Genesis: исторические исследования - рубрика История политических и правовых учений
по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "История политических и правовых учений"
История политических и правовых учений
Горбань В.С. - Формирование социологически ориентированного правового учения Иеринга (начало) c. 20-37

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.22535

Аннотация: Предметом исследования является проблема формирования и теоретико-методологического оформления социологического подхода к праву в творчестве Иеринга. Становление социологически ориентированной правовой теории Иеринга прослеживается на основе выявления и исследования конкретных теоретических и методологических конструктов с учётом последовательного углубления и совершенствования его правопонимания в направлении к целостному социологически ориентированному правовому мировоззрению. В статье исследуется отношение Иеринга к исторической школе и роль «юриспруденции понятий» в формировании социологического правопонимания Иеринга, а также формирование и использование оригинальных методов правопознания и правопонимания: структурно-дескриптивный функциональный анализ права и эмпирико-аналитическое исследование и описание социальной правовой действительности и факторов социального развития, решающим из которых признаётся право. Методология исследования основана на использовании общенаучных (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, выделение общего и особенного и др.) и частнонаучных методов. Кроме того, при проведении исследования использовались филологические методы анализа тема-рематической структуры оригинального текста, общие и специальные методы исследования, применяемые в области истории правовых и политических учений (структурный анализ учения, реконструктивный метод и др.). Новизна исследования заключается в анализе, выявлении и описании конкретных теоретических конструктов и применённых мыслителем методов, которые в совокупности характеризуют правовую теорию Иеринга как одну из первых социологических теорий права. В статье сделан вывод о том, что "юриспруденция понятий" была лишь теоретико-идеологической основой интерпретации права как структурно организованной целостности и подверглась Иерингом существенной модификации уже в ранних больших сочинениях (первый том "Духа римского права") в направлении перехода от изучения права как нормативной системы к объяснению права с помощью категории социальной действительности.
Михайлов А.М. - Становление и развитие доктрины верховенства права в английской юридической мысли c. 22-44

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.9.38833

EDN: ZXEQEP

Аннотация: Предметом исследования является английская конституционно-правовая доктрина верховенства права, взятая в исторической эволюции ее понимания ведущими авторитетными юристами и мыслителями начиная с Г. де Брактона и заканчивая А.В. Дайси и современными британскими государствоведами. В статье представлены как позитивистские, так и непозитивистские трактовки исследуемой доктрины. Особое внимание в работе уделяется классической интерпретации доктрины верховенства права в труде А.В. Дайси "Введение в изучение конституционного права" (1885): раскрываются основные значения концепции и представлены критические замечания, изложенные в британской правовой мысли XX столетия. Статья завершается кратким изложением современного понимания доктрины верховенства права в конституционно-правовой литературе.   Новизна проведенного исследования состоит в том, что впервые в российском правоведении раскрываются историческая реконструкция становления и развития идей, составляющих содержание доктрины верховенства права. Особое внимание уделено вкладу в развитие данной правовой доктрины со стороны таких правоведов как Дж. Фортескью, Э. Кук, С. Рутерфорд, Дж. Локк, А.В. Дайси. Помимо этого, внимание уделено различению трактовок исследуемой концепции со стороны юристов позитивистского и непозитивистских направлений правопонимания. Критическое осмысление учения А.В. Дайси о верховенстве права и современные трактовки концепции впервые представлены в российской юридической литературе.
Дмитриев А.В. - Рассуждение о поддержке масонами монархической власти в России 1817 г.: источниковедческий анализ c. 27-54

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.2.33168

EDN: EANSQW

Аннотация: Объектом исследования является текст рукописи, а предметом исследования - её историко-правовая характеристика. Задачи исследования: 1) установление достоверности источника и точности содержащихся в нем сведений; 2) установление года, автора, цели, полноты и значения источника. Статья вводит в научный оборот памятник политико-правовой культуры первой четверти XIX в., способствует первичной публикации рукописи, принадлежащей русским масонам первой четверти XIX века. На основе первоисточника в исследовании показывается, какие правовые и политические идеи в действительности были распространены среди русских масонов. Рассуждение демонстрирует преемственность государственно-правовых идей отечественной политико-правовой мысли XVIII и XIX веков. В рамках исследования впервые публикуется рукопись первой четверти XIX в. и впервые дается атрибуция рукописи: установление автора, года, подлинности и значения произведения - "Рассуждения о поддержке масонами монархической власти в России". Рассуждение было записано С.П. Фонвизиным (1783-1860) со слов автора – Иосифа Алексеевича Поздеева (1742-1820) в 1817 году. Рассуждение направлено на поддержку среди масонских братьев сословной монархии в России в первой четверти XIX в.Рассуждение демонстрирует приверженность социальному миру на основе «добрых нравов» и добросовестному исполнению сословных обязанностей. Рассуждение богато элементами органической теории государства и естественно-правовой аргументацией.
Кодан С.В. - Источниковедение в структуре истории политических и правовых учений: предмет, целевая направленность, функции, значение c. 28-43

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36375

Аннотация: Предметом исследования статьи является определение места и роли источниковедческого раздела в структуре истории политических и правовых учений. Вопросы источниковедения в указанной юридической науке не рассматривались и, в лучшем случае, лишь обозначались в качестве таковых произведения мыслителей. Между тем дальнейшее развитие изучение политико-правовой мысли настоятельно требует проработки теоретических проблем источниковедения истории политических и правовых учений и, прежде всего, определения исходных параметров источниковедческого раздела данной юридической науки. Предпосылки для его выделения и описания создает современное развитие теории источниковедения в социально-гуманитарных науках. Одновременно необходимо учитывать и опыт исследования источников в истории общественно-политической мысли и истории философии, в которых источниковедческие разделы указанных наук активно развиваются. Автором статьи впервые в исследованиях по истории политических и правовых учений определяется и рассматривается проблематика, связанная с определением основных характеристик источниковедческого раздела данной науки - определяются его предмет, целевая направленность и функции. Одновременно акцентируется внимание на значении изучения источников как основы получения новых знаний в исследовательских практиках освоения истории политико-правовой мысли, подчеркивается необходимость в работе с источниками опираться на наработки других наук социально-гуманитарной направленности.
Зубарев И.Ю. - Подпольная и террористическая деятельность анархистов в период установления советской власти в России: возникновение и деятельность «анархистов-подполья» c. 36-43

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.8.43780

EDN: WKVGGU

Аннотация: В статье речь идет о причинах и истории возникновения, и деятельности «Всероссийской организации анархистов подполья» (ВОАП), начавшую свою деятельность после ухудшения отношений между анархистами и большевиками. В данной работе раскрываются причины возникновения организации, мотивы ее террористической деятельности. Автором было исследовано и проанализировано литературное наследие анархистов-подполья, изучены работы, посвященные деятельности данной организации. Все это позволило составить объективное мнение о деятельности, целях и задачах данной организации. Объектом исследования выступает деятельность ВОАП. Предметом же исследования выступает история образования организации, ее пропагандистская и террористическая деятельность. Согласно мнению автора, ВОАП зародилась из числа недовольных и оскорбленных большевиками, наиболее радикальных анархистов, а мотивами их действий выступала скорее месть, нежели революционная борьба. Корни мотивов «подпольщиков» лежали в событиях по разоружению и разгрому большевиками анархистских групп весной 1918 года и последующие за этим репрессии в сторону представителей левой оппозиции. Осуществленный московской группой ВОАПа теракт и его последствия не только не стали началом «третьей революции», но и наоборот, оттолкнули часть сочувствующих. Переход "подпольщиков" к индивидуальному террору был вызван мотивами мести.
Уфимцева Е.В. - Статус образовательного права как элемента системы российского права: генезис теоретических воззрений и современная доктрина c. 39-55

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.18232

Аннотация: Настоящая статья посвящена характеристике нормативного комплекса – образовательного права как элемента системы российского права. Кратко описывается генезис воззрений отечественных теоретиков на природу норм права об образовании и их место в правовом регулировании соответствующей группы общественных отношений. Рассматривается проблема предмета и метода образовательного права, а также устанавливается соответствие исследуемого нормативного комплекса еще ряду субсидиарных критериев отраслеобразования – принципам и функциям права, наличию самостоятельного терминологического аппарата и специальных юридических конструкций, кодифицированного акта в системе законодательства. Описываются и анализируются точки зрения современных исследователей относительно статуса и места образовательного права в системе российского права. При написании настоящей статьи автором использовались общенаучные методы и подходы: аналитический, восхождения от абстрактного к конкретному, системный, исторический, а также специально-юридические методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и метод юридического толкования. Настоящая статья будет интересна для широкого круга читателей: как для исследователей вопросов общей теории права, так и «узкопрофильных» специалистов, занимающихся изучением проблем образовательного права, а также, возможно, и для юристов-практиков. По итогам своего исследования автор приходит к заключению о формировании в системе современного отечественного права самостоятельной отрасли – права образовательного. Выводы, сделанные автором, являются результатом применения некоторого методологического подхода – использования группы критериев отраслеобразования (основных и субсидиарных), который может быть применим и в иных областях юридической науки. Кроме того, выводы исследования могут учитываться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере регулирования образовательных отношений.
Полынцева Н.Ф. - Мировоззрение Василия Николаевича Лешкова c. 39-49

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.2.30063

Аннотация: Предметом исследования является идентификация взглядов Василия Николаевича Лешкова. Источниковую базу составляют труды В. Н. Лешкова, научные статьи, опубликованные в периодических изданиях, тексты научных докладов. Кроме того, теоретическую основу составляют работы по исследованию концепции общественного права А. А. Васильева, А. А. Тесли, работы, затронувшие полицейское право К. С. Бельского, Н. С. Нижник, Т. О. Чукаева. Идеям В. Н. Лешкова уделяется недостаточное внимание в историко-правовой науке, сама фигура Василия Николаевича недостаточно исследована. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: системный, исторический, сравнительный, а также были применены специальные методы: историко-правовой и сравнительно правовой, формально-юридический, портретно-биографический. Научная новизна обусловлена предметом и методами исследования. Автор попытался обратить внимание на государственно-правовые идеи В. Н. Лешкова, уделяя внимание вопросам взаимодействия общества и государства, основам теории общественного права. Автор статьи обращает внимание на значимость Василия Николаевича Лешкова, как выдающейся личности, указывая на весомый вклад внесенный в науку ученым в сферу общественного права, полицейского права. До настоящего времени научные труды Василия Николаевича не подвергались системному анализу и комплексному изучению, в то время как предложенные теории, концепции не исчерпали своей актуальности и в настоящее время.
Сурков О.С. - П.Е. Казанский об императорской власти c. 43-49

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.5.24634

Аннотация: Статья посвящена учению консервативного правоведа профессора П.Е. Казанского об императорской власти. Целью работы является исследование структурных компонентов учения П.Е. Казанского об императорской власти в их взаимосвязи друг с другом в контексте либеральных и консервативных взглядов России конца XIX – начала XX века. Учение П.Е. Казанского представляется интересным предметом для исследования, так как на современном этапе развития отечественная государственная политико-правовая мысль испытывает постоянно возрастающее влияние элементов консервативного дискурса. В статье используются сравнительный (для выявления оппозиций в либеральном и консервативном дискурсах), логический, исторический и формально-юридический методы. Автор приходит к выводу, что убеждённый монархист и организатор Всероссийского национального союза П.Е. Казанский создал оригинальное учение о сущности императорской власти. Данное учение отличается как от официальной интерпретации Феофана Прокоповича, так и от националистических концепций. П.Е. Казанский предлагает сложное по структуре теоретическое объяснение природы самодержавной власти, которое включает в себя исторические, фактические, сакральные, культурные и юридические компоненты. Взаимодействие указанных компонентов рассмотрено правоведом как сложный диахронный процесс, в котором формально-юридические составляющие концепта самодержавной власти занимают соподчинённое положение.
Горбунов М.Д. - Формалистские и релятивистские аспекты определения юридических правил в концепции права Герберта Харта c. 53-62

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.9.22365

Аннотация: В статье рассматривается, отраженный в концепции Герберта Харта, вопрос определения правил в правовой системе посредством законодательного и прецедентного механизма. Правовой формализм и релятивизм рассматриваются как крайние формы объяснения данного вопроса. Подчеркивается необходимости совокупного применения названых механизмов в виду того, что общие правила поведения, с одной стороны, составляют необходимо ядро правовой системы, с другой, не способны одинаково эффективно действовать во всех частных случаях правового регулирования. Такие ограничения связываются автором с открытой структурой права, природа которой обуславливается объективными недостатками юридического языка. Методологическую основу статьи составляют общенаучные и специальные методы познания, в частности, методы анализа и синтеза, описательный и сравнительно-правовой методы и метод интерпретации. В результате проведенного анализа теоретических воззрений Герберта Харта на вопрос определения правил в правовой системе в контексте школ правового позитивизма и реализма представляется возможным сделать следующие выводы: во-первых, нормы поведения фиксируются в правовой системе посредством механизма законодательства и прецедента; во-вторых, применение общих правил ограничено сферой относительно простых случаев, не требующих уточнения правовых предписаний; в-третьих, необходимость интерпретации правил возникает вследствие неопределенности, обусловленной открытой структурой права; в-четвертых, открытая структура права заключается в ограниченной описательной способности юридического языка, посредством которого фиксируются правила; в-пятых, восполнение ограничений действия правил производится при помощи механизма авторитетного прецедентного решения, устраняющего правовую неопределенность; в-шестых, прецедент не подменяет собой правила, поскольку суды в своей деятельности, хотя и имея крайне широкие полномочия, ограничены нормами, конструирующими саму правовую систему. Полученные результаты имеют большое значение с позиции развития фундаментальной юридической науки, поскольку вводят в научный оборот новые для российской правовой доктрины положения, разработанные в рамках неопозитивистской концепции права Герберта Харта - одного из ведущих философов права предыдущего столетия, чьи работы в России малоизвестны.
Соколова Е.С. - Самодержавный идеал в надсословных стратегиях Милославских и Нарышкиных: к вопросу о репрезентативной сущности некоторых нормотворческих инициатив конца XVII в. c. 55-84

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.2.17810

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования самодержавного идеала верховной царской власти в российском законодательстве конца XVII в. На основе герменевтической интерпретации широкого круга нормативно-правовых актов периода династического кризиса 1680-х – начала 1690-х гг., ознаменованного ожесточенным политическим соперничеством Милославских и Нарышкиных, автор приходит к выводу о фрагментарности ряда законодательных инициатив в области легитимации принципа единодержавия. Их ярко выраженный репрезентативный потенциал, в основном, преследовал узкопрагматические цели в области укрепления международно-правового статуса Российского государства и создания прочной социальной опоры неокрепшего самодержавия, становление которого происходило в условиях слабого юридического обеспечения на основе ценностных установок средневекового традиционализма. В частности, первостепенное внимание политической элиты конца XVII столетия привлекал поиск правовых средств для преодоления разнообразных дипломатических конфликтов, постоянно возникавших из-за нежелания большинства европейских держав придерживаться в церемониальной практике принципа равенства Московской Руси и Священной Римской Империи. Менее казуистичной и более последовательной оказалась законодательная политика царевны Софьи Алексеевны, а впоследствии и молодого Петра I, направленная на формирование социальной поддержки самодержавия, выступившего в качестве основного гаранта «правого» суда для всех свободных категорий российского населения и обеспечения некоторых корпоративных интересов. Помимо этого моделирование политико-правового имиджа российского самодержавия потребовало обращения на законодательном уровне к репрезентативным средствам визуально-мнемонического характера, заимствованным из арсенала церемониальной византийской практики и создающим иллюзию «закрытости» государева « верха» для рядовых подданных. Вопреки распространенному в историографии мнению о последовательном формировании российской самодержавной парадигмы на протяжении XVII в. автор статьи подчеркивает спонтанность большинства законодательных новелл в области легитимации единодержавной верховной власти. Их репрезентативное значение существенно повышалось в условиях борьбы за власть и прекращения деятельности Земских Соборов на фоне сохранения остаточных проявлений земской активности в переломные моменты существования Российского государства. Ту же смысловую нагрузку несло в себе обнародование судебных решений по делам о посягательствах на верховную власть и ее носителей, фигурантами которых являлись видные представители московской политической элиты конца XVII столетия. Таким образом, преемственность законодательной политики Романовых, направленной на юридическое обеспечение самодержавного идеала, коренилась не только в ее доктринально-идеологической основе, но и в социокультурных условиях государственно-правового быта, сохранявших свое политико-юридическое значение и в период реформ Петра Великого.
Дмитриев А.В. - Государственно-правовые идеи русских масонов конца XVIII- первой четверти XIX века: вопросы источниковедения и историографии c. 65-86

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.8.22270

Аннотация: Статья посвящена исследованиям государственно-правовых идей русских масонов конца XVIII – первой четверти XIX века досоветских, советских и современных авторов. В статье охватывается обширный исследовательский материал, опубликованный в рамках исторической, философской, правовой наук, а также в области культурологии,филологии, политологии. Показывается значимость исследований по заданной тематике для истории правовых и политических учений. Статья содержит обзор литературы за период более 150 лет, в статье дается общая характеристика произведений отдельных авторов в исследовании масонства и правовых и политических учений масонов. Автором приводятся результаты собственных наблюдений с использованием статистики применительно к заявленной источниковой базе. Автором иллюстрируются собственные предположения ссылками и примерами. Автор статьи осуществил выборку основных источников по русскому масонству для целей последующего юридического исследования, изложил их хронологически. Автором делается вывод о допустимости использования в юридическом исследовании результатов и выводов, сделанных в рамках иных наук, исследующих тот же самый объект – наследие русского масонства конца XVIII- первой четверти XIX века.
Слобожанинов О.К. - Наука энциклопедии права в трудах немецкого правоведа Даниэля Неттельбладта c. 76-84

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.6.33008

Аннотация: Предметом настоящего исследования является идентификация правовых взглядов немецкого правоведа Даниэля Неттельбладта, который был ярким представителем науки энциклопедии права на этапе ее зарождения как науки. Источниковую базу составляют труды Д. Неттельбладта, научные труды других ученых правоведов. Идеям Д. Неттельбладта уделяется недостаточное внимание в историко-правовой науке, сама фигура Д. Неттельбладта недостаточно исследована. В российской правовой науке отсутствует монографическое исследование политико-правовой концепции Д. Неттельбладта. Вместе с тем научные труды Д. Неттельбладта стали основой для русской и немецкой юриспруденции середины XVIII – первой четверти XIX в. – вплоть до начала торжества немецкого идеализма (Кант, Гегель) и исторической школы права (Гуго, Пухта, Савиньи). Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: системный, логический, исторический, сравнительный, а также были применены специальные методы: историко-правовой и сравнительно правовой, формально-юридический, портретно-биографический. Научная новизна обусловлена предметом и методами исследования. До настоящего времени научные труды Даниэля Неттельбладта не подвергались системному анализу и комплексному изучению, в то время как предложенные идеи и концепции не исчерпали своей актуальности и в настоящее время. Центральной идеей юридической энциклопедии Д. Неттельбладта является изложение науки естественного права с рационалистической точки зрения. Д. Неттельбладта ввёл собственные теоретические понятия. Автор рассматривает понятие права, юриспруденции, закона, систему права в представлении ученого. Автор статьи обращает внимание на значимость Даниэля Неттельбладта, как выдающейся личности, внесшей вклад в развитии науки энциклопедии права. В остальном Д. Неттельбладт являлся типичным представителем эпохи, наряду с С. фон Пуфендорфом, Я.Ф. Бильфельдом, И. Г. Г. фон Юсти, и основателем науки энциклопедии права.
Горбань В.С. - О разработке методологии источниковедения в области истории философии права c. 78-92

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.3.32442

Аннотация: В статье исследуется проблема разработки методологических основ источниковедения в области истории политических и правовых учений (истории философии права). Дефицит соответствующих разработок как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе крайне негативно сказывается на качестве отбора исходного материала исследований и формулировании достоверных научных выводов, позволяющих надлежащим образом осуществлять историко-философские и проблемно-теоретические реконструкции правовых и политических идей прошлого и современности. На конкретных примерах освоения релевантной юридической литературы продемонстрированы актуальность, уровни и возможные направления развития методологии источниковедения в сфере истории философии права. Методология исследования включает в себя совокупность общенаучных и специальных методов и приемов исследования, позволивших изучить проблему источниковедения в области истории философии права и возможные пути ее разработки. Новизна проведенного исследования заключается в обосновании научного значения и возможностей практического использования такого актуального направления юридической методологии, как методология источниковедения в области истории философии права (истории политических и правовых учений), которая трактуется не только как набор инструментальных познавательных актов, но и как совокупность принципов и приемов обеспечения достоверности содержания, смысла и нацеленности правовых и политических идей прошлого и современности.
Мамычев А.Ю., Филиппова М.К. - Средневековая традиция архетипических исследований публично-властной организации c. 82-94

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.6.21163

Аннотация:
Статья ретрагирована в связи с наличием объемных совпадений с текстом публикации: Mamychev A., Mordovtseva T., Mamycheva D., Alexey Shirshov A., Filippova M. Medieval Tradition of Archetypal Research of Public-Power Organization: Formation and Evolution // Man in India. 2017. Vol. 97. No. 93. P. 407-418. Дата ретракции 12.10.2020 г.
Предметом настоящего исследования выступила средневековая политико-правовая мысль в рамках которой развивались архетипические (божественные) идеи, а также античные представления об «архе» (изначальной основы, прото-идеи и т.п.) как глубинного основания публично-властной организации и ценностно-нормативной системы. В статье показывается, что средневековая мысль сформировали две осевые линии развития архетипических исследований: первая, связанная с высшими архе-идеями, изначальными принципами, божественными установлениями и т.д.; вторая, напротив, с чисто человеческим, материальным измерением архетипа – архаическое наследие, бессознательные структуры психики, коллективные представления, изначальный произвол и «культурная амнезия» источников социально-политической и правокультурной целостности, конкретных политико-правовых институтов. Теоретико-методологической основой настоящего исследования выступили наработки всеобщей истории государства и права, положения юридической антропологии и культурно-исторического подхода, применяемого в правоведение и политологии. В качестве основных методов использовались общефилосфские (системный, феноменологический и диспозитивный, ориентированные реконструкцию «мыследеятельностного фона» эпохи), а также общелогические методы (анализ, синтез, аналогии и др.) и частнонаучные (историко-правовой, сравнительно-правовой). Научная новизна работы связана авторской трактовкой средневековой традиции архетипических исследований. В статье раскрывается и обосновывается уникальная традиция, концептуально оформленная средневековыми теологами, связанная с пониманием архетипа как одновременно конечной и изначальной «точки гармонизации» волевых, познавательных и духовных сил. В этом аспект показывается идеационный характер изложения архетипических основ. Так, если в материальном мире, в человеческой организации действуют тенденции множественности, различий и разделений, то архетип «порождает» принципиально иное измерение, формирует «точку схождения», или «способ восхождения» к единому, общему. Автор показывает, что это и позволяет архетипической традиции заложить основу иного измерения – измерения представляющего основу для обоснования, а не описания, новый способ помыслить целостность в многообразии и разделении или осуществить «сборку» публично-властного пространства, основанного на изначальных идеях и принципах. В статье также обосновывается, что идея архетипических основ как описывающего дискурса, стала доминирующей в эпоху Возрождения и Реформации, а также существенно повлияло на становление юнгианской теории архетипа. Кроме того, новизна и значимость работы связана с описанием заложенной в средневековье традиции рассмотрения позитивного права в инструментальном аспекте, т.е. как необходимой институционально-нормативной формы, обеспечивающей проявление и присутствие высших ценностей и нормативов в публично-властной организации, в том числе принуждения членов сообщества к следованию высшим принципам и идеалам.
Горбунов М.Д., Романовская В.Б. - Методологические предпосылки неопозитивистской концепции права в научном творчестве Герберта Харта c. 93-101

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.1.23568

Аннотация: В статье анализируются методологические основания неопозитивистской концепции Герберта Харта, нашедшие свое отражение в ранних работах правоведа. Рассматриваемая критика Харта доктрины логико-философского анализа языка позволила сформировать новый метод философского определения социальных понятий, основанный на понимании контекстуальности и относительности словесных выражений. Лингвофилософская теория юридического языка, сформулированная в работах правоведа, определила теоретико-правовые взгляды самого ученого, что нашло отражение в его фундаментальном труде «Понятие права», и оказала существенное влияние на формирование школы аналитической юриспруденции. Методологическую основу статьи составляют общенаучные и специальные методы познания, в частности методы анализа и синтеза, логико-семантический и описательный методы и метод интерпретации. В результате проведенного анализа ранних работ Герберта Харта представляется возможным сформулировать метод философского определения социальных понятий, составивший основу его философской и теоретико-правовой методологии. При этом ученый не создает целостную методологию и полноценную концепции юридического языка, ограничиваясь вопросами особенностей юридического словоупотребления и спецификой анализа правовых понятий. Использование Хартом знаний в сфере лингвистической философии выразилось в формировании аналитической традиции в юриспруденции. Полученные результаты имеют большое значение с позиции развития юридической теории и философии права, поскольку позволяют более точно определить основания неопозитивистской концепции права Герберта Харта – одного из ведущих философов права предыдущего столетия, чьи работы в России малоизвестны.
Апольский Е.А., Мамычев А.Ю., Мордовцев А.Ю., Тригуб Г.Я. - Правоментальные и методологические основы диссертационной разработки правовых учений в России (XIX – начала ХХ вв.) c. 110-117

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.12.22886

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступает политико-правовая мысль XIX – начала ХХ столетий. в свою очередь предметом работы выступает процесс формирования национальных методологических основ диссертационной разработки государственно-правовых учений на протяжении XIX – начала ХХ столетий в Российской империи. Особое внимание в работе уделяется стержневым, ментальным элементам и тенденциям развития отечественной политико-правовой мысли, «методологическим предпочтениям», мировоззренческим установкам и ориентации в исследовании политических, правовых явлений и процессов. Для реализации заявленной исследовательской задачи в качестве инструментария использованы магистерские и докторские диссертации по государственному праву, защищенные на юридических факультетах университетов Российской империи, в которых в качестве предмета исследования были выбраны проблемы и вопросы методологии науки с помощью юридико-герменевтического и сравнительно-исторического методов исследованы цели, задачи, содержание, а также результаты магистерских и докторских диссертаций указанного периода. Авторами определены общие закономерности генезиса и развития методологических правовых учений, содержащихся в дореволюционных диссертациях, которые были обусловлены спецификой развития юридической науки в России в XIX – начале ХХ вв. Сформулирован вывод об особенностях зарождения национальных методологических основ диссертационной разработки правовых учений в России в указанный период.
Ван Ц. - Божественное право царя и «единство Неба и императора» — концепция «Святой государь» в русской и китайской политических культурах c. 114-125

DOI:
10.25136/2409-868X.2024.3.69406

EDN: NWKJRS

Аннотация: Образ государя отражает отношение народа к правителю страны, что является важным аспектом исследования политической культуры. Настоящая статья посвящена комплексному исследованию святости образа правителя в русской и китайской политических культурах. Проведен анализ возникновения и специфики святого образа государя в менталитетах обоих народов. Выделены основные различия в процессе освящения правителя в русской и китайской историях. Как известно, единая идеология является одним из важнейших факторов развития страны. В самодержавных русских и китайских государствах в центре идеологии находилось общее понимание бесспорного авторитета государя. Чтобы обеспечить легитимность и компетентность своих прав, русский царь обратился за поддержкой к православному христианству, а китайский 帝王, то есть император – к Небу. В результате в истории России, власть государя с самого начала была ограниченной силами божества и властью православной церкви. В древнем Китае же, государь обладал «абсолютной властью», поскольку в китайской истории никогда не было так называемой «официальной религии». Хотя монархический период в обоих государствах уже закончился, длительность и стабильность менталитета свидетельствуют о том, что понятие «святой государь» как одна из главных особенностей русского и китайского менталитета регулирует отношения между социальными группами в странах.
Слобожанинов О.К. - Наука энциклопедии права в Российской империи в период с XIX века по 1917 г. c. 122-140

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.5.32762

Аннотация: В статье делается попытка определить энциклопедию права (юридическую энциклопедию) как науку, получившую развитие в Российской империи в период с XIX века по 1917 г. Автором задействованы диалектический, формально-догматический, системный, сравнительно-исторический методы, а также метод истории понятий. Источниковую базу составляют монографии, учебники и лекции ведущих правоведов по энциклопедии права, теории государства и права. Энциклопедии права сегодня уделяется недостаточное внимание в историко-правовой науке. Научная новизна обусловлена предметом и методами исследования. В статье проводится сравнение предмета, объекта исследования, методов, задач и функций науки энциклопедии права и теории государства и права. Наука энциклопедии права есть изложение науки права в ее общих основаниях и органическом единстве. Рассматривается терминология, предмет, объект исследования, методы, задачи и функции энциклопедии права как науки. Наука энциклопедии права представляет собой обзор о праве, связанный единым замыслом с различными отраслями права, а также характеристику основных положений права. Делается вывод, что наука энциклопедии права выполняла в основном пропедевтические функции и явилась родоначальником современной науки теории государства и права. Дальнейшее развитие и трансформация энциклопедии права в науку теории государства и права было обусловлено развитием иных гуманитарных наук - философии, социологии и пр. и историческими событиями в начале XX века, ставивших перед наукой права новые задачи и цели. Результаты исследования актуализируют опыт развития теории права, позволяют усовершенствовать теорию права на основе идей и подходов энциклопедии права.
Краснов А.В., Скоробогатов А.В. - Правовая ценность в России: теоретико-правовой и ретроспективный анализ c. 126-143

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.3.18326

Аннотация: Предметом исследования выступает разработка теоретической модели правовой ценности как интерсубъективной категории, обуславливающей отношение субъектов (индивидов, локальных групп, общества) к правовой реальности на разных уровнях и этапах ее развития, с привлечением достижений как правовой науки, так и социальной философии и феноменологической социологии. В предмет также включена структура правовых ценностей современной России на базе критического анализа устойчивых представлений о постулируемых ценностях, с учетом аномичности российского общества, с привлечением данных официальной доктрины, а также социологических опросов населения. Методологическую основу исследования составляет постклассическая мировоззренческая парадигма в форме феноменологической методологии, которая определила выбор конкретных методов исследования: компаративного, антропологического, системного, использование которых в статье основано на принципе историзма. В качестве основного вывода по результатам исследования следует отметить то обстоятельство, что правовая ценность рассмотрена в работе как интерсубъективное явление, формирующееся в результате развития определенного отношения субъекта индивидуального и коллективного уровней к компонентам правовой реальности – правотворчеству, реализации права и правовому поведению. Научная новизна исследования заключается в авторском подходе к понятию и характеристикам исследуемой категории: правовая ценность рассматривается как система принципов, постулатов и суждений, которые определяют отношение индивида, локального сообщества или общества в целом к правовой реальности. Основной формой ее существования выступают выработанные правосознанием обобщенные представления о желаемой и (или) необходимой сущности различных уровней правовой реальности. Многогранность правовой ценности проявляется в том, что с одной стороны, она отражается в правовой традиции и правовом менталитете, а с другой – способна воздействовать на правосознание через правовой опыт. Правовые ценности обуславливаются культурно-цивилизационными факторами; современная российская система правовых ценностей распадается на противоборствующие элементы – подсистему внедряемых ценностей «западного» типа, конкурирующую с устойчивой подсистемой традиционных ценностей. Такое состояние рассматривается как характерное для российского общества на целом ряде иных исторических этапов; преобладание той или иной подсистемы в конечном счете предопределяет дальнейшее правовое развитие.
Дмитриев А.В. - Правовые идеи И.Г. Шварца (по конспектам лекций «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном» и других лекций за 1782-1783 годы) c. 126-139

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.18559

Аннотация: Предметом исследования являются правовые идеи видного представителя масонства в России, ординарного профессора философии Московского университета Ивана Григорьевича Шварца. Автором статьи проанализированы источники происхождения и содержание лекций И.Г. Шварца «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном» (1782), лекций в университете (1782) и публичных лекций (1782-1783), материалов «Разсуждений в собраниях Дружеского учёного общества» (1782) в их связи с правом и учением русских масонов XVIII века. В настоящей статье дается понимание представлений И.Г. Шварца о государстве, праве, морали в рамках содержания терминов и категорий XVIII века в и в их связи с учением русского масонства XVIII века. Для этой цели автором использованы религиозно-философские и историко-юридические приемы и методы исследования. Правовые идеи у И.Г. Шварца являются следствием религиозно-философских рассуждений над природой человека и его места в обществе. В статье показана роль законов, науки и самосовершенствования в религиозной и общественной жизни человека. Шварц И.Г. использует в лекциях такие понятия, как «закон», «гражданин», «должность», «правосудие», «государство» и т.п. И.Г. Шварц утверждает о необходимости человеку соблюдать позитивное право – существующие законы, поскольку в этом состоит природа человека, заключающаяся в стремлении к совершенству, возвращении к Создателю, первоначальному древнему идеалу.
Кодан С.В. - Историография в структуре истории политических и правовых учений: предметная направленность, целевые установки, задачи и функции c. 126-137

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.12.34729

Аннотация: Науковедческий контекст изучения историографии истории политических и правовых учений связан с её позиционированием в структуре указанной историко-юридической науки и представляет сложную и интересную проблематику, ориентирующую исследователя на понимание процессов развития данной науки через призму историографии как отражение ее истории. Именно поэтому представляется необходимым определить ее предметную направленность, целевые установки, задачи и функции историографии в структуре указанной науки, на что собственно и направлена данная статья. При этом рассмотрение указанных вопросов опирается на общее видение развития историографии в социально-гуманитарных науках. Научная новизна статьи состоит в том, что историографическая проблематика в истории политических и правовых учений практически не изучена и настоящая статья является первой попыткой позиционировать историографию в ее составе как научной дисциплины историко-юридической направленности и представить авторское видение указанной проблемы. В статье особе внимание акцентируется на рассмотрении основных характеристик историографии в составе истории политических и правовых учений - содержание предмета, целевых установок, задач и функций. При этом автор опирается на историографические наработки в социоуманитаристике и, прежде всего, в исторической науке, основе которых анализируется и представляется авторское видение места историографии в составе истории политических и правовых учений.
Коровин К.С. - Формирующаяся политико-правовая доктрина советского конституционализма и особенности ее изучения в истории политических и правовых учений c. 138-149

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.12.34719

Аннотация: Предметом исследования в статье является политико-правовая доктрина советского конституционализма в период становления советского государства. Автор представляет свое понимание политико-правовой доктрины как специфической формы материального воплощения идеи о государстве. Ее советский вариант имел свои как исторические, так и концептуальные особенности. Это, прежде всего, идеология марксизма-ленинизма, которая полностью определяла содержание основных понятий и концептов политико-правовой доктрины, разрабатываемой в конституционной комиссии 1918 г. Основы советского конституционного строя также отразились в ней, как и в тексте самой Конституции РСФСР. Представляется, что идеократия стала основным вектором самоидентификации советской России. Изучение основных идеологических постулатов Конституции РСФСР 1918 г. привело автора к такому выводу, что советское государство является типичным примером идеократического государства, под которым стоит понимать общественный строй, основанный на доминирующей идеологии. Ее базисом являлась советская конституционная идентичность, предопределяющая степень восприятия и одобрения населением действий власти. Методологические особенности анализа советской политико-правовой доктрины отразились в ее логико-теоретической основе и программных положениях. Логико-теоретическая основа изучалась посредством морфологического (структурного) подхода, представляющего собою метод, сосредоточенный на изучении структуры идеологий на микроуровне. Программные положения политико-правовой доктрины выражались в дискуссиях и дискурсивных практиках в рамках конституционной комиссии, которые исследовались в статье посредством изучения речевых актов и политического языка.
Коровин К.С. - Ленинское понимание права наций на самоопределение и советская конституционная доктрина 1922-1923 гг. c. 180-189

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.12.31829

Аннотация: Интернационалистские социалистические идеи, зародившиеся в Европе и нашедшие свое отражение в идеях большевиков, проявились в лозунге права наций на самоопределение. Генезис данного принципа с помощью методологи истории понятий позволил выявить сущностные основания советского конституционного проекта. Еще до Революциии 1905 года В.И. Ленин стал писать о национальном самоопределении. Однако изначально он видел в нем буржуазное и контрреволюционное содержание. К 1913 г. он уже стал придавать ему классовое, пролетарское значение, поскольку большевикам стало понятно, что с точки зрения тактики использование буржуазного национализма может быть выгодным для целей объединения социалистических республик в единый союз. В период с 1917 по 1921 гг. на партийных съездах и конференциях был признан принцип на свободное отделение наций. По сути здесь и было сформулировано право сецессии для республик, входящих в Советский Союз. Важным является то, что вышеуказанные идеи отразились в Договоре и Декларации об образовании СССР, а в дальнейшем и в Конституции СССР, концепция которой активно разрабатывалась в 1922-1923 гг. Именно вопрос о форме и содержании конституционного учредительного акта образуемого союза стал предметом споров, так как право наций на самоопределение диктовало определенные рамки для суверенитета республик. В статье был дан подробный анализ как генезиса идеи самоопределения наций в политико-правовом учении В.И. Ленина, так и ее реализации в конституционной доктрине формирующегося Союзного государства.
Васильев А.А. - Неоконсервативная политико-правовая идеология А. де Бенуа c. 223-240

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.2.14047

Аннотация: Предметом исследования выступают политико-правовые взгляды современного неоконсервативного мыслителя А. де Бенуа. Объектом исследования выступает неоконсервативная политико-правовая идеология Западной Европы в конце XX - начале XXI в. В работе затрагивается биография и мировоззрение французского мыслителя, вехи его политической и литературной деятельности. Особое внимание на критику А. де Бенуа либеральной идеологии, прав человека, христианства, глобализации, парламентаризма и т.п. В исследовании затрагиваются такие идеи А. де Бенуа как демократия участия, солидаризм, империя. В качестве ведущего методологического подхода в исследовании используется традиционализм, позволяющий современные политико-правовые институты и элементы правосознания объяснить с точки зрения национальных правовых архетипов, базовых духовно-культурных оснований правовой системы (историзм, установка на поиск целостного знания как соединения разума, веры, воли, чувств, установка «разделения, но не смешения» и т.д.). В качестве вспомогательных методов используются портретно-биографический метод и метод анализа первоисточников. В качестве вывода исследования выступает тезис о том, что в своей консервативной концепции А. де Бенуа сочетает как консервативные элементы (критика либерализма, естественных прав человека, обоснование национал-социализма, империостроительства), так и традиционные для европейской цивилизации начала – прямую демократию, рационализм. Серьезной особенностью доктрины А. де Бенуа является критика справа мондиализации, что делает его учение актуальным и показывает потенциал консерватизма в современных условиях.
Васильев А.А. - Государственно-правовая идеология консервативной революции в Европе в начале XX в.: О. Шпенглер c. 252-274

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.1.14046

Аннотация: Предметом исследования является генезис и сущность государственно-правовой идеологии консервативной революции в Западной Европе первой половины XX в. Объектом исследования выступает развитие консервативной правовой идеологии Западной Европы. В работе затрагиваются такие аспекты как сущность идеологии "консервативной революции", ее основные черты и особенности политических взглядов О. Шпенглера как представителя данной идеологии. В исследовании затрагивается проблема соотношения консерватизма и социализма, их взаимное влияние друг на друга. Особое внимание обращается на взгляды О. Шпеглера на российскую цивилизацию. В качестве методологической установки используется традиционализм, предполагающий анализ современных политико-правовых институтов на основе погружения в традиционные представления. а среди методов - исторический, метод анализа первоисточников, позволяющие установить генезис и сущность консервативной революции как течения мысли. Основными выводами исследования являются следующие: 1.Безусловно, классический консерватизм не идентичен революционному консерватизма, поскольку никогда не призывал к радикальной реставрации старых традиций и слиянию с социалистическими учениями. Идеология «консервативной революции» являет собой совершенно особое течение в рамках европейского консерватизма – течение действия, активного противостояния модерну и переустройству европейских обществ на традиционный лад. 2. сочетание достижений консерватизма с социализмом, означающее поиск гармонии между традиционным мировоззрением и антикапиталистическими установками социализма: плановая и регулируемая экономика, солидаризм, культ труда и служения, превращение частной собственности в социальную функцию, апология чиновничества и авторитарных методов управления и устранение рыночных институтов, борьба с буржуазными ценностями (культ наживы, денег, капитал) и культурой свободной торговли. Научная новизна исследования заключается в определении причин, сущности идеологии консервативной революции сквозь призму творчества О. Шпенглера.
Коровин К.С. - Социалистическая идея и способы ее конституционной реализации в 1918 г. c. 268-283

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.12.37208

Аннотация: В статье показывается, что социализм являлся ключевым политическим понятием для формирующегося советского конституционализма. Дело в том, что политико-правовые идеи В. И. Ленина выступили основой идеологии большевизма, ставшей опорой всей правовой системы советского государства. Автором была показана эволюция социалистических идей и их рецепция российской социал-демократией. В партии большевиков идея социалистического общества приобрела достаточно утопические и радикальные формы, нежели изначальный европейский образец. Было это связано с тем, что социально-экономические, политические и культурные условия диктовали определенные рамки, в которых социализм мог быть реализован.   Коммунистической партии предстояло на конституционном уровне закрепить социалистические принципы и основы советского общества. Именно поэтому в конституционной комиссии шли серьезные дискуссии по этому вопросу. Дискурс, возникший в процессе принятия Конституции РСФСР 1918 г., достаточно слабо отражен в научных публикациях, поэтому автором вкратце были даны важные биографические данные ключевых членов конституционной комиссии. Это позволило соединить политико-правовые идеи с историческим и личностным контекстами. Стоит сказать, что такие понятия, как «социалистическое общество», «ассоциация» и «союз», заложили понимание членами комиссии классовой сущности государства и права. Уже на основе этого в дальнейшем обсуждались вопросы целей и задач Советов, первые шаги, а также права и обязанности граждан.
Малюгин С.В. - Теоретико-исторические аспекты определения государственности: понятие, типы, основные черты современной и российской государственности c. 275-298

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.15281

Аннотация: Предметная сфера статьи направлена на изучение государственности в теоретико-историческом ключе. Категория государственности рассматривается автором путем выделения основных характеристик данного явления. В статье явление государственности рассматривается как качественное свойство общества, которое диалектически связано с зарождением государства и поддержании его функционирования. В работе предпринимается попытка изучения отдельных типов государственности. В предмет статьи также входит изучение основных характеристик государственности современных стран. В научной статье исследуются отличительные черты российской государственности. Методологическая основа статьи представлена комплексом различных методов познания как общенаучных, так и отдельных наук (общей теории государства и права, политологии, философии, социологии). Основным методом, используемым в настоящей статье, выступает диалектический метод. Наряду с базовыми основами диалектики, в статье используются такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнительный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, системно-структурный подход к исследованию государственности. Специальную и частно-научную методологию статьи представляют исторический метод, формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения и правоведения, метод государственного и правового моделирования. В статье дается понятие государственности и выделяются ее основные характеристики. На основе исторического материала и изучения основных политико-правовых идей выделяется типология государственности: в зависимости от экономических условий, от социокультурной идентичности общества и уровня развития общества. В силу изучения состояния современного общества выделяется ряд основополагающих характеристик государственности. Автор делает вывод, что государственности на современном этапе развития государства и общества большинства государств присуще правовая организация их жизнедеятельности, относительная стабильность, мульти культурность, экономическая, территориальная и политико-правовая стабильность, включенность в кросс культурные процессы, а так же ряд других. На основе исторического материала делается ряд вывод, что Российская государственность обладает рядом специфических характеристик, отражающих политико-правовые процессы в современной России. В статье выделяются такие специфические черты российской государственности как монархичность, высокая духовность, общинность, сочетание государственности европейской и восточной политико-правовых культур.
Фетюков Ф.В. - Эволюция представлений о функциях государства: от философских идей о сущности, цели и задачах государства к теории функций государства c. 299-321

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.15333

Аннотация: Предметом исследования являются научные представления о функциях государства. Прослеживается эволюция этих представлений от философских идей о сущности, цели и задачах государства до разработанного в советской юридической науке понятия «функции государства». Автор подробно рассматривает также современные представления ученых о функциях государства. Обосновывается тесная связь понятия «функции государства» с понятиями «сущность государства», «цели государства», «задачи государства» и «назначение государства». Особое внимание уделяется обоснованию необходимости проведения системных исследований функций государства. Уровень философской методологии в настоящем исследовании представлен общими принципами познания (достоверность, критицизм, доказательность, опытная обоснованность, объективность и др.) и категориальным строем науки в целом. Уровень общенаучных принципов и форм исследования характеризуется использованием системного метода, методов моделирования и формализации, метода восхождения от абстрактного к конкретному, а также общих логических методов (анализ, синтез, абстрагирование, аналогия). На уровне конкретно-научной методологии в настоящем исследовании был использован специально-юридический метод. Новизна исследования заключается в выдвижении гипотезы об эволюции научных представлений о функциях государства от философских идей о сущности, цели и задачах государства до разработанного в советской теоретической юриспруденции понятия «функции государства» Основные выводы проведенного исследования: В трудах философов Древней Греции и Древнего Рима, трудах философов эпохи Просвещения, как правило, прямое упоминание о функциях государства не встречается. Умами философов овладевали идеи о сущности, цели государства и задачах, которые оно обязано решать. Однако на этих идеях во многом основано разработанное в юриспруденции понятие «функции государства». 1. В отечественной юриспруденции вопрос о функциях государства традиционно рассматривается в рамках сложившейся в советский период теории функций государства. В советской юридической литературе преобладал подход, в основу которого положена служебная роль функций государства (они служат непосредственным проявлением его классовой сущности) и представления о постепенном вызревании из наиболее общих направлений деятельности государства ее однородных видов (сторон). Критика такого подхода сводилась к признанию фактического отождествления функций государства с самой государственной деятельностью. В качестве альтернативного подхода было предложено под функциями государства понимать его социальное назначение внутри и вне страны. Такой подход позволил отличить собственно функции государства от деятельности государства по их осуществлению, что исключено, по мнению представителей этого подхода, при понимании функций государства как основных направлений (сторон) его деятельности. Однако и такой подход был подвергнут критике, главный аргумент которой сводится к признанию понятий «социальное назначение государства» и «функции государства» сходными, но не тождественными по содержанию. 2. В современных научных исследованиях по-прежнему преобладает понимание функций государства как основных направлений (сторон) деятельности государства, выражающих его сущность и социальное назначение. При этом сохраняется также и понимание функций государства как его социального назначения, заключающегося в упорядочивающем воздействии на общественные отношения в определенных сферах. Вместе с тем обсуждение специфики государственного воздействия на комплекс общественных отношений, как представляется, привело к необходимости исследования механизма этого воздействия, а затем и к пониманию функций государства как особого механизма воздействия государства на общественные отношения, который определяет главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом. 3. Понятие «функции государства» тесно связано с понятиями «сущность государства», «цель государства», «задачи государства» и «назначение государства». Родовая связь этих понятий обусловливает многообразие подходов к пониманию функций государства. 4. Применительно к вопросу о понимании функций государства следует отметить упомянутый Л. И. Каском недостаток в разработке теории функций государства, заключающийся в изолированном рассмотрении многих вопросов в рамках отдельных типов государств (социалистического и буржуазного). Исключить субъективизм в понимании функций государства позволило бы их системное исследование, основанное на опыте построения государств разных типов.
Сосенков Ф.С. - Идеи единства России в политико-правовых воззрениях К. С. Аксакова c. 322-331

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.14660

Аннотация: Предметом исследования являются идеи государственного единства, выраженные в творчестве одного из основоположников славянофильского направления общественной мысли К. С. Аксакова. Цели работы заключаются в анализе публицистических и художественных работ К. С. Аксакова для определения позиций писателя относительно проблем государственного единства и противодействия центробежным тенденциям государственно-правового развития России. Особое внимание уделяется таким источниками, как научно-исторический труд "Краткий очерк Земских Соборов" и поэма "Освобождение Москвы в 1612 году". В ходе работы использованы исторический и сравнительный методы исследования, системный анализ, а также контекстологический анализ текста. Научная новизна проведенного исследования заключается в постановке проблемы и привлечении материалов, ранее недостаточно задействованных для нужд истории учений о праве и государстве. Проведенная работа позволяет заключить, что К. С. Аксаков в различных по жанру и назначению произведениях последовательно занимал достаточно чёткую позицию по вопросу необходимости обеспечения государственного единства России.
Уфимцева Е.В. - Генезис системы права в отечественной юридической мысли второй половины XIX-начала XX вв. c. 332-354

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.14446

Аннотация: Статья посвящена краткой характеристике теоретических воззрений о внутренней структуре российского права отечественных правоведов и историков второй половины XIX – начала XX вв., их анализу и описанию связи с разработкой в рамках отечественной юриспруденции 1930-1950-х гг. концепции отраслевой структуры системы отечественного права. Автором определено соответствие понятия «отрасль права», используемого в современной отраслевой концепции системы права, с рядом близких по смыслу понятий отечественной юридической науки второй половины XIX – начала XX вв. и их концептуальное содержание. В статье также описываются критерии распределения норм права по отдельным элементным образованиям в структуре права в соответствии с представлениями отечественных правоведов и историков второй половины XIX – начала XX вв. При написании данной статьи автором использованы общенаучные и специально юридические методы и подходы, в частности: методы анализа и синтеза, абстрагирования, сравнительного правоведения, исторический и системный подходы. Автором данной статьи описан генезис понятия «отрасль права» в отечественной юриспруденции, начиная со второй половины XIX в., а также кратко охарактеризованы критерии отраслеобразования, используемые исследователями указанного периода времени, их связь с современным теоретическими представлениями о системе и структуре права. Кроме того, в статье также освещена роль кодификации как одного из важнейших факторов становления и упорядочения внутреннего содержания системы права.
Соколова Е.С. - Культ Аполлона в греко-римской политико-юридической традиции: о мнемонических истоках формирования солярной семантики европейских монархий раннего Нового времени c. 420-447

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.16407

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые мнемонические образы аполлонического культа, при помощи которых формировались политико-правовые аспекты греко-римской картины мира, включая представление о природе человека, общества и античного полиса как отражении универсального космического логоса. Реконструкция семантического смысла ряда культовых практик осуществляется на основе герменевтического анализа античного нарратива и мифо-поэтической традиции с целью выявления мемориальных кодов, при помощи которых происходила визуализация дуалистических концептов греко-римской онтологии, положенных в основу представлений античных интеллектуалов об упорядоченности вселенского начала и его координирующей роли в организации гражданского быта полисной общины. Особое внимание уделяется проблеме моделирования текстовых стратегий природного ландшафта храмовых садов и других посвященных Аполлону античных святынь в их визуально-репрезентативном контексте, существовавшем как неотъемлемая часть политической и правовой культуры античного гражданина. Ландшафтная среда, связанная с сакральными представлениями греко-римских интеллектуалов о взаимозависимости солярной, жизнеутверждающей ипостаси «лучезарного» бога и присущей ему темной хтонической силы, рассматривается с точки зрения ее мнемонического потенциала как овеществленный образ вечного логоса. Автор приходит к выводу о том, что по мере укрепления монархического начала греко-римской государственности полисемантическое начало аполлонического культа уступает место солярной символике, сыгравшей решающую роль в создании визуально-репрезентативных «сценариев» легитимации суверенитета верховной власти в европейских монархиях раннего Нового времени.
Фетюков Ф.В. - Проблема соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли c. 448-478

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.16211

Аннотация: Предметом исследования является проблема соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли. Автор подробно анализирует взгляды мыслителей Античности, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени на место общества и государства в общественно-политической системе, их соотношение. Особое внимание уделено поиску системных связей между этими взглядами. Вместе с тем автор отмечает актуальность исследуемой проблемы и в настоящее время, определяет основные положения, характеризующие соотношение современного гражданского общества и правового государства. Уровень философской методологии в настоящем исследовании представлен общими принципами познания (достоверность, критицизм, доказательность, опытная обоснованность, объективность и др.) и категориальным строем науки в целом. Уровень общенаучных принципов и форм исследования характеризуется использованием системного метода, методов моделирования и формализации, метода восхождения от абстрактного к конкретному, а также общих логических методов (анализ, синтез, абстрагирование, аналогия). На уровне конкретно-научной методологии в настоящем исследовании был использован специально-юридический метод. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: 1) с появлением государства начинается цивилизационная стадия развития общества, поэтому о соотношении общества и государства следует вести речь с момента образования первых государств; 2) в дальнейших научных исследованиях, посвященных проблеме взаимодействия гражданского общества и государства, с позиций системного подхода следует исходить из смысловой дифференциации понятия «гражданское общество»; 3) проблема соотношения общества и государства (в частности, гражданского общества и правового государства) сегодня не исчерпана, она сохраняет свою актуальность; 4) соотношение современного гражданского общества и правового государства характеризуется следующими положениями: гражданское общество является основой правового государства; единство гражданского общества и правового государства как «социального целого», в основе которого лежат их общие цели; не смотря на общность целей, неизбежны противоречия и конфликты как внутри гражданского общества, так и между гражданским обществом и правовым государством; гражданское общество и правовое государство являются друг для друга определенными сдерживающими факторами; развитое гражданское общество, сложившееся в результате естественного развития (а не искусственно созданное государством), способное организовать общественные отношения и обеспечить их эффективную реализацию, по природе своей должно занимать более весомое значение в обществе в целом, нежели государство.
Жданов П.С., Романовская В.Б. - Правовая рефлексия в условиях кризиса новоевропейской мировоззренческой парадигмы: постановка проблемы c. 472-489

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15117

Аннотация: В статье поднимается вопрос о характере и причинах кризисных явлений в современной юридической науке. Указывается на неразрывную связь указанных явлений с глобальными культурными процессами, прежде всего, с крушением прежней модернистской мировоззренческой парадигмы и формированием новой системы ценностей. Дается краткий обзор ключевых вех в развитии философии XIX века, которые свидетельствовали о начавшемся пересмотре основных посылок новоевропейского мировоззрения и соответствующей ему картины мира. Кроме того, в статье дается обзор ряда правовых концепций, созданных русскими авторами в первой половине XX столетия и объединяемых интересом к проблеме правосознания в условиях ценностного кризиса. Выявление причин кризиса модернистской парадигмы в юриспруденции осуществляется через анализ процесса изменения структур мышления (эпистем в терминологии М. Фуко), в рамках которых происходит наполнение правовых понятий определенным смыслом и вне которых они неизбежно теряют свою жизнеспособность. Большое значение для данного исследования имеет также методология, разработанная семиотикой, в частности, рассмотрение конкретной правовой традиции как исторически сложившейся знаковой системы, «работающей», т.е. способной выражать и транслировать определенные смыслы, только в качестве органичной части языка определенной культуры. В качестве некоторого итога проведенного исследования в статье утверждается положение о тесной взаимосвязи обозначенных культурных процессов и начавшихся в рассматриваемый период кризисных явлений в сфере правосознания, которые, таким образом, предстают одним из проявлений более масштабного кризиса самих основ новоевропейского мировоззрения.
Куликов Е.А. - Цивилизационный подход к типологии государств Н.Я. Данилевского в истории отечественной правовой мысли c. 479-508

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.16042

Аннотация: Предметом исследования, проведённого автором настоящей статьи, является политико-правовое учение выдающегося русского мыслителя XX века Николая Яковлевича Данилевского. Анализируется цивилизационный подход к типологии обществ и государств, который впервые в истории мировой мысли был разработан именно этим мыслителем в его фундаментальном труде "Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому". Акцент делается именно на политико-юридической составляющей указанного подхода. Автор рассматривает сущность взглядов Н.Я. Данилевского и проводит определённое сравнение его подхода с подходом К.Н. Леонтьева и евразийцев. Методом исследования выступает историко-правовой, посредством которого исследуются отдельные политико-правовые учения истории России XIX века, а также сравнительный метод. Автор даёт полную характеристику научного подхода Н.Я. Данилевского к типологии государств. Зачастую в отечественной юридической литературе забывают о том, что именно этот мыслитель выступил пионером в разработке такого подхода, опередив своих зарубежных коллег, по меньшей мере, на 50-60 лет. Кроме того, проводится сопоставление подхода Н.Я. Данилевского с подходом К.Н. Леонтьева, выводятся отличия и общие черты.
Верховодов Е.В., Курзенин Э.Б., Цыганов В.И. - Концепция юридического антропоцентризма в трудах Гуго Гроция c. 490-500

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14980

Аннотация: В статье анализируются труды выдающихся средневековых европейских мыслителей, заложивших основы для создания в дальнейшем концепции естественного права. Гуго Гроций указывал на них как на своих предшественников, которых он называет творцами новой науки права. Кроме позднесхоластической школы комментаторов Бартоло, Бальдо и их продолжателя Джентили, Гроций активно использовал предшествовавшую и современную ему протестантскую юридическую литературу – труды таких протестантских правоведов как Гемминг, Винклер, Ольдендорп, претендовавших на выработку нового, освященного истинной религией права. На основе применения методов сравнительного анализа, контекстного анализа, историко-правового, системно-исторического, формально-юридического и других методов научного исследования, авторы приходят к выводу о том, что Гроций вывел новую схему: человек (право личности) – право (общественное, естественное) – закон (властью изданный, на базе естественных принципов). Этим Гроций утвердил определенную новацию: антропологический принцип как основу естественного права, из которого, в свою очередь, вырастает государственное законодательство.
Васильев А.А. - Эвристические и ценностные основания консервативной правовой идеологии России c. 501-540

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14515

Аннотация: Предметом исследования выступают познавательные и аксиологические основания консервативной правовой идеологии России. Объектом работы является консервативная правовая идеология как особое учение о праве и государстве. В исследовании затрагиваются такие гносеологические основания консервативной правовой идеологии как интуитивизм, идея целостного сознания, историзм, органицизм. На основе данных эвристических установок объясняется антирационализм консерватизма, отрицание рецепции права, проблема коллективных субъектов права. Особое внимание уделяется консервативной трактовки ценностей, в системе которых право играет роль инструментальной ценности как средства стабилизации общества и поддержания в нем порядка. Автор отмечает амбивалентность ценностных ориентаций консерваторов. Методология исследования базируется на следующих подходах, принципах и методах научного поиска: 1) культурно-цивилизационный подход, позволяющий осмыслить консервативную правовую мысль России как рефлексивное восприятие самобытной правовой традиции России в контексте русской духовной культуры ; 2) Ведущим методом изучения консервативной правовой идеологии России является метод реконструкции – восстановления государственно-правовых взглядов российских консерваторов путем историко-правового прочтения наследия российского консерватизма. Причем задача реконструкции осложняется тем, что российская консервативная правовая идеология практически не представлена целостными, систематическими политико-правовыми трактатами. Поэтому для реконструкции государственно-правового учения отечественных консерваторов приходится прибегать к разнообразному эмпирическому материалу, включая публицистику, художественные произведения, мемуары, эпистолярное наследие, нормативные источники и результаты социологических исследований. гносеология консервативной правовой идеологии противопоставляла односторонней рассудочности и индивидуалистической гносеологии философии Просвещения идеи синтеза веры, разума и художественного чувства вкупе с объективной гносеологией. В такой эвристической парадигме естественно возникали убеждения в превосходстве правовой действительности над рациональными теориями (эмпиризм), а также необходимость религиозного обоснования права и государства. Христианская гносеология диктует идею правовой интуиции как средства разрешения конфликта на основе акта внутренней совести. Механицизму естественно-правовой теории, где общество есть лишь совокупность атомом, консерватизм противопоставил органицизм, предполагающий естественное и органическое единство общество (соборность), которое развивается по внутренним имманентным законам. Органицизм в правовой идеологии порождал признание коллективных субъектов права и идею органического развития права за счет внутренних факторов, не допуская революционные и реформационные изменения и тем более рецепцию чужого правового опыта. Аксиология консервативной правовой идеологии России построена на трех началах: - признание экстраюридических ценностей и служебной роли права как средства охраны таких ценностей; - представление о праве как средстве стабилизации общества и охраны абсолютных ценностей; - амбивалентность восприятия права, допускающая настороженное и даже критическое отношение к юридическому фетишизму и тем случаям, когда право вторгается в традиционные ценности и модернизирует общество.
Мелюханова Е.Е. - Уголовное наказание в исследованиях российских юристов (вторая половина XIX – начало XX веков) c. 509-528

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.15772

Аннотация: Совершенствование уголовного законодательства на протяжении нескольких лет происходит без достаточного научного обоснования, при этом, система уголовных наказаний не является исключением. В настоящее время совершенствование системы наказаний невозможно без всестороннего изучения исторического опыта. В связи с этим, в настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с уголовным наказанием в исследованиях российских юристов (вторая половина XIX – начало XX веков). Автором предпринята попытка анализа и сравнения понятий наказания и системы наказаний, представленных в правовых исследованиях юристов второй половины XIX – начала XX веков. Также в статье исследуются значение и эффективность определенных систем наказаний, которые были предусмотрены в российском уголовном законодательстве второй половины XIX – начала XX веков. Методологический инструментарий исследования, который определен гносеологическим материалом, служит средством теоретического преобразования объекта исследования. Основой исследования системы уголовных наказаний являются основные положения материалистической диалектики, в рамках которых система уголовных наказаний рассматривается в постоянном изменении, поступательном развитии. Системный подход избран в качестве принципиальной методологической ориентации исследования, как принцип, руководящий общей стратегией исследования. Наряду с системным подходом автором также применяется генетический подход при рассмотрении процессов становления и развития системы уголовных наказаний на протяжении второй половины XIX до начала XX веков. Юристы в уголовно-правовых исследованиях второй половины XIX – начала XX веков связывали наказание с совершенным преступлением, то есть наказание являлось следствием совершенного преступления. Понятие наказания, его сущность и юридическая природа определялись в основном как мера государственного принуждения. В рамках этого исторического периода еще не сложилось единства среди ученых при определении понятий наказания и системы наказаний. При том, несомненно, уголовно-правовые исследования юристов внесли значительный вклад в развитие науки уголовного права в сфере учения о наказании.
Уфимцева Е.В. - Различные аспекты понимания категории «принцип права» в отечественной юриспруденции и роль принципов права как субсидиарного критерия разграничения отраслей в системе права c. 529-551

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.16638

Аннотация: Настоящая статья посвящена актуальным для современной юриспруденции вопросам природы принципов права и разграничения отраслей в системе отечественного права. В статье освещается генезис понятия «принцип права» в отечественной юриспруденции, начиная с представлений дореволюционных теоретиков права, включая взгляды советских ученых-правоведов, и заканчивая воззрениями современных исследователей. Кроме того, в настоящей статье принципы права обосновываются в качестве одного из субсидиарных критериев отраслеобразования. Автором характеризуется природа принципов права, в том числе с точки зрения наличия в ней объективного и субъективного начал, местоположение принципов права в системе права и их основные функции. В статье освещается возможность использования принципов права в качестве субсидиарного критерия отраслеобразования, приводятся некоторые примеры. Настоящая работа будет представлять интерес для широкого круга читателей: как для исследователей системы права и критериев отраслеобразования, так и для правоведов-отраслевиков и практикующих юристов.
Уфимцева Е.В. - С.С. Алексеев о системе права: взгляды на критерии отраслеобразования c. 541-566

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15199

Аннотация: Статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов на систему права выдающегося отечественного ученого-правоведа – С.С. Алексеева. Автором освещены и проанализированы ключевые моменты работы С.С. Алексеева «Структура советского права» относительно вопросов структурного строения системы права, соотношения понятий «система права» и «структура права», значения кодифицированных актов для системы права. Основное внимание в статье уделено анализу факторов, оказывающих определяющее влияние на структуру отрасли права и ее характер, и приводимых и описываемых С.С. Алексеевым, в сравнении с теоретическими критериями разграничения отраслей права, предлагаемыми современными исследователями права. При написании настоящей статьи автором использованы традиционные общенаучные методы и подходы и специально-юридические методы. Автором статьи приведена критика относительно каждой из обозначенных точек зрения о критериях отраслеобразования, описаны возможности и перспективы использования таких критериев в процессе разграничения отраслей права. Также автором статьи охарактеризованы теоретические заключения относительно структуры системы права, сделанные С.С. Алексеевым, в свете современных общественных и правовых реалий, подчеркнута их бесспорная научная ценность как базовой основы для новых исследований системы права и ее структуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.