по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Содержание № 04, 2022
Выходные данные сетевого издания "Вопросы безопасности"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук, cona01@yandex.ru
ISSN: 2409-7543
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2022
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Плешакова Е.С., Гатауллин С.Т., Осипов А.В., Романова Е.В., Самбуров Н.С. - Эффективная классификация текстов на естественном языке и определение тональности речи с использованием выбранных методов машинного обучения c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.38658

EDN: UPWMCV

Аннотация: В настоящее время генерируется огромное количество текстов, и существует острая необходимость организовать их в определенной структуре, для выполнения классификации и правильного определения категорий. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как классификация текстов на естественном языке и определение тональности текста в социальной сети Twitter. Использование социальных сетей помимо многочисленных плюсов, несет и негативный характер, а именно пользователи сталкиваются с многочисленными киберугрозами, такими как утечка персональных данных, кибербуллинг, спам, фейковые новости. Основной задачей анализа тональности текста является определение эмоциональной наполненности и окраски, что позволит выявить негативно окрашенную тональность речи. Эмоциональная окраска или настроение являются сугубо индивидуальными чертами и, таким образом, несут потенциал в качестве инструментов идентификации.   Основная цель классификации текста на естественном языке состоит в том, чтобы извлекать информацию из текста и использовать такие процессы, как поиск, классификация с применением методов машинного обучения. Авторы отдельно выбрали и сравнили следующие модели: логистическая регрессия, многослойный перцептрон, случайный лес, наивный байесовский метод, метод K-ближайших соседей, дерево решений и стохастический градиентный спуск. Затем мы протестировали и проанализировали эти методы друг с другом. Экспериментальный вывод показывает, что применение скоринга TF-IDF для векторизации текста улучшает качество модели не всегда, либо делает это для отдельных метрик, вследствие чего уменьшается показатель остальных метрик для той или иной модели. Наилучшим методом для выполнения цели работы является Стохастический градиентный спуск.
Технологии и методология в системах безопасности
Ларионова С.Л. - Организация работы по борьбе с мошенничеством в кредитной организации c. 15-26

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.38920

EDN: CLHLDR

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является технологии дистанционного банковского обслуживания и удаленного предоставления финансовых услуг, предметом исследования статьи является методы и средства противодействия мошенничеству. Автор подробно рассматривает основные причины успешных мошеннических операций, анализирует основные инструменты противодействия, определяет показатели анализа эффективности противодействия, предлагает направления решения проблемы. В статье детально рассматривается алгоритмы фрод-анализа и определяется оптимальная модель анализа мошеннических операций. Особое внимание в статье уделяется анализу причин роста мошеннических операций в сфере удаленного предоставления финансовых услуг. Автор определяет направления совершенствования системы противодействия мошенничества, включая предложения по доработке законодательства платежной сферы. В статье также описаны основные схемы мошенничества и актуальные угрозы, способствующие совершению мошеннических операций.   Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Единственное направление противодействия мошенническим операциям в финансовой сфере является система фрод-анализа, построенной на оценки рисков клиента и его операций на базе моделей искусственного интеллекта, индикаторов мошеннических операций и правил их использования, а также риск-ориентированной аутентификации клиента и его операций. 2. Фрод-анализ позволяет эффективно защитить клиента не только от действий злоумышленника, но и от собственных действий, совершаемых под влиянием методов социальной инженерии. 3. Финансовые организации не используют свои права по предотвращению мошеннических операций, которые совершаются клиентами финансовой организации под воздействием методов социальной инженерии. Особым вкладом автора являются предложения в части совершенствования законодательства с целью противодействия мошенничеству. Научная новизна данной работы заключается в разработке и обосновании оптимальной системы противодействия мошенничества с учетом существующих схем мошенничества, показателей эффективности противодействия мошенничеству.
Галкин А.Ф., Панков В.Ю., Фёдоров Я.В. - Изменение температуры в камерах подземных сооружений при работе дизельных установок c. 27-33

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.38938

EDN: DUMHVO

Аннотация: Тепловой режим подземных сооружений криолитозоны различного назначения, как связанных , так и не связанных с горным производством, является важным фактором, определяющим их надежную и безопасную эксплуатацию. В связи с этим, прогноз теплового режима в горных выработках является обязательным и важным элементом обоснования проектных решений для строительства и реконструкции подземных сооружений в зонах распространения сплошной и островной мерзлоты. Одним из главных источников тепловыделений в выработках является работа дизельной техники, которая широко применяется, как при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом, так и для обеспечения технологических процессов в подземных сооружениях не горного профиля. Целью исследований являлась количественная оценка влияния работы дизельных установок на тепловой режим в подземных сооружениях криолитозоны. Результаты численных расчетов представлены в виде 2D и ЗD графиков, которые позволяют наглядно оценить влияние дизельной техники на приращение температуры воздуха в подземном сооружении в зависимости от времени года и к.п.д. дизельной установки. Показано, в частности, что в наиболее вероятном диапазоне изменения к.п.д. дизельной установки, температура воздуха может изменяться от 3,2 до 6,3 °С, в зависимости от нормативных значений расхода вентиляционного воздуха. Установлено, что приращение температуры не зависит от количества одновременно работающих дизельных установок и определяется только удельным нормативным расходом воздуха (м3/с на 1кВт мощности установки).
Доктрина
Ибрагимов Ф.Э. - Развитие Ирано-Германских отношений в 2010-2020 гг (проблемы и перспективы) c. 34-42

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.39069

EDN: HBVZZC

Аннотация: Предметом исследования являются Ирано-Германские отношения в 2010-2020 гг. Объектом исследования является развитие отношений между Ираном и Германией. Автор работы подробно рассматривает такие аспекты темы, как история развития отношений между Ираном и Германией, Совместный всеобъемлющий план действий, который непосредственно затрагивает отношения Ирана с мировым сообществом, в частности с Европейским союзом. Особое внимание уделяется роли Германии как стратегического партнера Ирана. Традиционно ближайшим партнером Ирана в Европе считалась Германия, хотя ее политика в отношении Ирана во время так называемого ядерного кризиса 2000-х годов во многом следовала примеру Вашингтона из-за присоединения Германии к силовой дипломатии последнего. Основными выводами проведенного исследования являются: Будущее германо-иранских отношений будет зависеть от ряда международных, региональных и внутренних факторов, развитие которых трудно предсказать с какой-либо уверенностью; помимо Германии, в меньшей степени имеют значение позиции Великобритании и Франции по отношению к Ирану; геополитическая привлекательность Ирана наряду с готовностью Ирана приветствовать Германию в качестве активного игрока на Ближнем Востоке и в Персидском заливе, а также давление со стороны экономических групп страны с целью развития торговых отношений с Ираном побуждают Германию взять на себя ведущую роль в европейской внешней политике в отношении Ирана; с началом ядерных переговоров в 2013 году Берлин сыграл положительную роль в ходе переговоров, кульминацией которых стала ядерная сделка в июле 2015 года. С тех пор наладилось тесное сотрудничество как в промышленности, так и в сфере образования; научная новизна исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть применены при стратегическом планировании международных отношений к Ирану.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Сергеева А.А., Воскобойник И.О., Гурев М.С., Гусенова П.А., Соколова Е.В., Мартыненко С.Б., Рывкин С.Ю. - МВД России как субъект антикоррупционного противодействия: управленческие решения в системе обеспечения национальной безопасности c. 43-53

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.39109

EDN: IECBZB

Аннотация: Предметом исследования выступает правовое обеспечение антикоррупционной деятельности МВД России. Во взаимосвязи с положениями Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы и общими правилами стратегического планирования авторами рассматриваются управленческие решения антикоррупционного характера, основные приоритеты антикоррупционной стратегии и особенности ее реализации. На основе совокупности общенаучных и частно-научных методов авторами исследовано соотношение общего и специального уровня управленческих антикоррупционных решений, раскрыты особенности участия МВД России в противодействии коррупции. Выделен ряд сфер, где эти решения оказываются максимально востребованными, дифференцированы организационные, кадровые и методические решения.   Новизна исследования заключается в том, что авторами рассмотрен профилактический потенциал правоохранительной и контрольной деятельности МВД России, предложены индикаторы разработки и реализации антикоррупционных управленческих решений, раскрыты особенности их структуры. Противодействие коррупции, выявление и устранение причин ее возникновения включено в перечень основных направлений профилактики правонарушений. Авторами сделан акцент на особенностях оценки и прогнозирования криминогенных факторов, относящихся к коррупционным проявлениям. применении специальных мер профилактики правонарушений в соответствии с нормами действующего законодательства. Выделены стадии принятия, исполнения и обнародования результатов антикоррупционных управленческих решений МВД России.
Человек и гражданин в системе безопасности
Попова С.М., Яник А.А. - Эффективность регулирования трудовой иммиграции: подходы и методы оценки c. 54-69

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.39209

EDN: KNAYCQ

Аннотация: Рассмотрен ряд современных подходов и методов к оценке эффективности регулирования трудовой иммиграции. Под эффективностью иммиграционной политики понимается способность регулирующих механизмов обеспечивать своевременное, дифференцированное и упорядоченное привлечение желательных мигрантов в экономику страны таким образом, чтобы этот ресурс приносил максимальную пользу в решении текущих задач социально-экономического развития и не угрожал национальной безопасности. Источники для исследования: массив официальных документов России, стран ЕС, МОТ в области регулирования миграции (стратегии, отчеты, результаты оценочных процедур, статистика), релевантная научная литература. В работе использованы общенаучные и сравнительные методы. В международной литературе выделены два полярных подхода: «бюрократический» (исходит из принципов проектного управления и связан с развитием процедур внешней независимой оценки конкретных мероприятий (проектов) миграционной политики) и «академический» (поиск общих теоретических моделей и универсальных методов, позволяющих на единой основе сопоставлять результаты миграционного регулирования в разных странах). В отечественной литературе выделены также два кластера, различающихся по приоритетному критерию для оценки эффективности: (1) оценка адекватности миграционной политики экономическим интересам России (с учетом запросов региональных рынков труда), (2) способность гарантированно обеспечивать интересы общественной безопасности и укрепления единства многонационального народа России. Соединение конкурирующих критериев способно дать более объемные представления об эффективности миграционной политики, однако практическая реализация подхода пока затруднена.
Информационное обеспечение национальной безопасности
Горян Э.В. - Определение факторов безопасности цифровой инфраструктуры в финансово-банковском секторе: подход Сингапура c. 70-81

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.39060

EDN: KFAHYQ

Аннотация: Объектом исследования являются отношения в сфере обеспечения безопасности цифровых инфраструктур в финансово-банковском секторе. Предмет исследования представлен нормативно-правовыми актами и источниками «мягкого права» Сингапура, устанавливающими требования к информационным системам, персональным и конфиденциальным данным. Определяются особенности сингапурского подхода к регулированию отношений в рассматриваемой сфере. Рассматриваются требования Валютного управления Сингапура к безопасности цифровых инфраструктур как в государственном, так и в частном секторе. Характеризуются особенности обеспечения безопасности ключевых компонентов цифровых инфраструктур: цифровой идентичности; авторизации и согласия; функциональной совместимости платежных систем и обмена данными. Исследуется роль финансового регулятора в обеспечении безопасности цифровых инфраструктур. Основными факторами безопасности цифровой инфраструктуры финансово-банковского сектора Сингапур определил целостный подход к разработке политики регулирования, равно как и определяющую роль финансового регулятора в создании цифровой инфраструктуры. Техническая сторона является лишь одним из элементов цифровой инфраструктуры: необходимо сбалансировать нормативные, технические и деловые стандарты. Выделенные Валютным управлением Сингапура ключевые компоненты цифровой инфраструктуры определяют уровень безопасности производственных процессов финансовых институтов. Внимание должно быть сфокусировано на укреплении доверия конечного пользователя. Защищенность цифровой инфраструктуры финансовых институтов от угроз повышает степень доверия к этим институтам со стороны инвесторов. Поэтому финансовые институты Сингапура имеют высокую инвестиционную привлекательность.
Система и взаимодействия
Старовойтов В.Г. - Взаимодействие органов публичной власти в сфере стратегического планирования Российской Федерации c. 82-94

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.39196

EDN: PIWMSP

Аннотация: Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения возникающие при взаимодействии органов публичной власти в сфере стратегического планирования. Объектом исследования является система стратегического планирования России. В статье использованы методы анализа и синтеза, системный и комплексный подход. Автор подробно рассматривает аспекты появления в современном российском законодательстве нового понятия "орган публичной власти". Особое внимание уделяется структуре единой системы публичной власти и взаимодействию органов публичной власти между собой в процессе стратегического планирования. В статье показано, что деятельность органов публичной власти, как участников стратегического планирования, направлено на решение задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России. Новизна исследования заключается в формировании системы взаимодействия органов публичной власти способной повысить эффективность деятельности участников стратегического планирования в решении вопросов социально-экономического развития и обеспечения экономической и национальной безопасности России. В статье показано, что в настоящее время взаимодействие органов публичной власти в сфере стратегического планирования крайне актуально и должно быть направлено на их мобилизацию по реализации основополагающих документов стратегического планирования - Стратегии экономической безопасности Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Основные выводы. Использование результатов проведенных исследований позволяют : - повысить мобилизационный уровень и эффективность деятельности органов публичной власти; -оптимизировать (сократить) количество разрабатываемых документов стратегического планирования; -обеспечить согласованность стратегического и бюджетного планирования; -повысить уровень информационно-аналитического обеспечения для поддержки процессов выработки управленческих решений; -обеспечить эффективный контроль и мониторинг в сфере стратегического планирования; -повысить оперативность при корректировке планов и программ; -повысить ответственность должностных лиц органов публичной власти в сфере стратегического планирования.
Внутренний контур национальной безопасности
Золотарев Е.В., Сергеев И.В., Лапенкова Н.В., Крупнов Ю.А. - Противодействие коррупции и незаконному обогащению как ее экономическому проявлению c. 95-110

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.38714

EDN: XDZDSC

Аннотация: На сегодняшний день, коррупция в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года рассматривается в качестве одной из ключевых внутренних угроз экономической безопасности страны. Однако практика показывает, что она не только разрушает механизм государственного управления изнутри, но и все чаще используется Западом для оказания давления и склонения к противоправному сотрудничеству отдельных российских должностных лиц, имеющих незаконные активы за рубежом. В этой связи создание и развитие эффективных механизмов противодействия незаконному обогащению должностных лиц будет способствовать подрыву экономических основ коррупции. В работе использованы диалектический и сравнительно-правовой методы, системный подход, табличная интерпретация эмпирико-фактологической информации. В статье исследован генезис правового института ответственности за незаконное обогащение, зарубежный опыт его нормативного закрепления. Проанализированы попытки криминализации незаконного обогащения в России. Рассмотрены позиции отечественных ученых относительно целесообразности его криминализации на современном этапе развития правовой системы России. Предложен авторский подход по закреплению в уголовном законе России ответственности за незаконное обогащение должностных лиц. Авторы приходят к выводу о том, что характерной чертой и конечной целью всех коррупционных правонарушений является ориентированность на получение выгоды (незаконное обогащение). Незаконное обогащение должностных лиц является серьезной угрозой экономической безопасности Российской Федерации. В связи с этим в уголовном законе России необходимо предусмотреть ответственность за приобретение должностным лицом в собственность или в пользование активов, стоимость которых значительно превышает законные доходы этого лица и его супруги (супруга), а также за приобретение таких активов в интересах третьих лиц.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Савоськин А.В., Галицков В.А. - Правовая регламентация изменения территории РФ как фактор национальной безопасности c. 111-118

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.38952

EDN: XUFOYL

Аннотация: История учит, что любые территориальные изменения несут в себе угрозу национальной безопасности, даже если эти территориальные изменения происходят внутри границ одного государства. При этом изменение государственных границ может повлечь не только осложнение международных отношений, но и рост социально-политического напряжения внутри страны. Поэтому крайне важно, чтобы этот процесс имел заранее установленные правовые рамки, которые бы позволяли минимизировать риски, связанные с изменением территории государства. Таким образом предметом настоящей публикации является правовой порядок и опыт изменения территории РФ, в том числе присоединения к России новых субъектов федерации в 2014 и 2022 годах. В публикации отмечается, что пробел, установленный конституционным законодателем в части изменения территориальных границ восполнен не в полном объеме. В настоящее время установлен только порядок присоединения новых субъектов РФ и отсутствует порядок выделения субъектов или территорий из состава РФ. Отсутствие процедуры выхода территории из состава России, фактически лишает последних такой возможности, что обеспечивает стабильность территории страны и ее безопасность. В то же время порядок присоединения новых субъектов РФ регламентирован подробно и включает в процесс принятия соответствующего решения почти все высшие органы государственной власти. В публикации доказывается соблюдение международных правовых норм при реализации процесса вхождения новых субъектов федерации в состав России, в том числе с опорой на декларативную теорию возникновения государств. Доказывается допустимость и правомерность национальных процедур присоединения к Российской Федерации новых субъектов. Авторами предлагается расширить использование прямой демократии при вхождении новых субъектов в состав Российской Федерации.
Фактор надежности в системах безопасности
Савоськин А.В., Сошникова И.В. - Отказ прокурора от обвинения в уголовном судопроизводстве c. 119-127

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.39049

EDN: XLZQIA

Аннотация: В судебной практике довольно редко встречаются уголовные дела, которые были прекращены в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Причины для столь редкого использования анализируемого полномочия прокурора носят как объективный, так и субъективный характер. Предметом исследования является содержание процедуры отказа прокурора от обвинения и его последствия. На основе системного и сравнительно-правового методов исследования выявляются доктринальные подходы к роли потерпевшего и обвиняемого при принятии прокурором решения об отказе от обвинения. Высказывается суждение о необходимости сохранить свободу усмотрения прокурора при отказе от обвинения при условии согласования такого решения со сторонами по уголовному делу и прежде всего с потерпевшей стороной. Однако согласие потерпевшего не может рассматриваться в качестве обязательного условия для принятия прокурором решения об отказе от обвинения. Анализируются основания для прекращения уголовного дела и уголовного преследования при отказе прокурора от обвинения, и делается вывод, что несмотря на недостаточное регулирование этого вопроса в УПК РФ, соответствующее решение прокурор может принят только после всестороннего исследования доказательств в судебном процессе, поскольку до этого момента у прокурора не может сформироваться убежденность в правильности решения об отказе от обвинения и не будет полноты в изложении мотивов, послуживших основанием для его принятия.
Доктрина
Дегтерев А.Х. - Проблема Северокрымского канала как трансграничный конфликт на реке Днепр c. 128-135

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.39461

EDN: YFGAYA

Аннотация: Северо-Крымский канал рассматривается как продолжение реки Днепр. Это позволяет анализировать его перекрытие в 2014 г. как одну из классических проблем трансграничного водопользования, связанных с частичным или полным ограничением стока в среднем или нижнем течении реки. В качестве аналогичного примера рассмотрен конфликт между Турцией и Сирией из-за водных ресурсов реки Евфрат. Показано, что такого рода трансграничные конфликты нередко обусловлены как экономическими причинами, так и возникают в связи с уменьшением стока в отдельные годы в связи с усилением засушливости климата.           В данной статье приведены теоретико-игровые модели взаимодействия сторон и обоснована необходимость компенсационных платежей между странами-участниками трансграничного спора. По итогам проведенного в данной статье анализа был сделан вывод о том, что одним из последствий возможного разрушения плотины Каховского водохранилища будет прекращение поступления воды в Северо-Крымский канал. Дело в том, что на первом участке длиной более 200 км вода из водохранилища идет в канал самотеком, так что при понижении уровня в точке водозабора на 16 м заполнение канала прекратится.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.