Historical informatics
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Review procedure > Article retraction > Ethics > Legal information > Editorial Board > Concept of the journal > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Historical informatics" > Contents of Issue 02/2017
Contents of Issue 02/2017
Editor-in-Chief's column
Borodkin L.I., Vladimirov V.N. - Innovations and Traditons of Historical Information Science pp. 1-4

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23513

Abstract: The second 2017 issue of Historical Information Science journal is characterized. The main sections of the issue are presented. These are “Databases and Data Retrieval Systems”, “Quantitative History”, “Digital Resources”, “Information Technologies in Archives and Museums”, “Information Technologies in Historical Education”. The basic content of the articles is analyzed. Emphasis is laid on the articles describing the use of geoinformation systems in historical studies. The authors of these articles emphasize the necessity to modernize opportunities of spatial historical processes dynamics analysis on the basis of GIS-technologies. In this respect, they suggest the use of available GIS-packages as well as their own software. The editorial board plans to publish at least two issues of the journal and focus on research in this domain in one of them. The second issue is likely to address the analysis of historical texts based on modern software application.
Databases and search systems
Sal'tseva A.D. - Analysis of the Database Formed on the Basis of Materials Collected by the Political Prisoners Aid Society Moscow Political Red Cross (1918-1922): Dynamics of Arrests and Their Causes pp. 5-23

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23392

Abstract: The article analyses prosopographic database of political prisoners in the years of the Red Terror (1918–1922). The author addresses the problems of relational database creation on the basis of the Political Prisoners Aid Society “Moscow Political Red Cross” (MPRC). The source base of the database is census papers of political prisoners collected by the MPRC legal department stored in the Russian Federation State Archive, Fund -8419. Most of them are introduced into scientific turnover for the first time. Statistical analysis of the database as well as source study analysis of census papers has been carried out. The results of analysis of arrest dynamics and the reasons for arrests are discussed as well. It is demonstrated that arrest dynamics was logical as it reflected social and political process in the years understudy (military communism regime, suppression of peasants’ revolt and attempt to centralize and arrange punitive bodies’ activity).The analysis of arrest reasons showed that most of 1918–1922 political prisoners were charged with counterrevolution, participation in the White Movement, espionage and anti-Soviet agitation.
Digital resources
Grigor'eva O.I. - Moscow State University in a Digital Era pp. 24-32

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.22659

Abstract: The articledescribes the creation and functioning of the internet resource “Letopis of Moscow University” developed within the frames of Lomonosov Moscow State University’s official portal. This specific resource is a constantly updated database about Moscow University since the moment of its foundation up to the present day that grants direct access to its data. The author describes genealogy and the main stages the resource has gone through and characterizes its detail structure, key sections and projects carried out on the basis of the site, those in social networks included. When evaluating the resource interactivity level, the author gives examples when the site data were used in research papers, presents statistics and analyzes the most popular publications in “Moscow University Diary” that is a “daughter” project of the site in the biggest social networks. A number of methods were employed to write the article. These are general scientific methods (a historical method, a logical method, classification and systematization), historical methods (a chronological method and a systematic and structural method) and interdisciplinary methods (a statistical method and imagology methods). The research novelty is the summarized experience of Moscow University database creation on the basis of website. The author considers the form of hypertext data arrangement which meets principles of systematicity, multimedia character, transparency and interactivity to be in line with the task of creating databases with a constantly updated content. The resource is important as long as its scientific and educational tools are concerned as well as a project being an actor forming public discourse about Moscow University.  
Quantitative history
Mishina E.M. - Reconstruction of the Social Portrait of the Repressed to Altai and Oyrotskaya Avtonomnaya Oblast in 1935-1937: Comparative Statistical Analysis pp. 33-51

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23103

Abstract: The article studies social characteristics of the repressed in Altai and Oyrotskaya Avtonomnaya Oblast from December 1934 to the Big Terror period in June 1937. The goal is to reconstruct the social portrait of the repressed, choose and analyze social and demographical marks influencing the sentence. The author analyses dynamics of repressions in two regions throughout the period understudy, finds similar and distinctive features in repressive politics. The sources of the study are the database of the International Memorial and investigative cases of the Altai Krai. To meet the goal the author has employed methods and technologies of database creation, statistical methods (a sample method, contingency tables), a general historical method (comparative-historical one). The analyses demonstrated similar features of the Altai repressive politics with that in Oyrotskaya Avtonomnaya Oblast. Repressive campaigns were similar in the whole, but had some regional peculiarities. National factor was dominating in Oyrotskaya Avtonomnaya Oblast both in respect to the natives (the Altaians, the Telengits) and “other nationalities” (the Russians). In general, the author notes similarity of reconstructed social portraits of the repressed in Altai and Oyrotskaya Avtonomnaya Oblast.
Fileva E.V. - 1882 Moscow Census as a Source on Housing Problem Study pp. 52-60

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23410

Abstract: The article studies the way quantitative methods are employed to handle a housing problem in Moscow in the late 19th early 20th centuries on the basis of 1882 census. The census collected a lot of data covering each part of the city. These are the number of dwellers in apartments with similar number of rooms, the number of apartments with different rooms, the number of stories in residential buildings, water supply and toilet rooms in apartments, the number of apartments used for industrial purposes, etc. The census data provide for classifying apartments as far as the number of room dwellers is concerned. To group the city parts with different share of dwellers per an apartment and a room cluster analysis has been employed. Census data provide for evaluating housing conditions by means of a precise parameter that is dwellers’ density in a room as well as correlating dwellers’ density, the number of stories and rooms and geographical location in a city with each other. Such data allow for comparing housing facilities in different city parts as well.
Geographic information systems and 3D reconstruction
Frolov A.A. - Dynamic Map as the Basis for GIS Historical Map pp. 61-73

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23355

Abstract: The article studies historical mapping on the basis of modern geographic information technologies. Today, historians are used to maps demonstrating historical dynamics by means of static images. However, dynamic maps which are more in line with the nature of historical research are considered more promising. The article describes different modes of transmitting reconfiguration of vector objects over time both in the desktop version of GIS-project and web-GIS. The approach proposed resides on data on the time when each objet appears and disappears (lower date and upper date) as its attributes. Basic principles of dynamic historical mapping were put forward around 20 years ago in English historiography. However, that map has not been widely used and specific solutions of its creation have not been discussed either. Rampant development of web-GIS technologies let us address the problem again. The research novelty is in the view on a dynamic map as a basic solution to develop a general GIS-platform integrating historical geography research results obtained by different historians. It is the first address to technical issues of a dynamic map creation in Russian literature.
Grishin E.S. - Spatiotemporal Technologies and Technique in Special Historical GIS-projects pp. 74-84

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23295

Abstract: The article studies a technique and technologies of dynamic historical GIS-projects development and the employment of spatiotemporal analysis to study historical processes. The study covers geoinformation systems, the use of cartographical method in history, electronic cartography, historical process modeling. The author pays special attention to a heuristic work with a historical GIS-map as well as regularities by searching for synchronized and consecutive alterations of attributive and metric data of map objects. The main method employed is a comparative one. The comparison is drawn between historical and mathematical GIS-projects. Historical geoinformation systems at hand have also been compared to analyze and search for more preferable variants. The research novelty is an attempt to set up basic principles of spatiotemporal analysis when working with historical GIS-projects. The author presents his own variant of a dynamic geoinformation system allowing for historical process modeling. The article concludes that historical geoinformation systems are a particular class of GIS-format projects demanding specific methodical and technological approach as well as development of specific functions for spatiotemporal analysis..
Ivakin Ya.A., Potapychev S.N. - Development of Geochronological Tracking Information Technology for GIS-Based Historical Studies pp. 85-94

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23083

Abstract: The article addresses logical and functional features of an applied geochronological tracking information technology. From the viewpoint of its applied aspect, this information technology is scientific methodological and program tools to automatize certain historical issues related to biographical and geographical data merge on the basis of geoinformation systems and corresponding geoinformation technologies. It is an example of a specific information technology developed to help historians employing geographical interpretation of their subject domain when solving research problems. The methodology bases on the object-oriented approach to modeling within GIS domains and ontologies widely used in modern programming and complex software systems development. The novelty of the solution proposed is the principles of biographical and geographical data integration for humanities. The article studies qualitatively new opportunities provided by such a GIS tool as software application of geochronological tracking which it acquires in the process of its development.
Information technologies in archives and museums
Yumasheva Yu.Yu. - International Practice of Handling a Problem of Independent Digital Copying in Reading Rooms of Archives and Libraries pp. 95-133

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.21905

Abstract: The article studies the practice of foreign libraries and archives to regulate the readers’ use of various gadgets (digital cameras, pads, smart phones, portable scanners, etc.) to independently copy archival documents and pages from rare books. The author makes a review of the issue, classifies the approaches employed and analyzes the texts of regulatory documents. The research methodology is that of a system approach. The main methods are:- a historical and systematic method to analyze the problems set up in regulatory documents;- a historical and genetic method to compare the practice understudy with the legislature of other countries;- a historical and comparative method to study different approaches proposed in the documents;- a historical and typological method to study similar, specific and unique variants of problem solution.The main result of the study is the conclusion about various approaches practiced to handle the problem of independent copying. At the same time, the author is the first to have classified regulatory methods employed in libraries and archives and have demonstrated preferable solutions of the problem tried out in many countries.
Information technologies in history education
Bocharov A.V., Muchnik V.M., Fil'kin K.N., Khazanov O.V. - Dialogue on Two Systems of Historical Education: a Computerized One and a Traditional One pp. 134-147

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.22915

Abstract: The article studies cultural and historical as well as social and psychological aspects of interaction between computerized and traditional forms of higher historical education. The following adversarial lines between traditions and innovations in education are analyzed: hypertext readers, audio slides and video lectures in contrast to “live” face-to-face lectures; step-by-step online training aids instead of taking notes and sitting for an exam at the end; stagewise formalized testing instead of single-stage oral exam; electronic mail instead of tutorial meetings; forum discussions instead of “offline” seminars; virtual simulators instead of laboratory work with real objects and texts; individual knowledge acquisition trajectory instead of general curriculum; automatically registered “success rating” and “scientific value” instead of informal opinion and expert reviews; necessity to analyze huge digitized datasets instead of descriptions and compilation of a relatively small amount of published data. The research methodology is the use of theories and analogies from history and culture of traditional societies and civilizations to understand instructor’s role in the situation of education technologization. The article is an experiment to revive epistolary dialogical genre in research articles. This text is an expert exchange of pro and contra arguments about traditional and innovative forms of work with information in the field of liberal education and especially historical one. The dialogue does not aim at its transformation into a “line” or a “dot”. Its aim is in contrast to hear what others say and compare their opinion with one’s own interpretation and perception of reality, to find new meanings and ways of their verbalization and “external presentation”. The main conclusions are ideas stating that any computer technology is a more convenient and efficient form of educational information that relates mainly to modern epoch in terms of its volume, speed and update availability rather than quality of education. This does not lead to the increased quality of education. The latter is merely in line with the communicative structure and dynamics of modern civilization. Full-time education based on a single curriculum in its traditional form with lectures and seminars is still irreplaceable and has a number of advantages over computer-based self-education. The study provides new arguments in favor of the central, irreplaceable and irretrievable role or face-to-face communication of instructors and students as well as emphasizes the lack of problems understudy related to online education efficiency criteria in comparison with live offline dialogue methods of the educational process. The research novelty is an original dialogical search of hidden and rarely mentioned advantages and disadvantages within the opposed innovative and traditional forms of higher historical education.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Историческая информатика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация > Редакция > Редакционный совет > Аннотация журнала
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Историческая информатика" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Историческая информатика"
Номер подписан в печать: 20-07-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Бородкин Леонид Иосифович, член-корр. РАН, доктор исторических наук
ISSN: 2585-7797
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Колонка главного редактора
Бородкин Л.И., Владимиров В.Н. - Новации и традиции исторической информатики c. 1-4

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23513

Аннотация: Характеризуется содержание второго выпуска журнала «Историческая информатика» за 2017 год. Представлены основные рубрики выпуска: «Базы данных и информационно-поисковые системы», «Квантитативная история», «Цифровые ресурсы», «Информационные технологии в архивах и музеях», «Информационные технологии в историческом образовании». Анализируется основное содержание размещенных в них статей. Особое внимание уделено содержанию статей, посвященных использованию геоинформационных систем и технологий в историческом исследовании, авторы которых акцентируют внимание на необходимости совершенствования возможностей анализа динамики пространственных исторических процессов на основе ГИС-технологий. В этих целях предлагается использовать как имеющийся инструментарий ГИС-пакетов, так и собственные программные средства, разработанные авторами. В планах редколлегии на следующий год подготовка как минимум двух тематических выпусков нашего издания, и основной темой одного из них вполне может стать представление и обсуждение исследований в упомянутой области. Второй тематический выпуск предполагается посвятить вопросам анализа исторических текстов с применением современного программного обеспечения.
Базы данных и информационно-поисковые системы
Сальцева А.Д. - Анализ базы данных по материалам общества помощи политическим заключенным «Московский Политический Красный Крест» (1918–1922): динамика арестов и их причины. c. 5-23

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23392

Аннотация: Статья посвящена анализу просопографической базы данных политических заключенных в годы Красного террора (1918–1922). Рассматриваются проблемы разработки реляционной базы данных по материалам Общества помощи политическим заключенным «Московский Политический Красный Крест» (МПКК). Источниковой основой при создании базы данных являлись опросные листы политических заключенных, собранные Юридическим отделом МПКК, хранящиеся в ГА РФ. Ф. Р-8419. Большая часть из них вводится в научный оборот впервые. Проводится статистический анализ БД МПКК. Проводится источниковедческий анализ совокупности опросных листов. Обсуждаются результаты анализа динамики и причин арестов политических заключенных. Показано, что динамика арестов имела определенную логику, отражающую социально-политические процессы, происходившие в стране в рассмотренные годы (режим военного коммунизма, подавление крестьянских восстаний, попытки централизовать и упорядочить деятельность карательных органов). Анализ причин арестов выявил, что наибольшее число политических заключенных 1918–1922 гг. обвинялось в контрреволюции; другими часто встречающимися обвинениями, были участие в белом движении, шпионаж и антисоветская агитация.
Цифровые ресурсы
Григорьева О.И. - Знание о Московском университете в цифровую эпоху c. 24-32

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.22659

Аннотация: Предметом исследования является опыт создания и функционирования в составе официального портала МГУ имени М.В.Ломоносова Интернет-ресурса «Летопись Московского университета». Показана специфика ресурса, представляющего собой непрерывно пополняющуюся и обновляемую базу данных о Московском университете с момента его основания и по сегодняшний день, с прямым доступом пользователей к этим данным. Рассмотрены генеалогия и основные этапы развития ресурса, дана детальная характеристика его структуры, ключевых разделов и ведущихся на базе сайта проектов, в том числе в социальных сетях. При оценке уровня интерактивности ресурса рассмотрены примеры использования материалов сайта в научных работах, приведены статистические данные, проанализированы наиболее резонансные публикации в «Дневнике Московского университета» – «дочернем» проекте сайта в крупнейших социальных сетях. В ходе написания статьи были применены следующие методы исследования. Общенаучные методы: исторический; логический; классификации и систематизации. Специально-исторические методы: проблемно-хронологический и системно-структурный. Междисциплинарные методы: статистический и методы имиджелогии. Научная новизна исследования заключается в суммировании опыта конструирования общедоступной базы данных о Московском университете на основе веб-сайта. По мнению автора, форма организации материала в виде гипертекста, которая отвечает принципам системности, мультимедийности, информационной открытости и интерактивности, оптимально соотносится с решением задачи по созданию базы данных с непрерывно пополняющимся и обновляемым контентом. Подчеркнута значимость ресурса с точки зрения научного и образовательно-просветительского инструментария, а также как проекта, выступающего в качестве одного из акторов, формирующих общественный дискурс о Московском университете.
Квантитативная история
Мишина Е.М. - Реконструкция социального портрета репрессированных на Алтае и в Ойротской АО в 1935-1937 гг.: опыт сравнительного статистического анализа c. 33-51

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23103

Аннотация: В статье рассматриваются социальные характеристики репрессированных на Алтае и в Ойротской Автономной области в период с декабря 1934 г. до начала Большого террора в июле 1937 г. Целью является реконструкция социального портрета репрессированных, отбор и анализ социальных и демографических признаков, влиявших на выносимый приговор. Автор анализирует динамику репрессий в двух регионах в рассматриваемый период, выявляет схожие и особенные черты в репрессивной политике. Источниками исследования являются материалы базы данных Международного "Мемориала" и архивно-следственные дела по Алтайскому краю. Для реализации целей исследования автор применял методы и технологии создания баз данных, статистические методы (выборочный метод, таблицы сопряженности), общеисторический метод (историко-сравнительный). На основе проведенного анализа была выявлена схожесть репрессивной политики на Алтае и в Ойротской АО. Проводимые репрессивные кампании в целом повторяли друг друга, однако выделялись и региональные особенности. В Ойротской АО значительное влияние на степень репрессий оказывал национальный фактор, как по отношению к коренному населению (алтайцы, теленгиты), так и к «инонациональностям» (русские). В целом автор отмечает схожесть реконструированных социальных портретов репрессированных на Алтае и в Ойротской АО.
Филева Е.В. - Перепись г. Москвы 1882 г. как источник по исследованию жилищного вопроса c. 52-60

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23410

Аннотация: В статье рассматриваются возможности применения количественных методов в изучении квартирного вопроса в Москве в конце XIX-начале XX вв. на примере переписи 1882 г. В ходе этой переписи для каждой части города были собраны обширные материалы по квартирам, такие как количество жителей в квартирах отдельно для квартир различной комнатности, количество квартир разной комнатности, этажность жилых строений, обеспеченность квартир водой и отхожими местами, количество квартир , имевших также промышленное назначение и т.д. Имеющиеся в переписи данные позволяют выделить несколько групп квартир в соответствии с разной плотностью населения комнаты. Для группировки частей города в соответствии с долями квартир разной плотности населения комнаты и их жителей применен метод кластерного анализа. Материалы переписей позволяют использовать для оценки жилищных условий весьма точный параметр - плотность населения комнаты; выявить корреляции между плотностью населения, этажностью, количеством комнат и географическим расположением в той или иной части города; выявить различие и сходство жилищного фонда различных частей города.
Геоинформационные системы и 3D-реконструкции
Фролов А.А. - Динамическая карта как основа исторической карты в среде ГИС c. 61-73

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23355

Аннотация: Предметом исследования являются способы создания исторических карт на базе современных геоинформационных технологий. В то время как привычными для историка являются карты, передающие динамику исторических процессов посредством статических изображений, более перспективными представляются динамические карты, которые в значительно большей степени соответствуют природе исторического исследования. В статье рассмотрены различные способы передачи в среде ГИС изменений конфигурации векторных объектов во времени – как в десктопной версии ГИС-проекта, так и в веб-ГИС. В основе предлагаемого подхода лежит использование данных о времени появления и исчезновения каждого объекта (нижняя и верхняя даты) как его атрибутов. Основные принципы создания динамической исторической карты были предложены около 20 лет назад в англоязычной историографии. Однако она почти не нашла полноценного практического применения у историков, а конкретные решения, необходимые для её создания, практически не обсуждались. Стремительное развитие технологий веб-ГИС позволяет вновь обратиться к этой теме. Новизна работы заключается в том, что динамическая карта рассматривается как одно из базовых решений, необходимых для создания общей ГИС-платформы, способной интегрировать результаты исследований по исторической географии, полученных различными специалистами. Впервые в отечественной литературе обсуждаются технические вопросы, связанные с созданием динамической карты.
Гришин Е.С. - Технологии и методика применения пространственно-временного анализа в специально исторических ГИС-проектах c. 74-84

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23295

Аннотация: Предметом исследования является методика и технологии создания динамических ГИС-проектов исторической тематики и применение на их основе пространственно-временного анализа для изучения исторических процессов. Объектом исследования являются геоинформационные системы, применение картографического метода в исторических науках, электронная картография, моделирование исторических процессов. Автор уделяет особое внимание эвристическому подходу к работе исторической картой ГИС-формата, выявлению закономерностей путем поиска синхронизированных и последовательных изменений атрибутивных и метрических данных объектов карты В ходе работы над статьей прежде всего использовался сравнительный метод. Сопоставлялись различия между специально историческими и общеметематическими ГИС-проектами. Также проводилось сравнение уже существующих геоинформационных систем исторической тематики с целью их анализа и поиска более оптимальных вариантов. Новизна исследования состоит в попытке сформулировать основные принципы пространственно-временного анализа в ходе работы с историческими ГИС-проектами. В статье сформулирована авторский вариант реализации динамической геоинформационной системы с возможностью моделирования исторических процессов. Основной вывод статьи состоит в том, что исторические геоинформационные системы являются особым классом проектов ГИС-формата, требуют особого методического и технологического подхода и реализации специфических функций для пространственно-временного анализа.
Ивакин Я.А., Потапычев С.Н. - Развитие информационной технологии геохронологического трекинга для исторических исследований в ГИС c. 85-94

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23083

Аннотация: Предметом рассмотрения предлагаемой статьи является логический аппарат и функциональные средства, реализующие прикладную информационную технологию геохронологического трекинга. Эта информационная технология, в прикладном аспекте, представляет собой научно-методический и программный инструментарий для автоматизации определенного класса исторических задач, связанного со слиянием биографических и географических данных на базе геоинформационных систем и соответствующих геоинформационных технологий. Она является примером узкоспециализированных информационных ГИС-технологий, разрабатываемых в интересах ученых - историков, использующих географическую интерпретацию своей предметной области при решении исследовательских задач Основной методологической базой данной работы является объектно-ориентированный подход к моделированию в ГИС предметных областей, на базе онтологий, широко применяющейся в современном программировании и разработке сложных программных систем. Новизна предлагаемых решений заключается в разработке принципов реализации интеграции биографической и географической информации для гуманитарной сферы научного знания. Рассмотрению качественно новых возможностей такого ГИС-инструментария, как программное приложение реализации геохронологического трекинга, приобретаемых им в процессе его развития, посвящена данная статья.
Информационные технологии в архивах и музеях
Юмашева Ю.Ю. - Международный опыт решения проблемы самостоятельного цифрового копирования в читальных залах архивов и библиотек c. 95-133

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.21905

Аннотация: Объектом исследования являются проблемы использования читателями зарубежных архивов и библиотек различных гаджетов (цифровых фотокамер, планшетов, смартфонов, портативных сканеров и т.п.) с целью самостоятельного создания копий архивных документов и страниц из книг, входящих в состав редкого и уникального фондов. Предмет изучения - опыт регламентации самокопирования, выработанный и применяемый различными архивами и библиотеками. В статье предложен обзор зарубежной практики решения данной проблемы, проведена классификация имеющихся подходов. проведен анализ содержания требований регламентирующей документации. В качестве методологической основы исследования используется системный подход. Основные методы исследования:- историко-системный метод применялся для анализа решения поставленных проблем в регламентирующей документации;- историко-генетический метод применялся установления взаимосвязи предложенных решений с законодательством разных стран.- историко-сравнительный метод применялся для изучения различных подходов, предлагающихся в изучаемых документах;- историко-типологический метод использовался для выявления общих, особенных и единичных вариантов решений проблемы самокопирования. Основным итогом данного исследования является вывод о неоднозначности применяющихся в практике архивного и библиотечного дела подходов к решению проблемы самокопирования. Вместе с тем, впервые в историографии разработав и предложив классификацию методов регламентирования самокопирования в читальных залах архивов и библиотек, автор наглядно продемонстрировал приоритетные решения данной проблемы, прошедшие апробацию во многих странах.
Информационные технологии в историческом образовании
Бочаров А.В., Мучник В.М., Филькин К.Н., Хазанов О.В. - Диалог о двух системах исторического образования: компьютеризированной и традиционной c. 134-147

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.22915

Аннотация: Предметом исследования является культурно-исторические и социально-психологические аспекты взаимодействия компьютеризированных и традиционных форм высшего исторического образования. Анализируются следующие линии противостояния традиции и новаций в образовании: гипертекстовые ридеры, аудио-слайды и видеолекции вместо «живых» очных лекций; пошаговые онлайн-тренажеры вместо конспектирования и подготовки к экзамену в самом конце; поэтапное формализованное тестирование вместо единократного устного экзамена; электронная почта вместо встреч на консультации; обсуждение на форумах вместо семинаров «оффлайн»; виртуальные симуляторы вместо лабораторных занятий с реальными предметами или текстами; индивидуальная траектория получения знаний вместо общего для всех расписания; автоматизированный учет «рейтинга успешности» и «научной ценности», вместо неформального мнения и авторитетных отзывов; потребность в анализе больших оцифрованных массивов информации вместо описания и компиляции относительно малого объёма печатной информации. Методология исследования заключается в применении теорий и аналогий из истории и культуры традиционных обществ и цивилизаций к пониманию роли преподавателя в ситуации технологизации современного образования. Данная статья – это своеобразная экспериментальная попытка возрождения эпистолярного диалогического жанра в научных статьях. Предлагаемый текст – это обмен нескольких специалистов оригинальными аргументами «за» и «против» по поводу взаимодействия традиционных и новационных форм работы с информацией в сфере гуманитарного и особенно исторического образования. Идея диалога не в том, чтобы, в конце концов, «вытянуть его в линию» или «превратить в точку». Смысл диалога в обратном – услышать иное мнение, сравнить не только со своими представлениями о реальности, но и с ощущениями ее, найти новые смыслы и способы их вербализации и «овнешнения». Основными выводами проведенного исследования являются утверждения о том, что, любые компьютерные технологии, даже с элементами искусственного интеллекта – это более удобная и эффективная форма учебно-методических материалов, связанная не столько с новой эрой в качестве образования, сколько с новой эрой в объеме, скорости и доступности обновления учебной информации. Качество образования от этого не вырастет, оно просто будет соответствовать коммуникативной структуре и динамике в современной техногенной цивилизации. Очное образование по единому расписанию (в том числе в виде традиционных лекций) пока незаменимо и имеет ряд преимуществ по сравнению с компьютерным заочным самообразованием. В исследовании указаны новые аргументы, подтверждающие центральную, незаменимую и некомпенсируемую роль межличностной коммуникации преподавателей и студентов, а также недостаточную проблематизированность критериев эффективности он-лайн образования по сравнению с методами живого оффлайн диалога в обучении. Новизна исследования заключается в оригинальном способе диалогического поиска неявных и редко упоминаемых преимуществ и недостатков в оппозициях новационных и традиционных форм высшего исторического образования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"