Статья '"Резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия" и "запас Вооруженных Сил Республики Абхазия": проблемы разграничения' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

"Резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия" и "запас Вооруженных Сил Республики Абхазия": проблемы разграничения

Бутба Саида Рушниевна

кандидат юридических наук

старший преподаватель, Абхазский государственный университет

354000, Россия, Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Ардзинба, 126

Butba Saida Rushnievna

PhD in Law

Senior Lecturer at the Abkhazian State University

354000 Russia, Republic of Abkhazia, Sukhum, ul. Ardzinba, 126

asida19@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7136.2017.7.23442

Дата направления статьи в редакцию:

27-06-2017


Дата публикации:

20-07-2017


Аннотация: Аннотация. Представленная статья посвящена одной из проблем правового регулирования и правоприменения в области прохождения гражданами военной службы в Республике Абхазия. Автором констатируется, что в настоящее время в Республике Абхазия формируется законодательство в области военной службы и воинской обязанности, в том числе новый институт в военной организации государства - "резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия" В статье обосновывается, что данный институт во многом противоречив и пробелен, вследствие чего возникает ряд проблем теоретического и практического характера. Автором выделяется одна из таких проблем- вопрос соотношения понятий "резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия" и "запас Вооруженных Сил Республики Абхазия". Предметом исследования стали все нормативно-правовые акты Республики Абхазия, определяющие порядок прохождения военной службы и исполнения воинской обязанности, в том числе нормы, связанные с исполнением воинской обязанности при нахождении в резерве и в запасе Вооруженных Сил Республики Абхазия. Использованы такие общелогические методы и подходы, как анализ, синтез, аналогия, системный подход и структурный метод. Новизна исследования заключается в том, что впервые анализируется законодательство Республики Абхазия с целью сопоставления понятий "резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия" и "запас Вооруженных Сил Республики Абхазия". Выявляются основания их разграничения, к которым относятся:- состав лиц, из которых формируется резерв и запас Вооруженных Сил;- процедура включения в запас и резерв Вооруженны сил;- виды запаса и резерва Вооруженных Сил;- правовой статус резервистов и военнообязанных;- порядок присвоения воинских званий резервистам и военнообязанным;-порядок исключения из резерва и запаса Вооруженных Сил.


Ключевые слова:

Республика Абхазия, Вооруженные Силы Абхазии, резерв Вооруженных Сил, запас Вооруженных Сил, воинский учет, резервисты, военнообязанные, военнослужащий, воинская обязанность, военные сборы

Abstract: The article considers one of the problems of legal regulation and law enforcement in the sphere of military service in the Republic of Abkhazia. The author states that at the present time, the legislation in the sphere of military service and military duty is being formed in the Republic, including the new institution of “mobilization reserve of the Republic of Abkhazia”. The author proves that this institution is in many aspects contradictory and has many gaps, which cause different problems of theoretical and practical nature. The author emphasizes one of such problems – the question of correlation between the notions of “mobilization reserve of the Republic of Abkhazia” and “armed forces reserve of the Republic of Abkhazia”. The research subject is the set of statutory acts of the Republic of Abkhazia, which regulate the procedure of military service and discharge of military duty, including the provisions connected with discharge of military duty in mobilization reserve and armed forces reserve. The author uses such general logical methods and approaches as analysis, synthesis, analogy, the system method and the structural method. The scientific novelty consists in the fact that the author is the first to analyze the legislation of the Republic of Abkhazia with the purpose to compare the notions of “mobilization reserve” and “armed forces reserve” of the Republic of Abkhazia. The author describes the reasons of their differentiation: the list of persons forming mobilization reserve and armed forces reserve; the procedure of inclusion into mobilization reserve and armed forces reserve; types of mobilization reserve and armed forces reserve, legal status of reservists and persons subject to military service, the procedure of promotion of reservists and persons subject to military service; the procedure of exclusion from mobilization reserve and armed forces reserve. 


Keywords:

reservist training, military duty, service member, persons subject to military service, military registration, armed forces reserve, mobilization reserve, armed forces of the Republic of Abkhazia, reservists, the Republic of Abkhazia

Представленная статья посвящена одной из проблем правового регулирования и правоприменения в области прохождения гражданами военной службы в Республике Абхазия. В настоящее время в Республике Абхазия формируется законодательство в области военной службы и воинской обязанности. В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в законодательство в Республике Абхазия появился «резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия» – новый институт в военной организации государства. Данный институт во многом противоречив и пробелен, вследствие чего возникает ряд проблем теоретического и практического характера. Одним из важнейших вопросов, возникающих при анализе понятия «резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия» является вопрос о соотношении понятий «Резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия» и «запас Вооруженных Сил Республики Абхазия». Вопросы, рассмотренные в настоящей статье, имеют теоретический характер. Однако, несмотря на это, предложения и выводы могут быть учтены в правотворческой деятельности.

В статье проанализированы все нормативно-правовые акты Республики Абхазия, определяющие порядок прохождения гражданами военной службы и исполнения воинской обязанности. Выделены все нормы, связанные с исполнением воинской обязанности при нахождении в резерве и в запасе Вооруженных Сил, определены основные критерии разграничения данных правовых категорий, а также предложены пути совершенствования законодательства Республики Абхазия в области военной службы.

Закон Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе"[1] в большинстве случаев понятие «запас Вооруженных Сил Республики Абхазия» и понятия «резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия» отождествляет. Подтверждением тому служит употребление этих понятий в скобках – «запас (резерв)». Однако, в ряде норм, эти категории не употребляются одновременно. Полагаем, это требует отдельного анализа, в части определения того, является ли случайным употребление этих терминов как синонимов, либо это недостаток законодательной техники.

В целях достижения поставленной задачи сформулируем ряд вопросов, ответы на которые позволят дать однозначный ответ на вопрос о разграничении понятий «запас Вооруженных Сил Республики Абхазия» и «резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия».

1. Из каких лиц формируется «резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия» и «запас Вооруженных Сил Республики Абхазия»

В соответствии с Законом Республики Абхазия «О резерве Вооруженных сил Республики Абхазия» [2] резерв Вооруженных Сил составляют граждане Республики Абхазия:

1) уволенные в запас после прохождения военной службы;

2) прошедшие полный курс подготовки на военных кафедрах высших учебных заведений.

К сожалению, законодательство Республики Абхазия не содержит единого нормативного правового акта, определяющего, из каких лиц формируется запас Вооруженных Сил Республики Абхазия. Обратимся к разрозненным нормам законодательства Республики Абхазия для подобного анализа.

Ч. 6 ст. 10 Закона Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что гражданин может быть зачислен в запас (резерв) в случае, если комиссия по постановке граждан на воинский учет признает его ограниченно годным к военной службе.

П. 1 Положения о призыве на военную службу граждан Республики Абхазия [7] определяет возможность зачисления в запас лиц, окончивших высшие учебные заведения и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера. П. 2.19 данного Положения также определяет, что призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу, по достижении им возраста 27 лет решением призывной комиссии зачисляется в запас.

Частично также дает ответ на вопрос о том, кто составляет запас Вооруженных Сил Республики Абхазия и Положение о порядке прохождения военной службы [6]. Однако, исходя из сферы его правового регулирования, оно определяет порядок прохождения военной службы только лицами офицерского состава Вооруженных Сил Республики Абхазия, их права и обязанности. Данное Положение содержит главу 9 – «Прохождение службы в запасе вооруженных сил Республики Абхазия». П. 65 данного Положения определяет, что из каких лиц образуется запас офицерского состава Вооруженных Сил Республики Абхазия.

Таким образом, в отсутствии консолидированного акта, проанализировав вышеуказанные акты, можно сделать вывод о том, что к лицам, состоящим в запасе Вооруженных Сил Республики Абхазия, относятся:

1) граждане, признанные ограниченно годными к военной службе при постановке на воинский учет;

2) граждане, уволенные с военной службы с зачислением в запас,

3) призывники, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу, по достижении им возраста 27 лет.

4) лица, окончившие высшие учебные заведения и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (лица, прошедшие военную подготовку в гражданских высших или средних специальных учебных заведениях и получившие офицерское звание после сдачи ими установленных экзаменов).

Как видно, только одна категория граждан - призывники, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением им отсрочки от призыва на военную службу, по достижении им возраста 27 лет, зачисляются в запас Вооруженных Сил Республики Абхазия, но законодательством не включены в резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия. Данная схема обусловлена действующим законодательством Республики Абхазия, однако, полагаем, что законодательство должно дать более четкий ответ о разграничении понятии «запас Вооруженных Сил» и «резерв Вооруженных Сил», а также на вопрос о том, есть ли необходимость для разделения этих двух правовых категорий. Полагаем, что такой необходимости не существует.

2. Процедура зачисления в запас Вооруженных Сил Республики Абхазия и в резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия.

В соответствии со ст. 27 Закона Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе» граждане, признанные ограниченно годными к военной службе при постановке на воинский учет и призывники, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу, по достижении им возраста 27 лет зачисляются в запас Вооруженных Сил на основании решения призывной комиссии.

Ч. 2 ст. 49 Закона Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что военнослужащие увольняются в запас Вооруженных Сил Республики Абхазия при увольнении с военной службы. Военнослужащий увольняется с военной службы в соответствии с решением соответствующего должностного лица, имеющего право издавать приказы по личному составу.

П. 3 ч. 1 статьи 11 Закона Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что при увольнении с военной службы в запас Вооруженных сил Республики Абхазия граждане обязаны явиться в трехдневный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.

П. 2 ст. 1 Закона Республики Абхазия «О резерве Вооруженных Сил Республики Абхазия» определяет, что резервист - гражданин Республики Абхазия, состоящий на воинском учете в районном или городском военкомате и в Генеральном штабе Вооруженных Сил Республики Абхазия, зачисленный в территориальное подразделение резерва, приписанный к воинским частям и подразделениям силовых структур, имеющий право на хранение и ношение оружия при призыве, а также имеющий права и обязанности в соответствии с настоящим Законом.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, для того, чтобы «стать резервистом» необходимо помимо того, что состоять на воинском учете в районном или городском военкомате и в генеральном штабе Вооруженных Сил Республики Абхазия, но и быть зачисленным в территориальное подразделение резерва, приписанного к воинским частям и подразделениям силовых структур. Ч. 2 статьи 3 данного закона определяет, что прием на воинский учет граждан, уволенных в запас после прохождения военной службы либо прошедших полный курс подготовки на военных кафедрах высших учебных заведений; осуществляется районными и городскими военными комиссариатами с одновременным зачислением в территориальное подразделение резерва, в зависимости от военно-учетной специальности.

3. Как именуются лица, состоящие в запасе Вооруженных Сил Республики Абхазия и в резерве Вооруженных Сил Республики Абхазия

В соответствии с п. 1 Положения о порядке ведения учета военнообязанных и призывников на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, организациях, домоуправлениях, администрациях сел Республики Абхазия [8] солдаты, матросы, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры, генералы и адмиралы, состоящие в запасе, именуются военнообязанными.

В соответствии с Законом Республики Абхазия «О резерве Вооруженных Сил Республики Абхазия» лица, пребывающие в резерве, именуются резервистами.

4. Виды запаса Вооруженных Сил Республики Абхазия и резерва Вооруженных Сил Республики Абхазия.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы государственной безопасности Республики Абхазия, - в указанном органе. В соответствии с ч. 4 ст. 9 данного Закона воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы государственной безопасности Республики Абхазия, осуществляется указанным органом в том же порядке, который определен данным Законом.

Глава 10 Положения о прохождении военной службы в Службе государственной безопасности Республики Абхазия [5] определяет прохождение военной службы в запасе Службы государственной безопасности Республики Абхазия. Статья 45 данного Положения определяет, что зачисление в запас Службы государственной безопасности Республики Абхазия осуществляется для доукомплектования Службы государственной безопасности Республики Абхазия по мобилизации и в военное время.

Исходя из данных норм, можно сделать вывод о том, что существует «запас Вооруженных Сил Республики Абхазия и «запас Службы государственной безопасности Республики Абхазия».

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Республики Абхазия «О резерве Вооруженных Сил Республики Абхазия» в зависимости от уровня военной подготовки и готовности к выполнению поставленных задач, резерв Вооруженных Сил подразделяется на:

1) действующий резерв - состоящий:

- из резервистов, назначенных на должности в территориальном подразделении резерва, а также в других структурах резерва;

- из резервистов владеющих воинской специальностью, закрепленных за специальными видами вооружения;

2) дополнительный резерв - состоящий из резервистов, которые не распределены на должности.

5. Правовой статус военнообязанных и резервистов

Правовой статус резервистов.

Правовой статус резервистов определяется Законом Республики Абхазия «О резерве Вооруженных Сил Республики Абхазия". Данный Закон выделяет различный правовой статус в зависимости от вида резерва: действующего или дополнительного. При этом, в законе четко определяется правовой статус резервиста действующего резерва, а правовой статус резервиста дополнительного резерва не определен.

В соответствии со ст. 15 Закона Республики Абхазия «О резерве Вооруженных Сил Республики Абхазия» статус резервиста действующего резерва определяется данным Законом, а статус резервиста действующего резерва на период военных действий, в условиях чрезвычайного положения, военных сборов и мобилизационных, тактических учений приравнивается к статусу военнослужащего Вооруженных Сил Республики Абхазия.

В данной статье мы не будем перечислять все права и обязанности резервистов, скажем только то, что основным и главным таким правом является право на хранение оружия с установленным боекомплектом, а также право на ношение оружия с установленным боекомплектом в период проведения сборов и учений. Оружие резервиста закрепляется за резервистом пожизненно, в том числе и с возможностью передачи права отдельному члену семьи, состоящему в территориальном подразделении резерва, или приписанному к воинской части или подразделению силовых структур с последующей постановкой на учет в Генеральном штабе Вооруженных Сил Республики Абхазия.

Правовой статус военнообязанных

Статья 1 Закона Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе» определяет в качестве двух самостоятельных составляющих военной обязанности: «пребывание в запасе» и «призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе». Исходя из этого, полагаем, что правовой статус лиц, пребывающих в запасе, отличается в зависимости от того, проходит ли это лицо военные сборы или нет. Можно выделить общий правовой статус гражданина, пребывающего в запасе, и специальный правовой статус гражданина, пребывающего в запасе и проходящего военные сборы.

Общий правовой статус лиц, пребывающих в запасе, определен ст. 11 Закона Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе» и производен от правового статуса лиц, состоящих на воинском учете.

Специальный правовой статус лиц, пребывающих в запасе и проходящих военные сборы, определяется на основании общего принципа, установленного статьей 2 Закона Республики Абхазия «О статусе военнослужащих» [3] который определяет, что на граждан Республики Абхазия, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных данным Законом и законодательством Республики Абхазия. Исходя из данной нормы, можно сделать вывод о том, что граждане, пребывающие в запасе, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими, хотя в отдельных случаях они приравниваются по своему правовому положению к военнослужащим. «Наделение их статусом военнослужащих происходит не в полном объеме и только в целях их социально-правовой защиты в случае наступления неблагоприятных последствий при прохождении ими военных сборов (например, причинения вреда жизни и здоровью)».[10]

Проанализировав законодательство Республики Абхазия, можно выделить следующие особенности правового статуса лица, пребывающего в запасе и проходящего военные сборы:

1. Граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения военной службы (военных сборов). В указанных случаях им выплачивается единовременное пособие в размере, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Абхазия.

2. Ст. 9 Закона Республики Абхазия "О погребении и похоронном деле" [4] определяет, что нормы расходов на погребение погибших граждан, призванных на военные сборы определяются Кабинетом Министров Республики Абхазия. Воинские кладбища предназначены для погребения в том числе погибших, граждан, призванных на военные сборы, если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников.

3. Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.

4. Особая процедура привлечения к уголовной, административной, дисциплинарной, материальной ответственности.

2. Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы независимо от форм собственности или учебы.

Также необходимо отметить, что правовой статус лица, состоящего в запасе, определен его статусом лица, уволенного с военной службы (в случае, если лицо, состоящее в запасе, было зачислено в запас в связи с увольнением с военной службы). Закон Республики Абхазия «О статусе военнослужащих» определяет правовой статус лиц, уволенных с военной службы. При этом правовой таких лиц можно разделить на 2 категории в зависимости от оснований увольнения:

- правовой статус лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;

- правовой статус лиц, уволенных по иным основаниям.

6. Порядок присвоения званий лицам, пребывающим в резерве Вооруженных Сил Республики Абхазия и лицам, состоящих в запасе Вооруженных Сил Республики Абхазия

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Абхазия «О резерве Вооруженных Сил Республики Абхазия очередные воинские звания могут быть присвоены резервистам, пребывающим в составе действующего резерва, только после прохождения ими военных сборов или мобилизационных, тактических учений и прохождения аттестации, в порядке установленном Министерством обороны Республики Абхазия.

Указанным законом устанавливаются сроки нахождения резервистов в воинских званиях для присвоения очередного воинского звания. Максимальное воинское звание, которое может быть присвоено резервисту, пребывающему в составе действующего резерва, - подполковник резерва.

К сожалению, Закон Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе» не определяет порядок присвоения воинских званий лицам, зачисленным в запас Вооруженных Сил Республики Абхазия. Однако, Указ Президента Республики Абхазия от 05.08.1996 N УП-45 "Об утверждении Положения о порядке прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы") определяет сроки выслуги в воинских званиях для офицеров запаса. При этом устанавливается, что максимальное воинское звание, которое может быть присвоено резервисту, пребывающему в запасе, - полковник запаса.

Как можно заметить, сроки выслуги в воинских званиях для присвоения очередного воинского звания и порядок их присвоения у военнообязанных и резервистов отличаются. Полагаем, что ввиду того, что в соответствии с ч. 2 статьи 3 Закона Республики Абхазия «О резерве Вооруженных Сил Республики Абхазия» прием на воинский учет граждан, уволенных в запас после прохождения военной службы либо прошедших полный курс подготовки на военных кафедрах высших учебных заведений; осуществляется районными и городскими военными комиссариатами с одновременным зачислением в территориальное подразделение резерва, в зависимости от военно-учетной специальности, порядок присвоения воинских званий резервистам должен совпадать с порядком присвоения воинских званий лицам, состоящим в запасе Вооруженных Сил Республики Абхазия. Полагаем необходимым внести соответствующие изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Республики Абхазия от 05.08.1996 N УП-45 "Об утверждении Положения о порядке прохождения военной службы.

7. Порядок исключения из резерва Вооруженных Сил Республики Абхазия и запаса Вооруженных Сил Республики Абхазия.

Статья 17 Закона Республики Абхазия «О резерве Вооруженных Сил Республики Абхазия» определяет основания исключения из состава действующего резерва Вооруженных Сил. Резервист может быть исключен из действующего резерва:

1) в случае возбуждения уголовного дела и вступления в силу приговора суда;

2) достижения предельного возраста пребывания в резерве;

3) в случае выезда на постоянное место жительство за пределы Республики Абхазия.

4) по состоянию здоровья.

К сожалению, действующее законодательство Республики Абхазия не содержит единого правового акта, определяющего основания и порядок исключения гражданина из запаса Вооруженных Сил Республики Абхазия. Проанализируем разрозненные нормы, для определения таковых оснований. В соответствии со статьей 9 Закона Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

1) освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с данным Законом;

2) проходящих военную службу;

3) отбывающих наказание в виде лишения свободы;

4) женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

5) постоянно проживающих за пределами Республики Абхазия.

К сожалению, данный Закон не определяет основания освобождения от исполнения воинской обязанности, а лишь определяет основания освобождения от призыва на военную службу. В связи с этим возникает вопрос - зачисляются ли в запас Вооруженных Сил Республики Абхазия лица, освобожденные от призыва на военную службу, в частности, священнослужители, лица, прошедшие военную службу в другом государстве, граждане, имеющие ученую степень? Полагаем, что законодательство Республики Абхазия не дает ответ на данный вопрос.

Проанализировав статью 39 Закона РА «О воинской обязанности и военной службе», выделим те обстоятельства, при наступлении которых лицо по нашему мнению подлежит исключению из запаса Вооруженных Сил Республики Абхазия:

- при поступлении на военную службу (по призыву или по контракту) или на службу в милицию. Военнообязанные, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты учебных заведений МВД Республики Абхазия, готовящих кадры для милиции, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Республики Абхазия.

- при вступлении в силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

- при переезде на новое постоянное место жительства за пределами Республики Абхазия;

- при признании лица негодным к военной службе;

- при достижении предельного возраста состояния в запасе;

- при утрате гражданства Республики Абхазия.

Полагаем, необходимо, чтобы Закон РА «О воинской обязанности и военной службе» и Закон РА «О резерве Вооруженных Сил РА» содержал одинаковые основания исключения из резерва Вооруженных сил Республики Абхазия и запаса Вооруженных сил Республики Абхазия.

Ч. 3 ст. 3 Закона Республики Абхазия «О резерве Вооруженных Сил РА» определяет, что по возрастному признаку резерв Вооруженных Сил подразделяется на:

- рядовой состав, сержанты, старшины и прапорщики - 50 лет;

- офицеры - 60 лет;

- генералы - 65 лет.

Исходя из толкования данной нормы, можно сделать вывод о том, что данной нормой определен предельный возраст состояния в резерве: рядовой состав, сержанты, старшины и прапорщики состоят в резерве до наступления 50 лет, офицеры – 60 лет, генералы – до 65 лет.

К сожалению, Закон РА «О воинской обязанности и военной службе» не содержит норм о предельных возрастах состояния в запасе Вооруженных Сил РА. Предельные возрасты состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Абхазия определены п. 2 Положения о порядке ведения учета военнообязанных и призывников на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, организациях, домоуправлениях, администрациях сел Республики Абхазия.

Установлены следующие предельные возрасты состояния в запасе военнообязанных:

воинские звания

запас 1-го разряда

запас 2-го разряда

запас 3-го разряда

солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы

до 35 лет

до 45 лет

до 50 лет

младшие офицеры

45 лет

50 лет

55 лет

майоры, подполковники

50 лет

55 лет

60 лет

полковники

55 лет

60 лет

-

высшие офицеры

60 лет

-

-

Аналогичные возрасты определены Положением о порядке прохождения военной службы. Полагаем, что необходимо внести изменения в законодательство Республики Абхазия в части установления одинаковых предельных возрастов состояния в запасе и резерве Вооруженных Сил Республики Абхазия.

Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы. В соответствии с действующим законодательством Республики Абхазия понятия «резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия» и «запас Вооруженных Сил Республики Абхазия» отличается по следующим основаниям:

- состав лиц, из которых формируется резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия и запас Вооруженных Сил Республики Абхазия;

- процедура включения в запас Вооруженных Сил Республики Абхазия и в резерв Вооруженных Сил Республики Абхазия;

- виды запаса и резерва Вооруженных Сил Республики Абхазия;

- правовой статус военнообязанных и резервистов;

- порядок присвоения званий лицам, пребывающим в резерве Вооруженных Сил Республики Абхазия и лицам, состоящим в запасе Вооруженных Сил Республики Абхазия;

- порядок исключения из резерва Вооруженных Сил Республики Абхазия и запаса Вооруженных Сил Республики Абхазия.

Однако, считаем обязательным внесение соответствующих изменений в законодательство Республики Абхазия либо для более четкого разграничения этих понятий по представленным основаниям либо в целях сопоставления данных правовых категорий ввиду их идентичности.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.