Статья 'Модели правового регулирования оборота гражданского оружия в иностранных государствах (на примере США, Германии и Японии) ' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Модели правового регулирования оборота гражданского оружия в иностранных государствах (на примере США, Германии и Японии)

Бекетов Олег Иванович

доктор юридических наук

начальник, кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел, Омская академия МВД России

644092, Россия, Омская область, г. Омск, пр. Комарова, 7

Beketov Oleg Ivanovich

Doctor of Law

Professor, the department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Branches, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

644092, Russia, Omskaya oblast', g. Omsk, pr. Komarova, 7

ol_beketov@mail.ru
Майле Алексей Давидович

кандидат юридических наук

служащий, Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев Министерства внутренних дел Германии, доктор права, магистр административных наук (ФРГ)

24568, Германия, Schleswig-Holstein область, г. Kaltenkirchen, ул. Lortzingstraβe, 6

Maile Aleksei Davidovich

PhD in Law

Public Servant, Federal Department of the Questions of Migration and Refugees of the Ministry of Internal Affairs of Germany; Doctor of Law, Master's Degree in Administrative Sciences (Germany)

24568, Germaniya, Schleswig-Holstein oblast', g. Kaltenkirchen, ul. Lortzingstraβe, 6

majle.alex@gmail.com
Гоман Ольга Сергеевна

преподаватель, кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел, Омская академия МВД России

644092, Россия, Омская область, г. Омск, пр. Комарова, 7

Goman Ol'ga Sergeevna

Educator, the department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Branches, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

644092, Russia, Omskaya oblast', g. Omsk, pr. Komarova, 7

beresh_olga@mail.ru
Сургутсков Вадим Игоревич

кандидат юридических наук

заместитель начальника, кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел, Омская академия МВД России

644092, Россия, Омская область, г. Омск, пр. Комарова, 7

Surgutskov Vadim Igorevich

PhD in Law

Docent, the department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Branches, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

644092, Russia, Omskaya oblast', g. Omsk, pr. Komarova, 7

Surgutskov55@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7136.2020.11.34726

Дата направления статьи в редакцию:

24-12-2020


Дата публикации:

31-12-2020


Аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу оборота гражданского оружия в Соединенных Штатах Америки, Японии и Федеративной Республики Германии. Предметом исследования выступает законодательство названных государств, устанавливающее правила оборота оружия для гражданского населения. Основной целью исследования является выработка на основе анализа нормативных правовых актов моделей правового регулирования оборота гражданского оружия. Методологическую основу исследования образуют обще- и частнонаучные методы познания, в том числе аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, статистический, социологический. В статье раскрываются особенности становления, развития и современного состояния правового регулирования оборота гражданского оружия за рубежом на примере трех государств мира.   Научная новизна проведенного исследования определяется выявлением трех отличных друг от друга моделей правового регулирования оборота гражданского оружии: либерально-разрешительной, запретительно-патерналистской и комбинированной. Авторы приходят к выводу, что, выбор метода правового регулирования оборота гражданского оружия зависит от объективных факторов, в которых существует государство, а именно: социальных, политических, культурных, идеологических, религиозных и иных факторов, а также от исторического опыта государства, особенностей регулирования внутренних социальных вопросов, менталитета населения, наличия или отсутствия «состояния войны». В мире не создана универсальная модель регулирования оборота гражданского оружия, самая эффективная реализация представленных моделей возможна только в случае сбалансированного учета всех объективных факторов для каждого конкретного государства.


Ключевые слова:

модель, правовое регулирование, оборот, разрешение, контроль, запрет, гражданское оружие, США, Германия, Япония

Abstract: The object of this research is the social relations established with regards to the sales of personal weapon in the United States, Japan, and Germany. The subject of this research is the legislation of the aforementioned countries, which regulates the sales of weapon for civilian population. The key goal lies in elaboration of the models of legal regulation of the sales of personal weapons based on the analysis of normative legal acts. The article reveals the peculiarities of establishment, development, and current state of legal regulation of sales of personal weapons abroad using the example of three countries – United States, Germany, and Japan. The scientific novelty of the conducted research consists in description of the three contrasting models of legal regulation of sales of personal weapons: liberal-permissive, prohibitory-paternalistic, and combinatory. The conclusion is made that the choice of the method of legal regulation of sales of personal weapons depends on the objective factors the country exists in, namely: social, political, cultural, ideological, religious, as well as historical experience of the country, regulation of domestic social issues, population mentality, presence or absence of the “war status”. There is yet no universal model for regulation of the sales of personal weapon. Most efficient implementation of the indicated models is possible only in case of the balanced consideration of all objective actors for each particular country.


Keywords:

model, legal regulation, turnover, authorization, control, prohibition, civil weapons, USA, Germany, Japan

Во многих государствах мира вопросам правового регулирования оборота огнестрельного оружия среди гражданского населения в последние годы уделяется значительное внимание. Как источник повышенной опасности оружие в случае его бесконтрольного обращения создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

Государства с развитой оружейной культурой имеют более либеральные законы. Другие страны выстраивают регулирование указанной области, исходя из монополии своей власти на охрану и защиту населения от противоправных посягательств, что подчеркивает так называемый азиатский стиль государственного управления, основанный на принципе патернализма. Третьи наоборот доверяют своим гражданам хранение и применение оружия, почти не обременяя их ограничениями и запретами. Таким образом, каждое государство находит собственный баланс между категорическим запретом и свободным оборотом гражданского оружия с учетом социальных, политических, культурных, идеологических, религиозных и иных факторов, а также исторического опыта.

Комплексный анализ зарубежного законодательства позволяет выявить основные модели регулирования в области оборота гражданского оружия, использование которых могло бы оказаться достаточно полезным и в российских условиях.

1. Оборот оружия в США. В 2008 г. согласно статистическим данным на 100 человек населения США приходилось 90 единиц оружия. В 2019 году по результатам исследования, проведенного швейцарской организацией «Смол Армс Сюрвей» (Small Arms Survey), по количеству единиц на душу населения вновь лидируют США – 120,5 единиц на 100 человек [1].

Право каждого гражданина на владение оружием в 1791 году закреплено второй поправкой к Конституции Соединенных Штатов Америки. США во многих публикациях и научных работах признаются страной с наиболее либеральным оружейным законодательством. Стоит отметить, что единого закона об оружии, как, к примеру, в Российской Федерации в США нет.

На федеральном уровне можно выделить три основных законодательных акта, регулирующих вопросы торговли, приобретения, хранения, ношения и применения оружия. Ими являются: Национальный закон об оружии 1934 года (The National Firearms Act, NFA, 1934 [2]), Закон о контроле над оружием 1968 года (the Gun Control Act [3]) и, как уже было отмечено, вторая поправка к американской Конституции 1791 года. Вместе с тем оговоримся, что данными федеральными законодательными актами охвачен только узкий круг вопросов, связанных с оборотом оружия. Национальный закон об оружии 1934 года регулирует правоотношения, связанные с изготовлением, владением и торговлей автоматического оружия (пулеметами), глушителями, гранатами и взрывчатыми веществами. Данный Закон в основном устанавливает контроль за оборотом так называемого «гангстерского» оружия и не затрагивает оборот иных видов оружия. Законом о контроле над оружием были запрещены почтовая пересылка огнестрельного оружия, а также его продажа лицам, судимым за тяжкие преступления. Согласно положениям названного нормативного правового акта разрешение на приобретение огнестрельного оружия могут получить только лица, имеющие гражданство США или разрешение на постоянное проживание (Green Card). При этом они могут приобрести оружие исключительно в том штате, где имеют постоянное место жительства. Закон о контроле над оружием также запретил частную торговлю им. Тем не менее, продажа оружия между жителями одного и того же штата остается нормативно неурегулированной. Бытует мнение, что указанный Закон был введен для существенного ограничения прав граждан в области оборота оружия. Исполнением указанных законов на федеральном уровне занимается Бюро по алкоголю, табаку, огнестрельному оружию и взрывчатым веществам (ATF).

Кстати, попытки жестко урегулировать оборот оружия в США предпринимались неоднократно, однако преимущественно потерпели неудачу. Принятый в 1986 году Закон о защите прав владельцев оружия (Firearms Owners’ Protection Act, FOPA [4]) фактически представлял собой группу поправок, направленных в первую очередь на изменение либо конкретизацию спорных и недостаточно четких положений Закон о контроле над оружием [5, c. 347].

Законом Брэди о предотвращении насилия с применением огнестрельного оружия 1993 года (Brady Handgun Violence Prevention Act, Brady Act [6]) были внесены очередные поправки в Закон 1968 года, первоначально устанавливающие пятидневный период ожидания для граждан с целью изучения правоохранительными органами биографии потенциального покупателя пистолета, прежде чем лицензированный дилер получит право завершить продажу оружия этому лицу. Цель такой проверки состояла в выявлении лиц, на которых распространяются запреты и ограничения на приобретение оружия. Однако впоследствии Верховный Суд США признал почти все пункты данного законодательного акта не соответствующими Конституции. Пятидневный период ожидания в настоящее время заменен системой мгновенной проверки, которая может быть продлена до трех дней.

Следующий Федеральный закон о запрете штурмового оружия или Закон о защите общественной безопасности и рекреационном использовании огнестрельного оружия 1994 года (Federal Assault Weapons Ban or Public Safety and Recreational Firearms Use Protection Act, AWB [7]) запретил: 1) производство, передачу и владение полуавтоматическим штурмовым оружием; 2) передачу и владение устройствами подачи боеприпасов большой емкости (т.е. устройствами, способными вместить более 10 патронов).

Закон о защите законной торговли оружием 2005 года (Protection of Lawful Commerce in Arms Act, PLCAA [8]) обеспечив оружейной промышленности иммунитет от большинства деликтных обязательств при определенных обстоятельствах, сделал незаконным для любого лицензированного производителя или дилера продавать или передавать любое оружие, если получатель не обеспечен условиями безопасного хранения оружия либо предохранительным устройством.

Закон о внесении изменений в национальную систему мгновенной проверки криминального прошлого 2007 года (National Instant Criminal Background Check System, NICS [9]), а также Закон об усовершенствовании поправок 2007 года (Improvement Amendments Act, NICS Act [10]) предписывают необходимость ведения базы данных, используемой для проведения проверки при покупке огнестрельного оружия, идентификационной информацией, которая касается лиц, признанных психически неполноценными или помещенных в психиатрические учреждения [11].

Кроме того, в США действует более 2,5 тысяч местных законов, регламентирующих вопросы приобретения, ношения и применения оружия. Напомним, что в отличие от России правовое регулирование оборота оружия в США осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Последние обладают и, что самое примечательное, активно используют свое право на принятие норм, устанавливающих правила приобретения и владения оружием, в том числе так называемым «гангстерским» оружием. А.А. Шулус «по критерию жесткости оружейного законодательства» подразделяет штаты со строгим, либеральным и средним законодательством [12, c. 322]. Таким образом, правила оборота оружия на территории США существенно разнятся.

В штате Вермонт, например, существует обязанность оплачивать налог в размере 500 $ в том случае, если проживающий в нем житель не является владельцем оружия, поскольку в случае отсутствия оружия он не сможет защитить себя и своих близких, а значит полиция, осуществляя его защиту, понесет дополнительные расходы.

В большинстве штатов при покупке оружия не нужно предъявлять документ, удостоверяющий личность, и не выдается разрешение на ношение оружия (Firearms License). Такое разрешение не является обязательным также для осуществления хранения оружия. Однако для изготовления и торговли оружием необходимо федеральное разрешение (Federal Firearm License).

Для коллекционирования оружия частное лицо обязано получить специальную «лицензию коллекционера», выдаваемую органами власти в соответствующем штате. На федеральном уровне выдаются только разрешения на коллекционирование редких и уникальных экземпляров антикварного огнестрельного оружия, на основании которых они могут перевозиться через границы штатов.

В США действует общественная организация – Корпорация по контролю за оборотом оружия, которая ставит своей целью ограничение распространения оружия. Однако на территории штатов также присутствуют и организации, которые защищают конституционное право граждан на свободное владение оружием и выступают за снятие всех ограничений в этой области.

Бывший руководитель США Барак Обама в конце своего второго срока президентства, заявил, что главным разочарованием за годы своим президентства считает безуспешные попытки законодательно ограничить доступ граждан к огнестрельному оружию [13]. Озабоченность Б. Обамы разделяют многие американцы, выступающие за ужесточение контроля за оборотом оружия, его регулирования исключительно на общефедеральном уровне. По информации агентства министерства здравоохранения США «Центры по контролю и профилактике заболеваний США», с 1968 г. по 2013 г. число погибших от огнестрельного оружия составило более 1 млн 300 тыс. человек. Таким образом, ежегодно в стране от оружия гибнет свыше 32 тыс. человек [14]. Однако даже самые вопиющие случаи, как те, что произошли, к примеру, в июле 2012 г. в кинотеатре г. Аврора штат Колорадо, когда 24-летний Джеймс Холмс застрелил 12 и ранил около 60 человек или в конце этого же года, когда в средней школе г. Ньютаун штат Коннектикут 20-летний Адам Лэнза застрелил 26 человек, 20 из которых были детьми, после чего покончил жизнь самоубийством, не способны убедить значительную часть американского общества в необходимости ограничить оборот боевого оружия.

Прямо противоположную позицию о праве граждан США на владение летальным оружием неизменно демонстрировал глава Белого дома Дональд Трамп [15], что, правда, не мешало ему продвигать идеи о милитаризации американской полиции. В 2017 г. Бывший президент США даже пообещал в связи с масштабным уровнем вооруженного насилия в Чикаго направить в этот город федеральное подкрепление [16].

Резюмируя, отметим, что в США, по нашему мнению, существуют такие основные проблемы, как недостаточный федеральный контроль за оборотом оружия со стороны компетентных правоохранительных органов, несмотря на значительное его количество «на руках» у населения, а также отсутствие лицензионного порядка приобретения отдельных видов оружия в большинстве штатах.

2. Оборот оружия в Германии. Регулирование оборота оружия в Германии носит ограничительный характер. Все вопросы, касающиеся оружия, относится к исключительной компетенции Федерации. Основу регулирования составляют Федеральный закон об оружии 2002 года (Waffengesetz) и Общее постановление об исполнении Закона об оружии 2003 года (Allgemeine Waffengesetzverordnung - AWaffV). Национальный Gun реестр Германии в конце 2012 г. насчитывал 5,5 млн. единиц гражданского огнестрельного оружия, принадлежащего на законных основаниях 1,4 млн жителей Германии [17].

В 2009 г. была проведена очередная реформа в области регулирования оборота оружия, в ходе которой был создан Федеральный регистр оружия. Данная реформа также привела к более жесткому и интенсивному контролю за соблюдением требований оборота гражданского огнестрельного оружия со стороны государства, в том числе были расширены полномочия государственных контролирующих органов. Так, например, контролирующие органы в любое время могут потребовать доступ в помещение, где хранится оружие, с целью проверки его безопасного хранения.

Для приобретения оружия граждане должны сначала получить лицензию на владение (хранение) огнестрельного оружия (Waffenbesitzkarte), или лицензию на ношение оружия (Waffenschein).

В Германии разрешается владеть многозарядными пистолетами и револьверами, полуавтоматическим длинноствольным оружием (ружья и винтовки) лицам, достигшим 21 года.

Разрешение на хранение определённого вида оружия может получить физическое лицо (или несколько лиц), достигшее 18-летнего возраста, предъявившее официальное подтверждение благонадёжности и пригодности, компетентности и потребности в приобретении оружия. Орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет соответствующие запросы в Федеральный централизованный орган судебной статистики, в прокуратуру, в соответствующую службу государственной безопасности и полицейский участок по месту жительства. Указанные органы осуществляют проверку на наличие судимости, является ли человек алкоголиком или наркоманом, имеет ли психические заболевания и другие проверки надежности гражданина. Также необходимо пройти специальный тест навыков владения оружием и знание законов. Граждане моложе 25 лет, подающие заявки на их первую лицензию, должны пройти обязательную психиатрическую экспертизу.

Как уже было отмечено ранее, необходимо доказать потребность в приобретении оружия, которая в соответствии с законами ограничивается использованием его охотниками, спортсменами, коллекционерами и работниками служб безопасности, но не для самообороны.

Разрешение на хранение нарезного огнестрельного, газового оружия калибра более 5,6 мм с энергией свыше 200 джоулей, гладкоствольного оружия калибра более 12 мм может быть выдано только лицам старше 21 года.

Разрешение на ношение оружия может получить физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, не судимое к лишению свободы, предъявившее официальное подтверждение благонадёжности и пригодности. При этом для получения «Großer Waffenschein» необходимо дополнительно предъявить доказательства компетентности.

Характерной особенностью Waffenrecht служит то, что для получения удостоверения на право пользования оружием и разрешения на стрельбу необходимо заключить договор и получить страховой полис на случай причинения личного или имущественного вреда.

Каждые три года владельцы соответствующих разрешений снова проверяются на благонадёжность, пригодность, компетентность. Кроме того, перепроверяется наличие потребности в оружии, включая проверку наличия надлежащей страховки.

Открытое ношение оружия гражданскими лицам запрещено. Однако в случаях особой необходимости, предусмотрено получение разрешения второго уровня, которое позволяет скрытое ношение оружия в общественных местах.

Отдельные виды оружия и боеприпасов полностью запрещены к владению гражданскими лицами, например, автоматическое огнестрельное оружие. Покупка, владение, использование, ношение, коллекционирование, переделка и торговля таким оружием являются незаконными и караются лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией оружия и штрафом в размере до 10 000 евро. Использование незарегистрированного оружия для совершения преступлений любого рода карается от 1 до 10 лет лишения свободы.

В последние годы Бундестаг принимает решительные меры к ужесточению порядка владения оружием, что вызывает активный отклик непосредственно самих владельцев оружия. В частности, в декабре 2019 г. общественный резонанс вызвали парламентские обсуждения изменений в законодательство, предусматривающих тотальную проверку всех владельцев оружия, что, по мнению их разработчиков, позволило бы укрепить безопасность граждан страны, а также сократить возможность попадания оружия в руки экстремистов. Также предлагалось сократить количество патронов в обоймах и расширить права федеральных земель Германии определять зоны, в которых будет запрещено использование гражданского огнестрельного оружия.

В прессе отмечается, что против первоначального проекта закона, подготовленного Министерством внутренних дел, выступали прежде всего охотники, спортивные стрелки и коллекционеры. Спортсмены были недовольны тем, что по этому законопроекту они будут обязаны регулярно доказывать необходимость обладания тем или иным видом оружия. Теперь же они после получения разрешения на владение оружием обязаны обосновывать его необходимость сначала через пять лет, а потом периодически через каждые десять лет. Острые споры вызвал также вопрос об использовании приборов ночного видения для охотничьих ружей. До настоящего времени такие атрибуты были запрещены федеральным законом. В законопроекте предлагается решать этот вопрос на земельном уровне. Например, земельные власти вправе разрешать их использование для отстрела животных ради защиты от африканской свиной чумы или для сокращения поголовья чересчур расплодившихся хищников в регионе [18].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на целенаправленную политику Германии в части ужесточения регулирования оборота гражданского оружия, в настоящее время создается возможность дифференцированного подхода к регулированию данных вопросов на уровне федеральных земель.

3. Оборот оружия в Японии. Властное регулирование общественных отношений в Японии можно охарактеризовать как жёсткое, отклонения от множества правил, даже редкие и случайные, непростительны. Государству, по конфуцианской традиции, поклоняются и повинуются почти религиозно. Если человек чем-то выделяется среди других, то его строго и открыто уравнивают.

Для подавляющего большинства японцев отсутствие в личном пользовании оружия вряд ли является лишением, поскольку к настоящему времени Япония развила к нему минимальную культурную привязанность.

Исторически общеизвестно, что когда первые торговые суда прибыли в середине XVI века в Японию, многие ее феодальные правители уже активно использовали оружие для защиты в продолжающихся гражданских войнах. К тому времени Япония значительно опережала Европу в металлургии, что обусловило ее лучшее вооружение, чем в большинстве европейских армий.

Военный диктатор Хидэёси был особенно искусен в тактике применения огнестрельного оружия, в итоге он завоевал Японию и положил конец гражданским войнам. В 1588 году Хидэёси издал указ, регламентирующий охоту за мечами, и запретил владение мечами низшим классам.

После Хидэеси к власти пришел Токугава Иэясу. Его армия широко использовала оружие во время своего вторжения в Корею. Но после того, как вторжение было отбито, Токугава начал постепенный процесс искоренения всего западного влияния в Японии, включая использование огнестрельного оружия. Контроль со стороны властей над оружием в конечном счете обезоружил не только крестьянство, но и воинов-самураев. Оружейники были ограничены в количестве подмастерьев, которых они могли принять, и, в конечном счете, продажа оружия кому-либо кроме военного правительства стала незаконной. Как следствие, к 1850-х году японцы все еще использовали примитивные спичечные ружья [19].

Если анализировать исторический опыт Японии, необходимо также упомянуть, что в 16-м веке в Японии вышел закон о полном запрете на владение оружием крестьянами, а в 19-м веке запретили ношение и владение оружием военному сословию – самураям [20]. Уровень преступности в Японии сегодня очень низок, а с применением огнестрельного оружия практически равен нулю.

Законодательство об оружии в Японии включает Закон о контроле за огнестрельным оружием и мечами (1958 г.). Закон прост: «Никто не должен иметь огнестрельное оружие, или огнестрельного оружия, или меча, или мечей».

Частное владение автоматическим оружием и полуавтоматическим штурмовым оружием полностью запрещено, частное владение пистолетами (пистолетами и револьверами) запрещено, за исключением опытных спортивных стрелков.

Владение оружием в целях самообороны полностью запрещено, также запрещен оборот «имитационного» и охолощенного оружия.

Правовое регулирование оборота охотничьего оружия (гладкоствольного и нарезного) столь жесткое, что фактически в большинстве случаев огнестрельное охотничье оружие для широкого круга японских граждан недоступно, по общему правилу считается, что его оборот запрещен. Разрешение на его приобретение и ношение дают исключительно для целей спортивной охоты, отстрела больных и опасных птиц и хищных зверей.

Несмотря на столь узкую сферу использования оружия гражданами, регулирование оборота на государственном уровне представляет жесткую и бюрократизированную систему.

Только лицензированные владельцы огнестрельного оружия могут законно приобретать, владеть или передавать огнестрельное оружие или боеприпасы.

Заявители на получение лицензии владельца оружия в Японии обязаны доказать подлинную причину владения огнестрельным оружием, например охоту, стрельбу по мишеням (со специальным разрешением). Также, заявитель должен пройти проверку биографии, которая учитывает криминальные, психические заболевания и наркоманию. Полиция ищет связи с экстремистскими группами, потом проверяются родственники, коллеги по работе. Четких оснований к отказу в выдаче лицензий на оружие закон не устанавливает, а это значит, что полиция имеет неограниченные возможности в части отказа в выдаче лицензии на оружие, полиция также обладает широкими полномочиями по поиску и изъятию оружия.

Для получения лицензии на огнестрельное оружие требуется посещение учебного курса по безопасности использования огнестрельного оружия, а также необходимо сдать теоретический письменный экзамен и практический тест на стрельбище с положительной оценкой не менее 95%.

Срок выдачи разрешения на приобретение оружия законодательно не установлен, таким образом ожидание заявителя длится до тех пор, пока контролирующий орган не сочтет нужным дать положительное заключение либо направит отказ.

Продление лицензии на владение оружием предполагает повторное прохождение процедуры проверки и сдачу экзаменов каждые три года.

Регулирование оборота оружия в Японии осуществляется Префектурной Комиссией Общественной Безопасности. Общий контроль за оборотом оружия возложен на Национальное полицейское управление.

Полиция должна быть обязательно уведомлена о том, где хранятся оружие и боеприпасы. Проверка хранящегося оружия осуществляется один раз в год.

В Японии законодательно установлено требование по ведению официального реестра оружия, в который вносятся записи о приобретении, владении и передаче каждой единицы, находящегося в частном владении, огнестрельного оружия.

В соответствии с требованиями закона лицензированные производители и продавцы огнестрельного оружия обязаны вести учет каждой произведенной единицы оружия и каждой покупки, продажи или передачи огнестрельного оружия или боеприпасов. Также закон ограничивает количество оружейных магазинов.

Необходимо отметить, что в Японии частная продажа и передача огнестрельного оружия запрещены, продажа осуществляется только через торговые организации, которые обладают специальной лицензией.

Интересно, что, несмотря на исторический культ оружия в Японии, законодательно не урегулировано проведение оружейных выставок.

Ношение огнестрельного оружия гражданским населением на виду в общественном месте запрещено, скрытое ношение огнестрельного оружия в общественном месте разрешено при наличии действительного разрешения.

Максимальное наказание за незаконное хранение огнестрельного оружия составляет 15 лет тюремного заключения [21].

Японские полицейские редко пользуются оружием и делают гораздо больший упор на боевые искусства, такие как дзюдо. Они тратят больше времени на занятия кендо (бои на бамбуковых мечах), чем на обучение обращению с огнестрельным оружием.

В таком тотально подконтрольном обществе, как Япония, когда правительство держит курс на разоружение населения, оно создает мощный моральный климат для граждан, чтобы законы соблюдались без необходимости применения оружия. Излишне говорить, что разоруженные военные и полицейские вряд ли смогут в Соединенных Штатах добиться добровольного соблюдения законодательства в области контроля за оборотом оружия.

По данным на 1997 год, в Японии официально было зарегистрировано 402605 единиц оружия, из них: 47 единиц спортивных пистолетов, 37 518 единиц спортивного и охотничьего нарезного огнестрельного оружия и 365 040 единиц гладкоствольных охотничьих ружей [22]. В 2017 г. по данным Small Arms Survey количество оружия в Японии снизилось, несмотря на всеобщую мировую тенденцию к увеличению гражданского оружия, и составило 377000 единиц, что составляет 0,3 единицы на 100 человек, в то время как в России – 12,3 на 100 человек, в США – 120,5 на 100 человек [23].

Таким образом, Япония на протяжении столетий формирует свое, обусловленное историей и социально-политическими взглядами, отношение к оружию, в результате чего жёсткие нормы, регулирующие оборот оружия, воспринимаются, как объективная необходимость.

Исследование вопроса регулирования оборота оружия в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, Германия и Япония, показало, что основные модели, используемые данными странами, можно условно разделить на три основные группы:

1. Либерально-разрешительная модель. В основном используется государствами, которые в целях снятия бремени обеспечения безопасности личности с государственных структур, возлагают обязанность по самозащите на население; реализуется посредством установления федеральным законодательством незначительного объема правил оборота оружия, а детальное регулирование вопросов в данной сфере передается в ведение штатов (США).

2. Запретительно-патерналистская модель. Данная модель характеризуется регулированием оборота оружия исключительно на государственном уровне, четкими и многочисленными запретами в сфере оборота гражданского оружия с установлением строгой уголовной ответственности за его незаконный оборот и наделением государственных структур широким кругом контрольных полномочий (Япония).

3. Комбинированная модель: объединяет в себе первую и вторую модели, характеризуется установлением четких ограничений и дозволений на федеральном уровне, в исключительных случаях допускает регулирование оборота оружия законодательством федеральных земель с учетом их особенностей (Германия).

Исходя из анализа, выбор метода регулирования оборота гражданского оружия зависит от объективных факторов, в которых существует государство, а именно: поставленных перед ним целей, а также от исторического опыта государства, особенностей регулирования внутренних социальных вопросов, менталитета населения, наличия или отсутствия «состояния войны» и т.д. По нашему мнению, нет оптимальной модели регулирования оборота гражданского оружия, самая эффективная реализация предложенных моделей возможна только в случае сбалансированного учета всех объективных факторов для каждого конкретного государства.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В представленной на рецензирование рукописи рассматриваются виды правовых режимов оружия в мировой практике. В качестве примеров взят опыт правового регулирования отношений по использованию оружия частными лицами в Соединенных штатах Америки, Германии и Японии. Автор подробно исследует законодательство данных стран в этой сфере и обобщает полученные результаты.
При этом, подбор иностранных государств произведен не произвольно. В этих странах кардинального отличается отношение государства к оружию. Кроме того, данные страны имеют разные культурные традиции в использовании оружия.
В качестве методов научного познания в исследовании применены методы анализа и синтеза, метод обобщения. Среди специальных методов использованы формально-юридический и эмпирический методы. Сразу отметим активное обращение автора к статистическим данным о числе погибших от огнестрельного оружия, о количестве единиц огнестрельного оружия на одного гражданина и пр.
Тема достаточно узкая и конечно не насущная в свете последних событий в России и мире, Однако, полагаем, что и в это непростое время публикация найдет своего читателя.
Научная ценность рукописи состоит в том, что исследуя опыт других стран по установлению правовых режимов применения огнестрельного оружия, автор предлагает выделить три модели регулирования оборота оружия, а именно: либерально-разрешительную (Соединенные штаты Америки), запретительно-патерналистскую (Япония) и комбинированную
(Германия) модели. При этом последняя представляет собой соединение первой и второй с установлением четких ограничений и дозволений на федеральном уровне.
Публикация разделена на 3 части. В первой части, автор акцентирует внимание читателей на актуальности темы. Здесь же сформулированы общие подходы государств к оружию. Во второй части описываются основы правовой регламентации оборота оружия в Соединенных штатах Америки, Германии и Японии. Описание сопровождается статистическими данными, ссылками на нормативные акты данных государств. В третьей части, подводятся итоги обобщается собранный материал.
Материал изложен на высоком профессиональном уровне, грамотно и последовательно. Особо хотим отметить отличное владение источниковой базой, интересные примеры, исторические факты.
Несмотря на узкую направленность темы, она изложена доступно для широкого круга читателей.
В качестве замечания укажем, что конечно российскому читателю было бы важнее сравнительный анализ законодательства в данной области России и других стран. Кроме того, были бы очень полезны выводы автора о возможности перенять опыт этих стран в части порядка лицензирования, установления возрастного ценза, проверки интересантов, контроля за соблюдением правил хранения и использования оружия.
На основании изложенного, полагаем, что рукопись может быть рекомендована к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.