Статья 'Проблемы правового регулирования содержания программы политической партии ' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Проблемы правового регулирования содержания программы политической партии

Гуторова Алла Николаевна

кандидат юридических наук

доцент, кафедра конституционного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Юго-Западный государственный университет"

305040, Россия, Курская область, г. Курск, ул. 50лет Октября, 94, оф. 519

Gutorova Alla Nikolaevna

PhD in Law

Associate professor, Constitutional law department, Southwest State University

305040, Russia, Kurskaya oblast, Kursk, ul. 50 Let Oktyabrya, 94, office 519

allagutorova@mail.ru

DOI:

10.7256/2409-7136.2014.12.1372

Дата направления статьи в редакцию:

13-12-2014


Дата публикации:

27-12-2014


Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, связанные с созданием и функциями программ политических партий Российской Федерации. Выявлены общие проблемы программ политических партий имеющих представительство в Государственной Думе Российской Федерации. Результатом проведенного исследования являются предложения о внесении изменений в действующее законодательство России в части регулирования требований предъявляемых к программам политических партий. В процессе исследования были использованы основные, классические методы правового познания: проблемно-хронологический, синхронистический, сравнительный, системный и статистический. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автором впервые проведено комплексное исследование проблем правового регулирования содержания программ политических партий на материалах программ существующих политических партий и работ отечественных ученых. В результате автор приходит к выводу, что законодателю надлежит закрепить обязанность политических партий официально формулировать свои программы по таким ключевым видам государственной деятельности, как государственное строительство, законотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность, правосудие, прокурорский надзор и финансовый контроль. Кроме того, политические партии должны официально заявлять свое отношение к экономической, культурной, социальной и внешней политике государства.


Ключевые слова:

политические партии, избиратель, предвыборная программа, программа партии, закон, Конституция РФ, компетенция, народное представительство, интересы избирателей, политическая позиция

Abstract: The article considers the issues related to the Russian political parties’ programs creation and functions. The article reveals the common problems of the programs of the political parties represented in the State Duma of the Russian Federation. As a result of the research the author suggests to amend the Russian legislation in the sphere of political parties’ programs regulation. The author uses the general classical methods of legal knowledge: problem and chronological, synchronous, comparative, system, and statistical. The author makes the original complex study of the political parties’ programs legal regulation based on the materials of the existing political parties and on the works of the Russian scholars. The author comes to the conclusion that it is necessary to oblige political parties to officially formulate their programs in the key spheres of state activity such as state-building, lawmaking, executive-administrative activity, justice, public prosecutor's supervision, and financial control. Moreover, political parties should officially announce their attitude towards economic, cultural, social, and foreign policy of the state


Keywords:

political parties, voter, election program, political party program , law, the Constitution of the Russian Federation, competence, representation of the people, voters' interests, political position

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач. Изменения и дополнения, вносимые в программу политической партии, в течение месяца после их внесения представляются в федеральный уполномоченный орган для сведения. Лаконичное правовое регулирование данных правоотношений дает политическим партиям сравнительно высокую свободу действий.

Однако именно партийная программа рассматривается как один из основных документов в политическом дискурсе. Программа политической партии – это официальный документ, заявляющий намерения и идейные взгляды партии, ее дальнейшие действия в случае победы на выборах в отношении управления государством в различных отраслях, краткое изложение основных положений, требований и целей деятельности политической партии, вырабатываемое на политическом съезде и являющимся обязательством перед избирателями [1, с. 55-63].

Основными требованиями к предвыборным программам являются:

• отображение актуальных проблем и интересов общества;

• определение пути и инструментария в решении этих интересов и потребностей;

• выдвижение плана развития общества, предусматривающего работу над его реализацией;

• предложение вариантов формирования и использования реального бюджета.

Таким образом, посредством предвыборных программ партии заявляют о своих социально-политических приоритетах, высказывают представление о путях решения актуальных проблем общества и государства, проведения экономических, политических и социальных реформ, способствующих развитию государства. В них полностью или частично отражены направления политической и социальной деятельности партий на современном этапе.

Сравнительный анализ программ политических партий, которые в настоящее время имеют представительство в Государственной Думе и в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, позволяет сформулировать следующие обобщения и выводы.

Прежде всего, обращает на себя внимание факт выражения «радикально-критических общественных настроений» [2, с. 18] в программе КПРФ. Будучи легализованным, но оппозиционным партийно-политическим институтом, КПРФ отстаивает ряд идей и ценностей, противоречащих доктрине конституционализма. В частности, Конституционный Суд Российской Федерации установил, что в стране в течение длительного времени господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие власти узкой группы коммунистических функционеров, объединенных в политбюро ЦК КПСС во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС. Имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что руководящие органы и высшие должностные лица КПСС действовали в подавляющем большинстве случаев втайне от рядовых членов КПСС, а нередко – и от ответственных функционеров партии. На нижестоящих уровнях управления вплоть до района реальная власть принадлежала первым секретарям соответствующих партийных комитетов. Лишь на уровне первичных организаций КПСС имела черты общественного объединения, хотя производственный принцип формирования этих организаций ставил членов КПСС в зависимость от их руководства, тесно связанного с администрацией. Материалами дела, в том числе показаниями свидетелей, подтверждается, что руководящие структуры КПСС были инициаторами, а структуры на местах - зачастую проводниками политики репрессий в отношении миллионов советских людей, в том числе в отношении депортированных народов [3, ст. 400]. Поэтому позиционирование КПРФ как правопреемника КПСС может рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации в части, установленной Конституционным Судом Российской Федерации.

Идеологически близких позиций в аспекте построения нового социализма придерживается программа политической партии «Справедливая Россия», однако эта партия не считает себя оппозиционной по отношению к партии «Единая Россия», а основные ее программные положения соответствуют конституционным принципам. В частности, в программе с достаточной точностью обозначены такие функции партийно-политической деятельности в парламенте, как легитимация политической деятельности, поиск согласия между обществом и государством, интегрирование социальных процессов, участие в формировании органов государственной власти, связь гражданского общества и государства [4, с. 3].

Будучи партией, имеющей подавляющее большинство мандатов в органах народного представительства, «Единая Россия» воздерживается от прямых идеологических формулировок в своих программных документах, ориентируясь преимущественно на личность Владимира Путина как национального лидера и возможность корректировки политического курса в течение срока легислатуры представительных органов.

Нетрудно заметить, что предвыборная программа данной политической партии позиционируется в логической взаимосвязи с личностью Владимира Путина и его плана, включающего в себя следующие основные пункты: дальнейшее развитие России как уникальной цивилизации, защита общего культурного пространства, русского языка, наших исторических традиций; повышение конкурентоспособности экономики через выход на инновационный путь развития, поддержку науки, развитие инфраструктуры, наращивание инвестиций в первую очередь в высокие технологии, в отрасли – локомотивы экономического роста; обеспечение нового качества жизни граждан путем продолжения реализации приоритетных национальных проектов, дальнейшего и значительного повышения заработной платы, пенсий и стипендий, оказания помощи гражданам в решении жилищной проблемы; поддержка институтов гражданского общества, стимулирование социальной мобильности и активности, продвижение общественных инициатив; укрепление суверенитета России, обороноспособности страны, обеспечение для нее достойного места в многополярном мире [5].

Наконец, ЛДПР придерживается весьма неопределенной политической позиции, поскольку многие программные положения находятся во внутреннем логическом противоречии. Либерально-демократическая партия России позиционирует себя как партию патриотов, имеющую сравнительно продолжительную историю (Первый съезд ЛДПР провела 31 марта 1990 года). В июне 1991 года на выборах Президента России партия выставила кандидатуру своего руководителя. В августе 1991 года члены партии поддержали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). ЛДПР – единственная партия, которая выступила против Беловежских договоренностей по развалу СССР. В 1992 году ЛДПР боролась с Правительством Е.Гайдара против ваучеризации страны, грабительской приватизации, роста цен и инфляции. В 1993 году ЛДПР приняла участие в Конституционном совещании. Благодаря сторонникам ЛДПР была принята Конституция Российской Федерации 1993 года. В октябре 1993 года ЛДПР осудила расстрел Белого Дома, но не поддержала экстремизм и другой стороны. В декабре 1993 года на первых выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации ЛДПР одержала убедительную победу, получив 23 процента или 13 млн. голосов избирателей страны. В феврале 1994 года ЛДПР провела первую в истории России политическую амнистию. Все политические узники 1991 – 1993 годов были выпущены на свободу. Фракция ЛДПР в Государственной Думе первого созыва сорвала попытку ввести платное обучение в старших классах школы. ЛДПР первой указала на опасность международного терроризма и выступила за применение решительных и жестких мер против террористов. ЛДПР постоянно выступает за жесткое решение проблем на Северном Кавказе. В 1999 году ЛДПР помогла уходу Б.Ельцина и бескровной передаче власти новому руководителю страны, нынешнему Президенту России В.В. Путину. В 2002 году ЛДПР оказалась единственной партией, рекомендовавшей Президенту оперативно применить спецсредства и штурмом взять ДК на Дубровке, чтобы освободить заложников. ЛДПР последовательно выступает за снижение налогов. Исходя из экономических и политических интересов России, ЛДПР 10 лет защищала Ирак и пыталась помочь этой стране сохранить независимость. ЛДПР выступала против гегемонии США, против продвижения НАТО на Восток. Партия считает, что сумела частично повлиять на руководство страны в этом вопросе. ЛДПР много раз доказывала свою оппозиционность. На всех выборах в Госдуму партия боролась с проправительственными образованиями типа «Демвыбор России» (Е. Гайдар), «Наш дом Россия» (В. Черномырдин). Кремль и Правительство постоянно боролись с ЛДПР. Дважды отменяли регистрацию партии в Министерстве юстиции. Запрещали деятельность партии в отдельных регионах. Уничтожали литературу, срывали избирательные стенды и плакаты. В декабре 1999 года ЛДПР пытались не допустить к выборам в Государственную Думу. По отдельным вопросам ЛДПР сотрудничает с КПРФ, но не разделяет целей на продолжение строительства коммунизма в нашей стране, интернационализма и навязывания большевистских идей в других частях планеты. Благодаря бескомпромиссной позиции партии «Союз правых сил» и «Яблоко» не прошли в Государственную Думу четвертого созыва (2003г.). Сегодня ЛДПР в конструктивной оппозиции к «Единой России» как проправительственной структуре. За эти года в Госдуме фракция ЛДПР вынесла на обсуждение сотни законов и постановлений, протокольных поручений. Большинство из них не было принято и реализовано, поскольку у ЛДПР нет большинства в Думе. ЛДПР всегда выступала за великий русский народ, за православную веру, за восстановление территории страны, в защиту соотечественников за рубежом. ЛДПР всегда защищала армию, силовые ведомства, особенно КГБ. Всегда защищала свободы для всех [6].

В целом программы политических партий, имеющих представительство в Государственной Думе и в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, характеризуются разрозненностью методологии, смешанными формами политической агитации, слабой связью с компетенцией органов народного представительства. Это во многом обусловлено недостаточно полной регламентацией соответствующих правоотношений в статье 22 Федерального закона «О политических партиях». На наш взгляд, в этой статье законодателю надлежит закрепить обязанность политических партий официально формулировать свои программы по таким ключевым видам государственной деятельности, как государственное строительство, законотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность, правосудие, прокурорский надзор и финансовый контроль. Кроме того, политические партии должны официально заявлять свое отношение к экономической, культурной, социальной и внешней политике государства.

Политическая партия, желая получить как можно больше политических сторонников среди избирателей, создает собственную предвыборную программу. Это и является одной из функций предвыборных программ, привлечь на стороны политической партии как можно большее количество избирателей. Так же необходимо учитывать, что для привлечения сторонников, партии необходимо в своей предвыборной программе показать себя с лучшей стороны и отграничиться от других политических партий и их программ. Таким образом, направленность текста партийной программы складывается из взаимодействия субъектных перспектив потенциального читателя и политического оппонента, представителя конкурирующей партии. Соответственно, партии ориентируются, прежде всего на голоса потенциальных избирателей, поэтому при создании программных документов, практически все политические партии, подсознательно обращаются к избирателю – индивидуальному или коллективному.

Деятельность политических партий по реализации потребностей и интересов избирателей не ограничивается формулировкой и последующей реализацией программ партий. Она также обусловлена официальными заявлениями лидеров и других членов политических партий в ходе избирательной кампании и, особенно, в течение срока полномочий выборного органа народного представительства. Государственная и муниципальная политика имеет подвижный характер, она не может сводиться к заранее установленным позициям без учета динамики развития общественных отношений, изменений в законодательстве и правоприменительной практике. Однако это должно быть непосредственно взаимосвязано с компетенцией народного представительства, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Проблема компетенции народного представительства является одной из центральных в теории и практике представительной демократии [7, с. 85]. Народный суверенитет характеризуется не столько тем, насколько широкие слои наделены политическими правами, но и тем, «насколько широко простирается компетенция избранников народа» [8, с. 127]. Законодательная (нормотворческая для местного самоуправления) функция представительных органов ставит их в особое положение в системе разделения властей. Этому корреспондирует мысль Б.С. Эбзеева о том, что доминирующее положение законодательных органов «обусловливается тем, что органы исполнительной и судебной власти, будучи самостоятельными в осуществлении своей компетенции, могут функционировать лишь в пределах действующего права, их деятельность является подзаконной. Сказанное не означает, что законодатель сам свободен от соблюдения собственных законов» [9, с. 67-68].

Таким образом, практика показывает, что в программах политических партий и заявлениях их лидеров законодательные предложения формулируются в расплывчатой, завуалированной форме. Избиратели не имеют возможности оценить ту или иную законодательную идею, обнаружить ее достоинства и недостатки, высказаться в печати и иных средствах массовой информации с обоснованием соответствующей точки зрения. Но и сами дебаты в представительных органах нередко сводятся к формальной процедуре, исключая возможность свободного обсуждения представителями различных партий спорных аспектов законопроекта.

Так как основной целью политической партии является привлечение внимания как можно большего количества избирателей, то как правило, ни одна из программ не имеет в себе экономического обоснования задач, поставленных партией в этой программе. И более того, не содержит механизма реализации предложений содержащихся в ней. Поэтому по сути программы политических партий представляют собой литературно-публицистическое изложение проблем современного государства и общества. Политические партии, в своих программах, занимаются только констатацией проблем, не предлагая конкретных путей их решения.

Библиография
1. Солопова О.А. Образ будущего в предвыборных программах политических партий // Политическая лингвистика. – 2008. – № 24.
2. Поздняков Д.А. Современная российская многопартийность: юридические механизмы институционализации: Автореф… канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2004.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. по делу о проверке конституционности Указов Президента РФ от 23 августа 1991 года № 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 года № 90 «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 года № 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР», а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР // Ведомости Верховного Суда РФ. 1993. – № 11.
4. Дубровина Е.П. Политические партии как субъекты избирательного процесса в Российской Федерации: Автореф… канд. юрид. наук. – М., 2004.
5. Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия». Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.11-07.mysob.ru. Дата обращения: 15.03.2014 г.
6. Программа Либерально-демократической партии Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: // http://www.ldpr.ru. Дата обращения: 15.03.2014 г.
7. Кабышев В.Т. Народовластие развитого социализма / под ред. И.Е.Фарбера. – Саратов, 1979.
8. Котляревский С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских Основных Законов / под ред. В.А. Томсинова. – М.: Зерцало, 2004.
9. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В.Лазарев. – М., 2001.
10. Кудрявцев В.В. О некоторых вопросах конституционно-правового регулирования права граждан и их объединений на участие в формировании представи-тельных органов муниципальных образований в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2014. - 3. - C. 241 - 246. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.3.10992.
References
1. Solopova O.A. Obraz budushchego v predvybornykh programmakh politicheskikh partii // Politicheskaya lingvistika. – 2008. – № 24.
2. Pozdnyakov D.A. Sovremennaya rossiiskaya mnogopartiinost': yuridicheskie mekhanizmy institutsionalizatsii: Avtoref… kand. yurid. nauk. – Rostov-na-Donu, 2004.
3. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 30 noyabrya 1992 g. po delu o proverke konstitutsionnosti Ukazov Prezidenta RF ot 23 avgusta 1991 goda № 79 «O priostanovlenii deyatel'nosti Kommunisticheskoi partii RSFSR», ot 25 avgusta 1991 goda № 90 «Ob imushchestve KPSS i Kommunisticheskoi partii RSFSR» i ot 6 noyabrya 1991 goda № 169 «O deyatel'nosti KPSS i KP RSFSR», a takzhe o proverke konstitutsionnosti KPSS i KP RSFSR // Vedomosti Verkhovnogo Suda RF. 1993. – № 11.
4. Dubrovina E.P. Politicheskie partii kak sub''ekty izbiratel'nogo protsessa v Rossiiskoi Federatsii: Avtoref… kand. yurid. nauk. – M., 2004.
5. Predvybornaya programma Vserossiiskoi politicheskoi partii «Edinaya Rossiya». Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: URL: http://www.11-07.mysob.ru. Data obrashcheniya: 15.03.2014 g.
6. Programma Liberal'no-demokraticheskoi partii Rossiiskoi Federatsii. Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: URL: // http://www.ldpr.ru. Data obrashcheniya: 15.03.2014 g.
7. Kabyshev V.T. Narodovlastie razvitogo sotsializma / pod red. I.E.Farbera. – Saratov, 1979.
8. Kotlyarevskii S.A. Konstitutsionnoe gosudarstvo. Yuridicheskie predposylki russkikh Osnovnykh Zakonov / pod red. V.A. Tomsinova. – M.: Zertsalo, 2004.
9. Nauchno-prakticheskii kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii / otv. red. V.V.Lazarev. – M., 2001.
10. Kudryavtsev V.V. O nekotorykh voprosakh konstitutsionno-pravovogo regulirovaniya prava grazhdan i ikh ob''edinenii na uchastie v formirovanii predstavi-tel'nykh organov munitsipal'nykh obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2014. - 3. - C. 241 - 246. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.3.10992.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.