разговорными" являются дыхание, состояние верхних резонаторов, полости рта, губ, манера работы голосовых связок. Народное пение, по состоянию при нём голосового аппарата, можно назвать естественно-разговорным»[9, с. 59].

Важно помнить, что дикция, звукообразование, дыхание, фразировка, правильная певческая установка – элементы одного целого, где главное не голос, а то, о чём поёт исполнитель и что он хочет этим сказать. Предназначение пения в том, чтобы донести до слушателя смысл песни, её подтекст, ведь каждое слово имеет внутренний потаённый смысл, который исполнитель передаёт через интонацию. Продолжая идеи Л.Л. Христиансена, Е.А. Сапогова особое значение придаёт воспитанию у студентов высокой степени осознанности своей творческой деятельности. Слова Учителя, что именно «осознанная любовь к народной песне, обогащённая культурой и глубокими знаниями, даёт возможность многогранного познания богатств народного искусства», – являются путеводной звездой педагогических принципов Елены Андреевны. Ей удаётся «собирать» слушателя, вне зависимости от возраста публики. Испытывая искреннее волнение от встречи со зрителем, певица умело воздействует на аудиторию. Создаётся ощущение, что, выходя на сцену, она наполняет зал своей энергетикой [4]. Певица учит студентов концентрации внимания, умению собираться и избавляться от ненужных мыслей, настраивать себя на нужную эмоциональную волну и управлять собой в процессе пения. Лишь после полного погружения в образ исполняемого произведения исполнитель может сполна донести до зрителя то, что он хотел сказать. Через народное песенное творчество с помощью песен, былин, плачей, заговоров – удивительного наследия нашего народа, Сапогова Е.А. возвращает нас к своим корням, к генетически заложенному в нас мироощущению, духовно-эстетическому миропониманию, постепенно уходящему из нашего сознания. Елена Андреевна не просто поёт, она живет песней, а песня живёт в ней.

Елена Сапогова продолжает традиции, идущие от Н.В. Плевицкой, Л.А. Руслановой и других выдающихся исполнителей русских народных песен, при этом сохраняя свою самобытность и уникальность. Народная артистка убеждена, что все происходящее в песне – и есть жизнь! Притягательная особенность её исполнительства в том, что в ней нет ничего наигранного, всё естественно и органично. Выстрадав и оплакав песню собственной судьбой, она передаёт всю многогранность и глубину народного искусства. В этом неповторимость творческих убеждений народной артистки России Елены Андреевны Сапоговой.

Александр Сергеевич Ярешко

В 2018 году с нами не стало А.С. Ярешко (1943-2018) – профессора, доктора искусствоведения, музыковеда, педагога, общественного деятеля, учёного-кампанолога и фольклориста, Лауреата национальной премии имени Д.С. Лихачёва «За выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России», основателя научного направления «Музыкальная кампанология». Вся жизнь, научная, творческая и педагогическая деятельность А.С. Ярешко, ученика и последователя Л.Л. Христиансена, была связана с консерваторией, с фольклорной тематикой. Интерес к собирательской работе проявился уже после первого курса консерватории, когда студенты-музыковеды получили на лето задание от профессора Христиансена собрать песни своей малой родины. В результате студент Саша Ярешко так увлёкся, что привез к 1 сентября уже расшифрованными несколько десятков кубанских песен. Видя такой неподдельный интерес, Лев Львович во многом определил его жизненную и научную судьбу, взяв со II курса работать на отделении руководителей народного хора преподавателем теоретических дисциплин. На выпускных курсах Лев Львович был научным руководителем его дипломной работы. Впоследствии в 1980-е годы, уходя на заслуженный отдых, Лев Львович вместе с личной библиотекой передал и бразды правления кафедрой, сказав, что «Саша знает, как этим распорядиться». Среди многоплановой деятельности Александра Сергеевича, невероятной масштабности и разнообразия, руководство кафедрой для него всегда было приоритетной задачей.

А.С. Ярешко закончил консерваторию в 1971 году, где около 40 лет работал в качестве преподавателя специальных дисциплин, среди которых наиболее значимыми были музыкальное народное творчество, специальность, колокольное искусство, история и теория фольклористики, расшифровка и аранжировка народной музыки. Он вёл авторские курсы лекций по данным предметам по программам специалитета, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и ассистентуры-стажировки. За годы работы в ВУЗе подготовил более 70 музыковедов и этномузыкологов, руководителей фольклорных творческих коллективов. Под его руководством защищены 15 кандидатских диссертаций, долгие годы он был заместителем председателя объединенного диссертационного совета при СГК им. Л.В. Собинова. А.С. Ярешко являлся неоднократным обладателем грантов – Министерства культуры РФ (2005), РГНФ (2007, 2011, 2013), Фонда «Русское исполнительское искусство» (2004) на научные исследования песенного и инструментального фольклора и колокольного искусства России, президента РФ для творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства – «Создание сборника народных песен времен Великой Отечественной войны» (2011) [2].

О воспитании фольклориста-этномузыколога в свете современных задач

С 1998 года и до конца своих земных дней возглавлял кафедру народного пения и этномузыкологии. Именно на этот период выпали структурные преобразования кафедры, введение новых образовательных стандартов, обновление всех форм учебной работы. Анализ деятельности кафедры на протяжении последних десятилетий позволяет обозначить главные приоритеты в тематике научных исследований и сценическом воплощении хоровым и ансамблевыми коллективами фольклорных традиций России, на которые обращал внимание А.С. Ярешко. Система образования студентов в период его работы в качестве заведующего кафедрой сложилась на базе познания будущими специалистами основ народного искусства, их высших художественных достижений.

Если начальный этап формирования учебных планов, программ отличался некоторым обобщённым подходом, что естественно характеризовало первые опыты образовательного процесса, то только спустя десятилетия осознана необходимость специфических методов в воспитании будущего специалиста. Процесс адаптации фольклорного образования в сложившейся академической системе обучения совершенствовался на протяжении деятельности кафедры и в настоящее время по-прежнему актуален. А.С. Ярешко считал, что будущему этномузыкологу не могут в полной мере дать необходимые знания ряд устоявшихся в преподавании теоретических предметов – гармония, полифония, анализ музыкальных произведении. Таким образом возникает необходимость включения специальных дополняющих курсов, таких как этногармония, подголосочная полифония, стилевые основы и основы формообразования народной музыки, что восполнит образовательный вакуум. По мнению А.С. Ярешко, для воспитания руководителя народного хора курс «Сольфеджио» должен быть полностью основан на этническом материале, стать предметом «Этносольфеджио», построенным по законам традиционной народной культуры [3].

Принцип формирования учебных программ позволяет вузам в значительной мере исходить из собственных приоритетов, что отмечается как положительная тенденция. Существенному дополнению подвергся курс «Народное музыкальное творчество», особенно в заключительной его части – фольклор ХХ века [13] – тема, по которому А.С. Ярешко разработал авторскую программу и курс лекций. В настоящее время на кафедре широко применяются народные инструменты фольклорной традиции: студенты должны уметь исполнять традиционный песенный репертуар с собственным аккомпанементом на гуслях, балалайке, гармони, духовых и других инструментах как результат их практического освоения и «второй жизни» аутентичного инструментального фольклора. При этом логично объединяются два предмета: «Вокальная подготовка» и «Народные инструменты», что позволяет разнообразнее показать творческие возможности начинающего исполнителя-певца и будущего руководителя певческого коллектива.

Современный этап народно-хорового исполнительства диктует новые комплексные подходы в воспитании фольклориста-исследователя, в изучении и сохранении народного певческого искусства. Это сочетание теории и практики исполнительства, экспедиционная работа по собиранию музыкально-этнографического материала как основы полноценной научно-исследовательской деятельности, создание фольклорного сборника с приложением аудиозаписей, наконец, концертно-сценическое воплощение песенной традиции.

Еще в 1980-х годах, когда А.С. Ярешко совмещал работу в консерватории с работой художественного руководителя русского народного хора Саратовского отделения ВХО и ДК троллейбусного завода им. М.С. Урицкого, на основе своей практической деятельности он выдвинул идею создания «театра народной песни», которая, по сути «витала» в творческих умах. В его статье «Театр народной песни» [16], обосновывается новая экспериментальная структура хора, такая как театр народной песни, где главным действующим лицом выступает сам творческий коллектив с программой единой тематической направленности. В статье автор убедительно объясняет преимущества такой формы работы коллектива и подачи музыкального материала. Эта форма получила реализацию в концертных спектаклях хора кафедры и в дипломных программах выпускников. Номерная исполнительская концепция уходит на второй план, а в приоритете – свойственные исконному народному искусству формы бытования традиции: синкретизм вокального искусства с другими жанрами народного творчества – танец и инструментарий фольклорной традиции, которые органично связаны между собой [13; 17].

Одно из направлений, в котором А.С. Ярешко был первооткрывателем – уникальное искусство русских колокольных звонов – предмет его фундаментального исследования на протяжении более пятидесяти лет – передача опыта молодым музыкантам через организацию образовательного процесса в учебных заведениях. Первым шагом была организация в 1992 году факультатива «Колокольное искусство» в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, а в дальнейшем осуществлялось в различных формах по всей России: краткосрочные курсы и школы звонарей, мастер-классы, консультации по строительству и оснащению колоколен и звонниц колоколами, проведению всероссийских и международных фестивалей колокольной музыки, научно-практических конференций и др.

Разработанные им и внедренные в учебный процесс разноуровневые программы подготовки звонарей, включающие лекции по истории и теории искусства колокольных звонов и практические занятия, которые проводились параллельно и были призваны содействовать возрождению наследия национальной культуры – коло­кольной музыки.

Работа факультатива предполагает обязательное наличие учебной базы-звонницы, где учащиеся получают полноценные практические навыки. Кроме этого была оборудована «малая» звонница, которая располагалась в помещении учебного заведения. Для занятий в консерватории такую звонницу Александр Сергеевич собирал лично, приобретая колокола в поездках по стране, подбирая их по эстетике звучания. При обучении, помимо техники игры на колоколах, особое внимание обращалось на вопросы жанровых разновидностей звонов как особой формы русской православной музыки, знания региональных традиций. В 1994 созданный им ансамбль звонарей «Колокольные виртуозы России» с передвижной звонницей совместно с ансамблем народной песни совершил гастроли по городам Бельгии и Голландии. Выпускники факультатива показывают высокий уровень профессиональной подготовки на Всероссийских и Международных конкурсах звонарей. Факультатив на протяжении 26 лет был очень востребован студентами разных специальностей: музыковедами, композиторами, хоровиками, народниками. Реализация программы этого курса – образец сохранения национальных традиций в народно-инструментальном искусстве в системе образования. В дальнейшем при активном содействии А.С. Ярешко аналогичные факультативы и школы звонарей были открыты в различных городах России и Белоруссии.

Вышеназванные методы и принципы работы кафедры представляют магистральную линию в воспитании будущих специалистов. В них – понимание фольклорной традиции как диалектически развивающегося явления со стабильными и мобильными элементами. «В деятельности моих учеников я вижу развитие на новом уровне традиций народного творчества прошлого и настоящего» [7, С. 166], – так лаконично Л.Л. Христиансен сформулировал основное направление работы, созданной им и продолжающей динамично развиваться в течение 55 лет кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской консерватории. За более полувековой период кафедрой народного пения и этномузыкологии подготовлено 365 специалистов. Среди них – руководители творческих коллективов и солисты, кандидаты искусствоведения, профессора, народные и заслуженные артисты.

Кафедра зарекомендовала себя высоким уровнем подготовки специалистов-практиков, широким спектром тематики и географии реализующихся исследовательских проектов и направлений деятельности, сформировав саратовскую школу музыкальной фольклористики. Развитие фольклористики и педагогики в этой области будет продолжаться, новые исследования дадут свои побеги в области знаний, а доступность архива фольклорных записей Саратовской консерватории для широкого круга исследователей предоставит немало перспективных идей.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

55-летие кафедры высшего учебного заведения – это событие и для тех, кто стоял у ее основания, и у тех, кто закончил вуз и стал распространять его научные принципы и накопленные профессиональные умения в жизнь, передавать полученные знания новому поколению. В силу этого тему статьи можно назвать важной, актуальной, перспективной. Кафедра – это всегда люди, специалисты своего дела, поэтому выбранная автором композиция, в которой сочетаются очерки о персоналиях и научно-статистическая оценка проведенной за полувековой период работы выглядит естественной и оправданной.
Юбилейная направленность статьи предполагает несколько панегирическую тональность высказывания. Она звучит в полной мере. За 55 лет на кафедре подготовили более трехсот специалистов народного пения, 6 преподавателей получили кандидатские и докторские степени. Педагоги кафедры подготовили сборники статей «Поэтика и семантика фольклора», семь выпусков «История, теория и практика фольклора», «Проблемы фольклора в современном мире». С 2005 года по инициативе А.С. Ярешко кафедрой проведено семь Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена «История, теория и практика фольклора». Автор подчеркивает пилотность организации нового исполнительского направления «искусство хорового и сольного народного пения», «беспрецедентность опыта формирования новой консерваторской дисциплины», формирование методики обучения народному пению и исполнительского репертуара певца данного жанра. Уникальным является и разработка нового научно-музыкального направления – кампанологии, создание оригинальных научно-методических и учебно-методических пособий.
Однако за кадром остались проблемы, которых не могло не быть на кафедре, и способы их преодоления. Такой ракурс исследования полезен для профессионального сообщества не меньше, чем список достижений. Довольно нечетко прописаны и перспективы кафедры, особенно с учетом административных «качелей» от специалитета к бакалавриату и обратно.
Интересно было бы получить более точную информацию о том, какую певческую манеру формируют / воспитывают в Саратовской консерватории, о каком народном пении идет речь. Для этномузыколога понятно, что не бывает «просто русской народной песни», есть песни смоленщины, Кубани, уральского региона, вологодчины и проч. В отечественной этномузыкологии уже в конце прошлого века сформировалась теория локальных и сублокальных стилей. Иногда в соседних станицах или селах поют в разной манере. Как решается эта проблема в стенах академического учебного заведения? Учат разным стилям и манерам или формируют «единственно правильную» искусственно созданную сценическую манеру народного пения?
Принципы вокального обучения, используемые Еленой Сапоговой («дыхание, закрепление правильной певческой установки, артикуляции, чёткая дикция, звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом, координация звука и слова») вполне приложимы к академическому и эстрадному вокалу. Кроме «открытости» звучания, другие маркеры народного или народно-сценического пения в статье не артикулированы. Скорее всего, они четко не проговариваемы и педагогами-вокалистами. Теоретическое осмысление практических наработок еще не сложилось. Если автор имеет противоположное мнение, хотелось бы его аргументировать.
Дискуссионной нам кажется и мысль А.С. Ярешко о том, что «только с участием профессиональной деятельности мы можем сохранить художественные богатства, созданные человеческим обществом за тысячелетия». Как показывает практика, народная традиция передается из поколения в поколение, но и она бывает предельна. В советское время сложилась традиция самодеятельного ансамблевого или хорового пения со своими нормами звукоизвлечения и сценического поведения. Синергетика художественной народной культуры оказывается беспредельной, существующей «внутри» каждого этноса.В то же время нельзя не согласиться с тем, что сцена актуализирует любую традиционную культуру.
Особое внимание вызывает мысль Л.Л. Христиансена о связи народного пения с речью. Исследования в этом направлении могут быть весьма перспективными.
Статья, безусловно, будет интересна профессионально ориентированному читателю. Она выиграет, если автор отреагирует на пожелания рецензента.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.