Электронный журнал Философская мысль - №3 за 2020 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 03, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 25-03-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2020
Методология философского знания
Gashkov S.A. - Subject and history: reasoning of Castoriadis on modernity in the context of this philosophical polemics (Heidegger, Ricoeur, Habermas) c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.3.32349

Abstract: The subject of this research is the historical-philosophical and polemical context of philosophical reasoning on the history of French philosopher of Greek descent Cornelius Castoriadis (1922-1997). The philosopher builds a complicated polemical model that vividly responses to all attempts to determines society, being, history, and a human. Even such prominent philosophers of the XX century, such as M. Heidegger, J. Habermas. And P. Ricoeur, who do not show prejudice attitude towards philosophical knowledge, become subjected to critical analysis. The scientific novelty consists in attracting the new to the Russian audience historical-philosophical material, as well as a distinct attempt to reproduce of such polemics and debated that took place within the French intellectual environment of the late XX century. However, the author did not pursue the task of historical and biobibliographical description; the emphasis was made on the so-called return to the origins of the philosophy of history, revival of philosophical reasoning on history based on the examined material, demonstration of the complicated, aporetic, heterogeneous and heuristic nature of relationship between philosophy, humanities and social disciplines. The conclusion is made that the work of Castoriadis mostly represents philosophical criticism of theoretical grounds of humanities and social disciplines, rather than a poststructuralist philosophy of history; but this criticism, studied in the context of philosophical thought, acquires an independent scientific meaning.
Онтология: бытие и небытие
Деменёв Д.Н. - Художественная воля как онтологическое основание искусства c. 10-24

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.3.32338

Аннотация: Предметом исследования является художественная воля как онтологическое основание искусства. В процессе осмысления природы искусства как объекта исследования, возникает проблема идентификации и выявления сущностной для художественного творчества воли, как основополагающего фактора при «зарождении» высокохудожественного произведения искусства. Представляется, что воля является тем онтологическим звеном в цепочке автор → волевой акт → художественный процесс → художественное произведение, которое позволяет проявиться последнему из небытия. Тем самым, возможно понять «относительный механизм зарождения» произведения искусства, что и является целью исследования. Использован следующий методологический инструментарий: метод герменевтической интерпретации художника-практика (автора статьи), метод феноменологической редукции, принципы исторического и логического, а также общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Кроме этого использовался деятельностный подход и элементы структурно-функционального анализа. Новизной исследования является положение о том, что в искусстве на современном этапе его развития сосуществуют две воли: воля современного художника и художественная воля (воля к прекрасному). В связи с тем, что воля современного художника не всегда двигает его к эстетизации среды, тогда как художественная воля направлена именно на эстетизацию явлений окружающей действительности, автор исследования подчеркивает принципиальную разницу между волей современного художника и художественной волей. Основным итогом проведённого исследования является вывод о том, что «художественная воля» как воля эстетизирующая или воля к прекрасному является онтологическим основанием искусства.
Циклы и волны глобального мира
Жульков М.В. - Глобальная революция: сознание и форма его выражения c. 25-43

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.3.31547

Аннотация: В статье исследуются процессы глобальной революции, выражающиеся в глобализации сознания и социума. Мир человека предстает объединением двух миров: информационного мира сознания и мысли и мира социальной реальности. Сознание и социум соответствуют друг другу, взаимоопределяют друг друга. Сущность глобальной революции определена как революция в сознании, индивидуальном и глобальном. Индивидуальное сознание должно выдерживать групповые энергетические потоки, достичь большей целостности, усилить нравственную составляющую, что создаст условия формирования глобального сознания. Используется несколько методов исследования: разрабатываемая автором концепция ноосферного энергетизма, включающего системный, синергетический, энергоинформационный подходы, диалектику первооснов бытия. Глобальная революция объединяет не только революцию в сознании, но и в формах его выражения, то есть формах социальной реальности. Зарождающееся глобальное сознание нуждается в новых условиях выражения, в старых формах оно не сможет сформироваться и проявиться. Социальная организация уступает место социальной организованности, мобильным и динамичным формам самоорганизации. Современная глобальная реальность представлена моделью сетевой разум-цивилизации, состоящей из планетарной сети городов как центров цивилизации, в которых происходят основные изменения, соединенных линиями связей (вещественных, энергетических и информационных). Данная модель объясняет механизм действия и разворачивания глобальной революции, объединяющей цивилизационные и сознаниевые компоненты, позволяет адекватно описывать и понимать происходящие глобальные революционные и эволюционные изменения в сознании и формах социальной организации, планировать и направлять общечеловеческое развитие, предвидеть риски и уменьшать возможные негативные последствия.
Социальная философия
Зобков Р.А. - Социальная философия, философия политики и онтологический статус понятий «власть» и «право» в дискурсе Рене Генона. c. 44-57

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.3.32059

Аннотация: В статье рассматривается философия политики, социальная философия и онтологический статус понятий «власть» и «право». Рассматриваются основные принципы социальной философии Рене Генона: антропологическое неравенство, доктрина «универсального человека», методология органицизма. Рассматривается критика Рене Геноном современных оснований общества – эгалитарность, демократия, равенство. Разбираются причины «социального хаоса». Рассматривается троичная стратификация общества и ее причины, деление социума на брахманов, кшатриев, вайш и шудр. Разбираются антропологические критерии «намика» и «готрика», как характеристики индивидуального существа. Рассматривается онтологическая сущность «политического» и его границы в метафизико-онтологической системе дискурса Рене Генона. Архетип «Ману» его коннотации, функции и компаративистские сопоставления. Компаративистские сопоставления принципов Брахатма, Махатма, Маханга в герметизме и христианстве и их социальные измерения. Автор в своей работе использует следующие методы исследования: метафизический, онтологический, системно-структурный, компаративистский, диалектический, геременевтический. Системно-структурный анализ выявил «Пуруша» как социологическое измерение «универсального человека». Онтологический метод показал холистические коннотации субъекта и общества в социальном органицизме Рене Генона. Онтологический анализ показывает тотальность политического в онтологии Рене Генона. Системо-структурный, метафизический и компаративистский анализы показали сопоставления первичной дуальности Карла Шмитта и Рене Генона, как создающие области и аспекты онтологического. Произведен анализ онтологической сущности «власти» и ее раздвоение на «Духовное владычество» и «Мирскую власть», соотношение метафизического и онтологического с этими принципами и их социологическое выражение в системе варн. Выявлено соотношение позиции крайнего реализма и онтологического статуса универсалий «политическое», «право», «социальное», «власть».
Попова А.В. - Интернет как сетевая или иерархическая структура: концепция сети в постмодернистской философии и социальных науках конца XX-го и начала XXI-го вв. c. 58-67

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.3.32282

Аннотация: Статья посвящена философскому анализу феноменов и концептов сети и иерархии. В философии теоретиков постмодерна иерархические структуры подвергаются критике. Так, один из наиболее ярких образов не-иерархической организации – ризома – был предложен Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в контексте их оппозиции традиционному иерархическому образу дерева, что соотносилось мыслителями с основой строения западной культуры и цивилизации. Критика иерархической организации связывается с "распадом" субъекта. Анализируется современное состояние компьютерных сетей и сети Интернет на предмет соответствия концепту "сеть". Автор использует сравнительный и аналитический метод: в частности метод системного и компаративистского анализа, а также метод дедуктивного анализа. Для теоретиков постмодерна продвижение концепта сеть связано с постмодернистким переосмыслением субъекта, так как для них он теперь не порождает культуру, а сам оказывается порождённым и вписанным в один из множества текстов культуры, причем не один из этих текстов не обладает преимуществом перед другими. Задача удержания целостности субъекта больше не является самоценной ввиду того, что любая целостность субъекта одновременно означает выстраивание иерархии событий и явлений вокруг него. Соответственно, обратным действием по отношению к собиранию в целостность для субъекта становится его распад, который и связывается с распространением концепта сети. Восприятие Интернета как сети в философии и социальных науках оказывается основано на желании найти подтверждение теоретической модели сети. Но Интернет во многом воспроизводит внутри себя иерархическую структуру, что оставляет вопрос о существовании не-иерархических структур открытым.
Эстетика
Фокеева М.П. - Возвышенное в эстетике травмы c. 68-73

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.3.32311

Аннотация: Предметом анализа данной статьи является понятие возвышенного. Автор рассматривает какие трансформации переживала эстетическая теория возвышенного с XVIII века. Возвышенное в контексте эстетики травмы является особой формой эстетического опыта, который возникает в столкновении с травматическим опытом истории, где основным сопутствующим аффектом является ужас. Формы возвышенного, связанные со столкновением с исторической травмой, по силе своего воздействия неизмеримы по той причине, что масштабы катастрофы не могут быть подвергнуты рациональной оценке, а переживание исторического насилия дискредитирует возможность субъективной повседневности. Методология данного исследования в первую очередь строится на философско-эстетическом подходе, который основывается на анализе понятий возвышенного и негативного возвышенного. Автор приходит к выводам, что возвышенное в ХХ веке переживает кризис, связанный с переосмыслением модернистских ценностей. Однако дисциплина, связанная с эстетическим переосмыслением травматический событий истории, — эстетика травмы, реабилитирует понятие возвышенного, так как репрезентация травматического посредством обращению к возвышенному дает возможность осмыслить травматический опыт и пережить его.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.