Genesis: исторические исследования - рубрика Антропосоциогенез и историческая антропология
по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Антропосоциогенез и историческая антропология"
Антропосоциогенез и историческая антропология
Федорова А.Р. - К вопросу о формировании якутской страшилки как жанра современного фольклора c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.9.36403

Аннотация: В данной работе проводится исследование якутской страшилки: ее формирования и сущности. Современная якутская страшилка берет свои корни из традиционной культуры, но по своей жанровой форме является современным городским фольклором. Целью нашего исследования являлось, с точки зрения антропологии, понять, как этот процесс синтеза происходил, в какой период и почему. Также в исследовании производится попытка анализа отличий якутских пугающих мотивов от советских и общероссийских и выявления основных традиционных источников формирования якутской страшилки. В этом исследовании мы не ставим перед собой цель изучения страшилки с точки зрения фольклористики и не рассматриваем отдельные истории для анализа, страшилка здесь выступает как важная часть современной этнической культуры, в которой сохранились традиционные образы, как результат перехода традиционной жизни в индустриальное общество.   Отдельно данному вопросу ранее в научной литературе внимания не уделялось, что и является новизной данного исследования. Источниками в данной статье являются теоретические работы о якутской культуре, фольклоре в целом и отечественной и советской страшилке. Также источником выступают полевые материалы автора, представленные выдержками из материалов интервью и социологического опроса. В результате исследования автор приходит к выводу, что современная якутская страшилка начинает свое формирование в 1970-ые годы. Основой для нее становится якутский традиционный фольклор, который приобретает формы советской страшилки и образует новый жанр современного устного творчества.
Дорджиева Е.В. - Образ калмыков в описаниях иностранных путешественников XVII – первой половины XVIII века. c. 1-19

DOI:
10.25136/2409-868X.2024.1.69472

EDN: CDHETF

Аннотация: Цель работы заключается в выявлении особенностей формирования этнического образа и составляющих его элементов, получивших распространение в работах иностранцев. Предметом настоящей статьи является образ калмыков, созданный иностранными путешественниками XVII – первой половины XVIII в. Материалом исследования послужили травелоги иностранных авторов, позволяющие принять во внимание субъективный момент восприятия, раскрыть проблему исторической реальности и ее репрезентации в историческом источнике. В статье предполагается решение следующих задач: 1) выявление факторов, обусловивших восприятие наблюдателями калмыков, 2) описание средств, которыми оперировали иностранные путешественники, воссоздавая в травелогах основные черты образа калмыков, и их мировоззрения, оказавшего влияние на конструирование этого образа, 3) оценка социокультурных последствий, возникших в результате формирования этнических стереотипов о калмыках. Исторический дискурс инаковости раскрыт с помощью метода семиотики. Анализ нарративных деталей, логики текста позволил выявить информацию о представлениях иностранцев о калмыках и стереотипах, связанных с восприятием "Другого". Теоретико-методологической основой статьи стали труды российских и зарубежных исследователей в области имагологии. В калмыцкой исторической науке отсутствуют специальные имагологические исследования, что придает актуальность настоящей работе. Новизна работы заключается в соотнесении сведений травелогов о калмыках с цивилизационными моделями, господствующими в общественном сознании наблюдателей в XVII – первой половины XVIII века. Посредством семиотического анализа текстов осуществлена систематизация оценочных суждений путешественников. Полученные результаты свидетельствуют, что структура этнического стереотипа характеризуется определённой заданностью. Представления иностранцев о калмыках позволили взглянуть изнутри на их воображаемый универсум. Свой мир представлялся путешественникам центром вселенной, на окраине которого находились варвары-калмыки. При объяснении разницы между «своим» и «чужим» миром авторы использовали приемы сравнения и инверсии. Интерпретация калмыцких реалий достигается с помощью такого топоса этнографического дискурса как рассказ о чудесах. Через отрицание негативных черт, приписываемых «Другим» идет формирование собственной идентичности, устойчивого образа «Своего». Представления путешественников оказали воздействие на формирование образа калмыков в странах Европы и Османской империи.
Данилов А.А. - Социальные аспекты столпничества в позднеантичную эпоху c. 18-26

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.9.38745

EDN: TRQLQE

Аннотация: Статья посвящена изучению традиции столпничества, зародившейся в V веке в Сирии. Данная практика слабо изучена в западной историографии и практически не изучена в отечественной исторической науке. Столпничество представляло собой аскетическую практику, заключавшуюся в том, что столпники проводили свою жизнь, находясь на высоком каменном столбе. Традиция столпников длилась долго и пользовалась огромным уважением. Начало этой традиции можно связать с Симеоном Столпником, который поднялся на столб впервые в 415 году н.э. Как явление столпничество развивалось на протяжении многих веков, начиная с V века и до XI века, с некоторыми перерывами, особенно после 900 года н.э. В исторической науке при изучении столпничества традиционно акцент ставится на экстремальности этого вида аскетизма. При этом практически не уделяется внимание тому факту, что столпники проводили свою практику публично, открыто, принимая активное участие в жизни окружающего их общества. В данной статье используется подход, заключающийся в рассмотрении столпничества как социального феномена, показывающего связь зарождения и существования столпничества с общественными изменениями. Столпничество представляется как самобытное явление, отражающее реакцию общества на социальные кризисы. На основе уже имеющихся исследований предпринимается попытка показать, что благодаря публичности своей суровой практики столпники оказались способными выполнять важные административные функции, так необходимые для развития позднеантичного общества.
Марханова Т.Ф. - Население Китая в эпоху Суй (581–618) c. 29-37

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20871

Аннотация: Статья посвящена демографической политике династии Суй. Цель статьи показать численность населения Китая в период правления династии Суй на базе китайских источников и западно-европейской литературы. Впервые рассматриваются методы подсчета численности населения периода правления династии Суй, где выделяются три из них: маоюэ (визуальный осмотр), регистрация домохозяйств и динамика численности населения. В основу централизованной переписи населения династии Суй была положена система налогообложения. Подобные переписи населения проводились для сбора налогов и осуществления трудовой повинности. При анализе демографической ситуации Китая периода династии Суй отмечается, что рост и падение численности населения Китая были связаны с периодами развития государства, а также социально-экономическими и природно-географическими факторами. В период расцвета династии наблюдался значительный экономический рост, что влияло на увеличение численности населения. Однако, при кризисе и войнах ситуация с численностью населения менялась в отрицательную сторону. Автор приходит к выводу, что при династии Суй в 609 году в сфере учета населения с помощью трех методов расчета насчитывалось 46 миллионов зарегистрированных людей, что позволило создать налоговую базу для страны.
Куприянова А.Н. - Французы в Санкт-Петербурге: модный Дом «А. Бризак» 1855-1917 гг. c. 44-57

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.3.35581

Аннотация: В статье впервые в отечественной историографии представлен детальный анализ дневника Роне Бризака и писем Ольги Александровны Куликовой-Романовой с мадам Бризак. Автор исследует источники с точки зрения свидетельств жизни французских подданых в Санкт-Петербурге. Приведенное исследование призвано детально раскрыть линию жизни исторической личности Роне Бризака и показать взгляд иностранца, как представителя французской диаспоры, на переломные события в истории России конца XIX-начала XX вв. Письма княгини являются отдельным предметом исследования, в данной работе они дополняют общую канву повествования. В апреле 2017 г. ценные документы были переданы музею-квартире А. С. Пушкина. Архив насчитывает 56 писем на французском языке. Многие из них посланы на открытках, художественно оформленных самой княгиней. В 2018 г. письма были опубликованы в Кирове впервые, но пока не прокомментированы. Введение в научный оборот нового источника и трактовка дневника Роне Бризака с точки зрения антропологии жизни француза в Петербурге существенно дополняют картину общественно-политического перелома в России конца XIX-начала XX вв. Использование при этом методики микроисследования — исследования истории одной семьи в широком контексте истории диаспоры — кажется нам весьма перспективной. Антагонизм ключевых выводов-отсутствие феномена "обрусения" в семье Бризак и, одновременно, глубокая привязанность к Санкт-Петербургу, к русской культуре и быту, говорит о многоаспектности и необходимости всестороннего изучения французского присутствия в Санкт-Петербурге на рубеже веков.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Исламские политические и неформальные организации России 1990-х гг. (на примере Среднего Поволжья) c. 76-88

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.2.712

Аннотация: В статье анализируется процесс создания мусульманских политических организаций в России федерального уровня в ходе религиозного «ренессанса» в 1990-е гг. (Всесоюзная Исламская Партия Возрождения «Нахдат», Исламский культурный центр, Общественное движение «Нур» («Свет»), Союз мусульман России (СМР), «Иттифак аль-муслимин» («Мусульманский союз»), политическое движение «Рефах»), программные установки данных объединений, лидеры групп, их деятельность, отношения с политическими партиями и т.п. Образование неформальных групп исламской ориентации на региональном уровне - в Среднем Поволжье имел особенности: более «приземленный» характер объединений, близость к рядовым мусульманам, более радикальный характер, политический нейтралитет, акцент на вопросах национальной культуры. В статье исследуются программные цели и положения, активность, документы («Татар кануны» («Конституция татарского народа»), «Татар мэхэллэсе» («Татарская махалля») и т.д.) радикальных и умеренных групп - Татарский общественный центр (ТОЦ), «Татарская партия национальной независимости «Иттифак», Союз молодежи «Азатлык», движение «Суверенитет», движение «Мусульмане Татарстана», Милли Меджлис (т.н. «Народный парламент») и т.д. Отдельно рассматривается мусульманская группа закрытого типа «Cаф ислами» («Чистый ислам»). Хотя объединения национального татарского движения апеллировали к ценностям ислама в своих заявлениях, практика и программные установки этих групп имели, в основном, светский характер.
Перерва Е.В. - Антропология населения предсавроматского времени из подкурганных захоронений с территории Нижнего Поволжья (палеопатологический аспект). c. 81-93

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.8.26917

Аннотация: Предметом исследования данной работы являются палеопатологические особенности, выявленные на антропологических материалах предсавроматского времени, из захоронений с территории Нижнего Поволжья. Биоархеологический подход, применённый при изучении костных останков, расширит наши представления об образе жизни населения в предсавроматского времени. Основой для данного исследования послужили антропологические материалы 14 взрослых индивидов. Из них у всех в наличии имелась черепная коробка и только у пяти человек дополнительно изучались кости посткраниального скелета. Палеопатологический анализ костных останков основывался на описательной макроморфологической методике разработанной А.П. Бужиловой (1992, 1995, 1998). Проблемам хронологии и периодизации памятников предсавроматского времени, решению вопросов их этнической и языковой принадлежности населения уделялось большое внимание в археологической и исторической науке. К сожалению, антропологических работ по изучению особенностей населения этого периода на территории Восточной Европы сравнительно не много (Круц, 2002, Балабанова 2005; Батиева, 2011). Палеопатологические исследования антропологических материалов предсавроматского времени вообще не проводились. В результате палеопатологического исследования костных останков из погребальных памятников предсавроматского времени с территории Нижнего Поволжья было установлено наличие специфических половозрастных дисгармоний. Изучение особенностей состояния зубной системы показало, что люди из исследуемой группы, вероятно, вели кочевой образ жизни, а диета их состояла из продуктов мясо-молочного комплекса. Доказательством принадлежности исследуемой серии скелетов киммерийского времени к кочевому миру раннего железного века, могут также выступать факты присутствия маркеров холодового стресса, специфических травм и такого редкого заболевания как внутренний лобный гиперостоз.
Зубарева Е.Г. - Морфологический тип населения Нижнего Поволжья (II – IVвв.н.э.). c. 131-138

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.10.24131

Аннотация: Предметом исследования является выделение усредненного морфотипа сарматского населения (II-IV вв.), проживающего на территории Нижнего Поволжья. Дается антропологическая характеристика населения. Рассматривается история изучения краниологии, демографии и патологий позднесарматского населения. Выделяются основные теорий происхождения краниологических типов населения, демографическое соотношение населения, определяется уровень дожития, выявлены основные заболевая, присущие данному населению. Впервые публикуются данные остеометрического измерения посткраниальных скелетов сарматского населения (II-IVвв.) проживающего на территории Нижнего Поволжья. В исследование применяется классический метод остеометрического исследования, по общепринятой программе разработанной В.П. Алексеевым с использованием остеологического бланка. Реконструкция длина тела произведена по среднеарифметическим значениям бедренной и большой берцовой кости. В данном исследование вводится в научный оборот остеометрические данные, которые дополняют антропологичекую картину исследования, и дают нам информацию, о физическом типе населения. Было произведено вычисление роста для исследуемых групп по формулам К. Пирсона и А. Ли, В.В. Бунака. Итогом исследования является создание усредненного морфоологического типа позднесарматского населения проживающего на территории Нижнего Поволжья.
Зубарева Е.Г. - Физический тип населения Водянского городища эпохи Золотой Орды, ( по материалам христианизированной части некрополя). c. 135-142

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.2.18045

Аннотация: Предметом данного исследования является изучение физического типа христианизированного средневекового населения Водянского городища. Как всем известно, облик золотоордынского населения сложился в результате синтеза двух больших рас: монголоидной и европеоидной. Монголоидный компонент отчетливо заметен у жителей всех золотоордынских городов. Но существуют европеоидные черты, которые преобладают именно у городского населения. Одним из таких мест было Водянское городище. В данной работе представлена история антропологического изучения Водянского городища эпохи Золотой Орды. Статья включает краниологические исследования золотоордынского населения. Здесь дана подробная характеристика остеометрической серии, проведен анализ остеометрического материала, выделен антропологический тип проживающий на данной территории. Особым вкладом автора в исследование темы является проведение остеометрического исследования. Ввод в научный оборот новых данных о физическом типе золотоордынского населения. Автору на основе краниологических и остеологических данных, удалось дать наиболее приближенное описание внешнего вида городского населения из христианской части некрополя Водянского городища.
Перерва Е.В. - Палеопатологические особенности кочевников савроматского времени с территории Нижнего Поволжья c. 171-183

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.12.34412

Аннотация: Работа представляет собой исследование палеопатологических особенностей серии кочевого населения савроматского времени, происходящей из подкурганных захоронений могильников Нижнего Поволжья. Изучаемая группа представлена костными останками от 20 индивидов. В процессе работы с антропологическим материалом применялась стандартная программа оценки встречаемости патологических состояний на костях скелета, разработанная А.П. Бужиловой (1995, 1998). Проблемами происхождения, периодизации и развития савроматской культуры занимались отечественные ученые советского и постсоветского периода, такие как Б.Н. Граков, К.Ф. Смирнов, Д.А. Мачинский, В.Е. Максименко, М.Г. Мошкова. История антропологического изучения кочевников Нижнего Поволжья VI-V вв. до н.э. не так многочисленна.   Исследование является первой попыткой анализа патологических состояний на костных останках савроматского населения, происходящего из подкурганных захоронений Нижнего Поволжья. Палеопатологических исследований костных останков кочевников VI-V вв. до н.э., с указанной выше территории, ранее не проводилось. В научный оборот палеоантропологические материалы вводятся впервые. На некоторых черепах савроматского времени были обнаружены следы непреднамеренной искусственной деформации. Выявленные патологические отклонения на антропологических материалах населения VI-IV вв. до н.э. с территории Нижнего Поволжья позволяют включить его в круг кочевых культур раннего железного века. На антропологических материалах VI-IV вв. до н.э. зафиксированы следы применения навыков примитивной медицины, а также знаний военно-полевой хирургии.
Перерва Е.В. - Патологический анализ костных останков неполовозрелых индивидов, датирующихся эпохой поздней бронзы, из подкурганных захоронений Нижнего Поволжья и республики Калмыкия. c. 176-185

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.4.17422

Аннотация: Предлагаемое исследование посвящено анализу патологических отклонений, которые были выявлены на костных станках детей из погребений, датирующихся эпохой поздней бронзы. Антропологические материалы происходят из курганных могильников, располагающиеся в Волгоградской области и в республике Калмыкия. В процессе исследования было изучено 62 индивида, возраст которых не превышал 16 лет. Костный материал находился в плохой сохранности: у 52 детей имелись фрагменты черепной коробки; у 52 человек, наряду с костями черепа изучались различные части, сохранившиеся от посткраниального скелета. при проведении исследования использовалась методика фиксации палеопатологических состояний. В процессе анализа костных материалов на костях черепа и костей посткраниального скелета выявлялось наличие пороза и пористости костной ткани. Определялись частоты встречаемости поротического гиперостоза глазниц (cribra orbitalia, далее по тексту - «CO») и костей свода черепа (ПГКСЧ), учитывались признаки воспалительных процессов на костях посткраниального скелета в виде воспаления надкостницы. Анализировались патологические процессы в виде геморрагий, выявленные на внутренней поверхности костей свода черепа. Выявлялись признаки аномального строения на костях черепа и посткраниального скелета. Оценивались частоты встречаемости зубных патологий. Была проведена оценка возрастных особенностей исследуемой группы. Возраст неполовозрелых индивидов определялся по степени прорастания молочных и постоянных зубов и программе, разработанной Д. Убелакером (Ubelaker, 1978), а также по размерам диафизов длинных костей скелета и ключицы схема также предложена Д. Убелакера (Ubelaker, 1978). В процессе исследования были выявлены возрастные особенности исследуемой выборки. Установлен характер встречаемости ряда маркеров стресса и заболеваний, которые оказывали негативное влияние на общее состояние палеопопуляции и приводили к ранней смерти индивидов. Оказалось, что для детей эпохи поздней бронзы характерны патологии, возникающие в результате нехватки микроэлементов в организме, систематического голодания и распространению инфекционных заболеваний.
Перерва Е.В. - Палеопатологические особенности неполовозрелого и подросткового населения среднесарматского времени, погребенного в могильниках Нижнего Поволжья. c. 206-220

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.6.21304

Аннотация: Работа посвящена палеопатологическому изучению костных останков неполовозрелых индивидов и подростков в среднесарматского времени I- второй половины II вв. н.э., происходящих из подкурганных захоронений, с территории Нижнего Поволжья и Нижнего Дона. В процессе исследования оценивались особенности возрастной структуры группы. Рассматривался характер распространения патологических отклонений на зубной системе (зубной камень и эмалевая гипоплазия), на костях свода черепа (признаки пороза, маркеры железодефицитной анемии, воспалительные процессы), а также на костях посткраниального скелета. Всего изучен 21 индивид. Из них до 12 лет 19 костяков и два скелета в подростковом возрасте. При работе с костным материалом испльзовалась методика оценки патологических состояний на скелете человека, предложенная А.П. Бужиловой (1995, 1998). Учитывались частоты встречаемости поротического гиперостоза глазниц (cribra orbitalia) и костей свода черепа, признаки воспалительных процессов на костях посткраниального скелета в виде воспаления надкостницы, воспаление на внутренней поверхности костей свода черепа, заболевания зубов, травмы. Особое внимание уделялось патологиям зубной системы, а также развитию пороза костей черепа и посткраниального скелета. Научная новизна исследования заключается в том, что ранее антропологические материалы неполовозрелых индивидов и подростков среднесарматского времени в контексте палеопатологии не изучались. В результате исследования удалось установить, что детей в среднесарматское время в подкурганных захоронениях встречается мало, что вероятно связано с существованием иного обряда погребения неполовозрелого населения. Для среднесарматских детей было характерно длительное грудное вскармливание, существование специфического рациона, который базировался на мясомолочной диете. Также среднесарматские дети и подростки страдали болезнями, возникающими в результате нехватки микроэлементов и витаминов в организме.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.