по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 11, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 28-11-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2022
История идей и учений
Занделов В.В. - Солидаристское государство как гарант социальной справедливости в философии И. А. Ильина c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.11.39136

EDN: ARYNLM

Аннотация: В статье рассмотрены взгляды И. А. Ильина на сущность социальной справедливости в ее взаимосвязи с государством. Невозможность установить принципы социальной справедливости через нормативно-правовой акт, а так же противоречивость в понимании справедливости отдельно взятыми гражданами создают ситуацию, в которой государство по И. А. Ильину должно прийти к солидаристским основам организации общественной жизни, опирающейся на принципы естественного права. В этой связи приобретает особое значение политическая сфера жизни общества, так как традиционный образ ведения политической деятельности зачастую сопряжен с реализацией интересов отдельных лиц или групп лиц, противоречащих общенародной воле. Среди основных выводов данного исследования следует отметить тезис об ориентированности И. А. Ильина на принципы государственного устройства, сосредоточенного на организации внутренней жизни общества, а так же на исследование общенародного интереса для его реализации в политической деятельности. Государство по И. А. Ильину не должно ставить себя выше той правовой реальности, которую само же и формирует. В противном случае оно не сможет учесть и выразить интересы своих граждан. Социальная справедливость при таком положении вещей останется недостижимой, а политическая сфера жизни общества будет служить почвой для раздоров, ведущих к гибели государственности.
Социальная философия
Захаров А.Д. - Этико-психологическая теория Эриха Фромма как инструмент социальной трансформации c. 12-21

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.11.39215

EDN: JESNHK

Аннотация: Социальная трансформация – актуальная в текущих философских и общественных реалиях концепция, которая получила проблематизацию и начала рассматриваться вместе с появлением и развитием социальной философии несколько веков назад. Особенный вклад в этот вопрос был внесен в рамках улучшения качества знаний о человеке с развитием психологии как науки и методологии, в частности – психоанализа и неофрейдизма. Данная статья посвящена вопросу этической трансформации общества на примере радикального гуманистического психоанализа Эриха Фромма – неофрейдистской концепции, которая требует уточнения и пояснения несмотря на обилие материала по теме. В качестве методов исследования были использованы качественный анализ первичных эмпирических данных, обработка вторичных эмпирических данных, анализ различных взглядов по выбранной теме. В настоящей статье проводится рассмотрение основных понятий гуманистического психоанализа Фромма в рамках изучаемого вопроса, а также оценка концептуальной применимости его теории к вопросу социальной трансформации. В процессе исследования автор приходит к выводу, что теоретические построения Эриха Фромма изучаются недостаточно скрупулезно, содержат уникальную идиографическую точку зрения на процесс социальной трансформации, обладают практической применимостью для широкого круга пользователей предлагаемой информации – философов, психологов, социологов, историков, религиоведов.
Кафедра
Шимельфениг О.В. - О диагностике и развитии креативности на основе онтологии игры c. 22-37

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.11.39185

EDN: IRWQOU

Аннотация: Предметом исследования является осмысление феномена креативности, а целью – рекомендации по её диагностике и развитию творческих способностей. Креативность оказывается в настоящее время одним из наиболее востребованных навыков по прогнозам аналитиков Всемирного экономического форума. Методологической основой исследования служат известные в науке теоретические и практические результаты в психологии творчества и сюжетно-игровая концепция реальности. Особое внимание уделяется выявлению в работах по определению и диагностике креативности их онтологической связи с сюжетно-игровой парадигмой, которая содержательно пересекается также и с исследованиями по ситуационной семантике. Проведён сравнительный и критический анализ базовых понятий в этих подходах.       Основные выводы проведённого исследования состоят в следующем. При обучении любому предмету полезно провести диагностику типа мышления аудитории, периодически предлагать различные задачи, требующие небольшого времени, но развивающие одновременно аналитическое и творческое мышление, требующие использование широких категорий, синтетичность восприятия окружающего и высокий уровень когнитивной гибкости, умение понимать и образовывать метафоры, свободное ассоциирование смыслов, интерпретаций любого текста, картины, явления; то есть, по сути, это обучение креативно-игровому отношению к различным проблемам. Сюжетно-игровой подход, как в обучении, так и в любой сфере деятельности, даёт возможность наиболее оптимально соблюдать баланс между следованием шаблонам – «правилам игр» природы и общества и оригинальным, творческим поведением.
История идей и учений
Куприянов В.А. - Обоснование науки о науке в европейской и советской философии науки в 1920-х гг. (к предыстории науковедения) c. 38-49

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.11.39186

EDN: KTPISW

Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу проектов науки о науке (науковедения/наукознания) советского философа И. А. Борического и польско-американского философа и социолога Ф. Знанецкого. В статье указывается, что оба проекта, имеющие сходные задачи, возникли почти одновременно в 1920-е гг. в разных социально-экономических и политических контекстах. Для анализа проектов автор опирается на концепцию социальной и когнитивной институционализации, предложенную Р. Уитли. Для рассмотрения социальной институционализации науки о науке приводятся сведения о польских и советских/российских организационных структурах, созданных в начале XX в. для исследований науки. Анализ когнитивной институционализации автор дает на основе реконструкции проектов Ф. Занецкого и И. А. Боричевского. В статье делается вывод, что Знанецкий и Боричевский предложили проекты совершенно новой науки, предметом которой должна быть сама наука. В этих проектах науковедение/наукознание понималось в качестве самостоятельной науки, несводимой ни к какой иной области научных исследований. Предполагалось, что науковедение/наукознание рассматривает науку во всем ее многообразии и многоаспектности. Автор показывает, что важным в проектах Знанецкого и Боричевского является представление о практической значимости науки о науке. Автор впервые в отечтественной литературе анализирует малоизвестный проект Ф. Знанецкого науки о знании, связывая его с общим интеллектуальным контекстом эпохи. К новизне статьи относится и сравнение идей И. А. Боричевского и Ф. Знанецкого.
Розин В.М. - Теория деятельности и феноменология – альтернативные диспозитивы философов-шестидесятников c. 50-60

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.11.39245

EDN: NMDJXA

Аннотация: В статье анализируется содержание и оппозиция двух подходов, сформировавшихся в философии в 60-е годы прошлого столетия, – теоретико-деятельностное и феноменологическое. Если теория деятельности сложилась под влиянием марксистских идей и психологии, то феноменология – экзистенциализма и теории сознания. Сравнивается эволюция взглядов Г.П. Щедровицкого и М.Фуко, выбравших марксизм и построивших, первый, теорию деятельности и методологию, второй – учение, включающее в себя анализ дискурсов, институтов и власти. Но если Щедровицкий всю жизнь боролся с психологизмом и субъективизмом, то Фуко в конце концов преодолевает марксистское влияние и возвращается к изучению личности, намечая в последний период жизни основные идеи философии субъективности.   Подход Щедровицкого, распространявшего гипотезы о мышлении и деятельности на любые виды интеллектуальной активности (в результате он не смог понять природу и сущность мышления), противопоставляется феноменологическому подходу. В последнем ставится задача осмысления в конкретных предметах и дисциплинах новых способов мышления, новых начал, с утверждением, что исследование не предполагает ни определенной точки зрения, ни определенного направления, что оно беспредпосылочно (что вряд ли верно). Хотя феноменологи полемизируют с методологией, отрицая последнюю, автор утверждает, что феноменология тоже является определенным направлением методологии, но принципиально отличным от «панметодологии» Щедровицкого.
Параметры общества
Антипов М.А. - Социальность и социализация в условиях цифровизации общества c. 61-72

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.11.38963

EDN: OAJEKJ

Аннотация: Предмет исследования составляет влияние цифровизации на социальную реальность и социализацию личности. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как соотношение ментального и телесного в социальной жизни и социальных взаимодействиях, особенности социальных взаимодействий в виртуальных цифровых пространствах, специфика социализации в условиях информационного общества и развития цифровых технологий. Особое внимание уделяется феномену метавселенных, раскрывается сущность данного понятия, описываются применяемые при их разработке и реализации технологии. Раскрывается понятие аватара как цифрового Я пользователя. Рассматриваются достоинства и недостатки метавселенных как принципиально новой формы социальной реальности и сферы социализации. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении влияния цифровизации и метавселенных как одного из ее ведущих трендов на социальную реальность и социализацию. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: цифровизация, значимым трендом которой является развитие метавселенных, ведет к формированию наряду с социальной реальностью виртуальной гиперреальности с новыми формами социального; социализация в условиях виртуализации общества также трансформируется, что проявляется в ее разделении на офлайн и онлайн; построение единой метавселенной в будущем должно учитывать, что несмотря на все ее преимущества это дополнительная сфера общественных отношений и повседневной жизни, которая не должна подменять собой социальную реальность.
Философия культуры
Желтикова И.В., Брызгалов А.Л. - Проблема формирования образов прошлого и образов будущего как элементов темпоральной картины мира c. 73-94

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.11.39207

EDN: OAQXSO

Аннотация: В представленной статье авторы обращаются к исследованию темпоральной картины мира, существующей в сознании отдельного человека и надындивидуальном сознании социума. Представления о прошлом и будущем являются частью настоящего и их изучение способствует пониманию процессов, происходящих здесь и сейчас, причин и смыслов, стоящих за актуальными событиями. Предметом рассмотрения являются образы прошлого и образы будущего как совокупности представлений, репрезентирующих прошлое и будущее в настоящем. Целью исследования выступает рассмотрение процесса появления образов прошлого и образов будущего как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.    Вопрос о том, что по существу представляют собой образы прошлого и образы будущего, каковы принципы их появления и функционирования до сих пор остается открытым. Авторы статьи предлагают свой вариант ответа на вопрос о генезисе этих темпоральных образов. Он заключается в утверждении доминирования коллективных образов прошлого над индивидуальными. В определенный временной период в культуре присутствует один коллективный образ прошлого, сформированный идеологией и социальным консенсусом на базе исторического нарратива профессиональных историков, опирающихся на реальные следы прошлого и множество индивидуальных образов, интерпретирующих это смысловое ядро. В процессе формирования образов будущего приоритетное положение занимают индивидуальные образы, отражающие личную оценку доминирующих тенденций настоящего, которые найдут свое воплощение в будущем. Индивидуальные образы будущего путем координации отдельных представлений складываются в варианты коллективного видения перспективы. Поэтому в определенный момент времени в обществе функционирует не один а несколько коллективных образов будущего.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.