Genesis: исторические исследования - рубрика Мир идей и мир повседневного
по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Мир идей и мир повседневного"
Мир идей и мир повседневного
Колпаков М.Ю., Михеев Д.В. - Дорожная повседневность Псковского пограничья на заре Петровской эпохи c. 30-42

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.5.38145

Аннотация: Предметом исследования является дорожная повседневность Псковского приграничного региона в описании иностранных путешественников, посетивших Русское государство в начале правления Петра Великого. Свидетельства путешественников, дипломатов и военных позволяют проследить первые изменения, связанные с дорожной инфраструктурой, отношением к иностранцам и образом жизни местного населения, наблюдавшиеся в последней четверти XVII века. Впечатление, которое производила на путешественников "псковская дорога", нередко накладывало свой неизгладимый отпечаток на всё восприятие иностранцами Русского государства, а через многочисленные письма, дневники и отчёты, закладывался образ России в Европе накануне масштабных Петровских реформ.    Вплоть до начала Великой Северной войны, основания Петербурга и расширения границ Русского государства, дороги Псковского приграничья играли чрезвычайно важную роль в поддержании контактов с Европейскими странами, что обусловило повышенное внимание к ним как со стороны царской администрации, так и иностранных путешественников. Качество дорог и сопутствующая инфраструктура в приграничном регионе на протяжении рассматриваемого периода продолжали совершенствоваться. Сравнивая участки своего маршрута до русского рубежа и после пересечения границы, многие иностранные путешественники отмечали лучшее качество дороги во владениях русского царя в сравнении с польскими и даже шведскими владениями.
Ван Хааске Л.А. - Обвинительный дискурс Салемского ведовского процесса: опыт имагологического анализа c. 34-46

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.2.35055

Аннотация: Объектом исследования является образность, лежащая в основе обвинений в колдовстве, предъявленных в рамках судебного процесса над ведьмами в Салеме (1692 год, колония Массачусетс). Рассматривается как непосредственно связанная с дискурсом ведовства образность, так и общие принципы выдвижения обвинений в колдовстве. Особый акцент сделан на влиянии подобной образности на коллективное сознание отдельной пуританской общины в Северной Америке XVII века. Отдельное внимание уделено мифологическим символам, нашедшим отражение в дискурсе правосудия. Статья подготовлена в рамках авторского проекта по исследованию влияния образности страха на социальное поведение в истории. Выявлен факт неизбирательности и "случайности" обвинений. Определена ведущая образность, выступающая как причина обвинения в колдовстве. Признается исключительная роль страха перед сверхъестественным воздействием в этом судебном процессе. Отмечается исключительное значение страха как актора коллективного действия и важная роль исследования этого феномена в контексте исторической науки. Автор приходит к выводу о невозможности трактовки Салемского процесса как случая агрессии в адрес персон, обладающих особым (социально-экономическим, религиозным или маргинальным) статусом в рамках общины. Новизна работы заключается в предложении использования формальных юридических источников при исследовании культурного пространства в имагологическом рассмотрении.
Самелик Ю.Л., Никитина О.А. - Образ оккультиста и эзотерика во Франции и России на рубеже XIX и XX вв.: опыт реконструкции по материалам личного происхождения (эго-документам) c. 47-60

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.2.35088

Аннотация: Статья посвящена зафиксированным в русских дневниках рубежа XIX и XX вв. образам эзотериков и оккультистов — образу французской оккультистки Кларанс и русского эзотерика Александра Навроцкого. В рамках исследования предпринимается реконструкция как самих образов, так и стоящих за ними мыслительных парадигм. Анализируя не только сам образ личности в том виде, в каком он зафиксирован в источниках, но и характеристики его описания, а также сопоставляя образ одной и той же личности в дневниках различных авторов, определен ряд общих черт, объединяющих этих двух персонажей при несхожести их как личностей.   В результате выявлено сходство не только оккультно-эзотерических мыслительных парадигм, существовавших в двух разных странах в один временной период, но и сходство их восприятия «непосвященными» авторами дневников. В статье подтверждается гипотеза, согласно которой оккультно-эзотерические взгляды, несмотря на их внутреннюю противоречивость, в рубежные исторические периоды органически встраиваются в личности представителей самых разных социальных групп. Ключевые для данной работы источники личного происхождения и кейсы, выявленные в них, впервые рассматриваются в контексте исследований эзотеризма и образа эзотериков. С учетом этого, результаты данной работы могут быть полезны для дальнейших исследований аналогичных явлений, относящихся к сходным кризисным периодам в истории, а также для выявления параллелей между ними.
Шитова А.А. - Антирелигиозная борьба и изменения праздничных традиций в 1920-е годы c. 66-76

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.2.14358

Аннотация: Рассматривается процесс изменения праздничных традиций, который был одной из составляющих культурно-идеологической работы партии большевиков . Особое внимание уделяется изменению политики по отношению к праздникам, проводимой в 1920-х годах в Северо-Кавказском крае. Указаны особенности этой политики, объясняющиеся специфической социальной структурой населения (преобладание сельского населения, наличие казачьего населения с сильными традициями). С точки зрения автора, одна из основных тенденций исследовательских работ на современном этапе – это анализ региональной специфики разработки новых тем и новых аспектов исследований. Данное исследование основано на общенаучных принципах историзма и объективности. Для сравнения ситуации в регионе и в целом в стране автор проанализировал документы Российского государственного архива социально-политической истории Центра документации новейшей истории Ростовской области, Государственного архива новейшей истории Ставропольского края. Установлены: целенаправленный характер партийной политики по от-ношению к праздникам, ее относительная гибкость, выразившаяся в стремлении придать старым праздникам новое содержание. Отмечена последовательная антирелигиозная направленность и постепенное ужесточение форм и методов работы по ликвидации религиозного содержания праздников. Акцентировано внимание на осознании представителями новой власти принципиальной важности места, занимаемого праздничной культурой в общей культуре формируемого «нового человека».
Носова Е.С. - Образ Гренландии в исландской саговой традиции: к вопросу о формировании бинарного образа Дома и Антидома c. 67-77

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.3.32411

Аннотация: В настоящее время отечественная гуманитарная наука проявляет особый интерес к феноменам, остававшимся ранее за пределами её исследовательской сферы. В ряд данных феноменов входят различные материальные объекты, которые в контексте культурно-семиотического подхода превращаются в смысловые константы. Одним из таких материально-духовных феноменов является понятие «дом». Для исландцев в период гражданской войны, вошедшей в историю как эпоха Стурлунгов, феномен «дом» подвергается значительной трансформации. Вынужденное изгнание из страны, потеря связи с родом и выстраивание новой жизни – все это способствует зарождению и формированию нового семантического пространства, выстроенного на бинарном образе: Дом–Антидом. В исландской саговой традиции образ негативного дома принадлежит острову Гренландия, представляющему временное пристанище и отражающий общий фон атмосферы вынужденных эмигрантов. Статья посвящена рассмотрению образу Гренландии в исландской саговой традиции сквозь призму формирования бинарного образа Дома и Антидома. В качестве методологической основы исследования выступают разработки зарубежных и отечественных медиевистов, направленные на изучение проблемы восприятия «своего» и «чужого» пространства в исландской саговой традиции. Данное исследование позволило выявить основные параметры формирования образа Гренландии как «чужого» пространства, которое формировалось у исландцев, вынужденных оставить свой отчий дом. Таким образом, в саговой литературе возникает антитеза: дом и бездомье. Понятие «дом», связан с Исландией и концептуализируется дополнительными смысловыми оттенками, превращаясь в объект воспоминания и становясь воплощением духовной субстанции. Гренландия, напротив, наделялась чертами враждебного пространства по отношению к человеку.
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Быт и досуг комсомольцев в сфере политического контроля в РСФСР 1918-1929 гг. c. 78-105

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.2.10710

Аннотация: Предмет исследования составляют основные направления, формы и методы реализации открытого политического контроля, осуществляемого в отношении повседневной жизни членов комсомольских организаций в 1918-1929 гг. В статье изучены различные аспекты влияния политического контроля на быт и досуг коммунистической молодежи. Территориальные рамки ограничены территорией РСФСР. В ряде сюжетов используется региональная локализация исследования на основе материалов Тамбовской губернии, что способствует более детальному изучению ювенальной истории, позволяет скорректировать некоторые выводы, сделанные на основе анализа материалов центральных органов партии и комсомола. Большое значение в изучении данной темы имели источники личного происхождения — переписка комсомольских руководителей разного уровня, рабселькоров, письма и жалобы в партийные и комсомольские органы, редакции газет (как классические способы политической коммуникации), воспоминания и мемуары. Весьма репрезентативным источником стал двухнедельный журнал «Смена», в котором особый интерес представляли письма читателей и обзоры с мест. Авторы пришли к выводу, что политический контроль приобретал все более тотальный характер. Одним из главных объектов политического контроля стала повседневная жизнь молодежи. С одной стороны, политизация контроля повседневной жизни однозначно вела к активизации борьбы с негативными явлениями. С другой стороны, сама негативность определялась весьма конъюктурно, в зависимости от вкусов и пристрастий тех, кто обладал политической властью (хотя бы в местном масштабе). Поскольку данные пристрастия не отличались единообразием, весьма противоречиво выглядит и направленность политического контроля в этой сфере. Но при этом всех их объединяло стремление полностью регламентировать повседневную жизнь молодёжи, радикально изменить традиции. Молодёжь была дезориентирована противоречащими друг другу заявлениями и оценками коммунистических лидеров и пропагандистов, одновременно утверждавших фактически несовместимые нормы повседневного поведения. Это еще в большей степени повышало тягу молодежи к поискам всяческих экстравагантных форм повседневной жизни.
Пономарева В.В. - Нравоучительные книги в программе воспитания институток (вторая половина XVIII — начало XIX в.) c. 110-126

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.3.35307

Аннотация: Аннотация. Предметом данного исследования является анализ дидактических трудов, использовавшихся во второй половине XVIII — начале XIX в. в ходе воспитательного процесса в первых русских женских институтах — Воспитательном обществе благородных девиц и училище ордена св. Екатерины в Петербурге. Новое светское воспитание и образование, одна из центральных идей европейского Просвещения, в России второй половины XVIII в. было воспринято в качестве государственной задачи, для решения которой и учреждались закрытые учебные заведения — кадетские корпуса и женские институты. Важнейшим способом распространения новых педагогических идей становились нравоучительные сочинения западноевропейских просветителей, которые быстро становились доступными читателю в русских переводах, причем со второй половины XVIII в. появляются и издания отечественных авторов.   В статье впервые с привлечением герменевтического метода рассматривается последовательная смена учебных пособий и «книг для чтения», избиравшихся для питомиц Воспитательного общества благородных девиц и петербургского Екатерининского института, проводится их историко-компаративный анализ на основе принципа историзма. На смену переводным трудам западноевропейских просветителей специально для русских воспитанниц по заказу императрицы Марии Федоровны был создан собственный учебный курс, который включал в себя передовые идеи как западных, так и отечественных просветителей. Таким образом был сделан еще один шаг на сложном пути формирования национальной системы педагогики.
Власова Т.А. - К характеристике стиля комсомольской деятельности в 1960-е годы: организация делопроизводства c. 133-143

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23660

Аннотация: Объектом исследования являются организации Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ВЛКСМ).Предмет исследования составляют аспекты стиля деятельности комсомола , связанные с организацией внутрисоюзного делопроизводства в 1960- е годы. Основным источником исследования являются "Сборники документов", издаваемые ЦК ВЛКСМ для служебного пользования сотрудников республиканских и областных комитетов ВЛКСМ , длительно хранившиеся под грифом "Секретно". Показано, как в 1960-е годы решались задачи сохранения источниковой базы исторической науки, обеспечивалась сохранность документальных материалов ВЛКСМ. Исследование основано на общенаучных принципах историзма и объективности. В основу построения работы положен проблемно-хронологический принцип. Исследовав накануне 100-летия ВЛКСМ малоизученные проблемы истории молодежного движения в России, автор пришел к выводу, что многочисленные попытки по совершенствованию делопроизводства в 1960-е годы так и не привели в коммунистическом союзе молодежи к созданию системы делопроизводства, позволяющей эффективно решать внутрисоюзные организационные проблемы.
Стерхов Д.В. - Религиозно-патриотические праздники в Пруссии в годы Освободительных войн (1813-1815) как элемент прусской государственной пропаганды. c. 155-166

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.20866

Аннотация: В качестве объекта исследования выступает патриотическая пропаганда в Пруссии в годы Освободительных войн (1813–1815). Предмет исследования – роль религиозно-патриотических праздников в прусской государственной пропаганде. Цель работы заключается в том, чтобы определить те пропагандистские задачи, которые выполняли религиозно-патриотические праздники, а также выявить их основные структурные элементы. Подробно изучается такой аспект, как мобилизационный потенциал религиозно-патриотических праздников. Особое внимание уделяется христианским символам и религиозной аргументации, к которым прибегали организаторы патриотических праздников. Методология работы основывалась на принципах историзма и объективности. Дополнительно использовались методы работы с таким специфическим источником, как протестантская проповедь. Новизна работы заключается в том, что автор подчёркивает значимость локального патриотизма, в то время как в современной историографии Освободительные войны 1813–1815 годов традиционно рассматриваются с позиций немецкого национализма. Главная задача, которую преследовали организаторы празднеств, заключалась в том, чтобы мобилизовать население прусского королевства на борьбу против врага и поднять моральный дух народных масс. Также преследовалась цель создать представление о единой прусской нации, сплотить подданных вокруг короля и тем самым укрепить лояльность населения по отношению к правящей династии и государству. Узко прусская патриотическая тематика превалировала над немецкой национальной тематикой. В качестве главного средства конструирования патриотической идеологии выступали религиозные символы и образы (христианская жертвенность, священная война), формировалось представления о личном участии Бога в военных действиях против врага. Результаты исследования позволяют обратить внимание на роль религиозного фактора в конструировании патриотических идеологий европейских государств в эпоху наполеоновских войн.
Якимов К.А. - Социально-экономические настроения молодежи Тамбовской области в 1937-1941 гг. c. 159-176

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.1.20970

Аннотация: В данной статье рассматриваются социально-экономические настроения советской молодежи накануне Великой Отечественной войны. Проводится анализ влияния советской идеологии и пропаганды на процесс трансформации настроений советской молодежи по отношению к хозяйственной и производственной деятельности. Особое внимание уделено изучению роли комсомольских организаций в развитии стахановского движения и ударничества среди молодых людей. Исследуются отношения юношей и девушек к колхозным работам, займовым кампаниям, социалистической собственности, изменениям в трудовом законодательстве. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изучение механизмов формирования сознания молодежи и влияния комсомольской пропаганды, как элемента советской идеологии на характер общественных настроений молодого поколения, целесообразно для конструирования молодежной политики на современном этапе, а также способствует более полному освещению противоречивых социальных процессов в молодежной среде в период усиления тоталитаризации общества. При написании статьи использовались принципы историзма, объективности и социального подхода. В качестве основных общенаучных методов, следует отметить: описание, комплексный анализ, синтез, дедукция, обобщение. Вместе с тем использовались такие специально-исторические методы как: конкретно-исторический и ретроспективный. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые проведено комплексное исследование социально-экономических настроений молодежи в 1937-1941 гг. Исследование построено на широкой ресурсной базе архивных документов Российского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области и Государственного архива Тамбовской области.
Михайлова Е.М. - Английский дом середины XIX – начала XX вв. как отражение ценностей Викторианской эпохи c. 161-170

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.10.24222

Аннотация: Пространство дома является ярким отражением социальных и культурных реалий, характерных для каждого исторического периода и региона. Устройство жилья может рассказать об общественной иерархии, семейных ценностях, роли каждого члена семьи, представлениях о комфорте, уюте, домашнем очаге и частной жизни в целом. Предмет исследования данной статьи - образ дома, представленный на страницах английских массовых журналов середины XIX – начала XX вв., которые являются одной из форм репрезентации того, как выглядело жильё человека в его региональных вариантах и исторических формах. Методологическую базу исследования составляет комплексный анализ периодических изданий Викторианской и Эдвардианской эпох, демонстрирующих, с одной стороны, глубокие трансформации в пространстве английской повседневности, связанные с интенсивным развитием массовой культуры, и устойчивость целого ряда национальных ценностей и представлений англичан, - с другой. Начиная с середины XIX века, журналы посвящали статьи и целые рубрики оформлению дома, постепенно преобразовывая это пространство и формируя новые нормы, вкусы, взгляды и ценности. Глобализация и массовая культура во многом стирают различия, унифицируют повседневное пространство и его материальный мир. Тем не менее сквозь общие тенденции, бренды, материалы, технологии, предметы быта и интерьера явственно проступают национальные особенности и наиболее устоявшиеся представления англичан о домашнем уюте, семье, комфорте, как важнейших ценностях британского общества. В последние десятилетия в отечественной и зарубежной науке наблюдается значительное повышение интереса к проблемам повседневной жизни человека, в частности жилого пространства. В данной работе впервые для изучения образа английского дома в качестве источника привлекаются массовые журналы, позволяющие проанализировать трансформации, происходящие в жилом пространстве и человеческих представлениях и ценностях на фоне развития массовой культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.