Электронный журнал Философская мысль - №10 за 2016 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 10, 2016
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 17-10-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2016
Философия науки
Астахов С.С. - Критическая рецепция акторно-сетевой теории: от макиавеллизма к проблеме Иного. c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.2056

Аннотация: Статья представляет обзор наиболее распространенных аргументов против акторно-сетевой теории (Б. Латур, М. Каллон, Д. Ло). В первой части работы рассматриваются обвинения в дескриптивизме, макиавеллизме и намеренно эзотерическом языке. В качестве отдельной проблемы выделяется аргумент С. Шэффера о том, что Латур не затрагивает «статуса кво» в распределении власти между действующими силами. Во второй части описывается конфликт между акторно-сетевой теорией, с одной стороны, и социологией научного знания, с другой. Проясняются различия между Батской и Эдинбургской школой. В третье части статьи разбираются аргументы исследователей, в целом поддерживающих Латура. М. Стрэдерн ставит вопрос о границах выделения сетей. С. Браун и Н. Ли демонстрируют, как акторно-сетевой подход парадоксально совмещает ницшеанство и либерально-демократические установки. С. Л. Стар утверждает, что акторные сети неизбежно связаны с режимами доминирования и дискриминации, а М. Элам прямо говорит об империализме. Работа совмещает методы концептуального анализа и историко-теоретической реконструкции, чтобы описать разные контексты критической рецепции акторно-сетевого подхода. Автор доказывает, что Латура можно включить релятивисткую традицию, поскольку он доводит до логического предела тезис о несоизмеримости теорий. Выдвигается гипотеза, что наибольшее значение для развития акторно-сетевой теории имела критика внутреннего круга и преодоление проблемы Иного. Также предлагается обобщить проблему Иного до формальной проблемы вне-сетевого.
Рациональное и иррациональное
Ветушинский А.С. - Анти-спиритуализм, анти-идеализм, анти-обскурантизм: три периода в развитии западного материализма c. 16-31

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.2057

Аннотация: В настоящей статье автор проблематизирует историю материализма, как она сложилась в традиции диалектического материализма. Обращаясь к трудам материалистов от Ламетри, Гольбаха, Энгельса и вплоть до Жижека и Мейясу, автор обнаруживает, что далеко не всегда материалисты выступали ранее и продолжают выступать именно против идеализма. К тому же, как считает автор, нельзя забывать, что эксплицитно материализм выступил против идеализма лишь в XIX веке, материализм же в явном виде существует с XVIII века. С кем в таком случае материализм боролся целый век? И более того, гарантирует ли имеющая место в XIX-ХХ вв. борьба материализма с идеализмом, что и современный материализм в действительности борется именно с идеализмом, а не с чем-нибудь другим? Анализируя тексты материалистов XVIII-XXI вв. автор предлагает задаться вопросом: против кого реально выступали ранее и выступают сегодня материалисты различных исторических периодов? Вывод, к которому приходит автор, заключается в том, что историю материализма не следует рассматривать как однородную и не содержащую разрывов, но, наоборот, следует рассматривать через серию сменяющих друг друга конфликтов. Первый конфликт – материализм vs спиритуализм. Второй конфликт – материализм vs идеализм. Третий конфликт – материализм vs обскурантизм. При этом, как считает автор, именно третий конфликт и пристальное внимание к нему только и могут позволить нам понять и осмыслить особенности современного западного материализма.
Онтология: бытие и небытие
Качай И.С. - Лингвистические, праксиологические, антропологические и онтологические основания соотношения понятий "творчество" и "креативность" c. 32-49

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.2064

Аннотация: Объектом исследования является творчество как онтологический феномен. Предметом изучения предстают различные основания соотношения понятий "творчество" и "креативность", выступающие в качестве критериальной базы сущностного размежевания исходных феноменов. Понятие "творчество" осмысливается как внутренне свободный, спонтанный, непредсказуемый и альтруистический процесс импровизационного создания качественно нового бытия, имеющего социокультурную значимость, обладающего высокой степенью совершенства, а также ориентированного на целостное познание реальности, духовно-нравственное совершенствование универсума и самореализацию субъекта. Понятие "креативность" обосновывается как зависимый от внешних факторов, алгоритмический, технологический и прагматический процесс шаблонного комбинирования уже наличествующего бытия, представляющего ценность для массового потребителя, имеющего низкий уровень исполнения, а также направленного на фрагментарное постижение мира, общественное признание и эпатажную самопрезентацию. Методология настоящего исследования опирается на герменевтический метод, позволяющий интерпретировать смысловую нагрузку понятий "творчество" и "креативность" под углом зрения лингвистических, праксиологических, антропологических и онтологических знаний. Научная новизна проведённого исследования состоит в обосновании креативности как подобия, имитации и суррогата созидательного процесса, характеризующегося плагиативной, утилитарной и механистической природой и предстающего творчеством массового и потребительского назначения. Особым вкладом автора в исследование темы является формулирование авторского понимания креативности в качестве псевдотворчества, обоснование степени правомерности использования понятия "креативность" в научных исследованиях творчества и актуализация антисинонимичного подхода к соотношению понятий "творчество" и "креативность" посредством разработки лингвистических, праксиологических, антропологических и онтологических оснований их соотношения. Основным выводом исследования является постулирование недопустимости отождествления понятий «творчество» и «креативность» во избежание процессов дегуманизации социальных отношений и девальвации личностного начала.
Философия языка и общения
Нилогов А.С. - Библиотека философии антиязыка: понятие антиязыка в интерпретации Г. Вирта – А. Г. Дугина c. 50-62

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.1838

Аннотация: В статье рассматривается традиционалистская трактовка понятия «антиязык» в нордическом эзотеризме Германа Вирта и Александра Гельевича Дугина. В процессе критической деконструкции текста Вирта-Дугина удаётся определить не только дискриминационный характер концептов проповедуемого ими расового дуализма, но и с их помощью подвергнуть сомнению сам принцип лингвистической компетенции американского лингвиста Ноама Хомского, параллельно используя альтернативные интерпретации, в частности – философию антиязыка, изучающую основания и пределы семиотической номинации на языке и зависимость когнитивного процесса от антиязыка. В статье были использованы такие методы, как: аналитический, антиязыковой, герменевтический, деконструктивный, критический, лингвистический, синтетический, эвристический. Новизна исследования заключается в том, что на примере виртовско-дугинского рас-понимания антиязыка ещё раз подтверждено по-хайдеггеровски фундированное онтологическое и онтическое различение сущности естественного человеческого языка, сводящееся к непотребительскому (окказиональному) и потребительскому (узусному) проявлению. Наряду с этим в философско-лингвистический оборот вводится "принцип лингвистической некомпетенции".
История идей и учений
Мартынова О.А. - Петр I и его деятельность в философии ранних славянофилов c. 63-70

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.1830

Аннотация: Объектом исследования являются философско-исторические взгляды ранних славянофилов. Предмет исследования - анализ и оценка славянофилами деятельности российского императора Петра I. Особое внимание уделяется взглядам славянофилов на такие мероприятия императора, как дальнейшее законодательное оформление крепостного права, принятие "Указа о единонаследии", церковную реформу, укрепление самодержавной власти, культурные заимствования с Запада. В работе выявляются и анализируются основные аспекты проблемы: понимание и прослеживание славянофилами причин петровских реформ; выявление мыслителями последствий деятельности императора для русской истории и культуры; степень соответствия славянофильских выводов историческим фактам; объективность оценок славянофилами мероприятий Петра I. Теоретической базой исследования является установка на многостороннее рассмотрение проблемы, выявление и синтез различных ее аспектов. При исследовании проблемы автор исходит из следующих принципов: принцип историзма; принцип единства исторического и проблемного подходов; принцип историографической достоверности. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы об оценке славянофилами деятельности Петра I. Мыслители в своих оценках ни в коей мере не претендуют на объективность, однако стремятся к ней, выявляя и положительные, и отрицательные моменты деятельности императора. Славянофилы приводят мало детализированных фактических данных о Петре I и его эпохе, ограничиваясь общими контурами его реформ. Оценки Петра I, данные славянофилами, часто совпадает с позициями профессиональных историков, не принадлежавших к славянофильскому направлению, что также говорит о стремлении мыслителей к объективности. Вклад автора в изучение проблемы состоит в следующем: систематизация характеристик личности и деятельности Петра I у славянофилов, выделение обозначенных мыслителями причин и последствий петровских реформ, выявление соответствия славянофильских характеристик историческим фактам.
Социальная динамика
Полюшкевич О.А., Антонова Л.Л., Кащаев А.Е. - Эмпатия и социокультурая солидарность c. 71-82

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.1850

Аннотация: Предметом исследования выступает эмпатия как способ понимания человека и мира. Объектом изучения выступает гносеологическое и онтологическое осмысление места эмпатии в социальном воспроизводстве общества. Особое внимание уделяется процессам социальной солидарности и дезинтеграции, наступающим в процессе воздействия эмпатии или ее отсутствия. Эмпатия представляет условие и возможность возникновения социальной солидарности и общественной динамики, особенно, когда рушатся базовые категории социального мироустройства и формируются новые стратегии социальных взаимодействий и развития. Методологической основой исследования выступает социальный конструктивизм и теория социальных представлений. Эти направления формируют общую методологическую рамку анализа социальных процессов и позволяют системно анализировать общественную динамику. Новизна исследования определяется тем, что во времена социальных перемен, экономических и политических кризисов, культурных и духовных трансформаций, важным аспектом цельности общества выступает социальная идентичность. Социальная идентичность демаркирует социальное пространство, четко обозначает группу "своих", и дает чувство защищенности членам сообщества. Одним из ключевых факторов формирования социальной идентичности выступает эмпатия - чувство сопричастности группе, процессу или действию, определяющее степень социальной солидарности сообщества. Социальная эмпатия является сложносоставным феноменом, включающим в качестве своих структурных элементов как коллективную, так и личностную идентичность. Важным элементом этих процессов является понимание особенностей формирования и воздействия социокультурных основ эмпатии, проявляющейся не одинаково в различных социальных группах современного российского общества.
Параметры общества
Гончаров В.В. - Политическая философия глобального конституционализма c. 83-111

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.2012

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию политической философии глобального конституционализма. Автор проводит анализ взгляда социально-философской концепции глобального конституционализма на политическую систему общества. В работе исследуется отношение социально-философской концепции глобального конституционализма к системе права. Автор проводит анализ соотношения правового регулирования и политического насилия в социально-философской концепции глобального конституционализма. В работе дается авторское определение ряду понятий (например, власти). В статье обосновывает необходимость сохранения демократических ценностей и принципов в организации и функционировании государственного механизма Российской Федерации как необходимого условий сохранения ее независимости и территориальной целостности. В настоящей научной статье автором использован ряд научных методов исследования, в частности: сравнительного правоведения; формально-логический; статистический; историко-правовой; моделирования; описания. Автор считает, что существует реальный риск утраты демократических начал в организации общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического устройства на уровне национальных государств с окончательным скатыванием человеческой цивилизации в либеральный тоталитаризм, чреватый свертыванием системы прав, свобод человека и гражданина как в странах ядра мировой капиталистической системы, так и в периферийных государствах.
Смысл и безмолвие
Напсо М.Д. - Мода как "коллективный отбор" c. 112-117

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.2058

Аннотация: Объектом анализа статьи является феномен моды, а предметом – мода в социологической концепции Г. Блумера и ее современная интерпретация. Исследуются социальные аспекты моды, роль различных акторов в ее производстве и функционировании, зависимость моды от специфики исторического времени, ее изменчивость и повторяемость. Мода представлена как закономерное и рациональное явление, как фактор социального престижа и успеха, показано ее присутствие во всех сегментах общества. Рассматриваются функции моды, их обусловленность социальной практикой. Методологическую основу статьи составили принципы объективности и системности, позволившие представить моду как целостное и противоречиво явление. Научная новизна состоит в обосновании тезиса о моде как о важнейшем социальном явлении. Проблемное поле статьи позволяет сформулировать ряд выводов: 1) мода – важнейший социальный тренд и общественная потребность; 2) «двигателем» моды выступают процессы «коллективного отбора» как совокупности действий различных акторов
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.