Статья 'Историко-культурное наследие украинцев Республики Башкортостан: по данным фондов Юматовского этнографического музея ' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Историко-культурное наследие украинцев Республики Башкортостан: по данным фондов Юматовского этнографического музея

Пилипак Максим Анатольевич

ORCID: 0000-0003-0087-5889

кандидат исторических наук

Старший научный сотрудник, Институт стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан

450008, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кирова, 15

Pylypak Maksym

PhD in History

Senior Researcher, Institute for Strategic Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan

450008, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Kirova str., 15

pilipakma@isi-rb.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2023.11.69094

EDN:

ZGRDBI

Дата направления статьи в редакцию:

24-11-2023


Дата публикации:

08-12-2023


Аннотация: Предметом данного исследования являются экспонаты основного фонда музейной коллекции Юматовского этнографического музея Уфимского района Республики Башкортостан, связанные с традиционной культурой украинцев. Объектом исследования выступает традиционная материальная культура украинцев в условиях полиэтничной среды. Цель исследования заключается в изучении историко-культурного наследия украинцев Республики Башкортостан, их взаимодействия с представителями тюркских, финноволжских, а также других славянских народов. В предложенной публикации представлен анализ традиционных предметов, выступающих важной составляющей идентичности и характеристики этноса. Рассмотрены орудия труда и приспособления для выполнения определенных видов работ; предметы интерьера и быта, кухонная утварь; образцы декоративно-прикладного искусства и материалы для их производства; одежда и обувь. Временные рамки использования их в обиходе обозначены концом ХIX – серединой XX века. Показан ареал распространения экспонатов. Исходя из предмета и объекта исследования, в качестве методологической базы выступили общенаучные и специальные методы. Основой исследования послужили сравнительно-исторический метод и метод типологизации. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые принята попытка анализа музейной коллекции, с целью изучения историко-культурного наследия – украинцев, одного из славянских народов Республики Башкортостан. Основным выводом проведенного исследования является то, что и в условиях многонациональной среды украинцы продолжают сохранять свою культуру. Особым вкладом автора в исследование темы выступает введение в научный оборот новых сведений по традиционной материальной культуре украинцев региона. В ходе исследования уточнены данные о количестве украинских экспонатов, ареал их происхождения. Произведена классификация единиц сбережения. Выявлена закономерность в периодизации бытования музейных предметов. Полученные автором результаты, могут быть использованы в различных видах и формах научно-исследовательской работы и культурно-просветительской деятельности, в частности: при подготовке кандидатских и докторских диссертаций, обобщающих трудов по истории, этнографии и культуре народов, населяющих Республику Башкортостан; оформлении тематических выставок в сельских, районных и республиканских музеях.


Ключевые слова:

Республика Башкортостан, Юматовский этнографический музей, украинцы, переселенцы, экспонаты, традиции, материальная культура, региональные особенности, ткачество, вышивка

Abstract: The subject of this study is the exhibits of the main fund of the museum collection of the Yumatov Ethnographic Museum of the Ufa district of the Republic of Bashkortostan (Russia) related to the traditional culture of Ukrainians. The object of the study is the traditional material culture of Ukrainians in a multiethnic environment. The purpose of the study is to study the historical and cultural heritage of Ukrainians of the Republic of Bashkortostan, their interaction with representatives of Turkic, Finnovolgian, as well as other Slavic peoples. The proposed publication presents an analysis of traditional subjects that are an important component of the identity and characteristics of an ethnic group. Tools and devices for performing certain types of work are considered; interior and household items, kitchen utensils; samples of decorative and applied art and materials for their production; clothing and shoes. The time frame for their use in everyday life is indicated by the end of the XIX – the middle of the XX century. The area of distribution of exhibits is shown. Based on the subject and object of the study, general scientific and special methods were used as a methodological basis. The research was based on the comparative historical method and the method of typologization. The scientific novelty of the research lies in the fact that for the first time an attempt was made to analyze the museum collection in order to study the historical and cultural heritage of Ukrainians, one of the Slavic peoples of the Republic of Bashkortostan. The main conclusion of the study is that even in a multinational environment, Ukrainians continue to preserve their culture. A special contribution of the author to the study of the topic is the introduction into scientific circulation of new information on the traditional material culture of Ukrainians in the region. In the course of the study, data on the number of Ukrainian exhibits and the area of their origin were clarified. Classification of savings units has been made. The regularity in the periodization of the existence of museum objects is revealed. The results obtained by the author can be used in various types and forms of research and cultural and educational activities, in particular: in the preparation of candidate and doctoral dissertations, generalizing works on the history, ethnography and culture of the peoples inhabiting the Republic of Bashkortostan; design of thematic exhibitions in rural, district and republican museums.


Keywords:

Republic of Bashkortostan, Yumatov Ethnographic Museum, Ukrainians, migrants, exhibits, traditions, material culture, regional peculiarities, weaving, embroidery

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ИСИ АН РБ

Современный этнокультурный образ Башкортостана формировался на протяжении длительного исторического периода. Основные анклавы расселения большинства народов, исследуемого региона, сложились к первой четверти прошлого века. Однако, и на современном этапе, условия социальных реалий определяют динамичность этнокультурных процессов, ведущую роль в которых играет многонациональность республики.

Для основательного изучения историко-культурного наследия народов, населяющих Республику Башкортостан, необходимо познание всех видов их духовной и материальной культур. В исследовании последней ведущая роль отводится материалам музейных коллекций, и, в частности, этнографическим предметам, выступающим важной составляющей характеристики этноса и определения его идентичности.

В данной публикации представлены результаты анализа основного фонда музейной коллекции Юматовского этнографического музея Уфимского района Республики Башкортостан (полное название учреждения – Муниципальное бюджетное учреждение «Юматовский этнографический музей муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан»). Отдельное внимание уделено предметам, связанным с представителями славянских этносов, а именно – украинцами, постоянно проживающими в пределах исследуемой территории с 40-х гг. XVIII в. [1].

Библиографический список, посвященный изучению украинцев края, насчитывает более 500 единиц. Наиболее известными являются труды историков и этнологов – Бабенко В.Я. [2.], Черниенко Д.А. [3;4], фольклористов [5] – Карпухин И.Е. [6], Галиева Ф.Г. [7] и диалектологов [8-10].

Также ряд публикаций, посвященных данной проблематике, подготовлено автором [11; 12].

Однако специальных исследований, посвященных изучению историко-культурного наследия украинцев Республики Башкортостан, по материалам музейных коллекций ранее не проводились.

Идея создания музея в с. Юматово, как частной музейной коллекции, пренадлежит супругам Зыряновым – Сергею Алексеевичу и Наталье Сергеевне. Экспонируемые фотографии свидетельствуют о том, что его строительство было начато в августе 1972 г. [13]. Стоит отметить, что работы по формированию отдельных экспозиций, в частности «Прядение и ткачество», проводились еще в 1970 г. [14] и, соответственно, можем предположить, что экспедиционные выезды для поиска экспонатов проводились еще раньше. Новое здание музея было открыто для посетителей в 1975 г., до этого этого времени все собранные ранее экспонаты хранились в небольшом помещении.

Современный Юматовский этнографический музей насчитывает 14 разделов экспозиции, которые репрезентуют сведения о культуре и быте тюркских (башкиры, татары, чуваши), финноволжских (марийцы, удмурты, мордва) и славянских (русские, белорусы, украинцы) народов, населяющих Республику Башкортостан. На постоянном хранении в музее находятся более 7 тысяч экспонатов [15] из них – 4872 представлены в открытом доступе. Данное количество единиц хранения рассмотрено нами при подготовке публикации.

География предметов музейной коллекции достаточно широка и представлена не только населенными пунктами районов Башкортостана, но и рядом регионов Российской Федерации.

При этом, по результатам проведенного анализа выявлено, что основная часть экспонатов, связанных с украинским населением, переданы из населенных пунктов Чишминского и Уфимского районов, что непосредственно связанно с близостью к самому музею и соответственно, более частыми экспедициями в целях наполнения основных экспозиций. По данным переписи населения 1920 г. и переписи хозяйств 1925 г. в Чишминском районе украинцы проживали в 41 населенном пункте, а в Уфимском – в 21 [16]. Максимальная численность украинцев в обозначенных районах зафиксирована в 1939 г. и составила – 7144 чел. в Чишминском и 3392 чел. – в Уфимском районах [17, c. 60].

Вполне закономерно, что за столь длительное проживание украинцев, в пределах исследуемой территории, образцы их традиционной материальной культуры нашли свое отражение и в коллекции музея с. Юматово. При определении их национальной принадлежности учитывались следующие факторы: во-первых – бытование в селах, основанных переселенцами с Украины и зафиксированных в письменных источниках [16] как украинские; во-вторых: дарителями выступали люди с украинскими фамилиями. Таким образом выявлено 306 предметов. Кроме этого еще 41 экспонат отнесен нами в число условно украинских, поскольку по стилю оформления (покрой, орнаменты, цветовая гамма вышивки и пр.) напоминают таковые. В данный перечень вошли предметы не из украинских населенных пунктов Алкино [18], Уфа [19, 20], Юматово [21-25], при этом часть дарителей носят украинские фамилии. Другая часть – не являются украинцами и экспонаты бытовали ранее в Чишмах [26, 27], Туймазах [28], Юматово [29-31], Русский Юрмаш [32], Беркадак [33-35]. В группу условно украинских также зачислены экспонаты, которые переданы в музей дарителями с украинскими фамилиями, однако территория их бытования неизвестна. Всего таких предметов 6 [36-41]. Сюда же отнесены 17 предметов место бытования и даритель которых неизвестны.

Для уточнения данных по национальному составу рассматриваемых поселений, привлекались также материалы Национального архива Республики Башкортостан. В частности, перепроверялись сведения о наличии фамилий дарителей в перечне жителей населенного пункта и национальность хозяина домовладения [42].

Таким образом, все 347 экспонатов основного фонда музея классифицированы нами в следующие группы:

- орудия труда и приспособления для выполнения определенных видов работ (47);

- предметы интерьера и быта, кухонная утварь (33);

- образцы декоративно-прикладного искусства и материалы для их производства (153);

- одежда и обувь (114).

Стоит отметить, что в работе мы не рассматривали современные экспонаты, даже если они были представлены из украинских деревень [43].

Рисунок 1. Ареал распространения украинских экспонатов Юматовского этнографического музея

На рисунке 1 представлен ареал распространения и количество предметов, переданных в Юматовский этнографический музей, из украинских (и не только – см. условно украинские) населенных пунктов. Наибольшее их число происходит из села Черниговка Чишминского района. Данный факт является неслучайным, поскольку именно здесь родилась сооснователь музея – Н.С. Зырянова (в девичестве – Хаенок) [44, Л. 12].

Отметим, что Черниговка была основана в 1904 г. украинскими переселенцами из Борознянского уезда Черниговской губернии [45].

Проведя сравнительно-сопоставительный анализ предметов, их времени изготовления и бытования, выявлена следующая закономерность: более старыми экспонатами – относящимися к концу XIX и первым годам XX в., относятся орудия труда их элементы, приспособления для выполнения определенных видов работ, а также – предметы интерьера и быта, кухонная утварь. К этим же временным рамкам можно отнести одежду. Большинство образцов декоративно-прикладного искусства, за исключением нескольких, датируются более поздним периодом создания – начиная с 1905 г.

Данный факт свидетельствует о том, что переселенцы, переезжая на новые территории, привозили с собой только предметы первой необходимости, а традиционными ремеслами (ткачество, вышивка) начали заниматься лишь после освоения земли и обустройства основного хозяйства. Однако наибольшее количество музейных экспонатов – 153 относятся именно к категории декоративно-прикладного искусства. Это связано, в первую очередь, с отношением к ним, как предметам, имеющим символическое значение, во-вторых – использованием их в обрядах семейного и календарного циклов, и в-третьих – передачи от поколения к поколению, как семейной реликвии.

Так, к самым старым экспонатам, бытовавшим в Черниговке, можно отнести полотенце 1820 г. [46], приспособление для сматывания нитей – мотовило 1896 г. [47], глиняный горшок в форме кувшина 1898 г. [48]. Можно предположить, что они были привезены первыми переселенцами с территории Украины.

В ходе проведенного анализа отмечено, что в качестве дарителей выступали близкие родственники Н.С. Зыряновой – Хаенок Е.С. (7 предметов), Хаенок А.Г. (4) и односельчане. Так, наибольшее количество предметов передано представителями рода Пешко (18) и, судя по разным отчествам дарителей и времени бытования экспонатов, – разными поколениями этой семьи. Также, достаточно много музейных экземпляров подарили Чуева А.З (14), Бебко М.С. (9), Лапаух А.И. (7), Драбков В.Ф. (5); Копертех М.Т. (5) и др.

На сегодняшний день сложно определить все ли они принадлежали конкретным семьям или же собирались для музея среди других односельцев. Однако учитывая тот факт, что каждая семья обеспечивала себя одеждой и другими необходимыми предметами интерьера, то возможно предположить, что в фонде музея хранятся целые семейные коллекции.

Отдельное внимание стоит уделить экспонатам из исчезнувшей деревни Беркадак, основанной в начале XIX в. [49]. Ее название является нехарактерным для славянской топонимики, однако в связи с бытованием в ней предметов, связанных с украинской культурой, вызвала у нас интерес. Отметим, что на современном этапе исследования существует населенный пункт под названием Новый Беркадак [50], однако, в отличие от первого – второй был основан как хутор лишь спустя столетие.

По материалам полевых записей уточнена информация о том, что первые украинцы-переселенцы основались недалеко от Беркадака и новое поселение получило свое название в честь территории их происхождения – Черниговской губернии. В советский период Беркадак вошел в состав Черниговки, а в памяти здешних жителей сохранился местный топоним – Старый Беркадак [51]. Данную информацию подтверждает, и карта 1912 г. на которой нанесены оба населенные пункты, находящиеся неподалеку друг от друга. То-есть, в этом случае бытование украинского экспоната в д. Беркадак можно объяснить территориальной близостью с Черниговкой. Помимо этого, не стоит исключать и изменение постоянного места жительства, а также – наличие межэтнических браков между жителями данных поселений. Этот факт, по нашему мнению, является основополагающим в случае и с другими селами, где украинцы не проживали вообще (Русский Юрмаш) [52] или составляли незначительный процент от общего числа населения, однако предметы, имеющие отношение к украинской культуре, в них бытовали. К примеру, в с. Юматово по данным переписи населения 1917 г. зафиксировано всего три домовладения украинцев [53, Л. 8,15; 54, Л. 8].

Интересным, с научной точки зрения, является определение территорий происхождения переселенцев, что позволит обозначить ареалы распространения их культуры в Башкортостане. Идентифицировать регион выходцев-украинцев можно и по особому виду искусства, стиль исполнения которого характерен лишь определенному этнографическому району Украины. Ярким примером тому выступают хранящиеся в Юматовском этнографическом музее красно-белые тканые кролевецкие рушники (полотенца), получившие свое название по месту их производства – г. Кролевец современной Сумской области. Помимо традиционной цветовой гаммы, рушникам свойственны геометрический орнамент и его симметричность по горизонтали и вертикали. География их бытования в исследуемом регионе представлена сс. Боголюбовка [55], Михайловка [56] Чишминского и Юматово [57] Уфимского районов. Также одна из единиц хранения, соответствующая указанным свойствам кролевецкой ткацкой мануфактуры, отнесена нами в категорию условно украинских в связи с отсутствием информации о месте ее происхождения и дарителе [58].

Особое внимание стоит обратить на период создания рассматриваемых рушников. Так один из них относится к 1899 г., то есть вероятно был привезен с Украины, а второй – датируется 1916 г. и выполнен с соблюдением традиционной техники и стиля уже за пределами материковой территории. Наличие их в других украинских селах Чишминского района подтверждают наши материалы экспедиционных выездов 2022 г. В частности, Левченко М.И. поведала о бытовании «королевских» рушников у ее бабушки и дедушки в исчезнувшей д. Березняк [59]. Также, как семейную реликвию, часть кролевецкого рушника, хранит жительница д. Кахновка – Куриляк (Козловская) Л.Н. [60].

Отметим, что помимо рушников, в коллекции музея зафиксировано наличие тканых платков, бытовавших ранее в д. Черниговка, [61-64] и Михайловка [65; 66], выполненных в стиле характерном для кролевецкого.

Из деревни Боголюбовка, Чишминского района, в коллекцию Юматовско музея передано 53 предмета. Среди них особый интерес вызвали образцы декоративно-прикладного искусства с авторскими надписями. К примеру, на полотенце, представленном Пурик Г.Т. нитями серого и красного цветов вышита надпись на украинском языке «МОЯ РОБОТА» [67]. Помимо надписи, интересным является сочетание растительного и зооморфного орнаментов.

Отдельного внимания заслуживает традиционная одежда украинцев, которая помимо прямого своего назначения – отражает особенности повседневности, празднично-обрядового бытия и социального статуса человека. Как и на территории Украины, среди украинцев Башкортостана традиционный женский костюм включал нательную (рубашка), поясную (юбка и фартук), нагрудную (безрукавка) и верхнюю (свита, кожух) одежду. В качестве головного убора использовали платки.

Мужчины носили рубашки, штаны, безрукавки, свиты, кожухи и тулупы, а на голове – шляпы, картузы и шапки.

По материалам музейной коллекции можно выделить повседневную и праздничную одежду, кроме того – несколько экспонатов относятся к разряду обрядовой. Первый из них – венок [68], традиционный головной убор незамужней девушки, а второй – чепец [69], головной убор замужней женщины.

Таким образом, в ходе выполненного исследования представлен анализ предметов, репрезентующих сведения об украинской культуре региона. Выполнена классификация рассматриваемых экспонатов, обозначена география их бытования. Выявлена закономерность в периодизации бытования музейных предметов, связанных с первоочередностью и необходимостью их использования в обиходе и хозяйстве. На примере кролевецких рушников прослеживаются региональные особенности традиционного ткачества.

Библиография
1. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 2. Оп. 1. Д.4. – Л. 8 об.
2. Бабенко В.Я. Украинцы в Башкирской ССР: поведение малой этнической группы в полиэтничной среде. Уфа: БНЦ УрО РАН, 1992.
3. Черниенко Д.А. Украинистика Южного Приуралья: монография. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013.
4. Черниенко Д.А., Пилипак М.А. Село Казанка и украинцы Альшеевского района / общ. ред. В.Я. Бабенко. Уфа: ИЦ Уфимского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.
5. Фольклор народов Башкортостана: энциклопедия / Государственное автономное учреждение науки Республики Башкортостан «Башкирская энциклопедия» ; научно-редакционная коллегия: Ф.А. Надршина (главный редактор), У.Г. Саитов (ответственный редактор) [и др.]; перевод на английский язык: ООО «Центр межкультурного сотрудничества». Уфа : Башкирская энциклопедия, 2020.
6. Карпухин И.Е. Фольклорно-этнографические взаимовлияния свадеб русских и украинцев Башкортостана (по наблюдениям и записям 1950–1990 гг.) // Украина – Башкортостан: связь времен. Уфа: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. С. 92-110.
7. Украинский фольклор в Башкортостане : фольклорный сборник / Состав., автор вступ. ст. и коммент. Ф. Г. Галиева. – Уфа : Башк. энцикл., 2020.
8. Кобиринка Г. С., Ткачук М. Н. Украинские говоры в этнокультурном и этноязыковом пространстве Башкортостана // VII Кирилло-Мефодиевские чтения. Уфа: ИЦ Уфимского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. С. 173-181.
9. Кобиринка Г. С., Ткачук М. М. У мовному діалозі Агідель і Дніпра // Jahrbuch der ІV. Internationalen virtuellen Konferenz der Ukrainistik. “Dialog der Sprachen – Dialog der Kulturen. Die Ukraine aus globaler Sicht”. München– Berlin, 2014. P. 79-90.
10. Ткачук М. М. Українські говірки Башкортостану: Золотоношка і Степанівка. К.: Національна академія наук України; Інститут української мови, 2020.
11. Пилипак М.А. Традиционная культура славян в полиэтничной среде Республики Башкортостан: на примере украинцев деревни Гавриловка Федоровского района // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2023. Том 47. № 2. С. 89-96.
12. Пилипак М.А. Село Кахновка Чишминского района: к вопросу изучения историко-культурного наследия украинцев Башкортостана // V Международный молодежный научный форум. Уфа: АН РБ, 2023. С. 95-100.
13. Фото «Супруги Зыряновы со строителями (заложен фундамент здания)», август 1972 г. // Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации (далее – ГКМФРФ) URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21163188.
14. Фото «Н.С. и С.А. Зыряновы за оформлением экспозиции «Прядение и ткачество», 1970 г. // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21162601
15. Юматовский этнографический музей муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан URL: https://yumat-myzei.bash.muzkult.ru/
16. Населенные пункты Башкортостана. Ч. ІІІ. Башреспублика, 1926. Уфа: Китап, 2002.
17. Народы Башкортостана в переписях населения: в 2 ч. Ч. I / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа: Китап, 2016.
18. Лоток // ГКМФРФ) URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22889896.
19. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35198323.
20. Вышивка «Девушка с голубями» // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19656280.
21. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35307729.
22. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33359374.
23. Дерюга // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33250834.
24. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31741689.
25. Платье // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35977902.
26. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35200110.
27. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35199862.
28. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35199908.
29. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35199233.
30. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33359130.
31. Рушник // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31064624.
32. Лапти // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33604166.
33. Платье // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35917096.
34. Платье // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35215258.
35. Рубаха // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35128342.
36. Берда // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=18637499.
37. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35146865.
38. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27910310.
39. Фартук // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31588694.
40. Пояс // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27889735.
41. Платок // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19657542.
42. Материалы сельскохозяйственной и поземельной переписи населения 1917 года по территории Республики Башкортостан URL: https://basharchive.ru/census/1917/.
43. Шапка // ГКМФРФ URL:https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20310875.
44. Материалы поземельной переписи 1917 года по: с. Черниговка, Уфимский уезд, Караякуповская волость. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 5105. Л. 1-114 об.
45. Черниговка, село в Чишминском р‑не URL: http://bashenc.online/ru/articles/75146.
46. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35089950.
47. Мотовило // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=38333661.
48. Глиняный горшок в форме кувшина // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22968083.
49. Старый Беркадак, село в Чишминском р‑не URL: https://bashenc.online/ru/articles/106768/.
50. Новый Беркадак, село в Чишминском р‑не URL: https://bashenc.online/ru/articles/106768/.
51. Экспедиционные записи Пилипака М.А. от Ломонос С.В. 1965 г.р., жителя с. Черниговка Чишминского района Республики Башкортостан, ноябрь 2023 г.
52. Материалы поземельной переписи 1917 года по: с. Новый Юрмаш, Уфимский уезд, Ногаевская волость. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 5154. Л. 1-175 об.
53. Материалы поземельной переписи 1917 года по: поселок при станции Юматово, Уфимский уезд, Осоргинская волость. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 5311. Л. 1-17 об.
54. Материалы поземельной переписи 1917 года по: с. Юматово (станция), Уфимский уезд, Осоргинская волость. Ф Р-473. Оп. 1. Д. 5329. Л. 1-15 об.
55. Полотенце (рушник) // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35198628.
56. Полотенце // ГКМФРФ URL:https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33455732.
57. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31741689.
58. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35201774.
59. Экспедиционные записи Пилипака М.А. от Левченко (Савенко) М.И. 1936 г.р. жительницы с. Кахновка Чишминского района Республики Башкортостан. Июль 2022.
60. Экспедиционные записи Пилипака М.А. от Куриляк (Козловскойя) Л.Н. 1967 г.р. жительницы с. Кахновка Чишминского района Республики Башкортостан. Июль 2022.
61. Платок // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35127960.
62. Платок // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16450501.
63. Платок // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35201719.
64. Платок // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35128017.
65. Платок // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35127819.
66. Платок // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35128130.
67. Полотенце // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35199346.
68. Венок на голову // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35093157.
69. Чепец // ГКМФРФ URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35127731.
References
1. The State Archive of the Orenburg region. F. 2. Оp. 1. D.4. – L. 8.
2. Babenko, V. Ya. (1992). Ukrainians in the Bashkir SSR: the behavior of a small ethnic group in a polyethnic environment. Ufa, Russia: BSCUB RAS.
3. Cherniyenko, D. A. (2013). Ukrainistics of the Southern Urals: monograph. Izhevsk, Russia: Publishing house «Udmurt University».
4. Cherniyenko, D., Pilipak, M., Babenko, V. (Ed.). (2012). The village of Kazanka and Ukrainians of the Alsheyevsky district. Ufa, Russia: PC of the Ufa branch of the Moscow State University named after M.A. Sholokhov.
5. Nadrshina F., & Saitov U. (Eds.). (2020). Folklore of the peoples of Bashkortostan: encyclopedia. Ufa, Russia: Bashkir Encyclopedia.
6. Karpukhin, I. E. (2001). Folklore and ethnographic mutual influences of weddings of Russians and Ukrainians of Bashkortostan (according to observations and records of 1950-1990). In Ukraine – Bashkortostan: the connection of times (92-110). Ufa, Russia: M. A. Sholokhov MSOPU.
7. Galieva, F. G. (Ed.). (2020). Ukrainian folklore in Bashkortostan: folklore collection. Ufa, Russia: Bask. encycl.
8. Kobirinka, G. S., & Tkachuk, M. N. (2013). Ukrainian dialects in the ethno-cultural and ethno-linguistic space of Bashkortostan. In VII Cyril and Methodius readings (173-181). Ufa, Russia: PC of the Ufa branch of the Moscow State University named after M.A. Sholokhov.
9. Kobyrynka, G. S., & Tkachuk, M. M. (2014). У мовному діалозі Агідель і Дніпра [In the language dialogue between Agidel and Dnipro]. Jahrbuch der ІV. Internationalen virtuellen Konferenz der Ukrainistik. “Dialog der Sprachen – Dialog der Kulturen. Die Ukraine aus globaler Sicht”, 79–90.
10. Tkachuk, M. (2014). Українські говірки Башкортостану: Золотоношка і Степанівка [Ukrainian dialects of Bashkortostan: Zolotonoshka and Stepanovka]. Kiev, Ukraine: National Academy of Sciences of Ukraine; Institute of Ukrainian languageю.
11. Pilipak, M. A. (2023). Traditional culture of Slavs in the polyethnic environment of the Republic of Bashkortostan: on the example of Ukrainians of the village of Gavrilovka, Fedorovsky district. Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, 47(2), 89–96. doi:10.24412/1728-5283_2023_2_89_95
12. Pilipak, M. A. (2023). Village of Kakhnovka, Chishminsky district: on the issue of studying the historical and cultural heritage of Ukrainians of Bashkortostan. In V International Youth Scientific Forum (95-100). Ufa, Russia: AN RB.
13. Photo "The Zyryanov couple with the builders (the foundation of the building was laid)", August 1972. In State Catalog of the Museum Fund of the Russian Federation (hereinafter – GKMFRF) Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21163188
14. Photo "N.S. and S.A. Zyryanov for the design of the exposition "Spinning and weaving", 1970. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21162601
15. Yumatov Ethnographic Museum of the municipal district of the Ufa district of the Republic of Bashkortostan Retrieved from https://yumat-myzei.bash.muzkult.ru/
16Settlements of Bashkortostan. Part III. Bashrepublika. (1926). Ufa, Russia: Kitap.Ш
17 The peoples of Bashkortostan in the population censuses. (2016). Ufa, Russia: Kitap.
18. Tray. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22889896
19. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35198323
20. Embroidery "Girl with pigeons". In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19656280
21. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35307729
22. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33359374
23. Deryuga. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33250834
24. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31741689
25. Dress. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35977902
26. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35200110
27. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35199862
28. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35199908
29. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35199233
30. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33359130
31. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31064624
32. Lapti. GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33604166
33. Dress. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35917096
34. Dress. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35215258
35. Shirt. GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35128342
36. Berda. GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=18637499
37. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35146865
38. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27910310
39. Apron. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31588694
40. Belt. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27889735
41. Shawl. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19657542
42. Materials of the agricultural and land census of 1917 on the territory of the Republic of Bashkortostan. Retrieved from https://basharchive.ru/census/1917/
43. Hat. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20310875
44. Materials of the land census of 1917 for: village of Chernihivka, Ufa county, KaraYakupovskaya volost. F. R-473. Op. 1. D. 5105. L 1-114.
45. Chernihivka, a village in Chishminsky district Retrieved from http://bashenc.online/ru/articles/75146
46. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35089950
47. Reel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=38333661
48. Clay pot in the shape of a jug. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22968083
49. Stary Berkadak, a village in Chishminsky district Retrieved from https://bashenc.online/ru/articles/106768/
50. Novy Berkadak, a village in Chishminsky district Retrieved from https://bashenc.online/ru/articles/106768/
51. Expedition records Pilipak M.A. from Lomonos S.V. born in 1965, a resident of the village of Chernihiv, Chishminsky district of the Republic of Bashkortostan, November 2023.
52. Materials of the land census of 1917 for: Novy Yurmash village, Ufa district, Nagaevskaya volost. F. R-473. Op. 1. D. 5154. L. 1-175.
53. Materials of the land census of 1917 for: settlement at the Yumatovo station, Ufa county, Osorginskaya volost. F. R-473. Op. 1. D. 5311. L. 1-17.
54. Materials of the land census of 1917 for: village Yumatovo (station), Ufa county, Osorginsky parish. F R-473. Op. 1. D. 5329. L. 1-15.
55. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35198628
56. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33455732
57. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31741689
58. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35201774
59. Expedition records Pilipak M.A. from Levchenko (Savchenko) M.I. born in 1936, a resident of the village of Kakhnovka of the Chishminsky district of the Republic of Bashkortostan. July 2022.
60. Expedition records Pilipak M.A. from Kurilyak (Kozlovskaya) L.N., born in 1967, a resident of the village of Kakhnovka of the Chishminsky district of the Republic of Bashkortostan. July 2022.
61. Shawl. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35127960
62. Shawl. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16450501
63. Shawl. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35201719
64. Shawl. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35128017
65. Shawl. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35127819
66. Shawl. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35128130
67. Towel. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35199346
68. A wreath on the head. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35093157
69. Cap. In GCMFRF Retrieved from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35127731

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Отзыв
на статью «Историко-культурное наследие украинцев Республики Башкортостан: по данным фондов Юматовского этнографического музея»

Предмет исследования музейные формы историко-культурного наследия украинцев Республики Башкортостан в Юматовском этнографическом музее.
Методология исследования. Методология исследования включает системный, сравнительно-исторический, аналитический, описательный и др. методы.
Актуальность исследования. Этнический состав Башкортотана формировался на протяжении длительного периода времени. Украинцы компактно проживают на территории Башкортостана с 40-х гг. XVIII в. В настоящее время возрос интерес к историко-культурному наследию народов региона (к предметам традиционной культуры), которые сохранились в музейных коллекциях. Автор пишет, что «материалы музейных коллекций, и особенно этнографических предметов, выступают важной составляющей характеристики этноса, определения его идентичности».
Научная новизна определяется постановкой проблемы и задач исследования. Научная новизна обусловлена тем, что до настоящего времени не было работ, посвященных историко-культурного наследия украинцев Республики Башкортостан, по материалам музейных коллекций, данная статья ставит цель восполнить этот пробел.
Стиль, структура, содержание. Стиль работы научный, с элементами описательности. Структура работы в целом логично выстроена и направлена на достижение цели и задач исследования. В начале статьи автор дает информацию о времени появления украинцев в изучаемом регионе, выделяет ареалы их пребывания и их численность по данным 1939 года. Отмечает исследователей, которые занимались изучением культуры и быта, фольклора и т.д. украинских поселенцев в Республике Башкортостан. Затем он переходит к истории создания Юматовского музея, который был создан в 1970-ые годы как частный музей. В настоящее время музей является бюджетным учреждением (его официальное название Муниципальное бюджетное учреждение «Юматовский этнографический музей муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан»). Текст статьи логично выстроен и последовательно изложен. Автор раскрывает, как в музее определяли какие предметы являются украинские и какие факторы влияли на их классификацию по национальному признаку (населенный пункт, фамилия дарителя экспоната и т.д.). Среди экспонатов основного фонда 347 экспонатов являются украинскими. По классификации автора «они отнесены в следующие группы: орудия труда и приспособления для выполнения определенных видов работ (47); предметы интерьера и быта, кухонная утварь (33); образцы декоративно-прикладного искусства и материалы для их производства (153); одежда и обувь (114). Музейные экспонаты, отмечает автор статьи, «дают возможность определить территорию происхождения украинских переселенцев» и обозначить ареалы распространения их культуры в Башкортостане. «Идентифицировать регион выходцев-украинцев можно и по особому виду искусства, стиль исполнения которого характерен лишь определенному этнографическому району Украины. Ярким примером тому выступают хранящиеся в Юматовском этнографическом музее красно-белые тканые кролевецкие рушники (полотенца), получившие свое название по месту их производства – г. Кролевец современной Сумской области». В завершении статьи автор пишет:» в ходе выполненного исследования представлен анализ предметов, «репрезентирующих сведения об украинской культуре» региона. Выполнена классификация рассматриваемых экспонатов, обозначена география их бытования. Выявлена закономерность в периодизации бытования музейных предметов, связанных с первоочередностью и необходимостью их использования в обиходе и хозяйстве. На примере кролевецких рушников прослеживаются региональные особенности традиционного ткачества».
Библиография работы разнообразна, в ней представлены ссылки на 69 источников (51 из них это музейные экспонаты, материалы поземельной переписи и личные полевые материалы автора статьи). Библиография оформлена по требованиям журнала.
Апелляция к оппонентам представлена в собранном в ходе работы над статьей информации.
Статья будет интересна специалистам, студентам, аспирантам, всем кто интересуется национально-культурным достоянием полиэтнической Республики Башкортостан.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.