Genesis: исторические исследования - рубрика История и идеология
по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "История и идеология"
История и идеология
Булатов И.А. - Национальная организация русских разведчиков: краткая история c. 8-17

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.2.35110

Аннотация: Предметом исследования статьи является история развития Национальной организации русских разведчиков (НОРР), одной из детско-юношеских организаций русского зарубежья. НОРР возникла в 1928 г., а в 1930-¬е гг. XX в. стала самой массовой эмигрантской детской организацией, но практически прекратила свою деятельность после Второй Мировой войны. Первые члены НОРР вышли из скаутского движения, и во многом строили свою идеологию на критике материнской организации. Однако, это не мешало им заимствовать наиболее эффективные методы скаутской работы, приспосабливая их под свою идеологию. Идеология эта заключалась в русском национализме имперского типа, патриотизме и милитаризме. Символом всех этих идей был избран Пётр I. В статье на широком круге источников, в т.ч. впервые вводимых в научный оборот, исследуется феномен национального воспитания во внешкольных организациях. Основным выводом проведенного исследования является тезис о том, что взлёт популярности и позднейшее затухание Национальной Организации Русских Разведчиков были связаны именно с национально-патриотической составляющей воспитания, игравшей большое значение в условиях эмиграции. Тот факт, что лидер этой организации П.Н. Богданович смог предложить широким кругам эмигрантской общественности систему русского национального воспитания, определил первоначальный успех. После Второй Мировой войны НОРР потеряла много активных членов и сократила свою работу, а русские скауты внедрили в свою работу больше национальных элементов, переманивая к себе патриотически настроенную молодёжь. Это и определило окончательное затухание НОРР.
Макулов С.С. - Роль Италии в гражданской войне в Испании глазами советской печати (1936-39) c. 13-17

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.11.24923

Аннотация: Предметом данного исследования является отражение роли фашистской Италии в гражданской войне в Испании (1936-1939) на страницах советской периодической печати тех лет. Этот конфликт стал первым военным столкновением между СССР и Италией, что повлекло за собой резкое ухудшение отношений между двумя государствами. Цель работы — изучить основные приемы, применявшиеся отечественными журналистами и публицистами для описания этих событий в контексте советско-итальянских отношений и международного положения СССР и Италии в целом. Для этого автор использует как исторический метод, так и текстовый анализ, а также методы научного обобщения. В качестве источников автором использовались различные газетные и журнальные публикации рассматриваемого периода, впервые вводящиеся в научный оборот, а также труды современных историков и специалистов по международным отношениям. По итогам изучения данных материалов делается вывод о том, что противостояние СССР и Италии в рамках испанского конфликта принудило советскую прессу к жесткой критике итальянского фашизма и милитаризма, однако эта кампания носила целый ряд особенностей.
Шемченок Н.А. - Религиозно – идеологический аспект монархической идеи в трудах основных представителей русской общественно – политической мысли монархического уклона второй половины XIX – начала ХХ в. c. 14-22

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.7.38510

EDN: SZNAEY

Аннотация: Предметом исследования являются взгляды основных представителей русской общественно – политической мысли промонархического крыла второй половины XIX – начала ХХ в. относительно религиозного и идеологического аспектов монархической идеи. Посредством компаративного метода осуществляется анализ концепций выделенных авторов. Также при анализе текстов использовался метод Кэмбриджской школы, преимущественно подход Дж. Покока к реконструкции политических дискурсов. Проводится анализ выделяемого мыслителями религиозного базиса монархической системы, делается вывод о его значимости, как базиса и как основного маркера разграничения между различными видами монархии. Особое внимание уделяется различным концепциям касательно монархической идеологии и монархической государственности основных представителей монархического крыла русской общественно – политической мысли второй половины XIX – начала ХХ в. Новизна и актуальность работы определяется рассмотрением отдельных аспектов монархии как отдельной, независимой системы вне контекста консервативного дискурса, что делает возможным трактовку монархической идеологии как самостоятельного направления политической мысли; данный вопрос еще не ставился таким образом напрямую в современной историографии. Делается вывод о превалировании в трудах рассматриваемых мыслителей идеи наибольшего соответствия монархической системы естественным политическим устремлениям человеческого сообщества. Также, автор полагает возможным на основании представлении русских монархистов исследуемой эпохи говорить об исключительной роли религиозно – нравственных категорий как базиса монархической системы, который также служит основанием для выделения монархической системы из стандартной оппозиции либерализма и консерватизма .
Глухарев Н.Н. - Формирование образов будущего в СССР в 1920-е гг. c. 28-43

DOI:
10.25136/2409-868X.2024.1.69559

EDN: PWXOFU

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению тенденций формирования образов будущего в СССР в 1920-е гг. Предметом исследования является образ будущего как объект проектирования в период становления нового государства общества, поиска ориентиров и практик общественного развития. Проектирование в широком контексте рассматривается как активная творческая деятельность по формированию образа будущего. Проектирование может предполагать определенные сроки своего осуществления, а может основываться на примерных расчетах, на некоторых ориентировках, не имеющих строгого временного ограничения. Не смотря на высказываемые в литературе сомнения в успешности целенаправленного формирования коллективного образа будущего, опыт по конструированию заданных образов будущего в конкретные исторические периоды, безусловно, заслуживает пристального внимания, как и то, насколько такие образы оказались привлекательными и разделяемые социумом в конкретный временной период. Методами исследования выступили историко-аналитический, историко-сравнительный, историко-генетический, системно-аналитический. В качестве методологической основы изучения образов будущего приняты постулаты Ф. Полака и Э.Блоха. В статье определяются субъекты проектирования образов будущего в изучаемый период, среди которых – лидеры и идеологи коммунистической партии, а также представителей городской интеллигенции, вовлеченные в активные процессы государственного строительства, культурной и научной деятельности. Выявляются основные факторы формирования образов будущего, среди которых отмечены: «актуальное настоящее», политические программы и идеологические установки властной элиты, идейные течения предыдущих десятилетий, научные достижения, системы ценностей. Проектирование образов будущего субъектами в 1920-е гг., испытывая действия различных факторов, приводило к формированию образов преимущественно утопического характера, определяя горизонты «ожидаемого» или «возможного» будущего. При схематичности и неконкретности политических установок на коммунизм и разнообразии его авторских образных вариантов будущее общество представлялось в общих категориях коллективизма, наукоцентризма, технократизма, идеалах нового социально детерминированного человека, подчинения природы обществу.
Зарецкая О.В. - Советско-норвежские отношения и образ Норвегии в советской прессе в 1955-1960-х гг. (на материале газеты "Правды"). c. 29-43

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.6.22819

Аннотация: Предметом исследования является образ Норвегии в советской периодической печати в 1955-1960-е гг., сформированный под влиянием межгосударственных отношений между Советским Союзом и Норвегией. В тоже время, советско-норвежские межгосударственные отношения в условиях коренных изменений системы мировой политики и международных отношений выступают в качестве объекта исследования. Автор особое внимание уделяет особенностям формирования и трансформации образа Норвегии в советской периодической печати в указанный период и анализирует характер отражения центральной прессой советско-норвежских отношений на вышеозначенном этапе. В основу исследования положена концепция мифа (обобщенное представление о действительности). Изучение отражения действительности в сознании, а также влияния политических мифов на формирование требуемого образа каких-либо объектов является необходимым условием для анализа периодической печати. Специальными научно-историческими методами, определившими концепцию и структуру исследования, являются проблемно-хронологический (используемый для воспроизводства явления и процессов в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности,), а также, вследствие того, что основным источником данного исследования является пресса – метод контент-анализа (применяемый для количественного анализа текстовых источников) для выявления характерных тенденций в публикациях советской прессы. Новизной данного исследования явилось то, что удалось проследить качественные изменения образа Норвегии в советской прессе в 1955-1960-х гг. В частности, удалось прийти к следующим выводам: к 1954-1955 гг. критика норвежской пронатовской политики приобретает сдержанный характер, что было вызвано достижением определенного равновесия в двусторонних отношениях, а образ Норвегии опять становится нейтральным. Визит в СССР Э.Герхардсена в 1955 г., а также последующие официальные визиты на высшем уровне в 1964 г., 1965 г. позволили вернуть двусторонним отношениям дружественный характер, что, в свою очередь, повлекло формирование в прессе положительного образа. Однако проблемным в двусторонних отношениях оставался вопрос участия Норвегии в НАТО. В связи с тем, что на межправительственном уровне было достигнуто тесное сотрудничество, а внутри блока НАТО усилились центробежные тенденции, в прессе активно обсуждался вопрос о возможном выходе Норвегии из организации в 1969-1970 гг. Неудовлетворенность советского руководства решением норвежского правительства остаться членом НАТО привела к ухудшению двусторонних отношений в 1970-х гг.
Михайлов А.М. - Правовая идеология и юридическая догматика c. 31-52

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.1.19220

Аннотация: Предметом исследования является понятие правовой идеологии и его связь с догматической юриспруденцией. Основное внимание в статье уделяется соотношению понятий правовой идеологии и юридической догматики, выявлению их различий и сходств, их взаимодействия в процессе правового регулирования. Раскрытие предмета исследования ведется с позиции функционального подхода: выявляется роль и значение правовой идеологии и юридической догматики в правовой системе и в процессе правового регулирования, акцентируется их практико-деятельностная природа. Методологической основой исследования выступают концептуализация, анализ и синтез, функциональный подход, сравнительно-правовой подход, структурный подход. В статье раскрывается понятие правовой идеологии, ее функциональное значение в правовой системе. Представлено авторское понимание оснований и структуры правовой идеологии. Дана общая характеристика процесса формирования юридической догматики, необходимых условий ее становления. Раскрыта взаимосвязь юридической догматики и правовой идеологии, комплементарность их действия в процессе правового регулирования.
Насибуллин Р.А. - «Прочитанный профессором Колоножниковым курс финансового права прошёл на идеологически низком уровне при наличии грубых политических извращений в виде антисоветских формулировок»: 1937 год в Свердловском юридическом институте c. 35-48

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.22802

Аннотация: В статье прослеживается драматическая судьба Георгия Мокеевича Колоножникова (1880-1958) – сына крестьянина из глухого русского села, ученика видного русского цивилиста-эмигранта И. А. Базанова, православного монархиста, профессора кафедры торгового права и торгового судопроизводства Томского университета, профессора кафедры гражданского права и гражданского судопроизводства юридического (затем экономического) факультета Донского университета и других вузов Ростова-на-Дону, профессора финансового права и заведующего кафедрой языкознания Свердловского юридического института (1935-1937). На его примере показаны методы борьбы с инакомыслящими преподавателями в вузах. Профессор Г. М. Колоножников подвергся коллективному разоблачению и осуждению за «грубые политические извращения в виде антисоветских формулировок» на заседании кафедры гражданского и хозяйственного права Свердловского юридического института 7 марта 1937 г. и вскоре был уволен из института и работал в юридических вузах Ростова-на-Дону до 1950 г. В научный оборот введены ранее не публиковавшиеся документы и материалы архива Уральского государственного юридического университета и Государственного архива Свердловской области. К статье прилагаются два приложения из ранее не публиковавшихся документов из Государственного архива Свердловской области (ГАСО), подготовленные к печати автором статьи.
Лысенко М.В. - Идейно-политическая эволюция Независимой социал-демократической партии Германии в 1920-1922 годах c. 41-54

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.4.39959

EDN: TAFNKL

Аннотация: В данной статье предметом исследования является внутренняя идейно-политическая эволюция Независимой социал-демократической партии Германии в последние годы ее существования (1920-1922 гг.) Главное внимание уделяется внутрипартийной реакции на политические кризисы в стране, которые привели к разногласиям внутри НСДПГ и в конечном счете к смене ориентиров партии. Главный акцент сделан не на организационную недееспособность партии, как это было принято в историографии, а именно на процесс идеологических сдвигов. Данный подход позволил выявить идеологический кризис в НСДПГ в условиях нестабильности политической системы Веймарской республики, который оказался одним из самых существенных факторов исчезновения партии. Для историков, обращающихся к опыту Веймарской республики, рабочее движение всегда стояло перед выбором между коммунизмом и социал-демократией, тогда как независимцам была уготована в лучшем случае судьба злополучной утопической попытки «третьего пути» в рабочем послевоенном движении в Германии. Внимание ученых, занимающихся историей НСДПГ, было в основном сконцентрировано на начальном периоде существования партии с 1917 по 1920 год, а именно на причинах отделения партии от СДПГ в 1917 и расколе в 1920 году, когда большая часть независимцев ушла в КПГ. Периоду с 1920 по 1922 года отводилось место, где в обзорном виде рассматривалось «доживание» НСДПГ до слияния с СДПГ, а отдельных работ, посвященных этому отрезку времени и вовсе нет.
Насибуллин Р.А. - «Рецидивы прошлой реакционной деятельности профессора Антропова налицо и не случайны. Политическое доверие оказано быть не может»: 1937 год в Свердловском юридическом институте c. 58-72

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.4.22804

Аннотация: В статье анализируется коллективное разоблачение и осуждение профессора И. А. Антропова за мнимые «грубые политические антимарксистские извращения» в преподавании на внеочередном и расширенном заседании кафедры гражданского и хозяйственного права 19 мая 1937 г. по обсуждению заметки в областной газете «Уральский рабочий» от 8 мая 1937 г. В постановлении кафедры по вопросу о работе профессора Антропова признавались правомерными все обвинения газетной статьи, предлагалось усилить контроль за преподаванием, повысить революционную бдительность и борьбу с извращениями марксизма-ленинизма, признавалась невозможной в дальнейшем работа профессора в институте. Его уволили из института 2 июля 1937 г. за то, что им был «допущен в преподавании ряд политических ошибок» и он стал жертвой «охоты на ведьм». В научный оборот введены ранее не публиковавшиеся документы и материалы архива Уральского государственного юридического университета и Государственного архива Свердловской области. К статье прилагаются два приложения из ранее не публиковавшихся документов из Государственного архива Свердловской области (ГАСО), подготовленные к печати автором статьи.
Коновалов А.А., Журтова А.А., Куготов З.А. - Доктринальные основания идеологии славянофилов: европейская интеллектуальная традиция и ее российская модификация c. 59-70

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.4.32726

Аннотация: Предметом исследования являются концептуальные основания славянофильской идеологии, сформировавшиеся под влиянием европейской общественно-политической мысли конца XVIII – начала XIX в. и претерпевшие существенную трансформацию в процессе адаптации к российской социокультурной реальности. В статье проанализированы такие концепты, как нация, коллективный субъект, народный дух (Volksgeist), особый путь (Sonderweg) и др., которые были частично заимствованы славянофилами из интеллектуальной продукции немецкого национального романтизма, и получили дальнейшее развитие в их исследованиях, став теоретической основой изучения различных проблем российского общества и государства. Методология исследования опирается на сравнительный и историко-генетический методы, благодаря которым удалось выявить и изучить элементы сходства между идеями европейской общественно-политической мысли и славянофильскими концептуальными основами, и их модификацией в российской интеллектуальной среде. Основным выводом проведенного исследования является то, что славянофильство не поддается однозначному отнесению к либеральной или консервативной идеологии. Оно сочетало в себе принципы и постулаты обеих философских систем, которые приобрели новое синтезное содержание в рамках российского интеллектуального пространства. Славянофильское отношение к российскому обществу, в котором подчеркивалось определяющее значение духовного начала общественной жизни, также принципиально отличалось от национально-государственного патриотизма в контексте теории официальной народности, с его ярко выраженным этатистским принципом.
Иванов А.А. - Социальный институт религии в идеологии большевизма c. 66-72

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.34852

Аннотация: В современных условиях изменения нравственных ценностей и идеологических ориентиров все более актуальными становятся вопросы взаимодействия различных социальных институтов, обеспечивающих интеграцию общества на базе достижений отечественной культуры. Как следствие, сегодня существенно возрос интерес к церковной тематике, в частности, к истории взаимоотношений Русской православной церкви и государства. Многие политические лидеры, а вместе с ними и церковные иерархи, в последнее время выступают за объединение усилий не только в борьбе с общенациональными и даже глобальными проблемами, но и в области формулировки непротиворечивой системы социальных норм в целях преодоления правового нигилизма и построения эффективного гражданского общества. В этой связи исследование исторических форм взаимоотношений между церковью и государственной властью в России в перспективе позволит облегчить данные процессы за счет учета опыта прежних политических режимов.   Содержание социальных экспериментов большевиков на территории бывшей Российской Империи на сегодняшний день достаточно рельефно отражено в научно-исторической литературе, однако причины и идеологические предпосылки конфронтации между церковью и органами государственной власти нуждаются в уточнении. В рамках настоящего исследования предпринята попытка ответить на вопрос о том, в какой степени данный конфликт был неизбежен. Для решения этой задачи были проанализированы работы основоположников марксизма-ленинизма, содержание которых позволяет установить специфику представлений носителей данной идеологии о религиозных институтах до прихода к власти в России.
Насибуллин Р.А. - Профессор И. А. Антропов – «вражеский глашатай на научной кафедре»: 1937 год в Свердловском юридическом институте c. 68-81

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.22836

Аннотация: В статье прослеживается трагическая судьба Ивана Александровича Антропова (1888-1938) – приват-доцента кафедры гражданского права и судопроизводства юридического факультета Казанского университета, председателя юридического совещания при Уфимской директории, юрисконсульта и товарища (заместителя) управляющего делами Верховного правителя А. В. Колчака и Совета министров (1918-1920), профессора кафедры гражданского права и теории права Иркутского государственного университета, заведующего кафедрой хозяйственного права Сибирского института советского права и Свердловского юридического института (1931-1937). На его примере показаны методы борьбы с инакомыслящими преподавателями в вузах. Профессор И. А. Антропов подвергся разоблачению как «вражеский глашатай на научной кафедре» в заметке областной газеты «Уральский рабочий» 8 мая 1937 г. и «в извращении марксистско-ленинского учения» в рецензии профессора Г. Ривина на стенограмму лекции, на примере которой показаны особенности марксистской полемики. В научный оборот введены ранее не публиковавшиеся документы и материалы архива Уральского государственного юридического университета и Государственного архива Свердловской области. К статье прилагаются два приложения из ранее не публиковавшихся документов из Государственного архива Свердловской области (ГАСО), подготовленные к печати автором статьи.
Сидорчук И.В. - Историческая память для страны-лимитрофа: политика в отношении средневековой Литвы в позднесталинский период c. 92-97

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.10.30998

Аннотация: Предметом исследования является политика в области исторической памяти в период позднего сталинизма, рассмотренная на примере средневековой истории Литвы. На основании обращения к широкому кругу опубликованных и архивных источников автор анализирует такие аспекты темы, как причины и характер изменений историографических установок в изучении истории взаимоотношений двух народов и стран. Особое внимание уделяется изучению специфики государственного заказа, требовавшего обязательного отказа от образа Литвы как исторического врага и противника России. В рамках подготовки работы использован спектр общенаучных методов исследования (анализ, синтез, обобщение, аналогия и др.). Также в статье автор обращается к современным memory studies, использует устоявшиеся терминологию и исследовательский инструментарий, выработанные в этой области междисциплинарных исследований. К основным выводам проведенного исследования можно отнести заключение о том, что политика в области исторической памяти в послевоенной Литве представляла собой своеобразную смесь из имперского и марксистского наследия, в результате чего получился весьма оригинальный и противоречивый образ прошлого страны, призванный осуществить ревизионизм исторической памяти граждан советской Литвы. В данной концепции сосуществование русских и литовцев в границах одного, Московского, государства оказывалось естественным и необходимым в условиях постоянной угрозы с Запада. Идея дружбы двух народов сочеталась с представлением о том, что русские земли всегда были на значительно более высоком уровне развития общественных отношений. Неизменно подчеркивалась решающая роль русских земель в борьбе с главными внешними врагами литовцев – немецкими рыцарями, купцами и католичеством.
Дорожкин А.Г. - Китайско-албанский конфликт 1977-1978 гг. в отражении корреспонденций ТАСС c. 93-104

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.9.30871

Аннотация: Объект исследования данной статьи — китайско-албанские отношения в последние годы существования союза между двумя странами (1977–1978 гг.). Предмет исследования заключается в отражении в корреспонденциях Телеграфного Агентства Советского Союза (ТАСС) за 1977–1978 гг. тогдашнего состояния этих отношений. В эти годы китайско-албанские отношения резко осложнились и дошли до почти полного разрыва. Этой теме уделили внимание составители корреспонденций ТАСС, аккредитованные за рубежом, но обозначенная категория источников изучена совершенно недостаточно. Целью предлагаемой статьи является восполнение этого пробела. При исследовании применялись как общенаучные, так и общеисторические методы. Источники информации настоящей статьи — хранящиеся в Госархиве РФ корреспонденции ТАСС, советские справочные издания, периодика и публицистические труды, а также работы Ходжи. Автор пришел к следующим результатам и выводам: произошедший в 1970-х гг. поворот маоизма вправо привел к охлаждению между недавними союзниками — Китаем и Албанией, а затем и к разрыву между ними. Корреспонденты ТАСС, основываясь на материалах зарубежной прессы, регулярно отражали в 1977–1978 гг. процесс эскалации напряженности в двусторонних отношениях в эти годы, подчеркивая острую полемику между правящими партиями этих стран и растущее перенесение идеологических разногласий в межгосударственную сферу. Авторы зарубежных материалов, на которые ссылались корреспонденты ТАСС, не переоценивали обычно возможность восстановления албано-советских отношений, что, вполне вероятно, отразилось на позиции, в конечном счете занятой Москвой.
Хомяков С.В. - Атрибуты идеологии коммунизма в старообрядческой деревне Бурят-Монгольской АССР (рубеж 1920–1930-х гг.) c. 96-108

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.12.39379

EDN: YZFOMW

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает проблема реального функционирования элементов коммунистической идеологии (спустя 10 лет власти большевиков) в условиях сельской местности, значительно отдаленной от столичного пролетарского центра как в территориальном, так и в мировоззренческом отношении. В данном случае – в старообрядческих селах Бурят-Монгольской АССР (БМАССР). Объектом исследования являются главные и вспомогательные институты советской власти в Тарбагатайском, Мухоршибирском, Бичурском аймаках БМАССР (рубеж 1920–1930-х гг). Рассматриваются такие аспекты темы, как: идеологическая жизнеспособность партийных и комсомольских организаций в сельских советах, а также влияние на жизнь старообрядцев советских праздников, шефства рабочих г. Верхнеудинска, работы товарищеских судов в колхозах, выступающих связующими практиками новой по содержанию, но традиционной по форме повседневности. Историко-генетический метод, необходимый для изучения эволюционных изменений явления, использовался при характеристике работы партийных и комсомольских ячеек у семейских в 1925–1935 гг. Историко-сравнительный метод, выделяющий общие и особенные черты различных предметов, был необходим при анализе деятельности сельских партийцев и комсомольцев, а также для описания различия эффектов новых бытовых практик. В качестве основного вывода исследования следует выделить то, что функционирование разнообразных институтов советской власти в старообрядческой среде БМАССР было акцентировано на внешней, материальной стороне жизни (создание культурного и образовательного пространства, основ для новой, коллективной экономической действительности). Внутренняя, идеологическая сторона происходящих изменений в большинстве своем пока не находила своего проявления в работе местной («старообрядческой» в кадровом отношении) советской власти. Новизна исследования заключается в том, что в научный оборот вводятся архивные сведения, показывающие, что трансформация старообрядческого сообщества Бурятии – внутренний процесс, не соотносящийся напрямую (но косвенно связанный) с активными действиями советской власти.
Кирчанов М.В. - Проблемы статуса Македонской Православной Церкви в современной болгарской политике исторической памяти c. 100-112

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.2.39723

EDN: IBXOBW

Аннотация: Целью представленной статьи является анализ восприятия проблем истории статуса Македонской Православной Церкви в исторической политике памяти современной Болгарии. Автор анализирует роль и место македонских церковных нарративов в исторической политике и развитии болгарской мемориальной культуры. В статье анализируются восприятие македонской церковной проблематики в современной мемориальной болгарской культуре. В статье автором также показано, что политика памяти, которая формирует и продвигает восприятие истории Церкви в болгарской этнической системе координат связана с развитием болгарского национализма, основанного на отрицании македонской идентичности как отличной от болгарской. Новизна исследования заключается в анализе особенностей религиозного уровня политики памяти в современном болгарском обществе как светском государстве. Предполагается, что средства массовой информации и политические элиты современной Болгарии, как основные агенты исторической политики, активно используют проблемы истории Церкви на территории Македонии для консолидации национальной идентичности и проведения политики памяти. Результаты исследования позволяют предположить, что мемориальная культура современного болгарского общества в контекстах восприятия истории Церкви на территории Македонии отличается националистическим характером, а восприятие церковной истории в коллективной памяти Болгарии развивается в контекстах мемориальных войн с Македонией, которая продвигает свой мемориальный канон и культуру исторической памяти, отрицаемые в Болгарии.
Данилова В.Ю. - Культ императорского дома при Траяне c. 102-109

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.19534

Аннотация: Предметом исследования является роль культа императорского дома в идеологии римского императора Траяна (98-117). В статье раскрывается взаимосвязь образа семьи Траяна с созданием в официальной идеологии образа самого императора. Рассматриваются особенности культа императорского дома в отношении таких родственников Траяна, как его приемный отец Нерва, родной отец Траян-Старший, жена Плотина, сестра Марциана, племянница Матидия. Автором выделены два этапа в развитии культа императорского дома при Траяне. Для изучения письменных источников на латинском языке применялся лингвистический метод. Проводился сравнительный анализ письменных, нумизматических и вещественных источников по теме исследования. Новизна исследования заключается в том, что в статье впервые в отечественной историографии подробно рассматривается роль культа императорского дома в идеологии Траяна. Сделаны следующие выводы. Во-первых, ближайшее окружение императора должно было соответствовать образу самого императора. На начальном этапе правления Траяна (98–105) подчеркивались умеренность в почестях, скромность, почтение к приемному отцу Нерве, уважение к другим членам семьи. На втором этапе (105–112) наблюдается значительное усиление культа императорского дома, которое выразилось в обожествлении умерших родственников Траяна и возвеличивании живых. Во-вторых, отмечена уникальность ситуации, в которой император Траян имел сразу двух обожествленных отцов, раскрыта суть конфликта между почитанием приемного и родного отцов.
Покровская Д.М. - Принципы либерального интернационализма в дипломатической деятельности Л.Б. Пирсона c. 104-112

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.3.32428

Аннотация: Предметом исследования является практика либерального интернационалистского подхода к иностранным делам, которая много десятилетий является определяющим фактором в исследовании внешней политики Канады. Канадский либеральный интернационализм начал зарождаться после Второй мировой войны, а особое наполнение концептуальных понятий данной идеологии получило свое развитие именно в 50-е годы XX века и неразрывно связано с именем Лестера Пирсона. Объектом исследованияявляются взгляды, идеи и основные подходы Лестера Пирсона, занимавшего в обозначенный период пост заместителя, государственного секретаря, и позже премьер-министра страны, к формированию внешней политики Канады. Основу методологии исследования составляет анализ источников личного происхождения Лестера Пирсона и его коллег, публичных выступлений, официальных документов канадского внешнеполитического ведомства, подкреплённых исследованиями ведущих российских и зарубежных ученых. Автор выделяет основные принципы либерального интернационалистского подхода к проведению внешней политики Канады, среди которых институциональный подход, участие канадского государства в мировой политике как «средней державы», посредничество в урегулировании международных споров, миротворчество и приверженность идеям коллективной безопасности и др., а так же проводит детальный анализ личных взглядов и подходов Лестера Пирсона к ведению дипломатии, оказавших влияние на развитие канадского либерального интернационализма
Ованесян И.Г. - Воспитание молодежи на революционных традициях в практике комсомола второй половины 1950-х годов c. 107-121

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.4.19694

Аннотация: В статье предпринята попытка с современных позиций выяснить, почему именно в конце 1950-х годов возрос интерес высшего комсомольского руководства и партийных наставников комсомола к воспитанию молодежи на революционных традициях, в чем его особенности , чем поучителен данный опыт. Особое внимание уделяется становлению военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности ВЛКСМ, пропаганде современного передового опыта в единстве с уважением к революционному прошлому . Основу источниковой базы исследования составили документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Деятельность комсомола оценивается преимущественно с государственных и общечеловеческих позиций. ВЛКСМ рассматривается как оригинальное советское «ведомство по делам молодежи», связующее звено между государством и молодежью. Показано, что в комсомоле 1950-х годов утверждался новый подход: воскресить память о прошлом отцов, матерей, братьев – первейшая обязанность каждой первичной комсомольской организации, каждого райкома и горкома ВЛКСМ. При этом речь шла в основном о революционном прошлом, о партийных традициях. Официальная пропаганда отчасти способствовала обращению даже молодежной оппозиции к революционаристским формам политического протеста, героизируя прошлый опыт революционаризма. С точки зрения автора, принцип единства воспитания молодежи на традициях прошлого, героики настоящего и идеалах будущего во многом актуален и сегодня . При этом опыт 1950-х годов убеждает, что обращаясь к прошлому, мы должны акцентировать внимание не на разрушительных, а на созидательных традициях. Прямые параллели (прошлое – настоящее – будущее), как правило, могут и отталкивать молодежь. На этом направлении работы с молодежью нужны особые продуманность и тактичность.
Воронцова И.В. - Антон Владимирович Карташев как публицист и общественный деятель начала ХХ в.: аналитический обзор статей в "Русском слове" 1911–1913 годов c. 124-133

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.11.31098

Аннотация: Статья продолжает серию публикаций о роли А. В. Карташева в религиозном движении за церковную реформу в России начала ХХ в. Предметом исследования является его публицистическая деятельность в 1911–1913 гг. После участия в Петербургских религиозно-философских собраниях Карташев включился в движение интеллигенции за церковную реформу, попробовал себя на журналистском поприще и нашел свою тему, – "Русская Церковь и современность". В 1911–1913 гг. он писал для либерального "Русского слова". Обозревая публицистику Карташева возможно конкретизировать его значение как общественного деятеля для движения за церковную реформу. Для исследования системного подхода А. В. Карташева к проблеме церковной реформы в России применяется исторический метод, позволяющий связать события истории Русской Церкви, кризисный этап религиозного движения и отклик на них в публицистике А. В. Карташева. 1911–1913 годы – один из малоизученных периодов общественной деятельности будущего товарища министра вероисповеданий Временного правительства и последнего обер-прокурора Синода (1917). Содержание его публицистики в эти годы не подвергалось обзору в контексте готовившейся религиозным движением церковной реформы. Но она показывает представления А. В. Карташева о том, что мешало Русской Церкви стать центром историко-культурной и экономической модернизации России.
Наумов А.О. - «Мягкая сила» и публичная дипломатия Германии: прошлое и настоящее c. 133-145

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.11.33457

Аннотация: Концепция «мягкой силы», ставшая в последние годы весьма популярной, была разработана в США на излете «холодной войны». Но Германия использовала подобные внешнеполитические инструменты задолго до возникновения термина в 1990 г. Предметом исследования является германская стратегия «мягкой силы», которая опирается на собственную традицию и обладает определенной, присущей только ей спецификой, значительно отличающейся от других стран. Ключевым инструментом наращивания «мягкосилового» потенциала Германии была и остается публичная дипломатия, в связи с чем анализу подвергаются эволюция основных направлений политики «мягкой силы» страны и деятельность ключевых акторов ее публичной дипломатии в последние полтора века. В статье показывается, как различные политические режимы, находившиеся у власти в Германии, использовали собственные «мягкосиловые» стратегии. Автор приходит к выводу, что во внешней политике появившейся на политической карте мира в 1949 г. Федеративной Республики Германии «мягкая сила» и публичная дипломатия играли и продолжают играть важную роль, позволяя добиваться на международной арене значительных успехов в условиях наложенных после Второй мировой войны на страну ограничений, связанных с использованием инструментов «жесткой силы». Однако, как показывает германский опыт, чрезмерное увлечение построением собственного привлекательного имиджа за рубежом может вести к весьма непредсказуемым последствиям.
Якимов К.А. - Особенности политического воспитания в комсомоле 1937-1938 гг. c. 148-165

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.17469

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью исторического осмысления роли комсомола в политическом воспитании молодежи. В данной статье на основании материалов Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО) рассматриваются такие составные элементы политического воспитания как участие комсомольцев в работе по борьбе с «врагами народа», антирелигиозная и образовательная работа комсомольских организаций. Проводится анализ влияния политпросвещения на формирование специфических черт советской молодежи, дается оценка качества обучения в политшколах и кружках. Рассматривается влияние политического воспитания на характер общественных настроений молодежи. С другой стороны, именно изучение выступлений,писем,заявлений комсомольцев 1937-1938 гг. используется для репрезентации намерений организаторов политического воспитания и оценки его результатов. Изучение общественных настроений членов молодежного союза позволяет более объективно оценить социокультурный феномен комсомола. Научная новизна статьи заключается в переосмыслении противоречивых общественно – политических настроений молодежи на труднейшем этапе истории ВЛКСМ. Продемонстрировано влияние деятельности комсомольских организаций в сфере политического образования и воспитания молодого поколения на формирование специфических черт советской молодежи.
Зипунникова Н.Н. - Идеологемы в российском законодательстве об образовании и науке XVIII – XX веков (к проблеме координат политико-идеологической составляющей деятельности государства) c. 355-383

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.15695

Аннотация: В статье рассматривается малоизученная историко-правовая проблема идеологем в образовательно-научной сфере России XVIII – XX вв. и их отражения в законодательстве. Насыщенность идеологемами разных пластов законодательства, регулировавшего образование и науку, характеризуется как одна из его сущностных черт. Идеологемы и идеологические формулы рассматриваются в качестве концептов, скрепляющих, формирующих политику и идеологию в сфере образования и науки, а также как каналы их реализации.Поставлена задача выявить идеологемы, идеологические формулы и клише в российском законодательстве об образовании и науке, систематизировать и творчески их осмыслить. Предложена классификация «образовательно-научных» идеологем. Особое внимание уделено формулированию законодателем задач подготовки профессиональных юридических кадров как в императорский период, так и в советские десятилетия. Отмечена обусловленность политико-идеологической составляющей деятельности Российского государства в сфере юридического образования распространением и доминированием соответствующих правовых доктрин, школ права. Показаны в комплексе как широко известные идеологемы типа уваровской триады или модели советского юриста, так и формулы, не получившие столь пристального внимания исследователей. Делается вывод о перспективности дальнейшего историко-правового познания политики и идеологии в сфере образования и науки, а также их опорных точек – идеологем.
Коробицына Л.В. - Социалистические идеи в творчестве британского историка А.Дж.П. Тейлора c. 552-559

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.17019

Аннотация: Предметом исследования являются политические взгляды британского ученого ХХ в. А. Дж. П. Тейлора, внесшего существенный вклад в развитие исторической науки 1930-1960-х гг. и спровоцировавшего длительную дискуссию как в профессиональной исторической науке, так и в общественных кругах применительно к проблеме истоков Второй мировой войны. На протяжении всей своей жизни Тейлор был активным членом Лейбористской партии Великобритании и разделял идеи социализма, которые оказывали значительное влияние на его профессиональную и общественную деятельность. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как процесс формирования политических взглядов ученого и отражение социалистических воззрений в его работах. Исследование базируется на методах научной биографии и интеллектуальной истории. За основу берется типология биографий, предложенная Дональдом Уокером, включающая в себя биографию личности, профессиональную биографию, библиографическую биографию и биографию среды. Личность и профессиональная деятельность А. Дж. П. Тейлора недостаточно изучены в российской историографии, в то время как его вклад в развитие исторической науки ХХ в. существен. В ходе исследования было выявлено, что политические взгляды играли ключевую роль в становлении Тейлора как профессионального историка и общественного деятеля, а также определили проблематику целого ряда его исторических работ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.