Genesis: исторические исследования - рубрика Этнография и этнология
по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Этнография и этнология"
Этнография и этнология
Карпов Г.А. - Африканцы в Великобритании: колониальная эпоха (XVI – первая половина XX вв.) c. 1-19

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.6.22934

Аннотация: Статья посвящена изучению африканских мигрантов в Великобритании колониальной эпохи, с XVI в. по первую половину XX в. Предмет исследования статьи – численность мигрантов из Африки, каналы африканской миграции в метрополию, сферы занятости африканцев, их социально-экономическое положение. Особое внимание уделено влиянию работорговли и миссионерского движения на африканские сообщества Великобритании. Подробно рассмотрены тенденции первой половины XX в., во многом предопределившие кардинальное изменение численности и положения британских африканцев во второй половине ХХ – начале XXI вв. Методологическую основу исследования составляет сравнительно-исторический анализ, также использовались историко-системный, диалектический и статистический методы. Новизна работы заключается в детальной проработке вопроса о численности, положении и сферах занятости африканцев в Великобритании колониальной эпохи. До процесса деколонизации численность африканских мигрантов в Великобритании не превышала 10-20 тыс. человек. Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать вывод о том, что африканцы в метрополии могли заниматься самой разнообразной деятельностью, вести общественную, и религиозную деятельность, даже пытались отстаивать свои права и бороться с дискриминацией. Британские власти де факто с присутствием африканцев в стране смирились и даже пытались использовать их в своих интересах.
Карпов Г.А. - «Белые» африканцы современной Великобритании: специфика мигрантов из ЮАР c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.4.25787

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию миграции из ЮАР в Великобританию в XX-XXI вв. и особенностей формирования южноафриканской диаспоры в данной стране. Была детально изучена динамика приезда мигрантов из ЮАР в Великобританию в течение XX в., а также основные каналы прибытия и способы легализации южноафриканцев на рубеже XX-XXI вв. Особое внимание автор уделил анализу различий между миграцией южноафриканцев европейского происхождения и миграцией коренного африканского населения Южной Африки. Подробно рассмотрена специфика идентичности выходцев из ЮАР, имеющих британские корни, а также роль и значение английского языка для мигрантов из ЮАР. Методологической основой работы послужили сравнительно-исторический и системный подход с опорой на описательный и общенаучный методы синтеза. До падения режима апартеида в 1994 г. миграция южноафриканцев в Великобританию не носила массовый характер, пиковых показателей эмиграция белых европейцев из ЮАР достигла в конце 1990-2000-х гг. Абсолютное большинство южноафриканцев в Великобритании относятся к этнической группе «Белые» и представляют собой мигрантов британского (реже - европейского) происхождения. Доля коренного африканского населения среди приезжих из ЮАР не превышает 3-4%. Южноафриканская диаспора представляет из себя редкий случай чрезвычайно успешной и бесконфликтной интеграции в британское общество. Для ЮАР отток европейского населения обернулся тяжелейшей нехваткой квалифицированных специалистов. В целом привлечение мигрантов европейского происхождения из ЮАР, вероятно, могло бы пойти британским властям на пользу, укрепить британскую идентичность и повысить долю белого населения в составе населения страны.
Халиулина А.И., Ишемгулов М.Н., Идрисова Э.Ф. - Реалии двуязычия в контексте языковой политики в современном Башкортостане c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.10.33877

Аннотация: Предметом исследования в работе выступают двуязычие в контексте языковой политики в современном Башкортостане. Особое внимание уделяется актуализации этноязыковой идентичности нерусского населения в республике. Авторы на основе этносоциологических исследований подробно рассматривают масштабы распространения национально-русского двуязычия в республике, анализируют наиболее важные маркеры при выборе родного языка у ряда этнических групп, а также выявляют роль русского языка как языка межнационального общения. При проведении исследования применялись методы количественного анализа и синтеза, корреляция сведений, полученных из различных групп источников (исторические, социологические и др.). При составлении таблиц применялись элементы статистической обработки цифровых данных. Новизна исследования заключается в том, что в ней, на основе широкомасштабных этносоциологических опросов, предпринята попытка выявить интенсивность применения национальных языков нерусских народов и их взаимодействие с русским языком. Основными выводами исследования являются то, что результаты исследований подтверждают, что если у башкир пока еще сохраняется доминирование родного языка над русским по степени владения, то у городских татар русский язык уже заметно обошел родную речь по масштабам участия в процессе коммуникации. При этом результаты этносоциологических исследований, подтверждая итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. о языковой компетенции жителей Башкортостана, свидетельствуют, что их речевая деятельность в большей степени ориентирована на изучение русского языка, чем языка своей национальности.
Шарапова И.Р., Хусаинова Г.Р. - Из истории собирания и изучения фольклора башкир Российской Федерации c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.12.69170

EDN: ZXROLE

Аннотация: Целью настоящей статьи является изучение истории собирания и исследования фольклора башкир Российской Федерации, который занимает важное место в духовном наследии народа. В башкироведении ряд статей посвящен историографии башкирского фольклора, есть наблюдения по собиранию и исследованию фольклора того или иного региона в обзорных статьях о материалах, собранных во время экспедиций, но специального исследования по истории собирания и изучения фольклора башкир Российской Федерации не существует. Предмет данного исследования – это сведения о собирании и исследовании фольклора башкир, компактно проживающих в разных регионах вдали от материнского этноса, разные исследования, где упоминается о фольклоре башкир того или иного региона, также полевые исследования современных фольклористов в изучаемых регионах. На стадии сбора данных и первоначальной оценки материала был использован библиографический метод. Использовалась методика сквозного исследования очерковой литературы, журналов, охватывающих временной промежуток XIX и первой четверти XXI в. Методологической основой статьи послужили труды отечественных, в том числе башкирских, исследователей-предшественников в области истории фольклористики. Новизна исследования заключается в том, что впервые в одном исследовании собраны сведения о собирании и изучении фольклора башкир, компактно проживающих в семи регионах Российской Федерации. В хронологической последовательности прослеживается история записи фольклора башкир за пределами Республики Башкортостан. Отмечается, что собирание и изучение башкирского фольклора приобретает сравнительно заметный размах и в советское время становится из дела отдельных энтузиастов-любителей делом государственным, поставленным на твердую научную основу; подчеркивается огромная значимость академических экспедиций. Исследование показало, что богатством башкирского фольклора выделяются Оренбургская, Курганская, Челябинская области, что наиболее изученным оказался фольклор челябинских башкир.
Монгуш А.М. - Мужчина в гендерных взаимодействиях в традиционном тувинском обществе c. 19-26

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.6.30122

Аннотация: Предметом данного исследования является мужчина и его гендерная роль в системе традиционного тувинского общества и семьи. Цель исследования заключается в изучении роли и положения мужчины в семейной, общественной, хозяйственной жизни традиционного тувинского общества. Автор рассматривает такие аспекты темы как гендерные различия в отношении пола ребенка у тувинцев, приметы, связанные с предопределением пола будущего ребенка, символические родильные обряды и др. Особое внимание уделяется роли отца в процессе воспитания мальчика, привитие ему навыков ведения традиционного хозяйства, приобретению маскулинных черт. Основным методом является системный подход, подразумевающий изучение традиционного тувинского общества как системы, где мужчина выполняет определенную социальную роль. Принцип историзма, позволил объективно рассмотреть положение мужчины в тувинском обществе в историческом развитии. В выводах автор отметил, что мужчина в традиционном обществе тувинцев являлся главным звеном в продлении рода, обеспечивающим сохранение и воспроизводство этнокультурных традиций и обычаев. Также выявил гендерные особенности в отношении мужчины в разных возрастных этапах, раскрыл процесс мужской социализации, обосновал ведущую роль тувинского мужчины в хозяйственной жизни.
Ильясов Л.М. - Отражение сакральной символики в фольклоре и танцевальной культуре чеченцев c. 23-31

DOI:
10.25136/2409-868X.2024.4.70446

EDN: GEJSIE

Аннотация: Статья посвящена исследованию сакральной символики, представленной в петроглифике Чечни и получившей широкое распространение в материальной культуре местного населения древней и позднесредневековой эпохи: в декоре металлических изделий, орнаменте ковров и керамики. Автор полагает, что сакральная символика получила отражение и в духовной культуре. Круг, крест, спираль и другие сакральные символы воплотились в самых разных формах в устном народном творчестве, танцевальной культуре, обрядовых традициях, нартском эпосе, определяя тем самым стилистические особенности культуры Северного Кавказа. Сакральные смыслы запечатлелись не только в изображениях танцующих антропоморфных фигур на стенах жилых и боевых башен, но и рисунок их движений и жестов повторяет очертания древних символов, свидетельствуя тем самым о ритуальном характере зарождения народного танца и многих жанров устного народного творчества.  Методологической основой исследования является совокупность общеисторических, этнографических и археологических методов исследования, использование которых определяется характером изучаемого материала. Таким образом, внутреннее пространство и структура явлений духовной культуры соответствуют формам основных сакральных символов, существовавших в культуре народов региона в древности, создавая тем самым особую стилистику северокавказской культуры, которой свойственна внутренняя сакральность. Отражение мифологических сюжетов и символов в петроглифике и бронзовой пластике кобанской культуры поздней бронзы и раннего железа свидетельствует о глубокой древности народного танца и многих жанров устного народного творчества населения Северного Кавказа и говорит о тесном переплетении феноменов материальной и духовной культуры в тот период, о сакральности бытия в его представлениях. Ритуальность проникает во все сферы жизни (труд, погребальный обряд, свадебный обряд), оберегая древнего человека от всего плохого.
Тычинских З.А., Зиннатуллина Г.И. - Элементы шаманизма в народной медицине сибирских татар c. 51-61

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.12.39304

EDN: WCOILI

Аннотация: Целью статьи является рассмотрение на основе полевых этнографических материалов, собранных авторами в Тюменской, Омской и Новосибирской областей в течение ряда полевых сезонов реликтов шаманизма, сохранившихся в народной медицине сибирских татар. Актуальность исследования связана со слабой изученностью данного вопроса. Объектом исследования являются реликты доисламских верований сибирских татар, включающие категории шаманствующих (имце, куремце, сихырце, коцле мулла и др.). Предметом – их роль в традиционной лечебно-магической обрядности. Авторы считают, что с распространением ислама в Западной Сибири происходит утрата или существенная трансформация ранних общетюркских представлений о мироздании, природе и сущности человека. Но, несмотря на это, в культуре сибирских татар сохранились некоторые элементы общетюркской культурно-религиозной практики.      Основными выводами авторов являются следующие. В традиционной народной медицине сибирских татар значимое место занимали магические обряды. Авторы показывают сохранение у сибирских татар некоторых реликтов шаманизма, а также категорий шаманствующих, к которым относят имце, куремце, сихырце. Показаны сходства и различия в их возможностях в традиционной лечебной практике: ясновидения (куремце, имце, сихырце), диагностики болезней, лечения (имце, куремце, сихырце), камлания (имце, сихырце), предсказания будущего, общения с духами (куремце, сихырце). В связи с важной ролью суфизма в сибирском исламе показано, что практики, присущие шаманствующим, использовались в лечении исламскими священнослужителями - муллами.
Попова А.В., Серебрякова А.И. - Образ хранителя очага в русской и китайской мифологической традиции c. 58-73

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.5.40850

EDN: RSBAVA

Аннотация: Одними из наиболее часто встречающихся персонажей в мифологии различных культур являются домашние духи, божества-хранители очага, издревле жившие бок о бок с человеком. В данной работе на материале российских и китайских источников авторами проводится сопоставительный анализ образов покровителей домашнего хозяйства, выявляются сходства и различия данных героев в таких аспектах, как имена, данные им носителями культуры, версии происхождения, внешность, семейное положение, функции, которые исполняли данные божества, обряды поклонения. Предметом исследования выступают образы Домового и Бога очага Цзао-вана в русской и китайской культурах. Целью работы является нахождение сходств и отличий в мифологических представлениях о Домовом и Цзао-ване, осмысление взаимодействия человека с домашним духом в России и Китае, что является актуальным в свете сближения двух стран и способствует лучшему пониманию как китайской, так и русской культуры. Новизна заключается в отсутствии такого рода сравнительного исследования в российской науке. В результате работы было выявлено, что образы хранителя очага в русской и китайской традиции имеют как сходства, так и различия. Схожие черты домашних духов обусловлены общемировыми культурными процессами, различия же их определяются мировоззренческими и другими особенностями регионов.
Соколов О.А. - Рецитация священного текста в ритуалах перехода у мусульман Волго-Уральского региона (XIX-XXI вв.) c. 60-66

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.3.32420

Аннотация: Предметом исследования являются ритуалы перехода у мусульман Волго-Уральского региона в исторической перспективе. Ритуальные практики мусульманских народов Поволжья представляют особый интерес, поскольку их развитие происходило в условиях постоянного контакта с немусульманским населением и часто именно религия становилась ключевым фактором национальной самоидентификации. Таким образом, представляется актуальным изучить бытование ритуалов перехода в этом регионе в исторической перспективе. Исследование закономерностей включения фрагментов священного текста в мусульманские ритуалы в Волго-Уральском регионе ранее не становился темой отдельного исследования в отечественной и западной антропологии. Изучение функционирования священного текста в ритуалах перехода у мусульман Поволжья было проведено в рамках методологии диахронического анализа путем сопоставления сведений из арабографических рукописных источников и современных печатных изданий сборников молитв. Анализ закономерностей включения фрагментов священного текста в ритуальные практики мусульман Поволжья показывает, что для молитв, представленных в рукописном источнике XIX в. характерна ярко выраженная формульность и репетативность, они как правило состоят из коротких, повторяющихся фрагментов: эпитетов Аллаха, имен пророков и частей аятов. Молитвы же из современных сборников включают в себя целые аяты и суры либо цитаты из хадисов. Подобное различие может быть объяснено распространением доступной печатной литературы и экспансивным увеличением уровня грамотности населения региона по сравнению с XIX в. При этом, необходимо подчеркнуть, что подавляющее большинство молитв в обоих типах рассматриваемых источников – на арабском языке, что дополнительно подчеркивает высокую сакральную значимость арабского языка в мусульманском культуре.
Лиджиева И.В. - Инородческий общественный капитал: источники формирования и направления расходования c. 73-86

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.25561

Аннотация: Предметом исследования является инородческий общественный капитал как средство интегрирования кочевых народов в общеимперское правовое, экономическое и социокультурное пространство. Особое внимание уделяется проблеме формирования доходной части и расходным статьям финансовых фондов кочевых народов Юга России: калмыков, ногайцев и туркмен. Анализ документальных материалов показал, что указанные финансовые фонды имели калмыки Астраханской губернии, в Ставропольской губернии калмыки Большедербетовского улуса и Магометанский общественный капитал – ногайцы и туркмены, а также мирские капиталы на уровне обществ. Методологической основой исследования являются принципы историзма и объективизма. В качестве методов исследования использованы: статистический, позволивший дать количественную характеристику общественных капиталов кочевых народов и реконструктивный – восстановить бюджетный механизм. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на основе анализа документальных материалов, рассмотрена проблема формирования и расходования средств инородческих общественных капиталов кочевых народов Юга России в контексте имперской политики, направленной на интеграцию региональных окраин в условиях модернизации экономики в XIX - начале XX вв.
Кумахова З.Х. - Феномены пространства и времени в картине мира черкешенки XIX – начала XX в. c. 73-79

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.9.27267

Аннотация: Предметом данного исследования являются такие феномены картины мира черкешенки XIX – начала XX в. как пространство и время, и их влияние на формирование ее внутреннего мира. Целью является анализ ранее остававшихся на периферии исследовательских интересов экзистенциальных категорий сознания черкесской женщины. В условиях отсутствия письменности у народов Северного Кавказа в указанный период наиболее информативными источниками стали те народные песни, и пословицы, где черкесская женщина является либо автором, либо героиней сюжета. Для решения поставленной проблемы эффективным является применение феноменологического метода, который позволяет понять внутренний мир исследуемого объекта. Научная новизна заключается, во-первых в том, что черкесская женщина была представлена как активный, творящий субъект смыслопорождения. Во-вторых, были выявлены основополагающие категории сознания черкесской женщины и прослежено их влияние на ее картину мира. В статье обосновывается вывод о том, что феномены пространства и времени в картине мира черкесской женщины формировались в неразрывной связи с повседневными реалиями жизни и быта патриархального традиционного общества.
Бравина Р.И. - Археология фольклора: древние обитатели Восточно-Сибирской Арктики c. 73-82

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.8.39818

EDN: WLLPMZ

Аннотация: Предметом исследования являются аборигенные племена якутской Арктики по материалам фольклора коренных народов Северо-Востока Азии. Мифологические сюжеты и фольклорные тексты включают образы от мифических персонажей – духов-хозяев иччи, кучуна периферийных пограничных территорий и диких «полулюдей-полуживотных» чучуна/сучуна, до представителей чужеродных племен омук с их необычной внешностью и повадками: «волосатых» великанов, крошечных человечков и людей, «засыпающих на зиму». Цель и задачи статьи – обобщение, систематизация и анализ фольклорных текстов о древних обитателях якутской Арктики с привлечением материалов мифологии, топонимики, этнографии и археологии. В жанрах якутского фольклора хотя и выделяется цикл легенд и преданий о неякутских племенах, но тем не менее нет специальной статьи, посвященной древним обитателям арктического побережья и островов северных морей Якутии. Фольклорные тексты содержат в себе разновременные, в том числе глубоко архаичные пласты мифологических представлений и народных знаний, присущих как якутам, так и тунгусо-маньчжурским, палеоазиатским, самодийским и финно-угорским народам. При этом сюжеты преданий и легенд постоянно развивались, впитывая в себя и мифологические представления, и реальные черты быта арктических охотников и оленеводов, а также обрывки раннерусского фольклора. Столь широкое ареальное распространение можно объяснить единым историко-культурным наследием, включая и фольклорные традиции Северной Евразии.
Галямов А.А. - Историко-этнографические и изобразительные источники гравюр Х. М. Рота из издания И. Г. Георги (на примере обских угров) c. 95-105

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.6.35871

Аннотация: Предметом исследования являются гравюры Х. Рота из академического издания И. Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов…». Работам нюрнбергского гравёра Христофора Рота, в качестве значимого источника, долгое время было уделено незаслуженно мало внимания, ибо его рассматривали лишь в контексте изучения академического труда И. Г. Георги. Цель исследования заключается в проведении всестороннего анализа историко-этнографических и изобразительных источников гравюр Х. М. Рота на примере изображений обских угров («Остяк при реке Обь», «Остяк на ловле горностаев», «Остячка с лица» и «Остячка с тыла»). Благодаря образовавшимся изобразительным мотивам – костюмы, характерные «позитуры», атрибуты и т. д., представляется возможным реконструировать тот перечень источников, который использовал Х. Рот для создания своих произведений. Основными выводами исследования являются, что Х. Рот в качестве историко-этнографических и изобразительных источников использовал рисунки (в том числе рисунки «натурные», экспедиционные), «фигуры» (манекены) и образцы «остятских платьев» из сибирской коллекции Кунсткамеры. Однако при создании таких гравюр как «Остяк на ловле горностаев», «Остячка с лица» и «Остячка с тыла», перечень данных источников мог быть дополнен этнографическими описаниями из академических изданий второй половины XVIII в., миниатюрами из летописей («Краткая Сибирская (Кунгурская) летопись»), а также этнографическими картами («Этнографическая карта Сибири Второй Камчатской экспедиции»).
Хасанова З.Ф. - Предметы ислама и доисламских верований башкир в собрании Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН c. 95-102

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.11.36740

Аннотация: Предметом данного исследования стали музейные источники по религии башкир. Целью является изучение предметов ислама и доисламских верований из этнографических фондов Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН. Выявлено, что в фондохранилище музея хранится более 50 предметов по религии, собранных во второй половине XX в. на территории Республики Башкортостан, Курганской и Оренбургской областей. Предметы, относящиеся к исламу (сунниты), больше связаны с традициями и жизненным укладом башкир: молитвенные коврики – намазлыки, коранница и Коран, четки, тюбетейки, предметы для омовений – кумганы, одежда муллы. Молитвенные коврики украшены вышивкой растительным орнаментом, где встречаются изображение мечетей, кумганов, полумесяца, в некоторых присутствует арабская надпись. В фондах также хранится предмет, относящийся к мусульманам-шиитам – морх, камень, используемый при молении. Ислам начал проникать к башкирам в X–XI вв., уже в XIII–XIV вв. значительно распространился и с каждым веком позиции ислама продолжали укрепляться, и к концу XIX в. ислам прочно вошел в быт и образ жизни башкирского населения. Не смотря на это, в быту башкир сохранились предметы доисламских верований: обереги (камни-обереги, можжевельник, перья глухаря, гусиный пух и т.д.). Башкиры смогли синтезировать доисламские и исламские традиции, которые гармонично существуют до сих пор во многих населенных пунктах Республики Башкортостан.
Халиулина А.И. - Языковое и культурное развитие татарского меньшинства в Башкортостане c. 97-108

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.5.25881

Аннотация: Предметом исследования статьи является языковое и культурное развитие этнических групп в полинациональном регионе. В качестве объекта выступают татары Башкортостана. Проблемы этнокультурного развития татароязычного населения в Башкортостане в конце 1980-х гг. стали катализатором в создании татарских национально-культурных клубов и организаций, которые поднимали вопросы об изучении татарского языка в школах республики, создании театров и филармоний в татароязычных районах, расширении средств массовой информации на татарском языке. Методологической основой исследования является историко-хронологический метод, позволяющий раскрыть протекавшие процессы в диахронном срезе и социологический метод, рассматривающий языковое и культурное развитие татарского меньшинства в полинациональном регионе в синхронном срезе. Научная новизна заключается в том, что впервые с привлечением нормативных документов по языковым вопросам, результатов социологического опроса предпринята попытка раскрыть языковое и культурное развитие татароязычного населения в Башкортостане. Делается вывод о том, что все вышеуказанные проблемы в определенной степени были реализованы республиканскими государственными органами власти. Вместе с тем, некоторые вопросы остались не замеченными, и до сих пор не сняты с повестки дня. Среди наиважнейших, по мнению татарской интеллигенции, является придание татарскому, наряду с башкирским и русским, государственного статуса. Недостаточным является объем передач на телевидении и радиовещании. В школах республики не в полной мере организовано обучение и изучение родного татарского языка. Эти проблемы постоянно поднимаются татарскими национально-культурными организациями и по мере возможности решаются органами государственной власти республики.
Винокуров А.Д. - Реконструкция ранней этнической истории якутского племени "Жархан" на основе этнонимии, устной традиции и тотемических представлений c. 106-114

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.12.69436

EDN: GBIAUO

Аннотация: Статья посвящена ранней истории якутского племени «Жархан» являвшегося одним из основных этнических компонентов, принимавших участие в формировании вилюйской группы якутов. Ранее, исторические и генеалогические сведения передавались в устной форме из уст в уста в исторических преданий и легенд. Конец XIX – середина XX вв. знаменует собой качественно новый период в становлении письменной традиции генеалогии якутского народа связанный с кропотливой источниковедческой, собирательской и научно-исследовательской работой Г.В. Ксенофонтова, С.И. Боло, А.А. Саввина, Г.У. Эргиса и др. Нами предпринята попытка показать процесс сегментации жарханских родов и образования новых родоплеменных групп путем составления номенклатуры родового состава. Изучение родового состава позволяет представить процессы движения и расселения родов, переименования, слияния и образования новых. Цель и задачи исследования – систематизация и интерпретация материалов устной генеалогической традиции, легенд и архивных документов. Методологическую основу исследования составили исходные принципы исторической науки – принцип историзма и принцип объективности. Для проведения генеалогических исследований принцип историзма имеет важное значение, так как позволяет нам проследить сегментацию больших родоплеменных групп на малые. В качестве дополнительных методов исследования были использованы общенаучные и исторические (историко-сравнительный, историко-типологический, источниковедческий анализ). Новизна исследования заключается в систематизации родоплеменного состава и введении в научный оборот ранее не опубликованных документов Национального архива РС(Я) раскрывающих родовой состав. На основе изученного материала сделан вывод, что устные исторические предания и родословные представляли собой центральный стержень в структуре исторического знания у якутов. Концептуально генеалогические предания формировались из действительной генеалогии и ирреальной, которая является в основном структурообразующей вымышленной генеалогией (в границах родовых и племенных сообществ). Результатом выполненной работы является подготовка номенклатуры родового состава якутов. Также нами установлено, что у якутов были общие, групповые и индивидуальные тотемы. Наряду с этим выявлена практика смены исторического тотема на новый, связанный с новой средой обитания.
Крыгин Р.В. - Немецкоязычные путешественники XVIII-XIX веков в Крыму c. 109-115

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.4.38253

EDN: QHOQBE

Аннотация: Присоединение Крыма к Российской Империи в 1783 году является для одной из самых значимых дат в истории Российского государства. Неисследованность земель Российской империи побудила большой интерес не только у ее правителей, но и у большого количества иностранцев, в том числе и у немецкоязычных путешественников. Среди них были писатели, ученые, географы, естествоиспытатели, энциклопедисты. Среди иностранцев-исследователей Крымской природы наблюдалось не мало немцев. Немцы появляются в Крыму еще в 1805 году. В симферопольском уезде они основывают такие колонии как: Нейзац, Фриденталь, Розенталь (виртенбергцы), в Феодосийском уезде – Гейльбрун, Судак и Герценберг. В этом же году на территории полуострова Крым возникает швейцарская колония Цюрихталь, позже, в 1811 году – еще одна немецкая колония, Кроненталь. Предметом исследования являются немецкоязычные путешественники, посетившие Крым в период XVIII-XIX. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в различные периоды, не только отечественными, но и зарубежными учеными, на сегодняшний день отсутствуют историко-лингвистические работы немецкоязычного травелога о Крыме. Авторов немецкоязычного травелога о Крыме в качестве информантов можно разделить на категории: а) по хронологии б) по прагматике. Вследствие того, что Крым имеет уникальную, а также разнообразную природу, регион часто исследовался в 18-19 веке, не только русскими исследователями, которые должны были расширить знания Екатерины II касательно своего государства, но также и учеными немецкого происхождения. Регион исследовала семья Кёппенов, Пётр Симон Паллас, Мориц фон Энгельхарта, Фридрих Паррот, Биберштейн, а также Карл Габлиц.
Кандрина Е.В. - Факторы, влияющие на возникновение и бытование традиционных народных промыслов и ремесел на территории поликультурного региона (на примере Республики Мордовия) c. 111-121

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.8.30483

Аннотация: В статье выявлены и классифицированы по группам факторы, оказывающие непосредственное влияние на структуру, особенности бытования народных промыслов и ремесел на территории отдельно взятого поликультурного региона, проведен комплексный анализ роли каждого фактора на процесс возникновения, бытования, развития, угасания отдельных видов промысловой деятельности, сохранившихся на территории Мордовии на современном этапе. Определены основные факторы, влияющие на возможность возрождения, сохранения и развития традиционных промысловых занятий, издавна бытовавших на территории мордовского края в условиях рыночной экономики. Методологическую основу исследования составили универсальные научные принципы историзма, объективности, познания, всесторонности, а также специальные методы: историко-этнографический, сравнительно-функциональный, полевое этнографическое исследование. Новизна исследования заключается в том, что автором не только выявлены, но и обобщены сущностные характеристики факторов, влияющие на характер, структуру и уровень развития народных промыслов и ремесел в условиях отдельно взятого поликультурного региона. В результате проведенного комплексного исследования, автором были выявлены закономерности изменения степени влияния того или иного фактора на отдельные виды промысловой деятельности в зависимости от смены исторических формаций и политического курса, проводимого государством. Определена группа факторов, занимающих главенствующую в процессе сохранения и развитии народных промыслов и ремесел на территории Мордовии на современном этапе.
Русанов В.В. - Обычное право при наследовании родовых должностей у алтайцев. c. 121-126

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.16836

Аннотация: В настоящей статье исследуется своеобразие обычного права алтайцев применительно к традициям наследования родовых должностей. Исследуется институт зайсанства. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как: особенности передачи управления в роде-сёоке у алтайцев, историко-правовые вопросы формирования алтайской родовой аристократии в период Джунгарского управления и периода после вхождения алтайского народа в состав Российской Империи. Также рассматриваются определенные аспекты формирования байства у алтайских народностей. Особое внимание уделяется имущественному положению представителей этно-элиты. Работа основывается на принципах историзма и критической интерпретации источников. В процессе написания статьи автором применены частноправовые методы исследования, такие как сравнительно-правовой, историко-правовой. Несмотря на то, что трудов по истории и этнологии алтайцев сделано немало, правовому анализу наследственные отношения фактически не подвергались. Приведенные ниже материалы, являются своего рода уникальными, поскольку частично собраны от первоисточников-информаторов в ходе нескольких экспедиций в верховьях Горного Алтая за период 2005-2009 гг., и обработаны лишь в настоящее время. Информаторов в силу времени остается, с каждым годом меньше и вместе с ними мы теряем часть ценных знаний. Изучение обычного права народов России, является важным шагом в понимании былой концепции права и сохранении исторической памяти.
Коновалов А.А., Журтова А.А., Подгайный В.Н. - Система власти и подчинения в семье кабардинцев и балкарцев в XIX – начале XX века c. 132-141

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.2.37555

EDN: IVCNBD

Аннотация: Статья посвящена анализу властных семейных отношений в традиционном обществе Кабарды и Балкарии в XIX – начале XX века. Ее целью является исследование системы полоролевых отношений мужчины и женщины и функционирования механизма «власть-подчинение» у кабардинцев и балкарцев в указанный период. В исследовании проанализирована традиционная модель семьи в кабардинском и балкарском обществах, ее структурная организация и исторические типы, существовавшие в рассматриваемое время. Большое внимание уделено изучению статуса главы семьи, противоречивого положения женщины, детей, гендерной идеологии, конструировавшей стереотипные модели поведения. Показана сложившаяся двойственная структура властных отношений, где на женской половине семьи взаимодействие по формуле «власть/подчинение» формировалось, аналогично мужской иерархии, т.е. жена старшего мужчины приобретала статус главы ее женской части и контролировала различные формы социальной практики. На основе изученного материала сделан вывод, что представление о рабском или угнетенном положении женщины, а также о деспотической власти отца у кабардинцев и балкарцев не имеет достаточных оснований. Большой объем власти у отца компенсировался демократическими началами семейной жизни, а женщина при формально подчиненном положении располагала комплексом возможностей явного и неявного влияния на принятие решений. Новизна статьи заключается в создании более полного представления о системе властных отношений в традиционных обществах Кабарды и Балкарии. Основной исследовательской моделью стал структурно-функциональный подход, разработанный Т. Парсонсом и Дж. Мердоком. Областью применения настоящего исследования может стать социальная и культурная политика в нашей стране, позволяющая гармонично совмещать традиции и новации, а также преподавание гуманитарных дисциплин в вузах.
Умгаев С.А., Джалсанова Е.С., Кюкенов Д.В., Васяркиева Ц.О., Чудутова А.М. - Тело в историческом пространстве: от традиции к постсовременности c. 142-149

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.2.39692

EDN: JNOIEF

Аннотация: Статья посвящена изменениям в представлении о теле и телесном, произошедшим в двадцатом веке, когда традиционное общество сменилось обществом современным, обществом модерна. Другой переход происходит во второй половине века, когда человечество делает шаг к ситуации постсовременности, постмодерна, что также приносит разнообразные изменения в представления о телесном. Тело является социокультурным конструктом, оно производится и воспроизводится по-разному в зависимости как от исторической эпохи, так и этнических различий. Цель статьи – раскрыть указанные изменения в контексте принципиального подхода к телу и телесности.В статье использован метод исторического и этнологического анализа историографии, а также полевых источников, полученных автором в ходе полевых исследований практики восточных боевых искусств в современных залах Москвы и Элисты.    Результатом исследования является вывод о существенном характере изменений отношения к телу. В традиционной европейской культуре тело мыслится в противопоставлении духу, как сосуд, его содержащий, как, к примеру тело короля приравнивается в политической теологии средневековья к целому государственному аппарату. В промышленном мире модерна тело мыслится как механизм, а в трудовой ситуации – как придаток к машинному производству. В ситуации постсовременности дискурс тела распадается на трансгуманистический и неотрадиционный – происходит как бы откат к старым смыслам, но в новом прочтении. Сделанные автором выводы являются, возможно, шагом к комплексному осмыслению той уже двойной трансформации, которую предприняла телесность в XX веке.
Надыршин Т.М. - Школа в советских этнографических исследованиях с 1937 по 1953 гг. по материалам журнала «Советская этнография» c. 157-170

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.12.36785

Аннотация: На сегодняшний день исследования школы в советской этнографии остаются белым пятном в антропологии образования. Однако несмотря на отсутствие упомянутой субдисциплины, можно отметить наличие интереса советских этнографов к перестройке в области образования. В данной статье методом контент-анализа журнала «Советская этнография» исследовано место общего образования на карте этнографической науки эпохи тоталитаризма (1937-1953 гг.) Данный этап характеризуется одним из наиболее серьезных вмешательств в науку, что хорошо наблюдается на материале статей журналов гуманитарного профиля. Посредством метода выделены общие смысловые структуры – шаблоны, общие повторяющиеся утверждения, которые характерны для большого количества статей. Эти утверждения направлены на фиксацию следующих выводов: критику дореволюционной системы образования, обозначение недопустимости места религии в системе образования, обличение проблем в системе образования зарубежных капиталистических стран. Вместе с этим стояла задача обозначить успехи советского образования: ликвидация безграмотности, рост числа школ, обучающихся, учителей, роль школы в культурном развитии народов Советского Союза. Несмотря на идеологические ограничения, многие этнографы выявляли отдельные проблемы и обозначали свои рекомендации для системы образования в стране. Эти уникальные наблюдения являются вкладом советской этнографической науки в культурное прочтение школы.
Пилипак М.А. - Историко-культурное наследие украинцев Республики Башкортостан: по данным фондов Юматовского этнографического музея c. 174-184

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.11.69094

EDN: ZGRDBI

Аннотация: Предметом данного исследования являются экспонаты основного фонда музейной коллекции Юматовского этнографического музея Уфимского района Республики Башкортостан, связанные с традиционной культурой украинцев. Объектом исследования выступает традиционная материальная культура украинцев в условиях полиэтничной среды. Цель исследования заключается в изучении историко-культурного наследия украинцев Республики Башкортостан, их взаимодействия с представителями тюркских, финноволжских, а также других славянских народов. В предложенной публикации представлен анализ традиционных предметов, выступающих важной составляющей идентичности и характеристики этноса. Рассмотрены орудия труда и приспособления для выполнения определенных видов работ; предметы интерьера и быта, кухонная утварь; образцы декоративно-прикладного искусства и материалы для их производства; одежда и обувь. Временные рамки использования их в обиходе обозначены концом ХIX – серединой XX века. Показан ареал распространения экспонатов. Исходя из предмета и объекта исследования, в качестве методологической базы выступили общенаучные и специальные методы. Основой исследования послужили сравнительно-исторический метод и метод типологизации. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые принята попытка анализа музейной коллекции, с целью изучения историко-культурного наследия – украинцев, одного из славянских народов Республики Башкортостан. Основным выводом проведенного исследования является то, что и в условиях многонациональной среды украинцы продолжают сохранять свою культуру. Особым вкладом автора в исследование темы выступает введение в научный оборот новых сведений по традиционной материальной культуре украинцев региона. В ходе исследования уточнены данные о количестве украинских экспонатов, ареал их происхождения. Произведена классификация единиц сбережения. Выявлена закономерность в периодизации бытования музейных предметов. Полученные автором результаты, могут быть использованы в различных видах и формах научно-исследовательской работы и культурно-просветительской деятельности, в частности: при подготовке кандидатских и докторских диссертаций, обобщающих трудов по истории, этнографии и культуре народов, населяющих Республику Башкортостан; оформлении тематических выставок в сельских, районных и республиканских музеях.
Берсанова З.Ю., Кулбужева Т.А. - Репрезентация понятий "маслобойка" и "ручная мельница" как предметов традиционной утвари домашнего производства в Ингушетии c. 182-189

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.12.69390

EDN: BUKRZW

Аннотация: Предметом исследования является история традиционного маслобойного и мукомольного промысла населения Ингушетии в конце ХIХ – начале ХХ вв. Авторы подробно рассматривают его на основе данных этнографических экспедиций и археологических раскопок. Основываясь на источниках, было определено количество мельниц и имена владельцев традиционной кустарной маслобойни. В некоторых случаях, с целью выявления исторических закономерностей и преемственности, были предприняты сравнительные экскурсы в историю изучения этой темы в других республиках. Следует отметить, что маслобойка – оборудование, с помощью которого производится масло и ручная мельница – занимали важное место в производственной жизни общества. Информация о них имеется не только в археологических материалах, но и в письменных источниках. Такой подход позволяет автору определить причинно-следственные связи событий, фактов и состояния традиционного промысла маслобойного и мукомольного дела населения современной Ингушетии. Методы исследования: исторический, картографический, статистический, социологический, основанные на историческом материале маслобойной отрасли в Ингушетии. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе таких этнографических объектов, как маслобойка и ручная мельница; определены их свойства и функции; сформирован целостный подход к понятиям "маслобойка" и "ручная мельница" как многофункциональному явлению; проведен комплексный историко-культурный анализ традиционных предметов быта у ингушей. Конструкции этих предметов обихода были самыми разнообразными, и, сделанная однажды маслобойка и ручная мельница, передавались из поколения в поколение. Основной вклад авторов заключается в том, что впервые в этнографической науке была предпринята попытка изучить объекты, предназначенные для производства продуктов питания ингушского населения, как в общем, так и в этнолокальном плане. Объемное изложение дано на основе нового научного подхода к известной теме, т. е. на основе этнографического, исторического и фольклорного материала, предпринята попытка классификации и анализа факторов формирования и развития системы питания в Ингушетии, систематического изложения и научного анализа вопросов, связанных с функциями приготовления пищевых продуктов.
Цыренов Ч.Ц., Цыренова Н.Д. - Даурский варган: малоизвестный музыкальный инструмент c. 346-352

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.12.37159

Аннотация: Статья посвящена изучению малоизученного в российской научной этнографической и музыковедческой литературе даурского традиционного музыкального инструмента под названием мукулянь (даур. mukulien, кит. 木库莲), который относится к классу варганов (возм. от старослав. варга — рот или греч. όργανον, органон — инструмент). Цель статьи заключается в том, чтобы выявить место и роль данного инструмента в современной духовной культуре дауров, а также проследить и охарактеризовать на материале народных легенд и современных китайских этнографических исследований основные этапы истории и развития мукуляня, включая описание его конструктивных и мелодических особенностей. Научная новизна исследования состоит в том, что существующей научной этнографической литературе даурский варган – мукулянь никогда не был предметом научного исследования. В процессе исследования феномена даурского варгана применялись комплексные методы историко-этнографического, философского и музыковедческого анализа. В научный оборот введена ранее неизученная даурская легенда об изобретении мукуляня даурской женщиной-вдовой для того, чтобы утешить свое сердце из-за понесенной утраты. В результате проведенного исследования были прослежены основные этапы развития мукуляня в даурской культуре, а также обозначены основные аспекты дальнейшего изучения феномена варгана.
Сопов А.В. - Размышления о прошлом и будущем казачества c. 401-415

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.5.16567

Аннотация: Что такое «казачество» в прошлом, каким оно было? На каком этапе развития оно находится сейчас? Какое будущее его ждет? Разрешим ли «казачий вопрос» с теоретической точки зрения сегодня? Исчерпан ли потенциал развития казачества? Как соотносятся мечты казаков о службе Отечеству с модернизацией России и становлением гражданского равноправного общества? Объектом исследования является казачество как исторический феномен. Предметом исследования — научный прогноз места казачества в российском обществе через рассмотрение исторической ретроспективы. В статье анализируется современное состояние исследований в области места и роли казачества в русском обществе и российском государстве. В данной работе затронуты эти вопросы, а также предлагаются практические меры по разрешению «казачьего вопроса» в его нынешнем виде. Казачество исследуется как своеобразное развивающееся под воздействием изменяющейся культурно-исторической обстановки социально-политическое явление. Осмысление российского казачества как социально-политического явления, роли и значения казаков в становлении и развития российского государства в прошлом и настоящем.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.