Электронный журнал Философская мысль - №9 за 2016 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 09, 2016
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 27-09-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2016
Философия религии
Урбанаева И.С. - Буддийский подход к проблеме человека в сравнительном освещении c. 1-17

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.20457

Аннотация: Предметом анализа является буддийский способ концептуализации проблемы человека, раскрываемый в контексте сопоставления с тем, какое место занимал «человек» в рационалистической философской традиции Запада. Рассматриваются философская основа буддийской модели эволюции личности в колесе бытия (бхавачакра) по формуле двенадцатичленной цепи зависимого возникновения – важнейшая в буддийской онтологии доктрина зависимого возникновения (пратитьясамутпада; rten’brel) и ее отличительные особенности, а также связь этой буддийской доктрины с другой важной философской теорией буддизма – теорией пустоты в интерпретации прасангики – подшколы мадхьямики. Методология исследования базируется на принципах сравнительного философского изучения буддизма, сформулированных одним из основоположников философской буддологии российским философом и востоковедом О. О. Розенбергом, а также на герменевтических идеях М. Хайдеггера о диалоге с Другим и необходимости понимания «потаенности бытия» и связи человека с сущим. Новизна заключается в сравнении буддийского способа концептуализации проблемы человека с западной рационалистической традицией рассмотрения человека и в определении ряда отличительных характеристик буддийской антропологии. Сформулированы следующие выводы: буддийская философия отличается от западной тем, что ей несвойственен антропоморфизм, человек не является мерилом всех вещей и не считается чем-то самодостоверным, а есть нечто относительное в круге несвободного бытия, но вместе с тем, он имеет полный потенциал для достижения свободы и полной реализации бесконечных ресурсов сознания, возможность чего находит обоснование в доктрине зависимого возникновения, теории пустоты и теории татхагатагарбхи. Человек в понимании буддийских философов не имеет собственной внутренней природы, человек – это зависимо возникший феномен и поэтому он может трансформироваться и освободиться, а страдание, составляющее содержание несвободного бытия, может быть безвозвратно устранено. С буддийских позиций «человек» - это лишь частный случай личности («Я»), которая представляет собой континуум безначального и бесконечного существования. Поэтому ему есть на что надеяться в бытии – на достижение свободы от сансары, всеведение и безграничные возможности просветленного существа. . Сотрудничество современной науки и буддизма имеет эвристическую ценность и способно приносить практическую пользу человечеству, а содержащиеся внутри западноевропейской традиции идеи диалогической герменевтики, прозвучавшие, в частности, в «фундаментальной онтологии» Хайдеггера, содержат ресурсы подлинного взаимопонимания западных и буддийских философов и формирования интеллектуальными усилиями людей с открытым умом нового видения человеческой реальности.
Онтология: бытие и небытие
Цендровский О.Ю. - Понятие бытия (Seyn) в философии М. Хайдеггера и её методологические особенности c. 18-36

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.19068

Аннотация: В данной статье подробному анализу подвергается основополагающее для учения М. Хайдеггера понятие бытия (das Sein/Seyn) и вытекающие из его истолкования мыслителем методологические особенности его философствования. Парадоксальным образом в научной традиции изучения хайдеггеровского наследия вопрос о специфическом содержании понятия бытия, несмотря на его первостепенное значение, раскрыт крайне бегло и неудовлетворительно — даже наиболее авторитетные исследователи, как правило, ограничиваются самым первым и поверхностным приближением в его интерпретации. Автор предпринимает попытку ликвидировать данный недостаток через последовательный разбор всех существенных смысловых слоев хайдеггеровского Seyn. В последней части работы даётся разбор специфических черт философской мысли Хайдеггера, непосредственно вытекающих из понимания мыслителем её основного предмета — бытия. Описанный анализ проводится автором в ориентации на тексты, написанные после так называемого "поворота" в философии Хайдеггера, произошедшего в 1930-х гг. Это позволяет избежать распространенной методологической ошибки преувеличивать значение "Бытия и времени" и пытаться толковать полувековое развитие его мысли через призму одной книги, самим же философом признанной неудачной. Основным научным вкладом настоящей работы является уникальная для комментаторской традиции схема, в которой предлагается поэтапное и систематическое разъяснение смысла понятия бытия в учении Хайдеггера через 10 его фундаментальных атрибутов: 1) сущее есть; 2) бытие не есть сущее; 3) бытие есть ничто; 4) бытие есть истина (άλήθεια); 5) бытие есть одновременно и простая, и сложная "сущность" (das Wesen); 6) бытие есть пространство-время; 7) бытие есть становление (πόλεμος); 8) бытие есть священное, сакральное (das Heilige); 9) бытие есть событие, присвоение (das Ereignis); 10) бытие есть Четверица (das Geviert).
Спектр сознания
Димитрова С.В. - О роли познания в сознательном действии c. 37-43

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.20387

Аннотация: Объектом исследования становятся ситуации, при которых эффективная, технологичная деятельность навязывает цели развития и стратегии поведения человеку и обществам. Предметом исследования является поиск и определение «режимов сознательности», направленных на становление личностного бытия. Устанавливается ограниченность интенциональных актов познания и самосознания, представляющих объективные значения о мире и человеке. Сознательность проявляется не в установленных значениях, а в возможности осмысления, позволяющей включать в содержание сознания все то, что было познано. В процессе исследования проводится анализ и интерпретация философской работы Иоанна Павла ІІ "Личность и поступок". Основным выводами проведенного исследования становится положение о том, что сознательность определяется не объективными критериями, установленными в процессе интенционально направленной познавательной активности, а рассматривается как способ бытия личности. В «режиме сознательного действия» личность проявляет себя и несет ответственность за собственные действия.
Пространство и время
Гижа А.В. - Социальное время: конструктивное понятие, избыточная концептуализация или категориальная мнимость? c. 44-53

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.18251

Аннотация: Предметом исследования является проблема методологической корректности введения понятия социального времени. Как основные теоретические элементы науки категории времени и пространства выделены в классической физике. С учетом богатой практики выработки концептуальных образов времени в естественных науках проводится сопоставление этапов развития научной методологии и методологии социально-гуманитарных исследований. На сегодняшний момент сложилась достаточно устойчивая вариативная практика концептуализации основных категориальных смыслов социального развития, что позволяет провести её обоснованную содержательную классификацию одновременно с критическим осмыслением её содержательности и понятийно-логической корректности вводимого абстрактного терминологического инструментария. Требование философской конкретизации мысли в данном случае выполняется обязательным выходом на аксиоматические предпосылки тех или иных трактовок. Одновременно сама выделенная аксиоматичность подлежит рационально-критическому рассмотрению в контексте выявления их эвристического потенциала. Основными выводами автора являются положения, что необходимым условием конструктивности вводимого понятия социального времени является реализация принципа логического расширения, согласно которому искомое содержание должно быть логическим продолжением соответствующих концептуализаций в естественнонаучных теориях. Только после корректной методологической выработки направления обобщения в условиях социума встанет вопрос о его значимости. Оно вполне может стать конструктивно излишним, не дающим принципиально новый взгляд на развитие и функционирование социума и его историчности. Пока же можно констатировать содержательную мнимость категорий социалных времени и пространства, отличающихся субъективностью и произвольностью в определениях. Их работоспособность не раскрыта и не несет необходимого дополнения к существующему описанию.
История идей и учений
Коротких В.И. - Где живёт «только»: заметки о методе и языке «Феноменологии духа» Гегеля c. 54-65

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.20288

Аннотация: В статье обосновывается предположение, что в заключительной части «Введения» к «Феноменологии духа» Гегеля сохраняется опечатка, не замеченная ни самим философом, ни исследователями его творчества. В процессе решения этой задачи анализируются структура феноменологической предметности и динамика "опыта сознания", особенности языка и стиля "Феноменологии духа", исторические и биографические факты творчества философа, значимые для адекватного понимания замысла произведения, а также конъектура, предложенная в рассматриваемом фрагменте в конце прошлого века Георгом Лассоном. Изучение обнаруженной в гегелевском тексте трудности основывается на оригинальном авторском понимании специфики феноменологического повествования, в котором последовательно различаются точка зрения наблюдающего сознания (автора и читателя) и точка зрения сознания-объекта. В статье используется также совокупность герменевтических методов и приёмов, позволяющая реконструировать смысл принципиально важного для понимания "Феноменологии духа" фрагмента Введения. В статье предлагается решение одной из значимых трудностей в тексте "Феноменологии духа", которая до сих пор не анализировалась ни в отечественной, ни в зарубежной историко-философской литературе. Полученный результат демонстрирует методологическую эффективность развиваемой автором на протяжении многих лет интерпретации "Феноменологии духа" Гегеля.
Философия науки
Бранденбург В.Я. - К проблеме становления научного познания: от классической науки к современному этапу c. 66-73

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.20281

Аннотация: Предметом исследования является, получившая широкое распространение в отечественной философско-методологической литературе, концепция исторических типов научной рациональности. По мнению автора, она внутренне противоречива и не корректно отображает динамику развития современного научного знания. В статье дан краткий историко-философский анализ основных этапов развития естествознания и социально-гуманитарных дисциплин второй половины XIX – XX столетий. Ставятся под сомнение временные рамки формирования неклассической рациональности и правомерность выделения понятий постнеклассической рациональности и постнеклассической науки. Автор статьи опирается на методологию философского анализа и общенаучные методы системного анализа. В частности, используются общелогические, диалектический, критический методы, анализ и синтез. Исходя из проделанного историко-философского анализа, предлагается определять становления нового (современного) типа рациональности и нового образа науки временными рамками конца XIX – последней трети XX вв. и сохранять за ними названия «неклассической рациональности» и «неклассической науки» (по аналогии с понятием неклассической философии).
Смысл и безмолвие
Фаритов В.Т. - "Век Делеза": онтология смысла и трансгрессии c. 74-85

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.20272

Аннотация: Статья посвящена исследованию онтологических аспектов философии Ж. Делеза. Основное внимание в статье уделяется проблемам преодоления платонизма, трансгрессивному характеру смысла и события. Онтологические разработки Ж. Делеза рассматриваются в контексте учения И. Канта о свободе, диалектики Г.В.Ф. Гегеля и учения Ф. Ницше о вечном возвращении. Предлагается новый вариант прочтения философии свободы И. Канта. Особое внимание автор уделяет анализу специфики делезовской интерпретации идеи о вечном возвращении и экспликации онтологических аспектов данного учения. В статье используются методологические принципы и установки постструктурализма. Также применяется методика сравнительного анализа философских учений. Основным выводом проведенного исследования является тезис о трансгрессивном характере онтологии Ж. Делеза. Автор обосновывает положение, что онтологические воззрения французского мыслителя не относятся ни к метафизике, ни к диалектики. Онтология Делеза прелставляет собой онтологию трансгрессии. В исследовании показывается, что бытие мыслится Делезом как вечное возвращение. При этом вечное возвращение понимается философом не как повторение Того же Самого, но как утверждение различия и трансгрессии.
История гуманистической мысли
Гончаров В.В. - Место человека в системе онтологических принципов глобального конституционализма c. 86-100

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.20014

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию места человека в системе философских принципов социальной концепции глобального конституционализма. Автор обосновывает положение о том, что основной целью социальной концепции глобального конституционализма является сохранение и развитие мировой капиталистической системы (ее финансово-экономического базиса и социально-политической надстройки). Роль человека в данной концепции, его интересов и потребностей, велика, как и в любой иной властной социальной концепции. Однако, данная социальная концепция в конечном итоге является антигуманной, направленной против поступательного устойчивого развития человечества. В работе используется ряд методов научного познания: гносеологический; онтологический; формально-логический; диалектический; статистический; сравнительно-правовой; абстрактно-идеалистический; конкретно-исторический. Вся логика развития мировой капиталистической системы подчинена удовлетворению интересов и потребностей тех социальных классов, групп и прослоек населения, которым принадлежит власть и собственность в конкретный исторический период времени. Таким образом, с одной стороны, глобальный конституционализм направлен эгоцентрично - на удовлетворение интересов и потребностей человека. Но, с другой, стороны, он защищает интересы не всего общества, а узкой группы людей, которым принадлежит власть и собственность. При этом, интересы большинства населения игнорируются во обеспечение исполнения основной цели глобального конституционализма.
Этика
Яркеев А.В. - Этика между возможностью и невозможностью c. 101-108

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.20399

Аннотация: Предметом исследования статьи является современное бытие этики в парадоксально-пограничной ситуации возможности/невозможности. Показывается предел кантовской этики, которая конструируется с позиции абсолютной субъективности по аналогии с научными принципами объективности и универсальности. Обосновывается абстрактный характер категорического императива, требование которого оказывается несовместимым с жизнью. Предельным воплощением несостоятельности этики являются нацистские концлагеря, в которых полностью уничтожается человеческое достоинство и нивелируется любая мораль. Подлинная этика утверждается как возможная невозможность или невозможная возможность. Методологической основой работы является фундаментальная онтология М. Хайдеггера, принципом которой является закон тождества бытия и мышления. Основной вывод проведенного исследования состоит в том, что этика задается как местопребывание человеческого существования («этос»), законом которого является закон тождества бытия и мышления, требующий быть в согласии с самим собой и со всем миром. Отказ от мышления с необходимостью сопровождается нигилизацией бытия, конституирующейся в различных практиках социального зла.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.