Электронный журнал Философская мысль - №8 за 2020 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 08, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 22-08-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2020
Методология философского знания
Волкова В.О., Малахова Н.В., Волков И.Е. - Имагинация: от образа к символу, от символа к тексту c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.8.33491

Аннотация: Статья посвящена концептуализации предметной области имагинации. Имагинация перестает быть побочным продуктом воображения. Она определяется как способность выходить за границы воображения в ментальных сочетаниях аспектов знания и бытия, чувства и разума. Методология проведения работы обусловлена взаимодополнением и пересечением различных дискурсов имагинации на основе диалектики как древнего способа мысли. Имагинация определяется с позиций онтоэпистемологии и собирания структурно-организационных вложений в образ. Единство бытия и познания (онтоэпистемология) проявляется в сегментации образа и выведении структурных обобщений, каждое из которых служит выделению множества значений предметов, раскрываемых с помощью визуализации и символизации. Образ как коррелят символа визуализируется, выявляет смыслы жизни человека. Символ наполняет образ содержанием. Образ обладает властью над людьми и их разумом тем, что не подчиняется правилам. Имагинация является методом реконструкции познавательного процесса. Она воспринимается как инструмент соотнесения, соединения, согласования разнородных компонентов познания. Имагинация ментализирует образ, помогает его осознаванию рядом переходов, внутри которых осуществляется сборка сегментов образа в символ. Затем путем выявления обобщений образа (знаков, слов, смыслов) его форма открывается как текст, читаемый сознанием в изображении, например, ризомы, снимающей противопоставления внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Ментализация образа, символизация его сегментов и их перестраивание в текст осуществляются путем сборки структурных вложений в исследуемый образ. Высказывается предположение, что данное концептуальное построение способствует осознанию места имагинации среди других представлений гуманитарных наук.
Новая научная парадигма
Урсул А.Д. - Вектор социоприродной эволюции: от глобальной к геокосмической устойчивости c. 19-29

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.8.32863

Аннотация: Предметом исследования является разрешение социоприродного противоречия, состоящего в том, что возрастающие потребности человечества всё меньше стали удовлетворяться биосферой Земли, угрожая общепланетарной катастрофой. Выходом из этого противоречия является достижение глобальной устойчивости, которое происходит по некоторым «алгоритмам развития», благодаря чему открываются горизонты более длительной и безопасной социоприродной эволюции на Земле. Вместе с тем, становящийся устойчивым глобальный мир не изолирован от космических процессов и факторов в силу природно-пространственной связи планеты с внеземным ее окружением, а тем более, из-за начавшегося освоения космоса. Автор использовал общенаучные методы, особенно гипотетико-дедуктивный, эволюционный, системно-междисциплинарный, а также глобальный и антропогеокосмический подходы, концептуальное моделирование, прогнозирование и другие способы исследования будущего. Даже созданный в будущем глобальный мир не сможет долго существовать без дальнейшего устойчивого освоения космоса, которое благодаря выходу индустрии за пределы планеты способствует его становлению и особенно – сохранению на неопределённо долгие периоды времени. Тем самым достижение глобальной устойчивости будет дополняться переходом к ещё более безопасному типу эволюции, ставящему цель достижения геокосмической устойчивости. В дальнейшей социоприродной эволюции уже отчётливо видна геокосмическая ориентация, связывающая векторы глобальной и внеземной магистралей устойчивого развития.
Философия познания
Пиляк С.А. - Развитие герменевтического подхода в изучении феноменов культуры. Часть 1 c. 30-38

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.8.32743

Аннотация: В настоящее время особое значение приобретает проблема методологии интерпретации культурного наследия. На протяжении нескольких столетий ведущим методом интерпретации семиотических систем был и остается герменевтический метод, изначально возникший как схема истолкования священных текстов. Интерпретация культурных ценностей и материального культурного наследия является одним из наиболее распространенных видов их освоения и творческого осмысления. С точки зрения восприятия и толкования языка, который в общем смысле являет собой любую систему символов, основным научным направлением является философская герменевтика. Само понятие герменевтики, являющееся предметом исследования, обычно трактуется как искусство и теория истолкования текстов. Следовательно, в широком смысле, она возникла вместе с появлением речи и письменности. Герменевтика послужила созданию методики толкования, поэтому многие из ее положений, принципов, форм истолкования учитывают специфику интерпретации культурных ценностей. Как показывает исторический опыт, существует немало примеров использования герменевтических приемов при необходимости сблизить понимание разных масс или добиться единственного понимания для многих непохожих людей. Поэтому, как только возникает момент потенциального разобщения стран, территорий или регионов, объединение которых желательно, мы наблюдаем активное использование герменевтических приемов. Автор рассматривает историческую трансформацию герменевтического подхода в изучении феноменов культуры.
Политическая философия
Мюрберг И.И. - Идеология имеет значение: европейская политическая философия в поисках концепции идеологии XXI в. c. 39-59

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.8.33672

Аннотация: В ряду классических теорий идеологии XIX-XX вв. наиболее влиятельным (при ретроспективной оценке) следует признать марксистское понимание идеологии как «ложного сознания». Проблематичность преодоления этого понимания обуславливает современную ситуацию недоверия к самому институту идеологии. Цель исследования – показать принципиальную новизну ряда утверждающихся в последние десятилетия способов формирования обновленной политической идеологии, приходящей на смену идеологии марксистского типа. Формирующееся новое видение отчасти вырастает из политико-философской классики XX в.Отправным пунктом исследования служит тот факт, что с середины прошлого века идеологию стали воспринимать как одно из наиболее проблемных полей в западноевропейской политической мысли.   Рассматриваются теоретико-методологические подходы М.Фуко, усиленные методом морфологического анализа. Применительно к проблеме модернизации идеологии, преследуемая Фуко цель заключена в выявлении исторически конкретного «порядка дискурса», противостоящего неолиберальному полиморфизму в качестве политического «искусства управлять» («Рождение биополитики»). Данный подход предполагает, наряду с другими принципами, следование принципу самокритики философского познания идеологии. В когнитивных рамках политической философии он выступает как разрешение, говоря о «политическом», уходить в область философских понятий от уже сложившегося языка политической науки – там, где этого требует задача описания находящегося в процессе становления «режима истины».
Философская антропология
Русаков С.С. - Проблема субъективации в философии киников c. 60-69

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.8.32616

Аннотация: В статье представлен анализ философии киников, посвященный поиску и концептуализации идей субъективации. Концепция субъективации, которую можно обнаружить у М. Фуко в ряде работ последних лет, до сих пор лишена системного и концептуального оформления. Одним из пробелов, обнаруживаемых в анализе французского ученого, является разрозненное использование идей философ-киников. Автор данной работы пытается сформулировать идеи этого философского направления так, чтобы вычленить полноценную модель субъективации и обозначить основные техники "заботы о себе". В работе используются как переводные источники, в виде отдельных фрагментов сочинений, написанных киниками, так и ряд аналитических работ отечественных и зарубежных исследователей. Помимо метода историко-философской реконструкции, в работе используется сравнительный и аналитический подход. Новизна исследования заключается в попытке не только обрисовать общие идеи киников в сфере этики, но и сформулировать киническую модель субъективации, чтобы заполнить существующие пробелы в соответствующих разработках М. Фуко. Особое внимание уделяется: 1) выявлению основных принципов, лежащих в основе образа жизни киников; 2) формулированию техник субъективации, позволяющих конструировать свою "самость"; 3) сопоставлению и прослеживанию заимствований кинических идей в платонизме и христианстве.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.