Статья 'Организация учебного процесса в постблокадное время в Ленинграде' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Организация учебного процесса в постблокадное время в Ленинграде

Прищепа Александр Сергеевич

ORCID: 0000-0001-7063-8067

кандидат исторических наук

доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда ГММОБЛ, г. Санкт-Петербург

195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29б

Prishchepa Aleksandr Sergeevich

PhD in History

Associate professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Researcher at the Department of the Institute for the History of Defense and Siege of Leningrad, GMMOBL, St. Petersburg

195251, Russia, Saint Petersburg, Politechnicheskaya str., 29b

a.prischepa@list.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Хазов Владимир Константинович

ORCID: 0000-0001-7194-738X

кандидат философских наук

доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда (СПб ГБУК «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда»)

195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29б

Khazov Vladimir Konstantinovich

PhD in Philosophy

Associate professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Researcher of Institute of history of Defense and Blockade of Leningrad (St. Petersburg State Memorial Museum of Defense and Blockade of Leningrad)

195251, Russia, Saint Petersburg, Politechnchiyeska str., 29b;
191028, Russia, Saint Petersburg, State Memorial Museum of Defense and Blockade of Leningrad, Solyanoi str., 9.


vla1698@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2024.1.68716

EDN:

CYWQIX

Дата направления статьи в редакцию:

15-10-2023


Дата публикации:

06-02-2024


Аннотация: Настоящая статья посвящена организации образовательного процесса в послевоенном Ленинграде. Работа основывалась на принципах объективизма и историзма, в рамках данного исследования был реализован системный подход, использовались синхронно-диахронный, историко-типологический и историко-генетический методы. Авторы рассматривают организацию образовательного процесса как один из важнейших факторов быстрого и устойчивого восстановления промышленности в Ленинграде во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. Прямым следствием войны и блокады стало масштабное разрушение помещений заводов, оборудования, разрушение логистических цепочек, но главное массовая гибель людей, в том числе и многих высококлассных специалистов. Само по себе восстановление материально-технической составляющей промышленного производства города с опорой на задействование ресурсов других регионов было возможно, но обеспечение устойчивого развития Ленинграда требовало восстановления систем подготовки трудовых и научных кадров. В настоящем исследовании применялись принципы объективизма, историзма, и системности научного подхода. Системный подход, помог авторам изучить основные компоненты, влияющие на процесс восстановления системы подготовки кадров высшей квалификации и профессионального развития специалиста в рамках ВУЗа в Ленинграде, изучив качественный профессорско-преподавательский состав. Кроме того, блокада нанесла огромный ущерб (прежде всего материальный) ленинградским университетам. Устранение этого ущерба в послевоенный период осуществлялось во многом трудом сотрудников, студентов и преподавателей ВУЗов Ленинграда. Еще более значим вклад ленинградских учебных заведений в дело восстановления научно-образовательного потенциала города. Сочетание педагогической и научно-практической мысли позволило создать многие послевоенные промышленные предприятия. Работа студентов и молодых ученых способствовала возобновлению производства практически всей номенклатуры довоенной, а также разработке новых видов продукции (современных машин, станков, приборов). Авторы приходят к выводу, что в результате деятельности учебных и научных заведений Ленинграда в конце 1940-х – начале 1950-х гг., ленинградская промышленность смогла восстановить свой научно-технический потенциал. Общим следствием этого стало достижение объема валовой выпускаемой продукции довоенного уровня (в конце 1940-х годов) и превышение довоенных показателей к 1950 году.


Ключевые слова:

Ленинград, блокада, промышленность, наука, восстановление, Академия наук, ВУЗы Ленинграда, научно-исследовательские институты, производство, образование

Abstract: This article is devoted to the organization of the educational process in post-war Leningrad. This process is described as one of the factors of the rapid and sustainable recovery of urban industry in the second half of the 1940s. The blockade lasted for a long four years. The result of it was a massive destruction of the city. However, the main damage that Leningrad suffered and which significantly slowed down the process of its restoration was the mass death of people. The city is faced with an acute shortage of workers, primarily high-class professionals. The blockade caused huge damage to the material part of Leningrad universities. The elimination of this damage, carried out largely by the work of their employees, students and teachers, is one of the Great Pages of history. It was the combination of pedagogical and scientific thought that allowed many post-war profiles of industrial enterprises to appear. Students and young scientists actively contributed to the resumption of production of almost the entire range of pre-war products, as well as the development of new types of products, modern machines, machine tools, devices. As a result of the set of measures analyzed in this article, the Leningrad industry in terms of gross output reached the pre-war level in the late 1940s, and was able to exceed it by 1950.


Keywords:

Leningrad, blockade, industry, science, restoration, Academy of Sciences, Leningrad universities, research institutes, manufacture, education

Введение

Цель данной работы заключается в исследовании процессов по восстановлению системы подготовки кадров высшей квалификации в Ленинграде после снятия блокады. Объектом определен сам процесс подготовки кадров, субъектами выбраны, выпускники школ, студенты и аспиранты, которые продолжили образовательный процесс после снятия блокады города и окончания Великой Отечественной войны, а предметом изучения являются управленческие отношения возникшие в системе подготовки квалифицированных специалистов в Ленинграде.

Территориальные рамки ограничены городом Ленинградом, а хронологические рамки исследования ограничены второй половиной 1940-х – конец 1950-х гг. Выбор именно этого хронологического интервала не случайн. В силу необходимости как можно более быстрого восстановления хозяйства в разрушенном после блокады Ленинграде, в этот период широко развернулась деятельность образовательных центров по подготовке кадров. В первую очередь это связано с тем, что большинство выпускников стремилось занять инженерно-технические должности, продолжая профессионально расти и участвовать в научно-технических преобразованиях на тех или иных участках.

Цель этого начинания также понятна – повышение трудовой активности в городе, восполнения почти ликвидированного голодом и войной кадрового резерва Ленинграда. Однако, при общем, почти интуитивном понимании сущности данного явления детали его все еще мало изучены.

Методология исследования опирается на принципы объективизма, историзма, и системности научного подхода. Системный подход, помог авторам изучить основные компоненты, влияющие на процесс восстановления системы подготовки кадров высшей квалификации и профессионального развития специалиста в рамках ВУЗа в Ленинграде изучив качественный профессорско-преподавательский состав.

Использование принципа историзма позволило определить причинно-следственные связи происходивших в описываемое время событий и явлений в обществе, включая, изучение периода и конкретные трудовые условия, в которых находились преподаватели и студенты, работавшие в высших учебных заведениях города.

Принцип объективности помог подойти к изучению проблемы с точки зрения целостного и комплексного подхода, включая рассмотрение механизмов функционирования и динамических свойств. В ходе решения поставленных задач исследования использовалась совокупность общенаучных методов: анализ (демонстрация важных признаков), синтез (оценка явлений на основе объединения свойств его составных частей).

Долгое время данная тема была на периферии научных интересов советских историков. В СССР в силу идеологической и методологической традиций основной упор делался на выявлении организующей и направляющей линии партии. Одной из первых системных работ, в которой проводилось изучение повседневно-бытового и социального контекста жизни и творчества ленинградских ученых стал коллективный труд «Очерки истории Ленинграда». В 1967 г. был опубликован пятый том этой работы, в котором в частности Г.Л. Соболев представил развернутую концепцию истории ленинградской науки, сделав упор на изучении достижений Высшей школы в Ленинграде в первое послевоенное десятилетие (глава «Высшая школа и научно-исследовательская работа» [1]. В 1990-ые гг. А.В. Кольцов предпринимает ряд попыток провести изучение состояния системы организации работы научных учреждений [5] и учреждений Академии наук в Ленинграде после блокады [4]. В частности, ему удается установить количество научных и образовательных учреждений, которые в послевоенные годы развивались в Ленинграде как автономные учреждения. А.А. Смолкина представила в 1970-х институциональную концепцию развития ленинградской науки [3]. Группа исследователей в составе Е.Е. Красноженовой, С.В. Кулика и С.В. Кулинка уже в 2020-ые представили анализ повседневной жизни ленинградского студенчества.

Влияние блокады на промышленный потенциал Ленинграда

27 января 1944 г. произошло радостное событие, граждане СССР вместе с жителями Ленинграда, встретили известие о полном освобождении города от немецко-фашистских захватчиков. Со всех сторон в город поступали поздравительные телеграммы и письма. Во многих из них содержались пожелания скорейшего и полного восстановления города-героя и его предприятий. Действительно, разгром немецких войск под Ленинградом и освобождение Ленинградской области создал условия для значительного повышения промышленно-производственного потенциала города.

Однако существовала проблема, которая прямо препятствовала процессу восстановления Ленинграда. Ленинград испытывал острейший кадровый голод, что в купе с разрушением промышленного оборудования и зданий в годы блокады стало значительным сдерживающим фактором восстановления города [6]. Советское руководство (как городского, так и общесоюзного уровня) отлично понимало, что восстановление хозяйства Ленинграда невозможно без привлечения достаточного количества высококвалифицированных профессиональных кадров. Учитывалось также и то, что блокада, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы, не могла не сказаться на системе образования и подготовки специалистов.

Влияние блокады в этом смысле можно оценить двояко. Во-первых, ужасные условия жизни в городе и гибели на фронте (как в рядах регулярной армии, так и в рядах ополчения) многих молодых людей привело к значительному уменьшению числа потенциальных абитуриентов. Многие недоучившиеся студенты так и не вернулись в аудитории.

С другой стороны, все те же процессы привели к гибели многих высококлассных преподавателей и ученых, способных передать свой опыт следующим поколениям. Последнее было, лишь от части ограничено эвакуацией сотрудников НИИ И ВУЗов. Тем не менее, даже выживших в эвакуации сотрудников нужно было возвращать в Ленинград.

Учитывая выше сказанное можно считать буквально невероятным тот факт, что в такой непростой ситуации, в 1945 году, в Ленинграде возобновило работу 50 высших учебных заведений (85% довоенного числа). Численность поступивших в институты (даже с учетом вернувшихся с фронта) была значительно ниже, чем до войны. Это же касалось и количества преподавателей. Многие из тех, кто получал высшее образование до или в первый год Войны отдали свои жизни в борьбе с врагами Родины. Многие из тех, кто оставался в городе, погибли во время его героической защиты от обстрелов, бомбардировок, голода, обморожений или болезней [1, С. 332.].

Возобновление нормальной деятельности учебных заведений было затруднено по ряду причин. Во-первых, помещения и общежития еще были заняты под госпитали или под иные «блокадные» нужды. Возвращение этих зданий научно-исследовательским институтам затянулось на несколько лет, а недостаток учебной и жилой инфраструктуры во многих из них ощущался и в последующие годы, несмотря на постепенное расширение необходимого фонда. Из-за недостатка помещений занятия в большинстве корпусов в первые годы после снятия блокады, а в некоторых институтах и в последующие годы, велись в две и три смены. Во многих учебных помещениях и общежитиях в 1945-1946 учебном году температура зимой опускалась ниже 10°С. Явственно ощущался недостаток мебели, инвентаря, постельных принадлежностей и посуды.

Во-вторых, значительную проблему представлял вопрос финансирования работы высших учебных заведений. Советская система сталинской эпохи представляется современному обывателю единым, отлаженным и настроенным, строго подчинённым единому плану и единой воле механизмом. Но в реальности это было не совсем так. степень централизации в СССР 1940-х – 1950-х гг. и правда была крайне высока. Однако очень важно понимать, что любая система управления, даже в тоталитарном государстве, функционирует на уровне конкретного руководителя, конкретного человека с его амбициями, задачами, представлениями о приоритетах и методах их решения. По большому счету все было именно так. Уже в это время особую роль начинает играть способность руководителей предприятий и научных объединений получить дополнительное финансирование, доказать свою особую полезность и важность для обще государственного дела. Во многом, такое положение дел объясняется потребностью рационального использования весьма оскудевших за годы войны и не восстановленных еще ресурсов.

Государственные расходы предполагались не малые. Например, в 1947 г. Государственный институт по проектированию заводов тяжелого машиностроения (Гипротяжмаш) разработал планы по реконструкции таких заводов как: Невского машиностроительного завода им. В.И. Ленина, заводов Металлического, Подъемно-транспортного оборудования им. С. М. Кирова, «Русский дизель» и многих других [5]. Кафедра технологии машиностроения Ленинградского политехнического института (ЛПИ им. М.И. Калинина), кафедра технологии приборостроения Ленинградского института точной механики и оптики (ЛИТМО) совместно с НИИ абразивов и шлифования разработали принципиально новую технологию обработки деталей использовавшиеся на ряде предприятий Ленинграда (Лентрублите, «Линотипе») [13, с. 132-133]. На этом примере олично видно, каковы были первоочередные задачи по восстановлению промышленности страны, на что были направлены основные усилия и ресурсы (в том числе интеллектуальные). Однако этот же пример показывает и то, что ряд первоочередных проблем руководство Города могло решить и имеющимися (или рекрутируемыми из других регионов) научно-профессиональными кадрами.

Восстановление научно-исследовательской и образовательной системы как фундамент промышленного восстановления Ленинграда

Тем не менее, восстановление промышленного потенциала Ленинграда не могло быть полным без возрождения научной базы (как в материальном, так и в человеческом планах). Меры по восстановлению научного потенциала, предпринятые сразу после освобождения ленинградской территории от блокады, привели к тому, что в 1946 г. в городе работало уже 22 академических учреждения физико-математического, биологического и гуманитарного профилей. К концу 40-х гг. XX в. практически все высшие заведения города, включая НИИ и ПКТО работали в обычном режиме.

В рамках данного кейса мы можем рассмотреть одну из важнейших проблем теории управления: выбор между долгосрочными и краткосрочными проектами. Этот выбор всегда определен конфигурацией стратегии управления. В конечном итоге, это выбор между тем, что дает «отдачу» здесь и сейчас, но не создает перспектив и тем, что предопределяет возможность успеха в стратегической перспективе, но с потерей результативности в текущем моменте. Сложность этого выбора в послевоенном Ленинграде усиливалась еще и страшнейшим дефицитом ресурсов.

Советское правительство избирает специфический гибридный путь. Суть этой стратегии заключалась в том, чтобы направить основные ресурсы на восстановление материально-технической базы, выделяя некоторый сбалансированный минимум на поддержание и возрождение научно-исследовательского потенциала. За исключением ряда сравнительно крупных институтов и конструкторских бюро, научно-исследовательские организации были самыми малочисленными и низким техническим оснащением. Тем не менее, количество научных учреждений и ученых составляло в первую послевоенную пятилетку начинает неуклонно расти.

Члены Академии наук СССР в первые годы после освобождения региона от блокады войны в 1946 г., выбирают стратегию, направленную на значительное увеличение числа научных и изыскательских работ и проектов. В это время были определены более 700 проблем фундаментального и прикладного характера для решения практических задач народного хозяйства и обеспечения задела в развитии науки на будущее. По количеству учреждений, объему исследований и численности кадров в Ленинграде располагалась примерно шестая часть Академии наук СССР, издавалось 9 из 37 (или 25%) академических научных журналов [5]. В городе работало свыше 180 докторов наук (если смотреть от общего числа докторов наук всей Академии). Всего в это время в Ленинграде работало 5800 научных работников, из них около двух тысяч с учеными степенями, включая 96 академиков и членов-корреспондентов АН СССР (23% от общего количества членов Академии наук), работающих в академических учреждениях, вузах и отраслевых НИИ [9, с. 232].

Весьма исчерпывающая информация роли АН СССР в деле восстановления советского высшего образования в послевоенный период представлена в работе Кольцова А.В. «Ленинградские учреждения Академии наук СССР в 1934–1945 гг.» [4]. После окончания ВОВ в 1945 и 1946 гг. выпуск из средних школ по Советскому Союзу, и особенно в Ленинграде, был меньшим, чем контингент намеченного приема в ВУЗы, поэтому для выполнения плана приема директора некоторых вузов зачисляли на специально открытые подготовительные курсы и тех, кто еще не окончил 9 классов. К концу 1945/46 учебного года в ленинградских учебных центрах насчитывалось лишь 60% от предвоенного числа студентов, в то время как по СССР в среднем этот показатель достиг 90% [8, с.126].

Особенностью приема в период 1945-1947 гг. являлось и то, что он производился в течение всего учебного года на все курсы из числа демобилизованных или возвращающихся из эвакуации потенциальных студентов. Вплоть до второй половины 1950-х годов студентки составляли в вузах большинство учащихся [2, с.86].

Планы приема в вузы Ленинграда стали выполняться, начиная только лишь с 1947 г. В первые послевоенные годы число приезжих среди студентов первых курсов критически превышало число ленинградцев. Это повышение сохранилось и в следующие пост блокадные годы. Только лишь с 1948 г. большая часть ленинградских ВУЗов начинает принимать студентов уже на основе конкурса, но в ряде ВУЗов нередко первый курс укомплектовывается не принятыми в другие вузы. Награжденные золотой и серебряной медалями зачислялись в вузы без экзаменов вплоть до 1955 г., когда это право было отменено для некоторых вузов (в Ленинграде - для 13), а с 1959 г. прием медалистов в вузы без экзаменов был отменен повсеместно.

Стоит указать на трудности, с которыми столкнулись учебные заведения в первые послевоенные годы. Первое в возможности полной реализации учебной программы или учебно-практической работы. Дело в том, что большинство студентов возобновило занятия после длительного перерыва, включая отсутствие в виде разрушенной учебной инфраструктуры. Несмотря на организацию дополнительных учебных занятий для тех, кто имел, перерыв в учебе, отсев из вузов в 1945-1946 учебном году составил в среднем по городу 16% от общего числа студентов, из них четыре пятых по неуспеваемости.

В результате слияния родственных вузов общее их число в Ленинграде сократилось с 50 в 1945 г. до 43 в 1964 г. Принципиально важным событием стало объединение в 1959 г. Института инженеров водного транспорта и Научно-исследовательского института водного транспорта с передачей хорошо оснащенного механического завода. В итоге создается новый типа института, в котором профессора и преподаватели получили возможность наиболее полно и эффективно приобщиться к научной работе, а результаты научных исследований стали в максимальной степени использоваться в учебном процессе. Этот удачный опыт указал один из путей дальнейшего совершенствования высшего образования.

В послевоенные годы в Ленинграде появилось шесть новых высших учебных заведений. В 1945 г. были созданы: Институт авиационного приборостроения им. B. И. Мухиной, и Высшее художественно-промышленное училище, a в 1946 г. - Гидрометеорологический институт. Позже открывается Высшее авиационное училище, возобновляется работа Ленинградской высшей партийной школы. Вновь был организован на базе вечернего отделения Политехнического института - существовавший в еще 1930-е годы завод-втуз при Ленинградском металлическом заводе.

Следует отметить, что в Ленинграде с 1945 по 1956 гг. происходят резкое изменение соотношения между числом подготавливаемых специалистов для промышленности, включая отрасли такие как строительная, транспортная и системой подготовки кадров для культуры, искусства и просвещения. В 1945-1946 гг. для производственной сферы (промышленности, транспорта, строительства и связи) готовилось более чем 50 % студентов в высших учебных заведениях Ленинграда. В то время как на гуманитарных и социокультурных направлениях и факультетах (искусство, здравоохранение и педагогические специальности) обучалось от 5 % -21% от всех студентов в ВУЗах города, а в 1963-1964 гг. обучалось от 1,5% - на факультетах искусства и 15% на педагогических направлениях [7, с. 95-96].

Относительное число заканчивающих обучение в ленинградских ВУЗах было выше этого среднего показателя (7,2%) по таким специальностям, как химическая технология, радиотехника связь, машиностроение приборостроение, искусство, в области электромашиностроения и электроприборостроения, лесоинженерного дела и технологии древесины, геодезии, картографии и метеорологии. Ленинградские вузы оканчивали свыше одной пятой студентов от общего выпуска вузов Советского Союза по данным специальностям.

При этом, нужно отметить, что подавляющему большинству технических специальностей ленинградские учебные заведения не в полной мере обеспечивали выполнение заявок промышленности, научно-исследовательских институтов и учреждений Ленинграда. Так как чаще в описываемый период, выпускников школ города старались отправлять в другие регионы для поступления в высшие учебные заведения. Преподавание общественных наук было направлено на формирование у студентов марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической сознательности. Профессора и преподаватели ленинградских вузов стремили связать изучение социально-экономических дисциплин с практикой коммунистического строительства.

Находила эта установка самое, что не на есть практическое и, даже, буквальное, воплощение – ученые, аспиранты и студенты приняли самое активное участие в деле восстановления и модернизации городской и промышленной инфраструктуры города. Важной задачей курса физики стала ориентация на новые методы производства, всемерное развитие творческих способностей студентов, формирование материалистического мировоззрения. В решении этих задач кафедры физики ленинградских вузов приобрели ценный опыт и достигли успехов.

Вместе с тем главными недостатками преподавании физики было то, что реальный эксперимент не стал еще в достаточной мере его основой, лекционная тематика лабораторных работ охватывала в основном лишь проблемы классической физики, лабораторное оборудование во многих вузах не соответствовало современному техническому уровню.

Увеличение числа активно используемых в промышленности (и вновь открытых) полезных химических элементов, создание множества новых совершенных материалов с заданными свойствами, разработка рациональных и экономичных технологических процессов предъявляют повышенные требования к подготовке химиков различного профиля и к химической подготовке специалистов по множеству нехимических специальностей.

Через два года после окончания войны число профессоров и преподавателей в ленинградских ВУЗах превысило довоенные показатели. При этом, число преподавателей с учеными степенями и званиями уже в 1947 г. стало больше, чем до Великой Отечественной войны. Общее количество преподавателей, в период с 1947 по 1965 г. увеличилось с 8,9 до 15,8 тыс. 25 (что в полтора раза превышало количество профессоров и преподавателей во всех высших учебных заведениях России в 1914 г.). С конца 1940-х гг. в высших учебных центрах страны начали обращать внимание на решение экономико-практических вопросов с ориентацией на производственно-практическую составляющую [10].

Одновременно начали повышаться требования к экономическому обоснованию дипломных проектов, т.е. выгода результата на практической основе. Улучшалась и связь вновь организованных кафедр с промышленностью и сельским хозяйством, по экономике и планированию производства был издан ряд учебников и методических пособий, многие из которых написали ленинградские авторы.

В завершение основного повествования стоит отдельным пунктом отметить, что сфера образования в послевоенные годы не ограничивалась только сферой предоставления первичного образования. Острый кадровый голод, о котором мы писали неоднократно выше, требовал, как от рядовых сотрудников, так и руководителей предприятий иногда переквалификации, а иногда, прохождения занятий по повышению квалификации.

В этом смысле, например, очень показательна ситуация в Свердловском районе Ленинграда (данный район существовал до 1960-го года в западной части Васильевского острова (от 12-ой линии до Финского залива и был одним из центров «промышленной жизни города»), которая реконструируется по документам послевоенного периода. В перечне вопросов, обсуждавшийся на бюро Свердловского РК ВКП(б) в 1946 г. одним из первых стоит «О создании при Райпартдоме семинара для руководителей промышленных предприятий района по изучению организации и экономики производства». Этот вопрос обсуждался 22.01.1946 г. ЦГАИПД [11]. Другим варианта ответа на тот же самый вызов явились послевоенные школы рабочей молодежи. Так, например, вопрос о возобновлении регулярной работы школ рабочей молодёжи на острове Котлин поднимался уже в середине 1945 г. [12].

На основе производственной практики студентов Ленинграда положительно сказалась активизация творческого содружества работников науки и производства. При прохождении учебной производственной практики, у студентов менялся взгляд на рабочий процесс. Если вначале практического обучения они были лишь наблюдателями процесса с пассивно-созерцательным характером отношения к производству, то в ходе практики у студентов менялось отношение и взгляд к своей трудовой активности. Руководители практического обучения, старались закреплять на определенных рабочих и местах студентов, обозначая им зону собственной ответственности. В результате практиканты морально повышали свой профессионализм, и увеличивали заинтересованность в трудовом обучении.

В 1948 г. по инициативе комсомольцев Ленинградского Политехнического института и Ленинградского государственного университета возникли молодежные стройки сельских электростанций Ленинградской области, на которых ежегодно работали тысячи студентов ленинградских ВУЗов. Студенты участвовали в таких крупных и масштабных стройках как Красноборская, Медведковская, Подбережская, Шульгинская и ряде других сельских электростанций. Благодаря студенческим отрядам электричество стало доступным для жителей Ленинградской области.

Начиная со второй половины 50-х годов, ленинградские студенты начали принимать на постоянной основе участие в строительстве региональных электростанций, а именно Нарвской и Прибалтийской. Студенты выполняли роль рабочих и трудились совместно с инженерами, техниками и представителями рабочих специальностей. Например, члены студотряда Технологического института имени Ленсовета за 10 лет (1949-1958) отработали свыше 250 тыс. рабочих дней на строительстве электростанций Ленинградской области [3].

В период работы на строительных объектах обучающиеся ленинградских ВУЗов смогли нетолько оказать помощщь в восстановлении города на Неве, но и получить ценный практический опыт, связанный с реализацией технических решений на практике. Им приходилось самостоятельно решать целый ряд технических, организационных и даже хозяйственно-бытовых вопросов, связанных с осуществеление производственной деятельности. Более того, нередко им самим приходилось работать в тяжелых климатических условиях, выполняя длительные и энергозатратные подготовительные работы, связанные с неквалифицированным трудом.

Заключение

Подводя итоги стоит отметить несколько важных аспектов организации процесса обучения в постблокадном Ленинграде. Во-первых, по понятным причинам блокада определила специфику (как по целям, так и по способам реализации) всей системы образования города. Важнейшей целью, интегрирующей все стороны деятельности образовательных учреждений Ленинграда, было восстановление его материально-технической базы. Именно на реализацию этой цели и были направлены все усилия образовательной системы. Внести свой вклад в решение этой задачи образование могло прежде всего подготовив высококвалифицированных молодых специалистов, дабы утолить кадровый голод. Во-вторых, формы реализации данной цели значительно варьировались и включали в себя целый ряд различных мер, от стимулирования технических и естественно-научных направлений обучения в ущерб гуманитарным, до актуализации таких экзотических форм как СНО. В-третьих, обучение было переориентировано в практико-ориентированном ключе, студенты и даже преподаватели активно внедряли свои наработки в рамках действующего производства. Это означает, что даже в рамках естественно-научного и технического образования приоритет отдавался тем темам и направлениям подготовки, которые могли позволить получить практический результат в максимально сжатые сроки.

Постепенно, в постблокадный период мы наблюдаем пусть медленный, но устойчивый рост числа студентов технических ВУЗов, появляются и развиваются новые высшие учебные заведения.

Библиография
1. Биллик В.И., Дзенискевич А.Р., Башинская И.А Очерки истории Ленинграда 4 т. Т. 6: Ленинград в период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. 1946-1965 гг. Л.: Наука. 1970. 896 с.
2. Высшее образование в СССР: Стат. сборник / Центр. стат. упр. при Совете Министров СССР. М.: Госстатиздат. 1961. 269 с.
3. Гальперин М.Ю., Мильштейн А.Л., Рудин М.Г. Очерк истории комсомольской организации Ленингр. ордена Труд. Красного Знамени технол. ин-та им. Ленсовета Л.: Лениздат, 1959.
4. Кольцов А.В. Ленинградские учреждения Академии наук СССР в 1934–1945 гг. СПб.: Наука, 1997. 192 с.
5. Кольцов А.В. Очерки истории организации науки в Ленинграде, 1703–1977. Л.: Наука. 1980. 314 с.
6. Красноженова Е. Е., Кулик С. В., Кулинок С. В. Повседневная жизнь ленинградского студенчества в период оккупации и блокады: 1941–1944 гг. (на материалах Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина) // Вопросы истории. 2020. № 8. С. 76-83. DOI:10.31166/VoprosyIstorii202008Statyi10.
7. Ленинград и Ленинградская область в цифрах: Стат. сборник / Стат. упр. г. Ленинграда. Стат. упр. Ленингр. обл. Л.: Лениздат, 1964. 287 с.
8. Народное хозяйство города Ленинграда. Статистический сборник. М.: Госстатиздат, 1957. 162 с.
9. Смолкина А. А. Из истории организации науки в Ленинграде в годы четвертой пятилетки // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып. 3. Л.: 1970. С. 228-240.
10. Центральный государственный архив историко-политических документов (далее ЦГА ИПД) Ф. Р-414. Оп.3. Д.104. Лл. 40-41.
11. ЦГА ИПД Ф. Р-24. Оп. 2в-8. Д. 7694. Л.52.
12. ЦГА ИПД Ф. Р-2531. Оп.1. Д.11.Л. 38.
13. Щеголев В. Развитие научных основ технологии машиностроения. Машиностроение. Материалы юбилейного совещания. Л.: Ленгиз, 1957. 400 с.
References
1. Billik, V.I., Dzeniskevich, A.R., & Bashinskaya, I.A. (1970). Essays on the history of Leningrad 4 vols. T. 6: Leningrad during the period of completion of the construction of socialism and the gradual transition to communism. 1946-1965. Leningrad, Science.
2Higher education in the USSR: Stat. collection. Center. stat. ex. under the Council of Ministers of the USSR (1960). Moscow, Gosstatizdat.
3. Galperin, M.Yu., Milshtein, A.L., & Rudin, M.G. (1959). Essay on the history of the Leningrad Komsomol organization. Order of Labor Red Banner Technol. Institute named after Lensoveta Leningrad, Lenizdat.
4. Koltsov, A.V. (1997) Leningrad institutions of the USSR Academy of Sciences in 1934–1945. St. Petersburg, Nauka.
5. Koltsov, A.V. (1980). Essays on the history of the organization of science in Leningrad, 1703-1977. Leningrad, Science.
6. Krasnozhenova, E. E., Kulik, S. V., & Kulinok, S. V. (2020). Everyday life of Leningrad students during the occupation and blockade: 1941–1944. (based on materials from the Leningrad Polytechnic Institute named after M.I. Kalinin). Questions of history, 8, 76-83. doi:10.31166/VoprosyIstorii202008Statyi10
7Leningrad and Leningrad region in numbers: Stat. collection. Stat. ex. Leningrad. Stat. ex. Leningr. Region. (1964) Leningrad, Lenizdat.
8National economy of the city of Leningrad. Statistical collection. (1957) Moscow. Gosstatizdat.
9. Smolkina, A. A. (1970). From the history of the organization of science in Leningrad during the fourth five-year plan. Problems of activity of scientists and scientific teams, 3, 228-240.
10. Central State Archive of Historical and Political Documents (hereinafter referred to as TsGA IPD) F. R-414. In. 3. C. 104. Pp. 40-41.
11. TsGA IPD F. R-24. In. 2v-8. C. 7694. P. 52.
12. TsGA IPD F. R-2531. In. 1. C. 11. P.38.
13. Shchegolev, V. (1957). Development of scientific foundations of mechanical engineering technology. Mechanical engineering. Materials of the anniversary meeting. Leningrad, Lengiz.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Несмотря на то что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже почти восемьдесят лет, значение подвига советского народа остается непреходящим. Трудные дни лета – осени 1941 г., Московская битва, Сталинград, Курск, оборона Крыма и Кавказа золотыми буквами вписаны в историю нашей страны. И действительно, всенародное участие российских граждан в такой акции как «Бессмертный полк» наглядно показывает, насколько велико значение событий, остановивших разгул фашисткой нечисти по планете. Среди героических и, вместе с тем трагических событий Великой Отечественной важная роль принадлежит блокаде Ленинграда, выдержавшему это испытание в течение 900 дней. Однако не менее трудным для нашей страны был и период восстановления экономики, начавшийся сразу после изгнания агрессора и продолжавшийся в не менее сложные первые послевоенные годы.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является организация процесса обучения в постблокадном Ленинграде. Автор ставит своими задачами проанализировать «основные компоненты, влияющие на процесс восстановления системы подготовки кадров высшей квалификации и профессионального развития специалиста в рамках вуза в Ленинграде».
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор на основе различных источников стремится охарактеризовать процессы по восстановлению системы подготовки кадров высшей квалификации в Ленинграде после снятия блокады. Научная новизна определяется также привлечением архивных материалов.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его разносторонность: всего список литературы включает в себя 13 различных источников и исследований. Источниковая база статьи представлена прежде всего документами из фондов Центрального государственного архива историко-политических документов, а также статистической информацией. Из привлекаемых автором исследований отметим труды А.В. Кольцова и А.А. Смолкиной, в центре внимания которых различные аспекты истории организации науки в Ленинграде. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как блокадным и послеблокадным Ленинградом, в целом, так и высшими учебными заведениями города на Неве в этот период, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «Ленинград испытывал острейший кадровый голод, что вкупе с разрушением промышленного оборудования и зданий в годы блокады стало значительным сдерживающим фактором восстановления города». В этой обстановке автор обращает внимание на то, что «в 1945 году, в Ленинграде возобновило работу 50 высших учебных заведений (85% довоенного числа)». В работе показано, что в послеблокадный период «обучение было переориентировано в практико-ориентированном ключе, студенты и даже преподаватели активно внедряли свои наработки в рамках действующего производства». Примечательно, что в послевоенные годы в Ленинграде появилось 6 новых высших учебных заведений.
Главным выводом статьи является то, что в работе вузов «приоритет отдавался тем темам и направлениям подготовки, которые могли позволить получить практический результат в максимально ближайшем будущем».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсе лекций по истории России, так и в различных спецкурсах.
В то же время к статье есть замечания:
1) Необходимо вычитать текст. Так, у автора значится: «Выбор именно этого хронологического интеграла не случайно», «В период работы на строительных объектах обучающиеся ВУЗов преодолевали трудности, которые им до этого не были известны. А именно технические, организационные, бытовые» и т.д.
2) Следует дать хотя бы краткий анализ литературы по теме статьи.
После исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Отзыв
на статью «Организация учебного процесса в постблокадное время в Ленинграде».

Предмет исследования- управленческие отношения возникшие в системе подготовки квалифицированных специалистов в Ленинграде.
Методология исследования базируется на принципах объективизма, историзма, системности научного подхода. Принцип объективности способствовал подойти к изучению проблемы с точки зрения целостного и комплексного подхода, включая рассмотрение механизмов функционирования и динамических свойств. При решении поставленных задач автор использовал совокупность общенаучных методов: анализ (демонстрация важных признаков), синтез (оценка явлений на основе объединения свойств его составных частей). Принцип историзма разрешило понять причинно-следственные связи происходивших в описываемое время событий и явлений в обществе в исследуемый период, конкретные трудовые и учебные условия, в которых работали преподаватели и учились студенты. Использование системного подхода дало возможность изучить и показать основные компоненты, которые влияли на возрождение системы подготовки специалистов, а также на изучение кадрового состава преподавателей вуза.
Актуальность Проблем организации учебного процесса в Ленинграде после блокады до последнего времени не привлекала внимание исследователей, т.к. приоритетными были темы прорыва блокады, мужества и геройства ленинградцев, показа «организующей и направляющей линии коммунистической партии». Вопросы восстановление систему высшего, среднего специального и общего образования после снятия блокады является важной и актуальной темой, которая раскрывает многие стороны деятельности различных государственных организаций и учреждений, вопросы подготовки кадров, организации обучения и многое другое. Тема актуальная и интересная и в данной работе сделана попытка показать исследования процессов по восстановлению системы подготовки кадров высшей квалификации в Ленинграде после снятия блокады.
Научная новизна определяется постановкой проблемы и задач исследования. Новизна заключается также в том, что данная работа является одной из первых работ, в которой системно и всесторонне исследуются вопросы восстановления системы высшего образования в Ленинграде, профессорско-преподавательского состава и учебного процесса вузов города.
Стиль, структура, содержание. Стиль работы научный с элементами описательности. Структура работы состоит из введения, двух разделов и заключения. Во введении автор раскрывает актуальность исследования, цели и задачи статьи. Во введении дан также небольшой историографический работ по теме исследования и смежным темам. Отмечается, что некоторые вопросы данной темы рассматривались в коллективном труде «Очерки истории Ленинграда», а также в работах А.В Кольцова, А.А. Смолкина и др. В разделе «Влияние блокады на промышленный потенциал Лениграда», показано, какие проблемы были наиболее сложные в Ленинграде в исследуемый период. Война и блокада Ленинграда привела к гибели огромного числа людей (профессорско-предодавательского состава, студентов, учащихся) и потому в Лениграде не хватало кадров преподавателей, а также студентов и абитуриентов в должном количестве. Но несмотря на все трудности «в 1945 году, в Ленинграде возобновило работу 50 высших учебных заведений (85% довоенного числа). Численность поступивших в институты (даже с учетом вернувшихся с фронта) была значительно ниже, чем до войны. Это же касалось и количества преподавателей». Среди трудностей для возобновления учебной деятельности отмечается нехватка финансов, перепрофилирование помещений вузов и студенческих общежитий под госпитали и другие учреждения и многое другое. Одной из важнейших задач был запуск промышленных предприятий, что было невозможно без квалифицированных кадров инженеров, технологов и т.д., что также требовало восстановления системы высшего образования. Во втором разделе «Восстановление научно-исследовательской и образовательной системы как фундамент промышленного восстановления Ленинграда» исследуется и показано как шло восстановление научно-исследовательской и образовательной системы. Отмечено, что советское правительство приняло решение направить основные ресурсы на восстановление материально-технической базы, выделяя некоторый сбалансированный минимум на поддержание и возрождение научно-исследовательского потенциала. Большую роль в этом сыграла Академия наук СССР, члены этой организации выбирают стратегию, направленную на значительное увеличение числа научных и изыскательских работ и проектов. В статье даны интересные детали приема студентов, их полового состава, подготовки кадров для различных отраслей промышленности, а также подготовки кадров учителей, врачей и др. специалистов, преподавание общественных дисциплин, подготовки и переподготовки кадров, участия студентов в восстановлении промышленных предприятий и многое другое. В Заключении приводятся выводы по теме.
Библиография работы состоит из 13 источников (работ предшественников по различным вопросам исследуемой темы, а также архивных документов). Библиография в полной мере отмечает целям исследования и оформлена грамотно.
Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной в ходе работы над статьей информации и библиографии.
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья посвящена актуальной и интересной теме, будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.



Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.