Genesis: исторические исследования - рубрика Культура и культуры в историческом контексте
по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Культура и культуры в историческом контексте"
Культура и культуры в историческом контексте
Цинпаева Р.Ш. - Периодическая печать как зеркало российской благотворительности второй половины XIX века c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27840

Аннотация: Тема отечественной благотворительности активно исследуется в последние десятилетия, однако, ряд вопросов, связанных с культурологическим изучением проблематики благотворительности, не получили должного внимания со стороны исследователей. Данная статья посвящена проблеме освещения вопросов, связанных с темой благотворительности в российских периодических изданиях второй половины XIX века. Анализ проводится с целью определения места благотворительности в общественной жизни, степени вовлеченности населения в этот процесс и то, в каких сферах жизни общества и каким образом реализовывалась благотворительная поддержка нуждающихся. Описательный метод и метод количественного анализа материалов на выбранную тематику позволяют реконструировать общую картину благотворительности в России в XIX веке, охарактеризовать основные тенденции и процессы, протекавшие в это время. Для анализа наряду со специализированными тематическими изданиями (Детская помощь, Вестник Благотворительности и др.) были впервые привлечены материалы еженедельных общественной-политических изданий (Северная почта, Сын Отечества, Вестник Европы, Нива и др.). В результате было установлено, что периодическая печать являлась отражением основных тенденций в истории благотворительности как-то смена социальной базы благотворителей, возникновение новых форм оказания благотворительной помощи, всплеск и затухание благотворительных инициатив.
Лугавцова А.П. - Ингэн Рю:ки (1592-1673) и его роль в истории японской культуры периода Эдо (1603-1868) c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.12.27953

Аннотация: Эпоха Эдо (1603-1868) занимает особое место в истории Японии. С 1641 года сёгунат Токугава закрыл страну от внешнего мира, однако, несмотря на изоляцию, в Японии того времени происходили значительные преобразования самых разных уровней общественной жизни. Данная статья посвящена проблеме изменения религиозной и культурной сфер Японии эпохи Эдо (1603-1868) на примере зарождения школы О:баку, нового течения японского буддизма, основанного мигрантами из Китая. Особое внимание уделяется творческой деятельности и жизнеописанию основателя школы Ингэна Рю:ки (1592-1673), во многом благодаря которому Япония познакомилась с достижениями культуры минского Китая. В статье используются различные методы исторического исследования, такие, как нарративный, историко-генетический, типологический, историко-биографический. Научная новизна исследования обоснована отсутствием в отечественном японоведении специальных работ, посвященных школе О:баку в целом и персоне её основателя в частности. В связи с этим особый акцент при написании статьи был сделан на работы англоязычных и японоязычных авторов. На примере отдельных аспектов культурной жизни Японии, таких, как каллиграфия, даётся разбор значительности культурного влияния Ингэна и его учеников. Основной вывод исследования заключается в том, что, невзирая на закрытие страны и консервативную политику сёгуната, новый культурный идеал, заимствованный из Китая и передаваемый через монахов-эмигрантов, тесно вплёлся в культуру эпохи Эдо. Появление "китайских стилей" в каллиграфии и живописи служат наглядной иллюстрацией силы творческого наследия учения О:баку, а также таланта и харизмы её основателя.
Френк Г.Ю. - Культурный геноцид аборигенов Канады: от отрицания к примирению c. 10-13

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.7.30295

Аннотация: Объектом исследования является феномен культурного геноцида коренных народов Канады – индейцев, инуитов, метисов. С момента создания доминиона Канада в 1867 году и до начала 1970-х гг. политика правительства была направлена на полное искоренение этнокультурных особенностей коренных народов, что нанесло непоправимый ущерб их культурно-историческому наследию, языку и искусству. Особая роль отводилась системе закрытых школ-интернатов, деятельность которых стала одним из наиболее трагичных моментов в истории Канады. В качестве методологической основы исследования выступают разработки зарубежных и отечественных авторов, направленные в том числе на изучение концепций культурного геноцида и культурной ассимиляции. В основу исследования положены общенаучные методы анализа и синтеза, а также социокультурный, сравнительно-исторический и системный подходы. Научная новизна исследования заключается в историко-культурологическом анализе концепции культурного геноцида на примере коренного населения Канады. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: со второй половины XIX века в Канаде проводилась политика, направленная на подрыв культурных, языковых, религиозных и хозяйственных основ аборигенного общества. Основным инструментом культурного геноцида выступила система образования, ориентированная на воспитание «нового человека», забывшего свое аборигенное происхождение, утратившего представление о родной культуре. Примирение с коренными народами и возрождение их национального самосознания – одна из приоритетных задач, которую Канаде предстоит решить в условиях современного мультикультурного общества.
Безродная А.Ю. - Становление сетевой структуры «русского мира» в Германии в 1991-2020 гг. c. 13-22

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.10.38918

EDN: CLLHJB

Аннотация: Автор обращается к понятию «сетевая структура» с точки зрения культурологии, используя достижения экономических и социальных наук, и формулирует основные периоды развития сетевой структуры «русского мира» в Германии на современном этапе. Предметом исследования являются элементы сетевой структуры «русского мира» в Германии - институты культуры за рубежом. Они активно развивались в 1990-е годы, что было обусловлено значительным притоком русскоязычных в Германию, и в рамках своей деятельности руководствовались социокультурными потребностями прибывающих в страну русскоязычных и постоянно проживающих в ней немцев, также относящихся к целевой аудитории институтов «русского мира». На основе анализа данных с официальных сайтов 33 институтов «русского мира» в Германии и применения метода культуральной классификации автор представляет типологизацию институтов «русского мира» в Германии по трем признакам: учредитель, место действия и функция. Показано влияние социокультурных потребностей целевой аудитории на становление сетевой структуры «русского мира»: ее функций, особенностей развития и языка функционирования. Особым вкладом автора является использование изданий некоторых институтов «русского мира» в качестве источников, которые ранее не использовались исследователями в качестве основы для анализа институтов культуры и сетевой структуры «русского мира». Полученные результаты могут быть применены в рамках разработки стратегий взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, и культурной политики государства.
Орбодоева М.В. - Духовная культура Китая в период Вэй и Цзинь c. 18-22

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20842

Аннотация: Автор особое внимание уделяет теме духовной культуры Китая в период после распада империи Хань, а именно периоду Вэй и Цзинь. Эпоха Вэй и Цзинь в Китае является переломным моментом в истории этой страны. Этому периоду предшествовало время правления могущественной империи Хань и её распад. Кризис империи, распад единой государственности, разрушение прежних устоев в социально-политической и экономической сферах жизни китайского общества оказал влияние и на духовную культуру Китая. При написании данной статьи были проанализированы работы как российских ученых, так и зарубежных. Особый акцент на работы китайских ученых. Основной вывод данной работы заключается в том, что духовная культура Китая в период династий Вэй и двух Цзинь явилась, с одной стороны, отражением тех процессов, которые происходили в указанный период, с другой стороны послужила подготовительной почвой для внедрения буддизма в социокультурное пространство Китая.
Чеботарев А.М., Лешуков А.Г. - Книготорговая реклама в России в конце XVIII в.: факторы развития c. 25-31

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.12.31644

Аннотация: Объект исследования - история развития отечественной рекламы в конце XVIII в. Предмет исследования - комплекс факторов, которые повлияли на качественно новые проявления в развитии книготорговой рекламы. Цель исследования — выявить существенные причины появления новых форм книготорговой рекламы актуальных для конца XVIII в. и усложнения текстового содержания рекламных объявлений, для повышения их информативности и усиления эффекта рекламы. Детально рассмотрен процесс построения юридической базы для развития книгоиздательства, что потребовало распространения эффективной книготорговой рекламы. Методология исследования предполагает анализ законов, регламентирующих книгоиздание, определяющих основные требования к работе частных издательств и требования к их продукции и анализ содержания книготорговой рекламы. В качестве выводов следует отметить, что поступательное развитие отечественной книготорговой рекламы стало возможным в результате создания законодательной базы для возникновения системы частного книгоиздания. Книготорговая реклама развивалась в виде газетно-журнальной рекламы: краткое объявление-аннотация, развернутое объявление, реестр-каталог. Практиковалось издание книжных росписей-каталогов в виде отдельных брошюр. Чаще появляются многословные тексты с аргументированным рекламным предложением. Показано влияние других факторов на развитие книготорговой рекламы: экономических, политических, социально-культурных.
Хатанзейская Е.В. - Дом Коммерческого собрания как центр европейской культуры портового города Архангельска конца XIX - первой трети XX веков c. 29-39

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.11.31508

Аннотация: Статья посвящена Дому Коммерческого собрания - центру культуры города-порта рубежа XIX – первой трети ХХ веков. В статье прослеживаются судьбы представителей западноевропейских династий купцов и промышленников, живущих в портовом городе несколько столетий и подвергшихся репрессиям в годы Первой мировой войны и в советское время. Сегодня одной из важнейших задач научной общественности является сохранение памяти о деятельности выдающихся людей прошлого, так как не только регион, но и государство в целом обязано им развитием экономики, культуры, науки, систем государственного управления, образования и ряда других сфер жизни. Теоретико-методологической основой исследования стал комплекс методов новых антропологически-ориентированных отраслей исторической науки, обобщенных понятием «историческая антропология», позволяющих переместить акцент внимания с истории государственных структур в сторону жизни семей или отдельных личностей. В исследовании применялся методологический аппарат новой социальной и локальной истории, истории повседневности, устной истории. Кроме того, был полезен опыт смежных дисциплин – исторической социологии и социологии повседневности - в особенности при работе с источниками личного происхождения. В статье используется современная методология и впервые вводятся в научный оборот данные документов, обнаруженных автором в Государственном архиве Архангельской области, архиве Архангельского областного краеведческого музея, а также биографические сведения о судьбе представителей известных архангельских купеческих династий семей Лейцингер и Пец из личного архива потомков.
Катагощина М.В., Панаев Н.С. - Возрождение традиционной культуры как элемент политики национальной безопасности стран Центральной Азии в 1991-2010-е гг. c. 32-42

DOI:
10.25136/2409-868X.2024.4.70464

EDN: TFOOQL

Аннотация: Предметом исследования является становление одного из идеологических компонентов политики национальной безопасности в странах Центрально-Азиатского региона (ЦАР) – концепции сохранения историко-культурных и религиозных традиций как базиса общественной стабильности и безопасности. В центре внимания авторов находится процесс включения данного концепта в теорию и практику обеспечения национальной безопасности стран ЦАР на разных исторических этапах их развития после 1991 г. Объектами исследования выступают отражающие взаимосвязь культуры и безопасности в государствах Центральной Азии научные теории и правовые акты, официальные заявления и труды первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и других политических лидеров Центральной Азии. В статье затрагиваются проблемы противодействия со стороны государств ЦАР радикальным религиозным движениям и иным идеологическим влияниям извне, показан дискуссионный характер мер, принятых в данной сфере властями Кыргызстана и Туркменистана.  Методологически исследование базируется на цивилизационном подходе к пониманию исторического процесса, а также на представлении о влиянии геополитических тенденций на внутреннюю жизнь стран и народов современного мира, включая регион Центральной Азии. Работа выполнена на основе принципов историзма и системности, с использованием хронологического, синхронного, дихронного, компаративного и других методов исторического исследования. Новизна исследования заключается в обобщении данных, раскрывающих роль традиционных ценностей в системах безопасности стран ЦАР. Результаты работы включают комплекс фактов и теоретических положений об эволюции идеологии безопасности стран ЦАР и могут быть использованы в научных проектах в области всеобщей истории и политологии. Авторы приходят к выводу о том, что возрождение традиционной культуры и местной версии ислама (ханафизма) в 1991-2010-х гг. неизменно рассматривались лидерами стран ЦАР как один из важнейших факторов укрепления государства, его независимости и международного авторитета. Наиболее полно и последовательно эта линия проводилась в Казахстане и Узбекистане, что нашло отражение в программах развития, законодательстве, научной и публицистической литературе данных стран. В Казахстане прослеживается тенденция интеграции культурной политики с опорой на традиционные цивилизационные ценности с политикой национальной безопасности.
Лепешкина Л.Ю. - Феномен двоеверия в Поволжье как результат российской культурной политики в XVIII-XIX вв. c. 47-61

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.3.39808

EDN: AXKDQF

Аннотация: Предметом исследования является феномен двоеверия в Поволжье, возникший в результате проведения культурной политики Российской империей в XVIII-XIX вв. В настоящее время этот феномен не теряет своей жизнеспособности, проявляясь в различных обрядовых практиках населения региона. В основу исследования положен принцип историзма, дающий возможность показать последствия влияния российской культурой политики на традиции народов Поволжья. Использование в статье системного подхода позволило объяснить устойчивость феномена двоеверия в региональной повседневной культуре. Также применялись следующие историографические методы: сравнительно-исторический, логический, ретроспективный. Источниковую базу исследования составили официальные документы и отчеты этнографов, находящиеся в научных архивах, а также авторские полевые наблюдения. Дополнительным источником информации, придающим значимость данной работе, стали опубликованные материалы иностранных исследователей Поволжья в XVIII в. Научная новизна статьи состоит в том, что феномен двоеверия был одним из ключевых факторов формирования уникальной повседневной культуры народов региона. Впервые выделяются подходы государственной власти и ученых-краеведов к описанию традиционных верований жителей Поволжья: «осуждающий», «оправдывающий», «иронизирующий». Делается вывод о фундаментальном характере двоеверия, благодаря которому поддерживалось этническое своеобразие в регионе. Результаты исследования могут быть востребованы преподавателями, аспирантами и студентами гуманитарных направлений в учебных и научно-исследовательских целях.
Степанова Ю.В. - «В той шерсти сваляли епанчи»: одежда из войлока в Верхневолжье и на сопредельных территориях в эпоху средневековья и раннее Новое время c. 55-64

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.2.39699

EDN: GBKBCY

Аннотация: В статье рассматривается войлочная одежда, широко употреблявшаяся русским населением в период средневековья и раннего Нового времени. Анализируются данные письменных источников XV-XVII вв. – писцовых описаний и актового материала, в том числе документов вотчин монастырей и светских землевладельцев. Привлекаются данные археологии более раннего периода. В письменных источниках имеются сведения о шерстобитах, войлочниках, полстовалах и епанечниках – ремесленников, специализировавшихся на производстве войлочных изделий. Среди них изготовителями одежды были епанечники. Приводятся доказательства того, что в XVI-XVII вв. епанча являлась войлочной одеждой. Она представляла собой накидку с округлым вырезом горловины, без рукавов. Имеются археологические находки древнерусского периода, соответствующие такой форме одежды. Такая форма одежды просуществовала от раннего средневековья до Нового времени. Письменные источники конца XV – XVII вв. отражают распространение ремесла по изготовлению войлока и епанчей. Наблюдается развитие специализации по изготовлению войлочных изделий в западной части Верхневолжья и Верхнем Подвинье в период позднего средневековья и раннее Новое время - в городах Старица, Торопец и селе Княж Владимирово Городище - бывшем вотчинном центре князей микулинских. Для производства войлока использовалось местное сырье – продукция повсеместно развитого овцеводства. В конце XV – XVII в. в структуре крупного вотчинного хозяйства объемы дохода шерстью позволяли производить войлочные изделия из сырья, собранного в разных частях вотчины.
Кульпина А.В. - Представления о музыкальных инструментах в европейской интеллектуальной традиции Раннего и Высокого Средневековья c. 58-64

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.5.25948

Аннотация: Предметом исследования являются представления о происхождении, типологии и значении инструментов в интеллектуальной традиции средневекового Запада в период с первых веков христианства по XIII в. Автор описывает основные источники инструментального лексикона и характер сведений о музыкальных инструментах в библейском тексте и изучает традицию определений этих инструментов в сочинениях Отцов Церкви, раннесредневековых "Этимологиях" Исидора Севильского и "Послании к Дардану" псевдо-Иеронима, латино-латинских словарях периода Высокого Средневековья. Внимание акцентировано на особенностях описаний происхождения, использования и типологии инструментов. В своём исследовании автор анализирует комментарии к тексту Священного Писания, сочинения энциклопедического характера и лексикографические сочинения. Использованы методы сравнительного анализа, терминологического анализа, междисциплинарного синтеза. Научная новизна исследования состоит в аналитическом обобщении основных тенденций развития представлений о музыкальных инструментах в указанный период. Помимо этого, автор привлекает к исследованию деривационные словари, новый для отечественной медиевистики вида источников. На основе разнообразного и широкого круга источников в статье делается вывод о том, что развитие мысли о музыкальных инструментах и инструментальном музицировании в европейской культуре Раннего и Высокого Средневековья прошло несколько стадий. Начав с неприятия практических аспектов инструментальной музыки Отцами Церкви и сугубо аллегорических истолкований, латинские авторы осуществили синтез сведений органологического плана и описаний символических образов, чтобы затем прийти к необходимости родовидовой систематизации происхождения и устройства реальных инструментов.
Гурьянова М.В. - "Революция" в сфере моды: предыстория феномена "кутюрье" c. 58-67

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.8.27090

Аннотация: Во второй половине XIX века появление фигуры кутюрье в лице Ч.Ф. Ворта ознаменовало собой своего рода «революцию» в сфере моды, изменив ее облик в целом посредством выдвижения на первый план личности создателя, а не носителя платья. До конца XVIII в сфере моды авторство нововведений предписывалось ярким индивидуальностям (власть предержащим лицам), их демонстрировавших, но никак не тем, кто мог в действительности стоять за их изобретением. Изобретение модных новинок как профессия, основоположником которой можно считать Ч.Ф. Ворта, трансформировало индустрию производства одежды, превратив ее из ремесленного рода деятельности на службе вкусов высокопоставленных лиц, в своего рода творческий акт, присущий лишь кутюрье. Такая смена акцентов в вопросе идентификации модной новинки с носителя на производителя в немалой степени была связана с «переключением» семантики костюма под влиянием Французской революции, после которой мода стала восприниматься как пространство выражения индивидуального «я», а платье превратилось в наиболее важный маркер вкуса и индивидуальных различий. Именно дискурс о том, что модное изделие есть выражение индивидуального вкуса, во многом способствовал выдвижению на первый план создателей одежды, воплощавших собой персонификацию индивидуального вкуса, чему также в немалой степени способствовала реорганизация системы гильдии в конце XVIII века.
Лугавцова А.П. - Искусство О:баку в истории культуры Японии периода Эдо (1603-1868) c. 61-73

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.5.29729

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема изменения культурного облика Японии эпохи Эдо (1603-1868), связанного с появлением на островах школы О:баку, нового течения японского буддизма, основанного мигрантами из Китая. Особое внимание уделяется традиционным видам искусства (живопись, каллиграфия, скульптура), в которых благодаря творчеству мастеров О:баку наиболее ощутимо проявились новые веяния. Трансформация этих областей культуры под влиянием новшеств минского Китая, описываемая в статье, наглядно демонстрирует важность вклада искусства О:баку в развитие художественного творчества эпохи Эдо. В статье используются различные методы исторического исследования, такие, как нарративный, историко-генетический, типологический, историко-биографический. Научная новизна исследования обоснована отсутствием в отечественном японоведении специальных работ, посвященных школе О:баку в целом и её творческом наследии в частности, поэтому при написании статьи особое внимание уделяется работам англоязычных и японоязычных авторов. Основной вывод заключается в том, что, несмотря на закрытие страны, даже в изолированной от мира Японии имел место фактор внешних заимствований, оказавших существенное влияние на духовную сферу жизни японского общества. Искусство О:баку, проникшее на Японские острова с монахами-эмигрантами, внесло весомый вклад в формирование уникальной картины эдосской культуры, превратившись в ту движущую силу, которая повлекла реформирование традиционных стилей в живописи, каллиграфии и других видах искусства. Даже краткий обзор искусства О:баку наглядно показывает важность его роли в складывании культурного облика Японии периода Эдо, и оценка масштабности его влияния заслуживает дальнейших исследований.
Шульгина О.В., Шульгина Д.П. - Постсоветский период в истории развития туризма в России: кардинальные преобразования и особенности развития c. 62-73

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.3.37572

EDN: AWFMXC

Аннотация: Объектом данного исследования является история развития туризма в России. Предметом исследования – факторы и особенности развития российского туризма в постсоветский период (с 1991 г. по настоящее время). На основе документальных и литературных источников охарактеризованы факторы и особенности развития туризма в России после распада единого туристского пространства СССР. Туризм рассмотрен в контексте социально-экономических преобразований постсоветского общества, в условиях изменения геополитического положения России, усиления роли культурного и природного наследия как ресурса пространственного развития экономики. Основными выводами проведенного исследования являются: главными факторами постсоветского периода развития туризма в России стало пристальное внимание со стороны бизнеса, государства, науки и образования к сфере туристской деятельности. Основной вклад авторов в исследование темы: периодизация развития российского туризма первого тридцатилетия постсоветской эпохи, характеристика каждого из периодов, выявление специфики использования в туризме дореволюционного и советского культурного наследия, новых объектов культуры и традиций постсоветского времени. Новизна исследования заключается в выявлении главных особенностей и основных этапов развития туризма в постсоветской России. Рассмотрены главные аспекты научных исследований в туризме и выявлен вклад представителей различных наук. Показана роль тенденции импортозамещения в развитии отечественного туризма и в реализации Стратегии пространственного развития России. Представлены первые итоги осмысления влияния пандемии COVID-19 на развитие российского туризма. В основу исследования положены историко-генетический, историко-географический, проблемно-аналитический и ретроспективный методы, а также метод системно-структурного анализа. Показано, что туризм постсоветского периода стал активно развивающейся отраслью экономики, вовлекающей в свою сферу различные группы населения, способствующей поиску региональных брендов и новых возможностей использования объектов культурного наследия в туристской деятельности.
Лепешкина Л.Ю. - Анималистические и орнитоморфные символы в традиционных обрядах народов Поволжья (XVII-XXI вв.) c. 63-70

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.1.28587

Аннотация: Предметом исследования являются анималистические и орнитоморфные символы в традиционных обрядах народов Поволжья (XVII-XXI вв.), их функциональное предназначение. Цель статьи – анализ наиболее типичных и распространенных символических воплощений животных и птиц в региональной культуре, определение их роли в смысловом наполнении обрядности волжан. Новизна исследования заключается в представлении этих символов как проявления воли к жизни и способа защиты от небытия. Эмпирической основой для данной публикации стали исторические источники из региональных архивов, труды путешественников и этнографов, полевые материалы автора. Исследование опирается на системный подход, позволяющий выявить наиболее устойчивые анималистические и орнитоморфные символы в культуре Поволжья. В статье также используются следующие методологические приемы: принцип историзма, сравнительно-исторический, логический, ретроспективный и синхронный методы. Делается вывод, что присутствие образов животных и птиц в различных обрядах может свидетельствовать о тех первобытных страхах человека, когда он ощущает свою зависимость от природы. Исторически анималистические и орнитоморфные символы в культуре Поволжья способствовали укреплению межэтнических связей и обеспечивали взаимодействие реального мира с сакральным. Вера в другое, сакральное бытие давало надежду на вечное существование человека, а животные и птицы являлись залогом этого существования благодаря своей силе, ловкости, выносливости. Материал исследования может быть полезным для антропологов и историков, преподавателей и студентов вузов гуманитарных направлений.
Чашкина Л.Ю. - Мультипликация дозвукового периода: ранние эксперименты c. 65-71

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.29345

Аннотация: В статье рассматриваются первые опыты по созданию анимационных лент, благодаря которым появилось на свет новое искусство – мультипликация (анимация): от первых попыток передать движение на экране до кинолент, повлиявших на развитие мирового кинематографа. В работе представлены эксперименты Эмиля Рейно, Э. Коля, Д. С. Блэктона, В. А. Старевича и других пионеров анимации. В исследовании также выявляются особенности дореволюционной российской анимации и её связь с мировой анимацией. Сравнительный анализ позволяет проследить связь ранних анимационных фильмов эпохи немого кино с театральной культурой, а также с ярмарочными представлениями. Новизна исследования состоит в сравнении ранней мультипликации с балаганным представлением, в ходе которого создатель анимационного произведения сам представляет его публике. Сделанные выводы позволяют рассматривать раннюю мультипликацию как один из видов технического трюкового эксперимента, заложившего основы для развития нового вида искусства.
Бочарова М.Ю. - Мифологические мотивы в визуальном оформлении орденов и медалей периода Мейдзи в Японии c. 65-70

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.7.30125

Аннотация: В период Мейдзи (1868-1912), начиная с 1875 года, постепенно устанавливается современная наградная система орденов и медалей по европейскому образцу. Ордена и медали становятся способом репрезентации власти новых элитных групп и новым культурным явлением. Для оформления наград используются символы и образы известные через религиозные сюжеты, мифологические сказания, литературу и живопись. Важный акцент делается именно на императорской символике, через которых актуализировались идеи о военной мощи и передовой стране. Данное исследование строиться на теоретических методах: культурологического анализа и сравнения предметов изучения на основе полученных данных. Основными выводами являются:- Ордена и медали стали одной из форм репрезентации новой японской элиты:- Актуализация старинных религиозных и мифологических сюжетов через визуальное оформление наград. Основными выводами являются: - Ордена и медали стали одной из форм репрезентации новой японской элиты: - Актуализация старинных религиозных и мифологических сюжетов через визуальное оформление наград. - Основное внимание символам связанных с императорской властью; -Появление нового культурного элемента в жизни общества.
Хасанова М.С. - Культурное сотрудничество России и Беларуси на постсоветском пространстве c. 68-78

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23310

Аннотация: Статья посвящена изучению аспектов культурного сотрудничества России и Беларуси в настоящее время, как основы для глубокой интеграции. Цель исследования - определить формы, черты и факторы развития российско- белорусского сотрудничества в области культуры, как основы, способствующей единению (интеграции) наших народов в конкретном историческом контексте в конце XX - начале XXI вв. Показана необходимость изучения межкультурных различий. Актуальность исследования взаимодействия России и Беларуси в области культуры вызвана динамично развивающейся социокультурной и политической ситуацией в современной Европе и мире, в условиях сегодняшней глобализации. Для достижения цели был использован сравнительно-исторический метод. Помимо этого, исследование опиралось на комплексное использование различных источников, их критический анализ, сравнение и сопоставление результатов. На этом фоне делается попытка понять, каким образом и в какой степени культура способствует интеграции или дезинтеграции государства. В статье рассматриваются различные варианты и перспективы культурного сотрудничества России и Беларуси. Введены в научный оборот новейшие документы, касающиеся российско-белорусских отношений; проанализированы все важнейшие совместные культурные мероприятия.
Ахремчик О.Г. - Художник В.Н. Елизаров и его коллекция в фондовом собрании Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. c. 69-82

DOI:
10.25136/2409-868X.2024.2.39868

EDN: TIAXXS

Аннотация: Предметом исследования является творческая биография Валерия Елизарова, тувинского художника, который в настоящее время проживает в Абакане. Валерий Николаевич Елизаров в 2022 году передал в дар Мартьяновскому музею 36 единиц своих произведений. Художник работает в живописи, графике, декоративно – прикладном искусстве. Объектом исследования является историко-культурная среда, сложившаяся в Южной Сибири в постсоветское время, которая позволила художникам обратить внимание на исторические и национальные особенности региона. Базой для настоящего исследования стали личные встречи, беседы, интервью с художником, его автобиография, изданная в единичном экземпляре его супругой - Мариной Михайловной Елизаровой и произведения, хранящиеся в МБУК МКМ. Делается вывод о том, что творчество художника опирается на историко-культурное наследие региона, что его биография – не цепь случайных событий, а духовный путь познания творчества. Особый вклад автора в том, что о художнике написано очень мало и это первое исследование подобного рода. Новизна исследования состоит в том, что в хронологическом порядке автор рассматривает и синтезирует различные аспекты жизни и творчества художника, обращается как к причинам появления того или иного жанра в творчестве мастера, так и к его результатам.
Хайретдинова Н.Э. - Тыловой театр: о мотивах зрительской активности в годы Великой Отечественной войны (по материалам г. Уфы 1941–1943 гг.) c. 73-96

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.19671

Аннотация: Предметом исследования являются мотивы активности театральной публики в тылу на начальном этапе Великой Отечественной войны. Театры, как и другие предприятия и учреждения, продолжали работать. Более того, они не пустовали. Но понимание того, что люди и вдали от передовой, работая на победу, испытывали лишения, обозначило вопросы, связанные с морально-этическими воззрениями, потребностями и финансовыми возможностями населения. Исследование проведено на примере зрелищных предприятий столицы Башкирской АССР г. Уфы. Методология исследования базируется на принципах историзма, системности, объективности. Источниковой базой для написания статьи послужили неопубликованные архивные материалы, а также опубликованные документы, в том числе воспоминания участников событий. В ходе исследования установлено, что театр еще с 1930-х годов рассматривался властью как агитационно-воспитательная трибуна, как мощный, наделенный художественной силой инструмент воздействия на сознание людей, в суровом режиме поднимавших экономику страны. А поскольку агитационная сила театра ничего бы не стоила, если бы зрительные залы пустовали, партийно-государственный аппарат вел большую работу по формированию моды на культурный досуг. Именно тогда театр стал определять личный престиж советского гражданина. То есть к 1941 г. зрительский потенциал в стране, особенно в городах, был достаточно высок. Агитационно-воспитательное значение театра с еще большей силой обозначилось с началом войны, что, естественно, отразилось на культурной политике государства. В Уфе объективно сложились условия, способствовавшие поддержке интереса к театру. В город были эвакуированы знаменитые труппы из Киева, Одессы и др.; в плотном режиме проходили гастрольные концерты всесоюзных знаменитостей, представлявших различные сценические жанры. Обеспечивалась ценовая доступность зрелищных предприятий. Льготные категории населения – прежде всего, раненые в госпиталях и призывники – обслуживались бесплатно. В целом можно отметить, что трагичность ситуации не смогла воспрепятствовать культурному подъему.
Бортникова Ю.А., Науменко О.Н. - Мусульманский «Белый конь» и обско-угорский «Белый олень»: точки соприкосновения в религиозной культуре коренных народов Севера c. 73-79

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.34712

Аннотация: Предмет исследования: письменные и визуальные источники по истории обских угров, отражающие образы Белого коня и Белого оленя. Среди источников – этнографические материалы и предметы с шаманских капищ Югры с изображением коней и оленей. Цель исследования: провести аналог между образами Белого коня в исламе и в культуре обских угров. В качестве методологии исследования применена «Теория обедненной жизненной среды», обоснованная авторами в предыдущих исследованиях, согласно которой сложные (обедненные) природно-климатические условия Сибири создают для коренных народов психологическую базу для культурных заимствований, когда элементы чужих культур начинают восприниматься как свои. В статье использован сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставить восприятие Белого коня у сибирских татар и обских угров. Определение следов ислама в культуре обских угров через изучение визуальных источников является новым в исторической науке. Кроме этого, сама тема, ориентированная на изучение «татаро-мусульманского этапа» истории финно-угорского населения Западной Сибири, когда в процессе религиозного влияния на коренные народы у представителей ислама еще не было конкурентов в лице православных миссионеров, также не изучена и является «белым пятном» отечественной истории. В качестве вывода авторы статьи утверждают, что образ «Белого коня» в обско-угорской культуре связан с татаро-мусульманским влиянием и отражает коранический сюжет, когда Пророк Мухаммед вознесся на небеса на Белом коне Бураке.
Замотохин П.П. - Влияние идей Д. Ф. Штрауса на становление философского мировоззрения Н. Н. Ге c. 74-80

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.5.29740

Аннотация: В статье раскрывается проблема влияния работ немецкого философа Д. Ф. Штрауса на мировоззрение русского художника середины XIX в. Н.Н. Ге. В контексте исторических обстоятельств создания живописцем полотна "Тайная вечеря" (1863), вдохновленным работой Д. Ф. Штрауса "Жизнь Иисуса", рассматривается вопрос о роли классической герменевтики в художественном методе Н. Н. Ге. Выявляются сходства общефилософских взглядов Д. Ф. Штрауса в том виде, как они изложены в его труде «Старая и новая вера» и положений, высказанных художником. В ходе исследования были применены методы аналогии, исторического анализа, а также метод структурного обобщения. Также для исследования взаимосвязи философии и внутренних эстетических механизмов объекта использованы концепции М.М. Бахтина. Принимая во внимание позднее увлечение живописца религиозными идеями Л. Н. Толстого, формулируется гипотеза о специфическом месте трудов немецкого ученого в целостности эволюции философских воззрений Н. Н. Ге как неком переходном звене от позитивистской парадигмы к философским этическим концепциям, развивающем христианские максимы.
Хатанзейская Е.В. - Церковь Рождества Христова села Пурнема Онежского района Архангельской области как образец деревянной храмовой архитектуры второй половины XIX века Европейского Севера России c. 74-85

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.7.33337

Аннотация: Статья посвящена истории храмового комплекса с. Пурнема Онежского района Архангельской области, где в начале ХХ в. располагался трехчастный ансамбль, состоявший из двух церквей – шатровой Никольской (1618 г.), церкви Рождества Христова (1860-1861 гг.), и утраченной в начале 1930-х гг. колокольни. Актуальность темы исследования заключается в том, что памятники деревянного зодчества, шедевры храмовой архитектуры Русского Севера стремительно исчезают, и Север теряет свое уникальное культурное своеобразие. Представленный в статье храмовый комплекс – один из немногих сохранившихся на Русском Севере. Автор обращает внимание на современное состояние храмового комплекса, статус и значение памятников, наличие их границ, действующий режим государственной охраны и необходимость принятия срочных мер для сохранения их как объектов культурного наследия в исторической среде. Цель исследования – выявить своеобразие храмового комплекса с. Пурнема в культурно-историческом ландшафте Русского Севера и современную его ценность. Статья представляет собой пример комплексного исторического исследования, основанного на таких методах, как историко-архивный, системный, историко-типологический, этнографический и архитектурно-искусствоведческий. Научная новизна исследования состоит в том, что история церкви Рождества Христова ранее не являлась предметом специального исследования историков и искусствоведов. В статье используются архивные данные и фотодокументы, не введенные ранее в научный оборот. Полученные результаты исследования позволяют сделать заключение, что памятник должен быть поставлен на государственный учет. Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть востребованы при разработке и реализации государственной стратегии по сохранению и освоению уникальных северных и арктических культурных ландшафтов, исторических поселений, памятников культового и гражданского зодчества, их научной реставрации, музеефикации и ревалоризации.
Сивкина Н.Ю., Можеровцева А.Д. - Культ Сараписа в эллинистическом Египте как продолжение политики «слияния народов» c. 76-84

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.1.37361

EDN: KMVOLU

Аннотация: В рамках своей политики, направленной на создание сильного эллинистического Египта, Птолемеи создали и поддерживали синкретический культ Сараписа. Античные источники сохранили несколько красивых историй и легенд о появлении этого бога и его культа в Египте. Целью настоящей работы является выяснение политической роли этого культа в Египте, особенностей его восприятия разными слоями населения, что, в конечном итоге, повлияло на изменение политики Птолемеев в отношении местного населения. Основными методами исследования являются как общефилософские методы – анализ и синтез, так и специальные – сравнительно-исторический и сравнительно-генетический методы.   В современном мире есть большое число стран (в том числе и Россия), в которых проживают разные народы, имеющие разные традиции и верования. Изучение египетской версии политики «слияния народов» и культа Сараписа, как одного из ее составных частей, помогает понять, каких факторов следует избегать в попытке сгладить противоречия и создать крепкое межнациональное объединение, что обуславливает актуальность и новизну исследования. По замыслу создателей культ Сараписа должен был быть понятен и близок и грекам, и египтянам. Поэтому облик бога, традиции и ритуалы включали в себя греческие и египетские элементы, что должно было сблизить население на почве поклонения этому богу и способствовать укреплению центральной власти. Но в действительности оказалось, что в самом Египте культ Сараписа не стал популярен ни у эллинов, ни у местного населения. Политика объединения разных этносов на основе религиозного фактора без проведения такой же политики сближения в других сферах (военной, административной и т.п.) была обречена на провал.
Хисамутдинова А.Ф., Хайретдинова Н.Э. - История формирования понятия «экскурсия»: некоторые аспекты историографии проблемы c. 79-86

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23183

Аннотация: Предметом исследования является понятие «экскурсия», которое в разные исторические периоды трактовалось по-разному. Это отразилось на характере исторических исследований по данной теме. В частности, в настоящее время история экскурсионного дела изучается в неразрывной связи с туризмом, а изначально образовательная природа экскурсии ушла на второй план. Установлено, что причиной туристического уклона в изучении экскурсионной деятельности является недостаточное обращение современных образовательных учреждений к экскурсионным методам при организации учебного процесса. Исследование базируется на принципах историзма, системности, объективности. Источниковой базой для написания статьи послужили дореволюционные, советские и современные труды теоретиков экскурсионного дела, а также некоторые существующие на сегодняшний день исторические изыскания по данной теме. Научная новизна определяется разделением понятия и слова «экскурсия» – у слова «экскурсия» есть своя история, у понятия «экскурсия» – своя. Фактически историю экскурсионного дела следует изучать с периода, когда слово «экскурсия» еще не вошло в русский язык. Представлены аргументы, доказывающие научную новизну и актуальность такого исследования.
Максименко Е.П. - Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский в контексте западного варварства: страницы истории (к 130-летию со дня смерти композитора) c. 83-94

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.8.43645

EDN: WVSSAM

Аннотация: Петр Ильич Чайковский давно снискал себе славу одного из самых исполняемых в мире композиторов. С конца 1887 г., когда началось его первое европейское турне, Чайковский уверенно завоевывал известность на Западе, что считал принципиально важным для себя. Тем не менее, реальное отношение к культурному наследию Чайковского вне нашей страны нельзя считать однозначно положительным. В данной статье рассматриваются проявления, по сути, варварского отношения западного мира к местам и событиям, связанным с личностью и именем великого русского композитора, а также его музыкальным произведениям. В частности, широко известный факт оборонительного периода битвы за Москву – позорный вандализм немецких оккупантов в Доме-музее П. И. Чайковского в подмосковном городе Клин (ноябрь-декабрь 1941 г.) впервые рассматривается на фоне высокого уровня развития общей музыкальной культуры, которого достигла Германия после Первой мировой войны. Также исследовано деструктивное отношение Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов к Международному конкурсу имени П. И. Чайковского в наши дни, приведены красноречивые факты политики культуры отмены в отношении творчества композитора. Рассматриваемые сюжеты позволяют сделать вывод о присущем Западу использовании деструктивных форм поведения, направленных на вытеснение российской культуры из мирового культурного пространства.
Тихонова В.Б. - Русские помещики XVII в.: образ жизни и ментальность c. 86-109

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.4.32213

Аннотация: Предметом данного исследования является ментальность русских помещиков XVII в. Данная тема на сегодняшний день исследована недостаточно, поэтому основная цель предлагаемой работы – выявить особенности образа жизни и наиболее вероятные ментальные черты русских провинциальных землевладельцев XVII в. В основе авторской концепции – предположение о возможности выведения ментальных установок социального слоя из типичного для него образа жизни. Из-за малочисленности прямых свидетельств повседневности и самосознания помещиков допетровской эпохи, автор использует исследования и источники по социальной, военной, аграрной истории XVII в. Ряд положений иллюстрируется с помощью привлечения наиболее значимых источников по истории отечественного дворянства. С позиций истории ментальностей, в рамках междисциплинарного подхода, обобщаются исследования различных научных направлений, содержащие сведения о типичном образе жизни русских помещиков XVII в. При этом черты ментальности русских помещиков рассматриваются на фоне культурной картины мира Московского государства XVII в. Ментальность русских помещиков XVII в. была обусловлена рядом определявших их образ жизни факторов. Характер и условия службы способствовали мобильности, неприхотливости, приспособляемости. Особенности условного землевладения, вероятно, приучали к хозяйственной самостоятельности и ответственности. Необходимость отстаивания сословных интересов формировала ситуативное мышление. Особым фактором для ментальности помещиков была принадлежность к привилегированному сословию. «Пограничное» положение по отношению к непривилегированным чинам приближало беднейших помещиков по образу жизни к низшим разрядам служилого сословия, делало актуальным соблюдение дистанции с последними и сообщало ментальности уездных помещиков XVII в. такое качество, как стремление сохранить свой привилегированный статус.
Тихонова В.Б. - К вопросу о понятии чести в ментальности русских помещиков XVII в. c. 89-120

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.9.36320

Аннотация: Основываясь на междисциплинарном подходе, учитывающем различные точки зрения, автор выявляет представления о чести, присутствовавшие в ментальности русских помещиков XVII в. Эти представления рассматриваются как в контексте отечественного менталитета XVII в. в целом, так и в рамках всего привилегированного сословия. В статье проанализированы различные значения чести, характерные для России XVII в.: родовая, чиновная, корпоративная, духовное значение чести, а также предположения относительно присутствия личной чести. Вероятные ментальные представления о чести уездных помещиков XVII в. рассматриваются в социальном, правовом, духовном, моральном, военно-профессиональном аспектах. Автор соглашается с концепциями, относящими честь к основным понятиям отечественного менталитета XVII в. Фиксируется присутствие ряда значений чести: при сохранении в московском обществе средневекового идеала чести как благочестия, не вызывает сомнений огромная роль чести чина, хотя мысль о полном доминировании последнего в ментальности XVII в. выглядит преувеличением. Для всего привилегированного слоя русского общества огромным было значение "отечества", а для провинциальных помещиков не менее важна была честь, связанная с личной выслугой. Вероятно присутствие в русском обществе XVII в. представлений о личной чести. По мнению автора, идея синкретизма чести, высказанная учеными применительно к Средневековью, верна и для московского периода. Честь дворян и детей боярских на уровнях родовом, корпоративном и личном выступала достоянием, к которому применялся "накопительный" принцип. Пристального внимания заслуживает неприятие дуэлей русскими привилегированными чинами XVII в., отстаивавшими честь, исключительно законным образом. Особое напряжение представлениям о чести уездных помещиков придавали близость к низам общества и массовая бедность, актуализировавшие стремление удержаться в привилегированной среде. Этому стремлению сопутствовала неустанная борьба за сохранение чести: отеческой, чиновной, корпоративной, личной.
Блейх Н.О. - Просветительская деятельность имперских чиновников по конструированию унитарного социокультурного пространства на Северном Кавказе в 1 половине XIX века c. 101-111

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.8.23408

Аннотация: В статье на основе впервые введенных архивных источников рассматриваются вопросы просветительской деятельности имперских чиновников по конструированию унитарного социокультурного пространства на Северном Кавказе в 1 половине XIX века. Отмечается, что в своей просветительской работе кавказская администрация прибегала не только к политическому и хозяйственно-экономическому реформированию края, но и к идеологическому воздействию, заключающемуся в пропаганде государственных идей и ценностей как посредством миссионерских организаций, так и с помощью национального образования. Методология данной работы представлена философскими положениями о корреляции общественного развития и образования, о историко-социальной конситуации педагогической мысли, о диалектике общего и особенного. Делаются выводы, что миссионерство стало реальным способом сблизить северокавказские народы с Россией, а школьная политика, не смотря на её непродуманность царскими культуртрегерами и не приспособленность к местным условиям, все же привела к положительным результатам: к середине XIX столетия весь Северный Кавказ оказался интегрированным в общероссийское образовательное пространство.
Марков Н.А. - Эксперимент в советской кинематографии: Экспериментальное творческое объединение в 1965 – 1976 гг. c. 102-111

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.1.23742

Аннотация: Предметом исследования является история Экспериментального творческого объединения Г. Чухрая (ЭТО). Целью создания этого объединения была попытка внедрения в систему управления советским кинематографом рыночных принципов. На этом объединении были сняты фильмы, ставшими лидерами советского проката и классикой кинематографа. В конце 1960-х гг. готовились проекты распространения данной системы на весь советский кинематограф. И принципы ЭТО легли в основу новой системы кинематографии в 1989 г. Объектами исследования являются принципы ЭТО, обстоятельства его организации, его достижения и значение для развития отечественного кинематографа. Методологическую основу исследования составили принципы историзма, системности и объективности. Следование принципу историзма означает рассмотрение истории ЭТО в конкретной исторической обстановке 1960-1970-х гг. Системный подход предполагает учет всего комплекса факторов, влиявших на образование, развитие и ликвидацию ЭТО. Вкладом автора в исследование темы является системное изучение становления, развития, кризиса и ликвидации ЭТО, как одного из самых ярких и показательных явлений истории советской кинематографии. Основными выводами проведенного исследования являются: образование ЭТО было связано с общей ситуацией в стране в годы "оттепели", когда расширялись идеологические и стилистические рамки искусства и с реформами А. Косыгина, в рамки которых укладывались принципы ЭТО; кризис киностудии Г. Чухрай в 1968 г. привёл к лишению самостоятельности и к отказу от общей реформы кинематографии; этот кризис был связан с общей тенденцией к ужесточению контроля и с чередой запретов кинофильмов 1966-1971 гг.; резкое внедрение в систему кинематографии лишь части принципов ЭТО в 1989 г. не привело к повторению его успехов.
Тузова О.В., Ерохина К.С. - Информационный потенциал региональной периодической печати по истории отечественной музыкальной культуры во второй половине 1960-х гг. c. 109-121

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.6.38338

EDN: IEZWWL

Аннотация: Объект исследования – отечественная музыкальная культура, предмет — информационный потенциал газеты «Волжская коммуна» в ракурсе реконструкции музыкальной культуры во второй половине 1960-х гг. Актуальность темы связана с необходимостью воссоздания культурных процессов в эпоху правления Л. И. Брежнева, в том числе в выходящие за рамки понятия «застой» годы восьмой пятилетки, поиска, формирования и анализа комплексной источниковой базы по музыкально-исторической проблематике в общегосударственной и местных версиях. Подробно рассматриваются такие аспекты, как количественные, видовые и содержательные характеристики газетных публикаций официального печатного СМИ Куйбышевской области. Впервые предпринята попытка определения возможностей периодической печати для изучения музыкальной культуры в годы «золотой пятилетки». С применением хронологического, компаративного метода и контент-анализа выявлены особенности «Волжской коммуны» как исторического источника, осуществлена выборка 967 тематических информационных единиц (очерки, статьи, объявления, фельетоны, песенные тексты и ноты, фото). Констатируется наличие лакун в указаниях на авторство большинства публикаций. Выделены освещаемые в газете сюжеты советско-болгарского содружества в музыкальной сфере, пропаганда искусства народов СССР, ленинские фестивали, деятельность местных музыкальных учреждений, в том числе образовательных, самодеятельных исполнителей. Акцентировано внимание на ставшие традиционными культурные инициативы и мероприятия — Грушинский фестиваль, студенческие весны и др. Сделан вывод о том, что материалы «Волжской коммуны» позволяют воссоздать сеть музыкальных институтов, важные музыкальные события в хронологическом порядке, некоторые достижения и направления деятельности профессиональных и самодеятельных музыкантов и учреждений. Отмечается, что областная газета являлась важнейшим информационным ресурсом функционирования куйбышевской музыкально-культурной модели. Подчеркивается, что ее данные обладают несомненной ценностью и составляют один из неотъемлемых сегментов эмпирической базы для дальнейшего изучения музыкальной жизни России в советский период.
Прокопьева А.Н., Яковлева К.М., Слепцова А.А. - Украшения из бивня мамонта в якутской культуре: ретроспективный анализ и современное состояние c. 120-132

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.11.36795

Аннотация: Статья посвящена истории изготовления украшений из бивня мамонта в якутской культуре. Гипотезой работы является то, что якутская резьба из бивня мамонта исходит из местных традиций резьбы по дереву и кости и является одним из видов сырья для изготовления бытовых предметов для местного населения, а актуализация бивня как сырья связана с появлением первых профессиональных косторезов в Якутии. В первой части работы рассматривается история резьбы из бивня и предпосылки к появлению нового направления в ювелирном деле. Вторая часть исследования раскрывает особенности изготовления и бытования украшений из бивня мамонта в современной якутской культуре. Проблемы современной добычи, продажи и использования мамонтового бивня все чаще звучат в научном дискурсе. Между тем, изготовление украшений и сувенирной продукции из бивня, истоки современного состояния косторезного дела Якутии еще не были темой специального исследования. Для более четкого понимания проблемы были проведены интервью с мастерами советского и современного периода. В ходе исследования выявлено, что на современном этапе изготовления украшений из бивня мамонта прослеживается влияние советской косторезной школы, современных неомифологизированных представлений. Податливость материала и доступность сырья для якутских мастеров обусловили популярность этого материала и адаптивность к современным тенденциям моды.
Головлев А.И. - Русская музыка в Метрополитан-опера: репертуарный анализ в социо-культурном контексте новейшей истории Соединённых Штатов c. 126-146

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.12.22571

Аннотация: Предметом исследования является динамика исполнений произведений русской музыке на сцене Метрополитан-оперы в Нью-Йорке и развитие публичного дискурса рассмотренного через призму социо-экономической истории и динамики российско- и советско-американских отношений в ХХ в. На протяжении временного периода существования Метрополитан-оперы (1883-2016 г.) анализируется история премьер, формата, частоты и распределения представлений русской оперы и балета, а также отзывов ведущих критиков, которые позволяют вычленить основные элементы восприятия русской музыки и конструкции образа России среди образованной публики Нью-Йорка, а также их трансмиссию в более широкие слои общества (публикации в газетах, теле-, радио- и интернет-трансляции в новейшее время). С помощью оцифрованного архива Метрополитан-оперы проводится количественный анализ наиболее значительных композиторов и опер "русского" репертуара и их контекстуализация как на фоне общей репертуарной политики, так и социально-политических и экономических условий основных периодов американской истории ХХ в. В частности выделены довоенный период, в особенности десятилетие между началом Великой депрессии и Второй мировой войны, годы Великой отечественной войны и советско-американского союза, Холодной войны и новейший период после 1991 г. Внимание уделяется как общей статистике, так и отдельным операм в их стилистическом ключе и общественно-политическом контексте. Также рассмотрена выборка критических отзывов ведущих журналистов США и, реже, Великобритании, опубликованных на сайте, которая подвергнута дискурсивному анализу. Новизна исследования заключается в комплексном репертуарном и дискурсивном анализе с социально-политической точки зрения. Основными выводами является ясное разделение на лидирующих композиторов - Чайковского и Мусоргского в классической музыке XIX века и Стравинского в современной академической музыке. Наряду с доминированием ограниченного числа классиков, в чём Метрополитан-опера следовала тенденциям консервативного редукционизма, характерного и для других оперных театров и усиленного рыночными тенденциями, обращает на себя внимание ясное дистанцирование от современной советской школы до окончания Холодной войны. Кратковременное сближение с Советским Союзом в годы Второй мировой войны, напротив, не привело к увеличению доли русского репертуара, в то время как экономическая конъюнктура оказывала прямое воздействие на частоту, разнообразие и общественный резонанс произведений русской музыки. В рецепции русских опер и дискурсивных практиках, конструируемых вокруг русского репертуара, прослеживаются элементы экзотицизма, культурной дистанции, однако в то же время и высокого престижа русской музыки и связанных с ним ожиданий. Антикоммунизм не привёл к негативному образу русской культуры, однако оказывал влияние на восприятие современной музыки и усиливал культурно-политическое дистанцирование по отношению к России. Системный анализ истории русской оперы в "Мет" показывает нелинеарный характер взаимодействия с экономическими, макрополитическими и социальными факторами и проливает свет на характер и динамику общественной дискуссии, в которой отношение к России и её образ преломлялись в многомерном характере восприятия русской музыки. Обогащая существующее понимание культурных трансферов из России в Соединённые Штаты, данное исследование осуществляет междисциплинарную интеграцию проблем музыковедческого характера в социальную и политическую историю, что представляет интерес для историков Соединённых Штатов, международных отношений в широком понимании, наций и национализма, а также культурных и дискурсивных процессов.
Тушканов Д.И. - Что читали в Царицыне в конце XIX века? c. 130-136

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.18495

Аннотация: Предметом исследования является социокультурный облик уездного города Саратовской губернии в конце XIX века, в частности, в статье рассматривается вопрос о том, какие газеты и журналы выписывали и читали жители города Царицын в конце XIX века. Объектом исследования является провинциальная периодическая печать конца XIX века. Особое внимание уделяется становлению и развитию первой царицынской газеты "Волжско-Донской листок", в которой отражались различные вопросы и проблемы местной жизни царицан в конце XIX века, в том числе рассматривался вопрос о подписке горожан на периодику. Методология исследования исходит из социокультурного подхода, под которым следует понимать изучение культуры, как широкого комплекса социальных явлений, которые представляют собой и средства, и результаты общественного развития. Особое место занимает и периодическая печать, которая, с одной стороны, представляет из себя социокультурное явление, с другой стороны, является средством отражения различных социокультурных процессов действительности. Также при написании статьи автор использовал такие принципы как историзм и научная объективность. Автор делает вывод о том, что в городе была большая потребность в периодических изданиях и, в частности, в появлении местного печатного органа. По материалам первой местной царицынской газеты указываются неопубликованные ранее данные, о том какие именно периодические издания жители города Царицын выписывали в последней четверти XIX века. Введенные в исторический оборот источники дают представление о том, что читали жители уездного города Царицын, а также в целом дают возможность представить газетный мир провинциального города России в конце XIX века.
Синеокий О.В. - Ретроспективный взгляд на историю развития национального рока в советской грамзаписи с позиции социальных коммуникаций c. 137-167

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.16850

Аннотация: В данной статье представлена хронология основных событий и трендов в истории советского рока с анализом в разрезе развития системы музыкальных коммуникаций в СССР, т.е. еще одна версия формирования и становления отечественной рок-музыки – ряд позиций пересмотрен автором, многие дополнены новыми обнаруженными фактами, выведены новые взаимосвязи. Предметом статьи является особенности формирования национальной рок-музыки в разрезе эволюции системы грамзаписи в СССР. В этой связи исследуемый феномен представлен в виде двуединого социально-коммуникационного конструкта, функционирующего в культурном пространстве (звукозапись + рок-музыка). Автор выдвигает и аргументирует тезис, согласно которому дуалистическая природа звукозаписи рок-музыки выражается в том, что данный музыкальный феномен одновременно является институтом социальной коммуникации. Постижение организации звукозаписи рок-музыки и его научное описание связано с изменением глубины исторического видения и предполагает привлечение материала, выходящего за рамки одного научного направления. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи исследователей, принадлежащим к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетами выступают сравнительно-историческая методология музыкознания и теория социальных коммуникаций. Это дало возможность определить основные этапы и охарактеризовать закономерности эволюции звукозаписи рок-музыки в СССР как коммуникационной и коммуникативной категорий. Новизна настоящего исследования состоит в том, что впервые комплексно исследована категория «звукозапись рок-музыки в СССР» как неотъемлимая часть системы социальных коммуникаций. Авторский вклад в дополнении истории звукозаписи рок-музыки в СССР новыми (потерянными) историческими событиями обусловлен применением альтернативного подхода. На примере рок-клубов расширено представление о музыкальных организациях в условиях социализма. Основным выводом заключается в том, что в результате совокупного действия социально-исторических, политических, информационных и экономико-технологических факторов к середине 1970-х гг. в СССР сформировалось несколько регионально-национальных школ звукозаписи рок-музыки в виде «мозаичной системы» социокультурной коммуникации, имеющей в своей основе сложные многоуровневые корреляции.
Хайретдинова Н.Э. - Контроль над репертуаром уфимских театров на начальном этапе Великой Отечественной войны c. 140-151

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.19546

Аннотация: Предметом исследования являются взаимоотношения аппарата цензуры Башкирской АССР с театрами г. Уфы на начальном этапе Великой Отечественной войны. В статье, в целом, подтверждается общеизвестный факт – исключительно актуальным считался высокоидейный, героико-патриотический спектакль. Однако понимание того, что война разделила зрителей на фронтовиков и тыловиков, на тяжелораненых и здоровых, на призывников и тружеников тыла, обозначило ряд серьезных вопросов, касающихся обслуживания разных категорий зрителей. Исследование касается организации деятельности тыловых театров. Методология исследования базируется на принципах историзма, объективности, системности. Источниковой базой для написания статьи послужили опубликованные документы, а также неопубликованные архивные материалы. В ходе исследования установлено, что в Уфе для выступлений на призывных пунктах подбирался в основном идейный репертуар, нацеленный на поднятие боевого духа мобилизуемых, а работа велась в основном в концертном формате. Для горожан, то есть тружеников тыла, устраивались и концерты, и полномасштабные спектакли. Причем в период отступления советских войск цензура тщательно отслеживала информацию, которая могла бы посеять в тылу панику и страх. В деятельности театров доминировала идейно-политическая направленность, что выглядит вполне логично. Вместе с тем цензура не проявляла большой строгости в отношении легких жанров и постановок про мирную жизнь. В Уфе регулярно организовывались публичные торжества, приуроченные к различным событиям, вечера романсов; чрезвычайно популярным жанром стала оперетта. Кроме того, провинциальные театры имели своеобразные контакты с местной цензурой. Во всяком случае, имел место зафиксированный в документах прецедент, когда представитель центрального цензурного аппарата раскритиковал уфимские театры за излишнюю свободу и несоблюдение всех прописанных правил предпремьерного приема спектаклей. В целом можно отметить, что не существует некоего общего образа советской цензуры. Цензура – продукт своего времени, сложное социальное явление, в оценке которого неприемлемы односторонние суждения.
Борисов А.А., Павлова-Борисова Т.В. - К вопросу об истоках региональной культурной политики в Якутии (XVIII – начало XX в.) c. 141-147

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.5.32855

Аннотация: В статье впервые речь идет о раннем этапе зарождения региональной культурной политики в Якутии в Российской империи в XVIII – начале XX в. В фокусе исследования находится региональное сообщество: представители традиционных культур – народы Якутии и носители русской культуры (служилые люди, чиновники, податные сословия). В качестве предмета исследования рассматриваются исторические предпосылки данной политики в регионе, выявляются государственные структуры, которые осуществляли формировавшиеся её важнейшие направления. Исследование осуществляется в общероссийском контексте, в частности, в контексте преобразований, осуществленных в период губернской реформы 1775 г., а также дальнейшей эволюции местных органов управления, осуществлявших культурную политику в регионе. Впервые ставится вопрос о динамичном развитии культурных процессов на этой окраине Империи, где традиционные культуры, оказывая воздействие на представителей российского провинциального сообщества, вместе с тем знакомились с культурными веяниями из России. Вопреки прежним представлениям о культурной отсталости Якутии как имперской окраины делается вывод об относительно успешных в целом начинаниях имперских властей на данном поприще.
Груздев А.А. - Развитие музыкально-песенного творчества и социально-политическая обстановка на Корейском полуострове с периода освобождения до Корейской войны c. 161-170

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.12.34506

Аннотация: Предметом исследования является влияние социально-политической обстановки на Корейском полуострове на развитие и становление музыкального творчества корейцев с 1945 г. до начала Корейской войны. Цель работы состоит в том, чтобы показать влияние политической и социальной обстановки на музыку и песни корейцев, а также определить их векторы развития в указанный период. В ходе исследования автор анализирует исторический, политический и социальной фон, в рамках которого формировалась музыкально-песенная традиция корейцев того времени. Также автор рассматривает развитие музыкально-песенного жанра корейцев и факторы влияющие на это.   Основными методами в настоящем исследовании выступают исторический и сопоставительный, кроме этого автор применяет метод контент-анализа при изучении текстов песен с целью определения их тем. Комплексных исследований в сфере музыкально-песенной культуры корейцев периода после освобождения от японского колониального господства в российском корееведении не представлено, ввиду чего работа обладает очевидной новизной. В ходе исследования автор приходит к выводам о том что, политическая и социальная обстановка на Корейском полуострове оказывала значительное влияние на развитие музыкально-песенного жанра. Были определены две категории музыкальных исполнителей: политизированные и неполитизированные. Среди политизироваых были приверженцы левых взглядов и приверженцы правых взглядов. Приверженцы левых взглядов искали новый путь развития корейской музыки, приверженцы правых взглядов использовали в своём творчествеi уже знакомые корейской публике мотивы. Неполитизированные музыкальные исполнители и певцы следовали за популярными у публики веяниями, на которые также оказало влияние присутствие американских военных на Корейском полуострове.
Юнина Е.А. - Функционирование кинотеатров в городах Тобольской губернии в начале XX в. c. 172-203

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.12.39531

EDN: WKHTJG

Аннотация: Цель статьи – на основе анализа архивных материалов, хроникальных газетных публикаций и рекламной составляющей региональной периодики провести обзорную характеристику функционирования дореволюционных кинотеатров одной из самых отдаленных губерний России. Объектом исследования являются стационарные кинематографические заведения городов Тобольской губернии, предметом – особенности их функционирования в начале XX в. В методологическом плане работа опирается на описательно-повествовательный, сравнительно-исторический, логический и ретроспективный методы научного познания, метод исторической реконструкции. Описывается образование городских синематографов губернии, их технические характеристики и элементы инфраструктуры в соответствии с официальными российскими нормативами, условия приемки зданий, вопросы противопожарной безопасности и проблемные моменты существования кинотеатров. Уделяется внимание репертуарному контенту киносеансов, ценовой политике, явлениям конкурентной борьбы в среде кинопредпринимателей, их работе с аудиторией. Научная новизна исследования обусловлена отсутствием комплексных региональных трудов, рассматривающих специфику деятельности дореволюционных кинематографических заведений в территориальных рамках Тобольской губернии. Определяется, что кинематограф, возникнув в конце XIX в. как спорадический вид развлечений граждан, на протяжении первых десятилетий XX в. эволюционировал в важное социальное явление повседневности и стал одним из ключевых факторов трансформаций, происходивших в системе ценностных установок и поведенческих стереотипов населения региона. Стационарные кинотеатры были не только принципиально новым видом коммуникаций представителей городского сообщества, но со временем превратились в значимые объекты социокультурной инфраструктуры и центры досуга горожан Тобольской губернии. Ключевой тенденцией поступательного развития индустрии киноуслуг в изучаемом регионе была конструктивная конкурентная борьба за зрительскую аудиторию, в ходе которой владельцы заведений совершенствовали инфраструктуру и регулярно обновляли репертуар кинотеатров, прибегали к интенсификации и форсированию рекламного компонента в развитии собственного бизнеса.
Дроздов А.И., Карачакова О.М. - Межнациональные отношения в Республике Хакасия в начале ХХI в.: историко-статистический анализ c. 190-199

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.12.31252

Аннотация: Объект исследования – совокупность отношений этнических групп Хакасии в начале ХХI в., а предмет – основные тенденции и закономерности развития межнациональных отношений в регионе. Цель статьи – проанализировать эволюцию межнациональных отношений в Республике Хакасия в рассматриваемый период на основе данных демографической статистики и результатов социологических опросов. Исходя из цели, были определены следующие задачи: 1) раскрыть динамику демографических показателей в области межэтнических процессов (национальный состав населения, внутренняя и внешняя миграция); 2) рассмотреть оценки состояния межнациональных отношений в представлениях массового сознания. Межнациональные отношения являются сложнейшим социально-психологическим процессом взаимодействия этносов, который динамично развивается и видоизменятся. Методологическую основу исследования составил системный подход, позволяющий представить изучаемый предмет в виде совокупности элементов. При анализе фактического и теоретического материала соблюдались такие важнейшие методологические принципы, как объективность, историзм, единство и взаимосвязь общего и особенного. В статье нашли применение общенаучные (восхождение от абстрактного к конкретному, формализация, анализ, синтез), собственно исторические (сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный) и количественные методы. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот статистических данных, в том числе полученных в результате вычислений, обобщении и систематизации материала в рамках изучаемой проблематики. Характер межнациональных отношений в Хакасии в начале ХХI в. оставался относительно стабильным. Они были обусловлены процессами реформирования всех сфер жизни региона, стремлением народов Хакасии к сохранению и развитию национальной самобытности в сочетании с потребностью в развитии единого этнокультурного пространства.
Тихонова В.Б. - Подъячий Посольского приказа Г. К. Котошихин: интеллигент, русский европеец, западник? c. 200-212

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.12.31808

Аннотация: В центре внимания данной работы – ментальность подъячего Посольского приказа, Г. К. Котошихина. Основываясь на междисциплинарном подходе, автор обобщает и анализирует исследования, посвященные Котошихину и его эпохе. К основным задачам данной работы относится, во-первых, выявление отразившиеся в произведении Котошихина ментальных черт представителя русской приказной бюрократии XVII в. Во-вторых, попытка определить насколько справедливо относить Г. К. Котошихина к числу русских европейцев, интеллигентов XVII в. или ранних отечественных западников. Основываясь на известных исследованиях, автор выявляет ряд важнейших, инвариантных ментальных установок "классического" западничества. При том, что ряд личностных характеристик Котошихина не соответствует ни «европейскости», ни, тем более, с интеллигентности, сопоставление ментальных особенностей беглого подъячего с мировоззренческими установками отечественного западничества XIX в. дало положительный результат. На соответствие «эталону» автором проверяются следующие установки: высокая оценка европейских достижений, стремление к западному образованию, развитие секулярного и личностного сознания – в его европейском варианте, толерантность к «чужому», критический настрой в отношении к отечественной традиции. Большинство характерных для западничества ментальных установок в большей или меньшей степени присутствуют у Г. К. Котошихина, в особенности уважение к европейской образованности, толерантность, а также критический настрой по отношению к отечественной духовной традиции. Вероятно, Котошихина можно причислить к категории ранних русских «западников», которые не выдержали «искушения» европейской культурой и оказались в её духовном плену.
Павлова-Борисова Т.В. - М.Н. Жирков – первый исследователь якутского хомуса: вопросы происхождения, исполнения, бытования c. 219-231

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.12.69486

EDN: CJQIEI

Аннотация: Статья посвящена ранее не исследованной проблеме – изучению М.Н. Жирковым якутского хомуса, исследование которого он впервые предпринял в истории якутской музыкальной культуры. Автор данной статьи впервые обобщает аспекты, впервые поставленные исследователем о якутском хомусе. Предметом исследования в нашей статье являются научные взгляды М.Н. Жиркова в изучении якутского музыкального инструмента – хомуса. Объектом изучения выступает научное наследие первого якутского композитора и выдающегося музыкального деятеля. Основными результатами проведенного нами исследования являются следующие тезисы. В начале ХХ века наблюдается повышение интереса к традиционным музыкальным инструментам и их исполнительским практикам. Данное утверждение актуально и в отношении якутского хомуса, в современных условиях переживающего свое возрождение и активное введение в музыкально-культурный оборот. В статье были использованы ретроспективный и историко-сравнительный, а так же комплексный метод исследования, при котором хомус рассматривается как неотьемлемая часть традиционной, а ныне шире – музыкальной культуры якутов с учетом имеющихся на сегодняшний день данных археологии, этнографии, истории. Первым исследователем якутского хомуса является композитор, основоположник национальной композиторской школы М.Н. Жирков. В фундаментальном труде «Якутская народная музыка», долгие годы в виду раннего ухода из жизни его автора, хранившегося в запасниках Министерства культуры ЯАССР в рукописном виде и увидевшем свет только спустя почти полвека в 1981 году (новое издание данного исследования датируется 2022 годом, выполнено в редакции, сохраняющей стиль и позицию М.Н. Жиркова с позиций того исторического времени, когда создавался известный научный труд), его автор впервые обратил свой взгляд на вопросы происхождения, бытования, функционирования хомуса в традиционной музыкальной культуре якутов. Приведенные им материалы ранее не обобщались в научной литературе и представляют большой интерес для современных исследователей якутского хомуса.
Бортникова Ю.А., Науменко О.Н. - «Мусульманские шайтаны» в истории финно-угорских народов Урала и Западной Сибири XVII века c. 310-317

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.12.34704

Аннотация: Предмет исследования: письменные исторические источники, содержащие термин «шайтан» и указывающие на неправославный характер его появления в истории и культуре финно-угорского населения Урала и Сибири. Метод и методология исследования. В качестве методологической базы авторы использовали Теорию фронтира Ф. Тернера. Исторически на традиционную культуру финно-угорских народов Урала и Сибири оказывали воздействие мусульманские и христианские миссионеры. В XVII в. еще сохранялось влияние мусульман – потомков Казанского и Сибирского ханств, но в то же время шло воздействие со стороны Русской православной церкви, - такое сочетание обусловило двойственные процессы в истории финно-угров. В исследовании использован сравнительно-исторический метод, помогающий выявить степень христианского и мусульманского влияния на формирование образа «шайтан» и его использование в культуре финно-угров. Источниковой базой исследования послужили этнографические материалы, собранные и опубликованные до 1917 г., авторства Н. Витзена, Г. И. Новицкого, К. Ф. Карьялайнен, И. Н. Смирнова. Закрепление в финно-угорских культурах Сибири и Урала термина «шайтан» пока не связывалось с мусульманским влиянием, - этот подход применяется впервые. Также впервые авторы публикуют данные полевых материалов, где Нуми-Торум упоминается как «прежний мусульманский бог». Авторы пришли к выводу, что относительно XVII в. нельзя утверждать о существовании единственного (христианского) пути проникновения термина «шайтан» в местные культуры, т.к. длительное время финно-угорские народы Урала и Западной Сибири находились под влиянием мусульман. Следы этого влияния в течение веков вытеснялись христианством, а нормы ислама в культуре финно-угров постепенно затухали.
Пшеничникова А.Ю. - Национально-культурная специфика аргентинской языковой картины мира c. 318-331

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.12.37183

Аннотация: В последние годы в обиход научного сообщества прочно входит понятие языковой картины мира. Изучение ЯКМ помогает лучше понять особенности национального миропонимания различных языковых сообществ. Объектом исследования являются лингвистические зоны аргентинского испанского языка. Предметом исследования являются реалии аргентинской картины мира. Цель данного исследования состоит в исследовании и описании лексики и менталитета через воссоздание языковой картины мира современных аргентинцев. Статья включает в себя реконструкцию и анализ ЯКМ Аргентины методом описания ее культурно-специфических единиц. Сформулирован вывод о месте заимствований на лексику аргентинского национального варианта испанского языка.    Основными выводами являются то, что описанная нами национально-специфическая лексика аргентинского испанского языка может быть классифицирована: 1) по способу заимствований на следующие группы: индихенизмы и итальянизмы; 2) в соответствии с лингвистическими зонами влияния лексику индихенизмов делим на следующие языковые группы: кечуа и аймара, гуарани, мапуче. Сильнее всего оказали влияние индейские языки кечуа и аймара на лексику Андской зоны Аргентины, влияние гуарани – на район Аргентины по соседству с Парагваем, и мапуче оказали влияние на район аргентинской пампы; 3) те лексические единицы, которые характерны для аргентинского национального варианта испанского языка, распространенного на территории Аргентины и соседних Уругвая и Парагвая, относим к регионализмам; 4) также отдельно выделяем имена собственные. Национальная лексика Аргентина и соседних Уругвая и Парагвая, оказалась под сильным влиянием итальянской культуры, что привело к появлению итальянизмов. Научная новизна нашей работы заключается в исследовании малоизученной национально-специфической лексики Аргентины. Наше исследование показало, что изучение языковой картины мира дает уникальную возможность увидеть особенности национального миропонимания Аргентины, разделенную на лингвистические зоны аргентинского испанского языка.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.