Статья 'Налогообложение инноваций: современное состояние и перспективы' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

Налогообложение инноваций: современное состояние и перспективы

Калаков Ринат Наилевич

аспирант, кафедра Финансов, страхования и налогов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Kalakov Rinat Nailevich

Department of Finances, Insurance and Taxes at Finance University under the Government of the Russian Federation, vice head of the department at RosDorBank

karinail@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Дата направления статьи в редакцию:

17-11-2012


Дата публикации:

1-12-2012


Аннотация: Основная цель работы состоит в исследовании наиболее распространенных налоговых преференций по налогу на прибыль и НДС, их взаимосвязи с показателями социально-экономического развития Российской Федерации. В работе раскрываются основные налоговые преференции по налогу на прибыль и НДС, их роль в налоговом регулировании. В статье анализируется влияние отдельных налоговых преференций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации на изменение показателей, характеризующих инновационную деятельность. Рассмотрен опыт предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль отдельными субъектами Российской Федерации. Приводится обзор и сравнительная характеристика налоговых преференций, предоставляемых резидентам технико-внедренческих особых экономических зон и участникам проекта «Сколково». На основании проведенного исследования предложены направления совершенствования механизмов действия налоговых преференций. Полученные результаты могут быть использованы в процессе разработки мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах, направленных на дальнейшее стимулирование инновационной деятельности.


Ключевые слова:

налоги, льготы, преференции, прибыль, инновации, вычет, налоговая база, налоговая ставка, субъект, освобождение

УДК:

336.025

Abstract: The main goal of the article is to explore the main value added tax and income tax incentives, and their effects Russia's main social and economy development indicators. The article explores main VAT and income tax incentives and their role in fiscal regulation. Tax incentives, set by the Tax Code are explained, and their influence on Russia's main national growth indicators is analyzed. The author explores income tax incentives practice of specific regions of Russian Federation. Overall tax incentives provided to the Skolkovo project are compared to those of residents of other special economic technological innovation zones. Based on this research, the author offers ideas that would stimulate innovation via improving of tax law to optimize tax incentives for innovation.


Keywords:

tax, favorable conditions, incentives, income, innovation, tax deduction, tax base, tax rate, subject, tax exemption

Введение

В трехлетней перспективе 2013 - 2015 годов основными целями налоговой политики признаются поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности[1].

Необходимость совершенствования налогового регулирования инновационной деятельности связана с отсутствием в российской экономике акселераторов развития, т.е. отраслей-флагманов, которые обеспечивали бы увеличение доходов бюджета и домашних хозяйств в условиях роста экономики и сохранение стабильных доходов в условиях кризиса.

Проведенный анализ статистических и аналитических данных показывает, что низкий уровень диверсификации экономики и превалирование добывающих отраслей хозяйства привели к непосредственной зависимости доходов бюджета от стоимости нефти, которая сохраняется как в периоды спада, так и роста экономики (рис. 1).

urals

Рисунок 1. Динамика цены на нефть марки «Urals» и поступление доходов, администрируемых ФНС России (за исключением ЕСН)

Высокие цены на нефть не стимулируют государство и хозяйствующих субъектов вкладывать деньги в высокотехнологичные отрасли производства в силу большого срока окупаемости инвестиций.

В долгосрочной перспективе государству станет не под силу выполнение социальных обязательств, обеспечение обороны и безопасности. Дело здесь не только в ограниченности ресурсов. Развитые индустриальные страны вкладывают средства в развитие новых ресурсосберегающих технологий, наноиндустрию, поиск новых источников ресурсов, поэтому перспективы нефтяной отрасли России в долгосрочной перспективе выглядят неоднозначно.

В настоящее время в мире отмечается значительный рост производства нетрадиционных видов топлива, таких как биоэтанол, который добывается из кукурузы (США) и сахарного тростника (Бразилия) и используется в качестве топлива для автомобилей. Количество заводов по производству биоэтанола за последние 10 лет резко выросло (с 56 до 204 единиц), при этом производственные мощности выросли более чем в семь раз.

Помимо этого, зарубежными компаниями разрабатываются и применяются технологии, которые позволяют получать синтетический бензин, расщепляя сложные гибридные соединения, содержащие водород (британская компания «Cella Energy») или биотопливо, перерабатывая продукты (отходы) биологического происхождения (немецкая компания «Choren Industries», финская компания «Fortum Corporation»).

Очевидно, что соответствующие исследования при надлежащем финансировании в долгосрочной перспективе приведут к сокращению доли использования традиционных видов топлива.

При таком сценарии развития событий следует ожидать падения доходов, получаемых от топливно-энергетического комплекса, что приведет к серьезным социально-экономическим последствиям.

Единственный выход, по нашему мнению, заключается в качественной и всесторонней модернизации экономики с приданием ей инновационного вектора развития, чему должна способствовать налоговая политика, и, в первую очередь, налоговые льготы преференции.

Однако система налоговых льгот и преференций, действующих в России, не ориентирована на поддержку инноваций и инвестиционных проектов, а стимулирует лишь узкий круг налогоплательщиков (бюджетные учреждения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, науки, некоммерческие организации, организации топливно-энергетического комплекса).

Преференции по налогу на прибыль

Ведущими инструментами воздействия на хозяйственные процессы в экономике признаются льготы и преференции по регулирующим налогам, и налогу на прибыль здесь отведено ключевое значение.

Налог на прибыль, обладая широкими фискальными и регулирующими функциями, способен эффективно воздействовать на финансовые показатели и рентабельность организаций всех отраслей народного хозяйства, регулировать темп накопления капитала, поощрять (с помощью вычетов и скидок) отдельные виды деятельности и стратегические отрасли экономики, стимулировать отдельные категории налогоплательщиков.

Проведенный анализ законодательства о налогах и сборах позволяет утверждать об отсутствии в настоящее время федеральных налоговых льгот по налогу на прибыль.

Тем не менее, несмотря на то, что в гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - «НК РФ») отсутствуют нормы, именуемые «налоговыми льготами», Министерство финансов Российской Федерации в некоторых письмах именует отдельные ее положения в качестве таковых.

Например, амортизационная премия в Письмах Министерства финансов от 16.05.2006 N 03-03-04/1/452, от 21.12.2006 N 03-03-04/1/852 именуется льготой. При этом в более поздних письмах Министерство финансов и ФНС России заявляют о том, что налоговые льготы гл. 25 НК РФ не предусмотрены (Письма Минфина России от 05.08.2011 N 03-03-06/1/455, от 23.11.2009 N 03-02-07/1-520; ФНС России от 02.03.2009 N ШС-20-3/234).

По нашему мнению, стимулирование отдельных операций по налогу на прибыль, категорий налогоплательщиков осуществляется только с использованием иных преимуществ законодательства о налогах и сборах, не относящихся к налоговым льготам и не поименованных в качестве таковых в законодательстве о налогах и сборах (далее – «налоговые преференции»).

Сравнительный анализ величины налоговых преференций субъектам инновационной деятельности показывает, что преференции по налогу на прибыль занимают наибольший удельный вес среди всех инструментов стимулирования предпринимательской активности (Таблица 1).

Таблица 1. Направления стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в 2010 году

Показатели

Сумма, млрд. руб.

Инвестиционная деятельность

354

в том числе

×

амортизационная премия по налогу на прибыль организаций в размере 10 и 30% (одномоментное уменьшение базы налога на прибыль организаций до начала амортизации основных средств)

112

налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых для добывающих компаний в отношении новых месторождений и сверхвязкой нефти и ряду других

176

предоставление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации

51

ускоренная амортизация по налогу на прибыль организаций некоторых видов амортизируемого имущества

15

Инновационная деятельность

12,2

в том числе

×

освобождение от НДС операций по реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

8,2

освобождение от НДС операций по выполнению организациями НИОКР

3,5

вычет расходов из базы налога на прибыль организаций с повышающим коэффициентом 1,5

0,5

Итого

366,2

При этом, исключив из них преференции в виде амортизационной премии (применяются всеми налогоплательщиками), пониженной ставки налога (применяются отдельными категориями предприятий на региональном уровне), получается, что точечных налоговых преференций по налогу на прибыль на федеральном уровне не установлено. Исключение составляет лишь вычет расходов на НИОКР с коэффициентом 1,5, который позволяет налогоплательщикам сэкономить незначительные средства.

Налоговые преференции, предоставляемые организациям в сфере инновационной деятельности, можно представить в виде таблицы.

Таблица 2. Преференции по налогу на прибыль, предусмотренные федеральным налоговым законодательством

Освобождения

Вычеты (изъятия)

объект обложения

налоговая база

1. Освобождение от исполнения обязанностей организаций, получивших статус участников проекта в инновационном центре «Сколково», в течение 10 лет со дня получения ими такого статуса (ст. 246.1 НК РФ)

1. Исключение из доходов средств, полученных из фондов поддержки научно-технической деятельности (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ)

1. Отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР в размере не более 1,5 % доходов (валовой выручки) (п. 3 ст. 262 НК РФ)

2. Амортизационная премия –

единовременный учет в расходах до 10 % (30 %) первоначальной стоимости приобретаемых основных средств и произведенных капвложений (п. 9 ст. 258 НК РФ)

2. Исключение из доходов средств целевого финансирования (в т.ч. грантов) (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ)

3. Начисление амортизации по основным средствам, используемым в научно-технической деятельности с коэффициентом 3 (пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ)

4. Расходы на перспективные виды НИОКР признаются для целей налогообложения с коэффициентом 1,5 (п. 2 ст. 262 НК РФ)

Вместе с тем, несмотря на целевую направленность, данные преференции, как показывает практика, не становятся мощным стимулом для модернизации производства и развития инновационной деятельности.

Анализ данных ФНС России о налоговой базе по налогу на прибыль (на примере некоторых преференций) и статистических показателей[1] за 2006-2010 гг. (см. Таблицу 3) позволяет сделать следующие выводы:

1. При росте величины расходов на НИОКР и технологических затрат (прирост составил 81,22 % и 85,56 % соответственно) объем производства инновационной продукции за анализируемый период увеличился в меньшем масштабе (прирост 63,26 %);

2. Количество организаций и численность персонала, задействованных в НИОКР, за анализируемый период сократились, хотя объем выделяемых средств на НИОКР значительно вырос, что дает основания предполагать наличие крайне узкого круга организаций, занимающихся инновациями;

3. Расходы на капитальные вложения в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ (так называемая амортизационная премия), учитываемые в налоговой базе, позволяют предприятиям сэкономить значительные средства (например, в 2010 году - 111 894,90 млн. руб.). При этом, реальный экономический эффект от применения амортизационной премии может быть достигнут только при постоянном инвестировании значительных средств в основные производственные фонды, в противном случае увеличенный размер амортизационных отчислений в первый год приведет к уменьшению амортизационных отчислений (и, соответственно, к увеличению налога на прибыль) в последующие периоды.

Сопоставляя данные об источниках финансирования инвестиций и размеры амортизационных отчислений, становится видно, что существенная доля амортизации (до 40 %) не трансформируется в инвестиции.

  1. Спрос на перспективные и высокотехнологичные виды НИОКР находится на невысоком уровне по сравнению с общим размером НИОКР (в 2010 году сумма расходов организаций-заказчиков на финансирование таких НИОКР составила с учетом коэффициента 2 399 651 тыс. руб. или 11 % от общей величины затрат на НИОКР). Высвобожденные средства в результате применения коэффициента 1,5 за анализируемый период составили 630 235,8 тыс. руб. ((751 528 + 2 399 651) × 20 %);
  2. Удельный вес расходов на НИОКР в цене инновационной продукции за рассматриваемый период вырос (с 40,45 % до 44,90 %), что говорит о снижении эффективности производимых затрат;
  3. Применение механизма амортизационной премии в совокупности со снижением ставки налога на прибыль в 2009 году с 24 % до 20 % не привело к увеличению доли собственных средств в источниках финансирования инноваций. Наоборот, за анализируемый период доля собственных средств сократилась с 77,27 % до 69,11 %, в то время как доля привлеченных средств выросла с 22,73 % до 30,89 %;
  4. Введение налоговых преференций (в том числе, увеличение размера амортизационной премии с 10 % до 30 %) не привело к сокращению числа убыточных научно-исследовательских предприятий, что подтверждает вывод о нецелевом использовании высвобождаемых средств.

Таблица 3. Показатели инновационной активности и налоговые преференции по налогу на прибыль

тыс. руб.

№ пункта

Показатели

Период

2006

2007

2008

2009

2010

1

Общая сумма затрат на НИОКР

288 805 212

371 080 327

431 073 185

485 834 338

523 377 234

2

Общая сумма затрат на технологические инновации

188 492 200

207 499 200

276 262 300

358 861 100

349 763 200

2.1.

Исследования и разработки

35 014 700

35 917 300

41 485 700

97 866 300

72 040 900

2.2.

Приобретение машин и оборудования

102 991 800

119 367 100

162 900 500

183 853 300

190 553 100

2.3.

Приобретение новых технологий

3 364 400

4 656 200

6 817 500

5 488 700

4 637 500

3

Источники финансирования технологических инноваций, в %

×

×

×

×

×

3.1.

собственные средства организаций

77,27

79,62

72,33

74,02

69,11

3.2.

привлеченные средства

22,73

20,38

27,67

25,98

30,89

4

Расходы на НИОКР, осуществленные организациями-заказчиками, всего

12 577 205

16 232 857

14 743 410

19 876 216

21 605 865

4.1.

в том числе расходы с коэффициентом 1,5

0

0

0

751 528

2 399 651

5

Расходы на НИОКР, не давшие положительного результата (из суммы по п.4)

835 774

1 368 375

1 478 318

2 910 736

1 939 472

5.1.

Доля НИОКР, не давших положительного результата, в общем объеме НИОКР, в % (п.5/п.4)×100%

6,65

8,43

10,03

14,64

8,98

6

Объем выпуска инновационной продукции

714 024 600

916 131 600

1 046 960 000

877 684 800

1 165 747 600

7

Удельный вес расходов на НИОКР в цене инновационной продукции, в % (п.1/п.6)×100%

40,45

40,51

41,17

55,35

44,90

8

Расходы на капитальные вложения в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ (амортизационная премия), всего

65 962 692

137 120 476

170 231 538

456 821 834

559 474 541

9

в том числе в размере не более 10 %

65 962 692

137 120 476

170 231 538

104 244 194

121 679 560

10

в том числе в размере не более 30 %

0

0

0

352 577 640

437 794 981

11

Сумма налога, не поступившая в результате применения амортизационной премии

15 831 046

32 908 914

40 855 569

91 364 367

111 894 908

12

Сумма начисленной амортизации по данным ФНС России

1175314 864

1 459 798 680

1 544 203 156

1 824 105 028

2 507 113 954

13

Сумма налога, не поступившая в результате учета амортизационных отчислений

282 075 567

350 351 683

370 608 757

364 821 006

501 422 791

14

Общая сумма расходов на амортизацию (п.8+п.12)

1 241 277 556

1 596 919 156

1 714 434 694

2 280 926 862

3 066 588 495

15

Инвестиции в основной капитал

4 730 022 900

6 716 222 400

8 781 616 400

7 976 012 800

9 151 410 800

16

Доля амортизации в источниках финансирования инвестиций, в %

19,15

17,63

17,30

18,20

20,60

17

Сумма инвестиций, финансируемых через амортизацию (п.15 × п.16)

906 007 276

1 184 295 015

1 519 219 637

1 451 634 330

1 885 190 625

18

Соотношение расходов на амортизацию и инвестиций, финансируемых за счет амортизации (п.17 / п.14)

0,73

0,74

0,89

0,64

0,61

19

Инвестиции в основной капитал, осуществленные научно-исследовательскими организациями

24 396 800

28 700 000

39 900 000

56 400 000

68 600 000

20

Число организаций, выполнявших НИОКР, ед.

3 622

3 957

3 666

3 536

3 492

21

Численность персонала, занятого НИОКР, чел.

807 066

801 135

761 252

742 433

736 540

22

Удельный вес убыточных научно-исследовательских организаций, в %

20,3

16,2

17,4

19,8

20,1

В литературе отмечается, что за последние годы на приобретение акций и других ценных бумаг расходуется в среднем до 30 % амортизационного фонда, поэтому назрела необходимость ввести гарантии того, что дополнительно полученные налогоплательщиками финансовые ресурсы вследствие использования налоговых преференций будут использованы на цели экономического роста путем усиления инвестиционной деятельности[2].

Практическое применение амортизационной премии показывает, что по сути дела, указанный механизм лишь откладывает на время уплату налога на прибыль, но не влечет сокращения налоговой базы в целом, и как следствие, не может привести к увеличению стоимости активов налогоплательщика. Указанный инструмент не является привлекательным фактором, способствующим инвестированию средств в развитие производства, а выполняет лишь задачу временного пополнения оборотных средств налогоплательщика, который понес затраты на приобретение объектов основных средств.

Данный факт может быть хоть как-то оправдан лишь в тех случаях, когда приобретение основных средств осуществляется за счет собственных ресурсов налогоплательщика. Если же приобретение осуществляется за счет банковского кредита или в лизинг, то амортизационная премия представляется нецелесообразным механизмом, поскольку создает неравные условия для налогоплательщиков, способных взять кредит и тех, которые такой возможности не имеют (например, ввиду отсутствия залогового имущества или по иным причинам).

Представляется, что механизм применения амортизационной премии стоит дополнить положением, согласно которому налогоплательщики, осуществляющие инновационные затраты, связанные с приобретением, модернизацией и реконструкцией технологического оборудования, вправе единовременно списать на расходы 100 % стоимости приобретенного технологического оборудования (затрат на модернизацию и реконструкцию).

По нашему мнению, не менее 50 % средств, высвобожденных в результате применения указанной преференции в течение налогового периода, должно быть направлено на дальнейшее финансирование инноваций.

Представляется, что операции по приобретению (модернизации, реконструкции) основных средств могут быть приведены в качестве приложения к налоговой декларации по налогу на прибыль.

Применяющийся в настоящее время коэффициент 1,5 по перспективным видам НИОКР необходимо распространить на все научные исследования и разработки, осуществляемые не только заказчиками исследований, но и их подрядчиками, т.е. на сумму затрат, связанную с исполнением контрактов на выполнение НИОКР.

Приведенная мера будет способствовать не только поддержке спроса на НИОКР со стороны заказчиков, но и создаст дополнительный стимул у научно-исследовательских организаций по развитию собственной материально-технической базы. Очевидно, что требование о предоставлении налогоплательщиком отчета о выполненных научных исследованиях и разработках в налоговый орган стоит сохранить.

К налоговым преференциям по налогу на прибыль также относится возможность изменения сроков уплаты налога (с помощью отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита).

В условиях ограниченности и недоступности для большинства налогоплательщиков рынка ссудного капитала указанные преференции могли бы превратиться в дополнительный источник финансирования текущей деятельности, капитальных вложений и инвестиционных программ.

Однако данные ФНС России говорят об обратном: общий объем всех форм изменений сроков уплаты налогов на 01.01.2011 г. составляет всего 815 848 тыс. руб., из которых на налог на прибыль приходится 676 112 тыс. руб. (82,87 %).

При этом с 2006 по 2010 г. не было заключено ни одного договора инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, а задолженность по инвестиционному налоговому кредиту на 01.01.2011 г. в сумме 98 559 тыс. руб. (около 12,08 %) образовалась за счет региональных налогов.

Основными причинами низкой реализации указанных механизмов являются достаточно трудоемкий порядок их администрирования, недостаточно продолжительные сроки и недостаточно широкий перечень оснований для их предоставления широкому кругу налогоплательщиков.

Как отмечает Р.А. Мешков, инвестиционный налоговый кредит не стал действенным инструментом инвестиционной поддержки организаций: в 2006 г. всего лишь пять организаций в четырех регионах (Орловская, Свердловская и Иркутская области, а также г. Санкт-Петербург) получили инвестиционный налоговый кредит на сумму 219,51 млн. руб., из которых лишь 6,31 млн. руб., или менее 3 %, были предоставлены за счет федеральных налогов. В 2007 г. всего двум организациям предоставили кредит на общую сумму 205 млн. руб. за счет налога на имущество[3].

Очевидно, что недостаточно широкий перечень оснований для предоставления инвестиционного налогового кредита требует решения вопроса о его дальнейшем совершенствовании, поэтому стоит согласиться с мнением о необходимости добавить такое основание, как реконструкция и техническое перевооружение производства, призванное оказать налоговую поддержку действующим предприятиям реального сектора экономики[4].

Субъекты России помимо вышеуказанных преференций с учетом п. 1 ст. 284 НК РФ вправе снижать размер «региональной» ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 %. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с установлением регионами пониженной ставки налога, составила в некоторых из них значительный размер.

Таблица 4. Сумма налога, не поступившая в бюджет вследствие установления пониженных (дифференцированных) налоговых ставок

2 006

2 007

2 008

2 009

2 010

Сумма налога, не поступившая в бюджет (тыс. руб.), всего

35 202 598

28 740 975

42 454 877

39 792 231

52 796 247

в том числе:

Ханты-Мансийский АО - Югра

13 800 415

13 579 590

14 536 466

15 472 830

12 907 671

Тюменская область

6 275 316

2 997 616

4 843 464

3 729 213

5 438 457

Калининградская область

452 467

873 448

978 943

1 317 643

2 070 332

г. Москва

819 391

668 857

4 281 745

5 059 819

5 941 545

Оренбургская область

1 321 133

1 897 924

2 133 065

2 319 922

2 037 315

г. Санкт-Петербург

603 592

1 155 953

1 553 200

1 943 098

2 047 415

Самарская область

40 181

114 832

2 211 220

1 740 952

2 022 656

Красноярский край

11

0

55 413

381 024

5 395 728

Магаданская область

93 428

2 012

9 903

24 365

37 473

Нижегородская область

244 461

6 403

282 787

395 875

2 863 433

Татарстан

10 427

18 470

19 392

18 951

20 166

Пермский край

3 536 711

4 547 656

7 964 373

5 434 159

6 336 892

Коми-Пермяцкий автономный округ

0

Калужская область

30 954

32 172

27 550

27 236

409 381

Доля указанных субъектов РФ в общем объеме, %

77,35%

90,10%

91,62%

95,16%

90,02%

Остальные регионы

7 974 111

2 846 042

3 557 356

1 927 144

5 267 783

Согласно приведенным данным, в 2010 году на долю указанных субъектов РФ приходилось более 90 % всей суммы налога, не поступившей в бюджет России в результате действия преференции. В том числе, на долю Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области и Пермского края приходилось более 46 % всей суммы налога, не поступившей в бюджет в результате действия преференции (в 2006 г. – 67,08 %).

При этом в ходе проверки, проведенной Счетной палатой РФ, установлено, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Пермского края данной преференцией фактически пользуются только представители крупного бизнеса, которые состоят на налоговом учете в межре­гиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам[5].

Таблица 5. Налоговые преференции по налогу на прибыль в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Пермском крае

2009 г.

9 месяцев 2010 г.

Ханты-Мансийский АО - Югра

Сумма налога на прибыль, не поступившая в бюджет, всего (млн. руб.)

15472,8

9556,4

в том числе

×

×

Сумма, приходящаяся на крупнейших налогоплательщиков (млн. руб.)

15140,8

9336,7

Доля в общем объеме (в %)

97,9

97,7

Количество организаций, пользующихся преференцией (ед.)

17

1

Пермский край

Сумма налога на прибыль, не поступившая в бюджет, всего (млн. руб.)

5434,2

4977,7

в том числе

×

×

Сумма, приходящаяся на крупнейших налогоплательщиков (млн. руб.)

4188,9

4062,8

Доля в общем объеме (в %)

77,1

81,6

Количество организаций, пользующихся преференцией (ед.)

28

26

Анализ региональных законов о пониженных ставках налога на прибыль показывает, что более 30 % субъектов России установили пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность.

В большинстве регионах преференция предоставляется на ограниченный период времени: срок действия инвестиционного соглашения, срок окупаемости проекта (как правило, до 7 лет), чего недостаточно для долгосрочного экономического развития.

Таблица 6. Период применения пониженной ставки налога на прибыль

Срок (период) применения пониженной ставки

Субъект Российской Федерации

срок окупаемости инвестиционных затрат (но не более 5 лет)

Республика Мордовия, Липецкая область, Ульяновская область, Воронежская область, Самарская область, Оренбургская область, Вологодская область, Владимирская область,

Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский край, Тамбовская область, Республика Чувашия

срок окупаемости инвестиционных затрат (но не более 7 лет)

Республика Татарстан, Забайкальский край

срок окупаемости инвестиционных затрат (но не более 8 лет)

Воронежская область (производство автомобилей)

срок окупаемости инвестиционных затрат (но не превышающий прогнозный, расчетный срок окупаемости, предусмотренный инвестиционным проектом)

Ленинградская область, Костромская область, Астраханская область, Ярославская область

срок окупаемости инвестиционных затрат (но не более 13 лет)

Республика Татарстан (машиностроение)

срок нормативными документами не установлен

Сахалинская область

Основания предоставления преференций в различных регионах отличаются, но общим условием является осуществление инвестиций в форме капитальных вложений. При этом часто присутствует отсылочная норма к региональному закону «Об инвестиционной деятельности».

Регионы Российской Федерации с учетом особенностей социально-экономического развития устанавливают на своей территории преференции специализированной направленности c целью поддержки наиболее значимых отраслей (топливно-энергетический комплекс, машиностроение, авиастроение, оборонно-промышленный комплекс).

При этом очевидно, что налоговых преференций, устанавливаемых на территории отдельно взятого региона явно недостаточно для стимулирования инновационной деятельности в целом по стране.

При этом особенности налоговых режимов, действующих на территориях с льготным налогообложением, неоправданно отличаются, что может повлечь за собой перемещение участников с одной территории на другую с целью получения больших налоговых преимуществ.

Преференции по налогу на добавленную стоимость

НДС является одним из основных налогов фискального характера. Налоговые поступления по НДС на протяжении последних лет обеспечивали до 19 % налоговых доходов бюджета. Независимость НДС от финансовых результатов деятельности предприятий обеспечивает бюджет стабильными налоговыми поступлениями даже в период рецессии.

НДС является налогом на потребление, поэтому его регулирующий потенциал позволяет воздействовать на потребительский спрос, уровень издержек производства, стимулирование отдельных видов деятельности.

Стоит отметить, что в настоящее время косвенное налогообложение безосновательно одинаково распределяется как на добывающие, так и на перерабатывающие секторы экономики, даже с учетом того, что долгосрочный прирост ВВП обеспечивает именно переработка.

Перерабатывающий сектор, создающий значительную часть добавленной стоимости, которая затем изымается государством, лишается стимулов для развития, с одной стороны, и поощряет инвестиции в добывающий сектор, с другой стороны.

Налоговые преференции (льготы по НДС не применяются), установленные в отношении множества услуг, делают их более привлекательными с точки зрения инвестирования, тем самым, ограничивая интерес к производственной сфере. Налоговые преференции в сфере производства материальных благ немногочисленны.

Основными преференциями по НДС, которыми вправе воспользоваться организации инновационного сектора экономики признаются следующие.

Таблица 7. Преференции по НДС в инновационной сфере

Вид преференции

Категории налогоплательщиков

1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (ст. 145 НК РФ)

Организации и индивидуальные предприниматели, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.

2.. Реализация исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (пп. 26. п. 2 ст. 149 НК РФ)

Налогоплательщики, реализующие изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) на основании лицензионного договора

3. Выполнение НИОКР (пп. 16. - 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ)

- за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций

- за счет средств на основе хозяйственных договоров (для учреждений образования и научных организаций)

- за счет любых средств, если НИОКР относятся к созданию новых видов продукции (технологий) или к усовершенствованию производимой продукции (технологий)

4. Ввоз на территорию РФ технологического оборудования (пп. 7 ст. 150 НК РФ)

Налогоплательщики, осуществляющие ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством РФ

5. Применение ставки по НДС 0 % (ст. 164 НК РФ)

Налогоплательщики, экспортирующие инновационную продукцию за пределы территории России

Предусмотренное ст. 145 НК РФ освобождение может применяться только узким кругом налогоплательщиков (малые организации, индивидуальные предприниматели) в целях упрощения порядка ведения налогового учета и исполнения налоговых обязательств. В связи с этим, по нашему мнению, стимулирующий потенциал в данной преференции отсутствует.

При этом преференции по НИОКР, предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, имеют существенное значение для инновационной деятельности предприятий и активизации процессов по модернизации экономики. Практика показывает, что большинство предприятий научной сферы оказывают услуги, не выделяя при этом НДС, применяя, таким образом, освобождение по НДС, однако сталкиваясь при этом с некоторыми трудностями.

Для начала необходимо отметить, что в НК РФ само понятие «НИОКР» отсутствует, поэтому необходимо руководствоваться иными отраслями законодательства.

Так, согласно п. 1 ст. 769 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научно-технической деятельностью признается деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Анализ конструкции норм, содержащихся в ст. 149 НК РФ, позволяет сделать вывод, что освобождение от уплаты НДС не во всех случаях оправдано созданием новых или совершенствованием производимых видов продукции.

При буквальном толковании части 1 пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ для применения освобождения достаточно выполнение любых видов НИОКР за счет средств бюджетов и (или) фондов.

Для применения освобождения при использовании иных источников финансирования НИОКР должно выполняться требование о статусе и аккредитации налогоплательщика (часть 2 пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ), либо о новизне создаваемой продукции и технологий (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Использование преференции по последнему основанию признается правомерным при условии, что в состав НИОКР включаются следующие виды деятельности:

разработка конструкции инженерного объекта (технической системы);

разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию;

создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных (опыта) и отражения их в технической документации.

Данный факт свидетельствует о несправедливости в подходах, применяемых к налогообложению средств казны и частных источников финансирования. К тому же на практике по требованию налоговых органов необходимо подтверждать источник финансирования НИОКР договором с указанием источника финансирования, письменным уведомлением заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных целевых бюджетных средствах для оплаты работ (Письмо Минфина РФ от 11.03.2009 № 03-07-07/16).

Претензии налоговых органов могут также возникнуть при отсутствии государственной регистрации НИОКР и аккредитации научной организации, которая их выполняет. Приведенные различия используются налоговыми органами как повод для признания таких освобождений не обоснованными и доначисления НДС.

Декларируя освобождение налогоплательщиков от обязанностей по уплате НДС, освобождение ряда операций от налогообложения, НК РФ, тем не менее, не позволяет реализовать их до конца. Применительно к освобождению НИОКР от налогообложения НДС, стоит отметить, что налогоплательщикам предоставляется право не исчислять НДС с выручки, что само по себе конечно, преимущество. Однако организации на практике все же несут ряд издержек, связанных с невозможностью применения налоговых вычетов, необходимостью восстановления НДС, ранее принятого к вычету, в частности по имуществу, приобретенному и не использованному до применения освобождения.

Не менее важным аспектом является то, что покупатели не могут принять к вычету НДС по товарам, работам или услугам, приобретенным у таких налогоплательщиков, и вынуждены, в свою очередь, платить налог в бюджет со всей добавленной стоимости, что делает достаточно спорным отождествление указанных освобождений с налоговыми привилегиями.

Многочисленные споры, а также необходимость ведения раздельного учета входящего налога заставляют некоторых налогоплательщиков вовсе отказаться от применения данных налоговых преференций. Поэтому очевидно, что в данном случае необходимо упростить порядок применения освобождений, распространив их на все виды НИОКР, независимо от источников финансирования, если целью их выполнения является создание инновационной продукции и (или) технологий.

Помимо применения освобождений согласно ст. 149 НК РФ организации инновационной сферы вправе не уплачивать НДС таможенным органам при ввозе технологического оборудования на территорию страны.

Однако, как показывают проверки Счетной палаты РФ, в некоторых случаях целью ввоза технологического оборудования является не осуществление производственной деятельности на данном оборудовании, а извлечение отдельными организациями коммерческой выгоды путем передачи ввезенного оборудования во временное пользование (аренду) иным лицам или использования оборудования в личных целях[1].

Нормы действующего законодательства не препятствуют ввозу на территорию Российской Федерации морально и физически устаревшего оборудования, не способного оказать влияние на техническую модернизацию российской экономики.

Анализ практики таможенного оформления технологического оборудования показал, что при одинаковом коде товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на территорию России ввозятся товары, имеющие как производственное, так и бытовое назначение: ноутбуки, карманные компьютеры, кондиционеры, части к стиральным машинам, фильтры салонные для автомобилей, насосы аквариумные, вибромассажеры для тела и другие товары, отнесение которых к технологическому оборудованию, используемому в производственных целях, затруднительно.

Таким образом, ввоз технологического оборудования на территорию Российской Федерации, применение налоговой преференции и последующее использование оборудования по назначению недостаточно контролируется государственными органами.

Поэтому, по нашему мнению, необходимо внести изменение в законодательство о налогах и сборах и установить обязанность налогоплательщиков, занимающихся ввозом такого оборудования сообщать о направлениях его использования. Представляется, что наиболее целесообразным способом предоставления такой информации является включение соответствующего раздела в налоговую декларацию по НДС.

Помимо предоставления преференций в виде освобождений, существует возможность применения нулевой ставки по НДС в отношении инновационной продукции по экспортным операциям. Так, по данным ФНС России в 2011 году возмещение НДС в связи с применением ставки НДС 0 % составило 1 254,39 млрд. руб.

Однако если посмотреть на структуру экспорта, то доля экспорта продукции топливно-энергетического комплекса составляет более 70 %, а вместе с металлургией и вовсе почти 85 %. Доля обрабатывающих отраслей в экспорте ничтожно мала (доля машин оборудования составляет 4-5 %).

Таблица 8. Структура экспорта

млн. долл.

Товары

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Нефть, сырая

114 145

151 669

93 487

129 026

171 696

Нефтепродукты

51 470

78 325

46 795

69 424

91 310

Дизельное топливо

21 441

32 593

17 886

25 696

31 683

Топлива жидкие (мазут)

18 211

30 725

20 093

31 280

43 533

Газ природный

42 755

66 400

39 381

43 534

58 473

Угол каменный

5 355

7 752

7 367

9 181

11 373

Черные металлы

21 110

28 628

14 719

19 081

21 986

Машины и оборудование

17 795

20 475

16 616

19 559

21 087

Лесоматериалы обработанные

3 254

2 823

2 606

3 023

3 387

Прокат плоский из углеродистой стали

4 769

5 588

4 147

4 614

4 883

Никель необработанный

8 656

4 963

3 563

5 237

4 486

Алюминий необработанный

7 424

7 488

5 233

6 021

7 158

Объем экспорта, всего

352 473

468 073

301 652

396 442

516 040

Таким образом, практически весь объем возмещения НДС направляется в отрасли топливно-энергетического комплекса, что не стимулирует инновационную активность в перерабатывающих отраслях.

Анализ эффективности применения налоговых преференций в сфере инновационной деятельности, по нашему мнению, должен строиться на основе оценки взаимосвязи следующих имеющихся данных:

- налоговые преференции по НИОКР и по импорту технологического оборудования;

- объем выпуска инновационной продукции, сумма расходов на НИОКР и затраты на технологические инновации в экономике;

- число организаций и численность персонала, занимающихся НИОКР.

Оценивая суммы налоговых преференций, предоставленных налогоплательщикам и статистическую информацию, можно судить о роли налоговых стимулов в экономическом стимулировании инновационной деятельности и инновационных предприятий[2].

По результатам проведенного анализа за 2006-2011 гг. (Таблица 9) можно сделать следующие выводы о зависимости суммы налоговых преференций по НДС и показателях инновационной деятельности в экономике:

  1. Преференции субъектам инновационной деятельности занимают низкий удельный вес в структуре всех налоговых преференций (1,97 %). Например, в 2011 году на 1 руб. преференции по НИОКР приходится более 16 руб. преференций по банковским операциям;
  2. Число организаций и численность персонала, занятых в сфере НИОКР с введением преференций сократилось (с 3622 до 3492 ед. и с 807 066 до 736 540 чел. соответственно), хотя масштаб финансирования НИОКР значительно вырос;
  3. Анализ взаимосвязи налоговых преференций с показателями инновационной активности показал:

3.1. Налоговые преференции по НДС, предоставляемые субъектам инновационной деятельности, увеличились в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 29 230,50 млн. руб. (прирост за анализируемый период - 129,98 %);

3.2. В свою очередь, затраты на технологические инновации в экономике увеличились в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 161 271 млн. руб. (прирост за анализируемый период - 85,56 %);

3.3. Аналогично, расходы на НИОКР в экономике увеличились в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 234 572 млн. руб. (прирост за анализируемый период - 81,22 %);

3.4. Выпуск инновационной продукции увеличился в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 451 723 млн. руб. (прирост за анализируемый период - 63,26 %);

3.5. Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение рассмотренных налоговых преференций не оказало значительного влияния на инновационные процессы в экономике. Объем выпуска инновационной продукции и сумма затрат на технологические инновации существенно увеличились, однако темпы прироста указанных показателей оказались несравненно ниже темпов прироста величины самих налоговых преференций;

4. Доля собственных средств организаций среди всех источников финансирования НИОКР неуклонно снижается с 2006 года и на 2010 год составляет 69,11 % (в 2006 – 77,27 %). Доля бюджетных средств незначительно увеличилась (в 2010 году - 4,98 %, в 2006 году – 4,15 %). А доля заемных средств, наоборот, растет (в 2010 году - 23,21 %, в 2006 году – 18,00 %).

Таким образом, средства, высвобождающиеся в результате применения налоговых преференций по НДС, не инвестируются в дальнейшие фундаментальные исследования и прикладные разработки;

5. Среди затрат на технологические инновации расходы на приобретение перспективных технологий, по которым наблюдается очевидное отставание России перед ведущими зарубежными странами, за анализируемый период увеличились всего на 1 273 млн. руб. (прирост составил 37,84 %);

6. Стабильный рост некоторых качественных показателей развития инновационной активности, таких как количество выданных патентов на изобретения, промышленные образцы и число созданных передовых производственных технологий отмечается только с 2009 года;

7. Объем инновационной продукции, приходящейся на 1 рубль налоговых преференций, за анализируемый период сократился с 31,75 руб. до 22,54 руб., т.е. введение указанных преференций не привело при прочих равных условиях к ускоренному развитию инноваций;

8. Следствием всех перечисленных выше факторов является снижение за анализируемый период индекса инновационной активности (доля предприятий, осуществляющих технологические затраты среди всех предприятий) с 9,90 % до 9,50 %.

По результатам анализа видно, что масштаб инновационной деятельности в России растет, однако количество организаций и численность персонала, занятых в указанной сфере сокращается, что может свидетельствовать о низком удельном весе количества инновационных предприятий в России.

В связи с тем, что направления использования высвобождаемых в результате применения преференций средств не определены, эффективность их использования на основании полученных данных определяется как относительно низкая.

Объективным преимуществом действия указанных преференций может являться только увеличение средств, остающихся в распоряжении предприятий, которые в силу мультипликативного эффекта оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос.

Таблица 9. Показатели инновационной активности и НДС

тыс. руб.

№ пункта

Показатели

Период

2006

2007

2008

2009

2010

2011

1

НДС, недополученный от выполнения НИОКР

18 688 937

32 112 877

24 591 584

15 093 886

40 909 439

51 954 988

2

НДС, недополученный при ввозе технологического оборудования

3 800 000

5 600 000

5 920 000

6 570 000

10 810 000

н/д

3

Объем выпуска инновационной продукции

714 024 600

916 131 600

1 046 960 000

877 684 800

1 165 747 600

н/д

4

Затраты на технологические инновации, в том числе:

188 492 200

207 499 200

276 262 300

358 861 100

349 763 200

н/д

4.1.

Исследования и разработки

35 014 700

35 917 300

41 485 700

97 866 300

72 040 900

н/д

4.2.

Приобретение машин и оборудования

102 991 800

119 367 100

162 900 500

183 853 300

190 553 100

н/д

4.3.

Приобретение новых технологий

3 364 400

4 656 200

6 817 500

5 488 700

4 637 500

н/д

5

Источники финансирования инноваций

×

×

×

×

×

×

5.1.

средства бюджетной системы и внебюджетных фондов

7 831 500

8 846 300

8 878 200

12 260 900

17 425 500

н/д

5.2.

собственные средства организаций

145 638 700

165 216 100

199 830 200

265 611 300

241 703 900

н/д

5.3.

иностранные инвестиции

1 097 400

628 200

221 300

12 543 000

9 446 100

н/д

5.4.

прочие средства (кредиты, займы)

33 924 600

32 808 600

67 332 600

68 445 900

81 187 700

н/д

6

Инновационная активность организаций, в %

9,90

10,00

9,40

9,30

9,50

н/д

7

Объем инновационной продукции, приходящейся на 1 рубль преференций (п.3/(п.1+п.2))

31,75

24,29

34,31

40,51

22,54

н/д

8

Общая сумма затрат на НИОКР

288 805 212

371 080 327

431 073 185

485 834 338

523 377 234

н/д

8.1.

Текущие затраты

277 784 800

352 917 700

410 865 000

461 006 200

489 450 800

н/д

8.2.

Капитальные затраты

11 020 500

18 162 600

20 208 200

24 828 100

33 926 400

н/д

9

Число организаций, выполнявших НИОКР, ед.

3 622

3 957

3 666

3 536

3 492

н/д

10

Численность персонала, занятого НИОКР, чел.

807 066

801 135

761 252

742 433

736 540

н/д

11

Средний размер НИОКР на организацию (п.8/п.9)

79 736

93 778

117 587

137 397

149 879

н/д

12

Средний размер НИОКР на одного работника (п.8/п.10)

358

463

566

654

711

н/д

13

Число созданных передовых производственных технологий (принципиально новых), шт.

52

75

45

105

102

н/д

14

Выдано патентов на изобретения, шт.

23 299

23 028

28 808

34 824

30 322

н/д

15

Выдано патентов на промышленные образцы, шт.

2 675

4 020

3 657

4 766

3 566

н/д

16

Внутренние затраты на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями

0

0

11 026 200

15 113 100

21 283 700

н/д

17

Инвестиции в основной капитал, осуществленные научно-исследовательскими организациями

24 396 800

28 700 000

39 900 000

56 400 000

68 600 000

н/д

18

Общая сумма преференций по НДС (ст. 149 НК РФ)

1 437 118 229

4 157 142 847

1 438 234 283

5 373 348 474

2 626 516 432

3 335 675 869

19

Преференции по банковским операциям

597 750 215

496 507 418

352 699 822

5 264 840 904

662 725 539

841 661 435

Выводы

Оценивая эффективность существующих налоговых льгот и преференций, стоит отметить, что государство, предоставляя налоговые послабления в приоритетных и социально значимых сферах экономики вправе рассчитывать на адекватную обратную реакцию, которая подразумевает инвестирование высвободившихся ресурсов в материальное производство, фундаментальные исследования и прикладные разработки.

Автор считает необходимым внести изменения в систему преференциального налогообложения резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и приравнять их налоговый статус к статусу участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее – «участники проекта «Сколково»).

В соответствии с п. 1 ст. 145.1 НК РФ участники проекта «Сколково» имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в течение десяти лет со дня получения статуса участника проекта.

Освобождение действует до достижения предельного размера прибыли (300 млн. руб.), исчисленной нарастающим итогом в течение года, в котором годовой объем выручки превысил 1 млрд. руб.

Согласно п. 3 ст. 246 НК РФ участники проекта «Сколково» в течение десяти лет со дня получения соответствующего статуса имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль до достижения предельной годовой суммы выручки (1 млрд. руб.).

Фактически же с учетом п. 5.1. ст. 284 НК РФ участники проекта освобождаются от налогообложения (уплачивают налог по ставке 0 %) до достижения предельного совокупного размера прибыли (300 млн. руб.)

Помимо федеральных налогов участники проекта на основании п. 20 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество, а также имеют право на упрощенный порядок ведения налогового учета (ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Вышеуказанные преимущества ставят резидентов технико-внедренческих особых экономических зон в невыгодное положение по сравнению с участниками проекта «Сколково».

Таблица 10. Налоговые льготы и преференции резидентам технико- внедренческих особых экономических зон и участникам проекта «Сколково»

Налог

Льготы и преференции, предоставляемые

резидентам технико-внедренческих особых экономических зон

участникам проекта «Сколково»

Налог на прибыль

налоговая ставка (не выше 13,5 %)

освобождение (10 лет)

НДС

не предусмотрено

освобождение (10 лет)

Налог на имущество

освобождение (10 лет)

освобождение (10 лет)

Земельный налог

освобождение (5 лет)

освобождение (для управляющих компаний)

По федеральным налогам уровень налоговой нагрузки резидентов технико-внедренческих особых экономических зон несравненно выше, чем у участников проекта «Сколково», что может негативно отразиться на инновационной привлекательности технопарков в регионах России.

По нашему мнению, необходимо уравнять налоговые условия функционирования резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа с участниками проекта «Сколково».

При этом стоит отметить, что в целях рационального применения налоговых льгот и преференций необходимо обеспечить контроль над направлениями использования высвобождаемых средств.

Автором предлагается обязать налогоплательщиков направлять не менее 50 % (30 % - в течение первых 3 лет) средств, высвобожденных в результате применения налоговых льгот и преференций в течение налогового периода на дальнейшее финансирование инноваций.

Для обеспечения стабильности налоговой системы, по нашему мнению, необходимо внести в законодательство о налогах и сборах обязанность налогоплательщиков представлять информацию о суммах налоговых льгот и преференций, а также о результатах их использования налоговым органам (в отношении льгот и преференций инновационного характера).

Параллельно необходимо совершенствовать формы налоговых деклараций по налогам путем добавления в них сведений об использовании налоговых льгот и преференций (сумма выпадающих доходов бюджета) по каждому основанию, установленному НК РФ, нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Внедрение указанного порядка позволит территориальным управлениям ФНС России анализировать налоговые льготы и преференции не обобщенно по уровню законодательного закрепления, а отдельно по каждому основанию, что повысит уровень мониторинга.

Одновременно необходимо ускорить работу по разработке и внедрению единой методики оценки эффективности налоговых льгот и преференций для качественного анализа практики их применения.

Наметившаяся тенденция по предоставлению налоговых преференций (амортизационная премия, особый порядок учета расходов на НИОКР) должна быть скорректирована только в отношении инновационных предприятий с целью создания заинтересованности в их развитии.

Библиография
1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (документ опубликован не был)
2. Сборник Росстата «Регионы России. Социально-экономические показатели - 2010 г.» // [сайт] URLhttp://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1138623506156 (дата обращения: 02.03.2012)
3. Пансков В.Г. О налоговом стимулировании модернизации российской экономики // Налоги и налогообложение, 2010. - N 12
4. Мешков Р.А. Инвестиционный налоговый кредит как инструмент государственной поддержки организаций // Финансы и кредит, 2008. - № 37 (325)
5. Дадашев А.З. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития // Финансы, 2009. - № 6
6. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 9 (165) за 2011 г. // URL: http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/2011-09-09-buleten_doc_files-fl-2122.pdf (дата обращения: 18.03.2012)
7. Бюллетень Счетной палаты РФ № 12 (132) за 2008 год // URL: http://www.ach.gov.ru/ru/bulletin/313/ (дата обращения: 18.03.2012)
8. Сборник Росстата «Регионы России. Социально-экономические показатели - 2011 г.» /// [сайт] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/Main.htm (дата обращения: 18.03.2012)
9. Закон Астраханской области от 16.11.2009 года № 83/2009-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»
10. Закон Республики Бурятия от 26.11.2002 года № 145-III «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»
11. Закон Вологодской области от 30.04.2002 года № 781-ОЗ «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»
12. Закон Воронежской области от 27.11.2006 года N 99-ОЗ «О ставках налога на прибыль организаций для инвесторов, реализующих особо значимые инвестиционные проекты на территории Воронежской области»
13. Закон Владимирской области от 2.09.2002 года № 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области»
14. Закон Забайкальского края от 27.02.2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае»
15. Закон Калужской области от 29.12.2009 года № 621-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области»
16. Закон Костромской области от 3.03.2006 года № 8-4-ЗКО «О снижении ставки налога на прибыль организаций для пользователей объектов инвестиционной деятельности»
17. Закон Краснодарского края от 6.02.2008 года № 1378-КЗ «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков Краснодарского края»
18. Закон Ленинградской области от 16.06.2005 года N 46-оз «О ставках налога на прибыль организаций для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области»
19. Закон Липецкой области от 29.05.2008 года № 151-03 «О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет»
20. Закон Республики Мордовия от 25.11.2004 года № 77-3 «О снижении ставок по налогу на прибыль организаций»
21. Закон Оренбургской области от 05.10.2009 № 3119/712-IV-ОЗ «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений»
22. Закон Самарской области от 7.11.2005 года N 187-ГД «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет»
23. Закон Сахалинской области от 27.09.2002 года № 362 «О льготах по налогу на прибыль организаций»
24. Закон Тамбовской области от 30.11.2004 года № 269-3 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области»
25. Закон Республики Татарстан от 02.08.2008 г. N 53-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»;
26. Закон Республики Татарстан от 25.11.1998 г. N 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»
27. Закон Ульяновской области от 4.06.2007 года № 71-ЗО «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»
28. Закон Чувашской Республики от 23.07.2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»
29. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2008 года № 77-ЗАО «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков»
30. Закон Ярославской области от 19.12.2005 № 83-з «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»
31. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824
32. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», N 32, 07.08.2000, ст. 3340
33. Определение Верховного суда России от 17.01.2007 N 72-Г06-15
34. Определение Верховного суда России от 04.10.2006 N 51-Г06-22
35. Определение Верховного суда России от 02.03. 2005 N 33-Г05-1
36. Письмо Минфина РФ от 05.08.2011 N 03-03-06/1/455 // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
37. Письмо Минфина РФ от 23.11.2009 N 03-02-07/1-520 // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
38. Письмо Минфин РФ от 11.03.2009 № 03-07-07/16 // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
39. Письмо Минфина РФ от 21.12.2006 N 03-03-04/1/852 // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
40. Письмо Минфина РФ от 16.05.2006 N 03-03-04/1/452 // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
41. Письмо ФНС РФ от 02.03.2009 N ШС-20-3/234 // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
42. Российский статистический ежегодник – 2011 г.» // [сайт] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/Main.htm (дата обращения: 18.03.2012)
43. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации», 2007-2010 гг. // URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 18.03.2012)
44. Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // «Собрание законодательства РФ», N 40, 04.10.2010, ст. 4970
45. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
46. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // «Собрание законодательства РФ», N 48, 25.11.1996, ст. 5369
References
1. Osnovnye napravleniya nalogovoi politiki Rossiiskoi Federatsii na 2013 god i na planovyi period 2014 i 2015 godov (dokument opublikovan ne byl)
2. Sbornik Rosstata «Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli - 2010 g.» // [sait] URLhttp://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1138623506156 (data obrashcheniya: 02.03.2012)
3. Panskov V.G. O nalogovom stimulirovanii modernizatsii rossiiskoi ekonomiki // Nalogi i nalogooblozhenie, 2010. - N 12
4. Meshkov R.A. Investitsionnyi nalogovyi kredit kak instrument gosudarstvennoi podderzhki organizatsii // Finansy i kredit, 2008. - № 37 (325)
5. Dadashev A.Z. Sovershenstvovanie nalogovoi politiki pri perekhode k innovatsionnomu tipu ekonomicheskogo razvitiya // Finansy, 2009. - № 6
6. Byulleten' Schetnoi palaty Rossiiskoi Federatsii № 9 (165) za 2011 g. // URL: http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/2011-09-09-buleten_doc_files-fl-2122.pdf (data obrashcheniya: 18.03.2012)
7. Byulleten' Schetnoi palaty RF № 12 (132) za 2008 god // URL: http://www.ach.gov.ru/ru/bulletin/313/ (data obrashcheniya: 18.03.2012)
8. Sbornik Rosstata «Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli - 2011 g.» /// [sait] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/Main.htm (data obrashcheniya: 18.03.2012)
9. Zakon Astrakhanskoi oblasti ot 16.11.2009 goda № 83/2009-OZ «Ob ustanovlenii ponizhennoi stavki naloga na pribyl' organizatsii dlya otdel'nykh kategorii nalogoplatel'shchikov»
10. Zakon Respubliki Buryatiya ot 26.11.2002 goda № 145-III «O nekotorykh voprosakh nalogovogo regulirovaniya v Respublike Buryatiya, otnesennykh zakonodatel'stvom Rossiiskoi Federatsii o nalogakh i sborakh k vedeniyu sub''ektov Rossiiskoi Federatsii»
11. Zakon Vologodskoi oblasti ot 30.04.2002 goda № 781-OZ «O snizhenii stavki naloga na pribyl' organizatsii dlya otdel'nykh kategorii nalogoplatel'shchikov»
12. Zakon Voronezhskoi oblasti ot 27.11.2006 goda N 99-OZ «O stavkakh naloga na pribyl' organizatsii dlya investorov, realizuyushchikh osobo znachimye investitsionnye proekty na territorii Voronezhskoi oblasti»
13. Zakon Vladimirskoi oblasti ot 2.09.2002 goda № 90-OZ «O gosudarstvennoi podderzhke investitsionnoi deyatel'nosti, osushchestvlyaemoi v forme kapital'nykh vlozhenii, na territorii Vladimirskoi oblasti»
14. Zakon Zabaikal'skogo kraya ot 27.02.2009 goda № 148-ZZK «O gosudarstvennoi podderzhke investitsionnoi deyatel'nosti v Zabaikal'skom krae»
15. Zakon Kaluzhskoi oblasti ot 29.12.2009 goda № 621-OZ «O ponizhenii nalogovoi stavki naloga na pribyl' organizatsii, zachislyaemogo v oblastnoi byudzhet, dlya investorov, osushchestvlyayushchikh investitsionnuyu deyatel'nost' na territorii Kaluzhskoi oblasti»
16. Zakon Kostromskoi oblasti ot 3.03.2006 goda № 8-4-ZKO «O snizhenii stavki naloga na pribyl' organizatsii dlya pol'zovatelei ob''ektov investitsionnoi deyatel'nosti»
17. Zakon Krasnodarskogo kraya ot 6.02.2008 goda № 1378-KZ «Ob ustanovlenii stavki naloga na pribyl' organizatsii dlya otdel'nykh kategorii nalogoplatel'shchikov Krasnodarskogo kraya»
18. Zakon Leningradskoi oblasti ot 16.06.2005 goda N 46-oz «O stavkakh naloga na pribyl' organizatsii dlya investorov, osushchestvlyayushchikh investitsionnuyu deyatel'nost' na territorii Leningradskoi oblasti»
19. Zakon Lipetskoi oblasti ot 29.05.2008 goda № 151-03 «O primenenii ponizhennoi nalogovoi stavki naloga na pribyl' organizatsii, podlezhashchego zachisleniyu v oblastnoi byudzhet»
20. Zakon Respubliki Mordoviya ot 25.11.2004 goda № 77-3 «O snizhenii stavok po nalogu na pribyl' organizatsii»
21. Zakon Orenburgskoi oblasti ot 05.10.2009 № 3119/712-IV-OZ «Ob investitsionnoi deyatel'nosti na territorii Orenburgskoi oblasti, osushchestvlyaemoi v forme kapital'nykh vlozhenii»
22. Zakon Samarskoi oblasti ot 7.11.2005 goda N 187-GD «O ponizhennykh stavkakh naloga na pribyl' organizatsii, zachislyaemogo v oblastnoi byudzhet»
23. Zakon Sakhalinskoi oblasti ot 27.09.2002 goda № 362 «O l'gotakh po nalogu na pribyl' organizatsii»
24. Zakon Tambovskoi oblasti ot 30.11.2004 goda № 269-3 «O gosudarstvennoi podderzhke investitsionnoi deyatel'nosti na territorii Tambovskoi oblasti»
25. Zakon Respubliki Tatarstan ot 02.08.2008 g. N 53-ZRT «Ob ustanovlenii nalogovoi stavki po nalogu na pribyl' organizatsii dlya otdel'nykh kategorii nalogoplatel'shchikov»;
26. Zakon Respubliki Tatarstan ot 25.11.1998 g. N 1872 «Ob investitsionnoi deyatel'nosti v Respublike Tatarstan»
27. Zakon Ul'yanovskoi oblasti ot 4.06.2007 goda № 71-ZO «O snizhenii stavki naloga na pribyl' organizatsii dlya otdel'nykh kategorii nalogoplatel'shchikov»
28. Zakon Chuvashskoi Respubliki ot 23.07.2001 goda № 38 «O voprosakh nalogovogo regulirovaniya v Chuvashskoi Respublike, otnesennykh zakonodatel'stvom Rossiiskoi Federatsii o nalogakh i sborakh k vedeniyu sub''ektov Rossiiskoi Federatsii»
29. Zakon Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga ot 25.09.2008 goda № 77-ZAO «Ob ustanovlenii ponizhennoi stavki naloga na pribyl' organizatsii otdel'nym kategoriyam nalogoplatel'shchikov»
30. Zakon Yaroslavskoi oblasti ot 19.12.2005 № 83-z «O gosudarstvennom regulirovanii investitsionnoi deyatel'nosti na territorii Yaroslavskoi oblasti»
31. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 N 146-FZ // «Sobranie zakonodatel'stva RF», N 31, 03.08.1998, st. 3824
32. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 N 117-FZ // «Sobranie zakonodatel'stva RF», N 32, 07.08.2000, st. 3340
33. Opredelenie Verkhovnogo suda Rossii ot 17.01.2007 N 72-G06-15
34. Opredelenie Verkhovnogo suda Rossii ot 04.10.2006 N 51-G06-22
35. Opredelenie Verkhovnogo suda Rossii ot 02.03. 2005 N 33-G05-1
36. Pis'mo Minfina RF ot 05.08.2011 N 03-03-06/1/455 // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant plyus»
37. Pis'mo Minfina RF ot 23.11.2009 N 03-02-07/1-520 // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant plyus»
38. Pis'mo Minfin RF ot 11.03.2009 № 03-07-07/16 // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant plyus»
39. Pis'mo Minfina RF ot 21.12.2006 N 03-03-04/1/852 // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant plyus»
40. Pis'mo Minfina RF ot 16.05.2006 N 03-03-04/1/452 // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant plyus»
41. Pis'mo FNS RF ot 02.03.2009 N ShS-20-3/234 // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant plyus»
42. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik – 2011 g.» // [sait] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/Main.htm (data obrashcheniya: 18.03.2012)
43. Ezhegodnyi sbornik «Tamozhennaya sluzhba Rossiiskoi Federatsii», 2007-2010 gg. // URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (data obrashcheniya: 18.03.2012)
44. Federal'nyi zakon ot 28.09.2010 N 244-FZ «Ob innovatsionnom tsentre «Skolkovo» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», N 40, 04.10.2010, st. 4970
45. Federal'nyi zakon ot 23.08.1996 N 127-FZ «O nauke i gosudarstvennoi nauchno-tekhnicheskoi politike»
46. Federal'nyi zakon ot 21.11.1996 N 129-FZ «O bukhgalterskom uchete» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», N 48, 25.11.1996, st. 5369
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.