Cybernetics and programming
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Council of Editors > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Cybernetics and programming" > Contents of Issue № 01/2017
Contents of Issue № 01/2017
Mathematical models and computer simulation experiment
Alpatov A.N. - Assessment of the impact of the distributed computing complex parameters of on the performance of load balancing algorithms. pp. 1-10

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.22021

Abstract: The purpose of this article is to consider the correlation of the performance of computational load balancing algorithms for globally distributed computing systems implementing the principle of volunteer computing and the basic attributes of a distributed system. As the main considered parameters the author examines file system structure and the type of network protocol. The object of the study is a globally distributed computing system with scheduling nodes loading. The subject of the study are the balancing methods of loading units of the system, implementing the principle of dynamic computational load balancing strategy. In this article, the methodological basis of the article makes methods of fundamental and applied sciences: analysis methods, methods of mathematical statistics, simulation modeling. The author suggests a model of node computational load in form of nonlinear piecewise-stationary model. The paper shows a method of computing experiment to determine the effectiveness of the balancing algorithms. The author develops a simulation model of distributed complex with the possibility of setting the basic system parameters computer system  and assess their impact on system response time. It is shown that a particular impact on the efficiency of load balancing algorithms have such parameters as file system structure and the type of network protocol. Thus, the necessity of taking into account these parameters to ensure the adequacy of the developed model of the distributed computing system implemented on the basis of volunteer computing.
Telecommunication systems and computer networks
Gutkovkaya O.L., Ponomarev D.Yu. - Using the orthogonal model of the telecommunications network for solving the problem of optimal traffic distribution pp. 11-29

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.21810

Abstract: The subject of the study is the telecommunications network presented in the form of a set of queuing systems. As a result of the study, the authors present a method of analysis of obtaining a mathematical model of optimal distribution of traffic of telecommunications network using the criterion of a minimum number of packets in services throughout the network. Optimization of traffic is performed in two stages. At the first stage, a general optimal solution is sought. At the second stage, the routes between each source-receiver pair within the optimal solution of the first optimization stage are determined. Two-step optimization reduces the number of independent variables in the objective function found at the first stage of optimization. To obtain a mathematical model of the network, tensor analysis of complex systems simultaneously allowing finding linearly independent (phase) variables is performed. This approach made it possible to minimize the dimension and complexity of the problem being solved. Scientific novelty in this article is an algorithm for obtaining a mathematical model of a telecommunications network allowing to find the optimal distribution of information flows through communication channels. The peculiarity of this method is that instead of independent variables in the objective function authors use not all possible traffic routes between each source-destination pair but phase variables of contour and node intensities, which in general will be less than routes. This reduces the dimension of the objective function, and, consequently, accelerates the search for the optimal solution.
Data encryption and data protection
Borodin A.V. - The feasibility study on implementation of technology of support of integrity and authenticity of information on paper carrier in case of aloof document handling pp. 30-47

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.22192

Abstract: Object of the research in a broad sense is the system of document flow of the commercial enterprise rendering services to the population and using the Internet network as the main environment of communication with the client. At the same time for support of validity of agreements between the enterprise and its clients the traditional "paper" document flow based on delivery of documents on the solid carrier with use of a mail service is used. An object of a research is a process of aloof information processing on client side in conditions when the enterprise as the contractor of the transaction, has no opportunity to control this process. Special attention in article is paid to questions of reasons for economic feasibility of implementation of the offered process of aloof document handling.The systems concept and in particular authoring technologies of the ontological analysis is the basis methodologists of a research. On the basis of the analysis of an ontological domain model the specific technical solution of safety of technological process of aloof document handling is proposed and the event model of this process is synthesized. This model is probed with use of approaches of the algebraic theory of risk.Scientific novelty of a research consists in a unique combination of the technical solutions providing the solution of an objective. The preliminary analysis of the market showed absence of similar decisions in practice of the interested companies. The main outputs of the conducted research is an opportunity and feasibility of use of technologies of aloof document handling as transition stage to completely electronic document management between the commercial enterprise and its contractors of arbitrary nature.
Mathematical models and computer simulation experiment
Teplovodskii A.V. - Motion simulator algorithm for aircraft guided missiles pp. 48-60

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.20850

Abstract: The subject of the study is to develop algorithmic  for test methods for aircraft guided missiles, based on the integration of differential equations in the Cauchy form adopted for the mathematical description of the movement of aircraft, which is the basis for modeling the motion of aircraft-guided missiles. The author suggests an approach to algorithmization of the flight path of aircraft guided missiles, which should be used in the development of methods of research and testing of aircraft guided missiles using modeling systems that allow reliably determining and assessing the compliance of the motion characteristics of the aviation guided rockets specified tactical and technical requirements. The research methodology is based on the methods of mathematical modeling, optimal control, computational mathematics, differential and integral calculus. The main result of the study is formed by the basic movement algorithm for simple model of aircraft guided missile based on the impact of wind disturbances. The algorithm allows increasing the complexity by including missile guidance algorithms and control algorithms that take into account the angular movement of the rocket center of mass, dynamic data sensors and steering dynamics rocket drives.
Methods, languages and forms of human-computer interaction
Vanyasin N.V. - Semantic code editing in intelligent IDEs pp. 61-68

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.18881

Abstract: The article presents description of the method of semantic editing and a overview of current research in this field. The overview is presented in terms of dividing the views of the software system into the abstract, editable, executed, stored and visual parts. Tools and methods that allow increasing the productivity of software development are always relevant. There are various integrated development environments (IDEs), which combine different methods to significantly increase the productivity of the programmer in comparison with the work without IDE. One of the promising methods is the semantic editing of the program code of the developed system allowing changing the abstract representation of the software through various editable views. The author concludes that currently there are no universal integrated software development environments with semantic editing of program code. The development of such environments could significantly increase the productivity of the programmer in comparison with the work without IDE due to the semantic editing and the function of the version control system that tracks not text changes, but changes in the abstract code model.
Educational software systems
Litvinov V.A., Baumtrog V.E. - Learning through testing in Moodle and Stellus pp. 69-74

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.19340

Abstract: The study reviews Moodle and Stellus systems of distance educational technologies. The authors review the structure of placement of educational materials, tests and the possibility of establishing logical links between them. The authors discusses the possibility of increasing the effectiveness of independent work of students if there are hyperlinks from the text of test tasks to the relevant chapters of the educational material placed in the database of the system. The paper describes mutual influence of the establishment of links of test tasks with the teaching content on the quality of the training materials themselves. The method and methodology of the study is a system analysis of the distance learning aids and their analogues at the stage of setting the problem. The results are obtained using discretization and dynamic programming methods. The main conclusions of this study is the statement that the establishment of logical links between the texts of test tasks and the parts of the educational material of distance learning systems make it possible to increase the efficiency and quality of the educational process. In the first place it stimulates the more frequent conversion of students to sources of information. Secondly, it allows the authors of the study material to check its completeness and adequacy to the test tasks. The article proposes a simple program code that allows automating the process of creating hyperlinks from the text of the test questions to the chapters of the training material.
Knowledge bases, intelligent systems, expert systems, decision support systems
Zinkin S.A., Pashchenko D.V., Puchkova U.N., Mustafa S. - Integrating Methods of Conceptual and Behavioral Modeling of Discrete Event Systems: II. Logical-Algebraic Operating Models and Infocommunication Technologies pp. 75-93

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.20759

Abstract: The object of the present article is information processes in asynchronous discrete event systems. Examples of such systems include organizational-economical, production and computer-based systems. The subject of the research is the methodology of formalization and analysis of asynchronous discrete event systems based on integration of artificial intellect and behavioral discrete event modeling methods. As an example of a relevant topical area the authors of the present article view a section of flexible automated manufacturing systems (FMS - Flexible Manufacturing Systems). The methodological basis of the research involves the logic of predicates of the first and second order, formal description of abstract machines, artificial intellect models and Petri conceptual nets offered for the first time. The novelty of the research is caused by the fact that as a result of their research and based on their conceptual and behavioral model of an asynchronous discrete event system, the authors define formalized directly realizable specifications, for example, typical for further realization of the wireless network system running the flexible production process. Part II of the article shows that semantic networks with events, role and causal relationships between objects (scenario networks) can in a fairly full degree represent not only declarative, but also procedural knowledge of the subject area. In order to construct a behavioral discrete-event model authors develop a transition from a semantic network with events describing a section of flexible automated manufacturing systems to Petri nets and further to a network of abstract machines described by logical-algebraic expressions.  To preserve the informative nature of the model the authors suggest variety of Petri nets, as well as a new class of Petri nets - the conceptual Petri nets. The article proposes formalized executable specifications that take into account the roles of all objects participating in the implementation of events and management from the wireless network. The use of the network language of abstract machines simplifies the further implementation of the intellectual behavioral model of the system based on programming languages such as C, C ++, C #, etc. The authors suggest a principle of constructing a logical-algebraic operational (executable) model designed to build a distributed network application for a wireless network that manages robotic production on its basis.
Ul'yanov R.S., Shikolneko I.A., Velichkin V.A., Zav'yalov V.A. - Prospects for use new design methods in CAD in part of the diagnostics, placement and selection of operating modes of lighting fixtures of the artificial lighting system. pp. 94-106

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.21723

Abstract: The object of the study is the process of computer-aided design of artificial lighting systems. The study was made on the possibility of improving its effectiveness through the application of the concepts of methods outlined in the article: automation the selection of operating modes of lighting devices with controlled emission spectrum, methods for optimizing the placement of lighting devices in particular by using specialized robotic complexes. In the paper the authors reviews problems the solution of which is caused by the development of technical progress in the field of lighting engineering and automation systems. The appearance of LED lamps with the possibility of automated control of lighting parameters as well as the availability of modern automation and robotics poses new challenges for design professionals and at the same time opens up new opportunities to reduce the amount of manual labor in the design process. In the course of the study, the existing solutions in the field of automated design of internal artificial lighting systems were analyzed. The system solution aimed at facilitating and increasing the efficiency of the processes of construction design is suggested. The result of the study is in conceptual description of three new methods aimed at improving the efficiency of CAD in construction. As the first method, the concept of automation of the procedure for preparing project solutions is presented. This concept is applied in terms of the choice of modes of operation of smart lighting systems, depending on the criteria for the specificity of the work in the room, the physiological impact and the specified indicators of the energy efficiency of the lighting system. The second method is the optimization of the procedure for automated placement of lighting devices in the development of appropriate design solutions. The third method is the concept of automatic survey of premises and the transfer of data to CAD to generate the initial data for the relevant design decisions. In the final part of the article, the method of combining these solutions within the framework of the system approach is considered and the assumption is made about the urgency of a more detailed elaboration of these solutions.
Deryugina O.A., Nikul'chev E.V. - Software tool for automated UML class diagram refactoring using given quality criteria pp. 107-118

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.21934

Abstract: The article is devoted to the task of the automated UML class diagram refactoring, which is important for the development of tools for transforming UML models in the framework of the MDA approach. The authors formulate the problem of the automated UML class diagram refactoring, introduce the abstract UML Map data structure storing hash maps of the UML class diagram elements. This data structure allows analyzing and transforming UML class diagrams in a convenient way. The paper presents algorithms of UML class diagram analysis in order to apply Strategy and Interface Insertion transformations. Computational experiment demonstrated that the computational complexity of these algorithms is O(n). The proposed algorithms became a part of the UML Refactoring Tool, which allows user to import UML class diagrams from XMI format, to analyze and transform it (calculate metrics, receive transformation recommendations) and to export it back to the XMI format.
Data encryption and data protection
Mironov S.V. - Game-theoretic approach to testing compilers for the presence of undeclared capabilities of implementation mechanisms pp. 119-127

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.20351

Abstract: The subject of research is mathematical software software certification procedures for information security requirements in view of time constraints, regulatory and design requirements. This essential requirement is the availability of the source code on the test software, which is quite critical for developers as a potential channel formed intellectual property leakage. To overcome this drawback, the technique of testing the compilers on the lack of mechanisms for the implementation of undeclared capabilities to stage software compilation. The research methodology combines the methods of software engineering, theory of possibilities of object-oriented programming, systems analysis, the theory of reliability. The main conclusion of the study is that by forming an optimal set of tests using the mathematical apparatus of the theory of games, spending his compiling and analyzing the control flow graphs and data obtained from the compiler output and built according to the original texts of the tests, we can conclude the presence or absence in the test compiler mechanisms introduction of undeclared capabilities in the compiled software.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Кибернетика и программирование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Кибернетика и программирование" > Содержание № 01, 2017
Выходные данные сетевого издания "Кибернетика и программирование"
Номер подписан в печать: 22-03-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Сидоркина Ирина Геннадьевна, доктор технических наук
ISSN: 2306-4196
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2017
Математическое моделирование и вычислительный эксперимент
Алпатов А.Н. - Оценка влияния системных параметров распределённого вычислительного комплекса на эффективность работы алгоритмов балансировки нагрузки. c. 1-10

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.22021

Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение вопроса зависимости производительности алгоритмов балансировки вычислительной нагрузки для глобально распределённых вычислительных комплексов (РВК), реализующих принцип добровольных вычислений, от основных атрибутов распределённой системы. В качестве основных фиксируемых атрибутов рассмотрены структура файловой системы и тип сетевого протокола. Объектом исследования является глобально распределенный вычислительный комплекс, с комплексом диспетчирования загрузки узлов. Предметом исследования являются методы балансировки загрузки узлов РВК, реализующие принцип динамической стратегии балансировки вычислительной нагрузки. В данной статье, методологической основой являются методы фундаментальных и прикладных наук: методы анализа, методы математической статистики, имитационного моделирования. Предложена модель узловой вычислительной нагрузки в виде нелинейной кусочно-стационарной модели. В работе показана методика проведения вычислительного эксперимента по определению эффективности работы алгоритмов балансировки и разработана имитационная модель распределённого комплекса, с возможностью фиксации основных системных параметров вычислительного комплекса, а также произведена оценка их влияния на время отклика системы. Показано, что особое влияние на эффективность работы алгоритмов балансировки нагрузки оказывают такие параметры, такие как структура файловой системы и тип сетевого протокола. Таким образом, показана необходимость учёта таких параметров для обеспечения адекватности разрабатываемой модели распределённого вычислительного комплекса, реализованного по принципу добровольных вычислений.
Телекоммуникационные системы и компьютерные сети
Гутковкая О.Л., Пономарёв Д.Ю. - Применение ортогональной модели телекоммуникационной сети для решения задачи оптимального распределения трафика c. 11-29

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.21810

Аннотация: Предметом исследования является телекоммуникационная сеть, представленная в виде совокупности систем массового обслуживания. В результате проведенного исследования был разработан метод анализа получения математической модели оптимального распределения трафика телекоммуникационной сети по критерию минимума числа пакетов находящихся на обслуживании во всей сети. Оптимизация трафика происходит в два этапа, на первом этапе обеспечивается поиск глобального оптимального решения, на втором этапе обеспечивается поиск маршрутов между каждой парой источник-приемник в рамках оптимального решения первого этапа оптимизации. Двухступенчатая оптимизация позволяет уменьшить число независимых переменных в целевой функции, найденной на первом этапе оптимизации. Для получения математической модели сети применялся тензорный анализ сложных систем, одновременно позволяя находить линейно-независимые (фазовые) переменные, что позволило максимально уменьшить размерность и сложность решаемой задачи. Научной новизной в данной статье является алгоритм получения математической модели телекоммуникационной сети, позволяющий найти оптимальное распределение потоков информации по каналам связи. Особенностью данного метода является то, что вместо независимых переменных в целевой функции выступают не всевозможные маршруты прохождения трафика между каждой парой источник-приемник, а фазовые переменные – контурные и узловые интенсивности, которых в общем случае будет меньше чем маршрутов. Тем самым снижается размерность целевой функции, а, следовательно, и ускоряется поиск оптимального решения.
Кодирование и защита информации
Бородин А.В. - Технико-экономическое обоснование внедрения технологии обеспечения целостности и подлинности информации на бумажном носителе при отчужденной обработке документов c. 30-47

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.22192

Аннотация: Предметом исследования является система документооборота коммерческого предприятия, оказывающего услуги населению и использующего сеть Internet в качестве основной среды коммуникации с клиентом. При этом для обеспечения юридической силы соглашений между предприятием и его клиентами используется традиционный «бумажный» документооборот, основанный на доставке документов на твердом носителе с использованием почтовой связи. Объектом исследования является процесс отчужденной обработки информации на стороне клиента в условиях, когда предприятие, как контрагент сделки, не имеет возможности контролировать этот процесс. Особое внимание в статье уделяется вопросам обоснования экономической целесообразности внедрения предлагаемого процесса отчужденной обработки документов. В основу методологи исследования положен системный подход и в частности авторские технологии онтологического анализа. На основе анализа онтологической модели предметной области предложено конкретное техническое решение обеспечения безопасности технологического процесса отчужденной обработки документов и синтезирована событийная модель этого процесса. Данная модель исследована с использованием подходов алгебраической теории риска. Научная новизна исследования заключается в уникальном сочетании технических решений, обеспечивающих решение поставленной задачи. Предварительный анализ рынка показал отсутствие подобных решений в практике заинтересованных компаний. Основными выводами проведенного исследования является возможность и целесообразность использования технологий отчужденной обработки документов как переходного этапа к полностью электронному документообороту между коммерческим предприятием и его контрагентами произвольной природы.
Математическое моделирование и вычислительный эксперимент
Тепловодский А.В. - Алгоритм моделирования движения авиационных управляемых ракет c. 48-60

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.20850

Аннотация: Предметом исследования является разработка алгоритмического обеспечения построения методик испытаний авиационных управляемых ракет, основанного на интегрировании дифференциальных уравнений в форме Коши, принятых для математического описания движения летательных аппаратов, являющийся базой для моделирования движения авиационных управляемых ракет.Предложен подход к алгоритмизации траектории полета авиационных управляемых ракет, который целесообразно использовать при разработке методик исследований и испытаний авиационных управляемых ракет с применением моделирующих комплексов, позволяющих достоверно определить и оценить соответствие характеристик движения авиационных управляемых ракет заданным тактико-техническим требованиям. Методология исследования основана на методах математического моделирования, оптимального управления, вычислительной математики, дифференциального и интегрального исчисления. Основным результатом проведенного исследования является сформированный базовый алгоритм движения для простейшей модели авиационной управляемой ракеты с учетом воздействия ветровых возмущений. Разработанный алгоритм допускает усложнение путем включения алгоритмов наведения ракеты и алгоритмов управления учитывающих угловое движение ракеты относительно центра масс, динамику датчиков информации и динамику рулевых приводов ракеты.
Методы, языки и модели человеко-машинного взаимодействия
Ванясин Н.В. - Семантическое редактирование программного кода в интеллектуальных интегрированных средах разработки приложений c. 61-68

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.18881

Аннотация: В данной статье представлено описание метода семантического редактирования и обзор современных исследований в данной области. Обзор представлен с точки зрения разделения представлений программной системы на абстрактное, редактируемое, выполняемое, хранимое и визуальное. Инструменты и методы, которые позволяют увеличить производительность разработки программного обеспечения всегда актуальны. Существует большое число интегрированных сред разработки (ИСР), которые комбинируют в себе различные методы, существенно повышая производительность программиста по сравнению с работой без ИСР. Одним из перспективных методов является семантическое редактирование про-граммного кода разрабатываемой системы, позволяющее вносить изменения в абстрактное представлениe ПО через различные редактируемые представления. Основными выводами приведенного исследования являются: в настоящее время отсутствуют универсальные интегрированные среды разработки ПО с семантическим редактированием программного кода, хотя разработка таких сред могла бы значительно увеличить производительность программиста, по сравнению с обычными интегрированными средами, за счет семантического редактирования и функции системы контроля версий, отслеживающей не текстовые изменения, а изменения абстрактной модели программного кода.
Образовательные программные системы
Литвинов В.А., Баумтрог В.Э. - Обучение через тестирование в Moodle и Stellus c. 69-74

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.19340

Аннотация: Предметом исследования являются системы дистанционных образовательных технологий Moodle и Stellus. Рассматривается структура размещения учебного материала и тестовых заданий, а также возможности установления логических связей между ними. Обсуждается возможность повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся при добавлении гиперссылок из текста тестовых заданий на соответствующие главы учебного материала, размещенного в базе данных системы. Обсуждается взаимное влияние установления связей тестовых заданий с учебным контентом на качество самих учебных материалов. Методом и методологией исследования является системный анализ рассматриваемых дистанционных средств обучения и их аналогов на этапе постановки задачи. Результаты получены с применением методов дискретизации и динамического программирования. Основными выводами приведенного исследования являются утверждение о том, что установление логических связей между текстами тестовых заданий и главами учебного материала дистанционных систем обучения позволяют повысить эффективность и качество образовательного процесса. Во-первых, стимулируя более частое обращение обучающихся к источникам информации. Во-вторых, позволяя авторам учебного материала проверить его полноту и адекватность тестовым заданиям. Предложен простой программный код, который позволяет автоматизировать процесс создания гиперссылок из текста вопросов теста на главы учебного материала.
Базы знаний, интеллектуальные системы, экспертные системы, системы поддержки принятия решений
Зинкин С.А., Пащенко Д.В., Пучкова У.Н., Мустафа С. - Интеграция методов концептуального и поведенческого моделирования дискретно-событийных систем: II. Логико-алгебраические операционные модели и инфокоммуникационные технологии c. 75-93

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.20759

Аннотация: В данной статье объектом исследования являются информационные процессы в асинхронных дискретно-событийных системах. Примерами таких систем могут быть организационно-экономические, производственные и вычислительные системы. Предметом исследования является методология формализации и анализа асинхронных дискретно-событийных систем на основе интеграции методов искусственного интеллекта и поведенческого дискретно-событийного моделирования. В качестве примера подходящей предметной области в настоящей работе рассматривается участок гибкого автоматизированного производства, сокращенно ГАП (FMS – Flexible Manufacturing Systems). Методология исследования базируется на логике предикатов первого и второго порядков, формализме сетей абстрактных машин, моделях искусственного интеллекта и на впервые предлагаемых концептуальных сетях Петри. Новизна исследования состоит в получении в конечном итоге на основе концептуальной и поведенческой модели асинхронной дискретно-событийной системы формализованных непосредственно исполнимых спецификаций, например, пригодных для последующей реализации сетевого программного обеспечения беспроводной вычислительной сети, управляющей гибким автоматизированным производством изделий. В части II статьи показано, что семантические сети с событиями, ролевыми и каузальными связями между объектами (сценарные сети) могут в достаточно полной степени представлять не только декларативные, но и процедурные знания о предметной области. В целях построения поведенческой дискретно-событийной модели реализован переход от семантической сети с событиями, описывающей участок гибкого автоматизированного производства, к сети Петри и далее к сети абстрактных машин, описанной логико-алгебраическими выражениями. Для сохранения информативности модели предложены некоторые разновидности сетей Петри, а также определен новый класс сетей Петри – концептуальные сети Петри. Предложены формализованные исполнимые спецификации, учитывающие роли всех объектов-участников реализации событий и управление со стороны беспроводной сети. Использование языка сетей абстрактных машин упрощает дальнейшую реализацию интеллектуальной поведенческой модели системы на базе известных языков типа C, C++, C# и др. Предложен принцип построения логико-алгебраической операционной (исполнимой) модели, предназначенной для построения на ее основе распределенного сетевого приложения для беспроводной сети, управляющей роботизированным производством.
Ульянов Р.С., Шиколнеко И.А., Величкин В.А., Завьялов В.А. - Перспективы применения в САПР новых методов проектирования, в части обследования, расстановки и выбора режимов работы осветительных приборов системы искусственного освещения. c. 94-106

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.21723

Аннотация: Объектом исследования является процесс автоматизированного проектирования систем искусственного освещения, исследование произведено на предмет возможности повышения его эффективности за счет применения изложенных в статье концепций методов: автоматизации выбора режимов работы осветительных приборов с управляемым спектром излучения, а также методов оптимизации расстановки осветительных приборов, в частности за счет применения специализированных роботизированных комплектов. В статье рассматриваются задачи, решение которых обусловлено развитием технического прогресса в области светотехники и систем автоматизации. Появление светодиодных ламп с возможность автоматизированного управления параметрами освещения, а также доступность современных средств автоматизации и робототехники ставит перед специалистами в области проектирования новые задачи и одновременно открывает новые возможности по уменьшению объема ручного труда в процессе проектирования. В ходе исследования был произведен анализ существующих решений в области автоматизированного проектирования систем внутреннего искусственного освещения и синтезировано системное решение, направленное на облегчение и повышение эффективности процессов строительного проектирования. Результатами проведенного исследования является концептуальное описание трех новых методов, направленных на повышение эффективности САПР в строительстве. В качестве первого метода представлена концепция автоматизации процедуры подготовки проектных решений, в части выбора режимов работы систем «умного» освещения, в зависимости от критериев специфики производства работ в помещении, физиологического воздействия и заданных показателей энергоэффективности системы освещения. Второй метод – оптимизация процедуры автоматизированной расстановки осветительных приборов при разработке соответствующих проектных решений. Третий метод – концепция автоматического обследования помещений и передача данных в САПР, для формирования исходных данных для соответствующих проектных решений. В заключительной части статьи рассмотрен способ объединения указанных решений в рамках системного подхода и сделано предположение об актуальности более детальной проработки указанных решений.
Дерюгина О.А., Никульчев Е.В. - Инструментальное средство автоматизированного рефакторинга UML-диаграмм классов по заданным критериям качества c. 107-118

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.21934

Аннотация: В статье раскрываются вопросы, связанные с задачей автоматизированного рефакторинга UML-диаграмм классов, которая важна для разработки инструментальных средств трансформации UML-моделей в рамках подхода MDA. Формулируется формальная постановка задачи автоматизированного рефакторинга UML-диаграмм классов. Предлагается абстрактная структура данных, удобная для анализа и трансформации UML-диаграмм классов. Приводятся алгоритмы поиска элементов диаграммы классов, применение к которым трансформаций «Стратегия» и «Введение интерфейса» снижает значение целевой функции. В качестве примера целевой функции предложена метрика структурной сложности UML-диаграмм классов. В ходе вычислительного эксперимента вычислительная сложность предложенных алгоритмов в зависимости от размеров UML-диаграммы классов определена как O(n). Предложенные алгоритмы легли в основу представленного в статье инструментального средства автоматизированного рефакторинга UML-диаграмм классов UML Refactoring. Данное инструментальное средство позволяет пользователю импортировать UML-диаграммы классов, представленные в XMI-формате, анализировать их (рассчитывать метрики, получать рекомендации по трансформациям), трансформировать, а затем экспортировать в XMI-формат.
Кодирование и защита информации
Миронов С.В. - Теоретико-игровой подход к тестированию компиляторов на наличие механизмов внедрения недекларированных возможностей c. 119-127

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.20351

Аннотация: Предметом исследования является математическое обеспечение процедуры сертификации программного обеспечения по требованиям безопасности информации с учетом временных ограничений, нормативно-правовых и конструкторских требований. При этом существенным обязательным требованием является наличие исходных кодов на исследуемое программное обеспечение, что весьма критично для разработчиков, поскольку образуется потенциальный канал утечки интеллектуальной собственности. Для устранения этого недостатка разработана методика тестирования компиляторов на отсутствие механизмов внедрения недекларированных возможностей на этапе компиляции программного обеспечения. Методология исследования объединяет методы программной инженерии, теории возможностей, объектно-ориентированного программирования, системного анализа, теории надежности. Основным выводом проведенного исследования является то, что сформировав оптимальный набор тестов, используя математический аппарат теории игр, проведя его компиляцию и проанализировав графы потока управления и данных полученные на выходе компилятора и построенные по исходным текстам тестов можно сделать вывод о наличии или отсутствии в исследуемом компиляторе механизмов внедрения недекларированных возможностей в компилируемое программного обеспечения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"