Статья 'Нужна ли комплексная программа по минимизации последствий в результате отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике? (3 части)' - журнал 'Национальная безопасность / nota bene' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:

Нужна ли комплексная программа по минимизации последствий в результате отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике? (3 части)

Паненков Александр Александрович

старший советник юстиции в отставке, Почетный работник прокуратуры РФ

364000, Россия, Нижегородская область, пгт. Ждановский, ул. Жемчужная, 4 копус 2

Panenkov Aleksandr Aleksandrovich

Prosecutor's Office of the Chechen Republic, Deputy Director of the department of State and Departamental Statistics

364000, Russia, Nizhegorodskaya oblast', pgt. Zhdanovskii, ul. Zhemchuzhnaya, 4 kopus 2

sashapan-55@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0668.2009.7.2367

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:



Аннотация: В 3 частях статьи "Нужна ли комплексная программа по минимизации последствий в результате отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике? обосновывается необходимость разработки комплексной программы, направления борьбы с незаконным оборотом оружия, наркотиков и т.д.Дается прогноз криминальной ситуации в Чеченской Республике, РИ, Дагестане.Произойдет изменение личности террориста и механизма преступного поведения, что найдет отражение в профессионализации, превращении терроризма в постоянное ремесло и основной источник дохода, дальнейшем укреплении хорошо организованных, законспирированных и разветвленных организованных террористических групп, которые перенесут свою террористическую деятельность, в том числе и на другие субъекты РФ. Необходимо принимать исчерпывающие меры по обеспечению личной безопасности, как руководителей правоохранительных органов ЧР, так и политического руководства ввиду ожесточенности сопротивления участников организованных преступных формирований.


Ключевые слова:

Юриспруденция, режим контртеррористической операции, таможня, незаконный оборот наркотиков, активизация террористической деятельности, финансирование терроризма, уровень преступности, незаконный оборот оружия, посягательства на жизнь сотрудников правоохраните, латентность

Библиография
См. Демидов Ю.Н. Некоторые вопросы уголовно-правовой борьбы с преступностью в экстремальных условиях». М. Академия МВД РФ. 1992.С.821. Новиков А.Г.А.А. Паненков, старший научный сотрудник отдела НИИ

Академии Генеральной прокуратуры РФ



Нужна ли комплексная программа по минимизации последствий в результате отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике? (часть 1)



Решение об отмене режима контртеррористической операции (КТО) уже принято и поэтому необходимо проанализировать криминальную ситуацию в Чеченской Республике (ЧР) в целях минимизации негативных последствий и потерь принятого решения . По поручению Президента Российской Федерации Национальный антитеррористический комитет (НАК) внес изменения в организацию антитеррористической деятельности в Чечне. Дата отмены режима контртеррористической операции в Чечне стала праздничным днем и будет отмечаться ежегодно . В этот исторический день Р. Кадыров поздравил чеченцев с праздником мира . По поводу отмены режима КТО мнения разделились, не только в России, но и за рубежом . Например, Владимир Жириновский утверждал о том, что отмена КТО в Чечне – ошибка: «Мы считаем отмену режима КТО ошибкой. Там всегда есть угроза для возобновления террористических актов…Много лет в Чечне, Дагестане, Ингушетии шел террор. Нам говорят об экономии средств, но отмена режима обойдется еще дороже…» . Уже в настоящее время принимаются дополнительные меры по укреплению охраны государственной границы с Грузией: молодежь из Итум-Калинского района Чеченской Республики получит возможность служить по контракту в подразделениях пограничных войск, дислоцированных на государственной границе между Россией и Грузией . Чтобы оценить криминальную ситуацию, сложившуюся после отмены режима КТО в Чечне (ЧР), необходимо, во-первых, ответить на вопрос о том, были ли предпосылки к отмене режима КТО, во-вторых, какова ситуация в Чечне после отмены режима КТО, и в третьих, каковы основные направления деятельности правоохранительных и силовых структур с учетом настоящих криминальных реалий?

Рассмотрим криминальную ситуацию в ЧР в динамике. Коэффициенты зарегистрированной преступности в Чеченской Республике в 2007г.- 676,1, 2008г.- 532,2 стали даже ниже аналогичных показателей в Чечено-Ингушской АССР в 1985-1990 гг. (1989г.-593,9, 1990г.- 642,9), но существенно изменилась структура преступности, появились новые преступления и возросла степень общественной опасности совершенных преступлений. Уровень преступности в Чечне в 2008 году (532,2) был самым низким в России и в 4,9 раза ниже общероссийского показателя (2617,5), и зарегистрированная преступность в Чечне от РФ составляла 0,14 %, но структура этих 0,14 % представляла более высокую степень общественной опасности. На состояние преступности в Чеченской Республике существенное негативное влияние оказывало большое количество трудоспособных граждан, не занятых общественно-полезным трудом или учебой. Из общего числа выявленных лиц, совершивших преступления (3173 человека), постоянного источника дохода не имели 60,2% (1910 человек), из них более половины являлись безработными (988 человек). В 2008 г. Чеченская Республика по удельному весу в структуре преступности зарегистрированных преступлений против общественной безопасности (1035 преступлений, d-22,6%) в 13,3 раза превосходила аналогичный показатель в РФ (55002 преступлений, d-1,7%), преступлений против здоровья населения и общественной нравственности в 1,97 раза (ЧР-705 преступлений, d-15,4% и РФ-251891 преступлений, d-7,8%), преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства в 4,7 раза (ЧР-3 преступления, d-0,043% и РФ- 303 преступления, d-0,0094%), преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в 4,5 раза (ЧР-288 преступлений, 6,3% и РФ-43546 преступлений, 1,4%), преступлений против порядка управления в 2,3 раза (ЧР-528 преступлений, d-11,5 и РФ-164338 преступлений, d- 5,1), убийств в 3,8 раза (ЧР-107 преступлений, d-2,3% и РФ- 19740 преступлений, d-0,6%). В то же время в 2008 г. в Чеченской Республике удельный вес в структуре преступности зарегистрированного тяжкого вреда здоровью (ЧР-28 преступлений, d-0,6% и РФ -45436 преступлений, d-1,4%) был в 2,3 раза меньше, а преступлений против жизни и здоровья в 1,96 раза меньше (ЧР-282 преступления, d-6,2% и РФ-385264 преступлений, d-12%), чем в России. Сравнивая динамику (снижение) коэффициента преступности в Республике (2006г.-761,6, 2007г.-676,1, 2008-532,2) с аналогичными показателями в других субъектах РФ в составе ЮФО мы видим, что он один из самых низких (после Республики Ингушетия-соответственно 542,8, 579,4, 611), и приходим к выводу о том, что, несмотря на проведение специальных операций, Чечня входила в число благополучных субъектов. Объяснялось это тем, что мы анализируем официальную зарегистрированную преступность, не учитывая ее латентную часть, которая в условиях вооруженного конфликта может достигать 90% . Для оценки криминальной ситуации мы должны оперировать не только сведениями о числе зарегистрированных преступлений, но и анализировать структуру и тяжесть преступности. В Чечне наиболее ярко выявилась организованность преступности, проявившаяся в росте числа организованных, планируемых преступлений, таких как терроризм , бандитизм, заказные убийства, посягательства на жизнь работника правоохранительного органа, военнослужащего, похищение человека, перерастания организованных преступлений в организованную преступную деятельность и активизации деятельности организованных преступных формирований-организованных групп, банд, преступных сообществ (преступных организаций) . Вывод о том, что Чеченская Республика относится к типу региона, в котором криминальную ситуацию определяет организованная преступность в сферах экономической деятельности и криминального рынка , подтверждается выводами следующих аналитических таблиц.

Таблица 1

Динамики удельных весов в структуре преступности экономической преступности, преступлений корыстной мотивации в Российской Федерации, в Южном федеральном округе, Республиках Дагестан, Ингушетия и в Чеченской Республике в 1999–2008 годах

Годы Удельный вес в структуре преступности корыстной мотивации Удельный вес в структуре преступности корыстной мотивации Удельный вес в структуре экономической преступности Удельный вес в структуре преступности экономической преступности

Российская

Федерац. Южный федер.

округ Республика Ингушетия Республика Дагестан Респуб-лика Ингушетия Чечен–ская Республ. Российская

Федерация Южный

федер.

Округ Респуб-лика Ингушетия Республика Дагестан Респуб-лика Ингушетия Чечен–ская Республ.

1999 48,887 49,083 8,980 57,892 8,980 Нет сведений 10,122 11,026 19,653 14,169 19,653 1,899

2000 48,644 47,008 21,704 56,579 21,704 43,430 12,748 13,396 22,795 16,180 22,795 12,601

2001 48,181 45,917 18,947 54,887 18,947 52,174 12,883 14,161 27,989 18,584 27,989 12,369

2002 42,034 41,948 18,947 57,248 18,947 51,567 14,843 17,233 30,783 19,829 30,783 16,537

2003 45,653 44,326 20,367 61,650 20,367 51,310 13,670 16,889 24,335 18,787 24,335 18,893

2004 50,036 52,226 12,037 66,348 12,037 49,159 13,904 17,500 23,620 16,395 23,620 26,594

2005 50,231 52,244 28,571 61,243 28,571 51,280 12,314 16,897 19,314 16,130 19,314 30,344

2006 50,3%, 50,152 45,255 62,531 45,255 50,611 12,698 17,138 22,623 19,150 22,623 33,461

2007 49,9% 49,425 44,815 64,012 44,815 51,679% 12,818 17,747 14,924 16,544 14,924 35,01

2008 49,673 45,714 23,404 60,000 23,404 47,527 13,983 19,339 14,945 18,904 14,945 29,587



Преступность в Чечне характеризовалась высокой латентностью, особенно при наличии развитой организованной и профессиональной преступности. Удельный вес экономической преступности в 2008г. -29,587% превосходил аналогичные показатели ЮФО-19,339 и РФ-13,983% . К борьбе с экономической преступностью подключились следственные органы УФСБ России по ЧР. В 2008 году Следственным отделом (СО) УФСБ России по ЧР уделялось пристальное внимание расследованию преступлений, связанных с незаконным получением компенсаций за разрушенное, в ходе боевых действий в Республике, жилье и имущество, число которых составило 56% от общего числа оконченных производством уголовных дел. Действия виновных лиц во всех случаях правильно квалифицировались, как мошенничество. СО УФСБ России по Чеченской Республике в 2008 году принято к производству 44 уголовных дела, из них окончено 22, направлено прокурору с обвинительным заключением 20 (по всем делам утверждены обвинительные заключения), из которых: 5 - по признакам преступления, предусмотренного статье 208 УК РФ, 13 - по признакам преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ, 2 - по признакам преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ . Была устойчивой тенденция роста мошеннических действий в Республике, что могло свидетельствовать о росте проявлений криминального профессионализма. Удельный вес мошенничеств в 2008 году (15,11) существенно превышал показатель РФ (5,99) и ЮФО (7,28). В Республике четко прослеживалась устойчивая тенденция роста преступлений корыстной мотивации. Несмотря на тенденцию снижения удельного веса в структуре преступлений с 2005 г. преступлений, совершенных в группе, удельный вес преступлений, совершенных в группе в Чечне (17,37) все равно превосходил аналогичные показатели в ЮФО (11,56) и в РФ (11,13), а также Дагестан (10,525) Ингушетию (11,738), и являлся самым высоким показателем среди всех субъектов России, что свидетельствовало о более высокой степени организованности преступности, а значит и большей степени общественной опасности как самих организованных преступных формирований и их участников, так и реальной возможности совершения ими тяжких и особо тяжких преступлений .

Таблица 2

Динамики удельных весов преступлений против личности, убийств, тяжкого вреда здоровью, тяжких и особо тяжких преступлений в Российской Федерации, в Южном федеральном округе и в Чеченской Республике в 1999–2008 годах

Годы Удельный вес тяжкого вреда здоровью Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений Удельный вес преступлений против личности Удельный вес в структуре преступности ст.105-107 УК РФ

Российская

Федерация Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный федер.

Округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный федер.

Округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ.

1999 1,01 1,02 25,58 61,6 58,9 80,9 4,1 3,8 35,7 1,04 1,04 26,6

2000 1,05

1,17 10,07 58,8 54,8 49,7 4,3 4,0 12,3 1,08 1,19 10,1

2001 1,11 1,27 11,21 59,6 56,2 51,8 4,6 4,3 12,5 1,13 1,28 11,2

2002 1,25 1,42 11,46 53,3 49,8 56,5 5,6 5,4 13,6 1,28 1,44 11,5

2003 1,12 1,36 9,78 39,2 38,1 51,3 5,2 5,3 12,2 1,15 1,38 9,8

2004 1,07 1,12 6,32 32,4 31,3 44,8 5,2 5,1 8,8 1,09 1,14 6,4

2005 0,85 0,96 6,06 30,1 30,4 36,6 4,5 4,5 8,1 0,87 0,98 6,1

2006 0,7 0,83 3,97 27,9 27,7 33,4 3,98 4,1 5,8 0,71 0,85 3,98

2007 0,61 0,61 2,39 26,8 26,5 31,1 3,8 3,7 4,3 0,620 0,62 2,4

2008 1,416 1,152 0,612 26,5 26,3 29,6 3,95 3,69 4,1 0,625 0,61 2,405

В структуре преступности удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений (только зарегистрированных преступлений) в 2008 г. в Чечне (29,6%) превосходил аналогичный показатель в ЮФО (26,3%) и в РФ (26,5%), но был ниже Дагестана (30,561) и Ингушетии (45,846). Несмотря на динамику снижения удельного веса преступлений против личности (4,1) и убийств (2,34) в структуре преступности, он все равно превосходил южно-федеральный (соответственно 3,69 и 0,61) и федеральный уровень (соответственно 3,95 и 0,63), поэтому говорить о снижении степени общественной опасности преступности в Республике было бы преждевременно . Учитывая изложенное можно сделать вывод о том, что анализ криминальной ситуации в Республике не давал оснований для принятия решения об отмене режима КТО, тем более весной 2009 г., в период «зеленки», когда активность участников организованных преступных формирований (ОПФ) существенно увеличивалась.

Прошедший год в Республике был напряженным: за 2008 год в Чечне были убиты как минимум 97 милиционеров и военнослужащих, ранены - не менее 138 (по данным СМИ). Произошло 39 терактов , как минимум еще 10 было предотвращено, обнаружено не меньше 59 тайников с оружием и взрывчаткой. Похищения людей также остаются актуальной проблемой в Чечне . Сложная оперативная обстановка сложилась в Чеченской Республике и в 2009 году: с начала 2009 г. боевики в Чечне совершили 16 вооруженных нападений, 11 подрывов и три обстрела представителей силовых структур. В результате были убиты восемь и ранены 20 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих федеральных сил. За первые две недели марта 2009 г. в Чечне по подозрению в причастности к боевикам и пособничестве вооруженным формированиям были задержаны не менее двадцати человек . После отмены режима КТО появилась информация о возможном проникновении в Чечню с территории Грузии прошедших специальную подготовку групп боевиков с целью проведения диверсионно-террористических актов в городе Грозном и на равнинной части республики, поэтому в высокогорных Итум-Калинском и Веденском районах республики началась масштабная контртеррористическая операция (КТО), начатая федеральными силовыми структурами . Продолжались закладки и подрывы самодельных взрывных устройств (СВУ) в целях причинения смерти военнослужащим и сотрудникам правоохраны (ст.317 УК РФ-посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего). В Грозном участники организованных преступных формирований (ОПФ) произвели подряд три взрыва, повлекшие гибель и ранения среди сотрудников правоохранительных органов . В Чечне накануне отмены режима КТО погибло два офицера “Вымпела”, один из которых в звании «полковника» . В Чечне в зонах КТО найдено десять баз и шесть тайников с оружием . 15 мая 2009 г. в Грозном в результате взрыва, прогремевшего у здания МВД Чечни, погибли четыре человека и не менее пяти получили ранения. Террорист-смертник погиб на месте . Аргументировалось мнение в средствах массовой информации о том, что «у решения по прекращению контртеррористической операции в республике-финансовая подоплека ». Прошла смена руководства Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации (ГРУ ГШ ВС РФ) . В Чеченской Республике, по данным ГРУ ГШ ВС РФ, «…действуют порядка 55 бандгрупп. Общая численность (включая их пособников, агентуру и непосредственно активных боевиков) — около 750 человек. В равнинных районах существуют 16 групп общей численностью до 150 штыков, в предгорных и горных районах — 39 группировок, где состоят более пятисот боевиков. В одном только Грозном 8 групп численностью 65 бандитов. В Грозненском и Гудермесском районах боевиков около сотни. У боевиков есть оружие, питание, оборудованы места для проживания. Эксперты полагают, что в случае отмены режима контртеррористической операции бороться с боевиками будет намного сложнее. Снимать зону КТО — неверный ход. Скорее нужно, наоборот, ввести зону чрезвычайного положения (ЧП) по всему Северному Кавказу…» . Учения НАТО в Грузии усиливают напряженность на Кавказе . Высказывались в публикациях аргументированные точки зрения об активизации участников организованных преступных формирований под руководством Д. Умарова, разведывательной деятельности иностранных государств, усилению позиций организованной преступности, занимающейся незаконным оборотом оружия, наркотиков, контрабандой, посягательством на жизнь работника правоохранительного органа, военнослужащего, похищение человека. Отсутствуют обнародованные данные о проведении серьезных криминологических исследований в части «плюсов и минусов» принятия решения об отмене режима КТО. Только спустя определенный промежуток времени можно будет определить больше «плюсов или минусов» после отмены режима КТО в Чечне? Но уже в настоящее время, с учетом криминальной ситуации в России, на Северном Кавказе, последствий мирового финансово-экономического кризиса, в Чеченской Республике можно прогнозировать ухудшение криминальной ситуации без принятия дополнительных мер по блокированию и нейтрализации негативных условий, причин и факторов, влияющих на преступность.

Что делать? После отмены режима контртеррористической операции (КТО) в Чеченской Республике, по нашему мнению, назрела необходимость разработки программы по минимизации последствий и потерь в результате этой отмены . Данная программа должна носить комплексный характер. Вот ее некоторые направления: борьба с экономической преступностью, посягательствами на жизнь сотрудника правоохранительного органа , военнослужащего, терроризмом, экстремизмом, преступлениями против личности, похищением человека , контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, оружия, совершенствование деятельности регионального таможенного управления в Чечне. Проанализируем некоторые из указанных направлений.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указана задача противодействия экономической экспансии на территорию России со стороны других государств . Усложнились задачи, содержание и направления правоохранительной деятельности всех правоохранительных органов , спецслужб, а также таможенных органов Чеченской Республики . При реализации правоохранительной функции (п.6 ст. 403 ТК РФ) таможенные органы: ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров; оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечением незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации .

В Чеченской Республике самый высокий удельный вес экономических преступлений в структуре преступности. После отмены режима КТО в ЧР будет развиваться внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), появятся международные авиа-рейсы, установятся контакты с другими государствами, значит, будут работать таможенные органы и будут выявляться факты контрабанды, число которых будет возрастать, так как в 2008 г. в РФ зарегистрировано 7986 факта контрабанды, что на 14, 4% больше, чем в 2007 г. Следует прогнозировать рост фактов невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте в ЧР потому, что в 2008 г. в РФ был выявлен 31 факт невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), в 2007 г.-10. Достаточно реалистично выглядит прогноз по росту контрабанды, так как и в предыдущие годы, в 2008 г. значительная часть товаров перевезена через таможенную границу Российской Федерации контрабандно, с уклонением от уплаты таможенных платежей, для чего использовались недекларирование, недостоверное декларирование, перегруз товара, нарушение идентификационных средств, тайники, поддельные документы. Следует прогнозировать поставку в Чечню некачественных товаров, так как распространены такие случаи ввоза их в Россию. По данным Минэкономразвития России, до половины всех потребительских товаров на российском рынке – контрафакт. Около 2/3 контрафакта ввозится в Россию из-за рубежа. При этом Россия ежегодно недополучает налогов и таможенных платежей на сотни миллиардов рублей. Статистика Федеральной таможенной службы (ФТС) России свидетельствует о том, что наиболее велико число подделок товарных знаков известных компаний, производящих одежду, обувь, кондитерские изделия, продукты питания, алкоголь, табачные изделия, парфюмерию и косметику, компакт-диски и цифровые видеодиски, кожгалантерею, аксессуары, бытовую технику, лекарства и т.п. Основная часть контрафактной продукции поступает из Турции, Китая, Польши. Обычно контрафактный товар ввозится в Россию с сокрытием, не декларируется. Будет проводиться конфискация предметов незаконного перемещения через границу (ст.188 УК РФ) и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу .

Таможенным органам Чечни необходимо будет определить пункты пропуска отдельных товаров через таможенную границу; усилить контроль за соблюдением порядка их ввоза-вывоза, за возвратом НДС при экспорте товаров; оптимизировались таможенные тарифы . Наладить исполнение региональным управлением таможенной службы по Чеченской Республике и другими службами государственных функций, обеспечивающих законность во внешнеторговой сфере . В условиях мирового финансово-экономического кризиса необходимо будет проводить комплекс мероприятий по развитию транспортно-логистической и таможенной инфраструктуры, включая реконструкцию и создание новых таможенных объектов в приграничных субъектах Федерации, что создаст дополнительный заслон недостоверному декларированию, подмене товаров, будет способствовать обеспечению полноты таможенных платежей. В 2008 г. общая сумма перечисленных платежей ФТС России в государственный бюджет составила 4 трлн. 616 млрд. руб., что на 4 млрд. руб. больше планового задания за 2007 год. В Чеченском региональном таможенном управлении, как и в ряде других региональных таможенных управлений, могут возникнуть серьезные проблемы с выполнением плана сбора таможенных платежей, связанные со снижением стоимости нефти на мировых рынках, а также объемов ее закупок за рубежом. Необходимо будет наладить работу таможенных органов Республики по борьбе с коррупцией на основе программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007–2009 гг.» . Нужно будет решать кадровые вопросы по комплектованию таможенных органов. Региональному таможенному управлению в Чечне необходимо будет пресекать незаконный вывоз из России валюты. По данным с января по ноябрь 2008 г. таможенными органами России предотвращены попытки вывоза из России иностранной валюты на общую сумму 9 млн. долл. США. Число задержаний незаконно вывозимой валюты увеличилось по сравнению с 2007 г., есть и случаи незаконного ввоза валюты. Предметами незаконного ввоза в Россию являются также: электроника, автотранспортные средства, оружие и боеприпасы, золото и ювелирные изделия, карты памяти. Эти товары ввозились с существенным занижением таможенных платежей. Следует прогнозировать рост числа административных дел о нарушениях таможенных правил в Чеченской Республике: (правонарушения, ответственность за которые предусмотрена валютным законодательством, а также статьями КоАП РФ): недекларирования, недостоверного декларирования, нарушения режима зоны таможенного контроля. Существенно возрастет объем работы прокуратуры Чеченской Республики: выявление нарушений закона, принесение протестов, внесение представлений, вынесение предостережений, увеличение количество исков, направленных прокурорами в суд. Прокуратуре Чечни следует учитывать, что обострению таможенных проблем в настоящее время будет способствовать мировой финансово-экономический кризис и, в частности, падение объемов таможенных платежей. Приоритетными для прокуроров останется борьба с лжеэкспортом, надзор за исполнением законодательства о государственной службе и службе в таможенных органах, о таможенном оформлении и таможенном контроле .



Сведения об авторе: Паненков Александр Александрович, 24 января 1955 года

рождения, уроженец г. Росток, ГДР, проживающий 141292 Московская область г.

Красноармейск мкр. Северный дом 2 б кв.81 Т. Сот. 8-9165259536, Т сот.

8-916-017-95-04, Т сл. 8-499 256-61-21, паспорт серия 22 99 номер 219284 выдан

УВД Сормовского района города Нижнего Новгорода, ИНН 526310821389, номер

страхового свидетельства по пенсионному фонду 135-547-60366, старший научный

сотрудник отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом

и экстремизмом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской

Федерации, старший советник юстиции, Почетный работник прокуратуры

России. В 2001-2005 гг. начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов ФСБ, ФСНП и МВД, старший помощник прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратуры ЧР.

Уголовно-правовые средства борьбы с преступлениями в условиях внутренних вооруженных конфликтов: Диссертация кандидата юридических наук. М.1999. 200 с.С.36-38.

См.: Криминальная ситуация в России и ее изменения. М. Криминологическая Ассоциация. 1996. Бафия Е. Проблемы криминологии. Диалектика криминогенной ситуации. М., 1983.С. 78. и др. работы. Наиболее четкое разграничение понятий «криминальная ситуация» и «криминогенная ситуация» содержится в Российской криминологической энциклопедии, где отмечается, что криминогенная ситуация – это «ситуация, создающая высокую вероятность преступного поведения, порождения или усугубления преступности (роста, увеличения ее общественной опасности и т.п.).

См.: Докладная записка прокуратуры Чеченской Республики за 2008 год. Преступления террористического характера составляют 10,1 % от общего количества преступлений. Удельный вес этих преступлений в сравнении с 2007 годом возрос в 2008 году на 1%. Увеличился удельный вес преступлений, связанных с организацией незаконных вооруженных формирований или участием в них (НВФ), с 8,9 % в 2007 году до 9,9% в 2008 году. Вместе с тем, необходимо отметить, что количество этих преступлений сократилось на 51 преступление с 506 в 2007 году до 455 преступлений в 2008 году.

См.: Долгова А.И. Криминология. 2004.С. 139.

См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2008 г. N 8 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)" Российская газета". Федеральный выпуск №4685 от 18 июня 2008 г.

См.: Долгова А.И. Криминология. М.2004.С.136.

См.: Удельный вес экономической преступности в РД- 18,904, РИ- 14,945.

См.: Евдокимов П. Код доступа. Спецназ России. №4 (151). Апрель 2009.С.3.Погиб начальник оперативно-боевого отдела Управления «В» ЦСН ФСБ России полковник Баландин А. В.

См.: Ибрагимов М. В Чечне обстреляна милицейская колонна, есть жертвы. Май 04 2009, 10:03. Электронный ресурс: http://www.kavkaz-uzel.ru/. 07.05.2009. 23.42.

См.: Жбанков В.А. Задачи, содержание и направления правоохранительной деятельности таможенных органов. Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование.М.2009.С.113-116.

См.: Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2008 год. Информационно-аналитический доклад. Москва.2009.

См.: Сергеева А.А. Проблема противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ. Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование.М.2009.С.197-202.

См.: Миньковский Г.М., Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, Б.П. Целинский. Наркотизм: профилактика и стратегия борьбы: РАН ИНИОН. М., 1999. – С.47.

См.: По сообщению пресс-службы Президента и правительства ЧР. Вести Республики. Общественно-политическая газета Чеченской Республики. №56 (988) 31 марта 2009.С.1.

См.: Отмена особого режима - в интересах Чеченской Республики и России. Интервью председателя Парламента Чеченской Республики Д.Б. Абдурахманова. Вести Республики. Общественно-политическая газета Чеченской Республики. №79 (1011) 1 мая 2009.С.2.

См.: Осмаев М., кандидат экономических наук, почетный гражданин ЧР. Трактовка последствий депортации как инструмент политических манипуляций. Вести Республики. Общественно-политическая газета Чеченской Республики. №43 (975) 10 марта 2009.С.7.

См.: ВИЛАЙЯТ ДАГЕСТАН. «Сюрприз» моджахедов достал муртадов в их кабинете. Время публикации: Сегодня в 11:09 по Джохару. Электронный ресурс: http://imgs2.kavkazcenter.com/imgs/section1.gif. 5.06.2009. 17.05.

См.: Исаев В. «Обитатели огня». Вести Республики. Общественно-политическая газета Чеченской Республики. №33(965) 25 февраля 2009.С.11.

См.: Кадыров исключает возможность объявления новой амнистии в Чечне. 12:44 19/05/2009. Электронный ресурс: http://www.rian.ru/. 24.05.2009. 17.59.

См.: Духовенство Чечни поддержало отказ Кадырова от амнистии боевика.11:01 20/05/2009. Электронный ресурс: http://www.rian.ru/. 24.05.2009. 18.03.

А.А. Паненков, старший научный сотрудник отдела НИИ

Академии Генеральной прокуратуры РФ



Нужна ли комплексная программа по минимизации последствий в результате отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике? (часть 1)



Решение об отмене режима контртеррористической операции (КТО) уже принято и поэтому необходимо проанализировать криминальную ситуацию в Чеченской Республике (ЧР) в целях минимизации негативных последствий и потерь принятого решения . По поручению Президента Российской Федерации Национальный антитеррористический комитет (НАК) внес изменения в организацию антитеррористической деятельности в Чечне. Дата отмены режима контртеррористической операции в Чечне стала праздничным днем и будет отмечаться ежегодно . В этот исторический день Р. Кадыров поздравил чеченцев с праздником мира . По поводу отмены режима КТО мнения разделились, не только в России, но и за рубежом . Например, Владимир Жириновский утверждал о том, что отмена КТО в Чечне – ошибка: «Мы считаем отмену режима КТО ошибкой. Там всегда есть угроза для возобновления террористических актов…Много лет в Чечне, Дагестане, Ингушетии шел террор. Нам говорят об экономии средств, но отмена режима обойдется еще дороже…» . Уже в настоящее время принимаются дополнительные меры по укреплению охраны государственной границы с Грузией: молодежь из Итум-Калинского района Чеченской Республики получит возможность служить по контракту в подразделениях пограничных войск, дислоцированных на государственной границе между Россией и Грузией . Чтобы оценить криминальную ситуацию, сложившуюся после отмены режима КТО в Чечне (ЧР), необходимо, во-первых, ответить на вопрос о том, были ли предпосылки к отмене режима КТО, во-вторых, какова ситуация в Чечне после отмены режима КТО, и в третьих, каковы основные направления деятельности правоохранительных и силовых структур с учетом настоящих криминальных реалий?

Рассмотрим криминальную ситуацию в ЧР в динамике. Коэффициенты зарегистрированной преступности в Чеченской Республике в 2007г.- 676,1, 2008г.- 532,2 стали даже ниже аналогичных показателей в Чечено-Ингушской АССР в 1985-1990 гг. (1989г.-593,9, 1990г.- 642,9), но существенно изменилась структура преступности, появились новые преступления и возросла степень общественной опасности совершенных преступлений. Уровень преступности в Чечне в 2008 году (532,2) был самым низким в России и в 4,9 раза ниже общероссийского показателя (2617,5), и зарегистрированная преступность в Чечне от РФ составляла 0,14 %, но структура этих 0,14 % представляла более высокую степень общественной опасности. На состояние преступности в Чеченской Республике существенное негативное влияние оказывало большое количество трудоспособных граждан, не занятых общественно-полезным трудом или учебой. Из общего числа выявленных лиц, совершивших преступления (3173 человека), постоянного источника дохода не имели 60,2% (1910 человек), из них более половины являлись безработными (988 человек). В 2008 г. Чеченская Республика по удельному весу в структуре преступности зарегистрированных преступлений против общественной безопасности (1035 преступлений, d-22,6%) в 13,3 раза превосходила аналогичный показатель в РФ (55002 преступлений, d-1,7%), преступлений против здоровья населения и общественной нравственности в 1,97 раза (ЧР-705 преступлений, d-15,4% и РФ-251891 преступлений, d-7,8%), преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства в 4,7 раза (ЧР-3 преступления, d-0,043% и РФ- 303 преступления, d-0,0094%), преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в 4,5 раза (ЧР-288 преступлений, 6,3% и РФ-43546 преступлений, 1,4%), преступлений против порядка управления в 2,3 раза (ЧР-528 преступлений, d-11,5 и РФ-164338 преступлений, d- 5,1), убийств в 3,8 раза (ЧР-107 преступлений, d-2,3% и РФ- 19740 преступлений, d-0,6%). В то же время в 2008 г. в Чеченской Республике удельный вес в структуре преступности зарегистрированного тяжкого вреда здоровью (ЧР-28 преступлений, d-0,6% и РФ -45436 преступлений, d-1,4%) был в 2,3 раза меньше, а преступлений против жизни и здоровья в 1,96 раза меньше (ЧР-282 преступления, d-6,2% и РФ-385264 преступлений, d-12%), чем в России. Сравнивая динамику (снижение) коэффициента преступности в Республике (2006г.-761,6, 2007г.-676,1, 2008-532,2) с аналогичными показателями в других субъектах РФ в составе ЮФО мы видим, что он один из самых низких (после Республики Ингушетия-соответственно 542,8, 579,4, 611), и приходим к выводу о том, что, несмотря на проведение специальных операций, Чечня входила в число благополучных субъектов. Объяснялось это тем, что мы анализируем официальную зарегистрированную преступность, не учитывая ее латентную часть, которая в условиях вооруженного конфликта может достигать 90% . Для оценки криминальной ситуации мы должны оперировать не только сведениями о числе зарегистрированных преступлений, но и анализировать структуру и тяжесть преступности. В Чечне наиболее ярко выявилась организованность преступности, проявившаяся в росте числа организованных, планируемых преступлений, таких как терроризм , бандитизм, заказные убийства, посягательства на жизнь работника правоохранительного органа, военнослужащего, похищение человека, перерастания организованных преступлений в организованную преступную деятельность и активизации деятельности организованных преступных формирований-организованных групп, банд, преступных сообществ (преступных организаций) . Вывод о том, что Чеченская Республика относится к типу региона, в котором криминальную ситуацию определяет организованная преступность в сферах экономической деятельности и криминального рынка , подтверждается выводами следующих аналитических таблиц.

Таблица 1

Динамики удельных весов в структуре преступности экономической преступности, преступлений корыстной мотивации в Российской Федерации, в Южном федеральном округе, Республиках Дагестан, Ингушетия и в Чеченской Республике в 1999–2008 годах

Годы Удельный вес в структуре преступности корыстной мотивации Удельный вес в структуре преступности корыстной мотивации Удельный вес в структуре экономической преступности Удельный вес в структуре преступности экономической преступности

Российская

Федерац. Южный федер.

округ Республика Ингушетия Республика Дагестан Респуб-лика Ингушетия Чечен–ская Республ. Российская

Федерация Южный

федер.

Округ Респуб-лика Ингушетия Республика Дагестан Респуб-лика Ингушетия Чечен–ская Республ.

1999 48,887 49,083 8,980 57,892 8,980 Нет сведений 10,122 11,026 19,653 14,169 19,653 1,899

2000 48,644 47,008 21,704 56,579 21,704 43,430 12,748 13,396 22,795 16,180 22,795 12,601

2001 48,181 45,917 18,947 54,887 18,947 52,174 12,883 14,161 27,989 18,584 27,989 12,369

2002 42,034 41,948 18,947 57,248 18,947 51,567 14,843 17,233 30,783 19,829 30,783 16,537

2003 45,653 44,326 20,367 61,650 20,367 51,310 13,670 16,889 24,335 18,787 24,335 18,893

2004 50,036 52,226 12,037 66,348 12,037 49,159 13,904 17,500 23,620 16,395 23,620 26,594

2005 50,231 52,244 28,571 61,243 28,571 51,280 12,314 16,897 19,314 16,130 19,314 30,344

2006 50,3%, 50,152 45,255 62,531 45,255 50,611 12,698 17,138 22,623 19,150 22,623 33,461

2007 49,9% 49,425 44,815 64,012 44,815 51,679% 12,818 17,747 14,924 16,544 14,924 35,01

2008 49,673 45,714 23,404 60,000 23,404 47,527 13,983 19,339 14,945 18,904 14,945 29,587



Преступность в Чечне характеризовалась высокой латентностью, особенно при наличии развитой организованной и профессиональной преступности. Удельный вес экономической преступности в 2008г. -29,587% превосходил аналогичные показатели ЮФО-19,339 и РФ-13,983% . К борьбе с экономической преступностью подключились следственные органы УФСБ России по ЧР. В 2008 году Следственным отделом (СО) УФСБ России по ЧР уделялось пристальное внимание расследованию преступлений, связанных с незаконным получением компенсаций за разрушенное, в ходе боевых действий в Республике, жилье и имущество, число которых составило 56% от общего числа оконченных производством уголовных дел. Действия виновных лиц во всех случаях правильно квалифицировались, как мошенничество. СО УФСБ России по Чеченской Республике в 2008 году принято к производству 44 уголовных дела, из них окончено 22, направлено прокурору с обвинительным заключением 20 (по всем делам утверждены обвинительные заключения), из которых: 5 - по признакам преступления, предусмотренного статье 208 УК РФ, 13 - по признакам преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ, 2 - по признакам преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ . Была устойчивой тенденция роста мошеннических действий в Республике, что могло свидетельствовать о росте проявлений криминального профессионализма. Удельный вес мошенничеств в 2008 году (15,11) существенно превышал показатель РФ (5,99) и ЮФО (7,28). В Республике четко прослеживалась устойчивая тенденция роста преступлений корыстной мотивации. Несмотря на тенденцию снижения удельного веса в структуре преступлений с 2005 г. преступлений, совершенных в группе, удельный вес преступлений, совершенных в группе в Чечне (17,37) все равно превосходил аналогичные показатели в ЮФО (11,56) и в РФ (11,13), а также Дагестан (10,525) Ингушетию (11,738), и являлся самым высоким показателем среди всех субъектов России, что свидетельствовало о более высокой степени организованности преступности, а значит и большей степени общественной опасности как самих организованных преступных формирований и их участников, так и реальной возможности совершения ими тяжких и особо тяжких преступлений .

Таблица 2

Динамики удельных весов преступлений против личности, убийств, тяжкого вреда здоровью, тяжких и особо тяжких преступлений в Российской Федерации, в Южном федеральном округе и в Чеченской Республике в 1999–2008 годах

Годы Удельный вес тяжкого вреда здоровью Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений Удельный вес преступлений против личности Удельный вес в структуре преступности ст.105-107 УК РФ

Российская

Федерация Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный федер.

Округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный федер.

Округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ.

1999 1,01 1,02 25,58 61,6 58,9 80,9 4,1 3,8 35,7 1,04 1,04 26,6

2000 1,05

1,17 10,07 58,8 54,8 49,7 4,3 4,0 12,3 1,08 1,19 10,1

2001 1,11 1,27 11,21 59,6 56,2 51,8 4,6 4,3 12,5 1,13 1,28 11,2

2002 1,25 1,42 11,46 53,3 49,8 56,5 5,6 5,4 13,6 1,28 1,44 11,5

2003 1,12 1,36 9,78 39,2 38,1 51,3 5,2 5,3 12,2 1,15 1,38 9,8

2004 1,07 1,12 6,32 32,4 31,3 44,8 5,2 5,1 8,8 1,09 1,14 6,4

2005 0,85 0,96 6,06 30,1 30,4 36,6 4,5 4,5 8,1 0,87 0,98 6,1

2006 0,7 0,83 3,97 27,9 27,7 33,4 3,98 4,1 5,8 0,71 0,85 3,98

2007 0,61 0,61 2,39 26,8 26,5 31,1 3,8 3,7 4,3 0,620 0,62 2,4

2008 1,416 1,152 0,612 26,5 26,3 29,6 3,95 3,69 4,1 0,625 0,61 2,405

В структуре преступности удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений (только зарегистрированных преступлений) в 2008 г. в Чечне (29,6%) превосходил аналогичный показатель в ЮФО (26,3%) и в РФ (26,5%), но был ниже Дагестана (30,561) и Ингушетии (45,846). Несмотря на динамику снижения удельного веса преступлений против личности (4,1) и убийств (2,34) в структуре преступности, он все равно превосходил южно-федеральный (соответственно 3,69 и 0,61) и федеральный уровень (соответственно 3,95 и 0,63), поэтому говорить о снижении степени общественной опасности преступности в Республике было бы преждевременно . Учитывая изложенное можно сделать вывод о том, что анализ криминальной ситуации в Республике не давал оснований для принятия решения об отмене режима КТО, тем более весной 2009 г., в период «зеленки», когда активность участников организованных преступных формирований (ОПФ) существенно увеличивалась.

Прошедший год в Республике был напряженным: за 2008 год в Чечне были убиты как минимум 97 милиционеров и военнослужащих, ранены - не менее 138 (по данным СМИ). Произошло 39 терактов , как минимум еще 10 было предотвращено, обнаружено не меньше 59 тайников с оружием и взрывчаткой. Похищения людей также остаются актуальной проблемой в Чечне . Сложная оперативная обстановка сложилась в Чеченской Республике и в 2009 году: с начала 2009 г. боевики в Чечне совершили 16 вооруженных нападений, 11 подрывов и три обстрела представителей силовых структур. В результате были убиты восемь и ранены 20 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих федеральных сил. За первые две недели марта 2009 г. в Чечне по подозрению в причастности к боевикам и пособничестве вооруженным формированиям были задержаны не менее двадцати человек . После отмены режима КТО появилась информация о возможном проникновении в Чечню с территории Грузии прошедших специальную подготовку групп боевиков с целью проведения диверсионно-террористических актов в городе Грозном и на равнинной части республики, поэтому в высокогорных Итум-Калинском и Веденском районах республики началась масштабная контртеррористическая операция (КТО), начатая федеральными силовыми структурами . Продолжались закладки и подрывы самодельных взрывных устройств (СВУ) в целях причинения смерти военнослужащим и сотрудникам правоохраны (ст.317 УК РФ-посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего). В Грозном участники организованных преступных формирований (ОПФ) произвели подряд три взрыва, повлекшие гибель и ранения среди сотрудников правоохранительных органов . В Чечне накануне отмены режима КТО погибло два офицера “Вымпела”, один из которых в звании «полковника» . В Чечне в зонах КТО найдено десять баз и шесть тайников с оружием . 15 мая 2009 г. в Грозном в результате взрыва, прогремевшего у здания МВД Чечни, погибли четыре человека и не менее пяти получили ранения. Террорист-смертник погиб на месте . Аргументировалось мнение в средствах массовой информации о том, что «у решения по прекращению контртеррористической операции в республике-финансовая подоплека ». Прошла смена руководства Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации (ГРУ ГШ ВС РФ) . В Чеченской Республике, по данным ГРУ ГШ ВС РФ, «…действуют порядка 55 бандгрупп. Общая численность (включая их пособников, агентуру и непосредственно активных боевиков) — около 750 человек. В равнинных районах существуют 16 групп общей численностью до 150 штыков, в предгорных и горных районах — 39 группировок, где состоят более пятисот боевиков. В одном только Грозном 8 групп численностью 65 бандитов. В Грозненском и Гудермесском районах боевиков около сотни. У боевиков есть оружие, питание, оборудованы места для проживания. Эксперты полагают, что в случае отмены режима контртеррористической операции бороться с боевиками будет намного сложнее. Снимать зону КТО — неверный ход. Скорее нужно, наоборот, ввести зону чрезвычайного положения (ЧП) по всему Северному Кавказу…» . Учения НАТО в Грузии усиливают напряженность на Кавказе . Высказывались в публикациях аргументированные точки зрения об активизации участников организованных преступных формирований под руководством Д. Умарова, разведывательной деятельности иностранных государств, усилению позиций организованной преступности, занимающейся незаконным оборотом оружия, наркотиков, контрабандой, посягательством на жизнь работника правоохранительного органа, военнослужащего, похищение человека. Отсутствуют обнародованные данные о проведении серьезных криминологических исследований в части «плюсов и минусов» принятия решения об отмене режима КТО. Только спустя определенный промежуток времени можно будет определить больше «плюсов или минусов» после отмены режима КТО в Чечне? Но уже в настоящее время, с учетом криминальной ситуации в России, на Северном Кавказе, последствий мирового финансово-экономического кризиса, в Чеченской Республике можно прогнозировать ухудшение криминальной ситуации без принятия дополнительных мер по блокированию и нейтрализации негативных условий, причин и факторов, влияющих на преступность.

Что делать? После отмены режима контртеррористической операции (КТО) в Чеченской Республике, по нашему мнению, назрела необходимость разработки программы по минимизации последствий и потерь в результате этой отмены . Данная программа должна носить комплексный характер. Вот ее некоторые направления: борьба с экономической преступностью, посягательствами на жизнь сотрудника правоохранительного органа , военнослужащего, терроризмом, экстремизмом, преступлениями против личности, похищением человека , контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, оружия, совершенствование деятельности регионального таможенного управления в Чечне. Проанализируем некоторые из указанных направлений.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указана задача противодействия экономической экспансии на территорию России со стороны других государств . Усложнились задачи, содержание и направления правоохранительной деятельности всех правоохранительных органов , спецслужб, а также таможенных органов Чеченской Республики . При реализации правоохранительной функции (п.6 ст. 403 ТК РФ) таможенные органы: ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров; оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечением незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации .

В Чеченской Республике самый высокий удельный вес экономических преступлений в структуре преступности. После отмены режима КТО в ЧР будет развиваться внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), появятся международные авиа-рейсы, установятся контакты с другими государствами, значит, будут работать таможенные органы и будут выявляться факты контрабанды, число которых будет возрастать, так как в 2008 г. в РФ зарегистрировано 7986 факта контрабанды, что на 14, 4% больше, чем в 2007 г. Следует прогнозировать рост фактов невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте в ЧР потому, что в 2008 г. в РФ был выявлен 31 факт невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), в 2007 г.-10. Достаточно реалистично выглядит прогноз по росту контрабанды, так как и в предыдущие годы, в 2008 г. значительная часть товаров перевезена через таможенную границу Российской Федерации контрабандно, с уклонением от уплаты таможенных платежей, для чего использовались недекларирование, недостоверное декларирование, перегруз товара, нарушение идентификационных средств, тайники, поддельные документы. Следует прогнозировать поставку в Чечню некачественных товаров, так как распространены такие случаи ввоза их в Россию. По данным Минэкономразвития России, до половины всех потребительских товаров на российском рынке – контрафакт. Около 2/3 контрафакта ввозится в Россию из-за рубежа. При этом Россия ежегодно недополучает налогов и таможенных платежей на сотни миллиардов рублей. Статистика Федеральной таможенной службы (ФТС) России свидетельствует о том, что наиболее велико число подделок товарных знаков известных компаний, производящих одежду, обувь, кондитерские изделия, продукты питания, алкоголь, табачные изделия, парфюмерию и косметику, компакт-диски и цифровые видеодиски, кожгалантерею, аксессуары, бытовую технику, лекарства и т.п. Основная часть контрафактной продукции поступает из Турции, Китая, Польши. Обычно контрафактный товар ввозится в Россию с сокрытием, не декларируется. Будет проводиться конфискация предметов незаконного перемещения через границу (ст.188 УК РФ) и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу .

Таможенным органам Чечни необходимо будет определить пункты пропуска отдельных товаров через таможенную границу; усилить контроль за соблюдением порядка их ввоза-вывоза, за возвратом НДС при экспорте товаров; оптимизировались таможенные тарифы . Наладить исполнение региональным управлением таможенной службы по Чеченской Республике и другими службами государственных функций, обеспечивающих законность во внешнеторговой сфере . В условиях мирового финансово-экономического кризиса необходимо будет проводить комплекс мероприятий по развитию транспортно-логистической и таможенной инфраструктуры, включая реконструкцию и создание новых таможенных объектов в приграничных субъектах Федерации, что создаст дополнительный заслон недостоверному декларированию, подмене товаров, будет способствовать обеспечению полноты таможенных платежей. В 2008 г. общая сумма перечисленных платежей ФТС России в государственный бюджет составила 4 трлн. 616 млрд. руб., что на 4 млрд. руб. больше планового задания за 2007 год. В Чеченском региональном таможенном управлении, как и в ряде других региональных таможенных управлений, могут возникнуть серьезные проблемы с выполнением плана сбора таможенных платежей, связанные со снижением стоимости нефти на мировых рынках, а также объемов ее закупок за рубежом. Необходимо будет наладить работу таможенных органов Республики по борьбе с коррупцией на основе программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007–2009 гг.» . Нужно будет решать кадровые вопросы по комплектованию таможенных органов. Региональному таможенному управлению в Чечне необходимо будет пресекать незаконный вывоз из России валюты. По данным с января по ноябрь 2008 г. таможенными органами России предотвращены попытки вывоза из России иностранной валюты на общую сумму 9 млн. долл. США. Число задержаний незаконно вывозимой валюты увеличилось по сравнению с 2007 г., есть и случаи незаконного ввоза валюты. Предметами незаконного ввоза в Россию являются также: электроника, автотранспортные средства, оружие и боеприпасы, золото и ювелирные изделия, карты памяти. Эти товары ввозились с существенным занижением таможенных платежей. Следует прогнозировать рост числа административных дел о нарушениях таможенных правил в Чеченской Республике: (правонарушения, ответственность за которые предусмотрена валютным законодательством, а также статьями КоАП РФ): недекларирования, недостоверного декларирования, нарушения режима зоны таможенного контроля. Существенно возрастет объем работы прокуратуры Чеченской Республики: выявление нарушений закона, принесение протестов, внесение представлений, вынесение предостережений, увеличение количество исков, направленных прокурорами в суд. Прокуратуре Чечни следует учитывать, что обострению таможенных проблем в настоящее время будет способствовать мировой финансово-экономический кризис и, в частности, падение объемов таможенных платежей. Приоритетными для прокуроров останется борьба с лжеэкспортом, надзор за исполнением законодательства о государственной службе и службе в таможенных органах, о таможенном оформлении и таможенном контроле .



Сведения об авторе: Паненков Александр Александрович, 24 января 1955 года

рождения, уроженец г. Росток, ГДР, проживающий 141292 Московская область г.

Красноармейск мкр. Северный дом 2 б кв.81 Т. Сот. 8-9165259536, Т сот.

8-916-017-95-04, Т сл. 8-499 256-61-21, паспорт серия 22 99 номер 219284 выдан

УВД Сормовского района города Нижнего Новгорода, ИНН 526310821389, номер

страхового свидетельства по пенсионному фонду 135-547-60366, старший научный

сотрудник отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом

и экстремизмом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской

Федерации, старший советник юстиции, Почетный работник прокуратуры

России. В 2001-2005 гг. начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов ФСБ, ФСНП и МВД, старший помощник прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратуры ЧР.





А.А. Паненков, старший научный сотрудник отдела НИИ

Академии Генеральной прокуратуры РФ





Нужна ли комплексная программа по минимизации последствий в результате отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике?

(часть 2)



Борьба с незаконным оборотом наркотиков. Более половины изымаемых в Российской Федерации из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ имеют контрабандное происхождение, а в крупных городах и промышленных центрах России удельный вес контрабандных наркотиков достигает 90% . Особую роль в транзите наркотиков в Россию занимает Таджикистан. На сегодняшний день до 60% героина, поступающего в Россию, – таджикского производства . Изучение информационных данных Федеральной таможенной службы (ФТС) России за последние пять лет, а также анализ мнений специалистов в изучаемой сфере позволило установить, что Российская Федерация по-прежнему остается в числе стран-потребителей наркотиков, так как показатели ввоза контрабандных наркотиков на территорию РФ существенно преобладают над показателями вывоза наркотиков за пределы России, а также транзитных поставок наркотиков в другие страны (например, в 2004 году в 7,4 раза, а в 2005 году уже в 8,8 раза), при этом их реальное соотношение оценивается специалистами, приблизительно, как 5:1. Среди специалистов, в том числе в правоохранительных органах, наиболее распространенным считается мнение о том, что уровень обнаружения незаконных наркотиков на таможенной и государственной границе страны сегодня составляет в среднем не более 10% всех контрабандных наркотиков. Данный факт отражает и мировые тенденции. По мнению Богдана Лисовича, постоянного представителя Международной программы ООН по контролю за наркотическими средствами в Центральной Азии (МПКНСООН), если в дальнейшем не удастся пресекать, по крайней мере, 75% потока наркотиков, то изменить ситуацию, при которой наркоторговля приносит прибыль, будет невозможно, в то время как в настоящее время изымается около 5–10% наркооборота . По мнению некоторых авторов, количество изымаемых на границе наркотиков не превышает 1% . Анализ сложившейся практики выявления и пресечения устойчивых каналов ввоза, вывоза и транзита наркотиков через территорию РФ свидетельствует о том, что на данном направлении правоохранительные органы пока действуют малоэффективно. Основная нагрузка по предупреждению контрабандного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через границу РФ лежит, прежде всего, на ФТС России и пограничной службе ФСБ России, в связи с чем остро стоит проблема кадрового обеспечения . Для реализации мер по предупреждению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ таможенным органам, органам ФСКН, внутренних дел и органам пограничной службы ФСБ России целесообразно совместно планировать, организовывать и объединять свои действия по наиболее важным направлениям и линиям работы, преодолевая при этом нездоровую конкуренцию, ведомственную разобщенность, то есть необходимо повысить уровень координации и взаимодействий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков .

Особенности криминальной ситуации, складывающейся в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров в России заключаются также в высоком уровне латентности. Другими словами, в этих условиях в значительной степени фиксируются бумажные, а не реальные изменения» . Несмотря на снижение в России в 2008 г. регистрации всей совокупности преступлений на 10,4 %, число зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, продолжает увеличиваться. Удельный вес анализируемых деяний в структуре всех зарегистрированных преступлений в 2008 году составил 7,2 %. В 2007 году он составлял 6 %. Рост регистрации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, отмечаемый на протяжении 2005 – 2007 гг., продолжился и в 2008 г. Однако темпы прироста значительно уменьшились (0,6 % по сравнению с 9,1 % 2007 г.), что вполне может являться результатом сознательного регулирования показателей. Подтверждением этому является рост потребителей наркотиков, поступление к которым изъятых из законного оборота средств и веществ может осуществляться только преступным путем. В прошлом году в России было совершено 232 613 преступлений анализируемой совокупности (показатель 2007 г.-231 218 преступлений). Статистический анализ позволил установить факты, свидетельствующие о том, что правоохранительные органы стоят на пороге полной утраты контроля над распространением в стране незаконного оборота наркотиков. Основанием такого вывода являются выявляемые статистическим анализом особенности реагирования правоохранительных органов на этот вид преступности. 1. В зарегистрированном массиве преступлений в 2008 г. продолжилось увеличение числа тяжких и особо тяжких посягательств (0,6 %). В 2008 году по сравнению с предшествующим годом на 8,3 % выросло число преступлений, совершенных в крупном размере (соответственно 99 676 и 92 038преступлений) и на 11,1 %-в особо крупном размере (54 414 и 48 963 преступлений). Согласно уголовному законодательству одним из критериев отнесения преступлений к указанным выше группировкам, является количество наркотиков, обнаруженных при их совершении. Однако, несмотря на увеличение общего числа преступлений такого рода в массиве зарегистрированных деяний, в 2008 году отмечено уменьшение количества изъятых наркотиков на 7%. Снижения количества изъятых из незаконного оборота наркотиков отмечалось и в 2007 году. 2. Крайне низок показатель разоблачения групповой преступной деятельности. Лишь каждое десятое преступление, оконченное производством в 2008 году, было групповым (10,1 %). В 2007 году аналогичный показатель был равен 10,3 %, в 2006 г. соответственной 10,5 %. При этом показатели пресечения преступлений, совершенных группой лиц, действующих по предварительному сговору (8554), выше показателя разоблачения преступлений организованных преступных групп или преступных сообществ (7207). Между тем аксиоматичным является вывод о том, что в незаконном обороте наркотиков, который является одним из видов организованной преступной деятельностью, участвуют многочисленные по составу и сложно организованные преступные группы, деятельность которых охватывает всю совокупность преступлений, предусмотренных ст.ст. 228-233 УК РФ. «Ведущую роль в мировой наркоторговле играет организованная преступность, которая носит транснациональный характер. Организованные преступные сообщества объединяются, реализуют сложные схемы перевозки и продаж наркотиков, снижают издержки, вовлекают в распространение наркотиков людей различных национальностей, возраста, пола…» .

Органы Госнаркоконтроля, ориентированные на пресечение наиболее опасных организованных видов преступной деятельности в сфере оборота наркотиков, не выполнили своей задачи. В 2008 г. из числа преступлений, дела о которых были ими окончены производством, только около 10% были совершены организованными преступными группами. В 2008 году на 18,9 % снизились показатели разоблачения организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков и сотрудниками управлений по борьбе с организованной преступностью (УБОП). В 2008 году было зарегистрировано 122 848 преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Это меньше аналогичного показателя 2007 года на 2,3 % (соответственно 125 715 преступлений). В 2008 году были окончены производством или разрешены 58951 преступлений, квалифицированных как сбыт. В этом массиве на долю преступлений, связанных со сбытом наркотиков, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами, приходится лишь 10,6 %. Все это свидетельствует о том, что эффективного противодействия организованной преступной деятельности, типичной для сбыта наркотиков, до сих пор не сформировано. 3. Ежегодно в структуре незаконного оборота фиксируется преобладание незаконных действий с наркотиками, совершаемых без цели сбыта. Прямым следствием этого, является массовое осуждение потребителей наркотических средств. Даже, если согласиться с тем, что многие из них являются мелкими сбытчиками наркотиков, их наказание не решает проблемы по существу. Наркомафия быстро восстанавливает возникшие пробелы в преступной цепочке, вовлекая в преступную деятельность все новых и новых лиц. Что и находит подтверждение в статистических данных 2008 года. Число лиц, выявленных в 2008 году при совершении преступлений, связанных с наркотиками, выросло на 5,5 % (110 598 человек). В 2007 году таких лиц было 104 794. 5. Анализируя криминальную ситуацию незаконного оборота наркотиков в России необходимо выделить ее коррупционную составляющую, носящую латентный характер. Приведенные аргументы позволяют охарактеризовать криминальную ситуацию с незаконным оборотом наркотиков в России как крайне напряженную. Ёе напряженность усугубляется объективной невозможностью нами оценки ситуации в целом, которая не в последнюю очередь связана с утратой контроля над нею правоохранительными органами. Именно поэтому решение задачи обеспечения эффективного контроля над незаконным оборотом наркотиков является первоочередной задачей. Необходима активизация борьбы с наиболее опасными преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков, каковой в первую очередь является разоблачение организованной преступной деятельности по сбыту наркотиков, коррупционных посягательств, затрудняющих ее разоблачение. Только это позволит снизить уровень латентности анализируемого вида преступности и разработать меры по совершенствованию информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности, приблизит оценку криминальной ситуации в сфере оборота наркотиков к действительности .

Г.Н. Драган отмечает, что реальное количество потребителей наркотиков и иных психотропных веществ в 3-5 раз превышает данные официального учета, А.Н. Сергеев оперирует цифрами в 8-10 раз большими. Кроме того, надо учитывать высокую степень латентности наркомании. В отечественной литературе существуют по этому вопросу различные точки зрения. По данным общерос¬сийского мониторинга наркоситуации, реальная чис¬ленность подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, злоупотребляющих наркотиками, оценивается в пределах 1 870 000 человек. Средняя продолжитель¬ность жизни «героинового» наркомана в России – 5-7 лет. В числе потреби¬телей наркотиков все больше и больше молодых жен¬щин. Общая числен¬ность молодежи и подростков от всего населения Рос¬сии составляет 32 200 000 человек (22,8%). Темпы «омоложения» преступности в России, к сожалению, очень быстрые . По заявлению Министра внутренних дел России Р. Нургалиева, количество женщин-наркоманок в стране приближается к 500 000. А рожденные такими женщинами дети также больны наркоманией . Эту сложную ситуацию с незаконным оборотом наркотиков в России можно экстраполировать (перенести) на Чеченскую Республику, о чем свидетельствует следующий проведенный анализ.

Таблица 2

Динамики зарегистрированных преступлений и удельных весов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации, в Южном федеральном округе, Республиках Дагестан, Ингушетия и в Чеченской Республике в 1999–2008 годах



Годы Зарегистрировано преступлений в структуре преступности незаконного оборота наркотиков Удельный вес в структуре преступности незаконного оборота наркотиков Удельный вес в структуре преступности незаконного оборота наркотиков



Российская

Федерация Южный

федер.

округ Чеченская Республ.

Российская

Федерац. Южный федер.

округ Чеченская Республ. Республика Дагестан Республика Ингушетия Чеченская Республ.

1999 216364 37892 2 7,208 11,046 1,266 12,639 15,286 1,266

2000 243572 44087 822 8,250 12,834 17,065 14,307 25,430 17,065

2001 241584 39687 1124 8,139 11,755 16,318 10,959 23,851 16,318

2002 189576 32491 794 7,504 11,543 12,637 10,720 19,155 12,637

2003 181688 27784 642 6,592 9,633 8,932 10,377 11,875 8,932

2004 150096 22151 436 5,187 7,670 7,787 7,538 19,852 7,787

2005 175241 27218 445 4,930 8,241 6,542 8,618 20,517 6,542

2006 212019 31983 578 5,499 8,661 9,219 9,608 26,228 9,219

2007 231218 34815 737 6,454 9,512 12,939 12,838 30,038 12,939

2008 232613 34421 688 7,247 10,282 15,045 13,414 20,835 15,045







Незаконный оборот наркотиков, по мнению некоторых исследователей, явился самым первым структурным проявлением организованной преступности в России . Прослеживалась с 1999 года тенденция снижения зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что вряд ли отражает действительность , так как высока латентность данного вида преступлений в Чеченской Республике. Некоторые исследователи коэффициент латентности по ст. 228 УК РФ указывают –5,15 . Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в структуре преступности в 2008 г. в ЧР (15,045) превышал аналогичные показатели в ЮФО (10,282) и РФ (7,247). Некоторые ученые считают, что Чечня превратилась в крупнейшего потребителя наркотиков, стремительно развивается наркотизация населения, прогнозируется дальнейший рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков . Эти данные подтверждаются тем, что 14 мая 2009 г. в селении Пригородное Грозненского района, в ходе проведения оперативных мероприятий специально

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.