по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 12, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 31-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2020
Философия познания
Левин Г.Д. - Гносеологическое исследование геометрического (по происхождению) метода анализа и синтеза c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.12.34503

Аннотация: Предметом исследования в статье является метод нахождения посылок доказательства теоретических гипотез на основе содержания самих гипотез. Показано, что исторически этот метод возник в геометрии, и потому его называют геометрическим (по происхождению) методом анализа и синтеза. Затем он был перенесен Галилеем в механику, а под его влиянием - в другие науки, и так приобрёл статус универсального метода доказательства теоретических гипотез. В статье осуществлен гносеологический анализ этого метода. Сначала на примерах доказательства трех элементарных геометрических теорем осуществлен гносеологический анализ трех его исторически первых форм. Затем описаны качественные преобразования, возникающие в этом методе при переносе его в другие науки. Обсуждено соотношение этого метода с классическим методом анализа и синтеза, а также с экспериментальным и гипотетико-дедуктивным методом.   Основным выводом произведенного исследования является тезис, что по своему гносеологическому статусу метод геометрического (по происхождению) анализа и синтеза находится на том же уровне, что и классический метод анализа и синтеза, а также экспериментальный и гипотетико-дедуктивный метод. Особым вкладом автора в исследование темы является обоснование тезиса, что в процессе развития науки этот метод, зародившийся в геометрии, был обобщен до метода нахождения посылок доказательства любых теоретических гипотез. Важное методологическое значение для практического применения этого метода имеет выявление качественных изменений, происходящих в нем при переносе из геометрии в конкретные науки. Можно также отметить исследование роли идеализации в процессе переноса в теоретическое описание исследуемых объектов результатов практических действий с ними.
Эстетика
Дай Ч. - Философско-эстетическая рефлексия в Китае в XX веке: Ван Говэй и Цзун Бэйхуа c. 15-29

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.12.34614

Аннотация: Статья посвящена изучению философско-эстетической рефлексии в Китае в XX веке и влияния европейской эстетики на развитие и трансформацию традиционной китайской эстетики. Для выполнения этой задачи применяется метод историко-культурного исследования в сочетании с элементами структурного анализа эстетического текста современных китайских философов.В ХХ веке ряд китайских мыслителей попытались реформировать традиционную китайскую эстетику, дополняя ее точкой зрения европейской философии. В данной статье были изучены наиболее важные эстетические мышления современных китайских философов Ван Говэя и Цзун Бэйхуа и было выявлено влияние европейской философии на них. Научная новизна работы обусловлена анализом влияния концепций европейской эстетики на саморефлексию и развитие китайской эстетики в контексте интеркультурной проблематики. Было показано, что китайская современная эстетика во многом сохраняет связь с традицией, что определяет его специфику и придаёт ему особую смысловую символику. В результате исследования сделаны выводы, что в ХХ веке китайские мыслители стремились дополнить существовавшую традиционную китайскую рефлексию об искусстве, в большей степени базирующуюся на идеях Даосизма и Буддизма, тем, что можно определить как западную точку зрения, ассоциирующуюся с научным подходом и научной интерпретацией. Другое направление в сфере гуманитарного осмысления феномена искусства было связано с попытками интерпретации европейской эстетической мысли с точки зрения китайской традиционной философии. Философ Ван Говэй попытался включить европейскую эстетику в научную проблематику Китая. Мыслитель Цзун Бэйхуа стремился соединить китайские и европейские эстетические теории и создать то, что им мыслилось как современная китайская эстетика.
Философия науки
Федорин В.В. - Генетическое редактирование человека: перспективы, неизбежность и вопрос морально-этической оправданности c. 30-41

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.12.34403

Аннотация: Предметом исследования является генетическое конструирование человека, его риски, перспективы и морально-этические аспекты. Технологический прогресс неизбежно ведёт нас к более глубокому проникновению области культуры в человеческую телесность посредством генной инженерии. Развитие новых, инновационных технологий в области манипуляций с генетическим кодом обуславливает необходимость выбора того, как именно эти технологии будут использованы. В связи с этим, можно говорить о возможности перехода к новому типу телесности, что не будет ограничиваться исключительно биологической предопределённостью, а будет в большей степени культурно обусловлен и являться результатом воплощения в жизнь созданного человеком проекта, что показывает необходимость социогуманитарного анализа проведённого в статье.. Рассмотрение медицины как одной из частей области культуры, проведённое в данной статье, позволяет сделать вывод о том, что человечество, в какой-то степени, уже сталкивалось с некоторой проектностью в отношении телесности человека. Медицина, при таком рассмотрении, будет инструментом реализации проекта "человека здорового", а генетическая инженерия, как её часть, неизбежно будет реализовывать как этот проект, так и, судя по всему, постепенно придёт к дальнейшему расширению области культуры и реализации проекта "человека улучшенного" как закономерное развитие идеи о развёртывании свободы посредством модификации телесности.
Информация и идеи
Тузовский И.Д. - Постправда как синдром Цифровой эпохи: предельное понимание феномена и сценарии будущего c. 42-60

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.12.34257

Аннотация: Предметной областью исследования является совокупность культурных феноменов, которые соотносятся с первоначально выделяемым концептом "пост-правды" через обобщение его критериев. Традиционное узкое понимание пост-правды связано практически исключительно с новостными сообщениями средств массовой информации. Однако искажение фактической картины с использованием приемов эристической риторики и механизмов, провоцирующих когнитивные искажения гораздо более распространенная ситуация в современном обществе, которая объединяет различные коммуникационные феномены, затрагивает новостную и повседневную коммуникацию, художественное творчество и многие другие области. Специфическим предметом исследования является спектр возможных сценариев развития общества в зависимости от его реакции на распространение феноменов, обобщенных в культурно-коммуникационный комплекс «пост-правды»   В статье предпринимается первая попытка научного обобщения феноменальной картины пост-правды на основе правомочного расширения критериев от частных случаев к общим механизмам. На замену частным критериям, таким как игнорирование в сообщении объективных фактов, апелляция к ценностям и убеждениям человека, использование эмоционального давления для аргументации своей позиции, автор предлагает общие: медиаискажение реальности как цель сообщения, использование когнитивных искажений, использование механизмов эристики. Исходя из выделенных критериев впервые анализируется на вопрос смысловой и культурной связи с посправдой такие феномены как фанатские теории 2 видов, литбейты, поп-наука, фольк-хистори, астротурфинг, фанфейки, кликбейт, нарративная журналистика и пр. Представляется, что новизной обладает также выделение возможных сценариев развития общества и его коммуникационной среды в зависимости от стратегий реакции на расширение сферы постправды.
Диалог культур
Мищенко И.Е. - Репрезентация образов армии и военного в американском массовом кинематографе 2010-х гг. c. 61-75

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.12.34522

Аннотация: Автор рассматривает проблематику образов армии и военнослужащих в массовом кинематографе на примере американской киноиндустрии второго десятилетия XXI в. Объектом исследования является социокультурная репрезентация армии и войны художественными средствами киноискусства. Данная проблематика недостаточно исследована в российской науке, в тоже время ее актуальность сложно переоценить в силу того, что кинематограф является важной компонентой формирования «мягкой силы» государства. Конкретно американский кинематограф по свидетельству целого ряда отечественных специалистов обладает высочайшим потенциалом влияния и формирует ментальные образы армии и военнослужащих не только у американских граждан, но и для российского общества, что не может не вызывать вопросы, связанные с культурными аспектами национальной безопасности.   Следует отметить, что современный американский военный кинематограф впервые становится специальным предметом научного исследования. Автор приходит к выводам о том, что в последние 10 лет американское кинопроизводство в жанре «военных фильмов» претерпело существенные изменения. На смену кинолентам о Второй Мировой войне и войне во Вьетнаме приходят фильмы о глобальной войне с терроризмом и локальных национальных конфликтах. Автор выявляет и иные особенности американского военного кинематографа последних лет: приход в эту сферу женщин-режиссеров, персонификация образов врагов, деконструкция образа военного как мифологического защитника и спасителя. Последнее наиболее очевидным образом вступает в противоречие с отечественной кинотрадицией и российской культурой в целом, для которой армия и военная история остаются важными точками национального самоопределения, ключевыми компонентами формирования образов великого прошлого и общего будущего.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.