Статья 'Содержательные компоненты обучения информационной безопасности на этапах основного и среднего общего образования' - журнал 'Национальная безопасность / nota bene' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:

Содержательные компоненты обучения информационной безопасности на этапах основного и среднего общего образования

Бочаров Михаил Иванович

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра бизнес-информатики, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

129226, Россия, г. Москва, ул. 2-Й сельскохозяйственный пр., 4

Bocharov Mikhail Ivanovich

PhD in Pedagogy

129226, Russia, g. Moscow, ul. 2-I sel'skokhozyaistvennyi pr., 4

mi1@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Бочарова Татьяна Ивановна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра политологии, истории и социальных технологий, ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет путей сообщения"

127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, д 9, стр. 9

Bocharova Tat'yana Ivanovna

PhD in Pedagogy

670047, Russia, respublika Buryatiya, g. Ulan-Ude, ul. Ul. Sakh'yanovoi, 6

mi1@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Симонова Ирина Викторовна

доктор педагогических наук

профессор, кафедра информатики, Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48.

Simonova Irina Viktorovna

Doctor of Pedagogy

191186, Saint Petersburg, naberezhnaya reki Moiki, d.48.

ir_1@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0668.2014.2.9576

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-1.84615384615-2014


Аннотация: В статье приводится анализ отражения требований современного социума и стандартов общего и среднего образования по вопросам обучения информационной безопасности в школьных учебниках информатики. Рассматривается роль обучения информационной безопасности в социализации выпускника школы в современном информационном обществе. Выявляются особенности обучения информационной безопасности в рамках предмета информатики на основе анализа линеек учебников нескольких авторов. На основе выявленных закономерностей в системе изложения материала и самом содержании учебников по вопросам обучения информационной безопасности даются рекомендации по совершенствованию подходов к формированию содержания обучения информационной безопасности. Уточняется определение понятия информационная безопасность применительно к обучению школьников, обосновывается его использование в широком смысле. Приводятся компоненты стандарта обучения информационной безопасности на этапе основной и средней школы, как базовой основы для построения системы обучения информационной безопасности в рамках предмета информатики.


Ключевые слова:

содержание школьных учебников, информационная безопасность, обучение информационной безопасности, информатика, методика обучения, обучение школьников, социализация школьников, содержание обучения, информационные технологии, проблемы безопасности

УДК:

378.147

Библиография
1. Совершенствование образовательных программ и технологий подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере образования [Текст]: монография / И.Ю.Азизова, О.В. Акулова, А.А. Ахаян, Е.В. Баранова, Е.И. Бражник, С.А. Езопова, Н.Ю. Зенич, Т.В Менг., Е.В. Пискунова, В.С.Пусвацет, Н. Ф. Радионова, И.В. Симонова– Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2010. – 309 с.
2. Баранова Е.В., Лаптев В.В., Симонова И.В. Педагогическая компетентность магистров информационных технологий //Профессиональное образование. Столица.-2011.-№ 11.-С. 8-11.
3. Симонова И.В., Бочаров 3. М.И. Соотношение компетенций в непрерывном образовании по направлению подготовки «Информационная безопасность» //Вестник военного университета /– М., 2010, № 1(21). – С. 36-41.
4. Симонова И.В., Бочаров М. И. Концептуальные основы методической системы непрерывного обучения информационной безопасности школьников / Вестник Российского университета дружбы народов /Серия Информатизация образова-ния /-М., 2011, № 4. – С. 15-20.
5. Бочаров М.И. Анализ современного состояния системы обучения информационной безопасности в непрерывном образовании // Национальная безопасность / – М., 2012, № 1 (18). – С. 120-132.
6. Гейн А. Г. Информатика и ИКТ. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов. — М. : Просвещение, 2012. — 336 с.
7. «Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009. — 224 с.
8. Гейн А. Г. Информатика и информационные технологии. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов. — М.: Просвещение, 2010. — 336 с.
9. «Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. — 2-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 178 с.
10. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. — 4-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 212 с.
11. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. — 3-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 387 с.
12. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. — 2-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 187 с.
13. Соловьева Л. Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 288 с.: ил. + 2DVD
14. Фиошин, М. Е. Информатика и ИКТ. 10—11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч. 1 : 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Е. Фиошин, А. А. Рессин, С. М. Юнусов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2009. — 255 с.
15. Бочаров М. И., Симонова И.В. Преемственность содержания обучения информационной безопасности в новых федеральных государственных образовательных стандартах общего образования // Информатика и образование / – М., 2011, № 6. – С. 14-17.
16. Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. — 4-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 246 с.
17. Гейн А. Г. Информатика и информационные технологии : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов, Н. А. Юнерман. — М. : Просвещение, 2009.—175 с.
18. Семакин И. Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. — 2-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 341 с.
19. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. — 2-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 295 с.
20. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Н. Д. Угринович. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 173 с.
21. Фиошин, М. Е. Информатика и ИКТ. 10—11 кл. Профильный уровень. В 2 ч.Ч.2 : 11кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Е. Фиошин, А. А. Рессин, С. М. Юнусов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2009. — 271 с.
22. Владимирова Т.В. К социальной природе понятия «информационная безопасность» // NB: Национальная безопасность.-2013.-4.-C. 78-95. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_596.html
References
1. Sovershenstvovanie obrazovatel'nykh programm i tekhnologii podgotovki spetsialistov dlya innovatsionnoi deyatel'nosti v sfere obrazovaniya [Tekst]: monografiya / I.Yu.Azizova, O.V. Akulova, A.A. Akhayan, E.V. Baranova, E.I. Brazhnik, S.A. Ezopova, N.Yu. Zenich, T.V Meng., E.V. Piskunova, V.S.Pusvatset, N. F. Radionova, I.V. Simonova– Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im.A.I. Gertsena, 2010. – 309 s.
2. Baranova E.V., Laptev V.V., Simonova I.V. Pedagogicheskaya kompetentnost' magistrov informatsionnykh tekhnologii //Professional'noe obrazovanie. Stolitsa.-2011.-№ 11.-S. 8-11.
3. Simonova I.V., Bocharov 3. M.I. Sootnoshenie kompetentsii v nepreryvnom obrazovanii po napravleniyu podgotovki «Informatsionnaya bezopasnost'» //Vestnik voennogo universiteta /– M., 2010, № 1(21). – S. 36-41.
4. Simonova I.V., Bocharov M. I. Kontseptual'nye osnovy metodicheskoi sistemy nepreryvnogo obucheniya informatsionnoi bezopasnosti shkol'nikov / Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov /Seriya Informatizatsiya obrazova-niya /-M., 2011, № 4. – S. 15-20.
5. Bocharov M.I. Analiz sovremennogo sostoyaniya sistemy obucheniya informatsionnoi bezopasnosti v nepreryvnom obrazovanii // Natsional'naya bezopasnost' / – M., 2012, № 1 (18). – S. 120-132.
6. Gein A. G. Informatika i IKT. 11 klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdenii : bazovyi i profil. urovni / A. G. Gein, A. I. Senokosov. — M. : Prosveshchenie, 2012. — 336 s.
7. «Informatika i IKT. 11 klass. Bazovyi uroven' / Pod red. prof. N. V. Makarovoi. — SPb.: Piter, 2009. — 224 s.
8. Gein A. G. Informatika i informatsionnye tekhnologii. 9 klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdenii / A. G. Gein, A. I. Senokosov. — M.: Prosveshchenie, 2010. — 336 s.
9. «Ugrinovich N. D. Informatika i IKT: uchebnik dlya 8 klassa / N. D. Ugrinovich. — 2-e izd., ispr. — M.: BINOM. Laboratoriya znanii, 2009. — 178 s.
10. Ugrinovich N. D. Informatika i IKT. Bazovyi uroven' : uchebnik dlya 10 klassa / N. D. Ugrinovich. — 4-e izd. — M. : BINOM. Laboratoriya znanii, 2008. — 212 s.
11. Ugrinovich N. D. Informatika i IKT. Profil'nyi uroven': uchebnik dlya 10 klassa / N. D. Ugrinovich. — 3-e izd., ispr. — M.: BINOM. Laboratoriya znanii, 2008. — 387 s.
12. Ugrinovich N. D. Informatika i IKT. Bazovyi uroven': uchebnik dlya 11 klassa / N. D. Ugrinovich. — 2-e izd., ispr. — M.: BINOM. Laboratoriya znanii, 2009. — 187 s.
13. Solov'eva L. F. Informatika i IKT. Uchebnik dlya 8 klassa. — SPb.: BKhV-Peterburg, 2011. 288 s.: il. + 2DVD
14. Fioshin, M. E. Informatika i IKT. 10—11 kl. Profil'nyi uroven'. V 2 ch. Ch. 1 : 10 kl.: ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdenii / M. E. Fioshin, A. A. Ressin, S. M. Yunusov. — 2-e izd., stereotip. — M.: Drofa, 2009. — 255 s.
15. Bocharov M. I., Simonova I.V. Preemstvennost' soderzhaniya obucheniya informatsionnoi bezopasnosti v novykh federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartakh obshchego obrazovaniya // Informatika i obrazovanie / – M., 2011, № 6. – S. 14-17.
16. Semakin I. G. Informatika i IKT. Bazovyi uroven': uchebnik dlya 10-11 klassov / I. G. Semakin, E. K. Khenner. — 4-e izd., ispr. — M.: BINOM. Laboratoriya znanii, 2008. — 246 s.
17. Gein A. G. Informatika i informatsionnye tekhnologii : ucheb. dlya 8 kl. obshcheobrazovat. uchrezhdenii / A. G. Gein, A. I. Senokosov, N. A. Yunerman. — M. : Prosveshchenie, 2009.—175 s.
18. Semakin I. G. Informatika i IKT: uchebnik dlya 9 klassa / I. G. Semakin, L. A. Zalogova, S. V. Rusakov, L. V. Shestakova. — 2-e izd., ispr. — M.: BINOM. Laboratoriya znanii, 2009. — 341 s.
19. Ugrinovich N. D. Informatika i IKT: uchebnik dlya 9 klassa / N. D. Ugrinovich. — 2-e izd., ispr. — M.: BINOM. Laboratoriya znanii, 2009. — 295 s.
20. Ugrinovich N. D. Informatika i IKT: uchebnik dlya 7 klassa / N. D. Ugrinovich. — M.: BINOM. Laboratoriya znanii, 2009. — 173 s.
21. Fioshin, M. E. Informatika i IKT. 10—11 kl. Profil'nyi uroven'. V 2 ch.Ch.2 : 11kl.: ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdenii / M. E. Fioshin, A. A. Ressin, S. M. Yunusov. — 2-e izd., stereotip. — M.: Drofa, 2009. — 271 s.
22. Vladimirova T.V. K sotsial'noi prirode ponyatiya «informatsionnaya bezopasnost'» // NB: Natsional'naya bezopasnost'.-2013.-4.-C. 78-95. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_596.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.