Статья 'Развитие криминальной ситуации в Чеченской Республике в 2000 -2008 годах' - журнал 'Национальная безопасность / nota bene' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:

Развитие криминальной ситуации в Чеченской Республике в 2000 -2008 годах

Паненков Александр Александрович

старший советник юстиции в отставке, Почетный работник прокуратуры РФ

364000, Россия, Нижегородская область, пгт. Ждановский, ул. Жемчужная, 4 копус 2

Panenkov Aleksandr Aleksandrovich

Prosecutor's Office of the Chechen Republic, Deputy Director of the department of State and Departamental Statistics

364000, Russia, Nizhegorodskaya oblast', pgt. Zhdanovskii, ul. Zhemchuzhnaya, 4 kopus 2

sashapan-55@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0668.2009.3.1051

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-7.2-2009


Аннотация: В статье анализируется развитие криминальной ситуации в Чечне с 2000-2008гг. Раскрывается общественная опасность действующих в Республике организованных преступных формирований.Указывается причинный комплекс и тенденции преступности.


Ключевые слова:

Юриспруденция, криминология, криминальная ситуация, Чеченская Республика, терроризм, бандитизм, посягательство на жизнь работника правоохранительн, структура преступности, латентность, финансирование терроризма

Библиография
См.: Российская криминологическая энциклопедия. М.2001.С.80, 91. Понятие «криминальная ситуация» употребляется в двух значениях: ситуация совершения преступления и положение дел с преступностью в государстве, регионе, на каком-то объекте и т.п.

С 2000 по 2004 гг. число выявленных лиц, совершивших преступления, и число привлеченных лиц к уголовной ответственности соответствовали друг другу: 1753, 3140, 2892, 2998, 2816. Начиная с 2005 года, разница между числом выявленных лиц, совершивших преступления, и числом привлеченных лиц к уголовной ответственности, стала увеличиваться соответственно: 120 (2005), 640 (2006), 919 (2007), 1367 (2008).

См.: Криминальная ситуация в России и ее изменения. М., Криминологическая Ассоциация. 1996. Алексеева М.А., Бабаев М.М. и другие. «Долгосрочный прогноз развития криминальной ситуации в Российской Федерации». М., 1996. С. 37– 58, Бафия Е. Проблемы криминологии. Диалектика криминогенной ситуации. М., 1983.С. 78. и др. работы. Наиболее четкое разграничение понятий «криминальная ситуация» и «криминогенная ситуация» содержится в Российской криминологической энциклопедии, где отмечается, что криминогенная ситуация – это «ситуация, создающая высокую вероятность преступного поведения, порождения или усугубления преступности (роста, увеличения ее общественной опасности и т.п.).



См.: Долгова А.И. Криминология. 2004.С. 139.

Следствием установлено, что Макаев и Бисултанов зимой 1995 года добровольно вступили в банду под руководством Резвана Эльбиева, состоявшую из около 30 человек. Она под видом подразделения «Департамента госбезопасности Чеченской Республики – Ичкерия» дислоцировалась в Ачхой-Мартановском районе республики. На вооружении банды находилось многочисленное оружие: автоматы «Калашникова», пистолеты«Макарова и Токарева», а также боеприпасы к ним. Банда Эльбиева в 1995-1996 годах похищала, а затем удерживала в так называемых «лагерях Департамента государственной безопасности», расположенных в Урус-Мартановском и Ачхой-Мартановском районах, свыше 200 заложников из числа военнослужащих федеральных сил РФ, сотрудников правоохранительных органов, представителей местных органов власти и духовенства, а также гражданских лиц, которых участники банды подозревали в сотрудничестве с федеральными властями. Макаев и Бисултанов в составе бандгруппы выполняли обязанности охранников заложников. В период удерживания в «лагерях ДГБ» в разное время при различных обстоятельствах, в результате авиаобстрелов, побоев, истощения и голода неустановленное количество заложников погибло или пропало без вести. Оставшиеся в живых были освобождены за выкуп или обменяны на участников незаконных вооруженных формирований. В марте 2006 года в городе Грозном руководитель банды Резван Эльбиев сотрудниками патрульно-постовой службы милиции при министерстве внутренних дел по Чеченской Республике был задержан, а затем приговором Верховного суда Чеченской Республики 12 февраля 2008 года осужден по ч. 1 ст. 209, ч. 3 ст. 126, ч. 3 ст. 327, ч. 1 ст. 318, ч. 1 ст. 222 УК РФ (создание банды и руководство ею, похищение человека, использование заведомо подложного документа, применение насилия в отношении представителя власти, незаконный оборот оружия) к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Органами предварительного следствия Макаев и Бисултанов были объявлены в розыск и в начале 2008 г. задержаны.

Удельный вес в структуре преступности бандитизма в ЧР в 2008г. был больше, чем в Дагестане (0,008), но меньше, чем в РИ-0,703.

Систематически совершались посягательства на жизнь сотрудников органов внутренних дел и федеральной службы безопасности, представителей органов исполнительной власти на Северном Кавказе в период КТО. В большинстве эти преступления квалифицировались по составам, не отнесенным к числу преступлений террористического характера (ст.ст.317 и 318 УК РФ).

См.: Зарегистрировано преступлений по ст.317 УК РФ в 2007г.: РИ-86, ЧР-157, 2008г.: РИ-183, ЧР-141. В РИ удельный вес преступлений по ст.317 УК РФ в 2007-2008гг. был больше (соответственно 4,087, 8,044), чем в ЧР (соответственно 2,76 и 3,1).

Уничтоженный бандлидер Сериев Р. Б., 1989 года рождения, считался «эмиром» Шатойского и Шаройского районов Чечни. См.: Группа боевиков напала на чеченское селение Беной-Ведено, застрелили 3 местных жителей, подожгли 5 домов и захватили несколько заложников. 13.06.08. 2 чеченских милиционера ранены в перестрелке. Под Грозным ранен сотрудник ФСБ. 23.06.08. За сутки чеченские боевики убили 6 человек: 3 офицеров МВД и 3 мирных жителей в с. Элистанжи и Рошни-Чу Введенского района Чечни. Московский Комсомолец. 29.06.2008. Электронный вариант. См.: Ибрагимов М., корреспондент "Кавказского узла". МВД: с начала года в Чечне не было совершено ни одного теракта. Интернет ресурс. Кавказ.МЕМО.РУ. 1.05.2008. «…Напомним, поздно ночью 29 апреля в райцентре Шали (юго-восток Чечни) боевики обстреляли из гранатометов место дислокации военной комендатуры района. Легкое ранение получил один военнослужащий федеральных сил. 20 апреля на дороге, ведущей из Ведено в Шали, неизвестные из лесного массива обстреляли две машины. В машинах находились представитель чеченского омбудсмена в Веденском районе Хасамбек Зубайраев, его отец, брат и две его племянницы. В результате обстрела две девочки - Хеда и Мата Сайдумовы, пяти и восьми лет, погибли на месте. МВД Чеченской Республики обвинило в этом убийстве командира боевиков села Эшилхатой Селима Бимурзаева. 20 апреля в Веденском районе произошло две стычки между военными и участниками вооруженных формирований. Тогда погиб один офицер подразделения внутренних войск МВД России. 19 марта группа боевиков совершила нападение на село Алхазурово Урус-Мартановского района республики. Боевики сожгли здание администрации села, расстреляли пятерых сотрудников силовых ведомств и скрылись…».

Был выше, чем в РД-0,817, но ниже, чем в РИ-8,044.

См.: В Чечне произошла попытка подрыва машины с сотрудниками ФСБ.02.03.09. 16:12http://www.kavkaz-uzel.ru/.04.03.2009. 13.58. На юго-западе Чечни в момент проезда автомобиля с сотрудниками Управления ФСБ России по Чечне взорвался управляемый фугас. Жертв и пострадавших в результате этого теракта не было.

См.: Чеченский омбудсмен подверг критике деятельность органов военной прокуратуры ОГВ(с). 22.05.2008. Пресс-служба уполномоченного по правам человека в ЧР Информационный сервер Президента и Правительства ЧР. Электронный ресурс: http://design.standarta.net/. 19.10.2008.11.05. Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике принял участие в заседании Народного Собрания Парламента ЧР, посвященном теме нарушения конституционных прав жителей республики военнослужащими ОГВ (с). Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев подверг резкой критике деятельность органов военной прокуратуры ОГВ(с) на Северном Кавказе и других ее структурных подразделений. 1873 уголовных дела, возбужденных по фактам похищения людей, остаются нераскрытыми и приостановленными за неустановлением лиц, причастных к преступлениям. Эти уголовные дела находятся в производстве территориальной гражданской прокуратуры. В частности, правозащитник напомнил о беспрецедентном случае массового похищения граждан военнослужащими федеральных сил, который произошел в с. Цацан-Юрт в 2002 году.

См.: За 2008 год в России уничтожены 200 боевиков. Электронный ресурс: http://www.regnum.ru/. 10.01.2009. 19.31. "В ходе проведения КТО (контртеррористических операций) оказали вооруженное сопротивление и получили ранения, несовместимые с жизнью, более 200 активных членов и главарей бандгрупп, в том числе террорист-смертник Муцольгов, который готовился совершить теракт в месте массового пребывания людей", - сообщил директор ФСБ РФ. Во взаимодействии с другими правоохранительными органами из незаконного оборота изъято более 4 тыс. единиц огнестрельного оружия, свыше 2 млн. боеприпасов, около 4 тыс. взрывных устройств, около 8 т взрывчатки, сказал он.



См.: Состояние преступности в России за 2007 год. ГИАЦ при МВД РФ. М.С.63. Республика Ингушетия -8,2%.

См.: Латентная преступность в Российской Федерации: 2001-2006. Под редакцией С.М. Иншакова. М. 2007.

См. Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Незаконный оборот наркотиков в структуре организованной преступности: состояние, тенденции, перспективы. Право и политика. 2001.№6.С.83-87.

См.: Кадыров А.Х. «Выбор пути».С. 39.СМИ о А.А. Кадырове. «Вести Республики». 25.10.2008. 18.33. Электронный ресурс: "www.ChechnyaTODAY.com. Чечня сегодня". «30 апреля 2002 года начальник Генштаба МО РФ Анатолий Квашнин подчеркнул: все государства от продажи оружия в мире получают в год 40 миллиардов долларов. Прибыль от незаконного оборота наркотиков составляет за этот же период 46 миллиардов долларов».

См.: Латентная преступность в Российской Федерации: 2001-2006. Под редакцией С.М. Иншакова. М. 2007.

См.: Шинкин И.А. Криминологическая характеристика преступности на территории Чеченской Республики. Ростов–на - Дону. НМЦ Логос. 2006. С.68-72.

См.: Цифровые показатели в таблицах составлены ст. научным сотрудником отдела информационно-технического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ Емельяновой Л.В.



См.: Глава МВД Чечни призвал боевиков вернуться домой. Электронный ресурс: /16:12http://www.kavkaz-uzel.ru/.04.03.2009. 13.58. 26.02.09.12:20 Руслан Алханов, возглавляющий министерство внутренних дел Чечни побывал с инспекционной поездкой в одном из "проблемных" районов республики – Веденском, где встретился с родственниками участников вооруженных формирований. В ходе встречи с ними министр заявил, что гарантирует вернувшимся боевикам объективное и беспристрастное решение их вопроса.

См.: 417 млн. руб. Чечне и 57 млн руб. - Ингушетии. 25/02/2009 - 21:39. Электронный ресурс: http://www.magas.ru/content/. 01.03.2009. 14.17. 31.01.2009.

См.: МВД насчитало в Чечне 500 боевиков. Им помогает "Аль-Каида"

Еще 120 боевиков действует в Ингушетии, сообщил замминистра внутренних дел Аркадий Еделев. К ингушским боевикам он предлагает "прибавить" их родственников, которых считает пособниками террористов. 21 января 2009 г., 15:06. Электронный ресурс:http://palm.newsru.com/. 20.03.2009. 10.53.

См.: Федеральный центр готов заплатить 110 млрд. за спокойствие в Чечне http://og.ru/news/2008/07/31/40914print.shtml. 31 Июля 2008 г. Правительство России утвердило федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2011 годы».

См.:Омаров М.М.Убийство по мотивам кровной мести (уголовно-правовой и криминологический анализ по материалам Республики Дагестан). Автореферат диссертации…канд. юрид. наук. Махачкала.2006.С.10,23. В советские времена в каждом районе Чечни и Дагестана имелись комиссии по примирению кровников, в которые входили старейшины,партийные и советские функционеры, душившие в зачатке любые конфликты между семьями и родами. В УК РСФСР была ст.231, карающая за уклонение от примирения (до 2 лет лишения свободы). Обычай кровной мести часто применяется в связи с правомерной деятельностью сотрудников правоохранительных органов.

См.: 417 млн. руб. Чечне и 57 млн руб. - Ингушетии. 25/02/2009. 21:39. Электронный ресурс: http://www.magas.ru/content/. 01.03.2009. 14.17. В связи с важностью восстановления и развития социально-экономической сферы Чеченской Республики, Правительство РФ на заседании 26 февраля 2009г. рассмотрело вопрос о выделении правительствам Чечни и Ингушетии бюджетных ассигнований из Резервного фонда федерального правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.



А.А. Паненков, старший научный сотрудник отдела НИИ

Академии Генеральной прокуратуры РФ

Развитие криминальной ситуации в Чеченской Республике в 2000 -2008 годах



Анализ криминальной ситуации в Чечне за период 2000 -2008 гг. свидетельствовал в целом о снижении количества зарегистрированных преступлений, тенденции роста выявленных лиц, совершивших преступления, уменьшения количества привлеченных к уголовной ответственности , вовлечения в преступления новых слоев населения, снижения количества погибших и потерпевших от преступлений, материального ущерба . В то же время возросла общественная опасность зарегистрированной преступности, рос ее латентный сегмент, наблюдалась все более интенсивная криминализация разных сфер жизни общества, в том числе политической, в преступность активнее втягивались несовершеннолетние и молодежь в возрасте 18-29 лет. В Чечне наиболее ярко выявилась организованность преступности, проявившаяся в росте числа организованных, планируемых преступлений, таких как терроризм, бандитизм, заказные убийства, посягательства на жизнь работника правоохранительного органа, военнослужащего, перерастания организованных преступлений в организованную преступную деятельность и активизации деятельности организованных преступных формирований - организованных групп, банд, преступных сообществ (преступных организаций) .

Таблица 1

Динамики зарегистрированных преступлений и удельных весов преступлений, предусмотренных ст. ст.126, 209, 317 УК РФ в общем числе зарегистрированных преступлений в Российской Федерации, в Южном федеральном округе и в Чеченской Республике в 1999–2008 годах



Годы Зарегистрировано преступлений: бандитизм ст. 209 УК РФ Удельный вес преступлений - бандитизм ст. 209 УК РФ Удельный вес преступлений, предусмотренных ст. 317 УК РФ Удельный вес преступлений, предусмотренных ст.126 УК РФ

Российская

Федерация Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

Округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ.

1999 523 72 0 0,0174 0, 021 Нет данных 0,0094 0,02 Нет сведений 0,052 0,122 43,671

2000 513 79 3 0,1738 0, 023 0,0623 0,0095 0,03 1,12 0,044 0,106 2,616

2001 465 134 38 0,0157 0, 040 0,5517 0,013 0,07 2,64 0,048 0.148 4,051

2002 404 126 57 0,0159 0, 045 0,9072 0,017 0,100 3,50 0,061 0,257 8,993

2003 454 162 87 0,0165 0, 056 1,2104 0,019 0,149 4,88 0.050 0,204 6.121

2004 522 180 116 0,0180 0, 062 2,0718 0,016 0,129 4,75 0,038 0,115 3,001

2005 473 154 92 0,0133 0, 047 1,3525 0.0001 0,12 3,38 0,032 0,097 2,470

2006 432 182 110 0,0112 0, 049 1,7544 0,01 0,09 2,65 0,026 0,061 0,973

2007 348 133 49 0,0097 0, 036 0,8602 0,01 0,11 2,76 0,023 0,061 1,299

2008 262 79 31 0,00816 0,024 0,678 0,017 0,15 3,1 0,022 0,042 0,415



При снижении количества зарегистрированных преступлений по ст.209 УК РФ (бандитизм) в 2007-2008гг. (соответственно 49 и 31) в структуре преступности осталась велика доля бандитизма (соответственно 0,8602 и 0,678) , превышающая аналогичные показатели в ЮФО (соответственно 0,036 и 0,024) и РФ (соответственно 0,0097 и 0,0082) . Произошли изменения и в социальной направленности преступности: все отчетливее проявляло себя неуважение к существующему порядку . В Республике регистрировалось самое большое количество преступлений по ст.317 УК РФ (за исключением 2008г.), по сравнению с другими республиками ЮФО . Большая часть этих преступлений совершались участниками организованных преступных формирований террористического характера . Несмотря на динамику снижения зарегистрированных преступлений по ст.317 УК РФ, удельный вес их в структуре преступности (3,1) все равно превышал южно-федеральный (0,15) и российский (0,017) уровень. В 2009г. продолжались посягательства на жизнь работников правоохранительного органа, военнослужащего . Оставался высоким удельный вес похищений человека (0,415), превышавший аналогичные показатели в республиках ЮФО (0,042) и РФ (0,022) .

Таблица 2

Динамики зарегистрированных преступлений и удельных весов преступлений, предусмотренных ст. ст.205, 208 УК РФ в Российской Федерации, в Южном федеральном округе и в Чеченской Республике в 1999–2008 годах



Годы Зарегистрировано преступлений: террористический акт ст. 205 УК РФ Удельный вес преступлений: террористический акт ст. 205 УК РФ Организация и участие в незаконном вооруженном формировании – ст. 208 УК РФ Удельный вес преступлений организация и участие в незаконном вооруженном формировании – ст. 208 УК РФ

Российская

Федерация Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федер. Южный

федер.

Округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

Округ Чечен–ская Республ.

1999 20 0 0 0,001 0,004 Нет данных 9 9 0 0,00029 0,0026 Нет сведений

2000 135 0 115 0,005 0,04 2,4 340 337 325 0,0115 0,098 6,747

2001 327 0 307 0,011 0,1 4,5 165 163 136 0,0056 0,048 1,974

2002 360 297 272 0,014 0,11 4,3 135 132 94 0,0053 0,047 1,496

2003 561 530 492 0,020 0,18 6,8 267 266 253 0,0097 0,092 3,520

2004 265 250 214 0,009 0,09 3,8 212 196 175 0,0073 0,006 3,126

2005 203 174 95 0,006 0,05 1,4 356 347 332 0,0100 0,105 4,881

2006 112 0 39 0,003 0,03 0,6 571 550 497 0,0148 0,148 7,927

2007 48 0 11 0,001 0,01 0,2 592 569 506 0,0013 0,134 8,883

2008 10 7 1 0,000312 0,002 0,022 522 516 455 0,0162 0,154 9,949



Несмотря на то, что в Чечне в 2008 г. был зарегистрирован только 1 террористический акт, самым большим в структуре преступности был удельный вес (2007г.- 0,2%, 2008г.- 0,022) именно терактов, превышающий аналогичные показания в РФ (соответственно 0,001%, 0,000312) и ЮФО (соответственно 0,01%, 0,002), удельный вес организации и участия в незаконных вооруженных формированиях в структуре преступности также являлся самым большим (9,95) среди всех субъектов РФ. Степень террористической угрозы остается высокой .

Таблица 3

Динамики удельных весов и коэффициентов преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в структуре преступности, а также преступлений, совершенных с использованием огнестрельного и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, в РФ, ЮФО и Чеченской Республике 2000-2008гг.



Годы Удельный вес в структуре преступности преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия Удельный вес в структуре преступности преступлений, совершенных с использованием огнестрельного и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств Коэффициенты преступлений, связанные с незаконным оборотом оружия в структуре преступности Коэффициентов преступлений, совершенные с использованием огнестрельного и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Российская

Федерация Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ.

1999 2,443 2,479 3,165 0,519 0,839 26,582 60,6 48,9 0,9 12,9 16,6 7,5

2000 2,424 2,749 14,823 0,441 0,775 12,560 59,0 54,0 129,9 10,7 15,2 110,1

2001 2,340 3,026 14,808 0,424 1,038 22,634 57,0 58,0 231,7 10,3 19,9 354,1

2002 2,373 3,386 9,406 0,486 1,258 31,370 49,1 53,8 129,5 10,1 20,0 432,0

2003 1,966 3,196 11,811 0,426 1,294 31,706 44,3 51,9 180,9 9,6 21,0 485,7

2004 0,983 1,763 10,609 0,333 0,891 23,522 23,0 26,8 75,7 7,8 13,6 167,8

2005 0,841 1,866 12,614 0,258 0,731 16,069 24,2 32,3 106,5 7,4 12,7 135,7

2006 0,780 1,806 10,303 0,198 0,542 12,026 24,4 34,9 78,5 6,2 10,5 91,6

2007 0,844 1,869 7, 286 0,154 0,439 8,515 24,6 35,7 49,3 4,5 0,0 57,6

2008 0,995 2, 290 11,502 0,136 0,379 5,817 26,0 39,9 61,2 3,6 6,6 31,0



Одной из особенностей функционирования организованной преступности являлось использование оружия в ходе совершения преступлений. В Республике самый большой (среди всех субъектов России) удельный вес преступлений, совершенных с использованием огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств -5,8, в то время как в ЮФО-0,379, в РФ-0,136 и самая большая доля преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, которая составляла в 2008 г. соответственно: 11,502, 2,290, 0,995. Коллектив авторов под руководством профессора С.М. Иншакова коэффициент латентности по ст.222 УК РФ в ЮФО указал –6,54. На протяжении всей контртеррористической операции удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, был стабильно высоким) достигнув своего пика в 2000-2001гг. (соответственно 14,823 и 14,808) и минимального значения в 2007г. (7, 286).

Таблица 4

Динамики зарегистрированных преступлений и удельных весов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также организованной преступности (ст.ст.208-210, 239,281.1.282.2 УК РФ) в Российской Федерации, в Южном федеральном округе и в Чеченской Республике в 1999–2008 годах



Годы Зарегистрировано преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков Удельный вес в структуре преступности незаконного оборота наркотиков Зарегистрировано преступлений (ст.ст.208-210, 239,281.1.282.2 УК РФ) Удельный вес в структуре преступности (ст.ст.208-210, 239,282.1.282.2 УК РФ)

Российская

Федерация Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ.

1999 216364 37892 2 7,208 11,046 1,266 699 97 Нет сведений 0,023 0,028 0,0

2000 243572 44087 822 8,250 12,834 17,065 1031 430 329 0,035 0,125 6,83

2001 241584 39687 1124 8,139 11,755 16,318 749 313 176 0,025 0,093 2,555

2002 189576 32491 794 7,504 11,543 12,637 663 289 151 0,026 0,103 2,403

2003 181688 27784 642 6,592 9,633 8,932 863 444 340 0,031 0,154 4,73

2004 150096 22151 436 5,187 7,670 7,787 977 416 291 0,034 0,144 5,197

2005 175241 27218 445 4,930 8,241 6,542 1101 541 426 0,091 0,164 6,263

2006 212019 31983 578 5,499 8,661 9,219 1283 776 607 0,033 0,210 9,681

2007 231218 34815 737 6,454 9,512 12,939 1317 767 562 0,037 0,210 9,867

2008 232613 34421 688 7,247 10,282 15,045 1151 691 488 0,036 0,206 10,671



Незаконный оборот наркотиков, по мнению некоторых исследователей, явился самым первым структурным проявлением организованной преступности в России . Прослеживалась с 1999 года тенденция снижения зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что вряд ли отражает действительность , так как высока латентность данного вида преступлений в Чеченской Республике. Некоторые исследователи коэффициент латентности по ст. 228 УК РФ указывают –5,15 . Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в структуре преступности в 2008 г. в ЧР (15,045) превышал аналогичные показатели в ЮФО (10,282) и РФ (7,247). Некоторые ученые считают, что Чечня превратилась в крупнейшего потребителя наркотиков, стремительно развивается наркотизация населения, прогнозируется дальнейший рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков . Если в предыдущие годы 65-70% наркоманов выявлялось при участии правоохранительных органов, то в 2008г. эти показатели значительно снизились. В 2008г. доля правоохранительных органов в выявлении больных наркоманией составила 29%, (86 человек в 2007 году и 59 человек в 2008 году). В 2008 году продолжала регистрироваться все более высокая активность организованных преступников в РФ, ЮФО и Чечне, причем по числу зарегистрированных организованных преступлений (ст.ст.208-210,239,282.1.282.2 УК РФ) ЧР лидировала: 2007г.- соответственно-1317, 767, 562, 2008г.-соответственно-1151, 691, 488. Фактическая организованная преступность в Чечне выше потому, что: а) увеличивался разрыв между числом выявленных и привлеченных к уголовной ответственности лиц, а также осужденных; б) число завершаемых расследованием преступлений уменьшалось. С 2000 по 2004 гг. число выявленных лиц, совершивших преступления, и число привлеченных лиц к уголовной ответственности соответствовали друг другу: 1753, 3140, 2892, 2998, 2816. Начиная с 2005 года, разница между числом выявленных лиц, совершивших преступления, и числом привлеченных лиц к уголовной ответственности, стала увеличиваться соответственно: 120 (2005), 640 (2006), 919 (2007), 1367 (2008).

В умышленной преступности преобладала корыстная мотивация.

Таблица 5

Динамики удельных весов и зарегистрированных преступлений грабежей, разбоев в Российской Федерации, в Южном федеральном округе и в Чеченской Республике в 1999–2008 годах



Годы Удельный вес в структуре преступности разбоев Удельный вес в структуре преступности грабежей Зарегистрировано разбоев Зарегистрировано грабежей

Российская

Федерация Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

Округ Чечен–ская Республ. Россий–ская

Федерац. Южный

федер.

Округ Чечен–ская Республ.

1999 1, 37 1,2 3, 8 4,63 3,39 0,633 41135 4152 6 138970 11629 1

2000 1,34 1,3 1, 95 4,48 3,31 1,29 39437 4303 94 132393 11363 62

2001 1,5 1,4 4,6 5,013 3,86 1,41 44802 4781 316 148814 13044 97

2002 1,9 1,7 6,3 6,62 5,0 1,08 47041 4678 393 167267 14113 68

2003 1,8 1,6 4,1 7,185 5,69 0,61 48673 4674 296 198036 16409 44

2004 1,9 1,8 5,4 8,69 6,78 0,55 55448 5227 304 251433 19576 31

2005 1,8 1,7 2,8 9,69 7,38 0,97 63671 5479 190 344440 24370 66

2006 1,6 1,4 1,5 9,27 6,84 0,89 59763 5154 95 357302 25258 55

2007 1,3 1,1 1,2 8,24 5,64 0,47 45318 4059 71 295071 20651 27

2008 1,1 0,9 0,8 7,6002 5,0 0,547 35366 3155 37 243957 16,868 25



В 2007г. соотношение разбоев и грабежей было: в РФ -1:6,52, в ЮФО- 1:5,08, в Чечне - 2,6:1, то есть в Чеченской Республике разбоев было в 2,6 раза, в 2008 г. в 1,5:1 раза больше чем грабежей. Соотношение грабежей и убийств в 2007г. (соответственно: РФ-13,3:1, ЮФО- 9,2:1, ЧР-5 убийств на 1 грабеж), в 2008г. (соответственно: РФ-12,2:1, ЮФО-8,3:1, ЧР-4,4 убийства на 1 грабеж), то есть в 2007 г. убийств было в 5 раз, а в 2008 г. в 4,4 раза больше, чем грабежей. Этот факт свидетельствовал о том, что криминальное насилие в Чечне по сравнению с РФ (и другими субъектами ЮФО) осталось и носило более общественно опасный и открытый характер.

Изменение поведения человека происходит в результате воздействия на его личностные характеристики и оздоровления условий его жизнедеятельности . В Республике необходимо скорейшее системное решение социально-экономических, политических и идеологических проблем. Следует незамедлительно улучшить экономическую ситуацию, характеризующуюся резкими различиями в материальной обеспеченности разных групп населения и доступности для них профессионального образования, высококвалифицированной работы, высокой безработицей среди значительной части молодежи, проводить мероприятия по возвращению участников НВФ к мирной жизни , обеспечение субъектами контртеррористической операции дальнейшего укрепления тенденций стабилизации общественно-политической, социально-экономической и оперативной обстановки в Чеченской Республике. В связи с важностью восстановления и развития социально-экономической сферы Чеченской Республики, Правительство РФ на заседании 26 февраля 2009г. рассмотрело вопрос о выделении правительствам Чечни и Ингушетии бюджетных ассигнований из Резервного фонда федерального правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий . Теперь важно организовать внешний и внутренний эффективный контроль их расходования.

Пока у власти энергичный президент Р.Кадыров, поддерживаемый федеральным центром и частью национальной элиты, уровень преступности в Республике существенно изменяться (увеличиваться) не будет. Снижению преступности способствовала также профилактическая работа, однако общегосударственная система профилактики пока отсутствует. На криминогенную обстановку будут влиять негативные факторы, вызванные последствиями кризиса в экономике, задолженность по выплате заработной платы, безработица, что повлечет уменьшение трудовых доходов населения. Следует иметь ввиду, что идет процесс освобождения из мест лишения свободы лиц, осужденных, в том числе за террористические преступления, а правовой институт постпенитенциарного контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, отсутствует и нет и программы их ресоциализации. Нет оснований ожидать значительного роста преступлений, предусмотренных ст.205 УК РФ (террористический акт), а рост террористических преступлений будет происходить за счет ст.208 УК РФ (Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), несмотря на то, что правоохранительные органы и спецслужбы оценивают потенциал организованных преступных формирований (ОПФ) террористического характера в Республике в 500 лиц . Но остается высоким уровень террористической угрозы в Республике поэтому важно не снижать уровень активности в деятельности республиканской антитеррористической комиссии, разрабатывать эффективные мероприятия. Для всех правоохранительных органов актуальной задачей остается ликвидация источников и каналов финансирования терроризма как из-за границы, так и внутри региона. Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, совершенных с использованием огнестрельного и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств существенно снижаться не будет, так как регион наводнен оружием еще со времен распада СССР. Фактический уровень преступности будет расти за счет высокой латентности экономических и коррупционных преступлений . По мере стабилизации политической ситуации, правопорядка и улучшения экономических условий жизни граждан , население будет больше доверять представителям федеральных органов власти и оказывать в конкретных случаях определенное содействие. Восстановительный и период развития будут и дальше характеризоваться незначительным снижением регистрируемой преступности, но весьма значительной латентностью многих преступлений, в том числе особо тяжких и тяжких, преступлений должностных лиц и связанных с ними организованных преступников разных категорий. Необходимо создание в системе исполнительной власти республики подразделения Единой криминологической службы, рационального (с учетом исторического опыта) использования частей и подразделений, укомплектованных этническими чеченцами. В борьбе с преступностью важно формирование правовой культуры населения республики, в том числе государственных служащих, политиков, журналистов. В первую очередь в республике необходимо совершенствовать предупредительную деятельность в отношении преступлений террористического характера , бандитизма и посягательств на жизнь работника правоохранительного органа, военнослужащего представляющих исключительную общественную опасность. Необходимо продолжить разработку и рекомендации по совершенствованию Комплексной программы борьбы с похищением человека, раскрытию преступлений террористического характера, по обеспечению безопасности объектов нефтегазового комплекса Чечни. На расширенном заседании коллегии Генеральный прокурор РФ Чайка Ю.Я. выделил 3 основных направления, на которых следует сконцентрировать усилия всех правоохранительных органов – это учетно-регистрационная дисциплина, раскрываемость преступлений, качество следствия . Комплексное решение перечисленных проблем поможет снизить криминальную активность членов организованных преступных формирований и улучшить криминальную ситуацию в Чеченской Республике.















Сведения об авторе: Паненков Александр Александрович, 24 января 1955 года

рождения, уроженец г. Росток, ГДР, проживающий 141292 Московская область г.

Красноармейск мкр. Северный дом 2 б кв.81 Т. Сот. 8-9165259536, Т сот.

8-916-017-95-04, Т сл. 8-499 256-61-21, паспорт серия 22 99 номер 219284 выдан

УВД Сормовского района города Нижнего Новгорода, ИНН 526310821389, номер

страхового свидетельства по пенсионному фонду 135-547-60366, старший научный

сотрудник отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом

и экстремизмом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской

Федерации, старший советник юстиции, Почетный работник прокуратуры

России. В 2001-2005гг. начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов ФСБ, ФСНП и МВД, старший помощник прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратуры Чеченской Республики.






Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.