Электронный журнал Философская мысль - №2 за 2017 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 21-02-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Актуальный вопрос
Волков Д.Б. - Решение проблемы ментальной каузальности в биологическом натурализме Дж. Сёрла c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.21743

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является современная аналитическая философия. Предметом исследования служит решение проблемы ментальной каузальности в биологическом натурализме аналитического философа Дж. Сёрла. Автор рассматривает ключевые аспекты теории биологического натурализма и проводит анализ их внутренней совместимости. Особое внимание уделяется основным аргументам и аналогиям, которые приводит Дж. Сёрл в качестве обоснования возможности ментальной каузальности. В ходе анализа автор выявляет наиболее сильные и слабые стороны позиции американского философа, а также предлагает направление решения проблемы ментальной каузальности. Статья представляет исследование в области истории современной аналитической философии. Поэтому ключевой используемый метод исследования – историко-философский. В частности ходе исследования использовался текстологический анализ произведений философов, в первую очередь Дж. Серла, по нескольким источникам проведена реконструкция его взглядов. Проблема ментальной каузальности является одной из ключевых предметов исследования современной аналитической философии. Она заключается в попытке объяснить возможность каузальной эффективности ментальных свойств в рамках натуралистического представления о мире. Одним из решений этой проблемы является биологический натурализм Дж. Сёрла. В этом решении сочетаются тезисы об онтологической нередуцируемости ментальных состояний, ментальной каузальности и каузальной замкнутости физического мира. Сёрл пытается натурализовать сознание, показав, что ментальная каузальность аналогична каузальности высокоуровневых характеристик. Автор статьи проводит анализ этой аналогии и основных тезисов Сёрла. Новизна этого исследования заключается в обнаружении внутренних противоречий в решении проблемы ментальной каузальности Сёрла. Как показывает автор, утверждение о каузальной эффективности ментальное не согласуется с некоторыми другими положениями его теории. В первую очередь, с положением об онтологической нередуцируемости ментальных свойств. С точки зрения автора, более перспективным решением проблемы ментальной каузальности является в частности телеофункционализм Д. Деннета.
Философия познания
Волков Д.Б. - Психологический подход как решение проблемы тождества личности c. 13-25

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.21921

Аннотация: Проблема тождества личности в современной аналитической философии состоит из двух аспектов: вопроса об идентификации и вопроса о реидентификации. Психологический подход является одной из самых распространенных теорий реидентификации. Однако этот подход сталкивается с проблемой редупликации. Эта проблема выявлена современными философами Б. Вильямсом и Д. Парфитом в мысленных экспериментах «Гай Фокс» и «Телепортация». По мнению автора статьи, существуют три основных способа преодоления проблемы редупликации: критика мысленных экспериментов, дополнительный критерий отсутствия дупликатов и четырехмерная модель личности. Как показывает автор статьи, два первых пути ведут к существенным трудностям для психологической теории тождества личности. В результате исследования автор делает вывод, что именно третий путь является наиболее перспективным для психологических теорий. Объектом исследования данной статьи является проблема тождества личности в современной аналитической философии, в частности вопрос о реидентификации личности в разные моменты времени. Предметом исследования служит психологический подход к данной проблеме. Согласно этому подходу, одна личность тождественна личности в другое время, если между ними существует психологическая преемственность. Данная статья представляет собой исследование в области истории современной аналитической философии. Поэтому ключевой используемый метод в исследовании - историко-философский. Помимо этого, используется также текстологический метод и метод сравнительного анализа. В статье произведены сопоставления психологического подхода и альтернативных решений проблемы тождества личности. Несмотря на то, что психологический подход является наиболее распространенным в современной аналитической философии, до настоящего момента в русскоязычной истории философии достаточно мало работ, посвященных анализу этой теории. Более того, отсутствуют специальные работы, посвященные способам преодоления проблемы редупликации с позиции сторонников психологического подхода. Это составляет новизну работы. Новизну работы также представляет вывод о наиболее перспективном способе преодолеть проблему редупликации и аргументация в его пользу. Таким способом, по мнению автора, является введение четырехмерной концепции личности.
Новая научная парадигма
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Глобально-космическая революция в науке c. 26-45

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.21876

Аннотация: В статье, отталкиваясь от развиваемой концепции антропогеокосмиза и космоглобалистики, авторы аргументируют точку зрения о начале развёртывания более широкого процесса – глобально-космической научной революции. Этот процесс начинает развёртываться на базе интеграции глобальных и космических исследований, постепенно захватывая всё большее научное пространство. Показано также, что в последнее время в науке под действием глобальных факторов и процессов происходит совершенно новая глобальная революция, которая существенно отличается от предыдущих, уже выявленных ранее, даже тем, что термин «глобальный» здесь используется как в качественно-содержательном, так и в пространственно-географическом и пространственно-космологическом значениях. Рассматриваются два встречных вектора движения в познании феномена глобальности: одно из космоса к видению глобальных характеристик и целостности человечества и планеты, а другое - с самой планеты, из локальных мест проживания людей в направлении к глобальным границам и далее – во внеземные просторы. Используются необходимые для раскрытия темы статьи общенаучные подходы и методы исследования: комплексно-междисциплинарный, эволюционно-исторический и системно-глобальный подходы, методы концептуального моделирования, проектирования и исследования будущего, в особенности футурологический подход, ориентирующий на исследовательское и целевое прогнозирование динамики изучаемых объектов. Для обоснования универсальности глобально-космической революции, наука в целом разделяется на две новые группы (кластера): земные и космические науки, которые по своей численности неравноправны. Существующие классификации наук можно дополнить этим дихотомическим делением, на которое указал ещё В.И. Вернадский. Авторы полагают, что со второй половины прошлого века и с начала нынешнего темпорально-линейное «революционное движение» науки в целом не прекращается, но всё больше уступает место имеющему общенаучно-интегративную природу «мультиреволюционному взрыву». Это не только междисциплинарное объединение глобальной и космических революций в единое целое в науке, но и иные проявления поли- и междисциплинарности в составе и содержании научных революций. Суть этого комплексно-интегративного научного феномена заключается в появлении почти в один и тот же исторический период не одной «очередной» научной революции, а одновременно по историческим масштабам времени целого их «куста» или комплекса. К глобально-космической революции в науке добавляются информационно-кибернетическая революция, экологическая революция, темпоральная революция (прежде всего процесс футуризации) и ряд других универсально-глобальных революций в науке, создающих когнитивную основу становления будущей сферы разума – ноосферы, идею которой в нашей стране предложил и развил В.И. Вернадский.
История идей и учений
Коротких В.И. - «Таблица спекулятивных элементов» А.Д. Власова c. 46-54

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.21803

Аннотация: Предметом статьи является оригинальная интерпретация гегелевской философии, предложенная А.Д. Власовым два десятилетия назад, однако, до сих пор остающаяся невостребованной в отечественной историко-философской науке. Автор характеризует особенности формы и содержания труда А.Д. Власова и выделяет те его аспекты, которые способны в наибольшей степени активизировать исследования гегелевского наследия российскими историками философии. В частности, специально рассматриваются представления А.Д. Власова о границах системы философии Гегеля, её составе, особенностях структуры предметности "Феноменологии духа" и её метода. Статья подготовлена на основе использования комплекса традиционных историко-философских методов, позволяющих описать и проанализировать ключевые особенности одного из необычных произведений отечественной историко-философской науки прошлого века. В статье впервые анализируется гегелеведческая концепция, существенно отличающаяся как от марксистского подхода к изучению философии Гегеля, господствовавшего в советское время, так и от "научного гегелеведения" последних десятилетий, в рамках которого отрицается возможность постановки вопроса о "синхронных" связях в гегелевской системе философии. Автор стремится доказать, что использование предложенных А.Д. Власовым идей может способствовать переосмыслению теоретического содержания гегелевской философии и её места в истории философии и культуры.
Политическая философия
Балаклеец Н.А. - Война, политика и субъект: философия военной деятельности Карла Клаузевица c. 55-70

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.18715

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является концепция войны Карла Клаузевица, представленная в его работе «О войне» (“Vom Kriege”). В статье обосновывается значимость теоретического наследия немецкого генерала для современного философского дискурса. Подробно рассматриваются такие элементы теории Клаузевица, как взаимосвязь войны и политики, структура и характеристики военной деятельности. Особое внимание автор уделяет темпоральным аспектам военной деятельности, а также анализу ее субъекта. Опираясь на многочисленные, в том числе, не переведенные на русский язык, теоретические источники (Р. Арон, Г. Мюнклер, У. Клеемайер, В. Палавер, Р. Жирар, М. Фуко, Дж. Ло и др.), автор эксплицирует эвристический потенциал и методологическую значимость идей Клаузевица применительно к современному состоянию общества. Наряду с общетеоретическими методами исследования в статье используются постструктуралистская и герменевтическая методология, а также метод сравнительного анализа философских учений. Новизна исследования заключается в выявлении многообразных философских аспектов, имплицитно представленных в теории войны Клаузевица, в том числе, методологического характера. Автор приходит к выводу о сложном и неоднозначном характере взаимодействия войны и политики, анализируемого в тексте “Vom Kriege”. Особый вклад автора заключается в экспликации биополитических идей в учении немецкого теоретика, а также в обосновании релевантности категории субъекта в трактовке Клаузевица современной философии управления.
Самосознание и идентификация
Шарова В.Л. - Россия как Европа: европейские основы цивилизационной идентичности России c. 71-83

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.18882

Аннотация: Предмет статьи «Россия как Европа: европейские основы цивилизационной идентичности России» - размышление о соотношении объективно-пространственных (географических) и символических (политико-философских и культурных) оснований российской идентичности. Объектом критического осмысления является тезис «Россия – не Европа»: будучи относительной новацией для российского общественно-политического языка, он, на наш взгляд, на протяжении многих десятилетий и даже веков более или менее отчетливо присутствует в философской дискуссии о том, «что есть Россия» per se, в чем состоит ее цивилизационная специфика, насколько устойчивой или наоборот, изменчивой, эта специфика является. Положения статьи раскрываются с позиции конструктивистского подхода в гуманитарных науках, предполагающего, что категории идентичности (этнической, национальной, цивилизационной и т.д.) не существуют в качестве объективных констант, но производятся в определенном социокультурном контексте и трансформируются в его рамках. Основные выводы статьи заключаются в следующих предположениях: рассмотрение Россию в качестве объективного «Другого» Европы вызывает сомнения, как и существование некоего неизменного культурно-цивилизационного кода, принципиально неевропейского или даже антиевропейского по своей сути. В статье раскрывается соотношение ряда понятий: "свобода индивида – русский европеизм – реформа и революция", что, как представляется, позволяет по-новому взглянуть на некоторые аспекты российской идентичности.
Ценность и истина
Суворова О.С. - Является ли здоровье личностной ценностью? c. 84-98

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.21933

Аннотация: Предметом исследования являются антропологические основания и особенности процесса оценки человеком собственного здоровья. Объектом исследования являются гносеологические характеристики формирования представлений о здоровье, а также социокультурные и личностные детерминанты его оценки. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как взаимосвязь когнитивного и аксиологического в становлении образа здоровья, его место в системе личностного знания, значение коммуникации с Другим для восприятия и оценки состояния своего здоровья. Особое внимание уделяется анализу характера влияния современной культуры на отношение к здоровью. Исследование осуществляется на основе философско-антропологических, гносеологических, аксиологических, культурфилософских методологических установок, с использованием идей феноменологии, экзистенциализма, постклассического психоанализа, постструктурализма. Новизна исследования заключается в проведении системного философского анализа оценки феномена здоровья. Установлено, что в сознании человека формируется «образ собственного здоровья»; показано, что он может включаться в состав неявного личностного знания или оказываться в центре внимания личности, подвергаясь рационализации. Такой образ соотносится с паттернами наличной культуры, прежде всего, с «образом здоровья культуры повседневности» и - до некоторой степени - с научными концепциями здоровья. Обосновано, что аксиологическое отношение к здоровью имеет социокультурные, онтогносеологические и экзистенциальные основания. (Соответственно, восприятие себя в качестве здорового человека представлено как условие полноценной жизни и результативной деятельности, как основа уверенности человека в своем бытии, как фактор ослабления метафизического страха перед смертью). Выделены типы ситуаций (от состояния уверенности в собственном здоровье до тяжелой болезни), предполагающие переинтерпретацию и переоценку «личностного образа здоровья».
История гуманистической мысли
Красиков В.И. - Мир и человек в концепциях онтологического персонализма: Вильгельм Лейбниц и Макс Шелер c. 99-108

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.21942

Аннотация: Задача данной работы – сопоставительный анализ миростроительных схем онтологического персонализма В. Лейбница и М. Шелера. Автор подробно исследует смысловую схему мироустройства Лейбница, отмечая некоторые модификации, которые вносятся позже его последователями. Особо он останавливается на анализе оригинального учения Шелера, в котором изменен характер взаимодействия основных онтологических факторов. Соответственно, сопоставляются модели человеческого поведения в мире Лейбница и в мире Шелера, которые различны, хотя их онтологические модели схожи. Автор объясняет это различие изменением социокультурного континуума, в котором и осуществляются поиска смысла жизни. Персоналистское понимание реальности, соответствующие формы человеческого самоопределения в ней отражают, по-видимому наиболее адекватно, необходимо-универсальную сущность метафизики. Автор использовал следующие средства историко-философского анализа: принцип историзма, принцип развития, обобщение, систематизацию, компаративистский и типологический методы. Результатами статьи можно считать следующее. Автор сопоставил онтологические схемы персонализма Лейбница и Шелера, рассмотрев варианты модификаций их узловых компонентов. Установлена смысловая связь между онтологическими полаганиями и производными от них формами человеческого самоопределения. Показано, на примере сопоставления онтологий Лейбница и Шелера, что схожие мироустроительные схемы могут приводить к разным мировоззренческим следствиям вследствие радикальных социокультурных изменений.
Эстетика
Фетисова Е.Э. - Неоакмеизм И. Бродского: композиция мистерии «шествие» c. 109-117

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.21763

Аннотация: В статье выявляется романтическая эстетика неоакмеизма как одного из главных литературных направлений ХХ века, его концепция, специфическая мифология, выстраивающая, в свою очередь, поэтическую миромодель. Анализируется мировоззрение, поэтический мир поколения «шестидесятников», пространственно-временной континуум, его координаты, художественное пространство и время рассматриваются как особый эстетический и вербальный феномен; вводится понятие синхронно-реминисцентного хронотопа, смещенного относительно границ реального пространства и времени, благодаря чему в мифологии создается «монолог на полифонической основе». В преломлении к неоакмеистической парадигме рассматривается творчество И. Бродского - поэтика, хронотоп, композиция практически неисследованной поэмы-мистерии «Шествие». В центре сопоставительного подхода - подобие выразительных средств и авторской стилистики - от литературоведческих приемов, общих фраз, цитат, аллюзий вплоть до общности авторской концепции лирического сюжета, художественного пространства и времени - синхронно-реминисцентного хронотопа - сходным образом представленного в мистерии «Шествие», «Поэме без героя» А. Ахматовой, «Божественной комедии» Данте, античных трагедиях, пьесах Г. Ибсена и А. Стриндберга. Сопоставительный анализ и метод семиотической реконструкции, дополняя друг друга, способствуют детальной расшифровке поэтического текста. Новизна работы заключается в том, что творчество И. Бродского – ученика А. Ахматовой - подвергается всесторонней интерпретации, рассматривается в свете действия механизма культурной памяти, авторской мифологии - как синтез формы и содержания. Анализируются особенности функционирования неоакмеизма во внешней коммуникации с традиционным акмеизмом, дифференцируются литературные группировки и хронологические рамки «нового акмеизма», выявляются онтологические доминанты в творчестве «эзотерического круга» неоакмеистов-«шестидесятников». Этот метод тем более важен, что позволяет реконструировать феномен «шестидесятничества», составляющий онтологическое ядро неоакмеизма как непрерывной линии постсимволистского, традиционалистского творчества. Определяются жанровые инновации, прослеживается специфика межкультурной коммуникации традиционного и «ренессансного акмеизма». Мистерия И. Бродского – это причудливый синтез античной драмы (пролог, монолог, эпилог, интермедия), средневековой мистерии (жанр «романса», куртуазная тональность) и итальянской комедии «dell’arte». В работе убедительно показывается, что поэзия А. Ахматовой и «околоахматовского круга» (А. Наймана, Д. Бобышева, Е. Рейна) явилась смысловым и программно-комментирующим центром «семантической поэтики», определив дальнейшую эволюцию неоакмеизма как диалогической системы, масштабной философско-культурной парадигмы, развертывание которой пришлось на весь ХХ век и начало ХХI века.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.