Статья 'Глобальная революция: сознание и форма его выражения' - журнал 'Философская мысль' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философская мысль
Правильная ссылка на статью:

Глобальная революция: сознание и форма его выражения

Жульков Михаил Вячеславович

кандидат философских наук

доцент, Ивановский государственный университет

153025, Россия, Ивановская область, г. Иваново, ул. Тимирязева, 5а, каб. 210

Zhul'kov Mikhail Vyacheslavovich

PhD in Philosophy

Docent, the department of Philosophy, Ivanovo State University

153025, Russia, Ivanovo, Timiryazevskaya Street 5a, office #210

mzh1@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8728.2020.3.31547

Дата направления статьи в редакцию:

30-11-2019


Дата публикации:

25-03-2020


Аннотация: В статье исследуются процессы глобальной революции, выражающиеся в глобализации сознания и социума. Мир человека предстает объединением двух миров: информационного мира сознания и мысли и мира социальной реальности. Сознание и социум соответствуют друг другу, взаимоопределяют друг друга. Сущность глобальной революции определена как революция в сознании, индивидуальном и глобальном. Индивидуальное сознание должно выдерживать групповые энергетические потоки, достичь большей целостности, усилить нравственную составляющую, что создаст условия формирования глобального сознания. Используется несколько методов исследования: разрабатываемая автором концепция ноосферного энергетизма, включающего системный, синергетический, энергоинформационный подходы, диалектику первооснов бытия. Глобальная революция объединяет не только революцию в сознании, но и в формах его выражения, то есть формах социальной реальности. Зарождающееся глобальное сознание нуждается в новых условиях выражения, в старых формах оно не сможет сформироваться и проявиться. Социальная организация уступает место социальной организованности, мобильным и динамичным формам самоорганизации. Современная глобальная реальность представлена моделью сетевой разум-цивилизации, состоящей из планетарной сети городов как центров цивилизации, в которых происходят основные изменения, соединенных линиями связей (вещественных, энергетических и информационных). Данная модель объясняет механизм действия и разворачивания глобальной революции, объединяющей цивилизационные и сознаниевые компоненты, позволяет адекватно описывать и понимать происходящие глобальные революционные и эволюционные изменения в сознании и формах социальной организации, планировать и направлять общечеловеческое развитие, предвидеть риски и уменьшать возможные негативные последствия.


Ключевые слова: сущность глобальной революции, сетевая разум-цивилизация, энергия сознания, энергия мысли, коллективный разум, ноосферный энергетизм, глобальный демографический переход, глобальное сознание, глобальная революция, социальная реальность

Abstract: This article explores the process of global revolution reflected in the globalization of consciousness and society. Human world faced the integration of two worlds – the information world of consciousness and thought, and the world of social reality. Consciousness and society correspond and complement each other. The concept of global revolution is defined as the revolution within consciousness, individual and global. Individual consciousness should endure the group flows of energy, reach more integrity, enhance moral component, which would create conditions for the formation of global consciousness. The research methods include the developed by the author concept of noospheric energitism; systemic, synergetic and energy-information approaches, as well as dialectics of fundamental principles of the existence. Global revolution encapsulates not only the revolution in consciousness, but also in forms of its manifestation, i.e. the forms of social reality. The incipient global consciousness needs a new environment, since it cannot manifest itself in the old forms. Social organization gives way to social orderliness, mobile and dynamic forms of self-discipline. The modern global reality is represented by the model of network mind-civilization , consisting of the planetary web of cities as civilizational centers, which hold the major changes, connected by material, energy and information circuit. This model explains the mechanism of unfolding a global revolution that unites civilizational and consciousness-based components, allows to adequately describe and understand the global revolutionary and evolutionary transformations within consciousness and other forms of social organization, plan and guide panhuman development, foresee risks and reduce the possible negative consequences.



Keywords:

social reality, the essence of the global revolution, network mind-civilization, energy of consciousness, thought energy, noospheric energism, collective mind, global consciousness, global demographic transition, global revolution

Процессы глобализации, охватывающие мир, требуют продолжающегося углубленного размышления и философской рефлексии. Они настолько не имеют аналогов в известной истории, отличаются от всего, чем до сих пор жило человечество, что по праву должны быть названы глобальной революцией. В статье развивается идея единства изменений, объединяющих перемены в сознании человека и в социальной жизни. Для понимания этих взаимосвязанных изменений автор использует синтетический метод ноосферного энергетизма (динамизма), который с широких энергетических позиций рассматривает мир как эволюцию сознания [1]. Постнеклассическое понимание энергии включает не только физические ее виды, но и субъективные – психические, информационные, духовно-волевые. Такое понимание – фактически возврат к первоначальному определению Аристотеля. Так, П. Тейяр де Шарден утверждал, что всякая энергия имеет психическую природу. В. И. Вернадский, как известно, рассматривал эволюцию как эволюцию сознания, представляя с этой точки зрения различные изобретения и улучшения жизни. Развивая эти взгляды, ноосферный энергетизм исследует единство сознания и социума. Социум представляется формой выражения сознания, одновременно социум оказывает сильное влияние на сознание, ограничивая его своими рамками, предлагая определенные спектр и векторы его развития. Происходящие в мире изменения далеко не однозначны, имеют как позитивно-конструктивные, так и негативные черты. Процессы глобализации сознания могут протекать в различных, в том числе нежелательных, формах. Поэтому философское понимание этих процессов имеет как стратегическое, так и практическое значение, является опорой создания необходимых моделей развития, объединяющих цели и идеалы, которые могут быть достигнуты и реализованы в ближайшее время.

В статье рассматривается взаимосвязь сознания и социума как формы выражения сознания, проводится взгляд на глобальную революцию как на революцию прежде всего в сознании, которой сопутствуют такие изменения социума, которые бы позволили человечеству проявить и развивать это глобальное сознание. Предложена модель сетевой разум-цивилизации, которая, как представляется, адекватно отвечает теоретическим представлениям о единстве сознания и социальной организации жизни, одновременно является эмпирическим обобщением происходящих в современном мире процессов.

О первой глобальной революции. Глобальные изменения, которыми охвачен современный мир, описываются в рамках различных парадигм и методов. Это «первая глобальная революция» (А. Кинг, Б. Шнайдер) [2], «сдвиг власти» и межэтнические, межрелигиозные и цивилизационные конфликты (Э. Тоффлер) [3], «конец истории» (Ф. Фукуяма) [4], столкновение цивилизаций (С. Хантингтон) [5], постиндустриальное общество, информационное общество; глобальные проблемы и глобализация; переход к устойчивому развитию; коэвлюция общества и природы, рациональное и информационное общество (Н. Н. Моисеев) [6, с. 247–254]; переход от биосферы к ноосфере (В. И. Вернадский) [7]; однополярный и многополярный мир; международный терроризм. С тех пор как массы начали активно влиять на ход мировой истории, примерно с середины XIX века в результате получения ими образования, развитие стало труднопрогнозируемым, многовариантным, мир стал менее устойчивым, наблюдается ускорение, сжатие времени социальных перемен, негативное влияние на мировые процессы группового и индивидуального эгоизма.

Авторы известного доклада Римского клуба «Первая глобальная революция» [2] под глобальной революцией имеют в виду повсеместный переход к новому обществу – постиндустриальному, информационному. Эта революция затрагивает все стороны жизни общества, не имеет идеологической основы, в процессе нее меняется и человек, его внутренний мир [2, с. 23]. На наш взгляд, сегодняшние события и процессы сами являются следствием больших накапливаемых в течение столетий и даже тысячелетий изменений, поэтому и временные рамки глобальной революции необходимо раздвинуть. Так, А. Тоффлер рассматривает три основные революции в известный исторический период: неолитическую, индустриальную и информационную [3, р. XX]. Они очерчивают единую траекторию развития человечества. Неолитическая революция (переход к земледелию и скотоводству) привела к демографическому взрыву, с необходимостью построения цивилизации с ее атрибутами: государством, городами, ремеслами, религиями, разделением труда, письменностью и т. п. В. И. Вернадский рассматривал период в десять-двадцать тысяч лет, в котором человек стал явной геологической силой и тем самым обозначился переход к ноосфере. Необходимо отметить, что В. И. Вернадский рассматривал всю историю биосферы как такую, которая привела к появлению человека, цивилизации, культуры, научной мысли. Научная мысль и труд организованного человечества переводят биосферу в ее новое состояние – ноосферу, сферу разума [7, с. 20].

Современное развитие началось с осевого времени [8, с. 34–48], с появлением рассудочного понятийного мышления, без которого не может быть личности. Еще один толчок и ускорение текущая эволюция получила в XVII веке вместе с переходом к капитализму, великими географическими открытиями, научной революцией, приведшей к формированию классической науки. Капитализм предоставил людям возможность ускоренной интеграции личности, поскольку человек должен был ставить сам себе цель и ее достигать, напрягая волю и объединяя все свои ресурсы. Но экономика и социальная сфера в обществе, основанном на частных интересах, не может быть устойчивой. Так, именно личностное развитие с его эгоизмом и вытекающее из него общество потребления, однобокое развитие науки и технологий завели цивилизацию в общепланетный кризис, проявляющийся в глобальных проблемах. Все это показывает, что в настоящее время требуется новый, надличностный синтез, расширяющий сознание, настраивающий на сотрудничество, развивающий планетарный масштаб мышления. Благодаря распространению образования в XIX веке массы людей стали более активны, начали оказывать влияние на социальную и экономическую политику государства, которые теперь провозгласили своей целью создание определенных условий жизни каждому гражданину (права, свободы, уровень жизни). В конце XIX – начале XX в. сформировалась неклассическая наука, научный горизонт резко расширился, общечеловеческое сознание охватило новые области и горизонты, стали доступны ширь и глубь вселенной. Были созданы новые разделы и теории в физике (квантовая механика и теория относительности), в химии (периодическая система элементов), биологии (генетика), математике (математическая логика), что расширило человеческое познание, оно охватило мега-, макро- и микромиры. Изменения коснулись всех сторон жизни: в искусстве и культуре в целом образовалось новое течение – модернизм, по планете прокатились социальные революции, две мировые войны, начались индустриальные революции, была создана Организация Объединенных Наций, сформировалась мировая социалистическая система, распалась колониальная система. Преобразованиям подверглись все сферы общества: экономика, политика, культура, социальная сфера, наука, религиозная жизнь. Наконец, во второй половине XX века началась информационная революция (субстратом которой являются компьютерные сети и Интернет), процессы глобализации, выявились глобальные проблемы, началась компьютеризация и цифровизация жизни. Часть этих процессов, начиная с 90-х годов, и была названа исследователями Римского клуба первой глобальной революцией. Однако, революционные изменения начались гораздо раньше, и еще не закончились. Чтобы глубже понимать феномен глобальной революции, прогнозировать варианты развития событий, иметь возможность моделировать и влиять на них, необходимо понимать сущность происходящих перемен.

Сущность глобальной революции. Еще раз укажем, что происходящие перемены являются результатом длительных периодов развития человечества, как об этом писал В. И. Вернадский [7, с. 121]. Он рассматривал эволюцию как историю развития сознания, а «взрыв научного творчества» конца XIX – начала XX – результатом всей эволюции биосферы [7, с. 39–40]. Отметим, что в философии взгляды на историю как на поле развития сознания уже утверждались, в разные ее периоды. Восточная философия утверждает развитие индивидуального сознания и его конечную цель (освобождение от перевоплощений, достижение целостного сознания); задача совершенствования человека ставилась в античной философии; средневековая философия устремляла к достижению богоподобия, построению царства Божия на земле; новоевропейская и немецкая классическая философия утверждали историю как путь развития разума; исторический материализм рассматривал эволюцию как смену общественно-экономических формаций, утверждался взгляд на коммунизм как на начало настоящей истории человечества в противоположность предыдущей предыстории; русская религиозная философия предлагала активное участие человека в преображении себя и мира; русский космизм рассматривал эволюцию планеты и человека в связи со всем Космосом, что приводит к становлению космопланетарной философии, В. И. Вернадский создал учение о переходе биосферы в новое состояние – ноосферу, движущей силой которого является культурная биогеохимическая энергия, главной составляющей которой является научная мысль. Развивая эти взгляды и учитывая глобальность происходящих процессов, выскажем предположение, что достигнутая человечеством в настоящее время точка эволюции есть результат всей истории эволюции биосферы и шире – планетной жизни. Это исходная точка для всего последующего развития человечества, поворот к сознательной и самосознательной, самонаправляемой эволюции, переход к единению человечества и начало глобальной истории. Каким будет это единство и глобальность, далеко не ясно, возможны нежелательные варианты, продемонстрированные историей XX века и разворачивающиеся в настоящее время (международный терроризм, угроза однополярного мира, глобальной финансовой пирамиды, укрепление могущества ТНК, противоречия между Западом и Востоком, глобальные проблемы и др.).

Согласно взглядам В. И. Вернадского, весь ход эволюции биосферы ведет к развитию сознания (принцип цефализации Д. Дана) [7, с. 21]. Закон сложности сознания П. Тейяр де Шардена показывает то же самое, он гласит, что более сложные формы жизни создают и более сложный субстрат сознания, сознание расширяется и одновременно, становится более напряженным [9, с. 225]. Так, весь ход эволюции рассматривается этими учеными с точки зрения эволюции сознания. Новым уровням сознания соответствуют новые, более сложные формы биологического субстрата (нервной системы и всего организма), эволюции видов и шире – биосферы в целом. Человеческая эволюция от биологической перешла в социальную, которой В. И. Вернадский придавал большое значение.

Вполне резонно предположить, что субъектом глобальных изменений является сознание человека. Оно есть как результат эволюции, так и все в большей степени ее субъект, активное действующее начало, определяющее ход и содержание эволюционных периодов, их скорость, ритм, возможности и реализуемые варианты. Сущностью глобальных перемен является революция в сознании человека, которой соответствуют социальные формы, меняющиеся в соответствии с новым уровнем сознания. Конечно, синергетические представления подсказывают их взаимовлияние: новые уровни и ступени в развитии сознания могут и не появиться, если для них не будет подходящих форм социальной организации.

Универсальный универсализм (Н. Н. Моисеев) рассматривает эволюцию как единый процесс с двумя глобальными бифуркациями: появлением жизни и затем разума. Сегодняшний мир подходит к третьей глобальной бифуркации – формированию коллективного разума [6, с. 34]. Тогда за всеми процессами глобализации стоит именно этот процесс – формирование глобального сознания и коллективного разума. Н. Н. Моисеев определял его как системное свойство, объединяющее умы отдельных людей. Одновременно субстратом коллективного интеллекта ученый называл ООН, руководить которой должны мудрецы с «менталитетом исследователей» [10, с. 470].

По представлениям Д. Радьяра, в настоящее время начался переход от национально-культурного сознания к планетарному. На этом этапе сознание становится сверх-личным, общечеловеческим и планетарным, возвращает себе утраченную полноту [11, с. 242]. Это коллективное сознание характеризуется космической сонастройкой, этикой целостности, непосредственным ощущением Единства [11, с. 273]. П. Т. де Шарден считал, что после длительных периодов планетарной эволюции, произойдет слияние человечества в точке Омега, сверхорганическом единстве человечества, после чего начнется новый, планетарно-космический этап эволюции [9, с. 193, 203]. Такая стадия развития глобального сознания предполагает, что через индивидуальную систему человека и его сознание будет протекать психическая энергия намного большая, чем в настоящее время, а это означает необходимость усиления и развития индивидуального сознания. Люди находятся на разных стадиях развития, отсюда вытекает, что глобальное сознание точки Омега будет все же иметь дифференцированную иерархическую структуру, объединяя людей по уровням сознания. В целом оно может быть представлено своеобразной пирамидой. Глобальная психическая энергия будет распределяться на всех членов каждого уровня, проходя через психоэнергетическую систему человека, преобразовываясь в двух направлениях – вертикальном и горизонтальном, в соответствии с пониманием энергии П. Тейяром де Шарденом [9, с. 61]. На верхних уровнях мощность энергетического потока будет такой, что потребует целостного сознания с его возможностями выдерживать энергии планетарного масштаба. Под целостным сознанием здесь понимается сознание, достигшее единства личностного я и Высшего Я (в понимании индийской философии) или трансцендентного Я (чистого сознания и т. п.) в западной формулировке. Путь достижения такого сознания изложен в системе йоги и известен как восьмеричный путь. Основные шаги должны быть идентичны как для отдельного человека, так и для масс людей. В начале идет очищение сознания от негативных эмоций и чувств, таких как агрессия, ненависть, гнев, что и наблюдалось в течение XX века. Негативные энергии выплескивались в огромных масштабах во время череды революций и войн и в какой-то степени преобразовывались, поскольку свободы в мире стало больше. Внутривидовая агрессия была необходима для выживания долгие периоды человеческой эволюции, но новый мир с таким багажом не построишь, и агрессию нужно преобразовать, по представлению К. Лоренца, с помощью воспитания и образования, формирования нового мировоззрения, усиления мысли и контроля [12, с. 238–242].

Основатель трансперсональной психологии С. Гроф считает современный кризис (глобальные проблемы) – прежде всего кризисом в сознании, выходом из которого является изменение, трансформация сознания, преобразование агрессии и жажды наживы, отказ от эгоцентризма, расширение сознания путем включения в него измененных состояний сознания, изменение мировоззрения в сторону перевеса синергии и сотрудничества [13, с. 43–55].

В. И. Вернадский писал: «Homo Sapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ» [7, с. 69]. На наш взгляд, этот новый человек будет обладать не столько новой физиологией, сколько сознанием нового типа — целостным ноосферным сознанием. Поэтому переход к ноосферному сознанию можно назвать человеческой революцией, о которой писал А. Печчеи. Как отмечает Г. С. Смирнов: «Глобализация сознания на сегодняшний момент представляет собой доминанту интенсивного развития ноосферного сознания» [14, с. 150]. В творчестве зарубежных ученых формирование глобального сознания представлено концептами человеческой революции (А. Печчеи, Римский клуб) [15, с. 228], революции в сознании (С. Гроф) [13], становления планетарного сознания (Д. Радьяр) [11], благоговения перед жизнью (А. Швейцер) [16].

Таким образом, глобальная революция есть революция в сознании, сущность которой заключается в формировании глобального сознания на основе объединения людей (сознаний) на различных уровнях существования, на основе революции в индивидуальном сознании, что закрепляется в понятиях ноосферного сознания, целостного сознания, измененных состояний сознания, открытого сознания и др.

Все начинается с первооснов бытия. Правильное понимание природы социума и его связи с сознанием человека предполагает исследование наиболее абстрактного – диалектики первооснов бытия.

Исследователь античной диалектики (платонизма и неоплатонизма) А. Ф. Лосев показал, что в античной диалектике первооснов бытия две тетрактиды категорий – смысловая и меональная (объективная). Энергия осуществляет связь между миром смысла и миром фактов. Она определяется как сумма всех возможных явлений сущности в объективном мире: «Энергия сущности, стало быть, есть становление, которое стремится утвердить вторая природа, слово, в смысловом своем процессе самоотличения от иного, тьмы» [17, с. 155–156; 18, с. 35]. Энергия сущности оживляет свое проявление – вещь, предмет, живое существо, которое благодаря ей производит определенную работу в мире, а далее энергия возвращается к сущности, благодаря чему возникает взаимосвязь сущности и ее проявления. Отметим, что энергия может циркулировать только по замкнутому контуру, что известно из физики, например, электромагнитного поля. Незамкнутые плюс и минус дают потенциальную энергию, и только если они соединены проводами с каким-то потребителем энергии, в цепи начинает течь ток, и электромагнитная энергия производит свою работу. Сущность имеет потенциальную энергию, но она становится актуальной только в случае, если у сущности есть ее проявление – вещь или предмет. Тогда возникает замкнутый контур и круговорот энергий. Здесь мы соприкасаемся с новым пониманием энергии как пронизывающей и соединяющей планы мироздания. Такое понимание энергии утверждает П. Тейяр де Шарден, считая, что «…по существу всякая энергия имеет психиче­скую природу» [9, с. 61]. Он разделил энергию на две составляющие: радиальную и тангенциальную, одна имеет выраженную психическую и духовную природу, другая определяет взаимодействие на одном уровне, то есть близка к физической энергии [9, с. 61]. Радиальная энергия неизбежно движется «сверху вниз» и «снизу вверх», говоря об уровнях мироздания, от духовного к физическому и обратно.

Взаимосвязь сущности и ее явления в объективном мире провозглашал герметизм, конечно, в своих собственных терминах. Так, из «Изумрудной скрижали» мы узнаем, что мир создан посредством единой вещи. И сразу добавляется, что эта вещь питается солнцем и луной, ветром и землей – всем тем, что есть в объективном мире. Возникает мысль, что планета является телом для планетарного сознания и нужна ему для сохранения и продолжения собственной эволюции, и что единая вещь сильно напоминает сознание [19, с. 314].

Понятие психической энергии является одним из основных в книгах «Живой этики», утверждает психическую природу энергии: «Психическая энергия есть ВСЕ. Психическая энергия есть всеначальная энергия», «так как она будет сочетаться со всеми проявлениями жизни» [20, § 478]. Психическая энергия включает мыслительную, собственно психическую, жизненную, физические энергии, сознание названо божественной энергией [21, § 407]. Сознательное накопление и использование психической энергии изменяет жизнь человека и его окружения. В Живой Этике человечество рассматривается как приемник и распределитель на планете космических энергий. Очевидно, что современный кризис, проявленный в глобальных проблемах, показывает, что человек пока плохо справляется с данной задачей, что лишь часть космических энергий используется, остальная не находит применения, частично находя себе каналы для выражения в разрушительных тенденциях и событиях, природных и техногенных катастрофах.

Таким образом, взаимосвязь сознания и материи прослеживается в философско-религиозных, научно-философских древних и современных концепциях. Такое понимание приводит к идее тесной взаимосвязи сознания и социальной сферы как его проявления, поскольку используемая энергия – одна и та же в различных ее модификациях. Уровень организованности социума отвечает уровню развития коллективного сознания, сознание проявляется через эти формы, в свою очередь эти формы определяют пути и направления развития сознания.

Ноосферный энергетизм. Взаимосвязь и взаимодополнительность учения о ноосфере и энергетизма (динамизма) приводит к формированию ноосферного энергетизма. Он исследует эволюцию как сопряженную эволюцию сознания-разума и цивилизационно-социальных форм его выражения. Напомним, что энергетизм рассматривает мир как совокупность различных энергий (Р. Майер, В. Оствальд) [22]. Энергетический подход распространяется в науке вместе со знаменитой формулой полной энергии вещества А. Эйнштейна (E=mc2), которая может и должна быть интерпретирована как краткое и символическое отображение нового мировоззрения, а именно: весь мир – совокупность энергий, представляющий, в нашем понимании, вещество, пронизанное светом или, другими словами, электромагнитными волнами. Развивая эти мысли, отметим, что в этой формуле нет времени и пространства (параметры LT), энергия – это некий океан, в котором движутся волны. Этот океан существует вне времени и пространства, в вечном сейчас. Прошлое может быть эксплицировано как предыдущие состояния энергии, будущее – как предстоящие состояния той же энергии.

Существенным для ноосферного энергетизма является понимание различных видов энергии, как об этом сказано выше, включая не только физические, но и субъективные ее виды. Энергетические процессы играют важнейшую роль не только в жизни биосферы и общества (прежде всего в экономике), но охватывают и субъективные области функционирования сознания и психики. Ноосферный энергетизм рассматривает эволюцию разума и сознания как процесс использования, преобразования и излучения энергий различных типов, от физических и биологических до энергии мысли, сознания и воли [1].

Мир представляет собой ноосферный универсум, состоящий из вещественного и информационного миров, соединенных энергоинформационными взаимодействиями (нисходящим и восходящим энергоинформационными (ЭИ) потоками, которые вместе могут быть представлены как отдельный мир). Взаимосвязь миров исследуется как круговорот вещества – энергии – информации через взаимодействие сфер. Этот круговорот может направляться и управляться сознанием человека, использующего основной ноосферный (информация генерирует энергию, энергия структурирует вещество, И. В. Дмитревская) [23, с. 27–28] и основной семиотический (вещество развертывается в энергию, энергия распаковывается в информацию, Д. Г. Смирнов) [24, с. 103] законы. В результате имеются две возможности, как человек может менять окружающий мир: сознание меняет мир через информационную составляющую, в этом случае необходимо составить четкую модель/программу действий и направить ее в нисходящий ЭИ поток; во втором случае действие, производящееся в вещественном мире, так же вызывает перемены во всех трех мирах – вещественном, информационном и психоэнергетическом (энергоинформационном). Так мы видим соединение и общее функционирование миров. Человеческое сознание, глобальное и индивидуальное, представлено в каждом из миров и образует три поля сознания: информационно-семиотическое, психоэнергетическое и социальное, которые так же вместе должны образовать некое единое поле сознания – глобального и индивидуального. Эта связь работает в настоящее время сверху вниз, используя нисходящий энергоинформационный поток, энергоинформационный поток «снизу вверх» на уровне сознания практически не работает, находится еще в начале своего формирования. Его сознательное использование позволит индивидуальному сознанию достичь целостности (соединения низшего, эмпирического я личности и Высшего Я, чистого сознания), сформироваться глобальному сознанию, которое начнет полностью функционировать.

Человек в ноосферном энергетизме приобретает ключевое значение для планетарной и космопланетарной жизни, поскольку он принимает космические энергии, преобразовывает и трансформирует их и направляет вверх, замыкая круговорот энергий. Эти энергии почти целиком относятся к субъективным и информационным сферам, они определяют как сознание, познание, размышление, так и более плотные и осязаемые энергии, овеществляемые в событиях, тенденциях, социально-экономической, политической, культурной жизни. Таким образом, процессы мышления, осознания, использования человеком психической энергии необходимо оценивать с планетарной и космической точек зрения.

Сознание и форма его выражения соответствуют друг другу. Поскольку весь мир есть совокупность, сочетание, взаимодействие энергий, то и социальная реальность в ноосферном энергетизме также предстает совокупностью субъективных и объективных энергий.

Социум определяется взаимодействием людей по разным поводам: по поводу производства, совместной жизни, классовым взаимодействием, культурным обменом, символическим обменом, политическим, экономическим, этическим, психологическим взаимодействием и т. д. Все эти взаимодействия во всем их многообразии могут быть подытожены как взаимодействие громадного количества сознаний, их коммуникацией, сонастройкой, образованием колоссального общечеловеческого конгломерата субъективных энергий. В результате образуется некое общечеловеческое единство, включая единое общечеловеческое сознание, планетарное по масштабу, почти полностью бессознательное с точки зрения восприятия отдельным человеческим сознанием. Коллективное бессознательное содержит архетипы, комплексы, энергии бессознательного – либидо, агрессию, желание доминировать и др. Либидо динамически сублимируется (преобразовывается) в мышление, формы социальной организации, различные виды деятельности. К. Юнг использовал понятие индивидуации, когда сознательное эго становится способным управлять психической энергией, минуя соблазны архетипов и личных комплексов. Р. Ассаджиоли разработал концепцию психосинтеза, который осуществляется посредством применения воли и воображения и объединяет сознание с бессознательным, а сознательное я сливается с Высшим Я – истинным центром сознания, источником интуиции, вдохновения, высших чувств [25]. Этот процесс формирования личности стал возможным, когда в период осевого времени появилось рассудочное мышление, и оно стало развиваться в последующие эпохи; развитие капитализма ускорило интеграцию личности. В настоящее время личность с ее эго настолько развита, что это приводит человечество в тупик эгоцентрического развития с его неизбежными конфликтами, войнами, несправедливостью. Необходимо развивать сотрудничество и высшие формы сознания, что и приводит к идеям революции сознания и формирования коллективного разума и глобального сознания.

В настоящее время началось формирование глобального сознания, которое должно включать коллективное бессознательное, сознательную и сверхсознательную составляющие, по аналогии с индивидуальным сознанием, как оно понимается в психоанализе и особенно в психосинтезе. Сознательное общечеловеческое эго должно быть индивидуализировано, научиться управлять общечеловеческим, планетарно-космическим объемом психической энергии, правильно ее идентифицировать, преобразовывать в типы культурных цивилизационных энергий, таких как энергия мысли и энергия сознания. Психоанализ приходит к выводу, что у человека один основной вид энергии, тесно связанный с энергией размножения – либидо (аналог – биогеохимическая энергия В. И. Вернадского, проявляющееся в организме через размножение). Сублимация, то есть преобразование, трансформация либидо приводит к появлению разнообразных психических энергий – желания, оценок, мысли, социальной организации, воли и др.

Прошлое и будущее имеет в социальной жизни свое особое преломление. В обществе прошлое проявляется в культуре, традициях, библиотеках, легендах, мифах, летописях и т. п., будущее выявляется как моделирование, желания, целеполагания. С семиотической точки зрения будущее – это новые сообщения, возникающие в результате процесса коммуникации, то есть новые мысли. Взаимосвязь прошлого и будущего образует текущее настоящее. Прошлое копирует и воспроизводит само себя, в цикле «вечного возвращения», таков принцип существования материи. Будущее – это осаждающаяся мысль, модели, программы развития, это орудие духа, его свободы и независимости от материи. Ясно, что программы должны иметь преемственность с прошлым, которое обладает инерцией и закрепляет достигнутые результаты, иначе получится разрыв между желаемым и действительным и невозможность его осуществить. Новые программы, накладываясь на структуры социума, меняют их, образуют состояние настоящего. В социуме время принято отсчитывать как некое постоянно и равномерно текущее механическое время, постоянно само себя воспроизводящее. Можно сравнить его с пониманием времени в классической механике – как некое абсолютное время, равномерно текущее из прошлого в будущее, независимо от того, происходят ли какие-то события или нет. Но есть и реальное время, текущее с разной скоростью, в зависимости от плотности событий и их значимости. Оно регулируется нисходящим энергоинформационным потоком, который в социальной и физической среде распаковывается и становится чередой событий.

Д. Мид развивает философию настоящего, согласно которой реально существует только настоящее, прошлое и будущее являются предметом мысли [26]. В социально-философских исследованиях коллективной социально-исторической памяти [27] отмечается активность, избирательность коллективной памяти, ее огромное влияние на социальное настоящее. Один из создателей семиотики Ю. М. Лотман анализировал культуру как коллективный интеллект, обладающий активностью, благодаря которой он может менять прошлое – память, продуцировать новые сообщения-мысли [28, с. 557–567]. Появились направления исследований, рассматривающие разумную цивилизацию как часть естественной истории вселенной, что закрепляется в понятиях «большой истории», «универсальной истории», «глобальной истории», «информационной истории». Семиотический и ноосферный взгляд на историю Вселенной и историю человечества представлен в синтетическом понятии ноосферной истории [29]. Сила сознания обеспечивает память и связь времен, соединяет три времени в одно целое, в результате в социальной жизни появляется смысл и целенаправленность. Активность сознания становится все более заметной у масс людей, которые все сильнее влияют на ход мировой истории. Она стала увеличиваться вместе с получением ими образования и ростом самосознания. Именно активность масс делает мировое развитие непредсказуемым и бифуркационным, говоря словами синергетики. Так, социальная реальность, помимо инерции самовоспроизведения, определяется активностью человеческого сознания. Прошлое влияет не само по себе, а через его представленность в исторической памяти, через отношение к этому прошлому, которое может быть изменено. С этой точки зрения правомерно говорить об исторических травмах и национальных комплексах, требующих решения и освобождения от них. Познавательная активность разума в разных ее аспектах (наука, искусство, масс-медиа и т. п.) связана с текущим временем (момент времени настоящее). Моделирующее мышление, стратегическое планирование, глобальные исследования, программы развития по отдельным отраслям и видам деятельности представляют собой будущее. Реализация всех этих видов активности определяет текущую социальную реальность [30, с. 74].

Таким образом, с точки зрения ноосферного энергетизма социум определяется совокупностю энергий нескольких уровней – духовно-волевых, семиотических, мыслительных, психических, социальных, физических. Эта причудливая смесь энергий существует в настоящем, так как у энергии нет прошлого и будущего, есть только текущее «здесь и сейчас». Данная совокупность может быть представлена вибрационным спектром энергий, на одном конце которого – духовно-информационные энергии, на другом – энергии социальных отношений и физические энергии.

Представленный взгляд делает упор на субъективных факторах развития человека. Конечно, материальные условия жизни в сильной степени влияют и длительные периоды истории определяли социальную жизнь. Тем не менее история показывает постепенный ход освобождения сознания из-под власти природы (биосферы). Субъективный фактор все сильнее влияет на ход событий в мире. Усиление значения субъективного фактора в социальной реальности таково, что он постепенно становится основополагающим элементом социальной реальности. Информационные технологии современного мира приводят к ускорению социального и экономического развития, изменения происходят на глазах живущих поколений.

Создавая общую и упрощенную схему современного мира, необходимо констатировать соответствие и взаимосвязь двух составляющих человеческой жизни: глобального сознания и глобальной социальной реальности. Сознание и социальная реальность соответствуют друг другу на всех уровнях, выделим следующие: глобальный, национальный, локальный, групповой, индивидуальный. На индивидуальном уровне жизнь человека, его окружение, работа, семейная жизнь, круг общения, друзья определяются сознанием самого человека, его индивидуальными усилиями, образованием, намерениями, жизненными планами, теми энергиями, которые он в основном использует и излучает. То же самое касается и глобального уровня: общее состояние сознания человечества как отдельного царства природы, развитость его сознания, интеллекта, достигнутая точка эволюции определяют социальную реальность, отношения между людьми, уровень развития культуры, техники, технологии жизни, быта, используемые природные и психические энергии, которые и составляют содержание жизни. Верно и другое. Формы социальной реальности оказывают сильное влияние на развивающееся сознание через воспитание и образование, устоявшиеся процедуры социальной жизни. Застывшие формы социальной организации, определяемые, как известно, видом общественно-экономической формации, уровнем развития производительных сил, техники и технологий, определяют развитие определенного спектра сознания, приходят в противоречие с требованиями мобильности и динамизма современного мира, необходимостью развития личной свободы. В. И. Вернадский ввел понятие организованности биосферы, определяемой динамическими равновесиями биогенного тока атомов. По аналогии, можно ввести понятие социальной организованности, определяемой круговоротом вещества, энергии, информации в обществе, между обществом и природой. Глобальное сознание, как новое явление на планете, должно иметь и новые формы выражения, поэтому социальная жизнь приобретает черты динамизма, постоянных изменений, для того чтобы это новое сознание вместить. Социальные структуры из фиксированных и бюрократических должны становиться саморазвивающимися, мобильными и динамичными для обеспечения свободного движения энергоинформационных потоков, связывающих общество в единое целое, обеспечивающих свободное развитие личности. Получают распространение самоорганизовывающиеся социальные структуры.

Энергии эволюции. Согласно взглядам В. И. Вернадского, космическая энергия в биосфере становится биогеохимической энергией и определяет эволюцию биосферы [7, с. 53]. В человеке эта энергия трансформируется в культурную биогеохимическую энергию (научная мысль и труд организованного человечества), ее действие определяет преобразование биосферы в ноосферу [7, с. 126]. Обе энергии одновременно работают в человечестве, но наиболее эффективно их влияние проявляется при максимальном выражении биогеохимической энергии, то есть при максимальном размножении [7, с. 129]. Индустриальные революции во всех странах сопровождались демографическим взрывом с одновременным развитием науки, техники, технологий, медицины, изменением социальной структуры общества. В результате такого бурного развития демографическая проблема стала одной из глобальных проблем современности. Однако в настоящее время происходит глобальный демографический переход (С. П. Капица) – изменение закона рождаемости, резкое уменьшение рождаемости в основном в развитых странах [31, с. 52–59]. Но развитие этих стран продолжается, они переходят к информационному, постиндустриальному обществу. Это значит, что в условиях низкой рождаемости начинает действовать третий фактор, который не зависит от биогеохимической энергии первого рода, представляет ее дальнейшую сублимацию. Для обозначения этой энергии используем термин «энергия сознания» [32, с. 41]. Этот термин, наряду с понятием «энергия мысли», уже применяется некоторыми исследователями (например, К. Г. Коротковым [33, с. 3]). Сознание в процессах мышления производит информацию, обладающую энергетическим потенциалом, на следующей стадии она становится психическими и далее – физическими реалиями. Энергия сознания формирует и контролирует круговорот вещества, энергии, информации, обеспечивает направленность процессов, достижение поставленных целей, функциональную эффективность и завершенность процессов. Так сознание становится все более важным фактором современного развития человечества.

Энергии сознания и мысли напрямую не зависят от количества единиц сознания (жителей страны или региона), но во многом определяются качеством индивидуального сознания – интеллектуальным, интуитивным, творческим, креативным, волевым, нравственным потенциалом и возможностью его выражения. Энергия сознания циркулирует через структуры ноосферы, определяет круговорот информации, энергии, вещества, реализует основной нооосферный закон. Одним из важных следствий такого положения является то, что количество и качество энергии сознания, работы по переработке информации, затраты физических энергий и структурных изменений соответствуют друг другу. Это одна и та же энергия, трансформирующаяся в разные виды на разных уровнях организованности. Биогеохимическая энергия содержит три составляющих: геологическую энергию, химическую и биологическую; культурная биогеохимическая энергия – научную мысль, социальную организацию и труд. Согласно схеме ноосферного энергетизма это энергия вещественного мира и социального поля сознания. В нем формируется личностное, эмпирическое я человека. Более высокое информационно-семиотическое сознание (знание, познание, воля) принадлежит информационному миру, это область человеческого Высшего Я. Психическая энергия наполняет содержанием психоэнергетическое поле сознания, формирует систему желаний, оценок и действия. Это поле сознания может быть понято как двойственное: с одной стороны, оно принадлежит низшему я с его эгоистическими желаниями, с другой, эти желания могут принадлежать Высшему Я как источнику высших чувств альтруистической любви, доброй воли, духовной энергии. Эти энергии во все большей степени проявляются ноосферной интеллигенцией. Ее главной силой и базовой энергией является мышление и интуитивное прозрение [34]. С помощью интуиции сознание воспринимает идею как решение проблемы или конфликта. Далее происходит процесс размышления, создания целостной модели или мыслеформы, которая затем с помощью воли направляется к реализации. Процессы познания и мышления контролируют, управляют и направляют эти процессы реализации, насыщения модели энергией и контроль ее выражения в социальном мире.

Энергии социальных изменений. Известно, что социальная организация и мыслительная активность ритмически связаны с космосом, его ритмами. Одним из первых эти явления начал научно изучать А. Л. Чижевский. Он обнаружил связь явлений земной эволюции с солнечной активностью – от активности растений, изменений климата, распространения эпидемий и т. п. до явлений психического характера – например, распространения психозов, всплесков научных открытий [35].

Социальная организация как одно из проявлений культурной биогеохимической энергии является выражением достигнутого уровня развития сознания, и сама является структурой, через которую коллективное сознание человечества проявляется, функционирует и развивается.

В настоящее время человечество находится в периоде бурных преобразований, подходит к точке бифуркации. Речь идет о кардинальном изменении сознания человека, о его расширении до осознания планетарной и космической эволюции, о внедрении в сознание нравственного и экологического императивов, принципа благоговения перед жизнью, первичности общего блага, формировании коллективного разума человечества. Для нового уровня сознания необходима и новая социальная организация как система, адекватно отражающая и способствующая росту индивидуального и коллективного сознания. Возможно, именно поэтому мы наблюдаем весь двадцатый век активные социальные преобразования, и этот процесс продолжается в двадцать первом веке, что позволяет говорить о глобальной социальной революции [36, с. 78]. Как отмечает Г. С. Смирнов, глобальная социальная революция включает в себя и «мировой терроризм», а также разрушение «всех старых форм эколого-экономической, социально-экономической и социально-культурной жизнеобычности» [36, с. 79]. Эти разрушения станут глобальной катастрофой «для старой, ограничивающей свободу человека этнонациональной культурности» [36, с. 79]. Новые виды социальной организации должны быть адекватными вызовам нашего времени, отвечать условиям глобализирующегося человечества. Социальная организация должна стать гибким вместилищем новых энергий – космических и планетарных по своему масштабу и качеству. Революция в сознании сопровождается большими изменениями в социальной сфере, политике, экономике (в том числе энергетике), в сознании каждого человека, в понимании задач и методов воспитания и образования. Социальная организация постепенно становится социальной организованностью, определяемой процессами самоорганизации, на уровне небольших поселений, территорий городов. Цифровизация экономики, социальной жизни становится технической базой для такого превращения.

Глобальная сетевая разум-цивилизация. Итак, планетарная эволюция человека предстает взаимосвязанной эволюцией сознания и социальной реальности, причем социальная реальность является формой выражения сознания. Сознание эволюционирует через формы социальной реальности. Данная концепция может быть представлена моделью глобальной сетевой разум-цивилизации.

Впервые на планете образовался взаимосвязанный мир, который может быть описан как мировая или глобальная сеть, но не только информационная, а цивилизационная – сеть городов, которая впервые покрыла всю планету и приобрела глобальный характер. Имеются политические, экономические, транспортные, энергетические, культурные, информационные взаимосвязи между городами, которые как раз и образуют форму социума. Эта мировая цивилизационная сеть может быть описана в терминах сетевой разумной цивилизации. К этому сетевому разуму продвигалась вся история человечества (и шире – эволюция биосферы), достигнутая точка эволюции является исходной для последующего развития, которое началось на наших глазах. Одновременно эта модель является эмпирическим обобщением, отвечающим современным тенденциям и протекающим процессам. Функционирование, жизнь мировой цивилизационной сети должна привести к формированию коллективного человеческого разума и глобального сознания. Сеть может быть визуализирована как кружки городов, покрывающие глобус планеты, и соединенные линиями взаимосвязей. Они объединяют потоки всех видов: вещественные, энергетические, информационные. Жизнь сети – это возбуждение связей или изменения внутри узлов сети – городов. По нашему мнению, современное развитие имеет своей инициирующей точкой события 11 сентября, возбуждение крупного узла мировой сети (Нью Йорка), от которого начали расходиться круги ответных реакций. Изменения, которые происходят в сети, занимают весь спектр социальных перемен: экономические и политические кризисы, военные конфликты, межрелигиозные конфликты, распад и образование новых государств, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, международный терроризм, развитие науки, технологий. Все эти подчас далекие и такие разные события вызываются возбуждением отдельных узлов сети или их взаимосвязей, а также целых локальных регионов. Каждый город (узел) имеет свои энергоинформационные особенности. Мировая сеть объединяет как мировой, глобальный разум, так и социальную реальность, последняя предстает формой проявления общечеловеческого сознания. Глобальная революция – формирование глобального сознания, а также изменение формы его выражения для возможности проявления нового сознания, объединяющего индивидуальные и коллективные характеристики. Изменения зарождаются в крупных городах, либо в их связях, объединяют перечисленные природные, техногенные, социальные, культурные изменения, катастрофы. В настоящее время это транснациональная, глобальная система, постепенно достигающая своего единства и сонастройки. В конце концов сеть должная быть настроена так, чтобы вместить глобальное сознание человечества, которое никаким другим путем не сможет проявиться (то есть пока не будет готова адекватная форма его функционирования).

Выводы. Таким образом, сущностью разворачивающейся глобальной революции является формирование коллективного разума и глобального сознания. Процесс формирования коллективного разума займет целый исторический период и именно он должен называться глобальной революцией. Для формирования коллективного разума и глобального сознания необходимо развитое и сильное индивидуальное сознание, исходящее из принципа общего блага, являющееся интегрированным сознанием личности, обладающее сильным развивающимся интеллектом и интуицией, планетарным масштабом мышления.

Глобальная революция включает революцию в сознании и в формах социальной реальности, которые являются выражением сознания. Процессы становления глобального общечеловеческого сознания, коллективного разума, быстрых изменений во всех областях общественной жизни (политике, экономике, культуре) рассматриваются как различные формы глобальной революции. Этот период неизбежно связан с природными, техногенными, социальными катаклизмами, исследующимися в рамках представлений о ноосферных конфликтах (Г. С. Смирнов). Происходит трансформация или слом устаревших форм социальной жизни и формирование новых, способных стать выражением формирующегося глобального сознания, необходимых и способствующих становлению глобального сознания. Происходит преобразование социальной организации в социальную организованность, обеспечивающую динамику развития общества, формирование глобального сознания.

Социальная реальность предстает единой системой сознания и формы его выражения. Социальная жизнь соответствует уровню развития индивидуального, группового, локального и глобального сознания. С другой стороны, новому типу сознания необходимы новые формы выражения. Глобальное сознание нуждается в новых динамично развивающихся формах социума.

Глобальная сеть, соединяющая узлы-города, является моделью структуры глобального социума, и одновременно, моделью сетевого глобального разума. Мировая сеть в настоящее время реагирует на возбуждение узлов и связей как единое целое, возбуждение носит энергетический характер и включает весь спектр воздействий, от природных и техногенных до субъективных, протекающих в сознании индивидуумов, групп и всего человечества. сможет использовать глобальную сеть, когда она будет полностью сформирована, настроена, начнет функционировать в полную силу. Данная модель объясняет механизм действия и разворачивания глобальной революции, объединяющей цивилизационные и сознаниевые компоненты, позволяет адекватно описывать и понимать происходящие глобальные революционные и эволюционные изменения в сознании и формах социальной организации, планировать и направлять общечеловеческое развитие, предвидеть риски и уменьшать возможные негативные последствия.

Библиография
1.
Жульков М. В. Ноосферный энергетизм: фундаментальная онтология // Философская мысль. 2017. № 9. С. 23–45. DOI: 10.25136/2409-8728.2017.9.24066. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_24066.html
2.
Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. Пер. с англ. М.: Прогресс–Пангея, 1991. 344 с.
3.
Toffler A. Powershift. New York, 1990. 177 p.
4.
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М. Б. Левина. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Полиграфиздат, 2010. 558 с.
5.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М.: АСТ, 2003. 603 с.
6.
Моисеев Н. Н. Человек и Ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. 351 с.
7.
Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.
8.
Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М. И. Левиной. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
9.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.
10.
Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. 480 с.
11.
Радьяр Д. Планетаризация сознания. М.: Ваклер, 1995. 304 с.
12.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: пер. с нем. / под ред. А. В. Гладкова. М.: Республика, 1998. 393 с.
13.
Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания: Трансатлантический диалог. М.: АСТ, 2004. 248 с.
14.
Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность: Философские проблемы ноосферного универсума. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. 244 с.
15.
Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 312 с.
16.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью: пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. 573 с.
17.
Лосев А. Ф. Бытие — Имя — Космос / сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. 958 с.
18.
Лосев А. Ф. Миф — Число — Сущность / сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. 919 с.
19.
Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада: Сост., коммент., пер. с др.-греч., лат., фр., англ., нем., польск. К. Богуцкого. К.: Ирис; М.: Алетейа, 1998. 623 с.
20.
АУМ // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 3. 480 с.
21.
Знаки Агни Йоги // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 1. С. 183–273.
22.
Оствальд В. Натур-философия: лекции, читанные в Лейпцигском университете. М.: URSS, 2006. 340 с.
23.
Дмитревская И. В. // Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы (Часть 1). Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. 158 с.
24.
Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферного универсума: ноосфера и семиосфера в глобальном дискурсе. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. 372 с.
25.
Assagioli R. Psychosynthesis: A Collection of Basic Writings. Amherst: Synthesis Center, 2000. 287 p.
26.
Mead G. H. The Philosophy of Present / еd. by A. E. Murphy. La Salle: Open Court, 1959. P. 1–31.
27.
Дахин А. В. Актуальные исследования коллективной памяти: перспектива философской концептуализации // Коллективная социально-историческая память и вызовы современности: актуальные теоретические очерки: сборник научных статей / под ред. А. В. Дахина. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2011. С. 9–16.
28.
Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство–СПб, 2010. 704 с.
29.
Смирнов Д. Г. Ноосферная идея и ноосферная история: введение в универсумную клиософию. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012. 250 с.
30.
Жульков М. В. Социальная реальность в энергоинформационном мире // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (38). ч. III. С. 70–75.
31.
Капица С. П. Парадоксы роста. Законы развития человечества. М.: Альпина нон-фикшн, 2010. 192 с.
32.
Жульков М. В. Демографический аспект перехода к ноосферной автотрофности // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки, 2014, Вып 2 (14). С. 35—45.
33.
Коротков К. Г. Энергия наших мыслей: как наши мысли влияют на окружающую реальность. М.: Эксмо, 2009. 352 с.
34.
Жульков М. В. Мышление как основная сила ноосферной интеллигенции // Специфика социально-политической активности интеллигенции/интеллектуалов в современном мире: материалы XXVII Международной научно-практической конференции. Иваново, 22–24 сентября 2016 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2016. С. 204–206.
35.
Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. 2-е изд. М., Мысль, 1976. 367 с.
36.
Смирнов Г. С. Ноосфера в век глобальных катастроф // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 2. С. 74–92.
References (transliterated)
1.
Zhul'kov M. V. Noosfernyi energetizm: fundamental'naya ontologiya // Filosofskaya mysl'. 2017. № 9. S. 23–45. DOI: 10.25136/2409-8728.2017.9.24066. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_24066.html
2.
King A., Shnaider B. Pervaya global'naya revolyutsiya. Doklad Rimskogo kluba. Per. s angl. M.: Progress–Pangeya, 1991. 344 s.
3.
Toffler A. Powershift. New York, 1990. 177 p.
4.
Fukuyama F. Konets istorii i poslednii chelovek / per. s angl. M. B. Levina. M.: AST: AST MOSKVA: Poligrafizdat, 2010. 558 s.
5.
Khantington S. Stolknovenie tsivilizatsii / per. s angl. T. Velimeeva, Yu. Novikova. M.: AST, 2003. 603 s.
6.
Moiseev N. N. Chelovek i Noosfera. M.: Mol. gvardiya, 1990. 351 s.
7.
Vernadskii V. I. Nauchnaya mysl' kak planetnoe yavlenie. M.: Nauka, 1991. 271 s.
8.
Yaspers K. Smysl i naznachenie istorii / per. s nem. M. I. Levinoi. M.: Politizdat, 1991. 527 s.
9.
Teiyar de Sharden P. Fenomen cheloveka. M.: Nauka, 1987. 240 s.
10.
Moiseev N. N. Rasstavanie s prostotoi. M.: Agraf, 1998. 480 s.
11.
Rad'yar D. Planetarizatsiya soznaniya. M.: Vakler, 1995. 304 s.
12.
Lorents K. Oborotnaya storona zerkala: per. s nem. / pod red. A. V. Gladkova. M.: Respublika, 1998. 393 s.
13.
Grof S., Laslo E., Rassel P. Revolyutsiya soznaniya: Transatlanticheskii dialog. M.: AST, 2004. 248 s.
14.
Smirnov G. S. Noosfernoe soznanie i noosfernaya real'nost': Filosofskie problemy noosfernogo universuma. Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 1998. 244 s.
15.
Pechchei A. Chelovecheskie kachestva. M.: Progress, 1985. 312 s.
16.
Shveitser A. Blagogovenie pered zhizn'yu: per. s nem. M.: Progress, 1992. 573 s.
17.
Losev A. F. Bytie — Imya — Kosmos / sost. i red. A. A. Takho-Godi. M.: Mysl', 1993. 958 s.
18.
Losev A. F. Mif — Chislo — Sushchnost' / sost. A. A. Takho-Godi. M.: Mysl', 1994. 919 s.
19.
Germes Trismegist i germeticheskaya traditsiya Vostoka i Zapada: Sost., komment., per. s dr.-grech., lat., fr., angl., nem., pol'sk. K. Bogutskogo. K.: Iris; M.: Aleteia, 1998. 623 s.
20.
AUM // Agni Ioga: v 4 t. Donetsk: Stalker, 1999. T. 3. 480 s.
21.
Znaki Agni Iogi // Agni Ioga: v 4 t. Donetsk: Stalker, 1999. T. 1. S. 183–273.
22.
Ostval'd V. Natur-filosofiya: lektsii, chitannye v Leiptsigskom universitete. M.: URSS, 2006. 340 s.
23.
Dmitrevskaya I. V. // Dmitrevskaya I. V., Portnov A. N., Smirnov G. S. Noosfernaya dinamika Rossii: filosofskie i kul'turologicheskie problemy (Chast' 1). Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 2002. 158 s.
24.
Smirnov D. G. Semiosofiya noosfernogo universuma: noosfera i semiosfera v global'nom diskurse. Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 2008. 372 s.
25.
Assagioli R. Psychosynthesis: A Collection of Basic Writings. Amherst: Synthesis Center, 2000. 287 p.
26.
Mead G. H. The Philosophy of Present / ed. by A. E. Murphy. La Salle: Open Court, 1959. P. 1–31.
27.
Dakhin A. V. Aktual'nye issledovaniya kollektivnoi pamyati: perspektiva filosofskoi kontseptualizatsii // Kollektivnaya sotsial'no-istoricheskaya pamyat' i vyzovy sovremennosti: aktual'nye teoreticheskie ocherki: sbornik nauchnykh statei / pod red. A. V. Dakhina. N. Novgorod: Izd-vo VVAGS, 2011. S. 9–16.
28.
Lotman Yu. M. Semiosfera. SPb.: Iskusstvo–SPb, 2010. 704 s.
29.
Smirnov D. G. Noosfernaya ideya i noosfernaya istoriya: vvedenie v universumnuyu kliosofiyu. Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 2012. 250 s.
30.
Zhul'kov M. V. Sotsial'naya real'nost' v energoinformatsionnom mire // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. № 12 (38). ch. III. S. 70–75.
31.
Kapitsa S. P. Paradoksy rosta. Zakony razvitiya chelovechestva. M.: Al'pina non-fikshn, 2010. 192 s.
32.
Zhul'kov M. V. Demograficheskii aspekt perekhoda k noosfernoi avtotrofnosti // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki, 2014, Vyp 2 (14). S. 35—45.
33.
Korotkov K. G. Energiya nashikh myslei: kak nashi mysli vliyayut na okruzhayushchuyu real'nost'. M.: Eksmo, 2009. 352 s.
34.
Zhul'kov M. V. Myshlenie kak osnovnaya sila noosfernoi intelligentsii // Spetsifika sotsial'no-politicheskoi aktivnosti intelligentsii/intellektualov v sovremennom mire: materialy XXVII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ivanovo, 22–24 sentyabrya 2016 g. Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 2016. S. 204–206.
35.
Chizhevskii A. L. Zemnoe ekho solnechnykh bur'. 2-e izd. M., Mysl', 1976. 367 s.
36.
Smirnov G. S. Noosfera v vek global'nykh katastrof // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2010. Vyp. 2. S. 74–92.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Замечания:
«Понятие энергии понимается в постнеклассическом смысле как объединяющее (?) различные ее виды – физические, психические, информационные, духовно-волевые – все возможные ее модификации, объективные и субъективные. »
«Объединяющее различные ее виды...» — что? Непонятно.
И далее:
«В. И. Вернадский, как известно, рассматривал эволюцию как эволюцию сознания, представляя таким образом (каким?) различные изобретения и улучшения жизни (?).  » Не слишком корректная формулировка.
«С тех пор как массы начали активно влиять на ход мировой истории, примерно с середины XIX века в результате получения ими образования, развитие стало труднопрогнозируемым (то есть до этого оно было прогнозируемо «легко»?), многовариантным, мир стал менее устойчивым, наблюдается ускорение, сжатие времени социальных перемен, негативное влияние на мировые процессы группового и индивидуального эгоизма. »
Довольно однобокая трактовка предыдущего обзора, акцентирующая единственный фактор, обусловливающий специфику процессов глобализации — «влияние масс».
«Современное развитие началось с осевого времени [8, с. 34–48], с появлением рассудочного понятийного мышления, без которого не может быть личности. Еще один толчок и ускорение текущая эволюция получила в XVII веке вместе с переходом к капитализму, великими географическими открытиями, научной революцией, приведшей к формированию классической науки. Капитализм предоставил людям возможность ускоренной интеграции личности, поскольку человек должен был ставить сам себе цель и ее достигать, напрягая волю и объединяя все свои ресурсы. В настоящее время требуется новый, надличностный синтез, поскольку эгоистическое развитие и вытекающее из него общество потребления завели цивилизацию в общепланетный кризис, проявляющийся в глобальных проблемах.  »
Последнее утверждение, в отличие от предыдущих (констатирующих), прогностическое и требует по меньшей мере аргументированного обоснования (автор не в первый раз упоминает «эгоистическое развитие» в качестве основного фактора, обуславливающего глобальный кризис; но разве глобализация сама по себе не выступает антиподом эгоистических инвенций?).
И далее:
«Благодаря распространению образования в XIX веке массы людей стали более активны, начали оказывать влияние на социальную и экономическую политику государства (вследствие «эгоистического развития»?), которые теперь провозгласили своей целью создание определенных условий жизни (?) каждому гражданину. »
Последнее заключение звучит чрезмерно неопределенно.
«Наконец, во второй половине XX века началась информационная революция (субстратом которой являются компьютерные сети и Интернет), процессы глобализации, выявились глобальные проблемы, началась компьютеризация и цифровизация жизни. Часть этих процессов, начиная с 90-х годов, и была названа исследователями Римского клуба первой глобальной революцией (и что? Зачем об этом сообщается?). Как видим, революционные изменения начались гораздо раньше (раньше чего?), и еще не закончились (это мы тоже «видим»?).  »
Завершение объемного фрагмента, серьезно претендующего на «объятие необъятного»; что же, попытки такого рода допустимы, но предполагают предельную концентрацию на некой явственно-обозначенной тенденции (тренде, закономерности); в приведенном обзоре этого не ощущается.
«Развивая эти взгляды и учитывая глобальность происходящих процессов, приходим к выводу (?) о том (?), что достигнутая человечеством в настоящее время точка эволюции есть результат всей истории эволюции биосферы и шире – планетной жизни. Это исходная точка для всего последующего развития человечества, поворот к сознательной и самосознательной, самонаправляемой эволюции, переход к единению человечества и начало глобальной истории. »
Проблема в том, что именно «развитие этих взглядов» автором в силу неизвестных причин полностью опущено. В силу того «выводы» звучат абсолютно декларативно и ни на что ровно не опираются.
«Вполне резонно предположить, что субъектом глобальных изменений является сознание человека. Оно есть как результат эволюции, так и все в большей степени ее субъект, активное действующее начало, определяющее ход и содержание эволюционных периодов, их скорость, ритм, возможности и реализуемые варианты (тезисы, повторенные многократно). Таким образом (?), сущностью глобальных перемен является революция в сознании человека (?), которому (?) соответствуют социальные формы, меняющиеся в соответствии с новым уровнем сознания. » Синтаксис.
Одним из основных «методов убеждения» автора выступает многократное повторение одних и тех же утверждений. Но метод этот, увы, негодный.
По сути же, автор постоянно подменяет предмет обсуждения.
Мало кто из разумных людей будет спорить с тем, что человек в процессе эволюции становится все более сознательным — и опирается на сознание в процессе принятия решений.
Вопрос заключается совершенно не в этом (рассматриваемая парадигма безусловно преобладала в эпоху Просвещения, рассматривающего наступающую эпоху как век Разума; в том числе Гегель (даже не упоминаемый) выстраивает грандиозную философскую систему, основанную конечным торжеством Духа и «концом истории»); вопрос в том, насколько реальные движения истории обусловлены Разумом и насколько — частнособственническим и групповым эгоизмом (также обслуживаемых интеллектом). Именно в пользу последнего говорит опыт ХХ столетия и наступившее (общее) «разочарование в разуме и его возможностях».
Аргументы в пользу позиции автора должны исходить из такой проблематики и разрешать ее «в пользу торжествующего сознания».
Заглянем в концовку:
«Глобальная сеть цивилизации, соединяющая узлы-города, является моделью структуры глобального социума (как это понимать? Как может «сеть цивилизации» (?) являться «моделью... социума»?), и одновременно, моделью сетевого глобального разума (!?). Мировая сеть в настоящее время реагирует на возбуждение узлов и связей как единое целое, возбуждение носит энергетический характер и включает весь спектр воздействий, от природных и техногенных до субъективных, протекающих в сознании индивидуумов, групп и всего человечества. Глобальное сознание «войдет» в глобальную сеть, когда она будет полностью сформирована, настроена, начнет функционировать в полную силу (напоминает некое визионерское видение). Данная модель (глобальная сеть?) объясняет механизм действия и разворачивания глобальной революции, объединяющей цивилизационные и сознаниевые (?) компоненты, позволяет адекватно описывать и понимать происходящие глобальные революционные и эволюционные изменения в сознании и формах социальной организации, планировать и направлять общечеловеческое развитие, предвидеть риски и уменьшать возможные негативные последствия. »
Не лишним было бы изложить суть этой (абсолютно универсальной) «модели».

Текст чрезвычайно спорный, но, видимо, «точка зрения автора имеет право на существование».
Следует отметить чрезмерную объемность и «растянутость» текста, свойственную автору привычку многократного повторения одних и тех же заверений, обретающих форму заклинаний, и заменяющих аргументы «по существу».

Заключение: несмотря на ряд недостатков работа в целом отвечает требованиям, предъявляемым к научному изложению и может быть рекомендована к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"