по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 07, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 20-07-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2021
История идей и учений
Пигалев С.А. - Проблема человека в контексте новоевропейской теории прогресса c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.7.35713

Аннотация: Статья посвящена анализу антропологической парадигмы модерна, рассматриваемой в контексте новоевропейских представлений о прогрессе. Подчеркивая важное для понимания феномена модерна значение этих мировоззренческих конструкций, автор с опорой на герменевтический метод осуществляет историко-философскую реконструкцию соответствующей совокупности идей. При этом демонстрируется, что специфические черты новоевропейской антропологии, равно как и новоевропейской интерпретации идеи прогресса, могут быть поняты только в связи друг с другом. Особое внимание при этом уделяется выявлению и анализу фундаментальных, но не достаточно очевидных противоречий, имеющих место в пределах мировоззрения модерна. Новоевропейский образ мира основывается на сочетании прогрессистского пафоса и убежденности в принципиальном несовершенстве человеческой природы. Участником прогрессивного движения провозглашается атомизированный субъект, следующий принципам эгоистичного расчета. Подобный ход мысли приводит к противоречивому результату: именно несовершенная сущность человека рассматривается как основа, обеспечивающая развитие. Важную роль здесь приобретает идея исторического закона, упорядочивающего столкновение эгоистичных человеческих атомов так, чтобы возникало социальное благо. Эта парадоксальная конструкция может быть рассмотрена как попытка решения фундаментальной для модерна проблемы части и целого. С опорой на исследования Х. Блюменберга истоки этой проблемы можно обнаружить в позднесредневековом споре об универсалиях. Действительно, победа номинализма с его тезисом о примате единичного подорвала средневековую модель целостности, лишив человека онтологических оснований. Именно этот кризис целостности лег в основу философских исканий модерна. Теория прогресса, примиряя единичное в лице атомизированного субъекта и всеобщее в лице исторического закона, предстает, таким образом, в качестве модели целостности. Данная модель, однако, может работать только в ситуации «комфортности» исторического процесса. В условиях катастрофизма XX века вера в гарантированность прогресса проблематизируется, а проблема природы человека вновь демонстрирует свою актуальность.
Социальная динамика
Тузовский И.Д. - Утопические универсалии в контексте концепции "информационного общества" c. 18-29

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.7.36034

Аннотация: В статье рассматривается проблема утопических универсалий применительно к концепции «информационного общества». Под утопическими универсалиями автор понимает те наиболее общие представления о наилучшем социальном устройстве, которые получили сквозное распространение в рамках одной конкретной эпистемологической традиции. Предметом исследования является выявление и прослеживание универсальных социальных атрибутов, которые присущи проектам наилучшего социального устройства в рамках эпистемологической традиции научной рациональности, развивавшейся на протяжении XVI-XXI в. От «Утопии» Т. Мора до «постиндустриального общества» Д. Белла и «Информационной эпохи» М. Кастельса автор прослеживает универсальные черты социальной атрибуции.   Исследователь приходит к выводам о том, что проекты оптимального или идеального социального устройства, меняя свою конкретную форму выражения, сохраняют утопический характер на протяжении всей линии развития эпистемологической традиции научной рациональности. Утопические универсалии агрегации и кодификации теоретического знания, превращения науки в основную движущую силу политического и экономического развития, переход власти к философам-мудрецам, всеобщее максимально эгалитаристское и демократическое участие в принятии решений являются чертами, которые присущи в большей или меньшей степени утопиям западной цивилизации, начиная как минимум с работы Т. Мора. Эти же черты сохраняются практически в неизменной форме в концепции информационного общества, что позволяет поставить вопрос о необходимости критической ревизии как теоретической научной концепции, так и практического политического проекта информационного общества
Философия религии
Абрамов А.А. - Католический Magisterium об эвтаназии: от Пия XII до Франциска c. 30-45

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.7.36102

Аннотация: Предметом рассмотрения автора становится так называемый магистериум римских Пап по теме эвтаназии, то есть комплекс официальных текстов, имеющих высокий авторитет и нормативность в Римско-Католической Церкви. В исследуемой области доктрина Ватикана развивается по меньшей мере начиная с 1950-х гг., претерпевая определенные и порой существенные изменения. Автор прослеживает эволюцию философских и религиозно-этических основ воззрений Св.Престола на эвтаназию и ассистированное самоубийство. Целью является выявление не только преемственности концепции магистериума, но и определение уровня адаптивности к вызовам времени. Устанавливаются моральные понятия и категориальный аппарат, имеющие особое значение для формирования магистериального учения в его современном виде Впервые в отечественной исследовательской практике материалы католического магистериума становятся предметом самостоятельного комплексного изучения как особая группа философско-религиозных текстов. Комплекс папских учительных документов, посвященных эвтаназии, изучается как в хронологическом срезе, так и в свете развития социально-философской системы ценностей католицизма. Привлечены практически все документы, имеющие ключевое значение для того, чтобы понять, как происходило становление учения Рима об эвтаназии. Многие из рассматриваемых текстов, особенно последних двух десятилетий, никогда ранее не были введены в оборот на русском языке. Автор приходит к заключению, что общественные трансформации становятся серьезным вызовом для смыслового ядра магистериума и вынуждают теологию Ватикана продумывать обновленную систему аргументации в постсекулярном и антиклерикальном пространстве западного социума.
Актуальный вопрос
Ильин П.А. - Метафорическая истина и неопрагматический реализм Ричарда Рорти c. 46-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.7.35416

Аннотация: Предметом исследования статьи становится рассмотрение неопрагматического реализма Ричарда Рорти через призму концепции метафорической истины Поля Рикера. Основная цель – попытаться наполнить «черный ящик реальности» в философии Рорти с помощью методологических инструментов, которые дает концепция метафорической истины Поля Рикера. Посвятив некоторое время описанию ключевых идей Рорти, автор переходит к анализу методологии Рикера применительно к проблеме реальности и когнитивной непрозрачности языка, свойственной системе американского философа. Автор стремится выявить как общие аспекты методологии обоих мыслителей, так и те аспекты, которые их отличают. Это необходимо, чтобы впоследствии совершить органическую для всей логической конструкции замену элементов философии Рорти, приводящих к выводам о когнитивной непрозрачности языка, элементами рикеровской мысли, способными привести к обратным выводам. Важнейшим из таких элементов становится идея «фюзиса», которую Рикер заимствует у Аристотеля и использует для онтологического обоснования концепции метафорической реальности. Именно эта идея становится ключом для перекодировки философской системы Рорти в то, что можно было бы назвать полноценным реализмом в философском смысле. В результате применения идеи «фюзиса» к философии Рорти автор находит возможность наполнить концепт реальности Рорти неким онтологическим содержанием, однако это содержание оказывается не поддающимся структурному описанию и таким образом не позволяет решить проблему когнитивной непрозрачности языка, свойственной философии Рорти. Тем не менее, применение рикеровской концепции метафорической истины к философской системе Рорти в контексте онтологической проблемы доступа к реальности является оригинальной тактикой мышления, которая еще не применялась в научных и философских кругах. И несмотря на опровержение одной из гипотез исследования, предполагавшей возможность обоснования когнитивной прозрачности языка, концепция Рикера все же позволила непротиворечиво наполнить онтологическим содержанием концепт реальности американского мыслителя.
Керимли Н.И. - Художественный образ женщины в Азербайджанской культуре c. 59-64

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.7.36084

Аннотация: Предметом исследования является образ Азербайджанской женщины. В многовековой истории изучены образы женщин в художественной культуре, где в центре внимания прослеживаются женские персонажи. C древнейших времен азербайджанские женщины принимали активное участие в процессах управления общества, культуры, науки и искусства. Также в статье дается описание текущего состояния, препятствий, проблем и возможностей азербайджанских женщин в народном искусстве. Тюркская женщина не слепо следует принципам шариата, она руководствуется моральными принципами ислама, что обогащает ее культурное мышление в целом новыми качествами. Можно сказать, что с древних времен тюрки, тюркские женщины чувствовали красоту природы, мастера слов уделяли большое внимание описанию художественного образа женщины, поднимая его до уровня феномена культурной жизни. Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что образ женщины в развитии художественной культуры Азербайджана имеет исключительное значение и играет роль в воспитании людей в духовном обогащении мира. В истории тюркской культуры, созданные женские образы, опровергают идею о том, что женское творчество является вторым видом искусства. В народном фольклоре, являющемся продуктом художественного мышления и мифологического сознания тюркского народа, женщины описываются с большим уважением. Образ женщины прославляется в различных художественных формах. Одним из важнейших показателей совершенствования духовности и художественно-эстетического мышления тюркского народа являются примеры искусства, разработанного в форме антропоморфной пластики в связи с изображением женщины в древней национальной художественной мысли.
История идей и учений
Джохадзе И.Д. - Неопрагматизм как Lebensphilosophie c. 65-73

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.7.36042

Аннотация: В статье дается анализ современного американского прагматизма как «единого в его многообразии» течения философской мысли. Выявлены отличия неопрагматизма от прагматизма классического, главное из которых заключается в изменении представлений американских философов о специфике их дисциплины, о целях философии и ее месте в системе наук. Классики (Ч.С. Пирс, Дж. Дьюи, К.И. Льюис), имея в виду инструментальный успех и практическую направленность естественнонаучных программ, рассматривали современную им технонауку как модель-образец для философских исследований, в то время как новые прагматисты делают ставку на cultural studies и герменевтику. Проблемы обоснования знания, верификации, логического анализа и научно-экспериментального подтверждения/опровержения гипотез, занимавшие классиков прагматизма, отходят на второй план, уступая место проблематике диалога, интерпретации и социальной коммуникации. Связанная с этим «коммунологическая тенденция» современного прагматизма получила радикальное выражение в этноцентризме Р. Рорти. Выделены характерные особенности и тенденции развития неклассического прагматизма в США и Европе, дана оценка нынешнего его состояния и перспектив. На основании проведенного анализа сделан вывод о значительном эвристическом потенциале прагматистской традиции и возможности ее продуктивной конвергенции с другими философскими направлениями и школами: в качестве «метода улаживания споров» (У. Джеймс), неопрагматизм, с учетом востребованности его идей и растущей популярности среди европейских философов, может внести определенный вклад в сближение и взаимообогащение англо-американской аналитической и континентальной философии, в преодоление раскола между двумя интеллектуальными традициями.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.