Статья 'Рецензия на книгу Форрест А. За кромкой поля боя. Жизнь военных во времена Революционных и Наполеоновских войн. – М.: РОССПЭН, 2022. – 280 с.' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Рецензия на книгу Форрест А. За кромкой поля боя. Жизнь военных во времена Революционных и Наполеоновских войн. – М.: РОССПЭН, 2022. – 280 с.

Галямина Анна Георгиевна

аспирант, кафедра мировой экономики, международных отношений и права,, Новосибирский государственный экономики и управления "НИНХ"

630099, Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56

Galyamina Anna Georgievna

Postgraduate of Department of World Economy, International Relations and law, Novosibirsk State University of Economics and Management,

630099, Russia, Novosibirsk region, Novosibirsk, Kamenskaya str., 56

galiamina.anna@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2023.5.40802

EDN:

PLLFOI

Дата направления статьи в редакцию:

20-05-2023


Дата публикации:

31-05-2023


Аннотация: В статье анализируется работа английского историка А. Форреста, посвященная исследованию индивидуального опыта военных во время Революционных и Наполеоновских войн. Форрест отходит от традиционного рассмотрения истории войны как истории сражений и сосредотачивает свое внимание на различных аспектах повседневной жизни и быта солдат, таких как поступление на военную службу, взаимодействие с иностранцами во время заграничных походов, плен, демобилизация и жизнь ветеранов после окончания войны. Автор обращает особое внимание уделяет расхождениям между пропагандой и реалиями солдатского быта и подвергает сомнение формирование нового типа солдата-революционера, постулируемое революционной пропагандой.   В качестве недостатков книги можно выделить некоторое игнорирование автором данных, противоречащих его утверждению о полной аполитичности вчерашних крестьян, составивших основу армии революционной Франции, и их чуждости революционным ценностям. Также необходимо отметить, что автор не всегда чётко разграничивает армию якобинского периода и армию наполеоновского времени, приписывая первой более поздние черты, в результате чего могут теряться важные детали относительно эволюции характера войны и мировоззрения ее участников. Помимо этого отдельно автор рассматривает конструирование исторической памяти о Революционных и Наполеоновских войнах и формирование на её основе французской республиканской идентичности.


Ключевые слова:

Революционные войны, Наполеоновские войны, история повседневности, история ментальности, Великая Французская революция, историческая память, история войн, Новая русская школа, Наполеон Бонапарт, якобинцы

Abstract: The article analyzes the work of the English historian A. Forrest, devoted to the study of the individual experience of the military during the Revolutionary and Napoleonic Wars. Forrest departs from the traditional view of the history of war as the history of battles and focuses his attention on various aspects of the daily life soldiers, such as enlistment, interaction with foreigners during foreign campaigns, captivity, demobilization and the life of veterans after the end of the war. The author pays special attention to the discrepancies between propaganda and the realities of soldier's life and casts doubt on the formation of a new type of revolutionary soldier, postulated by revolutionary propaganda. As shortcomings of the book, one can single out some ignorance by the author of data that contradicts his statement about the complete apoliticality of peasants, who formed the basis of the army of revolutionary France, and their alienation to revolutionary values. Besides the author does not always clearly distinguish the Jacobin army and the army of the Napoleonic time, attributing later features to the former, therefore important details regarding the war nature evolution may be lost. Separately, the author considers the construction of historical memory of the Revolutionary and Napoleonic wars in France.


Keywords:

Revolutionary wars, Napoleonic wars, history of everyday life, history of mentality, French revolution, historical memory, war history, New russian school, Napoleon Bonaparte, jacobins

Современное гуманитарное знание обращает пристальное внимание на индивидуальный опыт человека, который, как правило, ранее оставался в стороне от интересов исследователей, из-за чего традиционное историописание, сосредоточенное на знаковых фигурах и ключевых событиях, мало могло сказать о повседневной жизни и образе мыслей рядового человека своего времени. Это справедливо и по отношению к истории войны с первой антифранцузской коалицией и последующих наполеоновских войн, которые длились четверть века, затронули жизнь целого поколения и послужили в дальнейшем основой для создания национальных легенд. Хотя сражения являются одним из основных предметов интереса для традиционной историографии наполеоновского времени, они составляют лишь малую часть военного опыта их непосредственных участников, что делает совершенно логичным интерес к жизни военных именно «за кромкой поля боя». Попыткой воссоздать ее стала книга британского исследователя, почетного профессора Йоркского университета, Алана Форреста, суммирующая итоги многолетнего изучения автором жизненного опыта участников войн и его осмысления исторической памятью.

Книга А. Форреста вышла в свет в серии «Мир Французской революции», издаваемой издательством РОССПЭН, в которой ныне публикуются работы, посвященные разным аспектам истории и историографии Великой Французской революции и наполеоновской эпохи. В основном это работы представителей так называемой Новой русской школы [1], к которой идейно близок Форрест [2]. С 2018 по 2021 годы он даже руководил в Государственном академическом университете гуманитарных наук Лабораторией западноевропейских и средиземноморских исторических исследований, работая в непосредственном контакте с представителями НРШ - поэтому работы Форреста знакомы русскоязычному читателю. Это один из самых активно публикующихся во «Французском ежегоднике» иностранных авторов (https://annuaire-fr.igh.ru/authors/36?locale=ru), но в формате отдельной книги его работы выходят в России впервые. Специально для этого были собраны автором, переведены и отредактированы статьи, ранее уже изданные им на английском и французском языках.

По содержанию книга условно распадается как бы на две части. Первая часть, большая по объему и основная, посвящена повседневности республиканской и наполеоновской армии. Здесь автор стремится проследить типичную судьбу солдата от момента поступления на службу и до его демобилизации после окончательного поражения при Ватерлоо. Между участием в жеребьевке во время рекрутского набора и жизнью ветерана при Реставрации - долгая четверть века. Для солдата революции, а в дальнейшем наполеоновского солдата эти годы включали в себя переписку с родными, столкновение с политикой Террора в армии, участие в заграничных походах и столкновение с местными жителями, возможно - плен. Каждому из вышеназванных сюжетов А. Форрест уделяет достаточное внимание в отдельной главе. Собранные под единой обложкой они воссоздают образ рядового человека своей эпохи и эволюцию его мировоззрения. Призванный на военную службу чаще всего из сельской французской глубинки он, возможно, не представлял себе изначально масштаба исторического события, в которое оказался вовлечен. Именно армия, по мнению Форреста, впервые знакомит аполитичного крестьянина с революционной повесткой и становится для него политической школой. Призыв на военную службу означает разрыв с привычным сельским миром, который представляется и рекруту, и его близким окончательным - рекрута провожают навсегда, не ожидая его возвращения. Единственная возможная связь - эпистолярная, в результате чего именно в армии многие бывшие крестьяне понимают ценность грамотности и стремятся обучиться читать и писать. Отмеченная же автором лаконичность и ритуализированность солдатских писем, их малая информативность для исследователя являются следствием малограмотности пишущих, растущего со временем отчуждения между солдатами и их оставшимися дома близкими, а также последствием военной травмы, вызывавшей неспособность рассказывать о своих действительных чувствах и личном военном опыте. При этом Форрест подчеркивает, что для вернувшихся домой ветеранов наполеоновские войны, тем не менее, оставались наиболее ярким жизненным периодом, когда они напрямую были вовлечены в значимое историческое событие - и осознавали эту вовлеченность.

Интересен анализ личного отношения солдат к происходящему в случае их участия в военном терроре. Автор обращает внимание на дегуманизацию участников нерегулярных военных подразделений противника вследствие применения ими «неправильных», неконвенциональных, чрезмерно жестоких средств ведения войны, невротизировавших французских солдат, - что в результате приводило к применению уже французами по отношению к дегуманизированному противнику жестоких средств. В якобинский период это наблюдалось в Вандее, при Наполеоне - в Италии и Испании.

Несколько особняком стоят три последние главы, составляющие условную вторую часть книги и рассказывающие о формировании образа революционных и наполеоновских войн в исторической памяти. Форрест анализирует создание наполеоновской легенды на основе образа «славного поражения» в результате похода в Россию и в битве при Ватерлоо. Кроме того, подробно рассматривается вопрос формирования французской республиканской идентичности в период Третьей Республики на основе культивирования официального республиканского мифа и приравнивания наполеоновского солдата к солдату Революции и формированию из них положительного образца для подражания в обществе, травмированном поражением во Франко-прусской войне.

Необходимо отметить, что большее внимание автор уделяет именно наполеоновским войнам. С одной стороны, это логично, так как они были существенно продолжительнее революционной войны с первой антифранцузской коалицией и, соответственно, оказали большее влияние на жизненный опыт и личность их участников и на формирование национальной легенды. С другой стороны, реалии наполеоновского времени читателем по умолчанию могут экстраполироваться и на предшествующий период, что не всегда верно. Все же автор зачастую фиксирует отличие реалий войны с первой коалицией от последующего времени и в качестве принципиальной границы устанавливает термидорианский переворот. Так, Форрест пишет об уменьшении революционной пропаганды в армии, изменении идеологических целей войны, более того - о снижении социальной поддержки ветеранов и инвалидов войн в послетермидорианский период. Тем не менее, он не заостряет внимание на моменте перехода, превращении республиканской революционной армии в наполеоновскую имперскую и изменении характера войны. Кроме того, необходимо отметить, что автор часто противопоставляет друг другу якобинский и наполеоновский периоды. В наполеоновское время попадает и Директория. Что касается якобинского периода, то не всегда понятно, включает ли автор туда же и время от объявления войны 20 апреля 1792 и до восстания 31 мая - 2 июня 1793 или же оно просто выпадает из рассмотрения. Возможно, отдельный анализ этих двух периодов позволил бы выделить новые интересные детали относительно эволюции характера войны и мировоззрения ее участников.

Стоит заметить, что А. Форрест, как представитель историографической традиции, не считающей себя наследницей Великой Французской революции [3-4], крайне скептически относится к французскому революционному мифу, который он называет «пустопорожней республиканской риторикой рубежа XIX-XX веков». Революция в его изображении, как и в изображении его московских коллег, становится результатом деятельности далеких от основной массы французов представителей «просвещенной элиты» [5], деятельности непонятной и чуждой для рядового француза. В результате значительное внимание в своей работе он уделяет расхождению между официальными заявлениями и тем, что наблюдалось в действительности. Например, рассматривая причины, побуждавшие молодых людей записаться на военную службу, автор в противовес официально превозглашаемому революционному энтузиазму масс заостряет внимание на противодействии крестьянства рекрутскому набору, вызванному как экономической ценностью будущих рекрутов для крестьянского хозяйства, так и непониманием смысла и целей войны в далеких от нее регионах. В случае добровольцев он обращает первостепенное внимание на личные мотивы, далекие от искреннего желания сражаться за революционные ценности, - такие, как семейные неурядицы, отсутствие перспектив для дальнейшей жизни в деревне, романтические представления о военной службе, как о возможности надеть красивый мундир и вырваться из сельской рутины. Не отрицая важности всех указанных автором мотивов, особенно в далеких от Парижа департаментах, нужно все же отметить, что ему как будто принципиально не интересно, существовал ли в действительности хотя бы в якобинские месяцы сознательный доброволец, отправившийся защищать революционные ценности. Но насколько в принципе верен тезис Форреста об аполитичности крестьян? В своем классическом, переведенном на французский язык и дважды изданном во Франции труде [6] А.В. Адо приводит данные о вооруженных выступлениях крестьянства с 1789 по 1794 годы, причем масштаб работы не позволил Адо включить в рассмотрение контрреволюционные крестьянские восстания. Хотя в целом история политических и социальных конфликтов в деревне не является сегодня самой популярной проблемой историографии Революции, тем не менее, существуют позднейшие исследования, дополняющие общую картину Адо конкретными данными по отдельным регионам [7]. Крестьяне как выступали против мер революционного правительства, так и радикализовали своими вооруженными выступлениями решения и действия столичных революционеров. Поэтому нарисованный автором образ политически наивного сельского рекрута кажется несколько упрощенным.

Вопрос о том, сформировался ли тип солдата-гражданина, существование которого постулировала официальная пропаганда, автор задает в главе «Гражданство, честь и мужественность: качества военного во времена революции и империи», посвященной характеристикам типа солдата, созданного Революцией. Он не соглашается с теми исследователями, которые считают, что он существовал в действительности, замечая в подтверждение своей точки зрения, что несмотря на предписываемое солдату-гражданину стремление служить не ради наград и личных почестей, а ради общественного блага Республики, еще при якобинской диктатуре существовала практика военных триумфов для отличившихся офицеров и продвижение по службе для отличившихся солдат. Тем не менее, А. Форрест уходит от ответа на поставленный в начале этой главы вопрос, рассматривая по большей части маскулинность формировавшегося образа солдата и по контрасту с этим - присутствие женщин в действующей армии и их участие в войне, которое может служить косвенным подтверждением желания защищать Республику. Он отмечает так же уменьшение числа добровольцев после термидорианского переворота по сравнению с якобинскими месяцами. Форрест говорит о снижении политизированности солдатских писем в тот же период, но не может ответить, в какой степени политизированность якобинского времени была повторением официальной риторики и проявлением лояльности к власти, а в какой - выражением искренних республиканских чувств. Таким образом, действительное существование в условиях II года Республики солдата-гражданина представляется не столь невозможным, как пишет автор. Также остается неотвеченным вопрос, в какой мере солдат-гражданин и дух войска сыграли свою роль в формировании республиканской армии и ее победах, что ставится Форрестом под сомнение, как миф, сформированный Третьей республикой.

Доступный язык и занимательность изложения, а так же предмет исследования - личный жизненный опыт участников исторического события - делает книгу интересной не только для специалиста-историка, но и для широкого круга читателей.

Библиография
1. Таньшина Н. П. К 150-летию изучения Французской революции в России: от Герье до Новой русской школы // Новая и новейшая история. 2018. №6. С.118-136.
2. Чудинов А. В. Наш добрый друг Алан Форрест (к 75-летию со дня рождения) // Французский ежегодник. 2021. №54. С. 429-439.
3. Собуль А. Классическая историография Французской революции: о нынешних спорах // Французский ежегодник. 1976. С. 155-170.
4. Гордон А. В. Великая Французская революция: о понятии и понимании // Николай Иванович Кареев: Жизненный путь и научное наследие в трансдисциплинарном контексте современного историознания. Сборник статей и сообщений III Международной научно-образовательной конференции / сост. и отв. ред. Г.П. Мягков. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2021. – С. 127–133.
5. Чудинов А.В. Просвещенная элита (к истории понятия) // Французский ежегодник. 2001. С.266-279.
6. Адо А.В. Крестьяне и Великая французская революция. Крестьянское движение в 1789-1794. М.: Издательство МГУ, 1987.
7. Sottocasa V. Résistances paysannes et révolution : le cas des hautes terres du sud du Massif central // Pouvoir locale et revolution. 1780-1850 / ed.R. Dupuy. Rennes: Presse universitaires de Rennes. 1999. P. 377-391
References
1. Tan'shina, N. P. (2018). К 150-летию изучения Французской революции в России: от Герье до Новой русской школы [To the 150th Anniversary of the Study of the French Revolution in Russia: from Guerrier to the New Russian School]. New and Contemporary History, 6, 118-136. doi 10.31857/S013038640002044-6
2. CHudinov, A. V. (2021). Our good friend Alan Forrest (On the 75th anniversary of his birth). French Yearbook, 54, 429-439.
3. Sobul', A. (1976).Классическая историография Французской революции: о нынешних спорах[Classical historiography of the French Revolution: on the current controversy]. French Yearbook, 155-170.
4. Gordon, A. V. (2021). The Great French Revolution: On the Concept and Understanding. In G.P. Myagkov (Ed) Nikolai Ivanovich Kareev: Life Path and Scientific Heritage in the Transdisciplinary Context of Modern Historical Studies. Articles and reports of the III International Scientific and Educational Conference (pp. 127-133). Kazan': Kazan University Press.
5. CHudinov, A.V.  (2001). Просвещённая элита (к истории понятия) [Enlightened elite (on the history of the concept)]. French Yearbook, 266-279.
6. Ado, A.V. (1987). Крестьяне и Великая французская революция. Крестьянское движение в 1789-1794 [Peasants and the Great French Revolution. Peasant movement in 1789-1794]. Moscow: Publishing house of Moscow State University.

7. Sottocasa, V. (1999). Résistances paysannes et révolution : le cas des hautes terres du sud du Massif central[Peasant resistance and revolution: the case of the southern highlands of the  Central Massif]. In R. Dupuy (Ed) Local power and revolution. 1780-1850 (pp 377-391). Rennes: University Press of Rennes.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Отзыв
«Рецензия на книгу Форрест А. За кромкой поля боя. Жизнь военных во времена Революционных и Наполеоновских войн. – М.: РОССПЭН, 2022. – 280 с.»

Предмет исследования – рецензия на книгу Форрест «За кромкой поля боя. Жизнь военных во времена Революционных и Наполеоновских войн».
Методология исследования базируется на принципах объективности, научности, комплексности и системности. Также в работе использован метод военно-исторической антропологии.
Актуальность определяется тем, что в военных работах мало внимания уделяется «повседневной жизни и образу мыслей рядового человека своего времени». В работе, которую рецензирует автор статьи основное внимание уделено жизни военных именно «за кромкой поля боля», которая представлена в книге британского исследователя, почетного профессора Йоркского университета, Алана Форреста, суммирующая итоги многолетнего изучения автором жизненного опыта участников войн и его осмысления исторической памятью. Актуальность книги Форреста очевидна, а также очевидна актуальность рецензии на эту работу. Данная рецензия посвящена актуальной и очень интересной книге, в которой исследуется тема, к которой исследователи обращаются не часто.
Научная новизна рецензии на книгу Алана Форреста заключается в том, что автор рецензии дает комплексную, объективную научную оценку работе, написанную на интересную, слаборазработанную и актуальную тему. Участники войны не только воюют, но и сталкиваются с разными бытовыми вопросами, рутиной военной жизни, после возвращения с фронта опять же они сталкиваются с рутиной жизни. Алан Форрест делает попытку изучает жизненный опыт участников войны, а автор рецензии на книгу Форреста исследует как он это сделал. Научная новизна очевидна и не вызывает сомнения.
Стиль статьи академический, язык ясный и точный. Структура работы и логика изложения материала предопределены целью и задачами исследования. В начале автор пишет о теме, которую изучает А.Форрест, раскрывает ее актуальность. Далее он пишет о самом Алане Форресте и отмечает, что он близок по своим взглядам «к представителям так называемой Новой русской школы» и что он «один из из самых активно публикующихся во «Французском ежегоднике» иностранных авторов (https://annuaire-fr.igh.ru/authors/36?locale=ru)», но его труды отдельной книгой выходят впервые и в таком солидном издательстве РОССПЕН.
Библиография состоит из 7 работ, посвященных различным вопросам, касающихся Французской революции, в том числе двух работ А.В. Чудинова одна статья посвящена истории понятия просвещенная элита, а другая Алану Форресту, статья Танщина Н.П., посвящённая 150-летию изучению Французской революции и т.д. Библиография в количественном и качественном плане дает возможность раскрыть исследуемую тему.
Апелляция к оппонентам представлена в библиографии и проведенной работе.
Автор пишет о достоинствах книги Форреста и показывает тем вопросы, которые Алан Форрест не раскрыл до конца или на которые не дал (не захотел дать ответ). И это, несомненно, вызовет интерес к книге Форреста и представляется, что это приведет к тому, что исследователи будут более активно изучать вопросы, которые в книге Форреста не раскрыты.
Автор резюмирует, что «доступный язык и занимательность изложения, а также предмет исследования - личный жизненный опыт участников исторического события - делает книгу интересной не только для специалиста-историка, но и для широкого круга читателей». Следует отметить, что и рецензия на книгу написана доступным языком, интересна изложена. Рецензия на книгу Форрест А. За кромкой поля боя. Жизнь военных во времена Революционных и Наполеоновских войн. – М.: РОССПЭН, 2022. грамотно оформлена, написано живо, ярко и интересно. Она, несомненно, вызовет интерес к книге Форреста, а также к теме военной рутины, которая до настоящего времени не вызывает особого интереса у исследователей, а также к теме исторической памяти, к вопросу, что помнят потомки из истории важных и судьбоносных событий, войн, революций в целом и к жизни «военных во времена Революционных и Наполеоновских войн». Сама рецензия несомненно вызовет интерес читателей журнала, а также широкой аудитории (студентов, магистрантов, аспирантов и т.д.).
.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.