по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 11, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 01-12-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2021
История идей и учений
Карелова Л.Б. - Проблемы времени и пространства в философии Куки Сюдзо (1888-1941) c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.11.36898

Аннотация: Предметом исследования является философия Куки Сюдзо, которая обычно ассоциируется с его оригинальной концепцией, выстроенной вокруг понятия ики, обозначающего одновременно шик, утонченность, чувственность, достоинство, сдержанность и спонтанность и воплощавшего эстетический идеал, сформировавшийся в городской культуре периода Эдо (1603-1868). Вместе с тем этому японскому философу принадлежит и целый ряд других интеллектуальных прозрений. Поэтому для достижения целостного представления о философских взглядах Куки Сюдзо представляется целесообразным ввести в научный оборот более широкий спектр его работ, значительная часть которых не переводилась ни на русский, ни на другие иностранные языки. В данной статье рассматриваются проблемы времени и пространства, которые являются сквозными в творчестве Куки Сюдзо, на примерах целого ряда его сочинений, таких как «Теория времени», «Что такое антропология?», «Проблемы времени. Бергсон и Хайдеггер», «Метафизическое время», «Проблемы случайности». Основными методами предпринятого исследования являются метод историко-философской реконструкции и последовательного текстуального анализа источников. Первостепенное внимание уделяется проблемам циклического времени, соотношению бесконечного и конечного и его отражению в литературно-художественном творчестве, экзистенциально-антропологической перспективе пространства и времени, пространственно-временному аспекту случайности и необходимости.     В заключении делаются выводы касающиеся вклада Куки Сюдзо в разработку проблем пространства и времени. В частности отмечается его межкультурный подход, позволяющий рассматривать общефилософские проблемы с позиций как западной, так и восточной мысли, а также своеобразный «междисциплинарный» подход к анализу феноменов времени и пространства, которые, как он показывает, раскрываются с разных сторон и приобретают различные характеристики в зависимости от угла зрения и аспекта реальности, в контексте которого они рассматриваются. Таким образом допускается многообразие концепций времени, которые не исключают, а дополняют друг друга.
Политическая философия
Ерохов И.А. - Главенство теоретической мысли над практической в политической философии Платона c. 13-36

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.11.36924

Аннотация: В статье на примере политической философии Платона исследуется феномен главенства теоретической мысли над практической, который является общим признаком классических древнегреческих философских систем. В первой части работы показывается концептуальная схожесть двухуровневых систем знания Платона и Аристотеля в роли, которую играет теория по отношению к практической мысли. Во второй части воспроизводится концепция философии политики Платона, выделяются основные политические стратегии, с которыми он работал, и приводится аналитическая реконструкция демократической теории политики, олигархической и гражданско-политической, последняя является отражением собственных политических взглядов Платона. Заключительная часть посвящена проблеме метода политической философии Платона. Используя анализ контекста употребления Платоном понятия «теория», в статье реконструированы основные методологические черты платоновской модели теоретической философии. Также приведена типология практического знания и обоснованы причины, по которым политической философии, как одному из видов практического знания, надлежало строго следовать теоретическим предписаниям, всецело определявшим содержание политической рефлексии. В работе раскрыта главная практическая задача философской теории, которая, по замыслу Платона, должна была с помощью истинного знания положить конец политическим распрям в Афинах. Т. е. обоснован тезис о том, что Платон с помощью теории стремился завершить историю практической политики и в дальнейшем перейти к построению «идеального государства» на основе неоспоримых законов, обязательных для всех граждан полиса. Также в работе раскрыты принципы сложной взаимосвязи трех сократических методов: иронии, диалектики и майевтики, которые в политической философии Платона выступили как единый комплексный метод. В работе показано, что метод выполняет функцию связующего моста между теорией и практикой, по которому осуществляется перенос теоретической истины в сферу практических проблем политики.
Философия языка и общения
Гусева А.А. - Вопрос о праязыке в контексте исторического сознания. Философские аспекты c. 37-65

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.11.36940

Аннотация: В статье ставится вопрос о возможностях рассмотрения праязыка как объекта философии. Предметом исследования является праязык, который может быть исследован в различных ракурсах: как идеальный конструкт, ретротопический сюжет, ключ к золотому веку и пр. В рамках философии языка праязык во многом коррелирует с lingua adamica, который может рассматриваться как утерянный навсегда или как хранящийся подспудно в одном из национальных языков. Для поиска праязыка в средние века (и позже) применялся метод философской этимологии, с помощью которого доказывалась близость выбранного языка историческому первоистоку - точке начала истории; контекст праязыка пересекается не только с лингвофилософской проблематикой, но и с проблемой исторического сознания.   Праязык можно воспринимать как своего рода внутренний язык - или как внутреннюю форму языка, поэтому тема внутренней формы становится сюжетообразующей для поисков языка, который сочетает в себе древность как критерий истины в сочетании с идеальным пониманием, при котором язык, исчезая, остается в молчании, указывая на сами вещи. В статье высказывается мысль о том, что генеалогическая классификация языков, включающая один язык-предок в основание языковой семьи, может иметь существования такая классификация, которая основана не только на сравнительно-историческом методе, но и на особенностях исторического сознания, которое предполагает, например, что для грекофильской культуры таким языком-предком будет мыслиться греческий язык. Вопрос о праязыке относится не только к сфере сравнительно-исторического языкознания, но, являясь, по сути, вопросом о начале истории и самого человека, лежит в области философии истории, онтологии, гносеологии.
Актуальный вопрос
Сафронов А.В. - Гипотеза об информационных принципах произвольного и непроизвольного внимания. К вопросу о теории не-систем и каузальных сред в каузальном дуализме c. 66-83

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.11.36862

Аннотация: Предметом исследования в статье являются некоторые информационные принципы функционирования нервной системы человека. В центре внимания — тема соотношения сознания и информации и вопрос в духе антифизикалистской аргументации: являются ли сознательные процессы информационными, а значит, физическими, или же для их описания требуется новый категорийный аппарат. В первой части статьи обсуждаются возможные формулировки некоторых информационных принципов функционирования нервной системы, отвечающие на вопрос «почему», а не «как». Вторая часть посвящена классификации каузальных сред в целом, а также описанию сознательных процессов в рамках новой возможной терминологии. В статье предлагается ряд гипотез об информационных механизмах непроизвольного и произвольного внимания. В случае непроизвольного внимания рассматривается механизм экономии ресурсов, или фильтрации информации, суть которого в том, что нервная система стремится расходовать ресурсы на обработку более редких — и более информационно емких сообщений. Это положение соответствует закону сохранения энергии. Для произвольного внимания предлагается использовать информационную интерпретацию принципа Ле Шателье. Произвольное внимание и следующие за ним сознательные действия и производимые нервной системой ответные сигналы (в том числе творчество) рассматриваются как информационные сообщения, направленные на снижение внешнего воздействия среды, а именно на снижение уровня информационной неопределенности. Такой информационный подход приводит к необходимости рассматривать сознание как не-систему или каузальную среду, в которой осуществляется передача каузальности без передачи информации. Приводится вариант классификации каузальных сред, с помощью которой в дальнейшем может разрабатываться неинформационный (нефизикалистский) подход к проблеме сознания.
Политическая философия
Мюрберг И.И. - Конструктивистский подход и актуальные альтернативы ему в современной теории идеологии: проблемы и решения c. 84-104

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.11.36968

Аннотация: Предметом исследования является история развития концепта «идеология» в европейской социально-политической теории. В проведенном анализе делается акцент на конструктивизме как общем понятии, объединяющем в себе набор методологических подходов к исследованию эволюции феномена идеологии в ХХ –XXI вв. Изучение новейших методологий - часть проекта возвращения в современный социально-политический дискурс понятия идеологии, отвечающего сегодняшним стандартам политического знания. Перечень использованных методологических подходов включает культурно-исторический, сравнительный, критико-аналитический и нарративный методы. Особый статус придается в статье нарративному подходу: он представлен не только как объект изучения, но и как один из методов, использованных в процессе исследования. Из главных выводов исследования можно отметить (1) вывод о зависимости ряда аспектов понятия идеологии от культурно-исторических обстоятельств его происхождения (имеется в виду специфика западноевропейского цивилизационного контекста), (2) обоснование особой роли принципа индивидуализма как фундаментального признака, в соответствии с которым осуществляется дифференциация между западноевропейской идеологией и его российским аналогом; (3) установление теоретического источника, обладающего потенциалом разработки обновленного (соответствующего теоретическому запросу XXI в.) российского проекта идеологии. Все три отмеченных момента, использованные для характеристики научного вклада, также соответствуют требованиям новизны исследования.
Методология философского знания
Ильинская С.Г. - Локально-цивилизационные исследования и социальный конструктивизм: возможности сопряжения c. 105-118

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.11.36798

Аннотация: Статья представляет собой полемический отклик на опубликованную ранее критическую по отношению к полицивилизационным исследованиям статью Д. Э. Летнякова, предлагающего отказаться от эссенциалистских установок при изучении феномена цивилизации и сконцентрировать исследовательские усилия на механизмах формирования цивилизационной идентичности. В противовес указанной точке зрения автор настоящей статьи доказывает ущербность и однобокость попыток ограничить мультипарадигмальное направление исследований одним методологическим подходом, обосновывает философские основания такой мультипарадигмальности и на примере гендерных исследований демонстрирует те противоречия, которые возникают, когда сущностный подход полностью игнорируется исследователями. Предмет исследовательского интереса автора - методология цивилизационных исследований. Задачей статьи было не полностью опровергнуть положения социального конструктивизма, поскольку его приверженцы привнесли действительно солидный вклад в социальное знание, а продемонстрировать, что в ряде мультипарадигмальных направлений (к которым, несомненно, принадлежат и цивилизационные исследования) нельзя ограничиться лишь только одним этим методологическим подходом. В результате автором было доказано, что критика цивилизационной теории с позиций социального конструктивизма – это для философии явление, аналогичное опровержению геометрии Лобачевского с позиций Евклидовой геометрии или же аналогичное опровержению законов квантовой механики, исходя из законов Ньютона. Это разные миры, разные системы координат, в которых действуют принципиально разные законы.
Судьбы и контуры цивилизаций
Грачёв Б.В. - Философско-политическое осмысление Евразии в контексте российского проекта цивилизационного развития c. 119-138

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.11.36833

Аннотация: В данной статье предпринимается попытка «опредметить», концептуализировать понятие «Евразия», определить его онтологические характеристики как социально-политического пространства развития российского цивилизационного проекта, очертить контуры этого пространства в рамках проектно-конструктивной методологической ориентации. Автор обращается к истории формирования холистических представлений о Евразии в научной мысли, особое внимание уделяя вкладу геополитиков, подчеркивая воплощение теоретических положений в реальной политике. За эмпирическую основу взяты два практически реализуемых мегапроекта: Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП), инициированный Китаем и Евразийский экономический союз (ЕАЭС, включает Армению, Беларусь, Киргизию, Казахстан, Россию), а также «Большая Евразия» как потенциальный способ их сопряжения и развития пространства межцивилизационного диалога на континенте. В результате проведенного исследования сделаны несколько выводов. Во-первых, Евразия определяется одновременно и как цель российского проекта цивилизационного развития, и как пространство, в котором он может быть реализован. При этом месторазвитие России-Евразии определено как естественная среда российского цивилизационного проекта, пространство «первого круга». Особую роль здесь играет создание и развитие Евразийского экономического союза, объединяющего страны, столкнувшихся с ростом националистических настроений после распада СССР. Во-вторых, «Большая Евразия» обозначена как «второй круг» российского цивилизационного проекта, пространство континентальной кооперации, определенное новой политической реальностью. В-третьих, определены некоторые зоны цивилизационного противостояния и противоречий на континенте. Необходимость концептуализации рассматриваемого понятия автор обосновывает его значительным формирующим социально-политическим потенциалом.
Этика
Латышев Д.М. - Миссия полкового священника на поле боя и православная этика во время Первой мировой войны (на примере Оренбургского и Сибирского казачьих войск) c. 139-148

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.11.36678

Аннотация: Одним из главных трансляторов военных норм и предписаний в российской армии в нач. ХХ века было военное духовенство. Цель настоящего исследования – изучить, каким образом представлены концепты православной культуры в этике войны полковых священников. В статье на основе мемуаров А. Турундаевского и архивных документов Оренбургского и Сибирского казачьих войск реконструируется миссия полкового священнослужителя на поле боя, анализируется структура концептов православной этики в ней. Изучение структуры элементов православной этики в миссии полкового священника позволяет выявить те ключевые этические принципы, которые являются фундаментальными для военных конфликтов, где одна из сторон основывает свои военные предписания в православной культуре. Было обнаружено, что в условиях возникших новых требований к военному духовенству в годы Первой мировой войны (1914-1918) наблюдались ситуации, когда нормы православной этики входили в противоречие с миссией священнослужителя на поле боя. По результатам исследования было выявлено, что основным принципом миссии полкового священника как представителя «церкви воинствующей» на поле боя была «любовь к ближнему». Понимание России как центра православной культуры и восприятие солдат как «воинов церкви» служило основой для применения священнослужителями в своих действиях категории «смирение», клирики использовали в осмыслении своих действий концепты «упование Божье», «Промысел Божий» и другие.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.