Статья 'Роль Дальневосточного макрорегиона России в сохранении экономического потенциала со странами азиатского региона' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

Роль Дальневосточного макрорегиона России в сохранении экономического потенциала со странами азиатского региона

Степанов Никита Сергеевич

ORCID: 0000-0002-5136-8580

кандидат экономических наук

Старший научный сотрудник, Институт экономики РАН

117218, Россия, г. Москва, ул. Нахимовский Проспект, 32, каб. 720

Stepanov Nikita Sergeevich

PhD in Economics

Senior Scientific Associate, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences

117218, Russia, g. Moscow, ul. Nakhimovskii Prospekt, 32, kab. 720

stepanov720@inecon.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7802.2023.1.39628

EDN:

WBAQAG

Дата направления статьи в редакцию:

17-01-2023


Дата публикации:

27-04-2023


Аннотация: Российская Федерация в текущих условиях интенсивно развивает внешнеэкономические связи со многими странами азиатского континента и на Дальневосточный макрорегион возложено решение ряда задач, способствующих обеспечению пространственного развития страны. Для дальнейшего развития отношений на азиатском континенте необходим учет современных тенденций развития его стран, включая их новые интеграционные форматы взаимодействия. Предметом исследования является определение основных тенденций международного взаимодействия России со странами азиатского региона в контексте глобальных политических событий. Целью исследования является анализ проблем социально-экономического развития Дальнего Востока, выступающего в качестве ключевого компонента по развитию взаимодействия России со странами Азии и поиск путей их решения. Методологическую основу исследования составляют следующие методы научного познания: сравнительный и сопоставительный анализ, метод аналогий и гипотетико-дедуктивный метод. Системный подход является основополагающим. К научной новизне статьи можно отнести авторские выводы об основных проблемах, существенно снижающих эффективность и ограничивающих потенциал механизма рассматриваемого международного сотрудничества.Практика показывает, что азиатские партнеры ведут предусмотрительную политику в отношении ведения экономических дел. К результатам работы следует отнести систематизацию перспективных направлений социально-экономического развития Дальнего Востока в текущих условиях с целью повышения уровня взаимодействия с азиатскими странами, а также выявление факторов, способствующих возникновению структурных изменений во внешнеторговом обороте Дальневосточного макрорегиона России в современное время. Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами внешнеэкономической деятельности в контексте развития региона Дальнего Востока.


Ключевые слова:

Дальний Восток, Азия, азиатские страны, партнеры, взаимодействие, региональная экономическая интеграция, Расширенная Туманганская Инициатива, ШОС, интеграционные процессы, институциональная основа

Abstract: The Russian Federation in the current conditions is intensively developing foreign economic relations with many countries of the Asian continent, and the Far Eastern macroregion is entrusted with solving a number of tasks that contribute to ensuring the spatial development of the country. For the further development of relations, it is necessary to take into account the current trends in the development of countries, including their new integration formats of interaction on the Asian continent. The subject of the study is to determine the main trends in Russia's international interaction with the countries of the Asian region in the context of global political events. The purpose of the study is to analyze the problems of the socio-economic development of the Far East, which acts as a key component in the development of interaction with Asian countries, and to find ways to solve them. The methodological basis of the study is the following methods of scientific knowledge: comparative and contrastive analysis, the method of analogies and the hypothetical-deductive method. The scientific novelty of the article includes the author's conclusions about the main problems that significantly reduce the effectiveness and limit the potential of the mechanism of international cooperation under consideration. The results of the study can be used by the authorities for foreign economic activity in the context of the development of the Far Eastern macroregion.


Keywords:

Far East, Asia, asian countries, partners, interaction, regional economic integration, Great Tumangan Initiative, SCO, integration processes, institutional framework

Введение

В настоящее время в условиях проведения специальной военной операции на Украине система международных отношений претерпевает структурную трансформацию, влекущую за собой рождение новой архитектуры мирового порядка. Экономика Российской Федерации испытывает беспрецедентное внешнее воздействие санкционной политики «коллективного Запада» и ряда других государств мирового сообщества, которое возглавили США. В этой связи наша страна нуждается в поиске новых партнеров либо в наращивании взаимодействия с уже устоявшимися партнерами. Исходя из этого одним из приоритетных векторов развития внешней политики Российской Федерации выступает – азиатский вектор. Действительно, в последние годы под влиянием смещения центра тяжести мировой экономики в азиатский регион значительно увеличилась доля азиатских стран во внешнеторговом обороте Российской Федерации. Украинский кризис способствовал переориентации экономического сотрудничества нашей страны в сторону Азии, которая в свою очередь получила несколько серьёзных стимулов для своего дальнейшего развития. В этих условиях выделяется особая роль Дальневосточного макрорегиона России в сохранении экономического потенциала со странами азиатского региона. Актуальность статьи вызвана текущими геополитическими взаимоотношениями между Россией и странами Азии, которые вошли в новую эпоху отношений на фоне большей нестабильности и непредсказуемости в мире. У России и стран Азии богатый опыт совместного преодоления возникающих препятствий на пути самостоятельного развития.

Целью исследования является анализ проблем социально-экономического развития Дальневосточного региона, выступающего в качестве ключевого компонента по сохранению экономического потенциала со странами Азии и поиск путей их решения.

В статье необходимо решить последовательно ряд задач:

1) провести анализ и обзор литературы в соответствии с заявленной целью исследования;

2) определить причины и проанализировать результаты возникновения фундаментальной трансформации во внешнеторговом обороте стран-контрагентов; объединений и организаций макрорегиона Дальнего Востока;

3) выявить тенденции и перспективы взаимодействия Дальневосточного макрорегиона со странами Азии;

4) определить проблемы социально-экономического развития Дальневосточного региона и обозначить пути их решения в соответствии с заявленной целью исследования.

Постановка проблемы

Дальневосточный макрорегион России имеет важное геополитическое местоположение и особое значение в организации трансграничного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно здесь сосредоточено основное внимание азиатских партнеров, планирующих реализовать инвестиционные проекты в нашей стране. Множество территорий опережающего развития, особых экономических зон, а также наличие свободного порта «Владивосток» делают Дальневосточный регион привлекательной площадкой для стимулирования инвестиций и дальнейшего наращивания сотрудничества со странами Азии.

Научная гипотеза исследования заключается в предположении, что поворот Российской Федерации в сторону Азии, обусловлен не только коренным переформатированием сфер международной политики и экономики, произошедшим в результате проведения спецоперации на Украине, но и ожиданием получения выгоды в результате интеграции с быстрорастущими рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона, однако осуществить такую геоэкономическую переориентацию без решения проблем социально-экономического развития макрорегиона Дальнего Востока, который выступает в качестве «моста» или ключевого компонента данного разворота - невозможно. В этой связи исследование тенденций и перспектив взаимодействия Дальнего Востока с рядом государств Азиатского континента с учетом российских государственных интересов и интересов бизнес-структур, требует тщательного изучения и является актуальной научной задачей.

Литературный обзор

Основой функционирования и развития регионов является экономический потенциал, так как именно он в значительной степени определяет качество состояния социально-экономического развития российских регионов.

Экономический потенциал выступает одним из базовых понятий экономической теории. На основе анализа состояния экономического потенциала региональных хозяйственных систем - определяют возможности и направления развития не только региона, но и государства в целом. Проблематика состава и структуры потенциала регионов активно освещалась такими учеными, как Дзобелова В.Б. и Олисаева А.В., которые исследовали научно-технический, трудовой, производственный и финансовый потенциал, а также технологический уклад в соответствии с типологией регионов [5]. Топилин А.В., Ростанец В.Г., Кабалинский А.И., рассматривали пути развития регионов и проблематику регионального и межрегионального планирования социально-экономического развития в Дальневосточном макрорегионе, выявляя недостатки организационно-методических проблем стратегического планирования [12].

На наш взгляд экономический потенциал региона — это совокупность имеющихся в наличии и возможных для мобилизации ресурсов, необходимых для развития региональных хозяйственных систем и удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений с учетом интересов государства и бизнеса.

Вопросы изучения интеграции российской экономики со странами азиатского региона стали предметом исследования Изотова Д.А. Автор склоняется к мнению, что «У России с территориально близкими странами АТР имеется заметный потенциал для расширения торгово-экономического сотрудничества. Вместе с тем введённые со стороны ряда азиатских стран (Япония, Республика Корея) против России санкции могут оказать существенное негативное влияние на её производственный сектор, в связи с запретом на экспорт в нашу страну критически необходимых инвестиционных и инновационных товаров» [6, с. 44].

Весомый вклад в развитие Дальнего Востока и в поиск новых направлений взаимодействия макрорегиона с азиатскими странами внес выдающийся ученый академик РАН Минакир П.А. Особое значение Павел Александрович уделяет развитию отношений ДВФО в контексте сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии [7]. О перспективах развития Расширенной Туманганской Инициативы (РТИ) в новой геополитической реальности, рассуждал российский исследователь Степанов Н.С. По мнению автора РТИ является «перспективным вектором направлений сотрудничества приграничных регионов Дальневосточного федерального округа (ДВФО) со странами Северо-Восточной Азии (КНДР, КНР, Монголия и Республика Корея)», где «международные альянсы не соревнуются друг с другом, а стремятся дополнить друг друга» [10]. Проблематику развития приморских регионов и Российской Федерации в целом в сотрудничестве со странами азиатского региона активно освещали и другие ученые: Вардомский Л.Б. [2], Бакланов П. Я. [1], Хейфец Б.А. [13] и другие, подчеркивая недостатки развития их транспортных связей.

В работах зарубежных исследователях проанализирована роль Дальнего Востока в развитии сотрудничества со странами азиатского региона. Ряд корейских зарубежных исследователей, таких как Пак Джунхо и Сок Хван отмечают, что Дальневосточный регион стратегически связывает Российскую Федерацию и евразийский континент как в экономическом и политическом аспектах, так и в культурном аспекте [22]. В соответствии с мнением Х. Блаккисруда, стратегическое значение макрорегиона Дальнего Востока для Российской Федерации существенно и его экономический потенциал в текущих условиях становится критически важным резервом дальнейшего развития России [15].

N. Song в своей работе отмечает, что «За последние годы эскалации международной напряженности в виду развития украинского кризиса, Российская Федерация еще больше ускорила внешнюю политику «поворота к Азии», которая делает упор на сотрудничество между ее макрорегионом Дальнего Востока и странами Восточной Азии». По сути, автор утверждает, что Дальний Восток теперь является существенным и концептуальным «пограничным» как и для России, так и для стран азиатского региона [20].

Влиянию японской политики на развитие Дальнего Востока посвящено исследование A. Yoshio [14]. В статье Hyun Sub Byun и Myong Su Jeon были сделаны выводы по различным аспектам корейско-российского сотрудничества путем анализа тенденций участия западных и японских компаний в санкциях против России на Дальнем Востоке в процессе ведения специальной военной операции на Украине. Авторы интерпретируют различные сценарии дальнейшего корейско-российского сотрудничества [16].

Анализу инвестиционной политики приграничных стран в отношении Дальнего Востока с точки зрения данных о притоке прямых иностранных инвестиций (ПИИ) посвящена работа Lee Han-Sol. Автор рассуждает, что «Для России, несмотря на значительный объем китайских и японских ПИИ по сравнению с Южной Кореей, Южная Корея по-прежнему остается наиболее привлекательным партнером с точки зрения отсутствия внешних угроз: китайского экспансионизма и спора о Курильских островах с Японией» [18].

N. Horie исследует развитие связей макрорегиона Дальнего Востока со странами Азии с позиции ведения агробизнеса и развития поставок сельскохозяйственной продукции. Ученый предполагает, что «Развитие агробизнеса в регионе могло бы стать привлекательным стимулом для китайских, корейских и японских инвестиций, и вкупе решить проблему с продовольственной безопасностью как в России, так и в азиатских странах» [19].

S. Park рассматривает проблематику развития макрорегиона Дальнего Востока в аспектах новой восточной политики России в рамках транснационального сотрудничества со странами азиатского региона [23].

Все исследователи по сути подчеркивают особую роль Дальневосточного макрорегиона России в сохранении экономического потенциала страны через развитие интенсивного сотрудничества со странами азиатского региона. В связи с этим, необходимо подчеркнуть важность решения задач по обеспечению пространственного развития Российской Федерации, в том числе и в части социально-экономического развития российским государством Дальневосточного макрорегиона.

Анализ структурных изменений во внешнеторговом обороте участников ВЭД макрорегиона Дальнего Востока

Число стран-контрагентов внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), которые осуществляли торговую деятельность в регионе Дальнего Востока в период с 2017 года по 2022 год, колебалось в диапазоне от 148 до 150 государств [4].

Таблица 1

Объемы экспортно-импортного внешнеторгового оборота участников ВЭД региона Дальнего Востока по организациям и объединениям (в млн. долларов США) [4]

Направления

Объемы экспортного внешнеторгового оборота участников ВЭД Дальнего Востока

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Страны АТЭС

12517

23312

23555

19706

16050

28849

Страны ОЭСР

10889

18300

18124

13578

10891

5276

Страны ЕАЭС

146

232

577

774

609

1290

Страны ЕС

1956

2402

2059

1605

1334

710

Страны СНГ

150

249

588

782

619

820

Прочие страны

1120

1720

2240

1705

1829

4910

Направления

Объемы импортного внешнеторгового оборота участников ВЭД Дальнего Востока

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Страны АТЭС

3917

5167

6739

6391

5889

9230

Страны ОЭСР

2254

2284

3289

2985

2717

1520

Страны ЕАЭС

78

86

358

467

349

523

Страны ЕС

447

579

725

762

621

344

Страны СНГ

97

95

369

484

358

454

Прочие страны

300

295

404

319

200

390

Анализируя общий экспортный объём участников ВЭД региона Дальнего Востока 2017/2021гг. (по представленным организациям и объединениям), следует отметить увеличение доли объёмов экспорта региона на 17% по отношению к 2021 году в процентном соотношении и на $ 4 554 млн в денежном выражении. Однако по итогам внешнеторговой деятельности региона в 2022 году мы наблюдаем резкие фундаментальные структурные изменения экспортного внешнеторгового оборота. Так по итогам 2022 года доля общего экспортного объёма участников ВЭД региона Дальнего Востока по отношению к 2021 году увеличилась на 46% в процентном соотношении и на $ 14 523 млн в денежном выражении. Произошло резкое увеличение доли объёмов экспорта региона Дальнего Востока в страны АТЭС (на 79,74% в процентном соотношении и на $ 14 023 млн в денежном выражении), представленного в том числе и странами азиатского региона: Китаем, Вьетнамом и другими государствами. Также произошло резкое увеличение доли объёмов экспорта региона Дальнего Востока в прочие страны (на 168,45% в процентном соотношении и на $ 3 081 млн в денежном выражении), представленного в том числе и такой крупнейшей страной азиатского региона, как Индия и другими государствами азиатского региона, не входящими в представленные объединения и организации. По итогам 2021/2022гг. произошло резкое увеличение доли объёмов экспорта региона Дальнего Востока в страны ЕАЭС (на 82% в процентном соотношении и на $ 500 млн в денежном выражении), представленного в том числе и странами азиатского региона, такими как Кыргызская Республика и Республика Казахстан и значительно увеличилась доля объёмов экспорта региона Дальнего Востока в страны СНГ (на 16,31% в процентном соотношении и на $ 101 млн в денежном выражении), представленного в том числе и странами азиатского региона: Республикой Таджикистан, Республикой Туркменистан, Республикой Узбекистан Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан.

По итогам 2021/2022гг. произошло резкое снижение доли объёмов экспорта региона Дальнего Востока в страны ОЭСР (на 51,55% в процентном соотношении и на $ 5 615 млн в денежном выражении), представленного преимущественно европейскими странами и также произошло резкое снижение доли объёмов экспорта региона Дальнего Востока в страны ЕС (на 51,55% в процентном соотношении и на $ 624 млн в денежном выражении), представленного европейскими странами. Здесь следует отметить и тот факт, что с 2017 года по 2021 год доля объёмов экспорта региона Дальнего Востока в страны ЕС в целом также снизилась (на 31,79% в процентном соотношении и на $ 622 млн в денежном выражении).

Анализируя общий импортный объём участников ВЭД региона Дальнего Востока 2017/2021гг. (по представленным организациям и объединениям), следует отметить увеличение доли объёмов импорта региона на 42,87% по отношению к 2021 году в процентном соотношении и на $ 3 041 млн в денежном выражении. Однако по итогам внешнеторговой деятельности региона 2021/2022гг. мы наблюдаем резкие фундаментальные структурные изменения импортного внешнеторгового оборота, так доля общего импортного объёма участников ВЭД региона Дальнего Востока по отношению к 2021 году увеличилась на 23,14% в процентном соотношении и на $ 2 346 млн в денежном выражении. Произошло резкое увеличение доли объёмов импорта региона Дальнего Востока из стран АТЭС (на 56,73% в процентном соотношении и на $ 3 341 млн в денежном выражении). Также произошло резкое увеличение доли объёмов импорта региона Дальнего Востока из прочих стран (на 95% в процентном соотношении и на $ 190 млн в денежном выражении). Следует отметить, что доля объёмов импорта региона Дальнего Востока из стран ЕАЭС увеличилась на 50% в процентном соотношении и на $ 174 млн в денежном выражении и также произошло значительное увеличение доли объёмов импорта региона Дальнего Востока из стран СНГ (на 26,81% в процентном соотношении и на $ 96 млн в денежном выражении).

По итогам 2021/2022гг. произошло резкое снижение доли объёмов импорта региона Дальнего Востока из стран ОЭСР (на 44% в процентном соотношении и на $ 1 197 млн в денежном выражении) и также произошло резкое снижение доли объёмов импорта из стран ЕС (на 44,60% в процентном соотношении и на $ 277 млн в денежном выражении).

Объемы долей крупнейших стран-контрагентов во внешнеторговом обороте региона Дальнего Востока с 2017 года по 2022 год в процентном соотношении (с учетом их реальных денежных оборотов в млн. долларов США), представлены рисунком 1.

Объемы крупнейших стран-контрагентов во внешнеторговом обороте Дальнего Востока

в 2017 г.

Объемы крупнейших стран-контрагентов во внешнеторговом обороте Дальнего Востока

в 2022г.

Рис 1. Объемы долей крупнейших стран-контрагентов во внешнеторговом обороте в % [4]

По итогам 2022 года в отношении к 2017 году произошло резкое снижение доли объёмов Японии во внешнеторговом обороте региона Дальнего Востока среди крупнейших стран-контрагентов [8]. Ее доля сократилась на 72%, однако в денежном эквиваленте ее доля сократилась лишь на 54,62% (с $ 3921,4 млн в 2017 году до $ 2142 млн в 2022 году). Япония не вышла из крупнейших совместных проектов с Россией, в частности нефтегазового проекта «Сахалин-2», где японские банки Mitsubishi UFJ и Sumitomo Mitsui владеют 12,5% и 10% акций соответственно. Помимо прочего 60% произведенного сжиженного природного газа импортируется именно в Японию. Санкционная политика сильнее всего ударила по японским предприятиям. По данным издания Asahi Shimbun под негативное влияние санкций попали 15 тысяч японских компаний, прямо или косвенно ведущих бизнес с РФ [21].

В соответствии с данным принципом на 35,48% сократилась доля Республики Корея во внешнеторговом обороте региона среди крупнейших стран-контрагентов, однако в денежном эквиваленте ее доля наоборот увеличилась на 18,77% (с $ 5741,9 млн в 2017 году до $ 6820 млн в 2022 году). В последние годы с Республикой Кореей, у Дальневосточного региона сложилось прочное гуманитарное и экономическое взаимодействие. Несмотря на серьёзное давление со стороны США Южная Корея требует для себя особенные условия в поддержании торгово-экономических связей с Россией. Позитивным моментом является то, что в ноябре 2022 г. между российской и корейской сторонами было подписано соглашение о начале мультимодального транспортного сообщения между подмосковным агрохабом и южнокорейским портом Донхэ через порты Владивостока. Предполагается, что на российский рынок будут поставляться корейские автомобили, иные промышленные товары, а в обратную сторону будут поставляться сельскохозяйственные товары, а также продукция глубокой переработки древесины. Со стороны РФ по-прежнему поставляются энергоресурсы, где до 70% отечественного экспорта в Южную Корею занимают энергоносители. В свою очередь для Дальневосточного региона важно сохранить поставки рыбопродуктов и морепродуктов. В целом Южная Корея ожидает развития отношений с Россией после окончания украинского кризиса.

Анализируя объемы среди крупнейших стран-контрагентов во внешнеторговом обороте Дальнего Востока с 2017 года по 2021 год, следует отметить значительное увеличение доли Китая (на 72,41% в процентном соотношении и на $ 11 857 млн в денежном эквиваленте) и Индии (на 333,3% в процентном соотношении и на $ 1 058 млн в денежном эквиваленте), а также доли Казахстана (на 100% в процентном соотношении и на $ 987 млн в денежном эквиваленте).

С апреля 2022 года Российская Федерация не раскрывает данные внешнеторгового оборота участников ВЭД, но информация, которая поступает от торговых партнеров региона Дальнего Востока, позволяет сделать выводы о глубокой структурной трансформации в этой сфере [4]. Анализ данных от торговых партнеров региона Дальнего Востока подтверждает Главное таможенное управление КНР, которое заявляет, что совокупный внешнеторговый оборот Российской Федерации и Китайской Народной Республики в 2022 году увеличился в годовом исчислении на 29,3%, до $190,27 млрд, и что значительные торговые обороты пришлись на Дальневосточный регион [11]. С Дальнего Востока РФ поставляет в КНР в основном минеральные ресурсы, древесину, сельскохозяйственную продукцию, морепродукты (около 30% от всего объема поставок в Китай), а также энергоресурсы: нефть, трубопроводный газ, СПГ, уголь и мазут (свыше 70% от всего объема поставок в Китай). Китайская Народная Республика экспортирует через Дальневосточный регион в Российскую Федерацию бытовую электронику, экскаваторы, автомобили, микропроцессорные блоки, одежду, обувь и товары широкого потребления.

В соответствии с данными Федеральной таможенной службы России - внешнеторговый оборот Российской Федерации и Индии превысил в 2022 году $ 30 млрд ($ 13,5 в 2021 году), увеличившись на 122,22% и значительная его часть пришлась на Дальневосточный регион [3]. Индия увеличила поставки энергетического и коксующегося угля, удобрений и растительного масла из РФ. Индия по соглашению с РФ уходит от доллара и оплачивает поставки за рупии.

Развитие интеграционных процессов в азиатском регионе является для России, с одной стороны, возможностью для укрепления многовекторности внешнеэкономических отношений, с другой – вызовом, поскольку российская экономика остается на «периферии» торгово-экономических взаимодействий в субглобальной экономике, что объясняется различного рода ограничениями для ее сближения с азиатскими странами. При этом надо уделить особое значение именно Дальневосточному региону, который может выступить в качестве «оператора» расширения взаимосвязей национальной экономики с субглобальной.

Анализ развития потенциала взаимодействия Дальневосточного макрорегиона со странами Азии

Анализируя роль Дальневосточного макрорегиона России в сохранении экономического потенциала со странами азиатского региона, отметим что в настоящее время в регионе реализуется 2729 инвестиционных проектов. В рамках развития территорий Дальнего Востока экономика макрорегиона только в 2022 году получила свыше 2,7 трлн рублей инвестиций, благодаря которым были созданы 100 тысяч рабочих мест [9].

Точки роста для расширения международного сотрудничества и развития потенциала взаимодействия Дальневосточного макрорегиона со странами Азии сосредоточены на экономических платформах территорий опережающего развития (ТОР) Дальневосточного региона. С 2014 года по 2022 год на территории Дальневосточного федерального округа было создано 22 территории опережающего развития с 55 тыс. рабочими местами, крупнейшие: «Хабаровская ТОР» специализация промышленность и логистика; «Надеждинское ТОР» специализация лесопереработка; «Белогорск ТОР» – специализация сельское хозяйство. Количество резидентов территорий опережающего развития Дальнего Востока – свыше 1000, а объёмы инвестиций по резидентским соглашениям превышают 4,58 трлн рублей [9]. К числу значимых проектов ТОР с «дружественными странами» следует отнести создание фабрики совместно с индийской компанией KGK Group по огранке якутских алмазов, а к числу значимых проектов с «недружественными странами», относится создание совместного предприятия по добыче угля, где задействован инвестиционный потенциал австралийской компании Tigers Realm Coal. В текущих условиях иностранные резиденты на территориях опережающего развития Дальнего Востока (около 700 резидентов ТОР и Свободного порта Владивосток (СПВ)), опасаются воздействия санкций при реализации своих проектов, связанных со сложностью проведения расчетов; сбоем поставок оборудования в транспортной логистике; экспортными ограничениями и пр. [9].

Резиденты-инвесторы ТОР пользуются специальным административным режимом, предоставляющим широкий спектр льгот (беспошлинный ввоз оборудования и вывоз продукции, 20% ставка квотирования на привлечение иностранных специалистов) и преференций (пониженные ставки страховых взносов за персонал в течение 10 лет – с 30 до 7,6 % и т.д.). Однако, приток инвесторов мирового уровня на территории опережающего развития Дальнего Востока по сравнению с притоком российских инвесторов, оценивается как 12% к 88% от всех зарегистрированных [9]. Это связано и с таким фактором, как изменения в местном и региональном законодательствах субъектов федерации Дальнего Востока. Некоторые льготы, такие как создание свободных таможенных зон с целью упрощения оформления экспортных процедур - фактически не работают (лишь четыре проекта из более чем 1000 резидентских проектов прошли все этапы согласования с таможенными службами и справились с высокими затратами при получении разрешений от регуляторов) [13]. Объем прямых иностранных инвестиций в свободные экономические режимы Дальнего Востока должен соответствовать уровню развития инфраструктуры и производительных сил в регионе.

С целью обеспечения социально-экономического развития территорий Дальнего Востока в текущих условиях назрела острая необходимость коррекции ранее разработанных документов стратегического планирования: Государственной программы социально-экономического развития до 2030 г. и Национальной программы до 2035 г., разработанных специально для Дальневосточного федерального округа и утвержденных до начала проведения спецоперации на Украине и введения жесточайших санкций против Российской Федерации со стороны ряда «недружественных стран». Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока необходимо в текущих условиях, используя программно-целевые методы, внести изменения в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года и Государственную программу развития Арктической зоны до 2030 года, а также в Концепцию развития приграничных территорий субъектов федерации Дальнего Востока, граничащих с Китаем и Монголией. В каждом субъекте федерации Дальнего Востока необходимо откорректировать региональные стратегии и программы, на данный момент их реализуется свыше 220.

Корпорации развития Дальнего Востока (сфера ответственности: организационно-управленческие и экономические вопросы развития ТОР) и Фонду развития Дальнего Востока (сфера ответственности: решение вопросов финансирования крупных совместных предприятий и крупных проектов ТОР), а также Агентству Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, необходимо обратить первостепенное внимание на развитие таможенной и транспортной инфраструктуры и формирование более четкой координации действий таможенных терминалов и транспортных логистических центров на Дальнем Востоке с учетом произошедших глобальных структурных изменений, связанных с масштабами увеличения грузопотока из центральной России в Азию.

В Дальневосточном федеральном округе (особенно в приграничных регионах) уровень развития транспортной инфраструктуры значительно ниже, чем в среднем в Российской Федерации. Это связано как с низким качеством пропускных таможенных пунктов: неудовлетворительная ширина дорог, вызывающая загруженность и очереди, так и с отсутствием таможенных складов и парковок для грузового транспорта. Необходима срочная модернизация подъездных путей на пограничных переходах и всей таможенной инфраструктуры. Затягивание процедур таможенного досмотра — это серьезный фактор дестабилизации развития экономики Дальнего Востока в процессе работы иностранных резидентов.

Модернизация таможенной инфраструктуры и расширение подъездных путей к пунктам пропуска на границе с российской стороны снимут загруженность и очереди на пограничных переходах. Сейчас перевозчики жалуются на отсутствие таможенных складов и парковок грузового транспорта вблизи от автомобильных переходов, что создает очереди на границе. Для регулирования потока машин Госавтоинспекция обязана осуществлять эффективный надзор за пропускной способностью таможенных транспортных терминалов.

В регионе в декабре 2022 года прошел VII Восточный экономический форум. Многочисленные иностранные делегации представили такие страны, как Китай и Индия, Мьянма, Монголия и Республика Корея. В рамках проведения форума экспертами, политиками и бизнесменами из разных стран подчеркивалось смещение центра экономического развития и сил в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона и подчеркивалось актуальность развития макрорегиона Дальнего Востока в масштабах тех стратегических задач, которые стоят перед Российской Федерацией. В рамках проведения форума был дан старт крупным транспортно-логистическим проектам: строительство зернового железнодорожного терминала в Забайкальском крае с выходом на Маньчжурию и создание грузопассажирского автомобильно-железнодорожного паромного проекта на территории Дальнего Востока [10].

По итогам проведения VII Восточного экономического форума в 2023 году экономика макрорегиона Дальнего Востока получит свыше 3 трлн 272 млрд рублей зарубежных инвестиций с целью развития отраслей народного хозяйства. На Дальнем Востоке начнут реализовывать инфраструктурные проекты (80 соглашений) и транспортные проекты (33 соглашения), начнут осваивать крупные золоторудные месторождения в Республике Саха-Якутия. В секторе науки и образования подписано 35 соглашений [10].

Российская Федерация является активным участником ряда международных альянсов и площадок, локализованных на азиатский рынок. В первую очередь это Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), ориентированная на решение задач по пресечению терроризма в странах участницах, а также развитие экономического партнерства, энергетического сотрудничества и прочее. Российская Федерация является членом Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB). Банк выступает в роли института по стимулированию финансового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), призванного для финансирования инфраструктурных проектов в Азии в сфере транспорта, связи, недвижимости и т.д. Российская Федерация является полномасштабным партнёром по диалогу с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (ASEAN). Российская Федерация принимает постоянное участие в саммитах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Азиатского экономического форума.

В свою очередь, подобную инициативу мы наблюдаем и со стороны азиатских партнеров, принимающих активное участие на полях Восточного экономического форума. Участие России в вышеуказанных объединениях и форумах позволит укрепить и расширить государственные интересы в различных направлениях сотрудничества со странами азиатского региона, в том числе с такими экономическими сильными стратегическими партнерами, как Индия и Китай и укрепить потенциал социально-экономического развития Дальневосточного региона.

Основные результаты

Санкции так называемых «недружественных государств» против России и добровольное прекращение или сокращение торговли западных компаний с Российской Федерацией (вкупе с контракциями нашей страны, направленными против «недружественных государств») привели к фундаментальной трансформации отечественной внешней торговли в 2022 году и этот процесс ярко выражен структурными изменениями во внешнеторговом обороте Дальнего Востока. Именно эту проблему обозначал Изотов Д.А. Идет интенсивное переключение внешней торговли Российской Федерацией на «дружественные страны», многие из которых находятся в странах азиатского региона.

Экспортные и импортные потоки Российской Федерации развернулись в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Минакир П.А., Степанов Н.С., Исаев А.Г., Демьяненко А.Н., Прокапало О.М. в своих работах заявляли о необходимости пространственного развития экономики России через развитие приграничных регионов Дальневосточного федерального округа, а N. Song отмечал, что Российская Федерация еще больше ускорила внешнюю политику «поворота к Азии» и результаты проведенного исследования полностью подтверждают этот вывод.

Данный факт создает как новые вызовы, которые связаны с развитием транспортных магистралей и Северного морского пути, так и новые возможности, связанные в свою очередь с интенсивной интеграцией совместной работы «дружественных стран» Азиатско-Тихоокеанского региона. Об проблематике развития транспортных связей Дальнего Востока указывали в своих трудах Вардомский Л.Б., Бакланов П. Я., Хейфец Б.А., а H. Blakkisrud и S. Park, ссылались на стратегическое значение макрорегиона для Российской Федерации в рамках транснационального сотрудничества со странами азиатского региона.

Точкой роста для расширения международного сотрудничества со странами Азии, является срочная модернизация подъездных путей на пограничных переходах и всей таможенной инфраструктуры с целью устранения дестабилизации развития экономики Дальнего Востока.

В ближайшее время отношения с Кореей, Тайванем (Китай) и Японией (введены меры в отношении физических и юридических лиц страны по запрету новых инвестиций в Россию) не будут носить перспективный характер [18], но при выстраивании отношений с этими странами следует придерживаться дифференцированного подхода, так как есть предпосылки к их нормализации с точки зрения отсутствия внешних угроз. Именно об этом в своей работе заявлял Lee Han-Sol.

Особую роль на азиатском рынке имеет развитие сотрудничества между Россией и АСЕАН. Проблемой является географическая удаленность России и стран АСЕАН, недостаточная пропускная способность российских портов и железных дорог, отсутствие прямых рейсов между крупными городами России (кроме Москвы) и Юго-Восточной Азии. Следовательно, для расширения международного сотрудничества со странами Азии необходимо создавать на Дальнем Востоке многовидовую транспортную инфраструктуру (N. Horie., отмечал что развитие агробизнеса в регионе способно решить проблему с продовольственной безопасностью в азиатских странах).

Широкие программы кооперации макрорегиона Дальнего Востока реализуются с Монголией. Особого внимания заслуживают перспективы развития взаимодействия России с Индией и КНР. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество достаточно многогранно, успешно развивается во многих сферах и не подвержено влиянию сиюминутной конъюнктуры. Также Россия развивает и многокомпонентное сотрудничество с Индией. России необходимо расширять государственные интересы в различных направлениях сотрудничества со странами азиатского региона, тем самым укрепляя потенциал социально-экономического развития Дальневосточного региона.

Азиатско-Тихоокеанский регион превращается в центр мировой экономической активности. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона становятся «новыми центрами экономического и технологического роста, точками притяжения кадров, капиталов, производств». На Дальнем Востоке необходимо организовывать промышленные производства с глубокой переработкой различных видов сырья. Для расширения международного сотрудничества со странами Азии необходимо развивать мощности высокотехнологичного сектора народного хозяйства Дальневосточного региона (90% экспорта в КНР составляет древесное сырье, в то время как в структуре лесного экспорта КНР, почти 90% это бумага, картонные изделия, мебель и прочая продукция глубокой переработки российского сырья). Такая же ситуации и в других потенциальных продуктах переработки дальневосточного сырья.

Для расширения международного сотрудничества со странами Азии необходимо создавать центры развития инновацией, и вместе с этим стимулировать оптимизацию демографических процессов, направленных на рост численности и повышение уровня профессиональных компетенций населения. Учитывая резкое увеличение аспектов сотрудничества со странами азиатского региона (экспортно-импортный обмен стал гораздо масштабнее) в ближайшем времени потребуется значительное увеличение трудового потенциала на территориях Дальнего Востока. На наш взгляд необходима координация стратегического планирования рационального использования потенциала внешней и внутренней миграции, демографических процессов, динамики рынка труда и уровня жизни населения в социально-экономическом развитии территорий Дальнего Востока на всех уровнях управления с учетом сложившейся современной ситуации.

Топилин А.В., Ростанец В.Г., Кабалинский А.И. в своих работах отмечали, что экономический потенциал макрорегиона Дальнего Востока в текущих условиях становится критически важным резервом дальнейшего развития России и результаты проведенного исследования полностью подтверждают этот вывод. Географическая отдаленность Дальневосточного региона в текущих условиях перестала выступать фактором сдерживания развития хозяйственной интеграции запада России и азиатских стран. Дальний Восток выступает в новых условиях и зоной эффективного саморазвития как в собственных интересах, так и в интересах российского государства, сохраняя и преумножая экономический потенциал со странами азиатского региона в целом.

Правительству Российской Федерации для расширения международного сотрудничества со странами Азии необходимо принимать системные меры поддержки резидентов Дальневосточного федерального округа в условиях санкций, выражающиеся в создании особых условий для ключевых инвестиционных проектов с целью стимулирования их дальнейшей деятельности. Это путь к решению проблем социально-экономического развития Дальневосточного региона. Возможно в текущих условиях (с учетом переориентации экономики России на восток) следует весь Дальневосточный регион провозгласить единой территорией опережающего развития.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования. Опираясь на наименование представленных на рецензирование материалов, следует сделать вывод о том, что они должны быть посвящены роли Дальневосточного макрорегиона России в сохранении экономического потенциала со странами азиатского региона. Содержание рецензируемых материалов слабо соответствует заявленной теме, о чем более подробно раскрыто ниже.

Методология исследования. Автором осуществлено графическое представление отдельных числовых данных, свидетельствующих о доли России во внешнеторговом обороте ведущих экономик АТР (при этом, заключительный год исследования – 2020, а сейчас уже идет 2023 год). Следует также подчеркнуть, что автором не осуществлен анализ приведенных данных: о чем они свидетельствуют? В чем причина такой ситуации? Какие факторы на это влияют?

Актуальность исследования обосновывается важностью решения задачи по обеспечению пространственного развития Российской Федерации, в том числе в части развития Дальневосточного макрорегиона, что является одной из приоритетных задач нашего государства на данном этапе его социально-экономического развития.

Научная новизна в рецензируемых материалах отсутствует, при этом небольшая подводка к ним сделана. Более того, поднимаемые вопросы при условии четкого определения проблемных зон и обоснования рекомендаций по их устранению, обладают потенциальной научной новизной.

Стиль, структура, содержание.
Стиль изложения, в целом, научный, однако в отдельных фрагментах присутствует публицистический стиль (например, «Что касается страны восходящего солнца – КНР» и др.). Также следует устранить имеющиеся опечатки, а также недопустимые сокращения (например, «РФ»). Структура статьи автором выстроена преимущественно грамотно (за исключением того факта, что после пункта «анализ результатов» идет пункт «основные результаты», что либо требует корректировки наименований пунктов либо уточнения содержания).
Ознакомление с содержанием статьи позволяет сделать следующие выводы:
1) во введении отсутствует постановка цели и задач исследования;
2) в пункте «постановка проблемы» автором обозначено суждение «мы наблюдаем такую ситуацию, когда не только весь потенциал Дальнего Востока в этом контексте не активизирован, но и потенциал евразийской интеграции и Экономического пояса Шелкового пути», однако в тексте отсутствует какое-либо обоснование данного суждения;
3) в содержании статьи отсутствует четкое определение многогранно рассматриваемых в научной литературе терминов (например, «экономический потенциал»);
4) автором проведен литературный обзор на хорошем уровне, однако, во-первых, не обозначены проблемные места, которым следует уделить наибольшее внимание при проведении исследования, а, во-вторых, сделанный вывод никак не согласует с текстом данного смыслового блока (актуальность исследования определяется проблемной составляющей поднимаемых вопросов)
5) отсутствуют какие-либо выявленные по результатам исследования проблемы: а если проблемы отсутствуют, то в чем тогда смысл данной научной работы?

Библиография. Список источников состоит из 22 наименований. Ценно, что автором изучены как отечественные, так и зарубежные источники. При этом, оформление следует сделать в четком соответствии с требованиями ГОСТ. По возможности, рекомендуется, расширить персональный состав авторов научных публикаций из списка литературы.

Апелляция к оппонентам. Несмотря на наличие списка литературы, какой-либо научной дискуссии в тексте рецензируемых материалов не приведено. При доработке статьи автору рекомендуется полученные в ходе исследования результаты обсудить с итогами, отраженными в научных материалах других авторов.

Выводы, интерес читательской аудитории. С учётом всего вышеизложенного, статья требует доработки, после проведения которой и успешного прохождения повторного рецензирования, может быть решен вопрос об её опубликовании. В случае качественной корректировки научная статья по выбранной теме исследования будет представлять огромный интерес для широкой читательской аудитории.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования является определение основных тенденций международного взаимодействия России со странами азиатского региона в контексте глобальных политических событий. Методологическую основу исследования составляют следующие методы научного познания: сравнительный и сопоставительный анализ, метод аналогий и гипотетико-дедуктивный метод. Актуальность статьи вызвана текущими геополитическими взаимоотношениями между Россией и странами Азии, которые вошли в новую эпоху отношений на фоне большей нестабильности и непредсказуемости в мире. У России и стран Азии богатый опыт совместного преодоления возникающих препятствий на пути самостоятельного развития. К научной новизне статьи можно отнести авторские выводы об основных проблемах, существенно снижающих эффективность и ограничивающих потенциал механизма рассматриваемого международного сотрудничества. Текст публикации изложен с соблюдением внутренней логики, стиль изложения – научный. Апелляция к оппонентам представлена, в статье присутствует анализ трудов отечественных и зарубежных коллег на данную тему. Хорошо прописана актуальность исследования, однако необходимо расширить информацию по обоснованию выводов, указанных в конце статьи. В публикации представлены наглядные материалы исследования, которые позволяют читателям легче воспринимать информацию об изучаемом вопросе, однако у рецензента есть вопросы по его оформлению, которые представлены ниже. Библиография достаточная, включает двадцать три источника, из них около половины зарубежные. В качестве основных замечаний/рекомендаций отметим:
1. Исходя из содержания статьи предлагаем уточнить и расширить ее название, вариант рецензента: «Тенденции и перспективы взаимодействия Дальневосточного макрорегиона со странами Азии».
2. Считаем недостаточным для полноценной картины исследования предоставление только краткого анализа итогов VII Восточного экономического форума, необходимо проанализировать законодательную базу рассматриваемого предмета исследования.
3. Не до конца выполнена поставленная в начале текста задача по обозначению путей решения проблем социально-экономического развития Дальневосточного региона. Необходимо структурировать и конкретизировать свои предложения.
4. Представлена только поверхностная информация о Дальневосточном регионе, не определены точки роста для международного сотрудничества, нет конкретики, касающейся территорий опережающего развития, особых экономических зон, крупных международных совместных предприятий, предприятий с прямыми иностранными инвестициями и т.д.
5. Необходимо раскрыть информацию о том, какие страны в данной статье, по мнению автора, относятся к дружественным или недружественным странам.
6. В качестве рекомендации можно посоветовать автору улучшить качество табличного материала, так как часть текста в ней обрезана.
Работа не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным исследованиям, но написана на актуальную тему и может быть рекомендована к публикации в научном журнале «Финансы и управление» после устранения представленных замечаний.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемая статья посвящена изучению роли Дальневосточного макрорегиона России в сохранении экономического потенциала взаимодействия со странами азиатского региона.
Методология исследования базируется на изучении литературы по теме исследования, анализе статистических данных о внешнеторговом обороте, их визуализации.
Актуальность работы авторы связывают с беспрецедентным внешним воздействием санкционной политики в отношении России, необходимостью поиска новых партнеров и наращивания взаимодействия с уже устоявшимися партнерами, смещением центра тяжести мировой экономики в азиатский регион и увеличением доля азиатских стран во внешнеторговом обороте Российской Федерации.
Научная новизна рецензируемого исследования, по мнению рецензента, состоит в представленных результатах анализа проблем социально-экономического развития Дальневосточного региона, выступающего в качестве ключевого компонента по сохранению экономического потенциала со странами Азии и определением путей их решения.
Структурно в статье выделены следующие разделы: Введение, Постановка проблемы, Литературный обзор, Анализ структурных изменений во внешнеторговом обороте участников ВЭД макрорегиона Дальнего Востока, Анализ развития потенциала взаимодействия Дальневосточного макрорегиона со странами Азии, Основные результаты, Библиография.
Авторами отмечено важное геополитическое местоположение и особое значение Дальневосточного макрорегиона РФ в организации трансграничного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона; наличие здесь территорий опережающего развития; выдвинута и проверена исследованиями гипотеза о том, что поворот России в сторону Азии, обусловлен не только коренным переформатированием сфер международной политики и экономики, но и ожиданием получения выгоды в результате интеграции с быстрорастущими рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона, показано, что осуществить такую геоэкономическую переориентацию без решения проблем социально-экономического развития макрорегиона Дальнего Востока невозможно. Заслуживают внимания результаты анализа статистических данных об экспортно-импортных операциях со странами, входящими в различные объединения: АТЭС, ОЭСР, ЕАЭС, ЕС, СНГ. Во внешнеторговом обороте Дальнего Востока отмечено значительное увеличение доли Китая, Индии и Казахстана.
Библиографический список включает 24 источника – публикации зарубежных и отечественных ученых по теме статьи и интернет-ресурсы, на которые в тексте имеются адресные ссылки, подтверждающие наличие апелляции к оппонентам.
В качестве замечаний следует отметить, что представление результатов изучения потенциала Дальневосточного макрорегиона России не сопровождается Заключением или Выводами – без такого структурного раздела статья выглядит неоконченной.
Рецензируемый материал соответствует направлению журнала «Финансы и управление», отражает результаты проведенной авторами работы, содержит элементы научной новизны и практической значимости, может вызвать интерес у читателей, рекомендуется к опубликованию после некоторой доработки и лаконичного изложения Заключения по результатам выполненного исследования.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.