Статья 'Стохастическая музыка: философский аспект' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Стохастическая музыка: философский аспект

Переверзева Марина Викторовна

доктор искусствоведения

доцент, Высшая школа музыки им. А. Шнитке, Российский государственный социальный университет

107076, Россия, г. Москва, бул. Стромынка, 18/28

Pereverzeva Marina Viktorovna

Doctor of Art History

Associate Professor of the Department of Sociology and Philosophy of Culture of the A. Shnitke High School of Music of the Russian State Social University

107076, Russia, g. Moscow, bul. Stromynka, 18/28

melissasea@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.7.9931

Дата направления статьи в редакцию:

24-07-2014


Дата публикации:

07-08-2014


Аннотация: Под влиянием научных теорий и философских учений в композиторской практике ХХ века возникла стохастическая музыка (от греч. στοχασμός – догадка), в которой организация звукового материала в определенной мере основана на методе статистического распределения элементов (параметров звука, частей формы и др.). Стохастическая музыка получила развитие в период расцвета алеаторики – принципа композиции, допускающего воздействие фактора случайности на процесс создания или исполнения произведения. Стохастический метод сочинения, как никакой другой в музыке ушедшего столетия, имел серьезные философские основания, заставившие деятелей культуры переосмыслить художественный опыт и предложить новую творческую парадигму, не встречавшуюся в искусстве прошлого. По убеждению Я. Ксенакиса, Л. Хиллера, К. Штокхаузена и других адептов стохастической музыки, эта техника письма отражает базовые принципы развития сущего, которым композиторы стремились следовать в музыке. Они обратились к стохастической музыке в поисках новой музыкальной выразительности и звуковой материи, соответствующей их внутреннему мироощущению, во многом сформировавшемуся под влиянием науки и философии ХХ столетия.


Ключевые слова:

музыка, наука, философия, стохастика, алеаторика, случайность, композиция, техника письма, метод сочинения, произведение

Библиография
1. Соколов А. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества. Исследование. Изд. 2-е. – М.: Издательский дом «Композитор», 2007. – 272 с.
2. Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы: Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. – М.: Издательский дом «Композитор», 2006. – 632 с.
3. Циммерман Б. А. Интервал и время / Пер. и коммент. А. Сафронова // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. – С. 92–96.
4. Bois M. Iannis Xenakis: The Man and his Music. – London: Boosy and Hawkes Music Publishers Limited, 1967. – 40 р.
5. Hiller L. A., Baker R. A. Computer Cantata: A Study in Compositional Method // Perspectives of New Music. – 1964. – № 3(1). – P. 62–90.
6. Hiller L. A., Isaacson L. M. Experimental Music. – New York: McGraw-Hill Book Company, Inc., 1959. – 197 p.
7. Stockhausen. Conversations with the composer / ed. by Jonathan Cott. – New York: Simon and Schuster, 1973. – 252 p.
8. Xenakis I. The Origins of Stochastic Music // Tempo. – 1966. – № 78. – P. 9–12.
9. Xenakis I. Ad libitum // The World of Music. – 1967. – № 9(1). – Р. 17–19.
10. Xenakis I. Formalized Music. Thought and Mathematics in Composition. – Bloomington: Pendragon Press, 1992. – 387 р.
References
1. Sokolov A. Muzykal'naya kompozitsiya KhKh veka: dialektika tvorchestva. Issledovanie. Izd. 2-e. – M.: Izdatel'skii dom «Kompozitor», 2007. – 272 s.
2. Kholopov Yu., Kirillina L., Kyuregyan T., Lyzhov G., Pospelova R., Tsenova V. Muzykal'no-teoreticheskie sistemy: Uchebnik dlya istoriko-teoreticheskikh i kompozitorskikh fakul'tetov muzykal'nykh vuzov. – M.: Izdatel'skii dom «Kompozitor», 2006. – 632 s.
3. Tsimmerman B. A. Interval i vremya / Per. i komment. A. Safronova // Kompozitory o sovremennoi kompozitsii: Khrestomatiya / Red.-sost. T. S. Kyuregyan, V. S. Tsenova. M.: Nauchno-izdatel'skii tsentr «Moskovskaya konservatoriya», 2009. – S. 92–96.
4. Bois M. Iannis Xenakis: The Man and his Music. – London: Boosy and Hawkes Music Publishers Limited, 1967. – 40 r.
5. Hiller L. A., Baker R. A. Computer Cantata: A Study in Compositional Method // Perspectives of New Music. – 1964. – № 3(1). – P. 62–90.
6. Hiller L. A., Isaacson L. M. Experimental Music. – New York: McGraw-Hill Book Company, Inc., 1959. – 197 p.
7. Stockhausen. Conversations with the composer / ed. by Jonathan Cott. – New York: Simon and Schuster, 1973. – 252 p.
8. Xenakis I. The Origins of Stochastic Music // Tempo. – 1966. – № 78. – P. 9–12.
9. Xenakis I. Ad libitum // The World of Music. – 1967. – № 9(1). – R. 17–19.
10. Xenakis I. Formalized Music. Thought and Mathematics in Composition. – Bloomington: Pendragon Press, 1992. – 387 r.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.