Статья 'Работодатели и профсоюзы в правовом механизме обеспечения прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД: международные стандарты и зарубежный опыт' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Работодатели и профсоюзы в правовом механизме обеспечения прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД: международные стандарты и зарубежный опыт

Горян Элла Владимировна

ORCID: 0000-0002-5962-3929

кандидат юридических наук

доцент, Владивостокский государственный университет

690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, каб. 5502

Gorian Ella

PhD in Law

Associate Professor, Vladivostok State University

690014, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Gogol str., 41, office 5502

ella-gorjan@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7136.2016.11.2016

Дата направления статьи в редакцию:

21-08-2016


Дата публикации:

07-12-2016


Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при обеспечении прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД. Выделяются особенности правового механизма обеспечения прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД: в активном привлечении работодателей и их организаций, общественных организаций и профессиональных союзов. Исследуются международные тенденции взаимодействия работодателей и профсоюзов, а также отдельная роль каждого из указанных акторов в механизме. Подчеркивается координирующая роль международных организаций в обеспечении прав женщин-мигрантов работодателями и профсоюзами. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Работодатели и профсоюзы играют особую роль в обеспечении прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы ВИЧ/СПИД. Именно от них зависит соблюдение принципа недискриминации и гендерного равенства на рабочих местах. Многонациональные компании активизировали свою деятельность по обеспечению прав работников, в том числе женщин-мигрантов, в сфере ВИЧ/СПИД по экономическим причинам: потребители предпочитают товары, произведенные компаниями, которые не нарушают права человека; реализация программ борьбы с ВИЧ/СПИД на рабочих местах существенно снижает расходы на заболевших работников. Активную роль занимают объединения работодателей – бизнес коалиции, вырабатывающие совместные программы борьбы с ВИЧ/СПИД. Профсоюзы, будучи прежде всего правозащитными организациями, занимают активную позицию по обеспечению прав трудящихся, используя имеющийся инструментарий: образовательные и просветительские программы и курсы, представление интересов работников перед работодателями. Международная организация труда обеспечивает сотрудничество работодателей и профсоюзов, используя механизм трехсторонних встреч. Важным институтом в обеспечении прав женщин-мигрантов являются коллективные переговоры между работодателем и профсоюзом, которые способствуют закреплению обязательств работодателя перед работниками в сфере борьбы с ВИЧ/СПИД в коллективных договорах или политике ВИЧ/СПИД на рабочих местах.


Ключевые слова:

международная миграция, права человека, права женщин, ВИЧ/СПИД, дискриминация, многонациональные компании, профсоюз, правовой механизм, минимальные стандарты, достойный труд

Abstract: The research object is the relations, emerging in the process of ensuring the rights of women migrants in the context of struggle against HIV/AIDS. The author outlines the peculiarities of the legal mechanism of protection of the rights of women migrants in the context of struggle against HIV/AIDS: in the active involvement of employers and their organizations, social organizations and trade unions. The author studies the international tendencies of interaction between employers and trade unions and every particular role of each of the mentioned actors within this mechanism. The study emphasizes the coordinating role of international organizations in the protection of rights of women migrants by employers and trade unions. In order to obtain the most reliable scientific results, the author applies the range of general scientific methods (system-structural, formal-logical and hermeneutical) and special legal methods of cognition (comparative-legal and formal-legal). These methods are used as a single complex. Employers and trade unions play a special role in the provision of rights of women migrants in the context of struggle against HIV/AIDS. They determine the observance of the non-discrimination and gender equality principles at work. Multinational companies have activated their work, aimed at the protection of employees’ rights, including those of women migrants, in the sphere of HIV/AIDS for economic reasons: customers prefer buying the products, produced by the companies, which don’t violate human rights; the realization of programs, aimed at HIV/AIDS prevention, reduces the expenses on diseased workers. The active role is played by employers’ associations – business coalitions, which develop joint programs for HIV/AIDS prevention. Being focused on human rights, trade unions actively protect the rights of employees using the existing instruments: educational programs and courses and the representation of employees’ rights before the employers. The International Labor Organization ensures cooperation between employers and trade unions, using the three-party meetings mechanism. Collective talks between the employer and the trade union are the important institution of protection of rights of women migrants which promotes the consolidation of obligations of the employer to the employee in the sphere of struggle against HIV/AIDS in collective agreements and the anti-HIV/AIDS policy. 


Keywords:

international migration, human rights, women's rights, HIV/AIDS, discrimination, multinational companies, trade union, legal mechanism, minimum standards, decent work

Гендерное неравенство, дискриминация ВИЧ-инфицированных лиц со стороны государства путем ограничения их прав и свобод, отсутствие профессиональных союзов или их пассивность, уязвимость женщин перед сексуальными домогательствами, дискриминация женщин на рабочих местах, высокая вероятность попадания в сексуальное рабство, недостаточное обеспечение медицинскими услугами или вообще их отсутствие, возраст (как правило, молодые женщины до 35 лет), другие культурные модели поведения, в том числе и сексуального, низкий уровень образования, в том числе и в сексуальной сфере, стигматизация ВИЧ-инфицированных и болеющих СПИД лиц, отсутствие знаний о ВИЧ/СПИД и его профилактике – все эти факторы обуславливают подверженность женщин-мигрантов нарушениям их прав и отнесение к группе риска [1].

Исследование, проведенное в 1990-х гг. в ряде стран Юго-Восточной Азии, показало интересную корреляцию между условиями труда мигрантов, доступностью медицинского обслуживания и уязвимостью перед ВИЧ/СПИД. Факторами, влияющими на сексуальное поведение мигрантов, являются страна происхождения (особенность культурных традиций) и доступность коммерческих сексуальных услуг. Ограниченность социального контроля над сексуальным поведением, присущего в странах происхождения, приводит к реализации более свободной модели сексуального поведения. Постепенно мигранты адаптируются к обществу в стране пребывания, перенимая некоторые модели социального поведения, несмотря на декларируемую приверженность социальным ценностям страны происхождения. Формируемая таким образом «идентичность мигранта» может привести к отрицанию некоторых моделей (сексуального) поведения, что затрудняет использование традиционных средств к профилактике ВИЧ/СПИД [2].

Уязвимость женщин-мигрантов перед ВИЧ зависит в значительной мере от места работы: женщины, занятые в развлекательных заведениях или сфере личного обслуживания (ночные клубы, дискотеки, парикмахерские, салоны красоты, массажные салоны и проч.) практикуют рискованное сексуальное поведение в два раза чаще, чем те, кто работает в неразвлекательных учреждениях (рестораны, торговля, домашнее хозяйство, производство и др.). Около 10% женщин, занятых в сфере развлечений, практикуют предоставление сексуальных услуг за деньги, 30% имеют несколько сексуальных партнеров, а 40% имеют половые контакты с мужчинами, имеющих беспорядочные половые связи. Постоянно пользуется презервативами менее 15% женщин. Результаты исследования показывают высокую взаимозависимость условий труда и риска ВИЧ-инфекции [3].

Зарубежные авторы отмечают осознание женщинами-мигрантами своей уязвимости перед ВИЧ из-за гендера. Однако большинство женщин имеют неадекватное представление о ВИЧ/СПИД и способах его передачи, что объясняется недостатком образования и общения женщин как между собой, так и со службами здравоохранения. Женщины становятся жертвами сексуального насилия (9%), 70% подвергаются дискриминации, в том числе в медицинских учреждениях (42%). Исследователи подчеркивают, что важным элементом предупреждения СПИД является борьба с дискриминацией в системе здравоохранения [4].

На сегодняшний день механизм обеспечения прав мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД регламентирован в соответствующей рекомендации Международной организации труда (далее - МОТ) о ВИЧ/СПИД и сфере труда №200 (далее - Рекомендация №200) [5]. Авторы рекомендации подтвердили тезис о большей уязвимости женщин и девушек к воздействию ВИЧ-инфекции из-за гендерного неравенства, а также тезис о том, что расширение прав и возможностей женщин является ключевым фактором в глобальных ответных мерах борьбы с ВИЧ/СПИД. Институциональный механизм обеспечения прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД включает как международные правительственные организации, так и международные неправительственные организации, а также государственные органы (в том числе судебные органы, занимающихся вопросами труда, и органы по регулированию вопросов труда (п. 37b)), организации работодателей и работников (п. 37е), специалистов по ВИЧ/СПИД и других заинтересованные акторов, в том числе организации лиц, живущих с ВИЧ/СПИД (п. 37f).

К сожалению, в отечественной юридической литературе как проблема обеспечения прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ [6], так и проблема взаимодействия уполномоченных субъектов еще мало изучены. Имеющийся опыт активного взаимодействия работодателей и работников в зарубежных странах в сфере как борьбы с ВИЧ, так и с обеспечением прав наиболее уязвимых категорий населения представляет интерес как для юристов-исследователей, так и практиков. Все вышесказанное и объясняет актуальность темы нашего исследования.

Ключевым принципом борьбы с ВИЧ/СПИД является обеспечение всеобщего доступа к медицинским и социальным услугам, которое является единственным практическим способом взять эпидемию под контроль. Он основывается на том, что каждый человек должен иметь право на охрану здоровья и социальную защиту. Всеобщий доступ зиждется на справедливости, интеграции и правах человека. Его целью является предоставление указанных услуг без дискриминации всем индивидам в соответствии с их потребностями. Его содержание раскрывается в следующем. Прежде всего, пересматривается важность профилактики с акцентированием на необходимости комбинированного подхода. Этот принцип должен использоваться государствами при разработке и реализации внутренней политики в сфере борьбы ВИЧ/СПИД. Реализация принципа всеобщего подхода невозможна без участия и партнерства субъектов публичного и частного секторов. Главное – благодаря соблюдению этого принципа всем без исключения индивидам – в том числе нелегальным мигрантам и работникам секс-индустрии (даже если их деятельность запрещена законом) предоставляются медицинские и социальные услуги в полном объеме.

Всеобщий доступ рассматривается в трех аспектах. Во-первых, это предотвращение новых заражений, включая профилактику передачи ВИЧ от матери ребенку, лечение заболеваний, передающихся половым путем, безопасность крови, а также меры по устранению коренных причин инфекции: гендерного неравенства и бедности. Профилактика должна включать в себя увеличение услуг и информации о сексуальном и репродуктивном здоровье и правах (далее -СРЗП). СРЗП понимается как право всех индивидов – любого возраста, пола, сексуальной ориентации, ВИЧ-статуса – делать выбор относительно их собственной сексуальности и репродукции в той степени, пока не они не покушаются на права других на физическую неприкосновенность. СРЗП также включает в себя право на доступ к информации и услугам, необходимых для поддержания и улучшения здоровья [7, c. 5].

Во-вторых, это антиретровирусная терапия ВИЧ и лечение сопутствующих инфекций, в частности туберкулеза. И наконец, это уход и поддержка - в том числе паллиативная помощь и облегчение боли, соблюдение режима лечения и мониторинг ВИЧ-инфекции среди у лиц, не получающих лечение, психологическая поддержка, надомный и предсмертный уход, наблюдение за здоровьем матери и ребенка у ВИЧ-инфицированных женщин, забота о сиротах и уязвимых категориях детей, смягчение последствий ВИЧ, включая социальную защиту и поддержку источников средств к существованию, обеспечение возможности продолжать трудовую деятельность как можно дольше.

Профилактика, уход и поддержка должны осуществляться как взаимодополняющие, а не отдельные мероприятия. Как отмечает Всемирная организация здравоохранения, обеспечение на высоком уровне ухода и поддержки продлевает и улучшает качество жизни, а также положительным образом сказывается на профилактике ВИЧ [7, c. 5].

Рекомендация №200 среди мер, которые должны быть приняты прежде всего работодателем с целью сокращения возможности передачи ВИЧ-инфекции и ослабления ее воздействия (п. 14), указывает, помимо прочего на: 1) обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин (п. b); 2) предотвращение и запрещение насилия и сексуальных домогательств на рабочих местах (п. с); 3) обеспечение активного участия как женщин, так и мужчин в ответных мерах борьбы с ВИЧ/СПИД (п. d); 4) охрана сексуального и репродуктивного здоровья и репродуктивных прав женщин (п. f).

Особо выделены меры профилактики ВИЧ/СПИД среди мигрантов, которые должны быть приспособлены к национальным условиям и конкретным рабочим местам, а также в полной мере учитывать проблемы гендерного, культурного, социального и экономического характера (п. 15). Они включают: a) предоставление доступа к актуальной, надлежащей и своевременной информации по имеющимся различным каналам связи в форме и на языке, отражающих культурные особенности мигрантов; b) разработку комплексных программ обучения как женщин, так и мужчин с целью осознания и стремления сократить риск всех видов передачи ВИЧ-инфекции, в том числе с целью понимания важности изменения рискованных видов поведения, связанных с инфекцией; c) осуществление эффективных мер в области безопасности и гигиены труда; d) принятие мер, поощряющих работников к осведомленности о своем ВИЧ-статусе путем добровольного консультирования и проведения анализов; e) доступ ко всем средствам профилактики (в том числе постконтактным) и предоставление информации об их правильном использовании; f) эффективные меры по сокращению рискованных видов поведения в том числе среди групп, которые подвергаются наибольшему риску.

Рекомендацией №200 предусматриваются следующие гарантии обеспечения прав мигрантов (в том числе женщин и детей): 1) недопустимость требований о сдаче анализов или других форм скрининга на ВИЧ (п. 25); 2) недопустимость требования о раскрытии предоставления связанной с ВИЧ информации в отношении себя лично или других лиц (п. 27); 3) недопустимость отказа трудовым мигрантам в миграции на основе их действительного или приписываемого статуса ВИЧ-инфицированных лиц ни органами страны происхождения, ни страны транзита или страны назначения (п. 28); 4) обязанность государств установить легкодоступные процедуры урегулирования споров, которые обеспечат правовую защиту работникам, если их права будут нарушаться; 5) обязанность государств принимать меры, направленные на защиту детей и подростков от ВИЧ-инфекции, в частности, объективное просвещение по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья (п. 36).

Максимально полно структура институционального механизма и полномочия задействованных субъектов представлены в Своде практических правил МОТ по вопросу «ВИЧ/СПИД и сфера труда» (далее - Свод) [8], установившем принципы основных подходов к проблеме ВИЧ/СПИД в сфере труда: 1) признание ВИЧ/СПИД проблемой, связанной с рабочим местом (п. 4.1); 2) недопущение дискриминации (п. 4.2); 3) гендерное равенство (п. 4.3); 4) безопасная производственная среда (п. 4.4); 5) социальный диалог (п. 4.5); 6) скрининг с целью исключения из сферы занятости или трудового процесса (п. 4.6); 7) конфиденциальность (п. 4.7); 8) продолжение трудовых отношений (п. 4.8); 9) профилактика (п. 4.9); 10) уход и поддержка (п. 4.10).

Указанным документом в институциональный механизм обеспечения прав мигрантов (в том числе и женщин) в аспекте ВИЧ/СПИД включены государственные органы, непосредственного работодатели и организации работников (профессиональные союзы). Для каждого из указанных субъектов предусмотрены обязанности, реализация которых помогает достичь поставленной цели.

Так, работодатели и их организации обязаны (п. 5.2 Свода):

а) разрабатывать и осуществлять соответствующую политику на рабочих местах с целью предотвращения распространения инфекции и защиты всех категорий работников от дискриминации в связи с ВИЧ/СПИД;

b) добиваться включения положений, касающихся зашиты от ВИЧ/СПИД и его профилактики, в национальные и отраслевые соглашения и коллективные договоры;

c) осуществлять просвещение и обучение по вопросам профилактики ВИЧ/ СПИД;

d) вырабатывать необходимые стратегии для проведения оценки и принятия соответствующих мер в ответ на экономические последствия эпидемии ВИЧ/СПИД, возникающие на конкретных рабочих местах и в конкретных отраслях;

e) не допускать проведения кадровой политики или принятия мер, которые носят дискриминационный характер по отношению к работникам, инфицированным ВИЧ, или пострадавшим от ВИЧ/СПИД. Свод конкретизирует данную обязанность работодателя путем:

1) запрета требования проводить скрининг или анализ на ВИЧ/СПИД;

2) запрета дискриминации и стигматизации в связи с действительным или приписываемым ВИЧ-состоянием;

3) поощрения ВИЧ-инфицированных и работников с заболеваниями, обусловленными СПИД, для продолжения выполнения подходящей работы, не противопоказанной по медицинским соображениям;

4) обеспечения прекращения трудовых отношений в соответствии с антидискриминационным и трудовым законодательством при соблюдении необходимых процедур и с полной выплати положенных сумм в тех случаях, когда состояние больною СПИД работника становится слишком тяжелым для продолжения работы, и когда уже исчерпаны все остальные альтернативы, такие как продленный отпуск по болезни.

f) разрабатывать процедуры подачи связанных с их трудовой деятельностью жалоб работниками и их представителями. В частности, необходимо регламентировать дисциплинарные санкции в отношении любого работника, практикующего дискриминацию в связи с действительным или приписываемым ВИЧ-статусом или нарушающего политику рабочего места по ВИЧ/СПИД;

g) обеспечивать конфиденциальность информации о работниках, связанной с ВИЧ/СПИД – она должна храниться только в медицинских документах, доступ к которым ограничивается исключительно медицинским персоналом [9];

h) обеспечивать безопасные условия труда (наличие защитного оборудования, оказание первой помощи, поддержание благоприятных поведенческих изменений в среде работников путем распространения мужских (женских) презервативов и проведения консультаций, уход и поддержка для больных, работа справочной службы);

i) принимать дополнительных меры по обязательному обучению всех работников, имеющих на рабочих местах регулярные контакты с человеческой кровью и другими жидкостями человеческого организма, общим мерам предосторожности;

j) принимать меры по разумным изменениям режима труда работников, подвергшихся заболеваниям, связанным со СПИД (например, перераспределение рабочего времени, предоставление специального оборудования, установление перерывов для отдыха, предоставление свободного времени для посещения врача, гибкий график предоставления отпуска по болезни, перевод на неполный рабочий день, согласованные условий возвращения на работу и др.);

k) осознавать корпоративную ответственность и привлекать других работодателей и правительства к совместной деятельности по вопросам ВИЧ/СПИД;

l) поддерживать конфиденциальные добровольные консультации и тестирование на ВИЧ-инфекцию в компетентных органах здравоохранения;

m) изучать и осуществлять программы профилактики и лечения ВИЧ/СПИД в интересах своих работников, занятых неформальной деятельностью (в неформальном секторе);

n) развивать международное сотрудничество в деле борьбы с ВИЧ/СПИД.

Осознание корпоративной ответственности работодателей, заложенное в Своде, имеет тенденцию к распространению среди компаний, прежде всего многонациональных (далее – МНК). В мае 2011 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) издала обновленные Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий - рекомендации по ответственному ведению бизнеса в контексте глобализации (далее – Принципы). Согласно этому документу МНК, осуществляющие деятельность в государствах-членах ОЭСР, обязаны осуществлять «должную осмотрительность» для соблюдения ими и их поставщиками согласованных стандартов «надлежащего корпоративного поведения» (good corporate behavior), в частности: 1) уважать права человека, то есть они должны избегать ущемления прав человека и других лиц и должны рассматривать негативные воздействия прав человека на лица, с которыми они ведут деятельность; 2) в рамках своей деятельности не вызывать или способствовать негативному воздействию на права человека и предотвращать такое воздействие, когда оно происходит; 3) искать пути для предотвращения или смягчения негативного воздействия на права человека, которое возникает непосредственно в результате их хозяйственной деятельности, продукции или услуг, даже если они не участвуют в этих последствиях; 4) проводить политику приверженности к уважению прав человека; 5) проводить комплексную проверку прав человека в соответствии с их объемом, характером и контекстом деятельности и тяжести рисков негативного воздействия прав человека; 6) обеспечить или сотрудничать посредством законных процессов в восстановлении негативного воздействия на права человека там, где они определяют, что они привели или способствовали этим воздействиям [10].

Раздел IV Принципов, посвященный правам человека, в значительной степени опирается на Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека, одобренные Советом по правам человека ООН [11]. Однако на практике складывается два разных подхода к корпоративной ответственности в рамках обеспечения социально ответственной цепочки поставок (socially responsible global supply chain) [12]: Всемирный экономический форум (ВЭФ) в последнее время выступает за подход «совместной ответственности», заключающийся в координации действий МНК, местных органов власти и международных организаций, а корпорация Nike, наоборот, выбрала стратегию, подчеркивающую индивидуальную ответственность компании в странах и на предприятиях, где он может обеспечивать, контролировать международные стандарты труда и обеспечения прав человека. В юридической науке был поставлен вопрос: насколько решение Nike ограничить свою ответственность странами и предприятиями является разумной и приемлемой политикой? [12, c. 312]. Для ответа на этот вопрос исследователи предлагают обратиться к ситуации, сложившейся в 1993 г. с компанией Levi Strauss & Co., производителем фирменной одежды. Руководство компании решало, стоит ли размещать производственные мощности в Китае с учетом существующих там проблем обеспечения прав человека. Они использовали разработанный компанией «подход принципиальной аргументации» (principled reasoning approach), который основывался на этических ценностях компании и недавно принятых универсальных принципах сорсинга (сорсинг - оптимизация процессов закупочной деятельности компании, направленные на получения экономии и повышения рентабельности). Подобный «подход принципиальной аргументации» может использоваться другими компаниями как способ принятия решения в случае, если они решат принять модель совместной ответственности [13]. Примечателен опыт этой же компании по обеспечению прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД [14, с. 35]. Levi Strauss & Co. была первой компанией, которая обеспечила образовательные программы в сфере ВИЧ/СПИД для женщин-мигрантов в Китае – наиболее неблагополучной и уязвимой части китайского общества. В Китае насчитывается более 200 млн трудящихся мигрантов (по состоянию на 2009 г.), 75% которых представлено женщинами, большинство которых - незамужние девушки от 18 до 25 лет. С целью обеспечения прав женщин-трудящихся Levi Strauss привлек к сотрудничеству международные неправительственные организации и фонды, местные предприятия, общественные организации и органы местного самоуправления. Программа компании уникальна по своим масштабам и подходу, интегрируя новейшую программу ВИЧ-профилактического образования в комплексную программу, охватывающую права трудящихся, основы гигиены и гигиену труда, навыки общения, юридическую помощь и экономическое обеспечение.

Целевые мероприятия программы Levi Strauss включают:

1) разработку экспертной модели образования в области ВИЧ/СПИД для трудящихся женщин-мигрантов (достигается за счет финансовой поддержки Фонда Форда);

2) поощрение взаимного обучения и обмена информацией через конкурсы знаний о ВИЧ/СПИД, выступление любительских трупп, массовое распространение материалов ВОЗ и тематический выпуск рабочей газеты для женщин, посвященный ВИЧ/СПИД;

3) создание сетей социальной поддержки для социально незащищенных трудящихся женщин-мигрантов;

4) расширение прав и возможностей женщин-мигрантов путем обучения финансовой грамотности;

5) ознакомление рабочих и руководства с законными правами, а также предоставление юридической помощи.

В результате реализации этой программы были достигнуты следующие результаты:

а) за девять лет действия программы (2000-2009) было охвачено более 850 тысяч женщин-мигрантов на 1000 предприятий в 72 городах Китая;

б) рабочим было выдано более 160 тысяч экземпляров образовательных материалов, включая газеты, брошюры и листовки;

в) более 200 тысяч человек посетили выступления рабочей любительской труппы Sanxiang Workers Amateur Performance Troupe, посвященные профилактике ВИЧ/СПИД;

г) сформирована система образовательных и консультационных центров для рабочих на предприятиях в дельте реки Чжуцзян, объединяющая 21 заведение и доказавшая свою эффективность в деле профилактики ВИЧ/СПИД.

Активно продвигают концепцию корпоративной ответственности компаний за обеспечение прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД такие МНК как крупнейшая восточноафриканская сеть гостиниц The Serena Hotels Group, Standard Chartered Bank в Таиланде, Ford Motor Company, Chevron, южноафриканские компании Telkom и Xstrata Coal, Newmont в Гане, Heineken, Johnson & Johnson, индийская компания Apollo Tyres Ltd. и другие [14].

Однако в литературе высказывается мнение, что решение Nike и других компаний ограничить свою ответственность собственными предприятиями не решает реальную проблему, требующую от МНК обязательств по осуществлению коллективных действий для защиты трудовых прав работников предприятий [15]. В качестве примера приводится ситуация в Бангладеш на крупнейших текстильных предприятиях [12, c. 312-313], которую удается изменить в лучшую сторону только в результате объединения усилий всех МНК, имеющих там предприятия, а также международных правительственных и неправительственных организаций.

Особо следует отметить роль так называемых бизнес коалиций (business coalitions) в механизме обеспечения прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД. Бизнес-коалиции были созданы компаниями в качестве инструмента для обмена опытом, объединения ресурсов и более эффективного сотрудничества в разработке групповых решений. Они служат достижению разных целей, таких как защита прав, предоставление услуг, разработка политик в разных сферах и более общее корпоративное взаимодействие. Они выступают в качестве посредников между отдельными компаниями, правительственными учреждениями и другими национальными заинтересованными лицами, включая национальные советы по борьбе со СПИД, в реализации мероприятий борьбы с ВИЧ/СПИД. Они помогают обеспечивать соблюдение компаниями международных инициатив и стандартов для достижения на национальном и международном уровне определенных целей и задач. В докладе, опубликованном в 2008 г. на Всемирном экономическом форуме, ЮНЭЙДС и Всемирный банк проанализировали масштабы и результаты деятельности более 50 таких коалиций, предложили эффективные механизмы для более широкого привлечения частного сектора к участию в борьбе с ВИЧ/СПИД, а также для содействия более последовательным и всеохватывающим национальным ответным мерам [14, c. 34].

Глобальная бизнес-коалиция против ВИЧ/СПИД, туберкулеза и малярии (The Global Business Coalition on HIV/AIDS, Tuberculosis and Malaria, далее - GBC) [16] представляет собой всемирное движение, объединяющее как бизнес-сообщество, так и правительство с гражданским обществом. GBC была создана в 2001 г. после обращения Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннана к более активному участию бизнеса в борьбе со СПИД. На сегодняшний день GBC включает более 200 участников, в том числе Coca-Cola Company, Anglo American, Accor, Levi Strauss & Co., Standard Bank, ООН, Фонд исследований СПИДа (The Foundation for AIDS Research, amfAR), правительственные органы Китая, Кении и России.

На региональном уровне создано несколько бизнес-коалиций, ставящих в качестве главной цели борьбу с ВИЧ/СПИД. В частности, это Панафриканская бизнес-коалиция против ВИЧ/СПИД (The Pan African Business Coalition on HIV/AIDS, далее - PABC) [17], которая с 2005 г. объединяет более 30 африканских компаний в борьбе с ВИЧ/СПИД. PABC использует веб-портал для распространения информации о ВИЧ/СПИД среди своих участников, участвует в стратегическом партнерстве с правительствами и международными организациями, а также организовывает форумы участников для информирования о последних тенденциях в указанной сфере.

Создание в 2006 г. Азиатско-Тихоокеанской бизнес-коалиции по борьбе со СПИД (The Asia Pacific Business Coalition on AIDS, далее - APBC) [18] является прямым ответом австралийского бизнес-сообщества на необходимость более активного участия частного сектора и координации в региональной борьбе с ВИЧ/СПИД, активную роль в которой играет авиакомпания Qantas Airways. APBC предоставляет участникам услуги по разработке политики в отношении ВИЧ/СПИД, определяет факторы риска заражения ВИЧ, связанные с определенными секторами промышленности, оценивает затраты, разрабатывает программные документы и политики компаний в области ВИЧ/СПИД, а также осуществляет тематические исследования.

Панкарибская бизнес-коалиция по борьбе с ВИЧ/СПИД (The Pan Caribbean Business Coalition on HIV/AIDS, далее - PCBC) [19] была создана в 2005 г. для заполнения пробелов в национальных программах по борьбе со СПИД в регионе и обмена опытом, знаниями и ресурсами компаний. Коалиция направлена на решение проблем, с которыми сталкивается частный сектор в Карибском бассейне, путем разработки политик для крупных и средних предприятий по борьбе с ВИЧ/СПИД на рабочих местах, включая образование на рабочем месте и тестирование на ВИЧ. PCBC проводит совещания, форумы и семинары, распространяет информационные бюллетени, налаживает новые контакты и партнерские отношения между отдельными акторами, занятыми в сфере борьбы с ВИЧ/СПИД в регионе.

Активная роль работодателей в обеспечении прав человека в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД объясняется прежде всего экономическими факторами. Так, в ЮАР средняя стоимость затрат на одного работника, умершего от ВИЧ, составляет 20 тысяч долларов, из которых на медицинские расходы приходится 59%, на сокращение производительности - 22%, на потери от невыхода на работу - 15%, на отпуска для участия в похоронах - 3% и на дополнительную подготовку кадров – 1%. Компания Anglovaal Mining Ltd в ЮАР реализует программу борьбы со СПИД на рабочих местах общей стоимостью 255 тысяч долларов в год, или 48 долларов на каждого работающего, что составляет один процент общего фонда заработной платы. По сравнению с этим, ежегодные потери от ВИЧ/СПИД оцениваются в 6,1 млн. долларов. Отделение компании Volkswagen реализует программу помощи жертвам СПИД, способствующую сокращению ежемесячных расходов на каждого заболевшего с 1500-2000 долларов до 300. Согласно данным обзора ЮНЭЙДС, в 1999 г. затраты, связанные с ВИЧ и СПИД, обходились отдельным компаниям в Ботсване, Кот-д’Ивуаре, Кении и Уганде в 120-349 долларов в год на одного работника [20].

МОТ отмечает на ключевую роль самих трудящихся и их профессиональных объединений в механизме обеспечения прав мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД. Рабочее движение на международном, национальном и отраслевом уровне реализует задачи борьбы с ВИЧ/СПИД и проводит мероприятия на рабочих местах и за их пределами. Главная задача профсоюзов – защищать права, здоровье и жизнь трудящихся и их семей, а значит и общества в целом. Они осуществляют правозащитную деятельность и имеют возможность функционирования благодаря реализации основных прав - таких, как право на свободу ассоциации и свободу слова. Они должны занимать позицию против дискриминации и преследования, предоставляя трудящимся возможность высказаться по поводу проблемных вопросов, возникающих на рабочих местах и в обществе в целом, в том числе по поводу прав человека и условий труда. В аспекте борьбы с ВИЧ-СПИД и обеспечения прав женщин-мигрантов работники и их организации должны (п. 5.3 Свода):

а) консультировался со своими работодателями по вопросу осуществления на рабочем месте политики, нацеленной на предотвращение распространения инфекции и защиту всех работников от дискриминации, связанной с ВИЧ/СПИД;

b) добиваться включения положений по профилактике ВИЧ/СПИД в национальные и отраслевые соглашения и коллективные договоры, а также контролировать соблюдение таких положений;

с) использовать существующие профсоюзные и прочие структуры и их возможности распространения информации о ВИЧ/СПИД на рабочих местах, включая распространение постоянно обновляемой информации о правах работников и полагающихся им выплатах и услугах;

d) сотрудничать с работодателями в деле выработки необходимых стратегий оценки и принятия соответствующих мер в ответ на экономические последствия распространения ВИЧ/СПИД на конкретных рабочих местах и в конкретных отраслях;

e) сотрудничать с работодателями и другими акторами с целью распространения информации о средствах профилактики ВИЧ/СПИД и организации борьбы с ним;

f) влиять на кадровую политику работодателей, исключающую дискриминацию работников, живущих с ВИЧ/СПИД;

g) активно противодействовать дискриминации в связи с ВИЧ/СПИД, используя имеющиеся механизмы и процедуры;

h) заниматься обучением своих представителей по вопросам, возникающим на рабочих местах в связи с эпидемией, по вопросам принятия ответных мер и по основным потребностям людей, живущих с ВИЧ/СПИД, и лиц, осуществляющих за ними уход;

i) принимать активное участие в снижении рисков и осуществления контроля над безопасностью условий труда;

j) соблюдать правила конфиденциальности личной информации, касающейся наличия или отсутствия ВИЧ-инфекции у работника [9];

k) охватывать своей деятельностью трудящихся, занятых неформальной деятельностью (в неформальном секторе);

l) с целью последующей ликвидации доводить до сведения работодателей наличие факторов, повышающих риск инфицирования определенных групп трудящихся;

m) поддерживать и развивать практики конфиденциальных добровольных консультаций и тестирований на наличие ВИЧ-инфекции;

n) использовать механизмы отраслевого, регионального и международного сотрудничества для привлечения внимания мировой общественности к вопросу ВИЧ/СПИД в сфере труда и включать этот вопрос в повестку дня кампаний в защиту прав трудящихся.

Рабочие организации подчеркивают связь между правами человека и борьбой против ВИЧ/СПИД. В 1994 г. 37-й Конгресс Международной федерации работников транспорта (International Transport Workers’ Federation, ITF) принял резолюцию по борьбе со СПИД, которая включала обращение к профсоюзам и работникам транспорта принять меры по недопущению превращения людей, живущих с ВИЧ/СПИД, в объект дискриминации [21, c.7].

В 2003 г. Межамериканская региональная организация рабочих (Inter American Regional Organization of Workers, ORIT) начала совместный проект с Латиноамериканским и Карибским советом организаций борьбы со СПИД (Latin American and Caribbean Council of AIDS Service Organizations, LACCASO) по борьбе с дискриминацией и увольнением работников по причине ВИЧ/СПИД. Как показали исследования, такое обращение с ВИЧ-инфицированными в данном регионе широко распространено. Наиболее вопиющей формой дискриминации, а также посягательством на другие права, включая право на неприкосновенность и тайну частной жизни, является широко распространенная практика требования работодателями прохождения тестирования на ВИЧ при приеме на работу или во время работы. Результаты тестов передаются сразу работодателям, а не рабочим, у которых даже не спрашивают согласия на прохождение таких тестов. В апреле 2004 г. на региональной конференции профсоюзов была утверждена Совместная декларация о ВИЧ/СПИД и правах человека на рабочем месте (Joint Declaration on HIV/AIDS and Human Rights in the Workplace), предусматривающая принятие незамедлительных мер по увеличению кампаний и программ по профилактике, информации и поддержке. Профсоюзы стали активными участниками национальных мероприятий по борьбе с ВИЧ/СПИД и по контроле за исполнением законодательства на рабочих местах [21, c.8]

Достижение целей в борьбе с ВИЧ/СПИД возможно в результате тесного сотрудничества работодателей и трудящихся. Такое сотрудничество принимает форму глобальных рамочных соглашений между профсоюзами, МНК и организациями работодателей. Как правило, они включают в себя обязательства компаний по соблюдению международных стандартов прав профсоюзов, здоровья и безопасности, достойного труда и окружающей среды во всех странах, где они осуществляют свою деятельность.

Эти соглашения не отменяют местные или национальные коллективные переговоры, а обеспечивают минимальные стандарты для коллективных договоров. Они подкрепляются системами мониторинга, позволяющими профсоюзам проверить соответствие деятельности компаний положениям соглашения и предоставить возможность обеим сторонам пересматривать соглашение на регулярной основе. Подобные соглашения подписаны с более чем 110 МНК [22]. Кроме того, в таких соглашениях профсоюзы и работодатели устанавливают стандарты борьбы с ВИЧ на рабочих местах, включая в соглашения ссылки на принципы, изложенные в Своде, а также устанавливая цели совместных действий по обеспечению прав работников и реализации программ борьбы с ВИЧ на рабочих местах. Подобные соглашения заключаются также на национальном уровне и охватывают предприятия конкретной отрасли (текстильной, угледобывающей и проч.) [21, c. 43].

Важную роль в координации сотрудничества работодателей и профсоюзов играет МОТ. Например, в 2006 г. в рамках реализации Программы отраслевых мероприятий МОТ в Женеве была проведена трехсторонняя встреча, посвященная трудовым и социальным аспектам проблемы трансграничной мобильности водителей автомобильного транспорта (Labour and Social Issues Arising from Problems of Cross-border Mobility of International Drivers in the Road Transport Sector). По результатам встречи МОТ, организация работодателей – Международный дорожно-транспортный союз (the International Road Transport Union, IRU) и организация работников – Международная федерация работников транспорта (the International Transport Workers' Federation, ITF) договорились о безотлагательной разработке образовательных материалов, посвященных ВИЧ/СПИД, для дорожно-транспортной отрасли. Была создана совместная рабочая группа для контроля над разработкой этих материалов и планированием проведения серии семинаров для их тестирования. Это был значительный шаг для Международного дорожно-транспортного союза, который ранее не признавал наличие проблемы ВИЧ/СПИД в отрасли. Использование структур МОТ для социального диалога помогло включить тематику ВИЧ/СПИД в учебную программу всемирной сети образовательных учреждений Международного дорожно-транспортного союза. Подобный инструмент использовался и в железнодорожной отрасли [22, c. 41].

Конвенция МОТ №98 о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров [23] провозглашает и защищает право на коллективные договоры путем ведения переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, с целью регулирования условий труда (ст. 4). Коллективные переговоры являются удачным средством для доведения до сведения работодателя проблемы ВИЧ/СПИД и обеспечения прав работников, в их результате заключаются коллективные договоры, предусматривающие необходимые меры в указанной сфере. Например, Южноафриканский национальный союз шахтеров использовал этот инструмент для закрепления ключевых принципов тестирования на ВИЧ, социального обеспечения и условий жилья. Однако не всем государствам известен такой институт как коллективные договоры, поэтому используется такой инструмент как политика ВИЧ/СПИД на рабочих местах [22, c. 42].

Особую роль в институциональном механизме играют инспекторы труда и лица, отвечающие за безопасность и охрану труда на производстве. В 2005 г. МОТ разработала соответствующее Руководство по ВИЧ/СПИД для этих субъектов, отметив взаимосвязь специфики некоторых профессий и рискового поведения, особенно когда работники долгое время работают вдали от дома и семьи. Роль инспекторов труда и лиц, отвечающих за безопасность и охрану труда на производстве, в обеспечении прав мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ заключается в координации усилий работодателей, организаций работников и соответствующих правительственных ведомств для выработки на основании имеющегося опыта руководящих принципов деятельности с целью сокращения рисков в каждой конкретной отрасли. Например, в Малави была таким образом выработана соответствующая стратегия для транспортной отрасли, включающая социальный диалог. МОТ выделяет следующие принципы инспекции труда: 1) общественный характер деятельности; 2) сотрудничество работодателей и работников; 3) взаимодействие с системой социального обеспечения; 4) предотвращение рисков и опасностей; 5) всеобщий охват в вопросах борьбы с ВИЧ/СПИД [20].

Подводя итог вышесказанному, отметим особую роль работодателей и профсоюзов в обеспечении прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы ВИЧ/СПИД. Именно от них зависит соблюдение принципа недискриминации и гендерного равенства на рабочих местах и обеспечение гарантий таких прав мигрантов (в том числе женщин и детей), как недопустимость требований о сдаче анализов или других форм скрининга на ВИЧ; недопустимость требования о раскрытии предоставления связанной с ВИЧ информации в отношении себя лично или других лиц; объективное просвещение по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья. Многонациональные компании активизировали свою деятельность по обеспечению прав работников, в том числе женщин-мигрантов по двум причинам. Во-первых, из-за распространения тенденции социально осознанного потребления: потребители из развитых стран делают выбор в пользу продукции, произведенной без нарушения прав человека и без причинения ущерба окружающей среде. Вторым экономическим фактором, вынудившим компании активно реализовывать программы борьбы ВИЧ/СПИД на рабочих местах, является финансовая целесообразность: расходы на заболевших работников сокращаются в несколько раз. Активную роль занимают объединения работодателей – бизнес коалиции, вырабатывающие совместные программы борьбы с ВИЧ/СПИД. Профсоюзы, будучи прежде всего правозащитными организациями, занимают активную позицию по обеспечению прав трудящихся, используя имеющийся инструментарий: образовательные и просветительские программы и курсы, представление интересов работников перед работодателями. Международная организация труда обеспечивает сотрудничество между работодателями и профсоюзами, используя механизм трехсторонних встреч. Важными инструментами обеспечения прав рабочих являются коллективные переговоры между работодателем и профсоюзом, которые способствуют закреплению обязательств работодателя в сфере борьбы с ВИЧ/СПИД в коллективных договорах или политике ВИЧ/СПИД на рабочих местах, а также заключение соглашений в рамках отдельной отрасли между объединениями работников и объединениями работодателей в указанной сфере.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.