Электронный журнал Философская мысль - №7 за 2020 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 07, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 28-07-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2020
Эстетика
Спиваков М.В. - Происхождение видимости. Мари-Жозе Мондзен и Андре Леруа-Гуран о становлении изображения, речи и желания c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.7.33197

Аннотация: В статье рассматриваются элементы философии изображения Мари-Жозе Мондзен в свете проблемы отношения изображения, желания и речи. Хотя основным предметом исследований Мари-Жозе Мондзен является иконический образ и связь патристической концепции изображения с современными техническими режимами его производства и циркуляции, в ряде работ Мондзен обращается от анализа иконического образа к исследованию феномена наскального изображения, анализируя взаимосвязь и различие способности к производству и зрелищу изображения и речи. В этих работах, отталкиваясь от палеоантропологической теории Андре Леруа-Гурана, Мондзен анализирует процесс производства и зрелища наскального изображения в качестве события, определяющего движение антропогенеза и формирующего человека как «желающего и говорящего зрителя».   Философия изображения Мари-Жозе Мондзен как правило анализируется в контексте построений современной французской феноменологии и ее «теологического поворота». Вместе с тем синтетический по своей природе проект Мондзен уклоняется от однозначной аффилиации с той или иной философской традицией. В статье элементы философии изображения Мари-Жозе Мондзен рассматриваются не только в контексте палеоантропологической теории Леруа-Гурана, но и ряда положений философии Жака Деррида и Жана-Франсуа Лиотара, генетически связанных с феноменологической традицией проектов, но по-своему преодолевающих ее в своем становлении. Рассмотренные в таком контексте исследования Мари-Жозе Мондзен позволяют прояснить значение невидимости, пустоты в структуре изображения, отношение изображения к речевому и видимому знаку, и трансформацию желания в процессе производства и зрелища изображения.
История идей и учений
Аникин С.А. - Роль дивинаторного метода в герменевтике Ф. Шлейермахера c. 10-21

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.7.33120

Аннотация: В статье рассматривается дивинаторный метод, предложенный Фридрихом Шлейермахером в качестве основного способа интерпретации. В литературе, посвященной философским взглядам Шлейермахера дивинаторный метод нередко связывают с интуитивным схватыванием и эмпатией. Однако сам Шлейермахер ассоциировал свой метод в первую очередь с творчеством и способностью воображения. Для того, чтобы прояснить значение понятия дивинации и связанного с ней метода необходимо обратиться к курсу лекций философа, посвященному диалектике. В этих лекциях дивинаторный метод раскрывается в качестве основного инструмента познания окружающей реальности, что обнаруживает связь диалектики с герменевтикой и дает возможность прочтения герменевтики Шлейермахера как герменевтики бытия. В ходе работы автором предпринята попытка оригинальной интерпретации текстов Шлейермахера с опорой на разработки современных западных исследователей, чьи труды мало известны в российской академической среде. Результатом исследования стала восстановленная и структурированная философская концепция Шлейермахера, в центре которой находится дивинаторный метод. Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены в области историко-философского исследования мыслей и идей немецкой романтической философии XIX века. Рассмотренные в рамках исследования философские идеи Шлейермахера позволяют получить оригинальный взгляд на современные проблемы языка, диалога, понимания и интерпретации.
Равочкин Н.Н., Баумгартэн М.И., Порхачев В.Н. - От «Проблемы идеального» Э.В. Ильенкова к исследованиям идей в современной социальной философии (обзор) c. 22-44

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.7.33375

Аннотация: В статье авторами проанализированы результаты исследований идеального и идей с советского периода (интеллектуальное наследение Э.В. Ильенкова) до настоящего времени. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как дискуссия Ильенкова-Дубровского вокруг проблемы идеального. Особое внимание уделяется идейной рецепции и развитию представлений об идеальном в соответствии с историческими рамками. В зависимости от принадлежности представителей той или иной интеллектуальной традиции, идеальное трактовалась с позиции трех подходов: деятельностный (Э.В. Ильенков), информационный (Д.И. Дубровский), онтогносеологический (М.А. Лифшиц). Следует отметить, что данные направления являются магистральными и для современной отечественной философской мысли.   Новизна исследования заключается в установлении последовательности развития проблематики идей в современной социальной философии. Особый акцент сделан на преемственности представлений об идеях, однако достаточно детально описаны представления и даны современные оценки и как отечественных, так и зарубежных исследователей. Основные результаты показали, что сегодня, как правило, встречаются единичные работы, в которых каким-либо образом рассматриваются идеи. Преимущественно данная категория используется применительно к философскому наследию тех или иных интеллектуалов. Проведенный обзор литературы также позволил увидеть недооцененность детерминационного потенциала идей как результатов мыслительной деятельности в аспекте осуществления социальных преобразований.
Социальная философия
Блохина Н.В. - Социально-философское осмысление трансформации семьи в динамике цивилизации периода от Средневековья к Новому времени. c. 45-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.7.33295

Аннотация: Осмысление причин и последствий происходящих изменений с современным институтом семьи не представляется возможным без понимания процессов, последствий и сущности происходивших изменений с семьей в ее исторически обозреваемом прошлом. В качестве предмета исследования выступает семья и трансформация функций семьи в историческом контексте. В статье проведен социально-философский компаративный анализ с соблюдением принципа системности и ценности функций семьи посредством структурно - сравнительного анализа исторического типа средневековой семьи с тремя идеальными моделями переходного исторического периода от Средневековья к Новому времени. Для анализа были взяты утопические концепции Т. Мора, Т. Кампанелла, Ф. Бэкона. В процессе анализа устанавливаются приемлемые для философов типы организации и структуры семейной жизнедеятельности на разных этапах рассматриваемого исторического периода с целью выделения доминирующих факторов, повлиявших на происходившие качественные, сущностные изменения внутренней среды семьи как малой группы и структурно-функциональные изменения семьи как института, повлекших за собой трансформацию семьи и ее функций. В семье автор видит основу гармоничной и счастливой жизни индивида. Считает семью источником благополучия общества. Статья написана с позиций фамилизма и семья рассматривается в качестве социального института. Научная новизна заключается в анализе исторического типа семьи с гипотетическими моделями семьи, отраженными в философских текстах интересующего исторического периода с целью выявления доминант, трансформирующих семью и установления особенностей формирования социально-философских концепций изучения института семьи в зависимости от общественных процессов в историческом контексте развития. Подобный подход позволяет выявить характер и внутреннюю сущность структурных взаимоотношений личности – семьи – общества – государства в конкретном обществе.
Толкачев П.А., Давтян Ц.А. - Альтюссеровский поворот в марксизме и его значение для теории социального. c. 59-71

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.7.33462

Аннотация: Реабилитация марксистской мысли, которую мы встречаем в сборнике статей Альтюссера, озаглавленном броским призывом «За Маркса», осуществляется в двух направлениях: в общем – когда из марксизма как политической идеологии выделяется теоретическая линия понимания общества и истории; и в конкретном – когда, раскрывая «рациональное зерно» марксистской философии истории или общества, Альтюссер изымает диалектическое противоречие, так глубоко засевшее в его методологии базиса и надстройки. Предметом исследования является герменевтический проект Альтюссера направленный на новое прочтение марксистской философии истории, выяснение «отсутствия» диалектического поворота в преемственности Марксом философии Гегеля. Объектом исследования выступает новая методология социального исследования, которая ориентируется на выявление дополнительных значений принципа сверхдетерминации, что позволяет Альтюссеру переосмыслить марксистский метод базиса и надстройки в структуралистском ключе. Суть его реабилитационной критики (критики по устранению ложного понимания марксистской философии) заключается в том, что именно последнее способствовало игнорированию самой надстройки и вело исследование к признанию ее природы в качестве несуществующего фантома, иллюзии, за которой якобы скрывается единственно истинная реальность в виде детерминанта экономических формаций. В качестве основной методологической линии настоящего исследования авторы используют герменевтику, исторический, а также структуралистский методы.
Социальная динамика
Игошева М.А. - Экономический ресурс этнической идентичности в условиях современных миграционных процессов c. 72-84

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.7.33513

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступает проблема противостояния традиционных форм хозяйственной деятельности этнокультурных сообществ унифицирующему воздействию экономической интеграции в контексте миграционных процессов. В условиях современных глобальных трансформаций сложилась мировая экономическая система, создавшая беспрецедентный уровень взаимозависимости экономик национальных государств и общие правила их функционирования. Вместе с тем в мире сохраняются самобытные формы организации хозяйства, находящиеся под значительным влиянием этнического фактора, поскольку культура представителей традиционного социума очерчена символическими границами их этнической идентичности. Автор подробно рассматривает такие вопросы, как определение понятий «этническая экономика» и «этническое предпринимательство» в научном дискурсе, причины возникновения данных экономических феноменов, предрасположенность определенных этносов к коммерческой деятельности и малому бизнесу. Особое внимание уделяется анализу этнического предпринимательства как формы экономической активности локальных общностей в инокультурном пространстве. Показано, что представители этнической группы, оказавшись в новой социальной среде и стремясь адаптироваться к ней, либо занимают свободные зоны в экономической системе страны, либо создают свои формы экономической активности, связанные с культурными традициями этноса.   Полученные результаты позволяют теоретически обосновать наличие у этнической идентичности мощного экономического потенциала, проявляющегося в формах этнической экономики, этнического предпринимательства и эффективно работающего в процессах экономической адаптации мигрантов в принимающий социум. Принадлежность к определенному этнокультурному сообществу оказывает существенное влияние на экономическое поведение людей, специфика которого определяется совокупностью исторических, культурных, хозяйственных условий жизнедеятельности этноса. Экономический потенциал этнической идентичности обусловлен рядом факторов: исторически сложившимися формами организации хозяйственной деятельности этноса; сохранением экономического уклада в силу локализации жизни традиционных сообществ; воспроизводством апробированной модели экономического поведения; спецификой экономической культуры, обусловленной ценностными установками локального этнического сообщества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.