по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 02, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 15-03-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2021
Эстетика
Узарашвили Л.М. - Понятие пластичности в философии К. Малабу: принимать, придавать и разрушать форму. c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.2.35061

Аннотация: Объектом исследования является понятие пластичности. В качестве предмета исследования выбрано понятие пластичности, предложенное французским философом К. Малабу. Автор предлагает рассмотреть генеалогию понятия пластичности, включающую в себя разработки античных философов, И. В. Ф. Гёте и Г. В. Ф. Гегеля. Гегелевское понимание пластичности получило развитие в философии К. Малабу, которая использует его подход для построения своей системы. Автор рассматривает несколько видов пластичности, предлагаемых К. Малабу, в числе которых нейропластичность и деструктивная пластичность. Особое внимание в статье уделяется различиям между понятиями «пластичность» и «гибкость». Научная новизна исследования состоит в рассмотрении автором новейших подходов к осмыслению связи философии и биологии в области представлений о человеке. Автор подчеркивает, что пластичность — это современная материалистическая парадигма для осмысления человеческого с позиций актуального на сегодняшний день философского направления постгуманизма. Таким образом, в статье сформулированы следующие выводы: благодаря пластичности мы понимаем, что ничего в мире не может быть один раз и навсегда заданным; пластичность обладает большими герменевтическими возможностями ввиду своей собственной пластичности и изменчивости; пластичность является продуктивным способом постгуманстического мышления о человеке ввиду её антиэссенциалистской направленности.
Философия техники
Быльева Д.С., Лобатюк В.В. - Образ цифрового будущего общества через призму пандемии c. 11-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.2.35169

Аннотация: Пандемия Covid19 оказалась вызовом, вынудившим цивилизацию продемонстрировать насколько современные технологии способны защитить биологическую уязвимость человека. Рассматриваемые авторами как основной объект исследования, цифровые технологии взяли на себя огромную нагрузку поддержания общественных связей и процессов. Произведенный в статье анализ социальных процессов и кейсов позволил выявить главные тенденции, возможности и опасности. Угроза существованию во много раз ускорила процесс цифровизации, практически не оставив вариантов для несогласных, вынудила расширить применение имеющихся информационно-коммуникативных технологий, ускорить создание новых. Постоянное присутствие в сети становится абсолютной психологической и во многих случаях объективной необходимостью. Для многих организаций выбор был между прекращением существованием или переходом в цифровую среду. Человечество в значительной степени оказалось подготовлено к «цифровизации» своего существования с точки зрения технологических решений, и гораздо в меньшей степени с точки зрения психологической и социальной. В статье выявлены три основные функции информационно-коммуникативных технологий, объединивших людей во время пандемии: информирование/инфодемия, цифровизация деятельности и контроль. Информационно-коммуникативные технологии задают повестку дня, дают возможность человеку работать, учиться, развлекаться, общаться. Физические связи между людьми подменяются цифровыми. Информация, циркулирующая в системе, может как способствовать слаженному взаимодействию людей, так и отравлять и поражать наиболее уязвимые части общества. Разнообразные цифровые решения от централизованного тотального контроля до саморегуляции на основе мобильного информирования, принятые в разных странах для контроля и профилактики распространения вируса, демонстрируют варианты возможного управления нарождающейся биоинформационной системой.
Методология философского знания
Gashkov S.A. - The problem of historical-philosophical classification and methodological questions of studying the French post-structuralism c. 24-32

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.2.32949

Abstract: The subject of this research is conditions for the creation of nontrivial classifications for the historical-philosophical analysis of the phenomenon of French “post-structuralism”. The author believes that the term “post-structuralism” is a historical-philosophical abstraction insofar that the researchers do not take into consideration a specificity of the thought of French philosophers in the space between modernism and classicism. The article also examines the instances when the “post-structuralists” (Foucault, Castoriadis) address the problem of classification and systematization of philosophical knowledge based on the attempt to classify sciences that has been carried out in French rationalism by Goblot and Meyerson. The research employs the historical-philosophical methods for rationalizing the project of “nontrivial” philosophical classification as a uniform intellectual process, although it is yet to be discerned and finalized. The novelty of this work consists in the fact that the author not only applied the methods of nontrivial classification developed in cognitive linguistics (Lakoff) and theoretical biology (Meien) to the historical-philosophical process, but made an attempt to demonstrate that the development of such heuristic methods is possible within the framework of the history of philosophy as a discipline. The author examined the “archaeological” analytics of biology of Foucault and the concept of social time in of Castoriadis.
История идей и учений
Горохов А.А. - Философский и историко-культурный контекст становления учения о творчестве как основе понимания в философии раннего немецкого романтизма c. 33-44

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.2.32843

Аннотация: Предметом статьи являются предпосылки становления учения о творчестве в философии раннего немецкого романтизма. В качестве источника романтической концепции творчества рассматривается учение И. Канта о «гении», значение которого романтики распространяют на всю человеческую природу. В статье выделяются и анализируются две группы предпосылок становления романтического учения о творчестве как основе понимания. К первой группе относятся элементы исторического подхода, который получает распространение в немецкой культуре конца XVIII века, ко второй группе – появляющиеся в этот период концепции природы и возникновения языка. Исследование основывается на принципах историзма и диалектики, оно проведено с использованием метода историко-философской реконструкции, а также элементов герменевтического и компаративного методов. Автор учитывал не только посвящённые романтизму философские исследования, но и литературоведческие, религиоведческие, культурологические работы о романтизме. В статье обосновывается положение, согласно которому философский и историко-культурный контекст становления понятия творчества в философии раннего немецкого романтизма включает в себя как рациональные, так и внерациональные составляющие, что особенно наглядно проявляется в учении романтиков о языке. В этой области методы научного изучения языка и культуры естественно сочетаются с идеей «поэтического» происхождения языка, имеющей религиозно-мифологические основания.
Социальная философия
Авакян-Форер А.Г. - Экономический субъект в философской мысли: ретроспектива и современность c. 45-52

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.2.33067

Аннотация: Предмет статьи составляют базовые социокультурные детерминанты поведения экономического субъекта в разные эпохи. Цель статьи заключается в выявлении и социально-философском анализе модели экономического субъекта и его поведения. Достижению сформулированной выше цели способствовали определение и решение таких задач, как исследование основополагающих научных парадигм и подходов, объясняющие логику поведения экономического субъекта в контексте предмета и проблематики социальной философии; обосновать и показать механизм детерминации, определяющий системные изменения модели экономического субъекта в классических и неклассических социально-философских концепциях. В настоящее время сложность и нелинейность, многомерность и неоднозначность взаимосвязей различных аспектов экономической деятельности вызывают интерес не только в сфере частнонаучных исследований, но привлекают повышенное внимание философов. В частности, одними из существенных аспектов философского осмысления проблемы поведения экономического субъекта являются соотношение моральных норм и достижение финансового благополучия в процессах принятия решений на разных уровнях.   В статье выявлены социально-философские теории, концептуальные основания процесса эволюции представлений об экономическом субъекте, его поведенческих практиках, показана их зависимость от мировоззренческих установок конкретной исторической эпохи. В современных условиях трансформационной экономики, под влиянием глобализации, перехода к обществу знания изучение сущности и роли экономического субъекта оказывается чрезвычайно актуальным. Философский подход к решению заявленной проблемы предусматривает не только изучение вопросов, связанных с рациональным, ограниченно рациональным или иррациональным поведением субъекта в экономике, но и обнаружение обезличенности (анонимности) экономической деятельности в системе социальных связей и отношений.
Философия культуры
Тарасов А.Н. - Истоки постмодерна как социокультурной трансформации: контркультура 1960 - начала 1970-х годов c. 53-62

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.2.32871

Аннотация: В статье представлено рассмотрение постмодерна как переходной стадии в динамике современной культуры стран евроатлантической цивилизации. Такие переходные стадии определены автором как социокультурные трансформации. Постмодерн выступает завершением современной стадии социокультурной трансформации, начавшейся, по мысли автора, в последней трети XIX века, с культуры авангарда. В работе исследуется влияние контркультуры 1960 – начала 1970-х годов на утверждение постмодернистской парадигмы. Показано, что контркультура выступила социокультурным фоном, способствовавшим утверждению постмодерна в культуре стран евроатлантической цивилизации. Логика исследования социокультурных трансформаций предполагает использование междисциплинарного подхода к их изучению. В качестве основного выступает метод философской интерпретации. Основным выводом является подтверждение гипотезы о фоновом, социокультурном влиянии контркультуры 1960 - начала 1970-х годов на утверждение постмодерна как социокультурной трансформации. Также в работе предложен новый подход к периодизации европейской (евроатлантической) культуры, предусматривающий выделение соответствующих периодов в её континууме через призму социокультурных трансформаций. Дан подробный анализ влияния контркультуры на утверждение постмодерна.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.