Статья 'Факторы социализации детей на оккупированной территории Ленинградской области в 1941–1944 гг.' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Факторы социализации детей на оккупированной территории Ленинградской области в 1941–1944 гг.

Хазов Владимир Константинович

ORCID: 0000-0001-7194-738X

кандидат философских наук

доцент Высшей школы общественных наук, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

195251, Россия, СПб, область, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, оф. 198283

Khazov Vladimir Konstantinovich

PhD in Philosophy

Associate Professor of the Higher School of Social Sciences, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

195251, Russia, Saint Petersburg, Saint Petersburg region, 29 Politechnicheskaya str., office 198283

vla1698@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2023.11.44000

EDN:

XURBIS

Дата направления статьи в редакцию:

11-09-2023


Дата публикации:

08-12-2023


Аннотация: автор выявляет и анализируют факторы социализации детей на оккупированных территориях Ленинградской области в период с 1941 по 1944 гг. В статье отмечается, что социализация, как сложный и многогранный процесс может быть исследована как через свои результаты (например, прямое описание практик выживания, усвоенных конкретных тактик поведения и пр., которые, как правило фиксируют официальные документы, так и в документах личного происхождения), так и через анализ нарративов о субъективных переживаниях, связанных с индивидуальным восприятием процесса социализации. Фактически, история детства может быть представлена как расширенная история социализации детей. Автор делает вывод, что социализация, осуществляющаяся на оккупированных территориях, обладает рядом специфических характеристик. К ним относятся прежде всего неустойчивость этого процесса, его фрагментарность, противоречивость его результатов. Причина этого – главные факторы её – неизбежный в подобных условиях конфликт между стремлением к выживанию и стремлением к сохранению свободы и достоинства человека и разрушение традиционных для данного сообщества социальных связей. При этом, главным фактором сохранения довоенных установок социализации являлась семья. Выводы данной работы могут быть использованы как для расширения проблемного поля исследований истории повседневности, так и для углубления историко-антропологического понимания войны как явления.


Ключевые слова:

Великая Отечественная война, Ленинградская область, оккупация, социализация, повседневность, дети, воспитание, голод, страх, трудовая повинность

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-20189, https://rscf.ru/project/22-28-20189/».

Исследование выполнено за счет гранта Санкт-Петербургского научного фонда в соответствии с соглашением от 15 апреля 2022 г. № 62/2022

Abstract: the article analyzes the factors of socialization of children in the occupied territories of the Leningrad region in the period from 1941 to 1944. The author relies on the principles of objectivity and historicism. The author uses a systematic approach, general logical and special historical methods (synchronous method, contextual analysis method, historical and textual analysis method). The article notes that socialization is a complex and multifaceted process. This phenomenon can be investigated either through its results (for example, through the description of survival practices, learned specific behavioral tactics) and through the analysis of stories about subjective experiences associated with the process of socialization. The author concludes that socialization carried out in the occupied territories has a number of specific characteristics: instability, fragmentation, inconsistency. The reason for these characteristics is twofold. The first reason: the impact on the personality of the conflict between the desire for survival and the desire to preserve freedom and dignity. The second is the destruction of traditional social ties for this community. At the same time, the main factor in preserving pre-war socialization attitudes was the family.


Keywords:

Great Patriotic War, Leningrad region, occupation, socialization, everyday life, children, education, hunger, fear, labor service

Введение

По вполне понятным причинам, советские граждане, оказавшиеся на оккупированных территориях, не могли внести свой вклад в Победу. Их жизнь и быт, как правило, были далеки от героизма, а основной проблемой, которую они вынуждены были решить была проблема выживания. И тем не менее страдания и боль пережитые этими людьми это не просто некие внешние обрамления великих событий Великой войны, а сама их суть. Эти страдания, страх и боль столь же важны для понимания общей картины Великой Отечественной войны, как и славная история борьбы и побед. Важно это уже хотя бы потому, что история оккупации Ленинградской области наглядно показывает, к каким страшным последствиям привело бы поражение СССР в той войне. Последнее обстоятельство требует изучения битвы за Ленинград не только в узком (связанном с изучением собственно блокады Ленинграда), но и в максимально широком, общесоюзном контексте, что буквально невозможно без подробного и системного изучения жизни советского населения оккупированных территориях.

Детская повседневность в условиях оккупации – весьма специфическое под- направление истории повседневности. Ребенок, оставшийся на советской территории, переживал ужас бомбежек, голод и страх. Ребенок, оказавшийся в оккупации, переживал все то же самое, но находился в условиях дополнительной эмоциональной и социальной депривации, которые усиливали его страдания многократно. В воспоминаниях тех, кому выпала нелегкая судьба оказаться под оккупацией часто отмечаются переживания своего тогдашнего состояния переживания как «непонимание», «растерянность», часто описывается чувство беспомощности, упоминается чувство подавленности.

Действия нацистов причинили много боли и страданий нашей Родине. При этом, если факты разрушений (в том числе и преднамеренные разрушения культурных объектов) и насилия над советскими гражданами зафиксированы целым рядом документов и довольно хорошо изучены, то вопрос о том, какой разрушительный заряд оставила после себя оккупация в душах советских детей все еще нуждается в системном изучении.

В советское время, в силу ряда причин политического, идеологического и, даже, историко-методологического характера, исследования «негероических» аспектов битвы за Ленинград почти не проводились. Советских историков больше интересовал факты героического сопротивления нацизму. И хотя в их работах присутствовали темы, которые сейчас можно отнести к сфере компетенции историка повседневности (быт ленинградцев в годы блокады, будни партизанских отрядов и т.д.) тем не менее все эти аспекты изучались в основном как фон военного или трудового подвига [25, 30]. В этом же ключе исследовался и быт детей на оккупированных территориях [5].

Собственно, изучение истории военной повседневности Великой Отечественной войны начинается с первой половины 2000-х гг. В 2002 году выходит труд известного санкт-петербургского исследователя, профессора Н.А. Ломагина «Неизвестная блокада», в котором 5-ая глава посвящена повседневной жизни на оккупированных территориях [16]. Важный вклад Н.А. Ломагина в дело изучение повседневности заключается в открытии взаимосвязи между представлениями жителей города, его защитников и жителей оккупированных территорий друг о друге (представлений не редко малодостоверных и часто основанных на слухах) Затем, уже в 2010-ые гг. это направление станет одним из самых быстроразвивающихся и перспективных направлений отечественной исторической мысли. Важный вклад в развитие его внес профессор В.Л. Пянкевич, исследовавший коммуникативные практики в блокадном Ленинграде и мир повседневных переживаний ленинградцев в 1941-1944 гг. [20, 21].

Примерно в это же время оформляется и история военного детства. Публикуется обширный труд профессора Б.Н. Ковалева «Повседневная жизнь населения России в период оккупации», объемная 16-ая глава которого («Скоро сам узнаешь в школе») посвящена именно детской повседневности в условиях оккупации. Появляются и работы, посвященные осмыслению методологии истории детства как такового [6]

Собственно, изучение детской социализации на оккупированных территориях давно сложившееся поднаправление истории детской военной повседневности. Оно, в свою очередь, представлено двумя группами исследователей. Первая группа концентрирует свои усилия вокруг изучения повседневных практик (прежде всего практик выживания). К этой группе относятся труды Е.Е. Красноженовой, изучавшей практики выживания детей на оккупированных территориях [9, 10, 11], М.В. Рыбловой, изучавшей военное детство как сложное историко-культурное явление [23], Е.В. Архиповой, исследовавшей практики выживания детей в прифронтовой зоне [1], М.С. Носовой, чьи работы посвящены детским практикам в глубоко тыловых районах [19], и др. Для ученых, составляющих эту группу, само содержание повседневной жизни детей выступает в качестве маркера-индикатора процесса социализации. Изучая практики, в которые дети были активно включены, данная группа исследователей фактически реализует понимание социализации как, прежде всего, бессознательного процесса (не столько усвоение декларируемых социокультурных норм, сколько копирование комплекса реально осуществляемых и/или нормализуемых взрослыми действий).

Вторая группа исследователей анализирует участие детей в социально-экономической деятельности взрослых и/или социально-экономическую и политико-правовую деятельность взрослых направленную на детей. Подходы, объединяющие исследователей этой группы, реализуют представление о социализации как о сознательном и институционализированном процессе, в целом близком или тождественном процессу воспитания. Такая позиция, например, характерна для работ Е.Ф. Кринко [13, 14]. В числе исследователей, чьи работы были отнесены нами во второй группе стоит отметить труды Е.М. Буряка и М.В. Свистова [3].

К этой же группе могут быть отнесены и исследования, направленные на изучение участия детей и подростков в партизанском и подпольном движении и освещающие различные аспекты советско-немцкого идеологического противостояния за влияние на души и умы детей на оккупированных территориях [15, 17]. В связи с этим стоит упомянуть работу Н.А. Малышевой, посвященную связи процесса социализации и идеологического противостояния на советской территории [18].

Два названых нами выше подхода отражают два аспекта процесса социализации. Во-первых, социализация включает в себя «активный компонент», представляющий собой сознательный процесс передачи норм и установок. Во-вторых, в нем присутствует «пассивный» компонент – т.е. результат бессознательного усвоения фактически актуальных, иногда прямо не декларируемых представлений. Именно поэтому использование сочетания данных анализа официальных архивных документов (фиксирующих первый компонент социализации) и анализа документов личного происхождения (фиксирующих второй компонент) позволяет, по нашему мнению, создать максимально полное представление о данном процессе.

Однако изучение как системы воспитания и идеологической обработки (когда мы говорим об оккупированных территориях), так и практик выживания как индикатора социализации позволяет увидеть только часть процесса. Целью нашей работы является выявление базовых факторов, то есть, ключевой системы условий социализации детей и подростков на оккупированных территориях Ленинградской области в 1941-1944 гг. Как мы постараемся показать ниже, такой подход позволит понять многие особенности (текстологические и содержательные) воспоминаний «детей оккупации».

Социально-политические условия социализации детей на оккупированных территориях

Во время войны дети находятся в самом уязвимом социально-экономическом и социально-психологическом положении. Их знание о мире только формируется, а навыки (социальные, производственные) или отсутствуют вовсе или весьма несовершенны. Именно поэтому ребенок нуждается в заботе и опеке взрослого. Одной из важнейших составных частей такой заботы о ребенке является обеспечение его полноценной социализации, т.е. подготовка к взрослой жизни, формирование ребенка как достойного члена общества. Однако именно этот процесс оказывается в условиях оккупации максимально затруднённым и искаженным. Что бы оценить степень «ненормальности» социализации в условиях оккупации достаточно задаться вопросом: эффективным и приемлемым членом какого общества должен стать ребенок? Должен ли он получить навыки, которые помогут его интеграции в то общество, к которому он принадлежал до войны (и могло ли то общество остаться тем же, что и до войны) или должен усвоить навыки, способные обеспечить ему место в обществе, формируемом оккупантами?

Уже этот вопрос наглядно демонстрирует суть проблемы процесса социализации в условиях оккупации – её двойственность. При этом, проблема эта обретает еще большее значение, если мы учтем, что в задачи оккупационной администрации входит не только эксплуатация захваченных территорий, но и проведение комплекса мер морально-психологического и политико-идеологическая характера, которые позволили бы повысить управляемость местного населения. Для этого им навязывается система норм и ценностей соответствующая целям и задачам оккупантов. Трансформации подвергается практически все стороны жизни и быта местного населения, включая досуг [7].

В рамках данной работы нет необходимости останавливаться подробно на рассмотрении процесса социализации детей, родившихся на территории Ленинградской области после начала оккупации (они в силу возраста не столкнулись с полномасштабным разрушительным идеологическим воздействием). Однако очень важно учитывать, что все советские дети, которые на момент начала войны были старше 4-5 лет оказались в «раздвоенном мире». Одна составляющая этого мира – довоенный опыт, вторая – опыт, формируемый непосредственно оккупантами.

Прежде всего, необходимо отметить, что повседневная жизнь советских граждан (и взрослых и детей) в оккупации проходила в тяжелейших бытовых условиях, которые были следствием продолжавшейся войны. Дневники и воспоминания изобилуют описанием того как люди вынуждены были жить в сараях после того как их выселяли из их домов оккупанты. Неоднократны упоминания сожжения как отдельных домов, так и целых деревень. Один из многочисленных примеров такого отношения к советским гражданам описан в воспоминаниях Т. Ф. Ступаковой (Хохловой), 1931 г. р., жительницы д. Пелково (ныне Лужский район Ленинградской области) [4, c.297]. Пик этих акций приходится на вторую половину 1943 – начало 1944 гг.

Советским гражданам приходилось сталкиваться с постоянными актами насилия по отношению к ним со стороны оккупационных властей (включая обстрелы во время боев, бомбардировки и целенаправленные акты устрашения и акции карателей). Порожденные этим постоянный страх, неуверенность в завтрашнем дне, нагнетаемое оккупантами чувство взаимной подозрительности и тотального недоверия – все это создавало искаженные образцы поведения, которые, вольно или невольно, осознано или нет перенимали дети.

Но с подобными трудностями сталкивались как дети оккупированных территорий, так и дети тыла. Хотя страх и боль утраты – крайне сильные эмоции, не они определяли социализацию детей в условиях оккупации. Значительно более важным (в рамках изучаемого нами процесса) стал фактор раздвоенности детского сознания. Прежде всего эта «расколотись» сознания формировалась непониманием ряда процессов. Так, например, в воспоминаниях мы читаем: «Да еще в районе действовали лжепартизаны, от которых жителям не было спасения. Они занимались грабежом и насилием. Их было трудно опознать, так как внешне они не отличались от настоящих партизан» [4, c.399]. Однако мы можем только догадываться, как эти люди воспринимались детским сознанием непосредственно во время тех страшных событий.

Усугубляла раздвоенность сознания советских детей и немецкая пропаганда. Представляемая им информация обладала усиленным действием в условиях дефицита информации с той стороны фронта. Н.А. Ломагин выделяет в своей работе три главных направления немецкого информационного воздействия:

1. 1. Ленинград скоро падет;

2. 2. немецкая армия хорошо обращается с военнопленными;

3. 3. Германия уже фактически выиграла войну [16].

Разновидностью пропагандистской деятельности на оккупированных территориях стоит считать и деятельность по организации образовательного процесса. Немцы реорганизовали всю систему обучения (был пересмотрен не только список преподаваемых дисциплин, но и их содержание и объем). Оккупационные власти открыли (а точнее перезапустили их работу) так называемые «народные» начальные школы. Н.А. Ломагин отмечает, что большинство из этих учебных учреждений было призвано давать только самые азы начальных знаний и в первую очередь призваны были обеспечить подконтрольность советских детей, а также их лояльность новой немецкой власти [16].

Следствием всего перечисленного выше становиться переосмысление многих привычных социальных явлений. Прежде всего это касается труда и всего того, что было с ним связано. Все трудоспособное население возрастом от 14 и до 65 лет на захваченных нацистами территориях привлекалось к обязательным работам (чаще всего это были сельскохозяйственные работы, однако местное население привлекалась и для работы на захваченных советских и вновь открытых немецких предприятиях, а также на строительстве укреплений для немецкой армии, и т. п.). В ряде случаев, как отмечает Е.В. Сидорова к трудовой повинности могли привлекаться и те, кому еще не исполнилось 14 лет [24]. Работать всем, в том числе и юным работникам приходилось по 12-14 часов в сутки.

Устройство на работу осуществлялось посредством бирж труда. Для определения на работы вводились рабочие паспорта [26], имевшие силу только при наличии удостоверения личности. Биржи труда назначали населению «рабочие отношения» (фактически распоряжения-наряды на выполнение тех или иных работ). По выполнении полученного объема работ (рабочих отношений) работник должен был немедленно явиться на биржу труда для получения новых.

Однако эффективность пропаганды ослаблялась действиями самих оккупантами – неоднократное наблюдение местными жителями положения советских пленных прямо опровергает второй пункт немецкой пропаганды. Более того, те страдания, которые приходилось переживать нашим согражданам на оккупированных территориях подсказывало им, что в обещаниях врага вообще нет и не может быть правды.

Немцы угоняли крупный и мелкий рогатый скот, забирали у местных жителей кур, масло, мед, овощи и фрукты. Грабеж и разрушение основ хозяйственной деятельности вызванные войной, привели к голоду на временно занятых врагом территориях Ленобласти. Первой же «оккупационной весной» людям приходится «расширять свой рацион», используя в пищу щавель, лебеду, крапиву, подорожник и прочие дикорастущие растения.

Психологический фон социализации детей в условиях оккупации

Первым фактором, значительно повлиявшим на процесс социализации всех советских детей вне зависимости от региона и условий их проживания, стало начало войны (не путать с началом оккупации). Это событие связывается с острым переживанием социальной дезориентации. Об этом упоминают многие информаторы, в частности, Николай Иванович Петров (1923 г.р.), сын крестьянина, житель деревни Борщево (сейчас территория Лужского района Ленинградской области). Воспоминания зафиксированы в августе 2002 г. Респондент вспоминает: «когда пришли домой уже после обеда, приходим – а радио было по деревне тогда проведено – вдруг радио там говорит, что война началася (так в тексте – В.Х.). Потом вдруг наехали какие-то люди. Народу нагнали со всех деревень на лошадях. Надо, говорят, копать укрепления. Какие укрепления? Фронт еще непонятно где» [2, 250].

При этом, начало войны прочно ассоциировалось у детей не с чувством страха. В силу их низкой информированности и малого жизненного опыта стоит скорее говорить о чувстве тревоги, один из респондентов упоминает «чувство взволнованности» – эти переживания скорее были «отзвуками» эмоций взрослых Взрослые подбадривали детей и сами себя, уверяя, что война ненадолго, скоро кончится полной победой СССР и «немец получит». Тем не менее, дети замечали подавленность и шок взрослых: «Дядя Леня ни с того ни с сего стал гладить меня по голове своей пудовой ладонью. Отец вполголоса о чем-то разговаривал с присмиревшими мужиками. Лица у всех были серые, осунувшиеся» [4, с. 617].

В эпизоде из воспоминаний Александры Ивановны Савиной (Николаевой),1928 г.р., из крестьян села Марево мы видим описание попытки эвакуироваться. В годы войны её село входило в состав Ленинградской, сейчас данная территория относится к Новгородской области. Воспоминания зафиксированы в июне 2004 г. Респондент отмечает, что отступающие через их деревню красноармейцы рекомендовали её родителям как можно скорее эвакуироваться. Однако сделать это не удалось. Пытаясь перебраться через брод, семья попала под перекрёстный обстрел. Респондент не указывает почему именно было решено вернуться, но отмечает, что после пребывания в лесу (длительность не указана) рядом с переправой такое решение все же было принято. Семья вернулась обратно и в итоге оказалась в оккупации: «А когда в лесу вырыли окопы, укоренились (несколько дней всего прошло), тогда к нам снаряды начали летать: и наши, и немецкие. И тогда мы выехали на большую дорогу, на Троицу, туда, и приехали домой. Вот и вся наша эвакуация» [2, c. 244]. Упоминают респонденты и сожжение советских деревень («А тогда мы проехали к сгоревший Жеребуд (там партизаны были, и поэтому деревню сожгли дотла» [2, с. 247].

У респондентов прослеживается четкая ассоциация между войной и переходом детей к взрослой трудовой жизни. Так, Роман Петрович Синельников (1929 г.р.), живший на момент начала Войны в деревне Жеребуд (ныне Лужский район Ленинградской области), из крестьян (воспоминания фиксировались в августе 2004) вспоминает: «Потом приехал кто-то (почтальон, наверное) и объявил, что началась война. Тут сразу всех мужиков забрали, а пацаны остались. Вот мы и работали» [2, с. 250].

Отмечается в воспоминаниях и подлиная радость освобождения: «Потом слышим: в Мерево канонада, и наши разговаривают…» [2, 247]. Последнее можно прямо сравнить с содержанием послевоенных расследований [28, 29].

Очень многое в данной системе воспоминаний объясняет описание принудительного труда советских граждан. Он упоминается вскользь, скорее, как внешнее для мира респондента явление: «потом белорусов привезли сюда (это уже в 43-м). Просто молодежь в качестве рабочей силы. Они эту дорогу строили. И наши строили» [2, с. 241]. Этот эпизод оказывается важной иллюстрацией официальных данных [27].

Борьба за выживание была связана с необходимостью делать страшный выбор – выполнять бесчеловечные приказы оккупационной администрации или создать опасность для жизни своих близких. Трагическую историю сохранила память уже упомянутого нами Николая Ивановича Петрова. Воспоминания зафиксированы в августе 2002 г. Респондент вспоминает: «И вот мы там сидели как-то, и вдруг кто-то пришел. Сперва и не поняли: какой-то мужик зашел туда, а потом кто-то говорит: “Чужой пришел”. Подошли, посмотрели: “Ты чего? Откуда ты?” А ему нехорошо. Смотрим: кровь течет. Откуда взялся такой мужик? Он говорит: “Я шел, шел и случайно на вашу деревню набрел. Меня расстреливали [немцы], а я очнулся ночью живой и пошел”» [2, c. 273]. Далее респондент делает важное замечание: «Не партизаны, нет, а просто на дороге где схватят без документов» [2, с. 273].

При этом респондент фиксирует трагическую и неоднозначную ситуацию, ярко высвечивающую двойственность положения и двойственность самоопределения, в которых пребывало мирное население на оккупированных территориях. Родственник респондента в итоге отдает сбежавшего из-под расстрела немецким властям (в его доме на постое находились два немца, и попытка как-либо помочь беглецу, спасшемуся от расстрела, неминуемо стала бы причиной расправы над его собственной семьей). Раненый был расстрелян, а сам упомянутый респондентом мужчина (в тексте он называется «дядя Ваня») был осужден уже после войны за сотрудничество с оккупантами.

Опыт другого респондента рисует картину схожую с описанной выше. Иван Константинович Сергеев, 1925 г.р., уроженец д. Марино вспоминает: «А комендант этот был знаком с одной девкой с Сырца (2 км к ВЮВ) – такая Шураха – молодая, красивая такая была. И она с ним погуливала». «И вот как-то подъезжают они вместе на этих санках к “Красному уголку”, она осталась сидеть в санках, часовой открыл, комендант заходит, встал вот так на порог, смотрит… Ну, думаю, п…-ц мне. А он говорит строго так: “Иди домой”. Ну, что? Я мимо него прохожу. Часовой на улице стоит. Ну, думаю, сейчас в затылок… Нет. Так и ушел…» [2, c. 235]. И далее: «А потом эту Шураху (ведь все, считай, девки гуляли с немцами) а вот только ее почему-то [после войны] забрали и дали десять лет. Вот она в Воркуте отсидела десять лет, вернулась сюда, больная, и умерла» [2, c.235].

Искаженность восприятия проявлялась в ряде оценок. Например, те из немцев, которые не причиняли вреда непосредственно респондентам и их близким, описываются как «хорошие чужие». «Немцы разные были. Был у нас один [охранник] — он нам помогал, чем мог, разговаривал с нами доброжелательно, расспрашивал о нашей жизни (он по-русски понимал). А потом его стали отправлять на фронт. Он к нам пришел и говорит: «Другой вместо меня придет, вы с ним ни о чем не разговаривайте, а то донесет, и вас могут расстрелять» [2, c. 241].

И.К. Сергеев описывает и другую ситуацию. Его вызвали в комендатуру и приказали идти с немецкими подводами. После его отказа комендант приказал отправить молодого человека в подвал комендатуры, служившей военно-полевой тюрьмой. Далее респондент вспоминает: «И там я отсидел 16 суток. Мне дров приносили — там круглая печка была, я ее истоплю, а если хороший часовой попадется, так мне еще и покурить даст. Я попрошу, он штыком стекло приподнимет и мне закуренную сигарету передает. Вот такие были немцы, всякие были» [2, c. 235].

Однако в целом оккупация прочно ассоциируется в сознаниях респондентов с голодом: «В августе пришли немцы. Мы оказались в прифронтовой полосе, без всяких средств к существованию. К октябрю у нас не осталось никакой еды…» [4, c. 156]. Голод усугублялся бесчеловечным обращением оккупантов с мирным населением. Например, в воспоминаниях встречается упоминание о безжалостной экзекуции карателями всей семьи за неспособность малолетних детей справиться с назначенной работой по починке дороги [4, с. 146.].

На фоне подобных зверств, поскольку, как мы отмечали выше, насилие по отношению к мирному населению со стороны оккупантов не ослабевало, а наоборот усиливалось по мере интенсификации действий РККА Ленинградской области, дети с оккупированных территорий, проявляли все большую неприязнь к врагам, а вслед за этим и готовность бороться с ним и помогать партизанам. Как правило, для этого выбирались пассивные способы борьбы: сбор сведений, мелкий саботаж, помощь партизанам и их семьям и пр.

Так, Анна Николаевна Петрова (Герасимова) 1929 г.р. из крестьян деревни Борщево, Ленинградская область (воспоминания фиксировались в 2002 г.) рассказывает следующее: «Мы знали, что у нашего соседа — трехлетнего Коли — отец цыган. Да не просто цыган, а красный командир. Поэтому мы его всегда прятали, когда немцы появлялись. Лично я прятала: помогала забраться в русскую печку и заставляла все чугунами (были у нас для этого специальные ухваты)» [2, 320].

В некотором смысле, поражает легкость пересечения границ между социальными статусами: «… и вот мальчишки туда (в партизаны – В.Х.) ушли, а нас, девчонок, тогда не взяли, нас взяли только в конце 43-го года. Тоже пришел [парень] (он дружил с моей подружкой, соседкой) и позвал в партизаны. Вот и пошли мы с подружкой и ребята, которые помоложе…» [2, c. 242].

Но самое важное, что партизаны также воспринимались как неоднородная группа. Особое расположение получали те партизаны, которые были земляками жителей той или иной деревни, таких охотнее принимали, прятали, им охотнее помогали: «А партизаны придут, посидят, потреплются — свои ведь ребята были: с Выбора (2 км. к В), с Сырца — заодно и перекусят».

Выводы

В текстах воспоминаний всплывают аспекты частной жизни, имеющие значимость для индивида (именно тут проявляется фундаментальная дихотомия частного восприятия и общественной оценки – то, что было ценно и значимо для индивида в конкретных условиях – могло не получать официального общественного (и тем более правового) санкционирования). Изучение текстов воспоминаний позволяют выявить фундаментальные факторы социализации детей на оккупированных территориях. При этом данные такого рода не были да и не могли быть зафиксированы в официальных документах.

Анализируя воспоминания, мы явственно видим амбивалентность процесса социализации в описываемых нами экстремальных условиях. С одной стороны, происходит адаптация ребенка к жесткой и безжалостной реальности. С другой стороны, в сознании детей формируется своего рода альтернативный набор ценностных ориентиров. Тексты воспомианий "детей оккупации" фисируют мучительный выбор между стремлениемвыжить и стремлением сохраниться как личность.

В отличии от блокадного Ленинграда, где голод был доминирующим фактором существования, на оккупированных территориях Ленинградской области он ощущался не так остро. Дети на этих территория вынуждены были не столько бороться за свое физическое выживание (хотя и это было насущной потребностью), сколько адаптировать свою жизнь к новым, враждебным социальным условиям. Особо стоит отметить, что у них было время и силы для осмымления собственного положения и жизненого опыта.

В силу этого картина мира ребенка в условиях оккупации как бы раскалывается или точнее фрагментируется. С одной стороны, человек остается носителем ценностей и установок, вынесенных из мирной жизни, а с другой, вынужден адаптироваться и принимать навязываемые ему оккупантами, чуждые ему образцы поведения. Кроме того, оккупация для мирного населения всегда связана с потерей (полной или частичной) прежнего устойчивого социального статуса (маргинализацией).

Неопределенность статуса детей и подростков, регулярное наблюдение за попытками старших сделать выбор между сохранением «верности» своим родственникам, друзьям и землякам (тем, кто составляет непосредственное социальное окружение) и сохранением лояльности родному государству, необходимость выстраивать свою жизнь в соответствии с требованиями чужой власти - все это приводило к жесточайшим внутенним конфликтам. Именно эти конфликты в свою очередь и стали фунадментом социализации маленьких жителей Ленобласти, определив её специфику.

Библиография
1. Архипова, Е. B. Сталинградцы в Белой Калитве: практики выживания детей // Значение сражений 1941-1945 гг. на юге России в Победе в Великой Отечественной войне: материалы Всероссийской научной конференциит (Ростов-на-Дону, 3-6 июня 2015 г.). 2015. С. 192-199.
2. Битва за Ленинград в судьбах жителей города и области (воспоминания защитников и жителей города и оккупированных территорий) / сост. А. В. Виноградов, А. Плейжер. - СПб.: Изд-во C.- Петерб. ун-та, 2005. 
3. Буряк, Е.М., Свистова, Н.В. Организация системы функционирования детских домов и специальных учреждений в городе Магнитогорске в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. №4. С. 28-35.
4. За блокадным кольцом: сборник воспоминаний жителей Ленинградской области времен германской оккупации, 1941-1944 гг. / Автор-сост. Иванова И.А. - СПб.: Вести, 2007. 
5. Караваев, В.В. В бою и труде: подростки в Великой Отечественной войне. – М.: Молодая гвардия, 1982.
6. Ковалев, Б.Н. Повседневная жизнь населения России в период оккупации. – М.: Молодая гвардия, 2011. 
7. Ковалёв, Б.Н. Досуг как форма пропаганды на оккупированной нацистами территории России (1941-1944) // РСМ. 2016. №2 (91). С. 169-179.
8. Кодан, С.В. Источники личного происхождения: понятие, место и роль в изучении истории государственно-правовых явлений // Genesis: исторические исследования 2014 №3.  Режим доступа: http://e-notabene.ru/hr/article_11431.html. свободный. Заглавие с экрана.  Яз. рус. (дата обращения: 08.08.2022).
9. Красноженова, Е. Е. «Детства больше не было»: детская повседневность в период оккупации северо-запада России (1941-1944 гг.) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2021. №4 (69). С. 51-57. DOI 10.21672/1818-510X-2021-69-4-051-057
10. Красноженова, Е. Е. Детские учреждения Ленинградской области в условиях оккупации: 1941-1944 ГГ. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2023. №1 (74). С. 22-27.
11. Красноженова, Е.Е. Оккупанты и дети: 1941-1944 гг. (на материалах северо-запада россии) // Ученые записки НовГУ. 2022. №4 (43). С. 428-433.
12. Крившенко, Л.П., Юркина Л. В., Борзов О. А. Понятие социализация как путь выхода из методологического кризиса педагогической науки // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №5. С. 148-152.
13. Кринко, Е. Ф. Детство военных лет (1941-1945 гг.): проблемы и перспективы изучения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №4. С. 34-54.
14. Кринко, Е.Ф. Человек на войне: что о нем пишут исследователи и что он сам рассказывает о себе // Новое прошлое. 2020. №4. С. 8-24.
15. Кудинов В.А. Детское движение по обе стороны фронта// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №1. С. 160-165.
16. Ломагин, Н.А. Неизвестная блокада. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002. 
17. Малхасян, Н.В. Опыт трудового воспитания и профессионального обучения школьников в годы Великой Отечественной войны // Ярославский педагогический вестник. 2010. №1. С. 26-27.
18. Малышева, Н.А. Влияние идеологического фактора на социализацию детей в годы Великой Отечественной войны // Проблемы истории, филологии, культуры. 2006. №16-3. С. 239-249.
19. Носова, М.С. Особенности детства в тыловом Сибирском городе в годы Великой Отечественной войны (на примере Омска) // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2019. №2. С. 58-61.
20. Пянкевич, В.Л. Люди жили слухами. Неформальное коммуникативное пространство блокадного Ленинграда.- СПб.: Владимир Даль, 2014.
21. Пянкевич, В.Л. Власть и рынок в блокадном Ленинграде. Российская история. 2017. №6. C. 52-66.
22. Ромашова, М. В. Занимательное источниковедение: история детства // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2012. №3 (20). С. 172-178.
23. Рыблова, М.А. Территория детства в пространстве Великой Отечественной войны (на материалах Сталинградской битвы) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2014. №4 (28). С. 37-50.
24. Сидорова, Е.А. Трудовые повинности населения на оккупированной территории ленинградской области, 1941-1944 гг. // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2015. №21. С. 50-53.
25. Смирнов, В. И. Подвиг советского крестьянства. Деятельность Калинин. парт. организации в колхоз. деревне в годы Великой Отеч. Войны. М.: Московский рабочий, 1976.
26. Центральный государственный Архив Санкт-Петербурга (далее – ЦГА СПб). Ф. Р-3355. Оп. 1. Д. 1. Л. 3-10.
27. Центральный Государственный архив историко-политической документации Санкт-Петербурга (далее – ЦГАИПД СПб). Ф. Р-992л. Оп.3. Д. 44. Л. 7.
28. ЦГАИПД СПб Ф. Р-489л. Оп. 3. Д. 44. Л.5.
29. ЦГА СПб. Ф. Р-9421. Оп. 1. Д. 81. Л. 3-6.
30. Юденков, А. Ф. Политическая работа партии среди населения оккупированной советской территории (1941-1944 гг.). – М.: Мысль, 1971. 
References
1. Arkhipova, E. V. (2015). Stalingraders in Belaya Kalitva: child survival practices. The significance of the battles of 1941-1945 in the south of Russia in the Victory in the Great Patriotic War: materials of the All-Russian Scientific Conference (Rostov-on-Don, June 3-6, 2015). 192-199.
2. Vinogradov, А.М., Plager A. (Ed). (2005). The Battle of Leningrad in the destinies of the inhabitants of the city and region (memories of the defenders and residents of the city and the occupied territories). Saint-Petersburg, Russia: St. Petersburg University Press.
3. Buryak, E.M., & Svistova, N.V.  (2018). Organization of the functioning system of orphanages and special institutions in the city of Magnitogorsk during the Great Patriotic War. Humanitarian and pedagogical research, 4, 28-35.
4. Ivanova I.A. (Ed.). (2007). Behind the blockade ring: a collection of memories of residents of the Leningrad region during the German occupation, 1941-1944. Saint Petersburg, Russia: Vesti.
5. Karavaev, V.V. (1982). In battle and labor: teenagers in the Great Patriotic War. Moscow: Young Guard. 
6. Kovalev, B.N.  (2011). Daily life of the population of Russia during the period of occupation Moscow, Russia: Young Guard.
7. Kovalev, B.N. (2016). Leisure as a form of propaganda in the Nazi-occupied territory of Russia (1941-1944). Russia and the modern world, 2(91), 169-179.
8. Kodan, S.V. (2014). Sources of personal origin: concept, place and role in the study of the history of state and legal phenomena. [DX Reader version]. Retrieved from http://e-notabene.ru/hr/article_11431.html
9. Krasnozhenova, E. E. (2021). “There was no more childhood”: children’s everyday life during the occupation of the north-west of Russia (1941-1944). Caspian region: politics, economics, culture, 4(69), 51-57. doi:10.21672/1818-510X-2021-69-4-051-057
10. Krasnozhenova, E. E.  (2023). Children's institutions of the Leningrad region under occupation: 1941-1944. Caspian region: politics, economics, culture, 1(74), 22-27.
11. Krasnozhenova, E.E.  (2022). Occupiers and children: 1941-1944 (based on materials from the north-west of Russia). Scientific notes of NovSU, 4(43), 428-433.
12. Krivshenko, L.P., Yurkina L.V., & Borzov O.A.  (2020). The concept of socialization as a way out of the methodological crisis of pedagogical science. Society: sociology, psychology, pedagogy, 5, 148–152.
13. Krinko, E. F. (2006). Childhood of the war years (1941-1945): problems and prospects for studying. Bulletin of the Adygea State University, 4, 34-54.
14. Krinko, E.F. (2020). A person at war: what researchers write about him and what he tells about himself. New Past. 4.8-24.
15. Kudinov V.A. (2015). Children's movement on both sides of the front. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 1, 160-165.
16. Lomagin, N.A. (2002). Unknown blockade. Saint-Petersburg: Publishing House "Neva". 
17. Malkhasyan, N.V. (2010). Experience of labor education and vocational training of schoolchildren during the Great Patriotic War. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 1, 26-27.
18. Malysheva, N.A. (2006). The influence of the ideological factor on the socialization of children during the Great Patriotic War. Problems of history, philology, culture, 16-3, 239-249.
19. Nosova, M.S. (2019). Peculiarities of childhood in a rear Siberian city during the Great Patriotic War (using theexample of Omsk) //Omsk Scientific Bulletin. The series "Society. History. Modernity", 2, 58-61.
20. Pyankevich, V.L.  (2014). People lived by rumors. Informal communicative space of besieged Leningrad. Saint-Petersburg, Russia: Vladimir Dal. 
21. Pyankevich, V.L. (2017). Power and the market in besieged Leningrad. Russian history, 6, 52-66.
22. Romashova, M. V. (2012). Entertaining source study: the history of childhood Bulletin of Perm University. Series History, 3(20), 172-178.
23. Ryblova, M.A. (2014). The territory of childhood in the space of the Great Patriotic War (based on materials from the Battle of Stalingrad). Bulletin of Volgograd State University. Episode 4: History. Regional studies. International relationships, 4(28), 37-50.
24. Sidorova, E.A. (2015). Labor duties of the population in the occupied territory of the Leningrad region, 1941-1944. Prceedings of the Faculty of History of St. Petersburg University, 21, 50-53.
25. Smirnov, V.I. (1976). Feat of the Soviet peasantry. Activities Kalinin. desk organization on a collective farm. village during the Great Fatherland. Wars. Moscow, Russia: Moscow worker. 
26. Central State Archive of St. Petersburg (hereinafter referred to as CSA St. Petersburg). F. R-3355. In. 1. D.1. P. 3-10. 
27. Central State Archive of Historical and Political Documentation of St. Petersburg (hereinafter referred to as TsGAIPD St. Petersburg). F. R-992l. In.3. D. 44. P. 7.
28. TsGAIPD St.-P. F. R-489l. In. 3. D. 44. L.5. P. 29.
29. Central State Archive of St. Petersburg (hereinafter referred to as TsGA St. P.) F. R-9421. In. 1. D. 81. P. 3-6.
30. Yudenkov, A. F. (1971). Political work of the party among the population of the occupied Soviet territory (1941-1944). Moscow, Russia: Mysl.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Близится восьмидесятилетний юбилей победы в Великой Отечественной войне, одной из самых масштабных событий в истории нашей страны. В событиях 1941-1945 гг. поистине воедино слились драматическое и героическое, а битва за Москву, Сталинград, блокада Ленинграда вошли золотыми страницами в военную историю нашей родины. Трагическая повседневность военных лет уже не одно десятилетие привлекает внимание литераторов, публицистов, профессиональных историков. В то же время отдельные события военных лет, несмотря на определенную изученность, имеют отдельные «белые пятна», ликвидация которых возможна только с помощью опоры на архивные материалы.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является социализация детей на оккупированной территории Ленинградской области в 1941–1944 гг. Автор ставит своими задачами проанализировать изучение детской социализации на оккупированных территориях, рассмотреть социально-политические условия социализации детей на оккупированных территориях, показать психологический фон социализации детей в условиях оккупации.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает историко-генетический метод, в основе которого по определению академика И.Д. Ковальченко находится «последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта».
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать социализацию детей и подростков на оккупированных территориях Ленинградской области в 1941-1944 гг. Научная новизна статьи заключается также в привлечении архивных материалов.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 30 различных источников и исследований. Источниковая база статьи представлена прежде всего документами из фондов Центрального государственного Архива Санкт-Петербурга и Центрального государственного архива историко-политической документации Санкт-Петербурга, а также опубликованными воспоминаниями. Из привлекаемых автором исследований укажем на труды Б.Н. Ковалева, Е.Е. Красноженова, Е.Ф. Кринко, Н.А. Малышевой, в центре внимания которых различные аспекты детства военных лет. Заметим, что библиография статьи обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как историей Великой Отечественной войны, в целом, так и повседневностью военных лет, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «в советское время, в силу ряда причин политического, идеологического и, даже, историко-методологического характера, исследования «не героических» аспектов битвы за Ленинград почти не проводились». В работе показано, что «изучение текстов воспоминаний позволяют выявить фундаментальные факторы социализации детей на оккупированных территориях». Автор обращает внимание на «амбивалентность процесса социализации в описываемых нами экстремальных условиях»: фактически «перед нами мучительный конфликт между стремлением выжить и стремлением сохраниться как личность».
Главным выводом статьи является то, что в условиях оккупации «с одной стороны, человек остается носителем ценностей и установок, вынесенных из мирной жизни, а с другой вынужден адаптироваться и принимать навязываемые ему оккупантами образцы поведения».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в рамках различных спецкурсах.
К статье есть замечания, прежде всего касающиеся стилистики: необходимо вычитать текст, устранив многочисленные опечатки. Так, в тексте у автора значится: «Перед нами мучительный конфликт между стремление выжить и стремлением сохраниться как личность», «В отличии от блокадного Ленинграда, где голод был абсолютным и превалирующим фактором существования, дети на оккупированных территориях Ленинградской области не столько вынуждены были радикально адаптировать свою жизнь к новым, враждебным социальным условиям», «с одной стороны, «дети оккупации» не испытывали не были вынуждены подчинить всю свою жизнь борьбе с голодом и смертью».
После исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Отзыв
На статью «Факторы социализации детей на оккупированной территории Ленинградской области в 1941–1944 гг.»
Предмет исследования –факторы социализации детей Ленинградской области в период немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны.
Методология исследования базируется на принципах системности, научной объективности и историзма. Применялись комплексный, историко-системный, проблемно-хронологический и др. методы.
Актуальность исследования обусловлена тем, как пишет автор статьи «негероические темы периода войны» в силу целого ряда объективных и субъективных причин не рассматривались и не изучались историками, которых в основном «интересовал факты героического сопротивления нацизму». Автор пишет, что «Быт жизни людей на оккупированной территории изучались как фон военного и трудового подвига, в этом же ключе исследовался и быт детей на оккупированных территориях». Война принесла неисчислимые страдания советским людям, оказавшимся на оккупированной территории, и если, пишет автор, «факты разрушений (в том числе и преднамеренные разрушения культурных объектов) и насилия над советскими гражданами зафиксированы целым рядом документов и довольно хорошо изучены, то вопрос о том, какой разрушительный заряд оставила после себя оккупация в душах советских детей все еще нуждается в системном изучении». Актуальность этой темы обусловлена тем, что изучение жизни детей на оккупированной территории, проблемы их социализации должны показать, важность победы нашей страны над фашизмом и более полного и системного изучения истории Великой Отечественной войны.
Научная новизна работы обусловлена постановкой проблемы и задач исследования. Новизна статьи заключается также в том, что данная статья фактически первая работа, в которой исследуются факторы социализации в условиях оккупации и практики выживания.
Автор пишет, что целью работы «является выявление базовых факторов, то есть, ключевой системы условий социализации детей и подростков на оккупированных территориях Ленинградской области в 1941-1944 гг.».
Стиль, структура, содержание. Стиль работы научный, также в работе есть элементы описательности, без чего показать жизнь в условиях оккупации было бы невозможно. Структура работы направлена на достижение цели работы и ее задач. Работа состоит из введения, двух разделов: Социально-политические условия социализации детей на оккупированных территориях; Психологический фон социализации детей в условиях оккупации и выводов. Во введении автор показывает актуальность темы, показывает какие вопросы были приоритетны при изучении темы Великой Отечественной войны в советский и постсоветский период. Отмечает, что вопросы военной повседневности, жизни людей на оккупированной территории стали разрабатываться в начале 2000-х годов. Автор подчеркивает, что «в это же время оформляется и история военного детства» и отмечает, что изучение детской социализации на оккупированных территориях давно сложившееся поднаправление истории детской военной повседневности». Это направление представлено двумя группами исследователей. «Первая группа концентрирует свои усилия вокруг изучения повседневных практик (прежде всего практик выживания)», а «вторая группа исследователей анализирует участие детей в социально-экономической деятельности взрослых и/или социально-экономическую и политико-правовую деятельность взрослых направленную на детей». Содержание разделов полностью отражено в названиях. Автор приводит выдержки из воспоминаний респондентов, которые показывают все сложность и неоднозначность жизни на оккупированной территории, страх, любопытство детей, искаженность восприятия реальности и т.д. Выводы исследователя объективны и вытекают из проделанной работы.
Библиография работы достаточно обширна и содержит 30 источников: это материалы из архивов, работы, посвященные теме исследования и смежным темам, в их числе работы Е.Е. Красноженовой, Е.Ф. Кринко и др.
Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи и библиографии.
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья написана на актуальную тему и будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.